КЛОНИРОВАНИЕ: МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ
Е.В. Максимова
Кафедра этики Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются моральные дилеммы такого феномена современной науки, как клонирование, с целью рассмотрения возможных перспектив исходя из морально-нравственного уровня развития общества. Оценка качества профессиональной деятельности врача теперь происходит не только исходя из гиппократовской этики, но требует своего особого подхода в каждой конкретной ситуации, поскольку мы имеем дело с междисциплинарным знанием. Необходимо создание твердого морально-этического фундамента, на который бы смогли опираться врачи в своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: биоэтика, моральная дилемма, этические нормы, клонирование, сознание, идентичность.
Сегодня в период стремительного развития различных технологий и в условиях высокой информатизации общества человечество переживает своего рода кризис противоречий. Это сложный этап развития, когда успех и достижения научно-технического прогресса порождают новые социально-экономические и этические проблемы.
Современные технологии постепенно приводят нас к новому этапу эволюции, в результате которого перед человеком возникает бесчисленное множество вопросов относительно собственной идентичности: кто мы? Кем хотим быть? Куда мы движемся?
Развитие биотехнологий — это, несомненно, большой шаг человечества в развитии науки. Биотехнологии открывают перед нами много новых возможностей относительно разрешения вопросов здоровья и жизни человека. Однако вместе с этим они порождают и ряд новых проблем, с которыми человечество пока что не знает, как и какими методами справляться. Таковыми являются моральные дилеммы биоэтики.
Вообще, дилемма — это полемический довод, затруднительная ситуация, имеющая два возможных варианта ее разрешения, взаимно исключающих друг друга и не допускающих возможности существования третьего. При этом выбор одного из этих двух решений одинаково затруднителен.
Отличительной чертой моральной дилеммы является то, что ее решение всегда связано с тяжелым моральным выбором. А. Макинтайр говорит о невозможности разрешения некоторых моральных дилемм лишь на основе абстрактного морального принципа, поскольку на каждый аргумент найдется довольно весомый контраргумент [1]. То, какими методами разрешаются моральные дилеммы в том или ином обществе, дает нам представление о том, какие ценности в нем преобладают, о том, что стоит у людей в приоритете, о способе их мышления и т.д.
В биоэтике моральные дилеммы напрямую связаны с медициной. Это такие ситуации, которые возникают вокруг вопросов эвтаназии, трансплантации, клонирования и т.д. и требуют неотложных, твердых и обоснованных решений. Основная сложность заключается в том, что нет четких оснований, на которые мы должны опираться при поиске соответствующих решений и выходов из подобных ситуаций.
Почему при решении дилемм биоэтики нам недостаточно просто традиционной гиппократовской этики, которая столетиями применялась в медицине? Потому что биоэтика ставит вопросы таким образом, что не только врач выступает в них субъектом в отношениях с пациентом, но и сам пациент не просто дожидается «своей участи», но принимает активное участие в принятии решений врача относительно того, как действовать по отношению к самому пациенту. И, как пишет Тищенко П.Д.: «Биоэтика исходит из идеи „активного пациента", который, будучи моральным субъектом, вступает в сложные диалогические (а подчас и конкурентные) отношения с другими субъектами — врачами и учеными» [2].
Одной из таких дилемм биоэтики, вызывающей бурные споры относительно полезности данной деятельности, является клонирование. Клонирование есть получение генетически идентичных организмов путем бесполого размножения. Выделяют два вида: репродуктивное, т.е. клонирование людей, и нерепродуктивное, или терапевтическое, клонирование. Если относительно терапевтического клонирования в моральном отношении более или менее все ясно — оно используется в целях получения стволовых клеток, с возможностью получения способов лечения заболеваний, перспективы развития трансплантологии и т.д. Но как обстоит дело с перспективами репродуктивного клонирования? Для чего нужно клонировать людей и нужно ли вообще?
Клон — это группа генетически идентичных организмов или клеток. Таким образом, если гены идентичны, то по сути это есть то же самое существо.
Можно говорить о том, что в связи с развитием этой технологии все больше ставится под вопрос индивидуальность человека [3]. Если в течение стольких столетий многие философы пытаются найти ответ на вопрос «В чем сущность человека?» и не могут, то можно себе представить, как усложнит эту ситуацию появление клонов. Кроме этого, ставится под вопрос и статус самого клона — кем он будет являться в этом мире? Такой же человек, как и все «обычные люди»? Или же его права будут значительно приуменьшены, а может и вовсе он будет обладать значительно большими правами? На эти вопросы мы не можем дать однозначного ответа, поскольку не можем установить онтологический и социальный статус этого субъекта. Даже если мы определяем клона как «нормального, обычного человека», тогда опять же необходимо разрешать вопросы относительно семьи, воспитания, вкладываемых ценностей и т.д. Остаются нерешенными многие вопросы, связанные с сознанием, памятью, внутренним миром, душой и т.д. Этими вопросами ученые, как правило, не занимаются.
Помимо этого, можем ли мы сказать, насколько все это этично и морально обосновано? Мы создаем клонов для развития науки? Или, быть может, для соз-
Вестник РУДН, серия Философия, 2015, № 2
дания мощной армии, которую бы все боялись? Или просто из любопытства? Какие истинные мотивы движут ученными, занимающимися вопросами клонирования?
Говоря о правомерности создания клонов, Б.Г. Юдин ссылается на дополнительный протокол к Конвенции «О правах человека и биомедицине», в котором говорится: «...инструментализация человеческих существ путем намеренного создания генетически идентичных человеческих существ несовместима с достоинством человека и, таким образом, представляет злоупотребление биологией и медициной...» [4]. Исходя из этих слов, все, казалось бы, встает на свои места. Но почему же тогда не утихают споры и остаются нерешенными многие вопросы?
Сегодня существует множество препятствий для дальнейшего развития практики клонирования и, конечно же, для попытки клонирования человека. Например, с точки зрения мировых религий клонирование является недопустимым актом в отношении человека, поскольку практика клонирования не предполагает естественного рождения человека. Также однозначно не определено и отношение к клонированию в обществе. В одних странах клонирование запрещено вообще, в других — запрещено только репродуктивное клонирование [5]. Это еще раз подчеркивает неоднозначность и сложность данной проблемы. Кроме этого, останавливает ученых и биологическая опасность — не исключены возможности неудачных экспериментов и, как следствие из этого, появления неполноценных людей.
Но, несмотря на все эти препятствия, ученных и исследователей продолжает волновать данная тема. Возможно, никто пока и не собирается клонировать человека, но задумываются о создании новых клеток, возможно, даже органов. И все равно остается неясным, как к этому относиться. Говоря о терапевтическом клонировании, основным камнем преткновения является вопрос о статусе эмбриона — можно ли уже на стадии зародыша говорить о человеке как о полноценном и полноправном существе? Если возможно, то имеем ли мы право производить какие-либо манипуляции с эмбрионами, пусть даже в целях блага всего человечества? Не будет ли это уже нарушением прав и достоинств человека, не говоря уже о создании клона?
Ну и самый главный вопрос: можно ли вообще говорить о клонировании человека, если мы еще до конца не познали самих себя, кто мы такие, в чем наша сущность, не раскрыли все наши стороны до конца? Так как же тогда мы можем создать то, чего сами до конца не понимаем? Человек — это существо сложное и многогранное. Поэтому необходимо сперва разобраться с вопросами уже существующими, прежде чем создавать новые, более запутанные и, возможно даже опасные для нас всех.
Сейчас, пока репродуктивное клонирование существует лишь в далекой перспективе, мы не отдаем себе полного отчета, к каким последствиям развитие данной технологии может нас в итоге привести. Несомненно, в технологии клонирования есть много плюсов. Но чего же больше, перспектив или опасностей, которые таит в себе неизвестность, в которую человечество так рьяно и отважно пытается заглянуть? Необходимо разобраться с реально существующими вопросами, игно-
рирование которых может лишь усложнить ситуацию и породить этические и правовые проблемы в процессе применения технологий клонирования. Чтобы внедрять клонирование в человеческую практику, сперва нужно убедиться, что для нее созданы необходимые условия и продумано регулирование возможных этических дилемм, юридических вопросов и т.д. В данном случае такая подготовка не была проведена.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Макинтайр А. «После добродетели». М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 11—13.
[2] Тищенко П.Д. «Что такое биоэтика?»/ Биоэтика: вопросы и ответы. М.: ЮНЕСКО, 2005. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/tish_bioeth.html.
[3] Алексина Т.А. «Прикладная этика». М.: РУДН, 2004. С. 18.
[4] Юдин Б.Г. «От утопии к науке: конструирование человека» // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. М.: Наука, 2004. URL: http://ec-dejavu.ru/b-2/ Biotechnologies.html.
[5] Pattinson S., Caufield T. Variations and voids: the regulation of human cloning around the world // BMC Medical Ethics. 2004, 5:9. doi: 10.1186/1472-6939-5-9.
CLONING: MORAL DILEMAS
E.V. Maksimova
Department of Ethics Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to moral dilemmas of such phenomenon of modern science as cloning in order to investigate possible perspectives based on moral norms in the society. Now the evaluation of quality of physicians' professional activity is based on Hippocratic ethics and it requires a special approach in each situation at the same time, because we are dealing with interdisciplinary knowledge. It is necessary to create a solid ethical and moral background physicians could rely on in their professional and research activities.
Key words: bioethics, moral dilemma, ethical standards, cloning, consciousness, identity.
REFERENCES
[1] Makintayr A. «Posle dobrodeteli». M.: Akademicheskiy proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2000. S. 11—13.
[2] Tischenko P.D. «Chto takoe bioetika?»/ Bioetika: voprosyi i otvetyi. M.: YuNESKO, 2005. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/tish_bioeth.html.
[3] Aleksina T.A. «Prikladnaya etika». M.: RUDN, 2004 g. S. 18.
[4] Yudin B.G. «Ot utopii k nauke: konstruirovanie cheloveka» / Vyizov poznaniyu: Strategii razvitiya nauki v sovremennom mire. M.: Nauka, 2004. URL: http://ec-dejavu.ru/b-2/ Biotechnologies.html.
[5] Pattinson S., Caulfield T. Variations and voids: the regulation of human cloning around the world // BMC Medical Ethics. 2004, 5:9. doi: 10.1186/1472-6939-5-9.