Научная статья на тему 'Ключевые факторы социальных изменений'

Ключевые факторы социальных изменений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
282
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОВЕРИЕ / РАДИКАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ / SOCIAL CHANGES / SOCIAL INTENSITY / INACCESSIBILITY TO THE BLESSINGS / SOCIAL CONSOLIDATION / SOCIAL STRATIFICATION / DEVIATION BEHAVIOUR / A MENTAL TRAUMATISM / TRUST / RADICAL OPPOSITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сащенко Н. П.

В исследовании особое внимание уделяется ключевым социальным показателям консолидации и дифференциации общества. Постоянное слежение за уровнем социальной напряженности позволяет своевременно выявить группы населения, попавшие в наиболее тяжелую ситуацию, готовые к массовым акциям протеста. Представленные показатели развития общества и их предельно критические величины самым тесным образом связаны с процессом социальных изменений, они могут уточняться и расширяться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key factors in social development

The authors pay special attention to the key social parameters of consolidation and differentiation of the society. Constant tracking the level of social intensity allows to reveal in due time the groups of the population which have got in the worst situation, ready to mass protest actions. The submitted parameters of the society development and their extremely critical sizes are closely connected with the process of social changes, they can be specified and extended.

Текст научной работы на тему «Ключевые факторы социальных изменений»

- обеспечении информационной безопасности и сохранении информационных ресурсов;

- повышении уровня правовой и экономической грамотности представителей информационного сектора;

- активном продвижении национальных интересов на зарубежные информационные рынки.

Своевременная реализация этих мер будет способствовать дальнейшей либерализации казахстанского информационного пространства и повышению конкурентных преимуществ отечественных СМИ.

Необходимо ускорить разработку и принятие новой Концепции развития информационного пространства. В этом документе, в первую очередь, нужно решить такие актуальные вопросы как: - переход национальных электронных СМИ на цифровые технологии; - создание условий для производства собственной высококачественной информационной продукции; - активное развитие национального сегмента сети Интернет. (2).

Новизна. Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

• Система средств массовой информации рассматривается как подсистема средств массовой коммуникации, без которых модернизационные процессы невозможны. Под институтом средств массовой коммуникации понимаются все формы и средства связи, способствующие расширению человеческих контактов, общественной интеграции, и действующие в среде распространения и функционирования образцов поведения.

• Такое положение превращает массовую коммуникацию субъекта власти с отдельным самостоятельно мыслящим индивидом из технически-связующего средства обеспечения контактов государства и общества в суть и смысл политики. Можно сказать, что коммуникация в политике посредством СМИ становится не просто условием информационных обменов власти и общества, а превращается в саму политику.

• В работе определены специфические характеристики процесса развития политических коммуникаций в сфере СМИ в Республике Казахстан.

Литература

1. Казахстанские партии, НПО и СМИ// www.kazakhstan.orexca.com...kazakhstan_political

2. СМИ и Интернет. // www.kazakhstanlive.ru/country/soc/smi/

УДК 316.4

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Н. П. Сащенко, к. психол. н., доцент, кафедра политологии и политического управления Тел.: (495) 436 0418, Факс: (495) 436 0602, e-mail: nsaschenko@mail.ru Российская академия государственной службы при Президенте РФ

http:/www.rags.ru

The authors pay special attention to the key social parameters of consolidation and differentiation of the society. Constant tracking the level of social intensity allows to reveal in due time the groups of the population which have got in the worst situation, ready to mass protest actions. The submitted parameters of the society development and their extremely critical sizes are closely connected with the process of social changes, they can be specified and extended.

В исследовании особое внимание уделяется ключевым социальным показателям консолидации и дифференциации общества. Постоянное слежение за уровнем социальной напряженности позволяет своевременно выявить группы населения, попавшие в наиболее тяжелую ситуацию, готовые кмассовыт акциям протеста. Представленные показатели развития общества и их предельно критические величины самым тесным образом связаны с процессом социальных изменений, они могут уточняться и расширяться.

Ключевые слова: социальные изменения, социальная напряженность, депривация, социальная консолидация, социальное расслоение, девиантное поведение, психический травматизм, доверие, радикальная оппозиция.

Key words: Social changes, social intensity, inaccessibility to the blessings, social consolidation, social stratification, deviation behaviour, a mental traumatism, trust, radical opposition.

Цель работы: Определить результирующие факторы порога деформации социальной системы с последующим выявлением групп показателей социальных изменений, их предельно критических значений.

Многие теоретики считают кризис неотъемлемым условием развития системы, в том числе и социальной. Дискутируется только вопрос о глубине кризиса и скорости реформ. Спор идет в основном между сторонниками радикальных реформ, шоковой терапии и градуалистами, стремящимися уменьшить социальную цену перемен, облегчить процесс адаптации для наиболее уязвимых групп населения.

Особое внимание следует уделять ключевым социальным показателям, к которым, по мнению ряда ученых, относится степень равенства в распределении доходов, богатства, собственности, прав и контроля над капиталом.

Постоянное слежение за уровнем социальной напряженности позволяет своевременно выявить группы населения, попавшие в наиболее тяжелую ситуацию, готовые к массовым акциям протеста. Для таких групп используется тактика «защитного зонтика» - комплекса мер, временно повышающих уровень жизни членов этих групп по сравнению с другими социальными слоями. Возможно также использование защитного зонтика для отдельных территорий, на которых может произойти взрыв недовольства.

Но что делать, если защитный зонтик слишком мал, а борьба элит приводит политику в патовую ситуацию? Возможно ли вообще планирование выхода из кризиса? Часть ученых рассматривает планирование в качестве единственного средства борьбы с неопределенностью, другие же полагают, что роль планирования сводится к приятной перестановке кресел на палубе «Титаника».

П. Сорокин проанализировал 1622 социальных кризиса и революции с 600 г. до н.э. по 1925 г. и вывел закон поляризации. Во времена революционных изменений почти в каждой области социокультурной жизни имеет место как конструктивный, так и деструктивный эффект. Причем если революция приходится на период подъема, то доминирует конструктив, а если на период упадка, то доминируют деструктивные эффекты [1].

В 60-е годы был опубликован ряд работ, исследовавших революционные ситуации с помощью концепции депривации -неравенства доступа к социальным благам. Оценка депривации обычно делается людьми на основе сравнения своих социальных условий с социальными условиями других индивидов или групп.

Теория растущих ожиданий (относительной депривации) утверждает, что стихийный взрыв возможен тогда, когда длительный экономический рост или рост уровня демократии резко сменяется спадом. Состояние обманутых ожиданий вызывает фрустрацию (стресс), которая обуславливает рост агрессивности. Можно сказать, что когнитивный дисбаланс - осознаваемый разрыв между ожиданиями и возможностями их удовлетворения, создает психологическую напряженность, приводящую при определенных условиях к социальному взрыву. Из этой модели ясно, почему радикальные реформаторы стараются на первых, шоковых этапах реформ сделать жизненный уровень большинства населения как можно более низким. Чем ниже стартовый уровень жизни, тем меньше вероятность его резкого падения на последующих этапах. Даже при наступлении небольшого спада воспоминания об ужасных условиях недавнего прошлого парализуют массовые акции протеста.

Понятно, что однофакторная модель не может адекватно объяснить решения, принимаемые индивидом. В более развернутых психологических моделях восстания учитываются влияния страха, разочарования, желания перемен, негативного прошлого и надежды на успех.

Недостатком психологических моделей является чрезмерное акцентирование индивидуального уровня. Такие модели не объясняют, почему объединяются разрозненные индивиды, как происходит политическая мобилизация.

В Институте социально-политических исследований РАН разработана методика построения шкалы предельно критических показателей [2]. Эта шкала является одним из эффективных инструментов оценки потенциала консолидации российского общества.

В качестве показателей социальной консолидации используют такие концепты, как доверие, сплоченность, солидарность, идентичность, а в качестве факторов - прежде всего, социальноэкономические факторы. Например, измерение социального расслоения измеряют децильным

коэффициентом. Превышение десятикратной разницы в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения считается нежелательным для сохранения социальной консолидации. В России в 2010 г. 10% наиболее обеспеченных слоев населения получали доходы, в 15 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных (в Центральном федеральном округе - в 19 раз). Это официальные данные, но если учитывать скрываемые доходы, децильный коэффициент возрастет в 2-2,5 раза.

Неблагоприятны и показатели соотношения средней и минимальной заработной платы: по России последняя составляла лишь 16% от средней, в то время как в социально ориентированном обществе она не должна быть ниже 40%.

Специального внимания заслуживает рассмотрение пороговых значений бюджетных средств, выделяемых на развитие различных общественных сфер: на здравоохранение, науку, образование, оборону, природоохранные меры, которые необходимы для накопления человеческого капитала, воспроизводства социальной инфраструктуры. Например, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) минимальные расходы на здравоохранение равны 5% расходов бюджета, в России величина этого показателя составляет в бюджете 2008-2010гг. 3,3%.

В последние годы в российском обществе шел рост девиантных явлений. Фактически наблюдается криминализация всей системы общественных отношений. В мировой практике критическим считается уровень преступности, равный 6 тыс. преступлений на 100 тыс. населения. Этот показатель, по мнению экспертов МВД РФ, является излишне обобщенным и может лишь с известной долей условности применяться при изучении девиантного поведения в России.

Разрушение и деформация традиционных ценностей общества сопровождается ростом чрезвычайных и стрессовых ситуаций, следствием которых является эскалация психического травматизма населения. Критическим уровнем, по оценке ВОЗ, считается 20 суицидов на 100 тыс. населения, в РФ этот показатель превышен почти вдвое. На региональном уровне критический по мировым меркам уровень самоубийств был превышен в 3,5-4 раза. Возрастает количество психически больных людей.

Тревожны показатели потребления алкоголя. По оценке экспертов ВОЗ, потребление 8 л абсолютного алкоголя на человека в год является критическим порогом, за которым резко возрастает угроза физической деградации населения. В России уровень потребления алкоголя, по различным оценкам, достиг 14-15 л абсолютного алкоголя на человека в год. Увеличивается число больных наркоманиями и токсикоманиями, причем на учет ставится незначительная доля лиц, потребляющих наркотические средства. Опасность накопления девиантного поведения в обществе стала общенациональной проблемой.

В большинстве стран доля граждан, кардинально отвергающих существующую политическую систему, невелика и обычно составляет менее 20%. Более высокий уровень - выше 40% -ставит легитимность политического режима под сомнение. Величина этого показателя обосновывалась, в частности, такими известными исследователями как К.Юнг, М.Доган [3]. Индекс доверия населения к деятельности центральных органов власти в политически стабильном обществе, как правило, не опускается ниже 25%.

Индекс радикальной оппозиции не должен превышать 10%. Десятипроцентная величина радикально ориентированной, инновационной часто берется как предельно критическая величина. Считается, что доля резко отличающихся по каким-то важным характеристикам людей не должна превышать 10%, иначе целостность и управляемость всей общности ставится под угрозу. Например, допустимая доля «маргиналов», людей живущих за чертой бедности равна этой величине. В Голландии доля мигрантов на определенной территории (иногда даже в доме) не может быть больше 10% от количества проживающих на этой территории. Сходным образом для массового внедрения инноваций в повседневную жизнь необходимо, чтобы они получили распространение среди 10% населения. Так, пока уровень интернетизации населения не достигнет 10%, считается, что нет условий для массового внедрения новых технологий [4].

Представленные показатели развития общества и их предельно критические величины самым тесным образом связаны с процессом его консолидации, они могут уточняться и расширяться.

Выводы научных исследований предельно критических показателей были неутешительны: основные сферы общественной жизнедеятельности по большинству важнейших показателей находились за критической чертой развития. Складывалась абсурдная ситуация, когда ради форми-

рования условий эффективного развития общества разрушалась основа его жизнедеятельности, в том числе столь необходимая и хрупкая ее составляющая как социальная консолидация.

Литература

1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

2. Локосов В. В., Шульц В. Л. Основания консолидации российского общества (социологические аспекты). - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2008.

3. См. Руткевич А. М. К. Г.Юнг о современности // «Философские науки». 1989, №8. С.113; Доган М. Легитим-ность режимов и кризис доверия // «Социологические исследования». 1994, №6. С.151.

4. Крупников С. Интернет должен помочь деловому сотрудничеству // «Независимая газета». 2002, 27 марта.

УДК 316.722 и 323.2

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

О. Ф. Шабров, д. полит. н., профессор кафедра политологии и политического управления Тел.: (495) 436 0602, e-mail: oleg@shabrov.info; shabrov@ur.rags.ru Российская академия государственной службы при Президенте

http://www.rags.ru

The aim of the paper is to show the peculiarities of the Russian culture, influencing the policy of the authorities and the relations between the state and the society.

The essence of the problem is the necessity to connect the Russian policy with the peculiarities of the Russian culture.

Цель работы: Раскрыть особенности российской культуры, накладывающие отпечаток на политику российской власти и отношения между государством и обществом. Суть проблемы: необходимость соединения российской политики с особенностями российской культуры.

Ключевые слова: российская культура, цивилизация, национальная идентичность, чувственность, иррациональность, правовой нигилизм, российская политика, российское государство, легитимность.

Key words: the Russian culture, a civilization, national identity, sensuality, irrationality, legal nihilism, the Russian policy, the Russian state, legitimacy.

Принято считать системообразующим фактором нации государство. И в самом деле: генезис нации как социально-экономической, культурно-политической и духовной общности индустриальной эпохи связан со становлением современного государства. Но сегодня, в эпоху постмодерна, когда глобализация и постиндустриальный технологический уклад ставят под вопрос государственный суверенитет, а миграционные процессы подтачивают социальное единство государства изнутри, становится все более очевидным: государство в его современных формах становится все менее способным обеспечить существование нации как целостной социальной общности. Его собственное существование все больше зависит от готовности людей сосуществовать в рамках государственного целого, от исторически формирующегося объединяющего людей чувства общности судьбы, цементирующего культурное многообразие этносов и примиряющего социальные группы с разнонаправленными интересами. Устойчивость нации-государства и государства как такового оказалась в зависимости от культурной общности социального целого.

Позитивный и негативный опыт совместного проживания людей и групп, преодоления трудностей и достижения значимых целей формируется повседневной практикой и отражается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.