М.С. Воробьева
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИФРОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
В статье рассматривается сущность и ключевые характеристики цифровых общественных благ.
Ключевые слова: цифровые общественные блага, неисключае-мость, неконкурентность, открытый исходный код.
В классическом понимание благо можно представить как средство для удовлетворения потребностей человека. В зависимости от характера потребления экономические блага подразделяют на частные и общественные. Частное благо ориентировано на потребление одного субъекта, и потребление такого блага одним человеком исключает возможность потребления его другими людьми. В отличие от частного блага, общественное благо доступно всем гражданам независимо от того, платят они за него или нет. Они доступны для потребления в неограниченном количестве. К общественным благам можно отнести: больницы и поликлиники, учреждения образования, общественный транспорт и т. д. С развитием информационно -коммуникационных технологий и увеличением пользователей сети Интернет появилось такое понятие как цифровое общественное благо [1].
Цифровое общественное благо - это благо, которое доступно всем пользователям глобальной сети Интернет. К данному виду благ можно отнести, как и ряд услуг, которые раньше были доступны только офлайн, например: заказ талона к врачу или покупка билета на поезд, так и общественные блага, представленные в виде программного обеспечения с открытым исходным кодом, доступных данных, платформ, моделей искусственного интеллекта, открытого контента и т. д [2].
Изначально концепция цифровых общественных благ происходит от классического общественного блага, для которого свойственно неисключаемость и неконкурентность.
Цифровое общественное благо позволяет повышать благосостояние человека, а также убирать асимметрию знаний среди людей с разными возможностями, предоставляя им доступ к передовым технологиям. Новый вид общественных благ доступен людям как из разных поколений, так и из разных стран. Они предоставляются людям бесплатно, в противном случае такие блага бы не удовлетворяли неисключа-емости - ключевой характеристики общественных благ. Потребление такого вида благ одним пользователем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими.
К основным преимуществам цифровых общественных благ можно отнести:
-отсутствие привязки потребителей к конкретному производителю: часть цифровых общественных благ имеет открытый исходный код, что позволяет любому человеку изменять технологию и улучшать ее структуру.
-гибкость: цифровые общественные блага могут быть адаптированы под особенности разных рынков с минимальными затратами.
- обмен знаниями и опытом людей с разными социально-демографическими характеристиками.
-доступность цифровых общественных благ, которая гарантируется наличием возможности выхода в интернет [3].
В настоящее время существует ряд проблем, с которыми можно столкнуться при использовании данных благ. Во-первых, это усиление цифрового неравенства. На конец 2021 г. доступ к интернету имели около 66,2% мирового населения, что может оказывать негативное влияние на отстающие страны. Однако, наличие интернета не означает устранение неравенства, необходимо осваивать цифровую грамотность, которая позволяет находить и использовать достоверную информацию в сети [4].
Таким образом, цифровые блага можно считать общественными, так как они обладают ключевыми характеристиками общественных благ - неисключаемостью и неконкурентностью в потреблении. Новый вид благ позволяют повышать благосостояние людей, а также сокращать разрыв в знаниях. Главной отличительной особенностью использования цифровых общественных благ является наличие доступа к сети Интернет, это делает их доступными для людей с разными возможностями.
© М.С. Воробьева, 2023.
Научный руководитель: Беляцкая Татьяна Николаевна - доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск
Библиографический список:
1. Экономическая теория: учеб. пособие / В. Л. Клюня [и др.]; под. ред. В. Л. Клюни, Н. В. Бордачёвой. - Минск : БГУ, 2016. - 143 с.
2. Wikipedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.63b869e4- 62449132-01cd5882-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Digital_public_goods. - Дата доступа: 12.03.2023.
3. Digital Public Goods Alliance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digitalpublicgoods.net/digital-public-goodsalliance-strategy-2021-2026/. - Дата доступа: 30.03.2022.
4. Беляцкая, Т. Н. Цифровой разрыв в современном информационном обществе / Т. Н. Беляцкая, В. С. Князь-кова // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / Белорус. нац. технологич. ун-т ; редкол.: С. Ю. Солодовников [и др.]. - Минск, 2019. - С. 209-217.
5. Internet World Stats [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/stats.htm. -Дата доступа: 12.03.2023.
ВОРОБЬЕВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск.