Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (40). С. 41—49. Economic and Social Research. 2023. No. 4 (40). P. 41—49. Научная статья
УДК 332.135:711.47 + 378
doi: 10.24151/2409-1073-2023-4-41-49
https://elibrary.ru/knzmkg
Модели совместного развития города и университетов в инновационном экономическом пространстве
С. Б. Жемулин
Пермский институт ФСИН России, г. Пермь, Россия [email protected]
Аннотация. Исследованы существующие модели совместного развития городов и университетов. Выдвинута гипотеза, что в новой экономической реальности России совместное развитие городов и университетов должно выстраиваться на основе синергии преимуществ, возникающих в моделях со-развития, известных науке. Проведенная классификация и анализ моделей совместного развития городов и университетов, представленных в научных публикациях, позволили выявить особенности их реализации, на базе чего обоснована необходимость учитывать каждую выстраиваемую модель со-развития и адаптировать ее к уникальным особенностям и конкурентным преимуществам конкретного города и университета. Кроме того, акцентировано внимание на необходимости включать в модели совместного развития представителей бизнес-сообщества, чтобы обеспечить социальную и экономическую эффективность в контексте совместного развития образования, науки, экономики и социума в городском пространстве.
Ключевые слова: университет, город, модели развития, совместное развитие, город-университет, студенческий город, кампус, модель тройной спирали, инновационная экономика
Для цитирования: Жемулин С. Б. Модели совместного развития города и университетов в инновационном экономическом пространстве // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (40). С. 41-49. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-4-41-49 EDN: KNZMKG.
Original article
Models of joint development of the city and universities in the innovative economic space
S. B. Zhemulin
Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm, Russia ser [email protected]
© Жемулин С. Б.
Abstract. The author examines the existing models of co-development of cities and universities. The hypothesis is put forward that in the new economic reality of Russia, the joint development of cities and universities should be based on the synergy of advantages arising in the known to science models of co-development. The classification and analysis of models ofjoint development of cities and universities presented in scientific publications have allowed the revelation of features of their realization, on the basis of which the necessity of accounting and adaptation of each built model of co-development to unique features and competitive advantages of concrete city and university has been grounded. In addition, attention is focused on the need to include representatives of the business community in co-development models to ensure social and economic efficiency in the context ofjoint development of education, science, economy and society in the urban space.
Keywords: university, city, development models, city-university joint development, student city, campus, triple helix model, innovation economy
For citation: Zhemulin S. B. "Models of Joint Development of the City and Universities in the Innovative Economic Space". Economic and Social Research 4 (40) (2023): 41—49. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-4-41-49 EDN: KNZMKG.
В условиях инновационной экономики университеты играют роль одного из важнейших источников инноваций, в то же время занимая важное место в социальном и экономическом развитии городского пространства. Инновационная экономика, новая экономика и экономика знаний — дефиниции, описывающие различные формы экономического развития, объединенные общим трендом — ростом значимости знаний в социально-экономической жизни общества, фактором формирования которых выступает человеческий капитал. При этом, как отмечают отдельные ученые, экономика знаний — наивысший этап постиндустриального развития общества и инновационной экономики [9]. Следовательно, в перспективе развития экономики знаний можно прогнозировать еще больший рост значимости образования и университетов в социально-экономической жизни общества, что обусловливает необходимость разрабатывать стратегические планы и приоритеты совместного развития городов и университетов в условиях развития инновационной экономики и дальнейшего перехода к экономике знаний.
Важность выстраивания эффективного со-развития городов и университетов
обусловлена следующими объективными факторами:
1. Наука и образование выступают одними из важнейших факторов развития экономики и общества в формирующемся инновационном пространстве.
2. Интересы городов и университетов взаимоувязаны их потребностями: городской экономике нужны высококвалифицированные специалисты, отвечающие требованиям настоящего и перспективного уровня развития, а университетам требуется благоприятная среда и доступная инфраструктура для функционирования и развития.
3. Города и университеты могут выстраивать взаимодействие в различных областях (таких, как наука, образование, культура, здравоохранение и др.), формируя привлекательную и благоприятную для проживания городскую среду и эффективную систему общения и обмена опытом между различными субъектами городского пространства.
4. Положительный эффект, возникающий при совместном развитии городов и университетов на основе взаимовыгодного сотрудничества, для города может проявляться в создании новых рабочих мест, в обеспечении квалифицированными кадрами предприятий
и организаций города, в повышении инвестиционной привлекательности и качества жизни населения; для университетов — в развитии научно-исследовательской инфраструктуры и повышении ее качества, в реализации инновационных проектов, в создании инновационных разработок, товаров и услуг на территории присутствия и возможности коммерциализировать их.
Таким образом, совместное развитие городов и университетов имеет большое значение для развития инновационной экономики России.
В настоящее время проблемы совместного развития города и университетов, расположенных в его экономическом пространстве, рассматриваются в работах многих исследователей [2, с. 26, 27; 11, с. 184]. В своих научных исследованиях Г. И. Кулешова отмечает важность межуниверситетских кампусов для развития городской среды и повышения качества образования, а также рассматривает мировой опыт создания кампусов [7, с. 77].
Можно выделить различные направления взаимодействия города и университетов, нацеленные на повышение конкурентоспособности кампусов и трансформацию их в университетские города1. Так, российским университетским городам уделено внимание в работе И. Д. Тургель, К. Д. Бугрова и А. Д. Ойхер [13, с. 89], где определяется ведущая роль университетов в обеспечении инновационного развития городского пространства. При этом другие исследователи, Р. А. Долженко и С. Б. Долженко, отмечают, что развитие высшего образования предопределяет значимость роли университетов для совершенствования территории, на которой они находятся [3, с. 37].
Многие работы ученых-экономистов связаны с применением различных моде-
лей, раскрывающих тесную связь городского пространства и университетов [5] и формирующих современную «экосистему» [1]. Кроме того, в работе Е. А. Кранзеевой охарактеризованы различные современные модели университетов [6, с. 65—67], влияющих на развитие экономического инновационного пространства. Некоторые ученые отмечают, что сфера высшего образования будет претерпевать изменения — и модель классического университета постепенно трансформируется, что приведет к появлению новых моделей и новых типов университетов [12, с. 10]. В работе О. Н. Пономаревой проанализированы классические и современные модели университетов — и определены модели, соответствующие новым экономическим условиям [8].
Рассмотренные научные исследования различных аспектов взаимодействия городского сообщества и образовательной системы, носящие теоретико-методологический и практический характер, свидетельствуют о том, что представители научного сообщества высоко заинтересованы очерченной тематикой и проводят в ней глубокие изыскания. Тем не менее ряд практических аспектов (а именно применимость в практике со-развития городов и регионов описанных в науке моделей и их адаптивность к современным условиям инновационной среды) по-прежнему изучены недостаточно. Тем самым они подтверждают актуальность и значимость заявленной темы данного исследования.
Цель исследования заключается в изучении представленных в науке моделей совместного развития городов и университетов и оценке их применимости в реальности российской инновационной экономики.
Научная новизна состоит в обосновании авторского подхода к построению модели совместного развития города и университета,
1 Университетские кампусы и город [Электронный ресурс]: кооперация ради конкурентоспособности / Центр стратегических разработок (ЦСР); Университет 20.35; ВЭБ.РФ. Август 2021 // ЦСР: [сайт]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/3f0/kbpm276p3tau6knlzdla3d6ozz0fve0e.pdf (дата обращения: 29.09.2023).
в основе которой заложена синергия преимуществ известных моделей, адаптированных к особенностям и условиям конкретного города и университета, актуальных и востребованных в сложившихся условиях инновационной экономики в Российской Федерации.
Гипотезой исследования послужило предположение: в новой экономической реальности России совместное развитие городов и университетов должно выстраиваться на основе синергии преимуществ, заложенных в известных науке моделях со-развития.
Методологическую базу исследования составили системный и синергетический подходы и общетеоретические методы: сравнение, обобщение, группировка, структуризация и анализ. Для решения отдельных задач использовался метод графического представления данных.
Выделяется две основные формы совместного развития города и университета — закрытая модель (кампус) и модель открытой распределенной структуры (рис. 1).
Модель совместного развития города и университета закрытого типа (город-университет или кампус) представляет собой крупный обособленный образовательный центр, который предполагает, что университет размещается и функционирует в границах определенной обособленной территории отдельного города, где создана уникальная инновационно-образовательная среда, представленная необходимой инфраструктурой для обучения, развития, развлечений и комфортного проживания и жизнедеятельности учащихся, а также собственной системой управления, нацеленной на подготовку конкурентных и востребованных специалистов и на эффективное функционирование и развитие образовательного пространства [10]. Принципиальное различие закрытой и открытой модели развития города и университета — то, что в закрытой модели основная специализация города — образование, университет — основной работодатель, а студенты и преподаватели — жители города. Закрытая модель развития «город-университет» также предполагает, что город и универ-
Рис. 1. Модели совместного развития города и университета Источник: составлено автором.
г
Модель «город-университет»:
включает учебные заведения, исследовательские центры и лаборатории;
доступная инфраструктура для студентов и преподавательского состава (учебные материалы, библиотеки, музеи, спортивные сооружения и другие ресурсы);
наличие парков, благоустроенной территории и культурно-
досуговой зоны;
городская транспортная система;
университет — источник доходов для города
Модель «кампус»:
академическая инфраструктура (учебные корпуса, лаборатории, библиотеки, креативное пространство);
жилая инфраструктура (студенческие общежития и гостиницы, жилье для преподавателей и выпускников); сервисная инфраструктура, включающая культуру и досуг студентов и преподавателей (спортивные и культурные центры, студклубы, магазины, сервис);
взаимодействие с наукой и бизнесом (бизнес-инкубаторы, институты РАН)
Рис. 2. Закрытые модели совместного развития города и университета Источник: составлено автором.
ситет развиваются независимо друг от друга, при этом город предоставляет ресурсы и инфраструктуры университету, а университет оказывает образовательные и исследовательские услуги для города. В качестве преимуществ данной модели со-развития города и университета можно отметить изолированность университета от муниципальных и территориальных проблем и ориентацию на достижение собственных целей и приоритетов; недостатки данной модели — взаимодействия города и университета ограничены, что сдерживает диффузию инновационных технологий в городском пространстве; также существует риск того, что город не получит необходимые услуги, что негативно скажется на качестве жизни населения.
Закрытая модель развития города и университета реализуется в двух формах: это город-университет и кампус; тот и другой принципиально различаются размещением (рис. 2).
Город-университет — это крупный город, основная специализация которого — обра-
зование; в нем сосредоточены учебные заведения высшего образования, научно-исследовательские институты и другие организации, связанные с наукой и образованием, развитая инфраструктура и высокая концентрация профессорско-преподавательских и научных кадров.
Особенности городов-университетов:
• высокий уровень образования и активная научно-образовательная деятельность (различные конференции и другие мероприятия в сфере образования);
• позиционирование города как научно-технического центра, где проводятся научно-технические исследования и разработки в различных областях, что привлекает на территорию города заинтересованные кадры и приводит к созданию новых предприятий и рабочих мест;
• высокая концентрация не только образовательных учреждений, но также учреждений науки и культуры (таких, как библиотеки, музеи, театры и т. п.), которые привлекают туристов и исследователей со всего мира.
Кампус — это ограниченная территория, расположенная в черте или вблизи города или другого населенного пункта, на которой сосредоточены учебные корпуса, общежития, спортивные сооружения и другие объекты образовательной и обеспечивающей инфраструктуры. Наибольшее распространение кампусы получили в Европе и Северной Америке. Мировую известность и популярность завоевали кампусы при следующих учебных заведениях: Гарвардский, Стэнфордский, Йельский, Принстонский, Колумбийский университеты, Массачусетский и Калифорнийский технологические институты в США; Кембриджский и Оксфордский университеты в Великобритании; университет Торонто в Канаде. Эту же модель используют в развитии и ведущие университеты Китая (Пекин), образуя закрытые студенческие города внутри мегаполисов.
В России модель совместного развития города и университета закрытого типа не реализована ни в одной форме. Среди российских городов наиболее близок к реализации данной модели и получению статуса «город-университет» Томск, что обусловлено следующими факторами:
• образовательная сфера города представлена шестью государственными университетами и рядом научно-исследовательских институтов;
• Томск — один из самых «молодежных» городов и единственный в стране обладает зарегистрированным товарным знаком «студенческая столица России»; по количеству студентов на 10 тысяч жителей Томская область занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга, город входит
в топ-100 лучших студенческих городов мира2 и в топ-500 самых инновационных городов мира3;
• в Томске сформирована особая культурно-историческая и научно-исследовательская городская среда, уникальность которой обусловлена богатейшим научно-образовательным наследием4.
Модели открытой распределенной структуры предполагают, что университеты располагаются в городском пространстве, встроены в его инфраструктуру и вступают в различные взаимодействия с субъектами городской среды. Виды открытых моделей со-развития города и университетов более разнообразны и представлены на рис. 3. Вид модели и ее особенности определяются социально-экономической сферой, в которой совместно развиваются, сотрудничают и взаимодействуют город и университет.
Использование той или иной модели совместного развития города и университета обусловлено совокупностью факторов, условий и потребностей как города, так и университета. Любая модель совместного развития города и университета динамична и может изменяться под действием тех или иных факторов и условий. Однако ключевые принципы ее создания остаются неизменными: формирование благоприятной образовательной среды для обучения и развития студентов, для работы преподавателей и исследователей, а также налаживание взаимовыгодного сотрудничества между городом и университетом для удовлетворения интересов и потребностей обеих сторон.
Анализ особенностей рассмотренных моделей, а также то, что на территории
2 Best Student Cities in the World for Studying Abroad [Электронный ресурс] // QS World University Rankings, Events & Careers Advice | Top Universities: [site]. URL: https://www.topuniversities.com/best-student-cities (дата обращения: 29.09.2023).
3 Innovation Cities™ Index 2022—2023 [Электронный ресурс]: Russia — Most Developed and Innovative Cities // Home — Innovation Cities™ Index | World 500 City Rankings: [site]. URL: https://innovation-cities.com/innovation-cities-index-2022-2023-russia-most-developed-and-innovative-cities/26450/ (дата обращения: 29.09.2023).
4 Город-университет [Электронный ресурс]: региональный контекст // Новости Томского государственного университета: сайт. 01.07.2019. URL: https://news.tsu.ru/projects/word-to-the-rector/gorod-universitet-regionalnyy-kontekst/ (дата обращения: 15.05.2023).
Модель «эко-город»:
применение технологий устойчивого развития для защиты окружающей среды;
экологически чистые районы для проживания студентов и преподавательского состава
Модель «предпринимательский город»:
развитие инновационной деятельности и бизнеса; коллаборация бизнес-сообществ и студентов для создания новых компаний и привлечения инвестиций в городское пространство; создание новых рабочих мест и экономический прогресс
Модель «креативный город»:
развитие культуры и искусства;
сотрудничество университетов и творческих организаций (проведение выставок, концертов и др. мероприятий, привлекающих туристов и инвесторов)
ш
Модель «устойчивый город»:
устойчивое развитие города;
применение возобновляемых источников
отходов и экологическая безопасность
энергии, утилизация
Рис. 3. Модели совместного развития города и университета открытого типа Источник: составлено автором.
Российской Федерации ни одна из форм развития города и университета не реализована в чистом виде, позволяют утверждать: в силу уникальности образовательной среды городов России, исторически сложившейся под влиянием экономической специализации предприятий отраслей народного хозяйства, расположенных на территории городов, а также высокой дифференциации уровня социально-экономического развития городов, транспортной инфраструктуры, ресурсного обеспечения и их географической удаленности от региональных и федеральных центров принципиально важно учитывать всю совокупность уникальных особенностей и конкурентных преимуществ каждого конкретного города и университета при выстраивании модели их совместного развития. Разработанная таким образом модель совместного развития города и университета позволит получить мощный синерге-тический эффект в том, что касается улуч-
шения качества жизни для городского населения.
Ключевые проблемы развития инновационной экономики — дефицит высококвалифицированных кадров и коммерциализация инноваций. По нашему мнению, для решения обозначенных проблем в модель совместного развития города и университета (вне зависимости от ее формы и вида) целесообразно и критически важно вовлечь представителей бизнес-сообщества города. В такой модели предполагается, что университеты будут подготавливать высококвалифицированные кадры, отвечающие потребностям предприятий и организаций города, а также реализовывать инновационные проекты и разрабатывать инновационные решения и продукты для их дальнейшей коммерциализации в городской бизнес-среде; в свою очередь, бизнес-сообщество будет инвестировать в университеты, чтобы повысить качество образования для
удовлетворения своих кадровых и инновационных потребностей, а муниципальные органы власти будут обеспечивать университеты необходимой инфраструктурой и ресурсами, создавая благоприятное инновационно-исследовательское пространство и привлекательную инвестиционную среду для бизнес-сообщества и сторонних инвесторов, чтобы улучшить имидж города и повысить его привлекательность для получения образования, проживания и ведения бизнеса в инновационной экономике. Обозначенные положения заложены в концепции «тройная спираль» [4]: в ней развитие города, университетов и бизнеса предполагает всесторонний учет потребностей и интересов всех сторон, что в результате обеспечит мощный синергетический эффект, который проявится в повышении уровня и качества жизни населения города.
В качестве вывода по результатам исследования можно утверждать, что в создании эффективного взаимодействия, направленного на совместное развитие университетов, бизнеса и городов, кроется большой неза-действованный потенциал для инновационного развития страны в целом.
Список литературы и источников
1. Вертинова А. А., Лебедева В. М. Характеристика взаимодействий университета с субъектами экономики региона // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 3. С. 1721—1736. https://doi.Org/10.18334/vinec.10.3.110557 EDN: AYRJJE.
2. Гагнидзе Т. В., Гудзь Т. В. Развитие города Перми через взаимодействие город — «университетский кампус» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2017. № 1 (25). С. 19—32. https://doi.org/10.15593/2409-5125/2017.01.02 EDN: YORIVF.
3. Долженко Р. А., Долженко С. Б. Университет как центр умного города: целевое видение и разрывы в развитии // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 4 (41). С. 30— 40. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2022-4-30-40 EDN: АНВР^.
4. Ицковиц Г. Модель тройной спирали / пер. и лит. обраб.: И. А. Павлова // Инновации. 2011. № 4 (150). С. 5-10. EDN: PDUAQF.
5. Касаткина С. С. Университет и город: ноо-сферная взаимосвязь // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 161—167. https://doi.Org/10.46726/H.2022.1.16 EDN: FPMVSO.
6. Кранзеева Е. А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 64—73. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.05.062 EDN: ZXYKLL.
7. Кулешова Г. И. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой. Часть 1: Мировой опыт // Academia. Архитектура и строительство. 2021. № 4. С. 70—79. https://doi.org/ 10.22337/2077-9038-2021-4-70-79 EDN: QDEECB.
8. Пономарева О. Н. Модели и функции современных университетов // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 5. Ст. 50. EDN: JZRTRT.
9. Сербиновский Б. Ю., Захарова О. С. О содержании терминов «Инновационная экономика», «Новая экономика» и «Экономика знаний» // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. № 61. С. 247—263. EDN: MVQQEZ.
10. Сергеева С. В., Дианова Ю. А. Кампус: сущность понятия и классификация типов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 186—190. https://doi.org/10.17513/ snt.38720 EDN: BPYNOC.
11. Стратегическое взаимодействие города и университета: роль кампуса в интернационализации высшего образования / И. А. Ска-лабан, М. [М.] Дебренн, О. В. Колесова,
A. М. Погорельская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 180—188. https://doi.org/10.17223/1998863X/ 59/17 EDN: LVHHZD.
12. Типология университетов, модели и инструменты организационного развития: монография / В. С. Ефимов, А. В. Лаптева,
B. А. Дадашева и др.; ред. В. С. Ефимов. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. 54 с. EDN: YMNKKL.
13. Тургель И. Д., Бугров К. Д., Ойхер А. Д. Университетские города России: ожидания vs реальность // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 89—111.
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-89-111 EDN: OLGQIZ.
References
1. Vertinova A. A., Lebedeva V. M. "Characteristics of the University's Interaction with Regional Economic Entities". Voprosy innovatsionnoy eko-nomiki = Russian Journal of Innovation Economics 10.3 (2020): 1721-1736. (In Russian). https://doi.org/10.18334/vinec.10.3.110557 EDN: AYRJJE.
2. Gagnidze T., Gudz T. "Development of the City of Perm by Way of Interaction between the City and the Campuses". Vestnik Permskogo natsi-onal'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta Prikladnaya ekologiya. Urbanistika = PNRPU Bulletin, Applied Ecology. Urban Development 1 (25) (2017): 19-32. (In Russian). https://doi.org/10.15593/2409-5125/2017.01.02 EDN: YORIVF.
3. Dolzhenko R. A., Dolzhenko S. B. "University as a Smart City Center: Goal Vision and Development Gaps". Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie = Municipality: Economics and Management 4 (41) (2022): 30-40. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2304-3385-2022-4-30-40 EDN: AHBPWU.
4. Etzkowitz H., Leydesdorff L. "Triple Helix of University-Industry-Government Relations: Introduction". Industry and Higher Education 12.4 (1998): 197-201. https://doi.org/10.1177/095042229801200402
5. Kasatkina S. S. "University and City: Noosphe-ric Relationship". Vestnik Ivanovskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki = Ivanovo State University Bulletin. ser. The Humanities 1 (2022): 161—167. (In Russian). https://doi.org/10.46726/H.2022.1.16 EDN: FPMVSO.
6. Kranzeeva E. A. "New Models of Universities: Contribution to Regional Development". Uni-versitetskoye upravleniye: praktika i analiz = Journal University Management: Practice and Analysis 21.5 (111) (2017): 64-73. (In Russian). https://doi.org/10.15826/umpa.2017.05.062 EDN: ZXYKLL.
7. Kuleshova G. I. "The University and the City. Essays on Evolution of Connection between University Institution and Urban Environment: World Practice, Peculiarities, Aims and Tasks of Native Practice [Pt. 1]". Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo = Academia. Architecture and Construction 4 (2021): 70-79. (In Russian). https://doi.org/10.22337/2077-9038-2021-4-70-79 EDN: QDEECB.
8. Ponomareva O. N. "Models and Functions of Modern Universities". Vestnik Evraziyskoy nauki = The Eurasian Scientific Journal 12.5 (2020): 50. (In Russian). EDN: JZRTRT.
9. Serbinovskiy B. Yu., Zakharova O. S. "About Content of Such Definitions as Innovative Economy, New Economy and Knowledge Economy". Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University 61 (2010): 247-263. (In Russian). EDN: MVQQEZ.
10. Sergeeva S. V., Dianova Yu. A. "Campus: The Essence of the Concept and Classification of Types". Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies 6-1 (2021): 186-190. (In Russian). https://doi.org/10.17513/snt.38720 EDN: BPYNOC.
11. Skalaban I. A., Debrenne M., Kolesova O. V., Pogorelskaya A. M. "Strategic University-City Cooperation: The Role of Campus in Higher Education Internationalization". Vestnik Toms-kogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science 59 (2021): 180-188. (In Russian). https://doi.org/10.17223/1998863X/59/17 EDN: LVHHZD.
12. Efimov V. S. (auth., ed.), Lapteva A. V., Dada-sheva V. A., Rumyantsev M. V., Lapteva M. A., Efimov A. V., Savvinov V. M. Typology of Universities, Models and Tools of Organizational Development: monograph. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2018. 54 p. (In Russian). EDN: YMNKKL.
13. Turgel I. D., Bugrov K. D., Oykher A. D. "Russian University Cities: Expectations vs. Reality". Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia 32.5 (2023): 89—111. (In Russian). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-89-111 EDN: OLGQIZ.
Информация об авторе
Жемулин Сергей Будимирович — кандидат экономических наук, начальник, ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России (Россия, 614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125к1).
Information about the author
Sergey B. Zhemulin — Cand. Sci. (Econ.), Senior Official, Perm Institute of the Federal Penitential Service of Russia (Russia, 614012, Perm, Karpinsky str., 125k1).
Статья поступила в редакцию 29.06.2023.
The article was submitted 29.06.2023.