Научная статья на тему 'Ключевые аспекты инновационного развития экономики России'

Ключевые аспекты инновационного развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимычев Ю. И., Ермохин Д. В., Плигин С. А.

В статье рассматриваются ключевые проблемы инновационного развития экономики России, проводится анализ их причин. На основании чего, в статье сформулированы основные задачи, решение которых будет способствовать ускорению процесса перехода на инновационный путь развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимычев Ю. И., Ермохин Д. В., Плигин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты инновационного развития экономики России»

Ключевые аспекты инновационного развития экономики России Key aspects of the innovative development of the Russian economy

Ефимычев Ю.И.

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление

предприятиями и организациями» Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

oippp@ef.unn.ru Ермохин Д.В.

аспирант кафедры «Экономика и управление предприятиями и организациями» Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

ermdmitry@mail. ru Плигин С.А.

аспирант кафедры «Экономика и управление предприятиями и организациями» Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

s-pligin@mail.ru Efimychev Y.I.

doctor of economic sciences, professor, head of chair « Economics and

Management businesses and organizations » N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

oippp@ef.unn.ru Ermokhin D.V.

graduate student of chair « Economics and Management

businesses and organizations » N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

ermdmitry@mail. ru Pligin S.A.

graduate student of chair « Economics and Management

businesses and organizations » N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

s-pligin@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые проблемы инновационного развития экономики России, проводится анализ их причин. На основании чего, в статье сформулированы основные задачи, решение которых будет способствовать ускорению процесса перехода на инновационный путь развития России.

Abstract: The article addresses the key problems of innovative development of Russia's economy, analyzes their causes. Based on what, in the article the basic tasks that will accelerate the process of transition to innovative development of Russia.

Ключевые слова: Инновационное развитие экономики, конкурентоспособность, технологии, инвестиции, научные разработки.

Keywords: Innovative economic development, competitiveness, technology, investment, research.

Как показывает опыт развитых стран мира, в условиях обостряющейся глобальной конкуренции сохранение достойного места в международном разделении труда невозможно без постоянного обновления технологий, производственного аппарата, схем организации производства и процессов управления им, а на этой основе - предложения все более совершенных видов продукции и услуг. В современной экономике инновации, являясь синтезированным результатом непрерывного процесса выработки новых знаний и их коммерциализации, играют роль главного производственного ресурса.

Специфической особенностью Росси является то, что переход на инновационный путь развития важен не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. При этом развитие инновационной сферы было провозглашено на государственном уровне в качестве важнейшей стратегической задачи.

Развитие инновационной экономики для России крайне актуально, т.к. Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада. Так, в экономиках развитых стран доминируют нанотехнологии, биотехнологии, информация и т.д., в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Если положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда.

Уже сейчас в развитых странах мира 70-85% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 8-12%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики.

Негативным следствием инновационного отставания России является падение конкурентоспособности российской экономики. Так, если в 2001 г: Россия находилась на 58-м месте в мировом рейтинге тнкурентоспособности, то в 2013 г. - на 64-м, (данные WEF Global Competition Report 2013). [6]

Эффективная инновационная политика должна базироваться на двух обязательных составляющих: научно-технологической части и инвестиционно-внедренческой. [1, с. 152]В рамках развития научнотехнологической части, необходимо четко обозначить основные приоритеты

- высокотехнологичные отрасли экономики России, за счет которых возможен инновационный прорыв. К таким отраслям относятся: информационно-коммуникационные технологии, атомная промышленность, авиационная промышленность, лазерная индустрия; биотехнологии. В

рамках инвестиционно-внедренческой составляющей надлежит сформировать принципиально новые отношения между основными субъектами инновационной сферы с обязательным разделением полномочий и ответственности на всех этапах реализации инновационного процесса. Создание подобной инфраструктуры в настоящий момент осуществляется через построение национальной инновационной системы (НИС).

С момента принятия решения о формировании НИС (в 1997 году), были созданы отдельные ее элементы (технопарки, венчурный инновационный фонд и т.д.), однако целостной структуры, связующей их с другими субъектами экономики пока не получилось в силу отсутствия действенных экономических механизмов, способствующих притоку инвестиций в инновационную сферу и обеспечивающих успешную коммерциализацию готовых разработок. Без создания такой инфраструктуры инновационный прорыв невозможен.

Одновременно с этим, можно сделать вывод о том, что Россия обладает достаточно высоком потенциалом в инновационном секторе. Об этом свидетельствует то, что в последние годы в России активно открываются исследовательские центры крупнейших международных корпораций.

Многие российские инновационные решения уже сейчас широко используются в мире, причем не только на уровне технологических разработок, но и в виде конечного продукта.

У России есть реальный задел в нанотехнологиях и других перспективных инновационных направлениях, много идей и теорий, но очень мало реальных воплощений. В целом перспективных разработок и технологий, которые можно было бы воплотить в виде реального инновационного продукта, достаточно много. Реализация даже уже существующих технологий может существенно улучшить экономическую ситуацию в стране.

Основная проблема развития инновационной экономики - отсутствие навыков внедрения и вывода продуктов на рынок.

В контексте вопроса актуальности инноваций можно говорить о двух аспектах инновационных технологий: научно-технологической части и инвестиционно-внедренческой. В настоящий момент в России сложилась ситуация, когда есть практически все составляющие для успешного инновационного развития экономики - это природные ресурсы, технологии их использования и растущий внутренний платежеспособный спрос. Но нет профессиональных менеджеров, которые способны объединить эти ресурсы и создать в результате готовый продукт, пригодный для продвижения на рынке, как российском, так и зарубежном. [2, с. 11]Речь идет именно о предпринимателях, формирующих инвестиционную инфраструктуру.

Пока не запустится такая работа, основными бенефициантами российских разработок будут зарубежные компании, оптом закупающие российские патентные разработки по бросовым ценам и внедряющие их у себя.

К сожалению, сегодня в России отсутствует база для подготовки профессиональных управленцев. Существующие программы подготовки менеджеров не соответствуют мировым стандартам управления. Необходимые и качественные знания по управлению бизнесом, а также навыки их применения российские предприниматели могут получить только за рубежом. В связи с этим, в России необходимо формировать эффективные образовательные программы для предпринимателей при поддержке успешных менеджеров России.

В плане навыков вывода инновационного продукта на рынок отставание настолько значительно, что нельзя обойтись без зарубежного опыта. Необходимо перенимать его всеми средствами. Необходимо создание национальной инновационной системы, в рамках которой происходило бы создание инновационных продуктов от стадии идей до стадии реального воплощения. Для этого необходимо формирование связей предприятий инновационного и технологического сектора.

Вышеописанная проблема осложняется низкой заинтересованностью бизнеса в проведении полного инновационного цикла - от НИОКР до вывода на рынок новых продуктов и технологий. В структуре инвестиций в науку доминирует государство, а в инновационной экономике должны превалировать средства частных корпораций, о чем свидетельствует опыт развитых стран. В части оценки эффективности использования средств госбюджета, идущих на поддержку отечественной науки, многие эксперты дают негативные заключения. Бедой академической науки является то, что зачастую при расходовании средств для администрации институтов важно, как потратить государственные деньги, а не результат. По существующим оценкам Центра развития, в России по сравнению со странами Западной Европы число сотрудников НИОКРов не соответствует объемам их финансирования.

Одним из следствий неадекватного финансирования НИОКР является тот факт, что наука находится в страшном отрыве от производства, что сдерживает развитие прикладных отраслей. При воплощении в жизнь реальных прикладных проектов, связанных с выводом на рынок новых продуктов, существует колоссальный разрыв в понимании целей и задач ученых и инвесторов. Так, если для инвесторов приоритетными являются категории бизнес-плана, коммерческой выгоды и т.д., то для ученых прежде всего важен научный интерес. Ситуацию можно пытаться исправить, если при определении приоритетов финансирования делать акцент на воплощение в производстве научных разработок - именно это должно стать индикатором для государственного финансирования. Наиболее актуальным является разработка таких инновационных технологий, которые можно в российских условиях довести до конечного использования.

Чтобы противостоять конкуренции на внешних и внутреннем рынках, российской промышленности придется увеличивать инвестиции в НИОКР, развивать и улучшать свой исследовательский потенциал.

Реализация технологических инноваций в масштабах страны возможно только при активном участии бизнеса в этом процессе. Однако ключевая задача государства в рамках достижения этой цели - создание максимально благоприятных условий для такого участия.

В настоящее время для поощрения затрат на НИОКР крупного бизнеса существует система налоговых скидок, субсидий на вложения в НИОКР; ускоренная амортизация оборудования и приборов, применяемых в НИОКР; ускоренная амортизация новейших видов оборудования и техники, применяемых в производстве.

Также уделяется много внимания разработке новых форм и методов государственного финансирования НИОКР, включая венчурное, через госкорпорации,. Однако до сих пор вне государственного регулирования остаются важные проблемы инновационного развития. Это:

- сокращение административных, налоговых и транзакционных издержек для инновационно активных предприятий;

- софинансирование сертификации инновационной продукции и процесса перехода на международные стандарты качества;

- содействие в подготовке квалифицированных кадров;

- гарантии обеспечения инновационных предприятий квалифицированной рабочей силой;

- повышение уровня профессиональных навыков для инновационных производств и содействие распространению новых технологий.

Подводя итоги, можно сказать, что достижение целей повышения конкурентоспособности России за счет инновационного развития экономики возможно только при условии решения следующих важнейших задач:

1. Ориентация предприятий, общественных организаций, системы образования, средств массовой информации на осуществление стратегии инновационного прорыва. Создание инфраструктуры, эффективных

организационных форм, необходимой законодательной базы и соответствующей кадровой составляющей.

2. Проведение селективной научно-технической политики государственной поддержки тех направлений исследований, научных, инженерных и конструкторских школ, которые могут находиться в составе мировых лидеров, обеспечивая конкурентоспособность отечественной продукции в условиях глобализации и открытости экономики в стратегической перспективе.

3. Создание благоприятного инновационного климата, развитие венчурного финансирования малого и среднего инновационного бизнеса, поддержка экспорта отечественной наукоемкой продукции и импортозамещения на отечественном рынке. Государственное стартовое финансирование базисных инноваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе.

4. Повышение эффективности использования отечественных изобретений как важнейшей составной части интеллектуального богатства страны.

5. Концентрация инновационно-инвестиционных ресурсов государства и бизнеса на стратегических инновационных приоритетах, обеспечивающих распространение современного пятого и пионерное освоение отдельных направлений перспективного шестого технологических укладов там, где для этого имеются необходимые заделы и предпосылки, инновационное освоение перспективных рыночных ниш. Только таким образом можно повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг и обеспечить высокие темпы экономического роста в стратегической перспективе.

6. Развитие стратегического партнерства в инновационнотехнологической сфере по освоению и распространению новых поколений техники (технологий) и по совместному освоению перспективных ниш на мировых рынках с зарубежными странами.

7. Осуществление широкой интеграции высшего образования и науки, прежде всего в области стратегических научно-технических и инновационных приоритетов, которое будет способствовать омоложению кадрового состава науки, вовлечению талантливой молодежи в инновационную деятельность и позволит эффективнее использовать творческий потенциал ВУЗов. С нашей точки зрения эффективной формой подобной интеграции могли бы стать стратегические технологические альянсы, включающие ВУЗы, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и предприятия.

Таким образом, только решив перечисленные ключевые проблемы, можно рассчитывать на формирование действительно эффективной, реально конкурентоспособной российской экономики, на устойчивый долгосрочный экономический рост, способный вывести страну на качественно новый уровень благосостояния.

Библиографический список

1. Ефимычев Ю.И., Трофимов, О.В. Инновационный путь развития предприятий в конкурентных условиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №1, 2008. С. 151-154.

2. Ефимычев Ю.И., Трофимов О.В., Трофимова Т.В. Методика выбора инновационной стратегии развития промышленного предприятия // Креативная экономика. №5. - М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010. С.8-13.

3. Ефимычев Ю.И., Т.В. Трофимова, Трофимов О.В. Новая концепция стратегического управления предприятиями в современных условиях // Креативная экономика.- М.: Изд-во «Креативная экономика», №3, 2010. С.31-36.

4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2008. — 335 с.

5. Кузнецова, И.А. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России \\ Кузнецова, И.А. Соколов, А.В., Китова, Г.А., и др.: Национальный доклад. - ГУ-ВШЭ, 2008.

6. Материалы сайта http://ru.wikipedia.org. Статья «Индекс глобальной конкурентоспособности»

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. - М.: Минэконразвития РФ, 2011.

8. Россия и страны — члены Европейского союза. 2007. Стат. сб. / Росстат. — 2007. — 252 с.

9. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. Вып. 33. М.: Институт Гайдара, 2012. С. 612.

Bibliography

1. Efimychev YI Trofimov , OV Innovative way of development of enterprises in a competitive environment / / Bulletin of the Nizhny Novgorod University. NI Lobachevsky . Number 1, 2008 . Pp. 151-154 .

2 . Efimychev YI Trofimov OV Trofimov TV Methodology for the selection of innovative strategy development of industrial enterprise / / Creative Economy. Number 5 . - Moscow: Publishing House of the " Creative Economy ", 2010. C.8-13.

3 . Efimychev YI, TV Trofimov Trofimov OV New concept of strategic management of enterprises in modern conditions / / Creative Economy. - M.: Publishing house " Creative Economy », № 3, 2010 . P.31 -36 .

4 . Innovation Management: Textbook for Universities / Ed. SD Ilyenkov . - 3rd ed. , Rev . and add. - Moscow: UNITY - DANA 2008 . - 335 .

5 . Kuznetsova, IA Innovative development - the basis of Russia's economic modernization \ \ Kuznetsova, IA Sokolov, AV, Kitov , GA , et al: National report .

- HSE, 2008 .

6. Site materials http://ru.wikipedia.org. The article " Global Competitiveness Index "

7. Forecast of socio -economic development of the Russian Federation for 2012 and the planning period 2013-2014 . - M.: Minekonrazvitiya Russia, 2011 .

8. Russia and the countries - members of the European Union. 2007 . Stat . Sat / Rosstat . - 2007 . - 252 .

9. Russian economy in 2011 . Trends and Prospects . MY . 33. Moscow: Institute Gaidar , 2012 . S. 612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.