Шутов А.С.
редактор идейно-политической газеты «К гуманной России», организатор инициативной группы партии
«Гуманная Россия», научный руководитель Клуба молодых политиков, г. Ижевск
Сайты: kgumanizmu.narod.ru и kmpkirov.narod.ru
^тат7т-8Ии1оу@уаМех. ги
КЛЮЧЕВАЯ, НОВОГУМАНИСТИЧЕСКАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ И НОВАЯ, ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПАРТИЯ «ГУМАННАЯ РОССИЯ»
Ключевые слова: гуманистическая идеология, партия «Гуманная Россия».
1. Точки отсчёта. Чрезвычайно важно правильно оценить: что происходит с планетой Земля и землянами, для нас особенно применительно к России и россиянам? Как растет, развивается человечество? Земля = рай или ад? Есть ли у землян братья по разуму во Вселенной? И космический вопрос: какова судьба временной земной песчинки в вечной и бесконечной Вселенной? Человек, общество, государство, природа и космос в гармонии и любви - вот критерий и позиция настоящего гуманизма.
2. Основное противоречие XXI века - решит или нет человечество свои глобальные проблемы: выживет или погибнет. В ХХ веке возникли глобальные проблемы, угрожающие жизни всего человечества. Первая. В борьбе за гегемонию в мире сначала империалистическая, а затем и фашистская Германия, вызвавшая первую и вторую мировые войны, а после и теперь сверхдержава США, демократическая во внутренней и агрессивная либерально -нацистская во внешней политике «Америка - превыше всего» = «слону в посудной лавке». США сейчас со своими, своекорыстными «цветными революциями» и свержениями диктаторов сломали хрупкое равновесие в мире, установившееся после Второй мировой войны, вызвав, например, массовую миграцию в Европу, которая стала всеевропейской проблемой. Вторая. Изобретение атомного оружия, подхлестнутого гонкой вооружений 2-х мировых систем капитализма и социализма, США и СССР, создало угрозу многократного уничтожения всех людей на нашей планете. «Мир перестал быть бессмертным» (А. Эйнштейн). С распадом мировой социалистической системы и СССР, с сокращением ядерного оружия и противостояния, сейчас эта угроза уменьшилась, но не исчезла. Третья. В настоящее время самой актуальной глобальной проблемой стал международный терроризм, вызываемый реакцией исламского консерватизма на наступление мирового капитализма, демократии а-ля США. Нарастает угроза «столкновения цивилизаций», о котором предупреждал американский политолог Сэмюэл Хантингтон. По его мнению, в XXI веке доминирующим фактором мировой политики станут кровопролитные межэтнические столкновения. Аргументами в пользу неизбежности цивилизационных конфликтов служат такие социально-демографические проблемы, как всемирная урбанизация, рост нищеты и социальной неустроенности в многомиллионных мегаполисах (Мехико - 24 млн., Сан-Паулу - 23, Бомбей - 15 и т. д.), безработица в развивающемся мире (в 2000 году 1,7 млрд. человек, к 2025 году прогнозируется более 3 млрд.). Особенно острой является проблема миграции в богатые постиндустриальные страны. Во многих европейских странах иностранцы-неевропейцы уже составляют более 10 % населения, пробуждая ксенофобию и социальную напряженность. Четвертая. Глобальной проблемой является неравномерный рост народонаселения по государствам и территориям при увеличении дефицита продовольствия до голода 1 млрд. человек (> 10% человечества). Возникло два мировых полюса: богатства «золотого миллиарда» 25 стран (15% населения планеты потребляют 75% ресурсов) и нищеты большинства человечества. В начале XXI века соотношение ВВП на душу населения богатых и бедных народов равно 75 к 1. Пятая. Увеличиваются природные катастрофы и обостряются экологические проблемы, в т.ч. мирового потепления и исчерпаемости природных ископаемых (через 30-40 лет). Вместе со 2-й проблемой, атомным оружием и техникой, её масштаб и опасность резко возрастают (землетрясение, цунами и авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии весной 2011 года). С 1970-х годов люди потребляют больше природных ресурсов, чем Земля их производит (экологическое банкротство). И это источник 3-й мировой войны за ресурсы. Хотя положительный пример Сингапура показывает, что экологическая проблема решаема уже сейчас. Шестая. Сохраняется позорное трудовое и сексуальное рабство (12 млн. чел.), существует проблема беженцев (42 млн.), получают все более широкое распространение социальные болезни: пьянство, наркомания, СПИД, безработица, преступность. Седьмая. Теперь главной глобальной проблемой стал международный капитализированный кризис, опять же идущий от монополии США и потребительского общества, процветающего за счет всего человечества. Есть сермяжная правда в обвинении транспаразитофинансовократии. «20» крупнейших государств ищет выход, но пока адекватного ответа не нашла. Восьмая. Борьба религиозного и научного мировоззрений. Девятая. Корни всех этих глобальных проблем лежат в нравственно-идеологической проблеме, неграмотности человечества - причине причин современности: куда и как развиваться человеку и человечеству? «Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества, а может быть, и всего живого на Земле,
сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке» (Шрейдер Ю.А.). Какая идеология наиболее соответствует сущности человека и менталитету народа, наиболее оптимальна и эффективна для развития и совершенствования общества и государства? Первый президент научного Римского клуба А. Печчеи еще в 60-е годы ХХ века писал в книге «Человеческие качества»: «Если нынешний ход развития человечества не будет радикально изменен, то глобальный крах во всех человеческих делах неминуем. В новом гуманизме должна состоять человеческая (и человечная - А. Ш.) революция, которая необходима больше, чем что-либо другое, если мы будем контролировать другие революции нашего времени и направим человечество к жизнеспособному обществу. .. .Источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, от изменения самого человека, его внутренней сущности», то есть его гуманизма. Десятая. Россия - самая большая по территории и непредсказуемая страна - тоже мировая проблема, но и надежда. «Умом Россию не понять» (Ф. Тютчев). Примеры: Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война, перевернувшие страну и 1/3 человечества, и распад СССР, вызвавший глобальные изменения. Вот как увидел «большое на расстоянии» из Америки высланный из Советского Союза русский писатель Солженицын: «Я думаю: именно Россия, распахнувшая в мир врата адовы, именно она только и способна их закрыть. За полтора года изгнания, я ещё больше убедился, что таких мощных рук и такого умудренного сердца на Западе нет: все здесь так расслаблены благополучием и в таком увлечении за увеличением его, что: или мир погибнет скоро, или противоадовы руки найдутся только на порабощенном Востоке. Для мировой истории ХХ века Россия - ключевая страна. От того приверженность русским проблемам получается не такая уж узкая, а даже всемирная. И это вовсе не национализм». Освобождением мира от фашизма нацистской Германии и Италии СССР в союзе с демократическими государствами показал пример решения одной из глобальных проблем.
3. Для России глобальные проблемы те же, но с некоторыми особенностями, в том числе и существенными. Проблема советского сверхвооружения стала проблемой его уничтожения и модернизации. Международный терроризм имеет свой источник, рану и окно - Кавказ. Острая демографическая проблема: уменьшение народа и низкая продолжительность жизни - главная болезнь, исключение в национальных республиках при общем сокращении русского народа (в «русском кресте» специалисты нашли неизвестный фактор). При 180 различных наций, народов и народностей - нерешённый национальный вопрос рождает опасные национализмы и даже нацизмы. Аборты равны рождаемости. Российское пьянство показывает низкий уровень культуры россиян. При огромном собственном потенциале, мы попали в импортную зависимость и потеряли продовольственную безопасность. Значительная часть населения РФ имеет низкий уровень жизни, а средний класс не является ведущим количественно и качественно. Страна находится в процессе перехода от социализма к раннему, менее финансовому капитализму. Но коррупция при таком диком капитализме процветает (по данным академика Н.П. Шмелёва в бывшем СССР % воровства достигал 12-14%, а в РФ - от 50 до 70%). Большая часть территории (70%) - зона рискованного земледелия. Экологическая проблема не острая: Россия - экологический донор и экспортёр мира. Но огромные территории и национальные богатства менее эффективно управляются и используются: РФ владеет 40% всех мировых природных богатств, ее население составляет 2% от жителей Земли, а производит всего 1% глобального валового продукта. То есть доля современной России в мировой экономике меньше её доли населения в мире в 2 раза. Коренная причина этого - в низкой производительности труда россиян. Утечка «мозгов» и капиталов - показатель неэффективности капиталистического развития России.
Дополняют список названных проблем проблемы, перечисленные в послании президента РФ Путина 2012 г.: сохранение себя как нации (+ , правильнее, развитие новой, гуманно-интеллектуальной российской нации), предотвращение демографической и ценностной катастроф (сейчас страна без жизненных ориентиров и идеалов = без национальной идеи), застарелая жилищная проблема, слабость среднего, креативного класса - интеллигенции, низкая квалификация рабочего класса, зачаточность гражданского общества и гражданской активности, становление цивилизованной демократии, историческое воровство (Карамзин, мы по уровню коррупции «впереди планеты всей»), неравномерность регионального развития.
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. Россия по этому показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире.
Угрозы национальной безопасности России, в % (по данным экспертного опроса):
• 61,0 - Международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма и его распространение на территорию России.
• 58,6 - Низкая конкурентоспособность России в экономической сфере.
• 54,8 - Растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала от США и других стран Запада.
• 52,9 - Дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР (страны Балтии, Украина, Грузия и т.п.).
• 51,4 - Установление мирового господства США и их ближайших союзников.
• 51,0 - Давление на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента.
• 26,2 - Угроза распада России.
• 18,6 - Информационные войны, информационно-психологическое воздействие на Россию.
• 17,1 - Демографическая экспансия Китая.
• 16,7 - Ослабление позиций ООН и разрушение мировой системы коллективной безопасности.
• 15,7 - Крупномасштабные техногенные катастрофы.
• 11,9 - Несанкционированное распространение ядерного оружия.
• 10,0 - Глобальные угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, СПИД, истощение природных ресурсов и т.п.).
• 7,1 - Территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств.
• 3,3 - Никакой реальной существенной угрозы национальной безопасности России не существует. (Экспертное исследование 2010 г.)
Обращает на себя внимание также то, что российские эксперты не придают существенного значения глобальным угрозам, которые все больше перемещаются в центр внимания западного сообщества. Представляется, что это во многом связано с тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется «сегодняшним днем». Далеко в будущее никто не заглядывает, и поэтому реальные, но «отложенные» угрозы (истощение природных ресурсов, потепление климата, несанкционированное распространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации»: «...военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия».
Особенно острой в переходе является нравственно-идеологическая проблема - общая причина: упавшая мораль раздувается в религиозно-мистическую монопольную духовность, а вакуум идеологии в политике - в монополию консерватизма-бюрократизма. И особая историческая («воруют») и современная беда России - это коррупция (на 154 месте в мире из 178 стран). Все российские проблемы, в конечном счёте и итоге, упираются в низкий уровень эффективности государственного управления страной, неразвитость самоуправления народа: историческое отсутствие интеллектуальной политической элиты и гражданского гуманного общества.
В целом, современная Россия - среднеразвитая страна, была и осталась великой державой (СССР - сверхдержава вместе с США). По историко-технологическому этапу - индустриальное общество со многими остатками традиционно-аграрного и переходящее к информационному обществу. В мутной социальной воде, когда нет самостоятельных классов, бюрократия является классом номер один социально, политически и экономически. Духовно -идеологического лидерства - нет. «Свято место» - заполняет религия. Российская интеллигенция зависима от бюрократии, выживает, больна советским догматизмом, даже сталинизмом, социальным конформизмом и аполитизмом, идейно-политически не самостоятельна.
Коренная причина отставания нашей страны - в том, что народ не был и не стал субъектом управления и развития: для царизма народ был управляемой чернью, при советской власти для руководящей Коммунистической партии он был «материалом» (Ленин) и объектом коммунизма, а сейчас для российского государства и бизнеса народ -электорат, средство, «ресурс» капитализации, на словах демократизации.
Мой народ серьёзно болен: идейно-политически - средневековой сказочной религиозностью, варварскими революционностью и сталинизмом; социально - алкоголизмом, пассивностью и малоорганизованностью, наплевательским отношением к своему здоровью; экономически - нерыночностью и малопроизводительностью, коррупционностью; чистая нравственность загрязнена и искажена вышеназванными и другими народными болезнями. После советской спячки просыпается и увеличивается потребительство и мещанство как буржуазный и мелкобуржуазный образ жизни. В международном плане мы неконкурентоспособны и малодипломатичны, даже наши политики, а российское государство всё ещё вызывает опасения своим сверхвооружением (советским «бронепоездом на запасном пути вместо масла для народа»). Они, болезни - античеловечны, антигуманны и без гуманистического лечения, образования и развития наш народ не станет цивилизованной, передовой нацией. Мы, гуманисты, инициируем общественную дискуссию: «Народные болезни: сущность, масштабы, причины и рецепты лечения?». Цель и смысл этого самокритичного разговора - здоровье и всестороннее развитие российского народа. Примером такой сложной работы и борьбы является возвращение городу Кирову и Кировской области родного и народного имени Вятка, превращающее кировское население в самобытный и самодостаточный вятский народ.
России нужны не либерально-капиталистические реформы сверху и наверху, на уровне государства, а не гражданского общества, а гуманистические реформы, народные реформы «с человеческим лицом», не капиталистический регресс, а гуманистический прогресс, человечная модернизация.
Для этого необходимо, чтобы интеллигенция и молодежь, новая интеллигенция стала социально-политическим идеологом, главным социальным субъектом - двигателем гуманистических преобразований в стране.
Подтверждение социологическими исследованиями россиян (2005 г): главное человеческое качество для всего населения - трудолюбие (31,9%), а для интеллигенции на 1-м месте - интеллект (39,5%) и также у молодежи (33,6%). Свобода как любимое дело для 53,4% россиян, для интеллигенции - 65,9%, для молодежи - 60,2%.
4. Все современные идеологии, а значит, и социально-политические движения и модели настоящего и будущего человеческого общества переживают кризисы. Человечество лишилось идеала-мечты, идейно-политической цели-компаса. Но оно не может прогрессивно развиваться без видения перспективы.
В целом мир и Россия развиваются в противоречиях и в прогрессивном направлении, но не замечать общечеловеческих проблем или говорить о глобальном кризисе как катастрофе не только преувеличенно и преждевременно, но
и негуманно. Уж сколько раз предрекали миру «конец света», «конец истории», «закат Европы», «крах капитализма» и «крах коммунизма». В такой оценке - неверие в человека и в человечество, его незнание. Научнее и практичнее видеть глобальные проблемы и делать необходимое для их преодоления.
5. Первая и основная, ключевая мировая проблема - идеологическая и для России - выбор компаса новой национальной идеологии, так как идеология предопределяет стратегию и тактику развития страны и мира. При обострении глобальных проблем в условиях международного кризиса для выживания и развития человечества и россиян нужна мировая новогуманистическая альтернатива и ее патриотическая российская составляющая, наиболее соответствующая человеку и народу. «Русские должны в мировой борьбе народов не только государственно и общественно перестроиться, но и перестроиться идейно и духовно» (Н.А. Бердяев). Н.Н. Моисеев: «Развитие планетарных событий может иметь несколько сценариев. Но наиболее вероятный, я назвал бы его антигуманистическим. В результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов, восстановить которые известными нам методами невозможно. Одно необдуманное движение - и биологический вид homo sapiens может исчезнуть с лица Земли. Хочу подчеркнуть, что такая катастрофа может быть уже в середине наступившего XXI века... Гуманистическая реформация представляется мне единственной альтернативой надвигающемуся кризису... Гуманистическая парадигма становится реальной необходимостью. Как я думаю, это и есть ключ к будущему. В её реализации, скорее всего, и заключена суть всех усилий, необходимых для обеспечения существования и развития самого удивительного явления Природы - феномена человека». В.Л. Гинзбург: «.Имеются основания надеяться на торжество прогрессивных сил, на спасение цивилизации. Конечно, преодоление голода, нищеты, болезней и террора потребуют колоссальных усилий. Впереди при этом могут маячить лишь гуманистические цели, и можно надеяться, что ещё в 21 веке в этом направлении будут достигнуты существенные успехи. Такая великая страна как Россия, с её тысячелетней культурой, несметными природными ресурсами и уникальной жизнестойкостью её народов просто обречена на выход из экономического, социального, морального и психологического кризиса. Как оптимисты мы верим, что в новом столетии Россия во всё большей степени будет «обустраиваться». ». Д.С.Лихачёв: «Двадцать первый век будет веком гуманитарных наук и гуманизма. В противном случае человечество может выродиться в гуманоидов, умеющих считать и пользоваться компьютерами, но их духовные ценности можно будет выразить одним-двумя словами».
«Поверь, Земля: люди найдут пути Тебя спасти - себя спасти» (правильная песня).
6. Для нас критерий и путь - новый гуманизм, новая, самая современная и прогрессивная, человечная и эффективная мировая и российская идеология и политика эпохи глобализации.
В моем сравнительном анализе и синтезе, убеждении и разработке-развитии новый, А) личный и Б) общественный, идейно-политический, партийный гуманизм (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный, humanitas - человечность) - новое, историческое, универсальное, многогранное и многомерное, комплексное и системное явление и понятие личностностных и социальных человеколюбия (чувства, знания и убеждения) и человечности (образование, деятельность и практика): 1) социальный закон, тенденция и традиция развития человечества и человека; 2) личностная и общественная цель - идеал; 3) целая, междисциплинарная наука, система теорий и учений; 4) научное и светское мировоззрение; 5) социальная ценность и идеология интеллигенции интеллектуального общества; 6) национальная идея РФ; 7) политика интеллигентного эволюционного демократического центризма; 8) интеллектуальная экономика; 9) интеллектуально-социальное движение и общественный прогресс; 10) человеческие и человечные, социальные, в том числе политические, например, государства и партии, институты; 11) интеллектуальные общественная система и общественный строй; 12) исторический тип человека и народа, общества и государства; 13) культура, образ и качество жизни человека и народа; 14) высшее нравственное качество человека и общества; 15) патриотизм, народный; 16) методология и методика, критерий прогрессивного личного и общественного развития (антигуманизм - регрессивного); 17) ноосферная эволюция; 18) гармония, «золотая середина», баланс потребностей и интересов и 19) высокое искусство и художественный тип как Любовь, Истина, Добро, Творчество, Организация, Инициатива, Путь, Красота, Солнце, Счастье и Тайна человека и общества - первичная, целевая, основная, прогрессивная, удесятеряющая, созидательная, направляющая, заключительная, освещающая, сокровенная и сакральная причины; 20) противодействие антигуманизму (разоблачение в каких бы красивых одеждах он не был - «добро должно быть с кулаками», но лучше и гуманнее ненасильственный гуманизм); 21) сверхактуальное решение глобальных проблем.
Из 233 стран мира наша родина по гуманистическому индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) имела 0,3 в 1913 году (по моим подсчетам) и упала с 26-го места (0,920) развитого социализма СССР в 1990 году на 114 место в 1995 г. и имела 75-е в 2000 году (0,771) и 71-е место в 2007 г. (0,817)), в том числе по образованности -0,933 (40-е место), по ВВП на душу - 0,833 (56-е место) и продолжительности жизни - 0,686 (133-е место), 65-е и 66-е за 2008 и 2009 годы (0,719 и 0,755 - воздействие мирового кризиса), 50-е место за 2014 год (0.788). У Норвегии - 0,955 (1-е место), а мир - 0,753 (2007 год) и 0,624 за 2008 год. При этом 67% норвежцев считают себя гуманистами и неверующими - вот гуманистическая связь объективного и субъективного в развитии народа.
7. Диалектика гуманизма как идеала, цели, процесса и результата: новый гуманизм, российский гуманист-личность и личностный гуманный народ, гуманная интеллигенция как класс № 1, Гуманистическая партия, российское гуманное общество и гуманное государство в гуманном человечестве.
Шесть современных исторических объективных целей: 1) Гуманистическое и гуманное решение глобальных проблем, поиск Братьев по разуму в Космосе и защита от возможных космических атак; 2) гуманизация-интеллектуализация человечества; 3) прогресс российского информационного и гражданского, интеллектуального и гуманного общества, превращение России в передовую страну мира; 4) формирование из многонационального насе-
ления нового российского народа, будущей российской нации; 5) всестороннее развитие российской интеллигенции, превращение ее в ведущий класс №1, 7) очеловечивание политики.
Сейчас актуальны девять субъективных взаимосвязанных творческих задач: 1) гуманистическое образование -просвещение и «лечение», патриотическое воспитание народа; 2) разработка и реализация новой гуманистической идеологии и политики России; 3) разработка и реализация гуманистических проектов Конституции, законов и символики Российского гуманистического союза, 4) создание гуманистических организаций по всей России - Российского интеллектуального идейно-политического гуманистического союза - партии патриотического гуманизма России и вступление ее в Гуманистический Интернационал; 5) участие гуманистов в выборах и во власти; 6) ускорение и усиление гуманизации российского государства; 7) развитие гуманно-интеллектуальной экономики: 8) гуманистическое сотрудничество и соревнование, взаимопомощь с другими народами Земли; 9) идейно-политическая профилактическая борьба с антигуманизмом-гегемонизмом в любых и многих его проявлениях и причинах, в первую очередь с религиозным нацистским консерватизмом-бюрократизмом и главным источником основной современной опасности -международным терроризмом, в том числе военно-промышленного комплекса США.
8. Принципы и пути нового гуманизма в сравнении с другими идеологиями. Основной принцип внешней политики государства: консервативного - агрессивность («лучшая защита - нападение»), демократического - независимость (суверенитет), коммунистического - пролетарский интернационализм, гуманистического - мир во всем мире.
Для гуманизма решение глобальных проблем - в гуманизме: приоритете человечества и человека, в решении их всем человечеством, надежда на научно-техническую, интеллектуальную, нравственно-идеологическую революцию-эволюцию. Для сравнения: консерватизм-аристократизм верит во «второе пришествие Христа», нового вождя человечества, либерализм-капитализм живет по принципу «пир во время чумы», коммунизм надеется на панацею мировой социальной революции, которая сама по себе, конечно, глобальных проблем человечества не решает, а наоборот усиливает (гражданской войной).
С одной стороны массовый голод в неразвитых (аграрных) странах и с другой стороны массовое ожирение в развитых (постиндустриальных) обществах - социальны и требуют личностного гуманистического синтеза умственного и физического труда («землю попашет, попишет стихи») на основе ЗОЖ (активно-интеллектуального) и развития транснациональных научно-агропромышленных комплексов.
Международный терроризм - для консерватизма-абсолютизма средство против инакомыслящих («крестовые походы»), для капитализма - средство против инакоживущих (современный фашизм США против Югославии и Грузии против Южной Осетии), для коммунизма - мировая революция против эксплуататоров, для гуманизма - антипод, неприемлемый способ социального или национального превосходства, человеконенавистничества.
Современный глобальный финансовый кризис («недостаток денег») - порождение и поражение капитализма, для безденежного коммунизма он невозможен, для узконационального абсолютизма - губителен, гуманизм будет его «неродным сыном», т.к. только «всем гуманным миром» можно его разрешить (+тенденция роста электронных расчетов) в интеллектуальном обществе.
Глобальная нравственная и идеологическая проблема современного человечества показывает кризис и исчерпанность трех основных мировых идеологий, необходимость и возможность новой, четвертой идеологии - нового гуманизма.
9. Гуманистическая национальная идея как смысл и миссия народа - это конкретизация гуманистической идеологии с учётом национально-исторических особенностей нашей страны. Патриотический российский гуманизм или гуманизм с российской спецификой, а в субъектах РФ со своими особинками - наша национальная идея и идеология. Через гуманизм мы выходим в мировую цивилизацию, патриотизм соединяет нас сегодняшних с историческими национальными корнями, а федерализм учитывает разнообразие регионов страны. По Достоевскому и Бердяеву русская идея во «всечеловечности», а по Ильину, она - творческая, то есть интеллигенции.
Гуманизм + патриотизм + федерализм - вот общая идейно-политическая центристская формула оптимума, «золотой середины» прогресса россиян и России и превращения ее в одну из передовых стран мира по качеству и уровню жизни, субъектному развитию народа. По источнику и содержанию: гуманизм - социальная, патриотизм -национальная и федерализм - государственная идеи (принципы) гармоничного развития страны. В отличие от унитарного СССР Россия может и должна стать настоящим федеративным государством - с сильным федеральным центром и сильными равноправными субъектами, с развитым местным территориальным и производственным самоуправлением. Такая демократизация, модернизация - российский путь и критерий государственного и общественного прогресса нашей страны. Мы за гуманную Россию: Гуманистическую федерацию России (ГФР)= Федерацию гуманистических республик (ФГР) = Российскую гуманистическую федерацию (РГФ). Российские республики строятся по историческому территориальному принципу с учётом национальных особенностей.
10. Социальные источники и база новой, гуманистической идеологии. Если для современного консерватизма (неоконсерватизма) ведущий, господствующий, правящий класс - бюрократия, для капитализма - это буржуа, для социализма - рабочий класс (для анархизма - крестьянство и ремесленники - это полукласс, двойной класс: собственник и рабочий), то для гуманизма - это интеллигенция. Философы (Платон) и ученые (Мор) должны быть правителями государства. По сущности и роду деятельности интеллигенция - социальный источник гуманизма. Если неравенство - это принцип элиты (бюрократии), свобода - основной принцип буржуазии, а справедливость - принцип рабочего класса, то для интеллигенции синтезированы эти принципы в творчестве. Природа интеллигенции выходит за рамки «класса в себе» и даже «класса для себя». Это скорее «класс для всех» и «класс для других».
Однако в нашей стране исторически роль интеллигенции в управлении государства была минимальной. В царской России она по статусу значительно уступала дворянству и другим сословиям, хотя на её положительном счету
мировое развитие культуры и земства в XIX веке. В советские времена интеллигенция получила полупрезрительное название «прослойка» и вожди её не слушали (ссылали на ленинском «философском пароходе» и в сталинские «шарашки»). В «демократической России» интеллигенция стала нищей и ещё более деклассировалась. Для индустриального общества СССР и современной России ещё больше с точки зрения организованности, точнее самоорганизованности, идейно-политической, партийной, наша интеллигенция как и «западная интеллигенция в своём большинстве -испуганное стадо» (советский эмигрант В.Вейдле). (Здесь объяснение безрезультатных поисков объявленных Гуманистических партий и Гуманистического Интернационала).
В информационном обществе, в эпоху знания интеллигенция превращается в основную производительную силу общества, количественно и качественно растет. В России её удельный вес среди занятых составляет 40% (в Японии на одного работника физического труда приходится 10 работников умственного труда). На Западе разрабатывается понятие «креативный (творческий) класс», отличный от других классов. По оценке американского исследователя Флориды российский креативный класс составляет 13 млн. человек (по численности 2 место в мире) и 10% в составе рабочей силы (25-е место) при первом месте у США (30 млн. человек и 30%).
В условиях НТР гуманизм является интеллектуально-социальным детищем и движением научной, гуманитарной, творческой, технической и управленческой интеллигенции, более широко - всех интеллектуалов. Хотя большинство из них пока этого не знает. Многие интеллектуалы («мы не класс») таскают идейно-политические каштаны из огня в огонь или религиозного консерватизма-аристократизма, или буржуазного капитализма, или пролетарского коммунизма. А некоторые, обжегшись на бюрократической КПСС, стали аполитичными или антипартийными. По интересным исследованиям социолога Староверова (2002 г.), классовая самоидентификация интеллигенции в нашей стране (40%) ниже среднего уровня (49%), на 5 месте, перед бомжами и маргиналами: экономически - 40% (1-е место у крестьян), социально - 50% (1-е место) и политически - 30% (1-е место у предпринимателей, в том числе государственно - 1-е место у служащих). Жаль, что в этом исследовании нет духовно-идеологического самоопределения, но можно предположить его еще более низкий уровень. В социологическом опросе «Есть ли и какая у интеллигенции своя политическая идеология?» (г. Киров, март 2008 г.) относительное большинство (42%) опрошенных признают наличие у интеллигенции своей идеологии, связывая её с личными убеждениями и интересом к политике. Среди названных идеологий интеллигенции на 1-м месте - гуманизм (23% ответивших с идеологией). Но большая часть идеологических респондентов-интеллигентов (77%) признают за свою идеологию идеологии других классов. Всего среди интеллигенции 10% идеологических гуманистов. Российская интеллигенция до своей идеологии гуманизма пока не доросла. Главная причина отсутствия идеологии у интеллигенции - её идеологическая неграмотность. Это подтверждается и другими политологическими исследованиями. В диссертации В.А. Беляева на соискание ученой степени доктора политических наук по теме «Интеллигенция как субъект российского политического процесса» (Казань -2007) интеллигенция выделяется как социальный класс и показывается как неполный субъект политики, но без вывода идеологической причины - отсутствие своей гуманистической идеологии.
Российская интеллигенция выполнила свои исторические консервативную для дворянства, социалистическую для рабочего класса и либеральную для буржуазии идейно-политические миссии. Сейчас нужен гуманистический тип интеллигенции и интеллигента для всего народа и одновременно для себя как социального класса. И он появляется, пока единично, личностно. Академик Н.Моисеев: «Сочетание гражданственности с нравственным началом и гуманистической системой обществоведческих суждений у меня связывается с понятием интеллигентности». Показательно, что в исследовании профессора А.В.Соколова «Поколения русской интеллигенции» (2009 г.) по его классификации высший интеллектуальный тип - интеллигент-гуманист, но без ключа идеологии гуманизма не открыт социальный класс интеллигенции. По Соколову, критерии интеллигентности: 1) образованность, 2) креативность, 3) этическое самоопределение. Но классовые уровень и особенность интеллигенции отмечают некоторые социальные философы: «Интеллигенция существенно отличается от буржуазии и рабочего класса, вместе взятых. Последние (за незначительным числом исключений, подтверждающих правило) живут, не поднимаясь над эмпирическим уровнем, - это и есть их классовая норма. Интеллигенция «живёт» уровнем выше - теория, теоретическая рефлексия» (Кустарев А. Нервные люди. Очерки об интеллигенции. - М., 2006. - С.56). Российский нобелевский лауреат по физике 2000 года Ж. Алферов: «Будущее России не за олигархами, а за людьми науки и образования».
Все другие социальные классы и слои - менее идейно-политически гуманистичны, менее современно прогрессивны, более консервативны и даже реакционны, так как связаны с уходящими общественно-экономическими формациями и цивилизациями (историческими типами общества). Интеллигенция же - это новый класс, в том числе и по интеллектуальной собственности, наступающего постиндустриального, информационно-культурного, гуманного, интеллектуального общества. В соответствии с общественной закономерностью прогресса (регресса) социального класса как исторического субъекта идеология интеллигенции включает больше науки и меньше веры. Поэтому гуманизм -самое прогрессивное интеллектуальное учение, а религиозный консерватизм - наоборот, самое реакционное и регрессивное не только священников, но и бюрократии. Суммируем: гуманизм по социальной базе и политике - это интеллектуализм. Надежда в решении глобальных проблем в мире - креативный класс и в России - интеллигенция. Правда, она пока этого не поняла.
11. Заключение. Выводы и предложения. Старые идеологии и политики консерватизма, либерализма и коммунизма исторически исчерпали свои положительные прогрессивные потенциалы. Бюрократия как самый сильный политизированный государственный класс приспосабливает все идеологии под себя и для себя в неоконсерватизм. В современном мире действуют 4 противоречивых мировых тенденции: 1) глобализация-капитализация и 2) национализм, 3) бюрократизация и 4) интеллектуализация - гуманизация (главная в переходе от индустриального к информационно-интеллектуальному обществу). Бюрократизация - отрицательная регрессивная общественная закономерность
в России усиливается катализатором вождистско-государственного менталитета народа и дополняется реакционной религиозацией общества и клерикализацией государства. Гуманистическая тенденция в нашей стране действует и развивается «через тернии к звездам» новой великой России. В РФ в настоящее время 48 различных небольших гуманистических организаций, групп, действующих разрозненно и даже в конкуренции: около тысячи гуманистов на 145 млн. человек населения (0,0007%). В целом наша родина по уровню организованного, особенно идейно-политического, партийного гуманизма существенно отстает от других развитых стран.
Новая гуманистическая идеология и политика обобщает историю гуманизма и рождается как положительный синтез человечности из старых идеологий и одновременно как творчество и инновация, отражение и идейный теоретико-методологический и методико-организационный проект интеллигенции информационно-культурного, интеллектуального общества. Через образование гуманистической интеллигенции, взаимодействие всех гуманистов и Российскую партию патриотического гуманизма можно и нужно ускорить модернизационный гуманистический прогресс России и россиян.
Новогуманистическая, патриотическая альтернатива России - не догоняющая, а опережающая модерниза-ционная стратегия человеческого и человечного, интеллектуального развития нашей страны, а Российская партия патриотического гуманизма - катализатор и двигатель гуманизации народа, общества и государства. В 2004 году образована, растёт и работает инициативная группа по созданию Российской Гуманистической партии. В настоящее время в ней 203 участника - представители всех 85 субъектов РФ. Разработаны проекты гуманистической идеологии и Конституции РГФ, программы и устава Гуманистической партии. Нужны, и «днём с огнём» ищем: 1) молодого перспективного лидера российских гуманистов и 2) спонсоров.
Гуманисты, интеллигенты и интеллектуалы России, идейно политизируйтесь и организуйтесь в Российскую партию патриотического гуманизма - партию «Гуманная Россия»! Наше знамя - российский патриотический гуманизм = новый гуманизм для новой России.