Н.В. Жукова аспирант ИППК Южного федерального университета*
Ключевые факторы развития туризма в Краснодарском крае (на материалах авторского исследования)
В современном мире достаточно сложно переоценить роль и значение туризма в развитии общественной системы, мировое сообщество признает туризм одним из главных факторов экономического, культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами», в силу чего формирование качественной национальной туристской отрасли для многих стран является одной из приоритетных государственных задач, в том числе и для Российской Федерации, что неоднократно подтверждается активной нормотворческой деятельностью российского правительства в сфере туризма и высоким вниманием первых лиц государства к туристским проблемам.
Одним из последних и наиболее значимых принятых документов, предопределяющих основные направления российской туристской политики, стало Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644, утвердившее федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг. Основная цель данного федерального проекта заключается в повышении конкурентоспособности туристского рынка России, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения1.
Наиболее показательно данная федеральная программа сегодня реализуется на территории Краснодарского края, одного из самых популярных российских туристских центров, что преимущественно обусловлено организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Но не стоит говорить о том, что именно такой масштабный проект, как зимние Олимпийские игры 2014 г., выступил основным фактором развития туризма в Краснодарском крае, поскольку туризм в данном регионе исторически развивается преимущественно под влиянием других
* Жукова Наталья Васильевна, e-mail: [email protected].
1 Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 34. Ст. 4966.
факторов и условий, а Олимпийские игры явились всего лишь эффективным катализатором региональных туристских процессов.
Традиционно исследование Краснодарского края как туристского центра начинается с факторов развития туризма в данном регионе, однако в большинстве случаев исследователи акцентируют свое внимание на природно-рекреационных ресурсах края как единственно важных для развития туризма в данном регионе. При этом очевидно, что для полноценного развития туризма не может быть достаточно лишь природного потенциала территории.
В современном научном знании по мере развития представлений о туризме, помимо того, что уже накоплен значительный опыт в исследованиях проблематики российского туризма (А.Ю. Александрова, А.В. Бабкин, М.Б. Биржаков, В.С. Боголюбов, А.С. Гализдра, И.В. Зорин, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов, М.А. Жукова, М.С. Отнюкова, Г.А. Папирян, М.В. Соколова, Д.С. Ушаков), к региональным проблемам туристской отрасли приковывается с каждым днем все больше внимания, в том числе имеется ряд научных трудов, акцентирующих свое исследовательское внимание на развитии туристской отрасли на территории определенных регионов страны, например, Московской (Е.А. Баклыкова), Ленинградской (М.А. Дыбаль, О.Б. Евреинов, Н.С. Слиозберг) и Волгоградской (Д.Ю. Шарапов) областей.
Краснодарский край, представляя собой один из основных центров российского туризма, не является исключением из этого правила (О.А. Алексеенко, О.В. Белицкая, И.М. Кучеренко, В.В. Храбовченко). Однако, несмотря на все обилие научных трудов, которые могут рассматриваться в качестве научных оснований для анализа ключевых факторов развития туризма на территории Краснодарского края, единая теория по данному вопросу, обладающая объяснительным потенциалом и возможностью структурирования накопленного материала, так и не сформировалась. Таким образом, целью данной статьи является выявление основных факторов и условий развития Краснодарского края как туристского региона на основе авторского экспертного опроса.
Прежде чем приступить к анализу мнений экспертного сообщества, стоит отметить, что традиционно при исследовании факторов развития туризма в регионе принято их делить на две условные группы - факторы микросреды и факторы макросреды. К факторам микросреды прежде всего относят потребителей (туристов), дилеров (агентов), конкурентов, поставщиков туруслуг и туристские ресурсы, оказывающих непосредственное влияние на туротрасль. Факторами макросреды можно считать экономические, политические,
социально-демографические, культурные и экологические факторы,
2
оказывающие опосредованное воздействие на туризм .
Здесь сразу необходимо отметить, что исследование мнений экспертного сообщества не полагается на такую классификацию в силу того, что в рамках исследования экспертам было предложено выявить основные факторы развития туризма в регионе, а не проанализировать абсолютно все условия, влияющие на функционирование туристской отрасли. При этом эксперты выявили несколько ключевых факторов, оказывающих исключительно конструктивное воздействие на туристскую отрасль Краснодарского края.
Таким образом, исследование мнений экспертного сообщества показало, что основными факторами развития туризма в Краснодарском крае помимо природно-рекреационных ресурсов, которые регион изобилует в большом количестве, на сегодняшний день являются экономическая стабильность региона, позволяющая ему постоянно увеличивать свой инвестиционный потенциал, и политика, проводимая федеральными и региональными государственными структурами в сфере регионального туризма. Для более глубокого анализа мнений экспертного сообщества целесообразно рассмотреть каждый из вышеперечисленных факторов более подробно.
По мнению экспертов, анализируя факторы и условия развития туризма в Краснодарском крае, в первую очередь стоит отметить, что туризм в том или ином виде в данном регионе существует уже на протяжении нескольких веков, и, безусловно, зарождение первых краевых туристских центров было предопределено наличием на территории края природно-рекреационных туристских ресурсов.
Сегодня именно уникальные для России природно-климатические условия края создают определенный потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, на который в дальнейшем возложены надежды по формированию более позитивного имиджа страны на международной арене и удовлетворению растущих потребностей населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом. Благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным туристским регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром.
На сегодняшний день в Краснодарском крае функционирует 18 курортных территорий, из них 3 федерального (Сочи, Геленджик, Анапа), 3 краевого и 12 местного значения, насчитывается 833
2 Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг: учебное пособие для вузов. М.; Ростов н/Д, 2007.
средства размещения на 112 тыс. койко-мест, 600 турфирм и 1000
о
объектов турпоказа . При этом, по оценке департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, в 2010 г. курорты Краснодарского края посетили около 10,5 млн отдыхающих, а на долю туристического сектора края приходится более 20 % объёма всех туристических услуг внутри страны.
Природно-рекреационные ресурсы Краснодарского края, безусловно, в свое время явились основополагающим фактором развития туризма на территории данного региона, однако со временем ситуация изменилась, и, как неоднократно отмечалось выше, в настоящее время туризм не может развиваться только при условии наличия уникальных туристских ресурсов. При этом, по мнению эксперта П.В. Заяц, если все-таки рассматривать именно туристские ресурсы как основной фактор развития туризма, то Краснодарскому краю фактически, кроме пляжного отдыха, больше нечего предложить своим потенциальным туристам, поскольку краевой турпродукт не дифференцирован, культурно-исторический потенциал региона развит достаточно слабо и не представляет особого интереса для гостей.
Анализируя экономические факторы развития туризма в Краснодарском крае, стоит подчеркнуть, что Краснодарский край можно отнести к наиболее быстро развивающимся и одним из самых привлекательных с точки зрения инвестиций регионов России. При этом три основных направления деятельности этого региона (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют его особый статус в национальной экономике4. Так, динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны в силу того, что край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по производству продукции сельского хозяйства5, а развитый транспортный комплекс в свою очередь обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны.
Что касается туристско-рекреационного комплекса, то, как было сказано выше, курорты Краснодарского края, по сути своей, не имеют аналогов на территории РФ, а, по мнению эксперта В.В. Черноуса,
3
Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. URL: // kurortkuban.ru (дата обращения: 11.06.2012).
4 Закон Краснодарского края «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» №1465-КЗ от 29 апреля 2008 г. URL: economy.krasnodar.ru (дата обращения: 13.11.2011).
5 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. М., 2011. 943 с.
Краснодарский край обладает достаточно выигрышными особенностями в плане развития туризма, поскольку ему принадлежит лучшее морское побережье России. Этот факт, а также наличие широкой туристской инфраструктуры естественно позволяют данному региону играть весомую роль в развитии внутреннего туризма России, особенно учитывая тот факт, что число туристских поездок граждан внутри страны, по данным Федерального агентства по туризму, в последние годы увеличивается в среднем на 10 % в год6.
Соответствующий статус Краснодарского края в Российской Федерации определяется и его значительным вкладом в национальный валовой внутренний продукт и в формирование федерального бюджета, а также высокими значениями ряда других индикаторов развития региона. В 2010 г. Краснодарский край занял 8-е место среди субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта, составляющему 100815,5 млн руб.7, немаловажно и то, что сегодня Краснодарский край является одним из немногих российских регионов, самостоятельно обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы и при этом вносящих существенный вклад в федеральный бюджет.
Краснодарский край также отличается и устойчивой финансовой стабильностью, что, безусловно, является привлекательным условием для инвестиций в такие ведущие отрасли региональной краевой экономики, как транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы. За период с 2000 по 2010 г. объем инвестиций в Краснодарском крае увеличился почти в 10 раз -с 54734 до 492733 млн руб.8
При этом важно подчеркнуть, что, по данным ведущего российского рейтингового агентства «Эксперт РА», в декабре 2011 г. Краснодарскому краю был присвоен инвестиционный рейтинг 1А, что означает максимальные возможности ведения бизнеса при минимальных рисках, из которых наименьшим риском признается законодательный, а наибольшим - экологический. Немаловажно, что в нынешнем рейтинге к группе регионов с рейтингом 1А наряду с Краснодарским краем относятся только два субъекта РФ - Московская область и Санкт-Петербург9. «Эксперт РА» также отмечает, что самым крупным инвестиционным потенциалом в Краснодарском крае обладает именно туристско-рекреационный комплекс, что обусловлено предстоящими спортивными событиями мирового уровня, проведение которых запланировано на территории края
6 Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). URL: // www.russiatourism.ru (дата обращения: 10.01.2012).
7 Территориальный орган службы государственной статистики по Краснодарскому краю. URL: // www.krsdstat.ru (дата обращения: 13.05.2012).
8 Там же.
9 Эксперт РА. Рейтинговое агентство. URL: // www.raexpert.ru (дата обращения: 10.03.2012).
(зимние Олимпийские игры 2014 г., «Формула-1», чемпионат мира по футболу 2018 г.). Инвестиции в основной капитал предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края увеличиваются ежегодно в геометрической прогрессии: так, в 2003 г. объем таких инвестиций составлял 0,5 млрд руб., в 2007 - уже 5,7, а в 2011 г. эта цифра увеличилась до 14,9 млрд руб.10
Таким образом, с точки зрения влияния экономических факторов на развитие туризма можно сказать, что туризм в Краснодарском крае сегодня имеет все необходимые экономические предпосылки для своего развития. Во-первых, Краснодарский край отличается долговременной экономической и финансовой стабильностью, во-вторых, регион самостоятельно обеспечивает собственные нужды и имеет необходимые финансовые средства для развития туристского комплекса, в-третьих, на сегодняшний день в регионе существует определенная туристская инфраструктура, обслуживающая свыше 10 млн туристов в год, наконец, инвестиционный потенциал региона настолько высок, что привлечение инвесторов не оставляет себя долго ждать и объем инвестиций имеет устойчивую тенденцию к росту.
Что касается политических факторов развития туризма в Краснодарском крае, то, по мнению экспертного сообщества, именно политические факторы в Краснодарском крае сегодня обусловливают такое стремительное развитие туристской отрасли. Более того, эксперты отмечают, что политическая власть задает и определенные тенденции экономического роста региона, что естественно благоприятно сказывается и на развитии туризма, которое без эффективной экономической основы не представляется возможным.
Т.В. Солод отмечает, что развитию туризма в Краснодарском крае помимо выгодного экономико-географического положения региона и климатических условий, свойственных только этому субъекту РФ, способствует и проводимая политика государства в области создания кластеров и особых экономических зон на данной территории. А.В. Сериков, в свою очередь, также подчеркивает важную роль федеральной и краевой власти в развитии туризма. Интересную точку зрения выражает
П.В. Заяц, утверждающий, что единственный фактор развития туризма в Краснодарском крае - личностные амбиции губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева и воля политических элит, генерирующие весь регион преимущественно на развитие туризма.
В целом, туристская практика показывает, что сегодня непосредственное воздействие политических факторов в Краснодарском крае на развитие туризма определяется следующими
10
Департамент труда и занятости населения Краснодарского края. URL: // www.kubzan.ru (дата обращения: 20.06.2012).
тенденциями: созданием особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края, региональной нормотворческой деятельностью по вопросам развития туризма, утверждением и реализацией федеральных целевых программ и стратегий развития туризма в данном регионе, осуществлением государственной поддержки санаторно-курортных, гостиничных и туристских организаций Краснодарского края, проведением эффективной краевой инвестиционной политики в области туризма, а также государственным контролем за реализацией проекта зимних Олимпийских игр 2014 г.
Так, создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 70), а также туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 г.) предопределило особый правовой статус территории Краснодарского края по отношению к другим субъектам РФ. Вследствие подобной реформы на территории края сегодня проводится особая региональная туристская политика, осуществляемая, с одной стороны, в контексте общей национальной политики, а с другой - в максимальной степени учитывающая местную специфику туристского предложения и спроса, современный и планируемый уровень развития туризма11. Преференции для данной территории позволяют стимулировать совершенствование туристической инфраструктуры,
Л о
повысить качество услуг и обеспечить доступность отдыха12.
Для более эффективного развития региональной туристской отрасли и для повышения ее конкурентоспособности на территории Краснодарского края также реализуются Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг., Стратегия развития санаторного-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 г. и долгосрочная краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 20112015 гг.
По нескольким направлениям осуществляется и государственная поддержка санаторно-курортных, гостиничных и туристских организаций Краснодарского края. Во-первых, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере туристско-рекреационного
11 Федеральный закон от 22 июля № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 № 76-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II).
Ст. 3127.
12
Оценка перспектив развития культурного туризма в Краснодарском крае и возможные формы государственно-частного партнерства: аналитический доклад. 2007. URL: // www.icss.ac.ru (дата обращения: 13.11.2011).
комплекса, предоставляются государственные гарантии для обеспечения их обязательств по заимствованиям, осуществляемых по инвестиционным проектам, для реконструкции и модернизации основных фондов, а также строительства объектов туристского
Л ^
назначения13. Во-вторых, в Краснодарском крае также предоставляется субсидирование определенной части затрат малого и среднего предпринимательства, занятого в туристской деятельности14. Также в данном регионе от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта15. Подобные виды и способы государственной поддержки туристско-рекреационного комплекса в Краснодарском крае можно перечислять бесконечно в силу того, что развитию туризма в данном регионе уделяется внимание не только на региональном уровне: на данный момент в его успешном развитии заинтересованы как федеральные власти, так и мировое сообщество.
Что касается краевой инвестиционной политики в области туризма, то здесь необходимо отметить, что на территории Краснодарского края в настоящее время реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в сфере развития туристской индустрии, при этом реализация этих проектов осуществляется при поддержке государства, которое в преддверии масштабных спортивных событий особо заинтересовано в привлечении инвесторов.
Также сегодня определяющим политическим фактором развития туризма в Краснодарском крае является всесторонний планомерный государственный контроль за реализацией проекта зимних Олимпийских игр 2014 г. Успешное проведение такого крупного события международного характера является для России гарантией ее признания в мировом сообществе как более значимого субъекта, поэтому российскому государству сегодня необходимо отслеживать все события, происходящие в рамках подготовки к Олимпийским играм. В первую очередь подобный контроль осуществляется Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, российским Организационным комитетом XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также другими созданными организациями, которые
13
Закон Краснодарского края «О порядке предоставления государственных гарантий Краснодарского края» № 1411-КЗ от 13 марта 2008 г. URL: // investkuban.ru (дата обращения:
20.11.2011).
14
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 г. № 150 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009-2012 годы.
15 Закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» № 620-КЗ от 26 ноября 2003 г. URL: // investkuban.ru (дата обращения: 20.11.2011).
выполняют управленческие и иные общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, проектированием, строительством и реконструкцией, организацией эксплуатации олимпийских объектов16.
Исходя из сказанного выше, следует, что туризм в Краснодарском крае имеет не только эффективную экономическую, но и политическую основу достаточно высокого уровня, обусловленную преимущественно федеральными и региональными интересами власти к краевой туристской отрасли.
Помимо того, что экспертное сообщество в качестве основных факторов развития туризма в Краснодарском крае выделило три аспекта - природно-рекреационный, экономический и политический, в рамках данного исследования было также обращено внимание и на информационно-коммуникативный фактор развития туризма в Краснодарском крае, который был выявлен благодаря проведению анализа официальных государственных интернет-порталов.
Тематика данных интернет-сайтов посвящена преимущественно вопросам социально-политического развития Краснодарского края и особенностям функционирования краевой туристской отрасли, а именно нормативно-правовым, социально-политическим, инвестиционным и инфраструктурным аспектам туристской деятельности Краснодарского края.
Данный анализ показал, что официальные государственные интернет-порталы Краснодарского края позволяют всем заинтересованным лицам получить исчерпывающую информацию о регионе, его экономической ситуации, социально-политических аспектах развития, краевом туристско-рекреационном комплексе на основе 5-10 переходов по ссылкам в пределах 2-3 сайтов. В данном исследовании были рассмотрены официальные интернет-порталы Администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru), Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (http://www.kurortkuban.ru), Государственной службы занятости Краснодарского края (http://www.kubzan.ru), Департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края (http://www.investkuban.ru), Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр (http://sochi2014.com/), Волонтерского центра, осуществляющего подбор и подготовку волонтеров для работы на зимних Олимпийских играх в Сочи (http://vol.sochi2014.com/).
В совокупности все перечисленные интернет-ресурсы рисуют не просто актуальную, но и позитивную картину общественного развития
16 Федеральный закон от 1 декабря 2007 № 310-Ф3 «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.
Краснодарского края, другими словами, на официальных сайтах не афишируются проблемы регионального развития, тем самым поддерживая позитивный образ региона в глазах российских граждан. Следовательно, такая доступность различной информации о регионе придает ему особую известность и популярность наряду с другими субъектами страны, а это в свою очередь, безусловно, оказывает лишь положительное воздействие на развитие туризма в Краснодарском крае. Другими словами, любой человек при выборе места отдыха будет ориентироваться на положительные отзывы о регионе, тем более если они подкреплены еще и официальными данными. Более того, на проанализированных официальных сайтах идет чрезмерная популяризация зимних Олимпийских игр в Сочи, что способно привлекать еще большее внимание к краевой туристской отрасли не только туристов, но и профессионалов турбизнеса, предпринимателей, инвесторов и т.д.
Таким образом, оценивая факторы и условия развития туризма в Краснодарском крае на основе мнений экспертного сообщества и анализа определенных интернет-порталов, главная тематика которых непосредственно касается развития и функционирования туристской отрасли в данном регионе, можно сделать вывод, что развитие туристской отрасли в Краснодарском крае обусловлено четырьмя основными факторами: во-первых, наличием уникальных для страны природно-рекреационных ресурсов, во-вторых, благоприятными региональными экономическими факторами, к которым можно отнести экономическую стабильность, наличие финансовых средств в региональном бюджете, туристическую инфраструктуру и высокий инвестиционный потенциал, в-третьих, эффективной федеральной и региональной политикой государства в области туризма по отношению к Краснодарскому краю, проявляющейся в создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа, активизации нормотворческой деятельности в сфере туризма, поощрении инвестиционных проектов, контроле за реализацией зимних Олимпийских игр 2014 г., и, наконец, широкой доступностью разноплановой информации о Краснодарском крае, способной заинтересовать не только туристов, но и профессионалов турбизнеса, инвесторов, политиков, местного населения.
Жукова Н.В. Ключевые факторы развития туризма в Краснодарском крае (на материалах авторского исследования).
Данная статья посвящена исследованию основных условий развития туризма в Краснодарском крае. В статье анализируются ключевые факторы развития туризма в данном регионе. На основе результатов авторского исследования было выявлено, что успешное функционирование туристской отрасли в Краснодарском крае обусловлено преимущественно природно-рекреационным,
экономическим, политическим и информационно-коммуникативным факторами.
Ключевые слова: туризм, регион, туристская дестинация, развитие туризма, Краснодарский край, зимние Олимпийские игры-2014.
Zhukova N. The Key Factors of Tourism Development in Krasnodar Region (Materials of Author's Research). This article is devoted to the research of basic conditions of development of tourism in Krasnodar region. In the article there is an analysis of key factors of tourism development in this region. This analysis is based on the results of author's research which defined that in Krasnodar region successful tourism functioning is primarily determined by recreational, economic, political, and communicatory factors.
Key words: tourism, region, tourist destination, tourism development, Krasnodar region, Winter Olympics-2014.