Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
Италия / демография / экономика / партии / культура / политическая система / Italy / demography / economy / parties / culture / political system

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сардарян Генри Тигранович

В работе анализируются ключевые тенденции социально-политического развития Итальянской республики в условиях существенных демографических и экономических проблем, выступающих катализатором политических изменений в государстве. Автор осуществляет попытку прогнозирования институциональных изменений, политических и партийных трансформаций в стране, учитывая вызовы, с которыми ей предстоит столкнуться уже в ближайшее время. Особое внимание в работе уделяется возможным сценариям поведения России при выстраивании сотрудничества с внутриполитическими акторами Итальянской республики в контексте восприятия РФ в общественном сознании итальянцев в зависимости от представляемого ими политико-партийного спектра. Автор приходит к выводу, что демографическое падение и структурное изменение возрастного состава населения в Италии неминуемо будут приводить к неспособности государственной власти выполнять взятые на себя социальные обязательства. В этих условиях декларируемые ЕС реформы по расширению наднациональных полномочий и сокращению функционала национальных правительств стран-членов будут вести к еще большим вызовам в экономике, что рано или поздно начнет формировать запрос на политические партии и движения, выступающие за сокращение вмешательства ЕС, а в перспективе – и полный выход Италии из состава союза. Сторонники же «евроскептицизма» в Италии, как правило, положительно воспринимают как политику действующей государственной власти в России, так и РФ как потенциального партнера. Сконцентрированная и целенаправленная работа с консервативными и правыми партиями в данных странах способна привести к осязаемым политическим результатам, причем не только на уровне Итальянской республики, но и ЕС в целом, учитывая важнейшее значение данного государства для европейских проектов интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY INDICATORS AND TRENDS IN THE SOCIOECONOMIC AND POLITICAL DEVELOPMENT OF THE ITALIAN REPUBLIC AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the key trends in the socio-political development of the Italian Republic in the context of significant demographic and economic problems that act as a catalyst for political changes in the state. The author attempts to predict institutional changes, political and party transformations in the country, taking into account the challenges that it will face in the near future. Particular attention is paid to possible scenarios of Russian behavior when building cooperation with internal political actors of the Italian Republic in the framework of the perception of the Russian Federation in the public consciousness of Italians, depending on the political party spectrum they represent. The author concludes that the demographic decline and structural changes in the age composition of the population in Italy will inevitably lead to the inability of state authorities to fulfill their social obligations. In these conditions, the reforms declared by the EU to expand supranational powers and reduce the functionality of national governments of member countries will lead to even greater challenges in the economy, which sooner or later will begin to create a demand for political parties and movements advocating a reduction in EU intervention, and in the long term – the complete withdrawal of Italy from the European Union. Supporters of Euroscepticism in Italy, usually, positively perceive both the policies of the current government in Russia and the Russian Federation as a potential partner. Concentrated and targeted work with conservative and right-wing parties in this country can lead to tangible political results not only at the level of the Italian Republic, but also the EU as a whole, considering the critical importance of this state for European integration projects.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Политика в фокусе

САРДАРЯН Генри Тигранович — доктор политических наук, доцент; декан факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО) (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; g.t.sardaryan@inno. mgimo.ru)

КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В работе анализируются ключевые тенденции социально-политического развития Итальянской республики в условиях существенных демографических и экономических проблем, выступающих катализатором политических изменений в государстве. Автор осуществляет попытку прогнозирования институциональных изменений, политических и партийных трансформаций в стране, учитывая вызовы, с которыми ей предстоит столкнуться уже в ближайшее время. Особое внимание в работе уделяется возможным сценариям поведения России при выстраивании сотрудничества с внутриполитическими акторами Итальянской республики в контексте восприятия РФ в общественном сознании итальянцев в зависимости от представляемого ими политико-партийного спектра. Автор приходит к выводу, что демографическое падение и структурное изменение возрастного состава населения в Италии неминуемо будут приводить к неспособности государственной власти выполнять взятые на себя социальные обязательства. В этих условиях декларируемые ЕС реформы по расширению наднациональных полномочий и сокращению функционала национальных правительств стран-членов будут вести к еще большим вызовам в экономике, что рано или поздно начнет формировать запрос на политические партии и движения, выступающие за сокращение вмешательства ЕС, а в перспективе - и полный выход Италии из состава союза. Сторонники же «евроскептицизма» в Италии, как правило, положительно воспринимают как политику действующей государственной власти в России, так и РФ как потенциального партнера. Сконцентрированная и целенаправленная работа с консервативными и правыми партиями в данных странах способна привести к осязаемым политическим результатам, причем не только на уровне Итальянской республики, но и ЕС в целом, учитывая важнейшее значение данного государства для европейских проектов интеграции.

Ключевые слова: Италия, демография, экономика, партии, культура, политическая система

Роль Итальянской республики сложно переоценить, когда речь идет о культурном фундаменте современной Европы. Она была одной из стран -основательниц ЕС, внесла большой вклад в становление новой идентичности Европы после падения тоталитарных режимов и долгое время выступала в качестве одного из локомотивов развития единого экономического пространства. Даже в период «холодной войны» Италия занимала особое место во взаимоотношениях СССР и Запада, выделяясь на фоне иных государств как своей партийной системой, так и совместными проектами с Советским Союзом в самых различных отраслях.

Италия - третье по численности населения государство - член Европейского союза, шестая по численности населения страна в Европе и десятая по площади страна на континенте. Она обладает восьмым по величине номинальным ВВП (третьим в Европейском союзе) в мире, девятым по величине национальным богатством и третьим по величине золотым запасом центрального

банка. Италия играет значительную роль в региональных и глобальных экономических, военных, культурных и дипломатических делах. Она является членом многочисленных международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, НАТО, ОЭСР, G7, Латинский союз, Шенгенскую зону и многие другие. Италию часто называют «культурной сверхдержавой», т.к. на протяжении долгого времени она была мировым центром искусства, музыки, литературы, философии, науки и техники, туризма и моды, а также оказала большое влияние и внесла свой вклад в различные области, включая кино, кухню, спорт, юриспруденцию, банковское дело и бизнес. Она обладает самым большим в мире числом объектов всемирного наследия (58) и является пятой по посещаемости страной в мире.

Все указанные выше данные говорят о важнейшей роли этой страны в развитии и интеграции современной Европы. При этом уже сейчас очевидны тенденции, несущие в себе зачатки острого экономического, демографического и, как следствие, политического кризиса. Ключевые индикаторы развития страны демонстрируют возникновение существенных вызовов, с которыми Италия, по всей видимости, не сумеет справиться с действующей системой публичной власти и наднациональным регулированием ЕС.

В данной связи представляется необходимым осуществить попытку прогнозирования возможных политических последствий социально-экономических и демографических изменений, в т.ч. в контексте необходимости более активной политики РФ на внутреннем пространстве европейских государств.

Демография. Одной из ключевых проблем Италии в ближайшие десятилетия будет оставаться демография: меньше жителей, меньше семей, больше пожилых людей. Последние публично опубликованные демографические прогнозы подтверждают наличие потенциально кризисного сценария: сокращение населения с 59,2 млн на 1 января 2021 г. до 57,9 млн в 2030 г., далее - до 54,2 млн в 2050 г. и до 47,7 млн в 2070 г.1 Соотношение между лицами трудоспособного возраста (15-64 года) и нетрудоспособного (0-14 и 65 лет и старше) увеличится примерно с 3 : 2 в 2021 г. до примерно 1 : 1 в 2050 г., что вызовет острые социально-экономические проблемы и, вероятнее всего, вынудит государственную власть пересмотреть приоритеты своей социальной политики. Убыль населения ожидается в 4 из 5 муниципалитетов, а также в 9 из 10 сельских поселений в течение 10 лет.

Число семей будет расти, но со все меньшим средним значением их членов, за счет существенного сокращения числа пар с детьми2. К 2041 г. только одна из 4 семей будет с детьми. Ожидается, что в течение 20 лет число семей увеличится примерно на миллион: с 25,3 млн в 2021 г. до 26,3 млн в 2041 г. (+3,8%). Это все более мелкие семьи, характеризующиеся большей фрагментацией, среднее число членов которых, как ожидается, снизится с 2,3 чел. в 2021 г. до 2,1 в 2041 г. Сокращение числа семей с детьми связано с долгосрочными последствиями социально-демографической динамики: старение населения с увеличением продолжительности жизни порождает большее число одиноких людей, длительный спад рождаемости увеличивает число людей без детей, в то время как рост нестабильности брака определяет увеличение числа одиноких лиц и одиноких родителей.

1 Istat (2023). Futuro della popolazione: meno residenti, piúanziani e famiglie piú piccolo. Anno 2022. Statistiche Report. Instituto Nazionale di Statistica.

2 Istat (2023). Fiducia dei consumatori e delle imprese. Anno 2022. Statistiche Report. Instituto Nazionale di Statistica.

Существенные изменения ждут и возрастную структуру населения в Италии. На сегодняшний день люди в возрасте 65 лет и старше составляют 23,5% общего числа граждан, а средний возраст населения приблизился к 46 годам. К 2050 г. люди в возрасте 65 лет и старше будут составлять уже 34,9% общей численности населения. Италии, таким образом, потребуются шаги для адаптации политики социальной защиты к такой растущей доле пожилого населения. В следующие 30 лет население в возрасте 15-64 лет фактически сократится с 63,6% (37,7 млн) до 53,4% (28,9 млн).

Культурная жизнь. В течение трехлетнего периода 2019-2021 гг. доля людей, которые посещают друзей каждый день, постепенно сокращалась с 13,7% в 2019 г. до 7,4% в 2021 г., что связано с ограничениями из-за пандемии. В 2022 г. процент людей, которые ежедневно встречают друзей, начинает расти, составляя 10,8%, но все же остается ниже значения 2019 г. Аналогичная тенденция наблюдается у людей, которые видят друзей хотя бы раз в неделю (46,3% в 2022 г.), что, тем не менее, ниже, чем в 2019 г. (48,1%). В региональном срезе выявляются более высокие доли в ежедневном посещении друзей среди тех, кто живет в регионах южной и островной Италии, по сравнению с теми, кто живет на севере и в центральной части.

В 2022 г. хотя бы в одном развлекательном мероприятии вне дома приняли участие 49,5% людей в возрасте от 6 лет и старше, что на 28,4 процентных пункта выше по сравнению с 2021 г., но эта доля по-прежнему остается на уровне ниже допандемийного периода (64,6% в 2019 г.). С 2020 г. ограничение доступа к местам культуры и развлечений с целью сдерживания распространения COVID-19 оказало значительное влияние на доступ к большинству видов досуга, проводимого вне дома1.

В ковидный двухлетний период 2020-2021 гг. падение посещаемости развлечений вне дома было распространено по всей территории страны2. Среди людей в возрасте 25 лет и старше уровень посещаемости представлений и развлечений значительно выше среди тех, кто имеет высшее образование. В сопоставлении с самым низким цензом в 2022 г. в музеи и на выставки пришло 6 чел. с высшим образованием на каждого человека с минимальным цензом. Меньше дистанция для спортивных мероприятий и дискотек - 5 : 2.

Таким образом, население Италии постепенно сокращается по численности, стареет и становится более одиноким. Это проявляется не только в числе детей или людей без брака, но и в коммуникации итальянцев с друзьями и близкими. Резкие различия по образовательному цензу и регионам проживания, когда речь заходит о досуге местного населения, фактически приводят к формированию параллельных народов, все в меньшей степени связанных едиными традициями, культурой и бытом.

Экономика. В период после Второй мировой войны Италия пережила трансформацию экономики, основанной на сельском хозяйстве, которая серьезно пострадала от последствий мировых войн, в одну из самых развитых стран мира и ведущую страну в мировой торговле и экспорте.

Италия является седьмой по величине производственной страной в мире, при этом для нее характерно меньшее число глобальных транснациональных корпораций, чем у других экономик сопоставимого размера. Она в большей

1 Istat (2023). Intrattenimenti, spettacoli, incontri con amici, pranzo o cena fuori casa. Anno 2022. Statistiche Report. Instituto Nazionale di Statistica.

2 Istat (2023). L'accessibilita di musei e biblioteche. Anno 2021. Statistiche Report. Instituto Nazionale di Statistica.

степени представлена множеством динамично развивающихся малых и средних предприятий, сосредоточенных в нескольких промышленных районах, которые являются основой итальянской индустрии. Италия имеет значительное положительное сальдо торгового баланса. Страна также хорошо известна своим инновационным сектором экономики, конкурентоспособным сельскохозяйственным сектором. Она является крупнейшим в мире производителем вина и креативно спроектированной высококачественной продукции, включая автомобили, корабли, бытовую технику и дизайнерскую одежду. Италия является крупнейшим центром сбыта предметов роскоши в Европе и третьим центром роскоши в мире [Meloni, Giorgetti 2023: 14].

Несмотря на эти важные достижения, экономика страны страдает от структурных проблем. Ежегодные темпы роста часто были ниже средних показателей по ЕС. Италия особенно сильно пострадала от рецессии конца нулевых годов. Огромные государственные расходы, начиная с 1980-х гг., привели к серьезному росту государственного долга. Уровень жизни в Италии значительно отличается между севером и югом: средний ВВП на душу населения в Северной Италии значительно превышает средний показатель по ЕС, в то время как некоторые регионы и провинции Южной Италии значительно ниже среднего показателя. В Центральной Италии ВВП на душу населения является средним. При этом официальные цифры могут вызывать сомнения из-за большого числа неформальных рабочих мест, которые составляют, по разным оценкам, от 10% до 20% рабочей силы.

Регионализация Италии продолжает прослеживаться и в экономических аспектах, в частности в распределении видов деятельности и размеров предприятий по географическому признаку. Так, на северо-западе размещается большая современная группа отраслей, например, в так называемом промышленном треугольнике (Милан-Турин-Генуя) сосредоточено машиностроение, автомобилестроение, аэрокосмическое производство и судостроение. На северо-востоке, где социальное и экономическое развитие происходило главным образом за счет семейных фирм, в основном существуют малые и средние предприятия с более низким уровнем технологий, но высоким мастерством, специализирующиеся на производстве машин, одежды, изделий из кожи, обуви, мебели, текстиля, станков, запасных частей, бытовой техники и ювелирных изделий. В Центральной Италии в основном работают малые и средние компании, специализирующиеся на таких товарах, как текстиль, кожа, ювелирные изделия, а также развито машиностроение [Sabatino 2017: 70-89].

Сфера услуг продолжает представлять собой наиболее важный сектор экономики как с точки зрения численности сотрудников (67% общего числа), так и добавленной стоимости (71%). В этом секторе регистрируется более 65% новых предприятий. Основными видами деятельности являются туризм, торговля, услуги для населения, образование.

Политика. Исторически одной из главных проблем неравномерного развития Италии являлось разделение на Север и Юг, которое характеризовалось не только экономическими, но и социокультурными факторами. В качестве примера можно привести такой основополагающий фактор, как язык. На момент объединения Италии в 1871 г. в Пьемонте в официальных контактах было принято использовать французский язык [Marazzini 1991: 50]. Руководство страны плохо говорило по-итальянски и чаще использовало французский. В основе литературного общеитальянского языка лежал тосканский диалект, т.к. на нем писали Данте, Петрарка, Боккаччо. Роль такого итальянского на тот момент

сводилась в некоторой степени к роли латинского, который использовали в основном в литературных целях либо для переписки. Однако этим языком владели лишь наиболее образованные итальянцы. На итальянском разговаривали 400 тыс. жителей Тосканы, 70 тыс. римлян и 160 тыс. представителей других регионов, что составляло 2,5% общего населения. Остальные говорили и писали на диалектах, из-за чего представитель одного региона зачастую не мог объясниться с представителем другого. Языковые барьеры были одним из главных препятствий в процессе унификации итальянского государства. Все без исключения учебники и книги издавались на итальянском. Лица, им не владевшие, признавались неграмотными. В объединенной Италии действовало избирательное право Пьемонта. Закон устанавливал ценз грамотности для участия в выборах. При анализе статистических данных становится очевидным, что наиболее остро дела обстояли на юге страны, где численность неграмотного населения в разы превышала показатели севера (Сицилия - 85,3%, Калабрия - 87%, Базиликата - 88%, Кампанья - 80%). То есть, до 80% жителей южных регионов Италии были лишены представительства и были фактически отстранены от участия в политической жизни страны. К 1899 г. более 65% генералов, префектов, финансовых инспекторов и прочих чиновников представляли северные регионы Италии [Clark 2017: 16-46].

В Италии 20 регионов, 5 из которых обладают большей автономией, чем остальные. Согласно Конституции Италии, каждый регион является автономным образованием с определенными полномочиями. За исключением долины Аоста (с 1945 г.) и Фриули-Венеция-Джулия (с 2018 г.) каждый регион разделен на ряд провинций.

Страна традиционно разделена по географическому признаку. На рис. 1 отображено число регионов, контролируемых правоцентристской (темный) и левоцентристской (светлый) коалициями с 1995 г.

0 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рисунок 1. Распределение регионов Италии по коалициям с 1995 г.

На протяжении всей истории в Италии действовало множество политических партий, и со времен Второй мировой войны ни одна партия никогда не получала достаточной поддержки, чтобы править в одиночку [Со1агт 2016: 34]. Партии формируют политические союзы и коалиционные правительства. На всеобщих выборах 2022 г. две коалиции и две партии получили большинство голосов и мест в двух палатах итальянского парламента. Это правоцентристская коалиция, состоящая из партий «Братья Италии», «Лига», «Вперед, Италия» и второстепенных союзников, и левоцентристская коалиция, состоящая из Демократической партии и второстепенных союзников, а также Движения пяти звезд и партии «Действие - Италия вива».

Коалиции партий на региональных выборах могут немного отличаться

от коалиций на всеобщих выборах из-за различных региональных условий (например, в некоторых регионах Демократическая партия и Движение Пять звезд находятся в коалиции) и наличия нескольких региональных партий, некоторые из которых действуют только на региональном уровне.

После начала СВО и перед выборами в Италии был проведен опрос, целью которого было выяснить, какие группы электората наиболее склонны к поддержке политики президента РФ В.В. Путина1. Результаты демонстрируют сильную положительную корреляцию между поддержкой В.В. Путина и высокой вероятностью голосования за правые партии «Лига» или «Братья Италии». Отрицательная корреляция наблюдается между поддержкой В.В. Путина и высокой вероятностью голосования за левоцентристскую Демократическую партию. Эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями, демонстрирующими тесную связь между сторонниками правых движений и поддержкой В.В. Путина. При этом нет никакой связи между поддержкой В.В. Путина и вероятностью голосования за популистское Движение пяти звезд, во многом из-за того, что оно мобилизует недовольных избирателей всего политического спектра. Партия занимает неоднозначную позицию по таким существенным вопросам, как гражданство, права меньшинств и европейская интеграция.

Положительные и отрицательные оценки В.В. Путина тесно связаны с тем, как итальянцы воспринимают окружающий мир. Если включить в результаты оценку респондентами европейской интеграции и их восприятие угрозы, исходящей от России, то становится очевидным, что, несмотря на СВО и введенные санкции, сторонники В.В. Путина не воспринимают Россию как угрозу своей собственной безопасности. Для этих избирателей большей угрозой предстает наднациональный Европейский союз, который вредит национальной демократии. Для многих граждан тот факт, что полномочия по принятию решений были объединены на уровне ЕС, в то время как политическая легитимность и подотчетность остаются на уровне национальных правительств, привел к отсутствию прозрачности и безответственной модели политики, в которой доминирует технократическая бюрократия.

Правые положительно оценивают то, как В.В. Путин выступает против разрушения европейской культуры, их привлекает его идея Европы, которую можно построить с помощью проявления единой национальной воли.

Опросы 2023 г. показывают, что конфликт на Украине занимает лишь третье место среди угроз, с которыми сталкивается Италия (8% респондентов). Страх перед новым экономическим кризисом тем временем растет (с 43% в 2021 г. до 52% сегодня). С другой стороны, распространенность мнения, что пандемия по-прежнему представляет серьезную угрозу для Италии, резко снизилась (с 19% до 3%).

При этом НАТО, ЕС и США рассматривают как союзников по меньшей мере 60% итальянцев. ЕС и США получают больше поддержки, чем в предыдущих опросах, а НАТО получает даже большую поддержку, чем ЕС (64% против 62%). С другой стороны, поддержка союза с Китаем и Россией резко упала. Число респондентов, которые видят в Пекине союзника, уже резко сократилось в 2021 г., и это снижение продолжается (с 36% в 2020 г. до 16% сегодня). В 2021 г. распространенность мнения о Москве как о союзнике упала меньше,

1 ISPI. Survey 2023: Italians and international politics. The Italian Institute for International Political Studies. 2023.

чем о Пекине, но претерпела значительную отрицательную динамику (с 28% в 2021 г. до 10% в этом году).

Анализ названных выше опросов ясно показывает, что в Италии есть очевидная поддержка идей и фигуры В.В. Путина, но отсутствует вера в возможность выстраивания единого союза с Россией. Это во многом можно объяснить отсутствием у России глобального проекта, в котором могла бы принять участие Италия, в отличие от США, продвигающих ЕС и НАТО. Также важную роль играет отсутствие России на внутриполитическом пространстве Италии, где пророссийские настроения оказываются лишенными политической канализации и растворяются в спектре бытовых тем, обыгрываемых главными акторами.

От России, очевидно, требуется активная работа на политическом пространстве Италии. В частности, необходимо уделять большее внимание работе с лидерами общественного мнения, неправительственными организациями и общественными движениями, в первую очередь с теми, которые имеют консервативную направленность. Возможности для дипломатии второго трека значительно ограничены, т.к. усилиями евробюрократии все действовавшие программы гуманитарного сотрудничества в настоящий момент не просто прекратили свою деятельность, но и на правовом уровне потеряли основу для своей реализации. Однако возможности новых медиа, сетевые подходы к организации распространения информации и пересмотр во многом устаревших подходов к распространению своего влияния способны создать в Италии существенное пространство для укрепления позиций России в будущем.

Заключение. Италия продолжает оставаться одной из центральных стран европейского пространства, занимая важное место как в экономическом развитии, так и в культурных и образовательных аспектах. Республике не без труда удалось занять свое место в мировом разделении труда, создать во многом уникальную систему политического управления, стабильность которой основана на слабом правительстве и непостоянном партийном консенсусе.

Однако основные прогнозные данные свидетельствуют о безальтернативном кризисе, ожидающем Италию в ближайшие десятилетия. Демографическое падение и структурное изменение возрастного состава населения неминуемо будут приводить к неспособности государственной власти выполнять взятые на себя социальные обязательства. В этих условиях декларируемые ЕС реформы по расширению наднациональных полномочий и сокращению функционала национальных правительств стран-членов будут неминуемо вести к еще большим вызовам в экономике, что рано или поздно начнет формировать запрос на политические партии и движения, выступающие за сокращение вмешательства ЕС, а в перспективе - и полный выход Италии из состава Союза.

Как показывают последние опросы, сторонники так называемого евроскеп-тицизма в Италии, как правило, положительно воспринимают как политику действующей государственной власти в России, так и РФ как потенциального партнера. Сконцентрированная и целенаправленная работа с консервативными и правыми партиями способна привести к осязаемым политическим результатам, причем не только на уровне Итальянской республики, но и ЕС в целом, учитывая важнейшее значение данного государства для европейских проектов интеграции.

Список литературы

Clark M. 2017. The Italian Risorgimento. Taylor & Francis.

Colarizi. S. 2016. Storiapolitica della Repubblica. 1943-2006. Editori Laterza.

Marazzini C. 1991. Il Piemonte e la Valle d'Aosta. UTET.

Meloni G., Giorgetti G. 2023. Documento di Economia e Finanza 2023. Ministero dell'Economia e delle Finanze.

Sabatino M. 2017. Teorie economiche, divari regionali e politiche per il mezzogiorno. Franco Angeli Edizioni.

SARDARYAN Genri Tigranovich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor; Dean of the School of Governance and Politics, Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119454;g.t.sardaryan@inno.mgimo.ru)

KEY INDICATORS AND TRENDS IN THE SOCIOECONOMIC AND POLITICAL DEVELOPMENT OF THE ITALIAN REPUBLIC AT THE PRESENT STAGE

Abstract. The article analyzes the key trends in the socio-political development of the Italian Republic in the context of significant demographic and economic problems that act as a catalyst for political changes in the state. The author attempts to predict institutional changes, political and party transformations in the country, taking into account the challenges that it will face in the near future. Particular attention is paid to possible scenarios of Russian behavior when building cooperation with internal political actors of the Italian Republic in the framework of the perception of the Russian Federation in the public consciousness of Italians, depending on the political party spectrum they represent.

The author concludes that the demographic decline and structural changes in the age composition of the population in Italy will inevitably lead to the inability of state authorities to fulfill their social obligations. In these conditions, the reforms declared by the EU to expand supranational powers and reduce the functionality of national governments of member countries will lead to even greater challenges in the economy, which sooner or later will begin to create a demand for political parties and movements advocating a reduction in EU intervention, and in the long term - the complete withdrawal of Italy from the European Union. Supporters of Euroscepticism in Italy, usually, positively perceive both the policies of the current government in Russia and the Russian Federation as a potential partner. Concentrated and targeted work with conservative and right-wing parties in this country can lead to tangible political results not only at the level of the Italian Republic, but also the EU as a whole, considering the critical importance of this state for European integration projects. Keywords: Italy, demography, economy, parties, culture, political system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.