Научная статья на тему 'Ключевые факторы и условия соразвития городов и университетов в трансформационной экономике'

Ключевые факторы и условия соразвития городов и университетов в трансформационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
соразвитие / совместное развитие городов и университетов / город / университет / образование / факторы / условия / трансформационная экономика / экономика знаний / co-development / co-development of cities and universities / city / university / education / factors / conditions / transformational economy / knowledge economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Будимирович Жемулин

Совместное развитие городов и университетов имеет большое значение для трансформации экономики в условиях цифровой и технологической революций как условие обеспечения социально-экономической системы города высококвалифицированными кадрами, отвечающими вызовам новой реальности. Исследуются ключевые факторы и условия соразвития городов и университетов. Суть проблемы заключается в том, что выстраивание процесса совместного развития городов и регионов осуществляется в динамичных условиях трансформационной среды, формируемых под воздействием комплекса факторов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на процессы соразвития. На основе определения цели и задач совместного развития городов и университетов выявлены ключевые факторы, которые классифицированы на стимулирующие и препятствующие совместному развитию городов и регионов в трансформационной экономике. Под воздействием совокупности выявленных и рассмотренных факторов формируются особые условия совместного развития городов и университетов, которые требуют анализа и учета. Обозначен комплекс условий, формирование и соблюдение которых обеспечит наибольшую эффективность совместного развития городов и университетов. Логическим выводом проведенного исследования факторов и условий совместного развития городов и университетов в условиях трансформационной экономики явилось заключение о необходимости непрерывного контроля и учета комплекса факторов позитивного и негативного воздействия на процессы соразвития в целях их учета и выработки превентивных мер, направленных на создание наиболее благоприятных условий для эффективного совместного развития городов и университетов в трансформационной среде новой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key factors and conditions for co-development of cities and universities in a transformational economy

The joint development of cities and universities is of great importance for the economy transformation in the conditions of digital and technological revolutions as a condition for providing the socio-economic system of the city with highly qualified personnel meeting the challenges of the new reality. The key factors and conditions of the co-development of cities and universities are investigated. The essence of the problem lies in the fact that the building of the process of joint development of cities and regions is carried out in dynamic conditions of the transformation environment, formed under the influence of a complex of factors that have a positive and negative impact on the processes of co-development. Based on the definition of the goals and objectives of the joint development of cities and universities, the key factors that are classified into stimulating and hindering the joint development of cities and regions in the transformational economy are identified. Under the influence of the combination of identified and considered factors, special conditions for the joint development of cities and universities are formed, which require analysis and accounting. A set of conditions is outlined, the formation and observance of which will ensure the greatest efficiency of the joint development of cities and universities. The logical conclusion of the study of the factors and conditions of joint development of cities and universities in the conditions of the transformation economy was the conclusion that it is necessary to continuously monitor and take into account the complex of factors of positive and negative impact on the processes of co-development in order to take them into account and develop preventive measures aimed at creating the most favorable conditions for the effective joint development of cities and universities. regions in the transformational environment of the new economy.

Текст научной работы на тему «Ключевые факторы и условия соразвития городов и университетов в трансформационной экономике»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THEORETICAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS IN MODERN CONDITIONS

Научная статья УДК 330.341

https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-4-67-74 EDN JZJDYS

Ключевые факторы и условия соразвития городов и университетов в трансформационной экономике

Сергей Будимирович Жемулин

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия, pfie@mail.ru

Аннотация. Совместное развитие городов и университетов имеет большое значение для трансформации экономики в условиях цифровой и технологической революций как условие обеспечения социально-экономической системы города высококвалифицированными кадрами, отвечающими вызовам новой реальности. Исследуются ключевые факторы и условия соразвития городов и университетов. Суть проблемы заключается в том, что выстраивание процесса совместного развития городов и регионов осуществляется в динамичных условиях трансформационной среды, формируемых под воздействием комплекса факторов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на процессы соразвития. На основе определения цели и задач совместного развития городов и университетов выявлены ключевые факторы, которые классифицированы на стимулирующие и препятствующие совместному развитию городов и регионов в трансформационной экономике. Под воздействием совокупности выявленных и рассмотренных факторов формируются особые условия совместного развития городов и университетов, которые требуют анализа и учета. Обозначен комплекс условий, формирование и соблюдение которых обеспечит наибольшую эффективность совместного развития городов и университетов. Логическим выводом проведенного исследования факторов и условий совместного развития городов и университетов в условиях трансформационной экономики явилось заключение о необходимости непрерывного контроля и учета комплекса факторов позитивного и негативного воздействия на процессы соразвития в целях их учета и выработки превентивных мер, направленных на создание наиболее благоприятных условий для эффективного совместного развития городов и университетов в трансформационной среде новой экономики.

Ключевые слова: соразвитие, совместное развитие городов и университетов, город, университет, образование, факторы, условия, трансформационная экономика, экономика знаний

Для цитирования: Жемулин С. Б. Ключевые факторы и условия соразвития городов и университетов в трансформационной экономике // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 4. С. 67-74. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-4-67-74. EDN JZJDYS.

© Жемулин С. Б., 2023

Original article

Key factors and conditions for co-development of cities and universities

in a transformational economy

Sergey B. Zhemulin

The Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, pfie@mail.ru

Abstract. The joint development of cities and universities is of great importance for the economy transformation in the conditions of digital and technological revolutions as a condition for providing the socio-economic system of the city with highly qualified personnel meeting the challenges of the new reality. The key factors and conditions of the co-development of cities and universities are investigated. The essence of the problem lies in the fact that the building of the process of joint development of cities and regions is carried out in dynamic conditions of the transformation environment, formed under the influence of a complex of factors that have a positive and negative impact on the processes of co-development. Based on the definition of the goals and objectives of the joint development of cities and universities, the key factors that are classified into stimulating and hindering the joint development of cities and regions in the transformational economy are identified. Under the influence of the combination of identified and considered factors, special conditions for the joint development of cities and universities are formed, which require analysis and accounting. A set of conditions is outlined, the formation and observance of which will ensure the greatest efficiency of the joint development of cities and universities. The logical conclusion of the study of the factors and conditions of joint development of cities and universities in the conditions of the transformation economy was the conclusion that it is necessary to continuously monitor and take into account the complex of factors of positive and negative impact on the processes of co-development in order to take them into account and develop preventive measures aimed at creating the most favorable conditions for the effective joint development of cities and universities. regions in the transformational environment of the new economy.

Keywords: co-development, co-development of cities and universities, city, university, education, factors, conditions, transformational economy, knowledge economy

For citation: Zhemulin S. B. Key factors and conditions for co-development of cities and universities in a transforma-^ tional economy. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2023;4:67-74. (In Russ.). ^ https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-4-67-74. EDN JZJDYS.

я

я

¡у

я

я

2

я Введение логий, базирующихся на взаимосвязи университетов

г Современная экономика, находясь на пути пе- и хозяйственного сектора экономики [4], раскрывая

« рехода от постиндустриальной инновационной необходимость выработки обоснованных управлен-

экономики к наивысшей стадии ее развития - эко- ческих решений для их эффективной работы [5]. номике знаний, переживает сложнейшие транс- Проблеме исследования концептуальных основ

формационные процессы. В этих условиях законо- стратегического развития университетов в эконо-

мерен рост значимости интеллектуальных активов, мике знаний и обоснованию факторов, влияющих

а также возрастание роли университетов как ис- на формирование человеческого капитала, посвя-

точников знаний и образования, составляющих щено исследование С. А. Гудковой и И. В. Треши-

основу интеллектуального капитала. ной [6]. Коллектив ученых под руководством

В научной литературе можно выделить иссле- М. К. Хусаинова [7] проводит комплексный анализ

дования, связанные с экономикой знаний, где ве- теоретических основ, современного состояния

дущее место занимают наука и образование, со- и тенденции развития высшего образования и его

здающие интеллектуальные активы и позволяю- роли в экономике знаний. В исследовании

щие обладателю быть конкурентоспособным в об- Д. Я. Родина раскрыта проблематика трансформа-

ществе знаний [1]. Важная роль в экономике, осно- ции системы высшего образования и его адаптация

ванной на знаниях, отводится интеллектуальному к экономике знаний в условиях инновационного

капиталу, обеспечивающему конкурентоспособ- развития университетов [8].

ность организации за счет инновационных разра- Особый интерес ученых-экономистов вызывает

боток и продуктов [2] и устойчивое развитие изучение роли университетских городов. Так,

в стратегической перспективе [3]. в работе [9] проведен анализ российских универси-

Некоторые ученые рассматривают особенности тетских городов, раскрывающий взаимодействие

развития человеческого капитала в условиях пере- городской среды и высших учебных заведений,

хода к экономике знаний и инновационных техно- находящихся в одном территориальном простран-

стве. А в работе Д. П. Шатило проанализированы университетские города Европы, выделены их основные особенности, а также рассмотрено взаимодействие университета и города на примере немецких университетских городов [10].

Различные аспекты совместного развития университетов и городов освещены в ряде публикаций российских авторов [11, 12]. Например, С. Н. Кузьменко раскрывает возможность обеспечения устойчивости системы «город-университет» посредством взаимодействия природной, искусственной и образовательной экосистем [13], Р. А. Долженко и С. Б. Дол-женко проводят оценку перспектив и возможностей совместного развития университета и города, рассматривая университет как интеллектуальный и экономический центр горда [14].

Обзор публикаций, представленных в научных источниках, свидетельствует об активном интересе ученых и исследователей к проблематике совместного развития городов и университетов в условиях трансформационных процессов становления и развития новой экономики знаний. Спектр исследуемых вопросов довольно широк, однако, как выявил анализ, в научной литературе недостаточно изученными остаются факторы и условия совместного развития городов и университетов в новой среде трансформационной экономики. Таким образом, заявленная тематика исследования данной статьи представляется актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель исследования состоит в изучении и систематизации ключевых факторов и условий совместного развития городов и университетов в условиях трансформационной экономики, как источника знаний и образования, отвечающих вызовам технологической и цифровой революций на этапе становления экономики знаний.

Методы исследования составили общенаучные методы теоретического и эмпирического познания -системный и комплексный анализ, сравнение, логический и синтетический анализ, методы классификации и структуризации данных.

Материалы и результаты исследования

Мировая экономическая система стоит на пороге перехода к экономике знаний, которая является высшим эволюционным этапом развития инновационной экономики. Настоящий этап развития общественного мироустройства, и российской экономики в том числе, характеризуется учеными как трансформационный [15, 16]. При этом в качестве трансформационных исследователи определяют такие факторы, как цифровые технологии [17] и революционные преобразования с ними связанные [18], структурные факторы [19] и ESG-повестку [20]. Несмотря на отсутствие общности во взглядах о природе и составе факторов, ученые едины во

мнении, что современная экономика России явля- N ется трансформационной, при этом трансформаци- | онные процессы протекают во всех социально- п экономических сферах жизнедеятельности общества. .

Становление экономики знаний предопределяет . необходимость трансформации системы образова- у ния и подготовки кадров, а также соответствую- С щих институтов. Университеты являются основ- § ными источниками знаний и образования и по- § ставщиками кадров, востребованных на настоящем о этапе развития экономики профессий и квалифи- £ каций. В этой связи очевидна взаимосвязь кадро- §' вого потенциала территории и университетов, 0, в границах которой они расположены. 0

Федеративное устройство Российской Федера- е ции предопределяет такую особенность размеще- о ния университетов и других организаций высшего 1 образования, как их тяготение к крупным городам £ и региональным центрам, поэтому крайне важно С исследовать факторы и условия совместного раз- е вития городов и университетов в условиях транс- § формационных преобразований, которое является и важным аспектом социально-экономического и культурного развития общества. £

Под совместным развитием, или соразвитием, §' городов и университетов понимается объединение а ресурсов и усилий взаимодействующих сторон для п достижения синергетического эффекта от реализа- ¡о ции совместных проектов, проявленного в уско- | ренном достижении целей и задач развития. О

Цель соразвития города и университета заклю- 1 чается в создании благоприятных условий для 0 функционирования и гармоничного взаимодей- | ствия на основе выстраивания системы эффективных взаимосвязей в условиях трансформационной экономики, в результате чего обеспечивается устойчивое развитие обоих субъектов, повышение их конкурентоспособности и адаптивности к новым вызовам и возможностям.

Исходя из цели совместного развития города и университета, можно сформировать комплекс задач соразвития:

- создание благоприятных условий для развития образования и науки: задача городов создать благоприятные условия и среду для развития науки и образования, а университетов - предоставлять качественное и востребованное образование;

- развитие экономики и повышение занятости в городском пространстве: задача городов - создавать благоприятную среду и инфраструктуру развития инновационного бизнеса, задача университетов - создавать инновации и новаторов, новые рабочие места, привлекать инвестиции;

- повышение качества жизни: совместная задача города и университета, которая состоит в развитии городской инфраструктуры, социальной, образовательной и культурной сфер городского пространства;

- сохранение социокультурного и этнического наследия города: совместная задача города и университета, направленная на поддержание и сохранение культурного наследия и развитие культуры и искусства.

Университет и город в ходе своего функционирования и реализации процессов развития находятся в непрерывном взаимодействии (рисунок), благодаря которому образуется система взаимосвязей между обеими системами.

Я

я ¡у

я

я

•университет - источник знаний и образования, имиджа города; • город - заказчик образования и потребитель знаний

Ч_

• университет - генератор инноваций и инноваторов;

• город - потребитель инноваций и среда развития инноваторов

Кадры и компетенции

Г

университет - работодател

и источник кадров, ориентированных на город; • город - заказчик кадров и работодатель

Финансы, экономика,

• университет - реципиент финансовой поддержки,

пользователь инфрасруктуры города; • город - инвестор

J

я я

ч

¡у

Направления взаимодействия города и университета Areas of cooperation between the city and the university

Анализ трансформационных условий, в кото- ющего действия.

рых в настоящем происходит взаимодействие городов и университетов и формируется уникальная среда их совместного развития, позволил выявить комплекс факторов положительного и сдержива-

Ключевые факторы, стимулирующие и сдерживающие соразвитие городов и университетов в трансформационной экономике, представлены в таблице.

Ключевые факторы, стимулирующие и сдерживающие соразвитие городов и университетов

в трансформационной экономике

Key factors stimulating and constraining urban and university co-development in transformational economies

Стимулирующие факторы Сдерживающие факторы

1. Научно-образовательная специализация экономики города 1. Отсутствие стратегии развития взаимодействия города и университета

2. Благоприятная инновационно-предпринимательская среда 2. Ограниченность ресурсов

3. Городская инфраструктура 3. Разногласия в целях и приоритетах развития города и университета

4. Сотрудничество университета и города в области образования 4. Коммуникационные и координационные барьеры между городскими властями и университетом

5. Взаимодействие университета и города в области культуры 5. Конкуренция между университетами города за финансовые и другие ресурсы

6. Благоприятная бизнес-среда и эффективное взаимодействие с бизнесом 6. Инфраструктурные проблемы

Рассмотрим эти факторы более подробно. К факторам, оказывающим положительное воздействие и способствующим соразвитию городов и университетов в трансформационной экономике, на наш взгляд, относятся следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- научно-образовательная специализация экономики города, где университеты выступают ключевыми игроками в образовании и науке, создавая новые знания, инновационные продукты и технологии, а также подготавливая высококвалифицированных специалистов, а города являются пользователями знаний и потребителями инноваций в целях развития экономики города и повышения качества жизни населения;

- благоприятная инновационно-предпринимательская среда, сформированная в городском пространстве совместными усилиями города и университета, представленная инновационными центрами, системой мер поддержки стартапов, стимулами предпринимательской активности и т. п.;

- городская инфраструктура, привлекающая молодежь к получению образования в данном городе, а выпускников университетов мотивирующая к трудоустройству;

- сотрудничество университета и города в области образования для обеспечения жителей полным спектром качественных услуг в сфере образования и развития талантов, что проявляется в организации и проведении университетом образовательных программ, выставок, стажировок и т. п. в пространстве города и для его жителей;

- взаимодействие университета и города в области культуры для обеспечения благоприятных условий развития культуры, искусства, музыки, театра и пр. в форме организации выставок, фестивалей и других культурных мероприятий;

- благоприятная бизнес-среда и эффективное взаимодействие с бизнесом, в котором университеты ориентированы на сотрудничество с предприятиями города по подготовке и переподготовке кадров необходимых профессий и квалификаций, для создания новых рабочих мест, стимулирующих экономический рост и улучшающих качество жизни населения города, что выражается в создании технопарков, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов и т. п.

В процессе совместного развития города и университеты сталкиваются с комплексом факторов, в той или иной степени сдерживающих их сотрудничество и совместное развитие:

- отсутствие стратегии развития взаимодействия города и университета, программы и планов по ее реализации;

- ограниченность ресурсов: дефицит финансовых ресурсов для обеспечения реализации проектов совместного развития как со стороны города, так и со стороны университета; дефицит информа-

ционных ресурсов для возможностей и преимуществ N совместного развития города и университета; дефи- | цит кадровых ресурсов как в университете, так п и в городе либо недостаток их знаний и компетенций . для реализации проектов совместного развития; .

- разногласия в целях и приоритетах развития го- у рода и университета и проблема их согласования; С

- коммуникационные и координационные барь- § еры между городскими властями и университетом § при реализации взаимодействия и совместного о развития; £

- конкуренция между университетами одного §' города за финансовые и другие ресурсы, что пре- О, пятствует развитию сотрудничества и совместных О проектов в пространстве города; е

- инфраструктурные проблемы, связанные с ее О доступностью и качеством, либо объективная 1 необходимость создания новой инфраструктуры £ для обеспечения взаимодействия и совместного

о

развития города и университета. е

Обозначенные факторы

замедляют процесс п формирования благоприятной образовательной и среды в городском пространстве и препятствуют развитию социо-экономической системы «город- £ университет». §'

Итак, под воздействием рассмотренного ком- а плекса разнонаправленных факторов наибольшую п эффективность совместного развития городов о и университетов возможно ожидать при соблюде- | нии следующих благоприятных условий: О

1. Наличие в городе развитой образовательной 1 инфраструктуры для студентов, которая включает О наличие учебных корпусов, научно-исследова- | тельских лабораторий, библиотек и т. п.

2. Культурная среда, представленная различными досуговыми учреждениями (спортивные, выставочные и концертные залы, клубы по интересам, кафе и т. п.) и мероприятиями (концерты, выставки, фестивали и т. п.), которые способствуют развитию творческих способностей и самореализации личности студентов.

3. Обеспечивающая инфраструктура - это комфортные для проживания общежития и квартиры, развитая система общественного транспорта, позволяющая легко перемещаться по городу и выезжать за его пределы.

4. Поддержка со стороны государства и местных органов власти в части предоставления грантов, субсидий и стипендий для перспективных и одаренных студентов, предоставления жилья и других социальных услуг.

5. Предпринимательская культура, которая способствует созданию условий для развития предпринимательской инициативы студентов и воплощения ее в инновационных предприятиях малого и среднего бизнеса, что способствует экономическому развитию города и созданию новых

я

я

¡у

я

я

2 ч а

я я

ч

¡у

рабочих мест для студентов.

6. Экологическая ответственность, проявленная во внимании к сохранению природных ресурсов и окружающей среды, а также проведению и активному участию в проектах и экологических мероприятиях, например по утилизации отходов, энергосбережению и рациональному ресурсополь-зованию.

7. Международные связи предполагают участие студентов в международных программах обмена и стажировках в вузах других стран, что позволяет получить ценный опыт и расширить свои горизонты.

Синергия эффективного соразвития города и университета проявляется в следующих эффектах:

- для университета: увеличение численности студентов, увеличение доходов университета, повышение среднего балла ЕГЭ в университете, коммерциализация знаний, рост привлекательности для иностранных студентов и преподавателей, формирование положительного имиджа университета и рост его привлекательности для получения образования и карьеры и т. п.;

- для города: увеличение количества инновационных компаний и организаций, активизация трансфера и диффузии технологий, рост спроса на выпускников университета среди компаний и организаций города, рост цен на недвижимость, прирост населения, рост занятости, привлечение и удержание молодежи, развитие инновационно-

образовательной инфраструктуры и интеллектуальной активности населения, повышение качества жизни населения, формирование положительного имиджа города и рост его привлекательности для жизни и инвестиций и т. п.

Заключение

Совместное развитие городов и университетов в условиях трансформационной экономики происходит в условиях высокой динамики и нестабильности, под действием широкого спектра факторов, в связи с чем условия, формирующиеся под воздействием обозначенных факторов, не являются статичными. Для обеспечения эффективности совместного развития города и университета в долгосрочной перспективе необходимо непрерывно отслеживать и контролировать воздействие всех факторов, определяющих условия соразвития. Синергия взаимодействия города и университета, обеспечивающая комплекс эффектов совместного развития, возникает только при наличии благоприятных условий. Обеспечение эффективного сотрудничества, взаимодействия и совместного развития города и университета позволяет укрепить позиции экосистемы «город-университет» на внутристрано-вом и мировом рынках образовательных услуг, расширить возможности для обмена знаниями и технологиями, а также сформировать благоприятную среду для научных и культурных достижений.

Список источников

1. Возиянова Н. Ю., Дещенко А. Ю. Моделирование развития науки, общества и экономики на ее основе в «экономике знаний» // Торговля и рынок. 2022. № 1 (61). С. 44-52.

2. Недолужко О. В. Повышение значимости интеллектуального капитала организации в процессе формирования и развития экономики знаний // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2022. № 2. С. 16-23. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2022-2-16-23.

3. Татаринов К. А., Аникиенко Н. Н. Управление интеллектуальным капиталом в экономике знаний // Азимут науч. исслед.: экономика и упр. 2022. Т. 11. № 1 (38). С. 35-39. https://doi.org/10.57145/27128482_2022_11_01_07.

4. Нупрейчик Е. Н. Человеческий капитал как основной элемент экономики знаний (на примере вузов Томска) // Научные основы развития АПК: материалы докл. XXIV Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. с между-нар. участием (Томск, 24 апреля - 10 июня 2022 г.). Томск: Золотой колос, 2022. С. 353-358.

5. Проценко С. А., Можаев Е. Е., Горкин А. В., Васильева И. В. Формирование человеческого капитала в условиях экономики знаний // Вестн. Екатерин. ин-та. 2022. № 3 (59). С. 31-34.

6. Гудкова С. А., Трешина И. В. Концепция развития вузов в условиях экономики реальных ценностей: digital humanities и экспорт знаний // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. 2022. Т. 2. № 3 (50). С. 68-78.

https://doi.org/10.51965/20767919_2022_2_3_68.

7. Хусаинов М. К., Мавлонов Р. А., Каюмов А. А. Высшее образование в среде развития экономики знаний (на примере Республики Таджикистан). М.: Финансы и статистика, 2022. 176 с.

8. Родин Д. Я. Образовательные вызовы экономики знаний в эпоху цифровизации // Цифровые технологии в аграрном образовании: материалы учеб.-метод. конф. (Краснодар, 01 марта - 30 апреля 2022 г.). Краснодар: Изд-во КубГАУ им. И. Т. Трубилина, 2022. С. 234-235.

9. Тургель И. Д., Бугров К. Д., Ойхер А. Д. Университетские города России: ожидания vs реальность // Высш. образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 89-111. Ы^:/^ .0^/10.31992/0869-3617-2023-32-5-89-111.

10. Шатило Д. П. Университетские города в Европе: понятие, специфика развития, планировочные структуры // Контуры глобал. трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 4. С. 23-39.

11. Заякина Р. А. Сетевой капитал университета как элемент социального капитала города // Высш. образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 50-59. https://doi.org/10.31992/ 0869-3617-2021 -30-7-50-59.

12. Холина В. Н. Университетский город: архитектура смыслов // Экон. стратегии. 2022. Т. 24. № 1 (181). С. 150-160. https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.154-158.

13. Кузьменко С. Н. Устойчивое развитие системы «город-университет» в условиях ценной исторической среды

Великого Новгорода // Визуальная антропология - 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда: материалы докл. III Междунар. науч. конф. (Великий Новгород, 28-30 августа 2019 г.). Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. С. 419-429. https://doi.org/10.34680/visant-2020-419-429.

14. Долженко Р. А., Долженко С. Б. Университет как центр умного города: целевое видение и разрывы в развитии // Муниципалитет: экономика и упр. 2022. № 4. С. 30-40. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2022-4-30-40.

15. Баранов Э. Ф., Бессонов В. А. Взгляд на российскую экономическую трансформацию // Вопр. экономики. 2018. № 11. С. 142-158.

16. Крыжанова Л. С., Шипилов Д. В. Закономерности и особенности трансформационных экономических процессов. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2015. 112 с.

17. Люханова С. В., Петренко Е. В. Цифровая трансформация экономики России: преимущества и недостатки //

Экономика и управление: современные достижения и перспективы развития: материалы докл. Всеросс. науч.-практ. конф. (Омск, 03 сентября 2020 г.). Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. С. 91-102.

18. Красота Т. Г., Баженов Р. И., Миронова И. Б. Технологическая и цифровая трансформация экономики в современных условиях России // Финанс. экономика. 2020. № 1. С. 168-173.

19. Федюкович Е. В. Экономика России в контексте структурной трансформации // О-во: политика, экономика, право. 2020. № 2 (79). С. 68-72. https://doi.org/10.24158/ рер.2020.2.12.

20. Бессель В. В., Лопатин А. С., Мингалеева Р. Д. ESG-трансформация экономики России как фактор ускоренного развития «низкоуглеродной» энергетики // Проблемы экономики и упр. нефтегаз. комплексом. 2023. № 4 (220). С. 60-66. https://doi.org/10.33285/1999-6942-2023-4(220)-60-66.

References

1. Voziianova N. Iu., Deshchenko A. Iu. Modelirovanie razvitiia nauki, obshchestva i ekonomiki na ee osnove v «ekonomike znanii» [Modeling the development of science, society and economy based on it in the "knowledge economy"]. Torgovlia irynok, 2022, no. 1 (61), pp. 44-52.

2. Nedoluzhko O. V. Povyshenie znachimosti intellektual'nogo kapitala organizatsii v protsesse formirovaniia i razvitiia ekonomiki znanii [Increasing the importance of the intellectual capital of the organization in the process of formation and development of the knowledge economy]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2022, no. 2, pp. 16-23. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2022-2-16-23.

3. Tatarinov K. A., Anikienko N. N. Upravlenie intellektual'nym kapitalom v ekonomike znanii [Intellectual capital management in the knowledge economy]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2022, vol. 11, no. 1 (38), pp. 35-39. https://doi.org/10.57145/ 27128482_2022_11_01_07.

4. Nupreichik E. N. Chelovecheskii kapital kak osnovnoi element ekonomiki znanii (na primere vuzov Tomska). Nauchnye osnovy razvitiia APK [Human capital as the main element of the knowledge economy (on the example of Tomsk universities). Scientific foundations of agro-industrial complex development]. Materialy dokladov XXIV Vserossiiskoi (natsional'noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Tomsk, 24 aprelia -10 iiunia 2022 g.). Tomsk, Zolotoi kolos Publ., 2022. Pp. 353-358.

5. Protsenko S. A., Mozhaev E. E., Gorkin A. V., Vasil'eva I. V. Formirovanie chelovecheskogo kapitala v usloviiakh ekonomiki znanii [Formation of human capital in the knowledge economy]. Vestnik Ekaterininskogo instituta, 2022, no. 3 (59), pp. 31-34.

6. Gudkova S. A., Treshina I. V. Kontseptsiia razvitiia vuzov v usloviiakh ekonomiki real'nykh tsennostei: digital humanities i eksport znanii [The concept of the development of universities in the conditions of the economy of real values: digital humanities and the export of knowledge]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva, 2022, vol. 2, no. 3 (50), pp. 68-78. https://doi.org/10.51965/ 20767919_2022_2_3_68.

7. Khusainov M. K., Mavlonov R. A., Kaiumov A. A.

K

CD

У

Vysshee obrazovanie v srede razvitiia ekonomiki znanii (na primere Respubliki Tadzhikistan) [Higher education in the context of the knowledge economy development (on the example of the Republic of Tajikistan)]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2022. 176 p.

8. Rodin D. Ia. Obrazovatel'nye vyzovy ekonomiki znanii v epokhu tsifrovizatsii. Tsifrovye tekhnologii v agrarnom obrazovanii [Educational challenges of the knowledge economy in the era of digitalization. Digital technologies in agricultural education]. Materialy uchebno-metodicheskoi konferentsii (Krasnodar, 01 marta -30 aprelia 2022 g.). Krasnodar, Izd-vo KubGAU imeni I. T. Trubilina, 2022. Pp. 234-235.

9. Turgel' I. D., Bugrov K. D., Oikher A. D. Universitetskie goroda Rossii: ozhidaniia vs real'nost' [Russian University Cities: Expectations vs Reality]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2023, vol. 32, no. 5, pp. 89-111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-89-111.

10. Shatilo D. P. Universitetskie goroda v Evrope: poniatie, spetsifika razvitiia, planirovochnye struktury [University cities in Europe: concept, specifics of development, planning structures]. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo, 2021, vol. 14, no. 4, pp. 23-39.

11. Zaiakina R. A. Setevoi kapital universiteta kak element sotsial'nogo kapitala goroda [The network capital of the University as an element of the social capital of the city]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 7, pp. 50-59. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-50-59.

12. Kholina V. N. Universitetskii gorod: arkhitektura smyslov [University City: architecture of meanings]. Ekonomicheskie strategii, 2022, vol. 24, no. 1 (181), pp. 150-160. https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.154-158.

13. Kuz'menko S. N. Ustoichivoe razvitie sistemy «gorod-universitet» v usloviiakh tsennoi istoricheskoi sredy Velikogo Novgoroda. Vizual'naia antropologiia - 2019. Gorod-universitet: zhiznennoe prostranstvo i vizual'naia sreda [Sustainable development of the "city-university" system in the conditions of the valuable historical environment of Veliky Novgorod. Visual Anthropology -2019. City-University: living space and visual environment]. Materialy dokladov III Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Velikii Novgorod, 28-30 avgusta 2019 g.). Velikii Novgorod, Izd-vo NovGU imeni Iaroslava Mudrogo, 2020.

я я

>у Я

Pp. 419-429. https://doi.org/10.34680/visant-2020-419-429.

14. Dolzhenko R. A., Dolzhenko S. B. Universitet kak tsentr umnogo goroda: tselevoe videnie i razryvy v razvitii [University as a Smart City Center: Target vision and development gaps]. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie, 2022, no. 4, pp. 30-40. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2022-4-30-40.

15. Baranov E. F., Bessonov V. A. Vzgliad na rossiiskuiu ekonomicheskuiu transformatsiiu [A look at the Russian economic transformation]. Voprosy ekonomiki, 2018, no. 11, pp. 142-158.

16. Kryzhanova L. S., Shipilov D. V. Zakonomernosti i osobennosti transformatsionnykh ekonomicheskikh protsessov [Regularities and features of transformational economic processes]. Bishkek, Izd-vo KRSU, 2015. 112 p.

17. Liukhanova S. V., Petrenko E. V. Tsifrovaia transformatsiia ekonomiki Rossii: preimushchestva i nedostatki. Ekonomika i upravlenie: sovremennye dostizheniia i perspektivy razvitiia [Digital transformation of the Russian economy: advantages and disadvantages. Economics and management: modern achievements and development

prospects]. Materialy dokladov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Omsk, 03 sentiabria 2020 g.). Omsk, Izd-vo OmGTU, 2020. Pp. 91-102.

18. Krasota T. G., Bazhenov R. I., Mironova I. B. Tekhnologicheskaia i tsifrovaia transformatsiia ekonomiki v sovremennykh usloviiakh Rossii [Technological and digital transformation of the economy in modern conditions of Russia]. Finansovaia ekonomika, 2020, no. 1, pp. 168-173.

19. Fediukovich E. V. Ekonomika Rossii v kontekste strukturnoi transformatsii [The Russian Economy in the context of structural Transformation]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, 2020, no. 2 (79), pp. 68-72. https://doi.org/10.24158/pep.2020.2.12.

20. Bessel' V. V., Lopatin A. S., Mingaleeva R. D. ESG-transformatsiia ekonomiki Rossii kak faktor uskorennogo razvitiia «nizkouglerodnoi» energetiki [ESG-transformation of the Russian economy as a factor of accelerated development of "low-carbon" energy]. Problemy ekonomiki i upravleniia neftegazovym kompleksom, 2023, no. 4 (220), pp. 60-66. https://doi.org/10.33285/1999-6942-2023-4(220)-60-66.

я

Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 26.09.2023; принята к публикации 01.11.2023 The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 26.09.2023; accepted for publication 01.11.2023

Информация об авторе I Information about the author

я я

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сергей Будимирович Жемулин - кандидат экономических наук; начальник; Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний; pfie@mail.ru

Sergey B. Zhemulin — Candidate of Economic Sciences; Head of The Perm Institute of the FPS of Russia; pfie@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.