УДК 808.51 ББК 81.1 Ф 34
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
(Рецензирована)
Федотова Татьяна Васильевна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар. Тел.: (918) 011 72 11, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования научного потенциала в процессе освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» в нефилологическом вузе. Помимо интерпретации современной позиции таких понятий, как научная компетенция, научный потенциал, инновационные технологии, автор ставит задачу научно-педагогического осмысления способов и методов эффективной организации научно-познавательной деятельности студентов, а также формирования у обучаемых интеллектуальных качеств и приемов генерирования и воспроизводства новых знаний. На примере преподавания лингвистической дисциплины обсуждаются вопросы возникновения изменений в мыслительных функциях студента, позволяющих эффективно управлять информационно-интеллектуальным ресурсом. Условием решения проблемы является внедрение инновационных форм получения знаний и развития научного потенциала, развития научно-гуманитарного мышления студентов, включённых в научно-информационное пространство. В качестве таких инноваций выступает использование принципа проблемного обучения.
Ключевые слова: научный потенциал, компетенция, проблемное обучение.
KEY FACTORS OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND COMMUNICATIVE CAPACITY IN THE PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" IN A NON-PHILOLOGICAL UNIVERSITY
(Reviewed)
Fedotova Tatyana,
doctor of philological Sciences, Professor of Department of Russian language and verbal communication Kuban state agrarian University. I. T. Trubilin, Krasnodar. Ph.: (918) 011 72 11, e-mail: [email protected]
Summary. In article the problem of forming of scientific potential in the course of development of discipline "Russian and the standard of speech" in not philological higher education institution is considered. In addition to interpretation of a modern line item of such concepts as scientific competence, the scientific potential, innovative technologies, the author sets the task scientific and pedagogical judgment of methods and methods of the effective organization of scientific cognitive activity of students, and also forming at the trained intellectual qualities and acceptances of generation and reproduction of new knowledge. On the example of teaching linguistic discipline questions of emergence of changes in the cogitative functions of the student allowing to manage effectively an information and intellectual resource are discussed. A condition of the problem resolution is implementation of innovative forms of knowledge acquisition and development of scientific potential, development of scientific and humanitarian thinking of the students included in scientific information space. Use of the principle of problem training acts as such innovations.
Keywords: scientific potential, competency, problem-based learning.
Современное вузовское преподавание переживает значительные перемены, связанные с переходом на ФГОСы третьего поколения, которые требуют переосмысления не только образовательных, но и исследовательских, профессиональных задач. В качестве приоритетной задачи выступает процесс формирования научного потенциала личности обучающегося. Это связано с тем, что «в настоящее время развитый научный потенциал личности рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме, компетентности в любой сфере культуры и общества, стиль жизни современного человека» [2].
Помимо филологических, вузы, ориентированные на получение студентами негуманитарных профессий, также не являются исключением в плане модернизации образования. В свою очередь, подходя к вопросам формирования научной компетенции, мы должны учитывать, что любая наука негуманитарной направленности - это, как правило, специфическая отраслевая наука, которая систематизирует знания с целью эффективного ведения производства и развития научно-технического прогресса в данной отрасли. Отсюда вполне естественна наполняемость учебного процесса дисциплинами, связанными с формированием и дальнейшей реализацией профессиональной компетентности.
В то же время, обучение в вузе для студента - значимый жизненный этап, когда появляются большие возможности для раскрытия, самосовершенствования способностей, развития индивидуальности, профессионального и личностного становления.
В нашем исследовании студент - это самостоятельная саморазвивающаяся личность, вовлеченная в научно-познавательную деятельность в системе образовательного процесса, позволяющего формировать ее научно-гуманитарное мышление. Исследуя научно-гуманитарное мышление студента, мы прежде всего фокусируем наше внимание на способность обучаемых осознанно рефлексировать научное знание, в котором способности обучаемых переходят в «предмет» и воплощаются в нём, благодаря чему деятельность проявляется не только во внешних результатах, но и в изменении качеств человека. Кроме того, будущий специалист способен работать с научными текстами, авторскими концепциями.
Немаловажным фактором личностного становления в вузе является наука. В различных исследованиях научный потенциал личности рассматривается как скрытые возможности в освоении современного образовательного и научного пространства, обуславливающие творческое изучение
личностью образовательной программы, решение современных проблем научного знания, стремление к самообразованию и творческому саморазвитию на протяжении всей жизни; потребности и мотивы познания, интеллектуальные способности, познавательные ресурсы и т. д.
Таким образом, с нашей точки зрения, научный потенциал личности - это интегративное личностное образование, включающее совокупность образовательных научно-мировоззренческих ценностей, накапливаемых в процессе обучения и используемых для получения новых знаний в образовательных целях, как способ исследовательской деятельности личности, проявление ею творчества в учебном исследовании; как специфический способ саморазвития ее сущностных сил, социализации и самоопределения [2].
Эффективная коммуникация всегда являлась залогом успеха каждого человека, в какой бы профессиональной области он ни реализовывался. Умение красиво, логично, правильно всегда являлось «той одежкой», по которой встречают, своеобразной «визитной карточкой» каждого человека. Следовательно, актуальность развития коммуникативной компетенции у студентов на сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения.
Закончив общеобразовательное учебное заведение, выпускники, придя в вуз, как правило, не имеют четкого представления о специфике общения, об особенностях грамотной речи, правилах создания текста, не умеют выступать и, соответственно, испытывают страх перед публичным выступлением. Отсюда следует, что включение курса «Русский язык и культура речи», где есть раздел «Риторика», в учебные программы подготовки специалистов нефилологического профиля отвечает требованиям времени.
Преподаванию гуманитарных дисциплин в любом отраслевом вузе отводится крайне малое количество часов. Курс «Русский язык и культура речи» необходим будущим специалистам в любой области не только с точки зрения практического владения русским литературным языком, но и для осознания роли языка как средства общения, средства накопления и передачи информации будущим поколениям. Новая реальность, обусловленная усилением тенденций к глобализации в ключевых областях деятельности, привела к различного рода противоречиям в языке, а точнее в языковой коммуникации [4,75]. Это и обусловило введение в Госстандарт и базовый план негуманитарных факультетов дисциплины «Русский язык и культуры речи», призванной способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетенции [5, 163].
Кроме того, развитие коммуникативной компетенции включает в себя целый комплекс комму-
никативных умений, подразумевающих не только знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих программ речевого поведения, но и знания, выходящие за рамки лингвистики: культурологические, социальные, психологические, экономические знания. И язык в данном случае интерпретируется как знание, которым необходимо овладеть, и как умение, которым необходимо научиться пользоваться в определенной ситуации.
Концепция развития коммуникативной компетенции студентов нефилологических вузов реализуется в соответствии с Государственным стандартом прежде всего при изучении таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Стилистика юридических текстов», «Основы делового общения», а также «Риторика».
Как правило, у большей части бывших выпускников средних общеобразовательных школ отмечается снижение уровня языковой культуры и, как следствие, нарушение коммуникации в молодежной среде.
Бессознательное заучивание норм литературного языка выпускниками школ в процессе подготовки к ЕГЭ привело к тому, что эти нормы не усваиваются школьниками и, соответственно, не применяются в речевой практике. Что и является причиной низкой речевой культуры.
С этой точки зрения, внедрение в процесс преподавания данной дисциплины инновационных технологий способствует формированию научной компетенции и развитию научного потенциала будущих специалистов любых отраслей.
Как отмечает С.В. Николаенко, «базовые «киты» классического образования (триединство знания, умения и навыка) все более усугубляют противоречие между коммуникативной деятельностью и фрагментарной, знаниевой системой образования» [3, 3]. Это противоречие можно снять, лишь изменив технологии образовательной деятельности.
Интралингвальный (связанный с культурой речи, стилистикой, риторикой) аспект экологии языка достаточно благоприятен в аспекте внедрения в него лингвистических задач, которые направлены на «формирование изменений в мыслительных функциях студента, позволяющих эффективно управлять информационно-интеллектуальным ресурсом» [3,14].
Лингвистическая задача существенно отличается от задач и упражнений проверочного характера. Ее основная цель - достижение результата путем выполнения определенных логических операций, что, в свою очередь, способствует развитию принципа проблемного обучения.
Как показывает опыт работы, обучение на ос-
нове только традиционных методов и технологий не способствует развитию базовых компетентно-стей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовывать. Поэтому наиболее результативным является преподавание с использованием инновационных интерактивные технологий обучения. В качестве таких инноваций выступают деловые игры, тренинги, кейсы, креативные техники на создание коммуникативных ситуаций и их реализацию, способствующие развитию ключевых коммуникативных компетенций, которые способствуют формированию необходимых для профессии умений и навыков.
Как правило, уже на лекционных занятиях, т. е. в процессе освоения нового материала, студентам предлагается форма не автоматической записи лекции, а формирование новых знаний самостоятельно. Так, при изучении темы «Лексические нормы» предлагаются примеры из СМИ, из которых учащиеся сами формулируют виды лексических ошибок, а уже на практических занятиях «созданный» материал лекции усваивается. Например, Погода сопутствовала хорошему отдыху (неправильный выбор слова); А начать нашу программу мы хотим с короткого блиц-опроса (речевая избыточность) и т. п.
Очень благоприятной почвой в этом смысле является изучение темы «Грамматические нормы», так как в отличие от орфоэпии каждая норма имеет объяснение. Например, при рассмотрении вопроса «Нарушения в определении рода имен существительных» предлагается задача: «Род несклоняемых аббревиатур определяется по стержневому слову полного наименования: ООН - жен. род (ООН приняла решение), т. к. это Организация Объединённых Наций. Подумайте и ответьте, почему аббревиатуры типа ВУЗ, ЗАГС, БАМ, МИД относятся к мужскому роду, независимо от рода стержневого компонента?»
При изучении синтаксических норм, а именно согласования подлежащего и сказуемого, часто предлагаются задания типа: «Выбрать нормативную форму и доказать ее правильность «Мама с сыном пошла (пошли) на прогулку».
Такого типа задания позволяют не только задумываться о нормах, но и реализовывать их в коммуникации, так как в школьной практике предлагается только заучивание правил, что не способствует развитию умения логического рассуждения.
Нетрадиционную форму уместно использовать при изучении раздела «Риторика». В качестве примера приведем метод подготовки и проведения риторического марафона, который занимает треть всех практических занятий. Некоторые преподаватели используют термин «риторический тренинг». Исходя из основной задачи преподавания рито-
рики, следует заметить, что такая форма в первую очередь направлено на формирование коммуникативной компетенции студентов.
В процессе подготовки к риторическому марафону студенты лучше усваивают теоретический материал, так как на практических занятиях отрабатывают необходимые навыки для удачного публичного выступления, формируются модели эффективного решения поставленных практических задач. Кроме того, данный процесс также направлен на повышение уровня речевой деятельности студентов, на формирование техники и приемов эффективного устного публичного выступления, на выработку умения отбора и осмысления новой информации, на обучение рефлексии и саморефлексии в аспекте анализа выступлений одногруп-пников и самоанализа собственного выступления.
На первом этапе студентам предлагается выбрать тему, причем студент должен придумать ее самостоятельно, учитывая интересы и информированность своей группы, так как от актуальности выбранной темы будет зависеть рефлексия одногруп-пников, их участие в обсуждении выступления. На этом этапе дается информация о видах публичных выступлений, методах изложения материала.
Следующим этапом предполагается изучение композиции текста, видов аргументов и их расположении с опорой на основные ступени риторического канона. Таким образом, здесь формируется умение и навык отбора и расположения материала.
На последнем этапе обсуждается подбор иллюстративного материала, как вербального, так и невербального содержания. Обсуждаются все виды и формы поведения (жестов, мимики, тембра, громкости, выразительности и т.п.), что помогает будущим ораторам адаптироваться к ситуации публичного выступления. Заключительным этапом выступает, безусловно, само публичное выступление с обязательным самоанализом. В данном случае идет процесс развития саморефлексии, выработка некритической восприимчивости к мнениям одно-группников, а также на формирование определенной речевой стратегии устного публичного выступления. У студентов формируется осознание того, что удачное выступление зависит от всех факторов, которые рассматривались в процессе обучения. Студенты осознают, что убеждающая сила речи (реализация «воли к власти») зависит не только от правильно организованной системы удачно выбранных аргументов, но и от того, в какой форме и как эта речь преподнесена слушателю [1, с.122].
Таким образом, помимо приобретения чисто риторических навыков, у студентов формируется способность к ориентации в реальной речевой ситуации, так как в риторике отражаются нормы
общения, нормы речевого поведения в любой непредсказуемой ситуации. Такая форма работы, как «риторический марафон», предполагает и обеспечивает погружение в изучаемый предмет, а также выступает как организационная форма изучения дисциплины. Можно сделать вывод, что четкая мотивация изучения раздела «Риторика», направленность на реализацию практических умений и навыков в учебном процессе дают возможность выстроить систему работы по рассмотрению этого раздела таким образом, чтобы получить результаты высокой коммуникативной сформированности у будущих специалистов.
Безусловно, в рамках статьи нельзя в полной мере раскрыть вопрос формирования научного потенциала молодого поколения. Однако в данном случае важно помнить, что интеллектуальные образовательные технологии (даже при частичном включении в образовательный процесс) обеспечивают формирование у обучаемых совершенно новых интеллектуальных свойств и различных способов создания и умения воспроизведения новых знаний и умений.
ИСТОЧНИКИ:
1. Афонасова М.А. Интеллектуальные образовательные технологии как фактор развития научного потенциала и человеческого капитала в вузе // Фундаментальные исследования. - 2008.
- №9. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/intellektualnye-obrazovatelnye-tehnologii-kak-faktor-razvitiya-nauchnogo-potentsiala-i-chelovecheskogo-kapitala-v-vuze (дата обращения: 08.02.2017).
2. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И., Кролевецкая Е. Н. Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2011.
- №6 (101). Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-razvitiya-nauchnogo-potentsiala-lichnosti-narazlichnyh-urovnyah-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.02.2017).)
3. Николаенко С.В. Инновационные технологии в языкознании и методике его преподавания: методические рекомендации. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - 55 с.
4. Федотова Т.В. Языковая компетенция как основа формирования языковой культуры студентов при изучении курса «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. - 2015. - №5. - С.72-80.
5. Шарипова Д. И. Культуроведческий аспект курса «Русский язык и культура речи» на нефилологических факультетах вузов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - №4-6. - С. 14631467.
6. Юдина Н. В. Формирование научно гуманитарного мышления студента // Вестник ОГУ. - 2010. -№4 (110). - С.18-24.