Научная статья на тему '«Клирик должен выглядеть согласно своему статусу»: визуальная социализация приходского духовенства средневековой Англии'

«Клирик должен выглядеть согласно своему статусу»: визуальная социализация приходского духовенства средневековой Англии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
late medieval England / catholic parish / parish priest / episcopal registers / miniatures / ordinary dress / weapons / socialization / secular clergy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Алексеевна Леонова

В статье рассматривается проблема социализации белого духовенства Англии эпохи высокого и позднего Средневековья. На основе епископских регистров, завещаний и изобразительных источников исследуются вопросы визуальной социализации католического приходского духовенства в контексте церковного и государственного регулирования, повседневной практики священников английских приходов. Важный социальный маркер, такой как одежда, регулируемый с XIV в. «законами о роскоши», не затрагивал эту группу духовенства. Канонические правила, имея четкие установления по богослужебному облачению, не содержали разработанных норм повседневной одежды священников. Вопреки морализаторским призывам церковной администрации, клирики, проживавшие в мирской среде приходов, стремились позиционировать свое общественное положение, используя вне служебных обязанностей, как модели поведения, так и одежду, сопоставимую с мирской модой и традицией. В заключении констатируется, что при отсутствии регламентированной повседневной одежды священников, с учетом их участия в общественной и хозяйственной жизни локальных общин, а также личных предпочтений, пастыри мало выделялись из толпы прихожан за пределами церковных помещений. В то же время в позднесредневековой богословской и мирской литературе формировался образ типического пастыря прихода, визуальным символом которого стала не только тонзура и скромное одеяние в рост священника, но и книга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The cleric must look according to his status»: Visual socialization of the parish clergy in medieval England

The article considers the problem of visual socialization of the parish clergy in England, in the Late Middle Ages, in the context of changing requirements for the white clergy as a result of church reforms in the 11–13th centuries. Based on historical-genetic and historical-anthropological methods of working with visual and documentary materials, a panoramic picture of both deviations from the prescribed norms and the formation of a parish clergy universal image in pre-Reformation England was indicated. The social content of everyday clothes of the parish clergy is considered on the basis of the existing church and state regulatory documents, taking into account personal space of the parish clergy. Episcopal registers, wills of white clergy testify to a significant difference in material wealth and the ability to spend on items to maintain the visual prestige of priests, which they could own as personal property. Living in a secular environment, the clergy used both models of behavior and clothing comparable to secular fashion and tradition. The author believes that the objects of everyday life, which a priest led as an inhabitant of a rural community and parish, indicate a possible path to understanding real socialization of the parish clergy in medieval England. In the conclusion, it is stated that despite the moralizing calls of the church administration and in the absence of regulated everyday clothing for priests, pastors stood out little from the crowd of parishioners outside the church premises. At the same time, in the late medieval literature, the visual attributes of a typical shepherd of the parish were formed, whose symbol was not only tonsure and modest attire in the priest’s outfit, but also a book.

Текст научной работы на тему ««Клирик должен выглядеть согласно своему статусу»: визуальная социализация приходского духовенства средневековой Англии»

Татьяна Алексеевна Леонова УдК 262 14

с

и к. ист. н., доцент,Башкирский государственный

§ педагогический университет им. М. Акмуллы

н (ул. Октябрьской революции, д. 3Ак1, Уфа, Респ. Башкортостан, 450000)

^ leonotan@mail.ru

К «клирик должен выглядеть согласно св оему статусу» :

н визуальная социализация приходского духовенства

средневеков ой Англии

В статье рассматривается проблема социализации белого духовенства Англии эпохи высокого и позднего Средневековья. На основе епископских регистров, завещаний и изобразительных источников исследуются вопросы визуальной социализации католического приходского духовенства в контексте церковного и государственного регулирования, повседневной практики священников английских приходов. Важный социальный маркер, такой как одежда, регулируемый с XIV в. «законами о роскоши», не затрагивал эту группу духовенства. Канонические правила, имея четкие установления по богослужебному облачению, не содержали разработанных норм повседневной одежды священников. Вопреки морализаторским призывам церковной администрации, клирики, проживавшие в мирской среде приходов, стремились позиционировать свое общественное положение, используя вне служебных обязанностей, как модели поведения, так и одежду, сопоставимую с мирской модой и традицией. В заключении констатируется, что при отсутствии регламентированной повседневной одежды священников, с учетом их участия в общественной и хозяйственной жизни локальных общин, а также личных предпочтений, пастыри мало выделялись из толпы прихожан за пределами церковных помещений. В то же время в позднесредневековой богословской и мирской литературе формировался образ типического пастыря прихода, визуальным символом которого стала не только тонзура и скромное одеяние в рост священника, но и книга.

o

Tatiana Alekseevna Leonova .

PhD in History, assistant professor, Bashkir State u Pedagogical University n. a. M. Akmullah (ulitsa Oktyabr'skoy Revolyutsii, c 3Ak1, Ufa, The Republic of Bashkortostan, 450000) .

leonotan@mail.ru o

i e

« The cleric must look according to his status» : y

visual socialization of the parish clergy in medieval England

The article considers the problem of visual socialization of the parish clergy in England, in the Late Middle Ages, in the context of changing requirements for the white clergy as a result of church reforms in the 11-13th centuries. Based on historical-genetic and historical-anthropological methods of working with visual and documentary materials, a panoramic picture of both deviations from the prescribed norms and the formation of a parish clergy universal image in pre-Reformation England was indicated.

The social content of everyday clothes of the parish clergy is considered on the basis of the existing church and state regulatory documents, taking into account personal space of the parish clergy. Episcopal registers, wills of white clergy testify to a significant difference in material wealth and the ability to spend on items to maintain the visual prestige of priests, which they could own as personal property. Living in a secular environment, the clergy used both models of behavior and clothing comparable to secular fashion and tradition. The author believes that the objects of everyday life, which a priest led as an inhabitant of a rural community and parish, indicate a possible path to understanding real socialization of the parish clergy in medieval England.

In the conclusion, it is stated that despite the moralizing calls of the church administration and in the absence of regulated everyday clothing for priests, pastors stood out little from the crowd of parishioners outside the church premises. At the same time, in the late medieval literature, the visual attributes of a typical shepherd of the parish were formed, whose symbol was not only tonsure and modest attire in the priest's outfit, but also a book.

Key words: late medieval England, catholic parish, parish priest, episcopal registers, miniatures, ordinary dress, weapons, socialization, secular clergy

га Вынесенная в название статьи фраза принадлежит англий-

о скому теологу XIII в. Томасу Чобхэму (1160-1233), который,

^ наставляя в правилах доброго поведения священников, ука-

О зывал, что доброе поведение включает не только образ жизни,

л но и манеру одеваться1.

ю

о Начиная с эпохи Григорианских реформ, католическая

^ церковь поставила цель создания новой модели священника, ^ как образца святости и примера для мирян, которую извест-^ ный английский медиевист Р. Свенсон назвал «своеобразной ^ революцией священнослужителей»2. Она породила борьбу ^ со всеми проявлениями мирского, начиная с права на созда-^ ние семьи, заканчивая распорядком дня и внешним обликом священника. Это была, как считают многие исследователи, борьба за внедрение монашеских представлений о чистоте духовного лица, которая предлагала модель личного затворничества, дистанцирования от мирян.

Не затрагивая проблемы целибата и создания внегендер-ного, вернее внемаскулинного, образа жизни приходского духовенства, остановимся на том, что не менее беспокоило реформаторов и последующие поколения католического клира. Проблема не только личного пространства приходского духовенства, но и его социализации, ввиду распыленности приходского духовенства в среде мирян. Приходские священники, как известно, не подчинялись уставам, в отличие от ординарного духовенства (монашества), и имели статус секулярного духовенства, проживающего в миру. При отсутствии в средневековом обществе письменных свидетельств личности, социальным маркером выступал внешний вид: одежда и обладание оружием. Ханс Медик утверждает, что одежда и ее цвет широко используют «знаки и инструменты формирования коллективной идентичности местных социальных групп», что вполне приложимо и к духовенству. Короче говоря, социальная функция одежды — «объединять

1 Thomas of Chobham's rules for priests (c. 1216) // Pastors and the care of souls in medieval England / Ed. by J. Skinners,W. J.Dohar. Notre Dame, 1998.

2 Swanson R. N. Religion and devotion in Europe c. 1215 - c. 1515. New York, 2004. P. 486.

и разделять»3, что вполне поняли бы средневековые англича- «

. А

не, полагавшие, что «платье делает человека»4.

Исследование социального содержания одежды и ее кон- §

текста в Средневековье связано со сложностью интерпрета- §

ции в силу наличия двух различных групп источников: визу- ^

альных и текстовых. §

й

Проблема изображений и их роль в работе историка — ^ достаточно знакомый сюжет в исследованиях медиевистов, ^ которые работают «преимущественно, по изображениям О прямо или опосредованно связанным с текстами»5. Однако ^ современные позиции исследователей очень разнятся в оценке изображений и текстов как исторических источников. ^ Выделим два противоположных суждения. Современная точ- о ка зрения на использование в научных целях сохранившихся ^ изображений как источниковой базы, привела к возникно- ^ вению визуальной истории, открывшей методологические возможности, которые со ссылкой на Х. Уайта стали не толь- § ко новыми источниками, но и одной из форм исторической Ц интерпретации и нарратива6. Исследователи визуальной истории считают, что изображения не только в современной, но и ^ ушедшей в далекое прошлое истории — это «исторические ^

7 "Г. и О

акторы и агенты, которые делают историю»7. В связи с этой ^ точкой зрения формулируется положение о том, что визуальная история может отражать прошлое с большей или меньшей достоверностью, как и вербальная история.

Другая точка зрения основана на специфике работы историка, которая, по образному выражению американского исследователя Р. Дарнтона, вынуждает его «сновать между текстом и контекстом». Кстати, как он считает, в этой процедуре иллю-

3 Медик Х. Культура престижа. Одежда и ее расцветка в Лайхингене, 1750-1820 // Анналы на рубеже веков: Антология. М., 2002. С. 223.

4 Phillips K. M. Masculinities and the Medieval English Sumptuary Laws // Gender & History. 2007. Vol. 19. N 1. P. 23.

5 Шмитт Ж.-К. Историк и изображения // Одиссей. Человек в истории. М., 2002. С.15.

6 Bleichmar D., Schwartz V. R. Visual History: The Past in Pictures. Representations. 2019. N 145 (1). P. 1-31. University of California Press // URL: https://online.ucpress.edu/representati ons/article/145/1/1/81749 (дата обращения: 03.09.2020).

7 Bleichmar D., Schwartz V. R. Visual History: The Past in Pictures... P. 9.

о

га стративный материал не оказывает значительной помощи или и подвижки в процессе создания истории8. Хотя письменные доку-^ менты, как и изображения, неотделимы от контекста культуры 0 и общества, но «механизмы языка и изображения не сводимы л одни к другим». Отсюда, как считает Ж.-К. Шмитт, они «не дают о нам права рассматривать изображение в качестве «иллюстра-л ции» текста даже в том случае, когда миниатюра расположена ^ напротив текста и непосредственно с ним связана»9. М. Пасту-« ро предлагает в визуальных источниках «расшифровывать ^ смысл самих изображений», так как «средневековое изображе-ч ние никогда не «фотографирует» реальность»10. Медиевисты л подчеркивают, что изображения являются частью «социального воображения», которое следует учитывать при изучении их роли в функционировании власти и памяти11. Такой точки зрения придерживаются исследователи миниатюр с изображениями духовенства в «Хронике о крестовых походах» Гийома Тирского, и так называемых «мемориальных изображений»12.

С учетом оценок и подходов современной медиевистики, мы предлагаем междисциплинарное исследование, основанное на использовании историко-генетического и исто-рико-антропологического подхода, с целью сопоставления и интерпретации изобразительных и текстовых документов, позволяющих визуализировать приходское духовенство, как социальную группу средневековой Англии.

Использованный нами визуальный материал, представлен достаточно редкими изображениями, не предназначенными для массового обозрения современников — образами приходских клириков в инициалах и миниатюрах двух рукописных документов английского происхождения. Опубликованная в настоящее время энциклопедия второй половины XIV в.

8 Darnton R. The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cultural History. London, 1984. P. 260.

9 Шмитт Ж.-К. Историк и изображения... C. 15.

10 Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / Пер. с фр. Е. Решетникова. СПб., 2013. С.123.

11 Шмитт Ж.-К. Историк и изображения... C. 21.

12 Арнаутова Ю. Е. Мемориальные аспекты иконографии святого Гангульфа // Одиссей. Человек в истории. М., 2002. С. 57; Лучицкая С. И. Иконография крестовых походов // Одиссей. Человек в истории. М., 2002. С. 101-131.

Отпе Вопит («Всякое благо»), авторство которой атрибу- «

тируется английскому клерку королевского казначейства ^

Джеймсу ле Палмеру13. Двухтомное издание содержит вос- §

произведение 650 миниатюр и инициалов рукописи, среди §

которых фигурируют и собирательные образы приходских ^

священников. Вторая публикация — выборка из архива заве- §

щаний Сент-Олбанскому аббатству, сопровожденных мини- ^

атюрами, изображающими благотворителей монастыря14. ^

В некоторых случаях мастера пытались дать индивидуальную О

характеристику изображаемых священников, чьи завещания ^

хранились в архиве аббатства. Текстовые источники столь ^

же разнообразны, как и противоречивы: от литературных, ^

например У. Ленгленд15, до официальных документов католи- §

документов из регистров английских епископов. ^

Остановимся на двух позициях — церкви и государства,

которые, дают представление о существовании и решении §

N

ческой Церкви и английского государства, а также локальных

13 Sandler L. F. Omne bonum: a fourteenth-century encyclopedia of universal knowledge: British Library MSS Royal 6 E VI-6 E VII. London, 1996.

14 Cutts E. Parish priests and their people in the Middle Ages England. New York, 1970.

15 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре / Пер., вст. ст. и прим. акад. Д. М. Петрушевского. М.; Л., 1941.

16 Bishop Robert Grosseteste // Pastors and the care of souls in medieval England / Ed. by J. Skinners, W. J. Dohar. University of Notre Dame, 1998. P. 87-93.

ч:

о

вопроса регулирования внешнего вида приходского духовенства и его визуальной социализации в средневековой Англии.

Во-первых, регулирование, исходившее от католической ^ Церкви, заинтересованной в дистанцировании приходско- ^ го духовенства от мирян. Церковные правила, определявшие ^ внешний вид священников, восходят к постановлениям собора в Витби 664 г. Его решения закрепили выбритую тонзуру в качестве главного внешнего маркера принадлежности человека к духовенству. В 1239 г. Линкольнский епископ Роберт Грос-сетест (1235-1253) в статутах, предназначенных духовенству епархии, напомнил и предупредил о существующем запрете клирикам носить оружие, «иметь тонзуру, подходящую их церковному состоянию, а также отметил, что их одежда должна соответствовать их персоне и рангу»16. Ношение тонзуры, как

о

га главного признака духовного звания, учитывалось при иден-

о тификации личности не только каноническим, но и светским

tj правом Англии. К XIII в., благодаря деятельности римского

О папы Иннокентия III (1198-1216), оформились правила и требо-

л вания к богослужебным одеяниям священников, в частности,

о они должны были носить менять цвет одежд в зависимости к

g от церковных праздников. В непременный комплект одеяния ^ священника входили: альба, риза и нарамник17. Именно эти ^ составляющие разноцветного облачения священника изо-^ бражались в средневековой миниатюре, в том числе и «Omne ^ Bonum», в противоположность монохромным изображениям ^ одежд монахов. Каноническое право и постановления соборов очень четко сформулировали свои требования относительно богослужебной одежды, а также обязательного символа священства — тонзуры.

Внешний вид приходских клириков вне службы в церкви не имел жестких предписаний, о чем, наставляя духовенство, ссылаясь на каноническое право, оговорился Томас Чобхэм, что оно подразумевает, чтобы духовенство не носило «одежды красного или зеленого цвета, длинные рукава и капюшоны, обувь со шнурками и другие подобные вещи»18. В качестве основного источника позиций католической церкви можно назвать, помимо проповеднической литературы, обильно появившиеся с XIII в. мануалы или руководства священнику, а также назидательные сочинения19.

Во-вторых, государственное регулирование в форме так называемых «законов о роскоши», которые к XIV в. стали нормой во всех странах Западной Европы, в том числе и в Англии. Государственное регулирование одежды определенного вида и стоимости лишь отчасти коснулось духовенства. Во-первых, не во всех статутах XIV-XV вв. было обозначено духовенство, тем более приходское. Исключительным был закон 1363 г., где упоминалось

17 Леонова Т. А. Материальная культура Западной Европы в контексте истории повседневности Средневековья. Уфа, 2008. С. 113.

18 Thomas of Chobham's rules for priests... P. 121-127.

19 Powell S. John to John: The manuals sacerdotis and the daily life of the parish priest // Recording Medieval Lives. Harlaxton Medieval Studies. Shaun Tyas, 2009. N 17. P. 112-130.

духовенство наряду с горожанами, йоменами, университетскими «

преподавателями. Так же как и купцам, клирикам на королев- g

ской службе было предписано «одеваться в платье подходящее ^

их социальному уровню и профессиональным обязанностям»20. g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1406 г. статут запретил священникам украшения из серебра21. ^

Учтем, что минимальный годовой доход, который подлежал регу- °

лированию внешнего вида владельца, в 1363 г. был определен g в 100 фунтов, что было невероятной суммой для подавляющего

большинства приходских священников. В среднем годовой доход ^

священника составлял от восьми до двенадцати марок по Кон- ^

ституции 1378 г. архиепископа Кентерберийского Симона Сэдбе- ¡я

ри и по постановлению 1412 г. епископа Линкольнского Филип- О

па Репингдона. Реально каждый пятый английский священник 2

О

получал менее десяти фунтов и даже менее семи фунтов в год22. £

К государственному регулированию, которое повлияло g на внешний вид и социализацию (маскулинизацию) приход- о ского духовенства, также можно отнести оружие. Вопреки g христианским запретам ношения и использования духовен- ^ ством любого вида оружия, в Англии, в период Столетней ° войны неоднократно издавались королевские указы о воен- ^ ном призыве духовенства с определением их вооружения О согласно годовому доходу священников от 40 марок (немногим » более 30 фунтов) и ниже23. Эти указы в какой-то мере связаны с вопросом о том, откуда так много оружия было у английских священников, а главное — почему они умели им пользоваться.

В целом, жестких требований, сравнимых с монашескими уставами, а также запретов со стороны государственного нормирования повседневной одежды приходского духовенства Англии не сложилось. Данное положение фиксируют такие локальные документы, как епископские регистры, особенно визитации, практика которых окончательно утвердилась

20 Phillips K. M. Masculinities and the Medieval English Sumptuary Laws // Gender & History. 2007. Vol. 19. N 1. P. 25.

21 Phillips K. M. Masculinities and the Medieval English Sumptuary Laws. P. 34.

22 Леонова Т. А. Земное и Небесное. С. 36-37.

23 Mc Nab B. Obligations of the church in English society: military arrays of the clergy, 1369-1418 // Order and innovation in the Middle Ages / Ed. by W. Jordan. Princeton, N. J., 1976. P. 303.

га в XIV в. Наконец, комплекс завещании приходского духовенства,

н

а в которых одежда и предметы повседневности, включая оружие,

tj занимали очень значительное место. Английский медиевист Э.

q Каттс, опубликовав архивные извлечения «благодетелей Сент-

¡.q Олбанского аббатства», отметил, что священники крайне редко

о изображались в одеяниях коричневого или другого пристойного

л цвета24. Наиболее часто не богослужебные одежды имели раз-

^ личные оттенки голубого и особенно — красного от розового

« до пурпурного и даже багрового. Цветовые сочетания одежды

^ некоторых священников выглядели и воспринимались вызы-

S

ч вающими, как у ректора церкви Падингтон Джона Родленда, л изображенного в зеленой одежде с ярко красным капюшоном25. Французский медиевист М. Пастуро считает, что в средневековой символике цвета желтый, и сочетание красного с зеленым связывалось с пестротой и даже более — с отклонением и нарушением нормы26. Длинные и разноцветные одежды в синей и красной тональности, изображены на клириках в миниатюрах «Omne Bonum» в сценах охоты и поединков. Более того, изображения клириков во время церковной службы свидетельствуют, что альбу священники могли надеть поверх своего повседневного платья яркого цвета. Данный иллюстративный материал подтверждает постоянство в разнообразии цвета одежд, но простого их кроя длиной в рост священников, как привычных и устоявшихся образов клириков за пределами церковных помещений. При этом в проповедях и инвективах епископов против излишеств внешнего вида клириков, особого порицания заслужила короткая одежда и отклонения в прическе священников. Завещания клириков из Сент-Олбанских манускриптов с конца XIV в. сопровождали изображения почти всех священников, вопреки церковным требованиям короткой стрижки и гладко выбритого лица, с длинными волосами, с бородой и усами27.

Подробно и любовно описаны в завещаниях разнообразные, украшающие одежду пояса с вышивкой, отделанные сере-

24 Cutts E. Parish priests and their people. P. 107.

25 Cutts E. Parish priests and their people. P. 169.

26 Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. C. 167.

27 Cutts T. L. Parish priests and their people. P. 170.

бром и позолотой. Между тем, «законы о роскоши» запрещали «

использование серебра этой категорией населения28. Наличие ^

и использование в одеянии священников поясов, к которым §

прикреплялось оружие, подтверждают судебные разбира- ^

тельства в епископских судах. В 1362 г. несколько викариев ^

Йоркского кафедрального собора предстали перед судом епи- §

N

скопа за то, что «ходили по городу в коротких одеждах, затей- ^

29

ливо украшенных, с висящими на поясах кинжалами»29. ^

Священники не только демонстрировали свой арсенал, о

но искусно его использовали. В регистре епископа Ричарда ^

Скроупа зафиксированы в разные годы случаи использования ¡я

священниками лука и меча. Ректор Толлертона Гуго Мартил О

в 1399 г. после успешного судебного процесса по земельно- О

му вопросу с мирянином своего прихода, столкнулся с ним ^

в поле. Защищаясь от напавшего на него с молотом Дж. Смит- §

мена, священник нанес ему смертельную рану мечом30. Защи- о

та клириков, как правило, мечом или луком со стрелами, была ^

не единичным фактом, но встречалась практически во всех ^

регистрах английских епископов Х1У-ХУ вв.31 В миниатюрах °

«Отпе Вопит» имеется созвучное изображение трех клири- ^

ков с мечами и маленькими щитами. Возможно, во время тре- О

нировки одному из них были нанесены удары в голову, о чем ^ говорят обильно кровоточащие раны. Документы судебных разбирательств, как правило, классифицировали употребление оружия священниками как вынужденную самооборону32.

В епископских регистрах есть завещания священников разного достатка, в том числе тех, которые были не столь богаты, как благодетели Сент-Олбанса. Их пастырская служба с многочисленными обязанностями оплачивалась невысоко. Дополнительные средства они добывали земледельческим трудом. Подавляющее большинство сельского приходского духовен-

28 Phillips K. M. Masculinities and the Medieval English Sumptuary Laws Masculinities... P. 31.

29 Cutts T. L. Parish priests and their people. P. 167.

30 The Register of bishop Philip Repingdon... P. 54.

31 Леонова Т. А. Файды позднесредневекового католического прихода // Исторический журнал: Научные исследования. 2017. № 6. С. 161-177.

32 Hughes J. Pastors and visionaries. Religion and secular life in Late Medieval Yorkshire. Rochester, 2002. P. 144.

га ства были, по сути, крестьянами, поэтому в свои завещания

Ен

о включали скот, зерновые, сельскохозяйственные орудия. Рек-

^ тор Эйктона (6 августа 1380 г.) завещал Ричарду, священнику

О Фарсби — бревиарий; а Томасу Бамптону, ректору Киркбам-

л птона — два мельничных жернова33. Как свидетельствуют епи-

га

о скопские регистры, многим викариям и священникам нечего ^ было оставить кроме одной-двух одежд и нескольких пенсов34. ^ Начиная с XIV в., особенно после Черной смерти, мож-

^ но говорить о поисках и формировани визуальной священ-^ нической атрибутики. Эпидемия чумы и ее повторы приве-^ ли к острой нехватке работников, в том числе и приходских ^ священников. Одним из апробированных английскими епископами способов ограничить доступ в ряды клириков недостойных людей был экзамен на грамотность. Способность читать и понимать прочитанное служила в судебных разбирательствах подтверждением заявленного привилегированного статуса духовного лица35. По окончании Черной смерти усилились требования католической Церкви, в первую очередь, к вероучительным функциям приходского духовенства36. В связи с чем появилась назидательная литература, в которой, опираясь на советы Св. Гилария из Пуатье, давались рекомендации приходскому священнику, который, собираясь на службу в церковь, должен не только достойно одеться, но и «следовать без меча, дубинки или лука и без сопровождения собак. В его руках должна быть только книга»37.

Знаменитый Петр Пахарь, символический образ, созданный У. Ленглендом, пророчествовал о смене охоты пастырей: «священники и настоятели должны будут охотиться с требником, а не с собаками»38. Лень в образе приходского священника

33 The register of Thomas Appleby, bishop of Carlisle, 1363-1395. Rochester, 2006. P. 134.

34 The Register of bishop Philip Repingdon, 1405-1419 / Ed. by M. Archer. Vol. 1. Hereford, 1963. P. 47.

35 The Register of Roger Martival, Bishop of Salisbury, 1315-1330. Vol. 2. Oxford, 1963. URL: https://sourcebooks.fordham.edu/Halsall/ source/133martival.asp (дата обращения: 03.09.2020).

36 Леонова Т. А. Земное и Небесное. C. 70.

37 Powell S. John to John... P. 118-119.

38 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре... C. 131.

призналась, что умеет «найти на поле или на борозде зайца» лучше, чем прочитать хоть одну строчку в декреталиях39. Однако книга не была редкостью в доме священника. Во всех Сент-Олбанских завещаниях, и даже в посмертной воле небогатых священников, как у вышеупомянутого ректора Эйкто-на, была хотя бы одна книга.

В исследовании истории повседневности приходского духовенства Средневековья сформировались два образа приходских священников. С одной стороны, идеализированный социальный портрет, воплощенный в дисциплинарных требованиях и в образе чосеровского «доброго пастыря». С другой стороны, колоритный и беспутный клирик, полная противоположность идеального пастыря. Сокращая пространное описание У. Пегала, выделим ту часть текста «Ока священника», которая наиболее близка исследуемой теме. Осуждаемые У. Пегалом клирики «жаждут мирских вещей, они пропахли их запахом», их «сюрко прекраснее, чем риза, рубаха более искусно сшита, чем альба»40

Mежду описанными полюсами находится повседневная жизнь приходских священников, наиболее близко соприкасавшихся с миром простых людей, составлявших паству приходов. Важнейший контекст социализации приходских клириков осуществлялся при этом по принципу английской поговорки: «As the parish, so the priest».

Заключение

Во-первых, приведенные исследования и документы очевидно свидетельствуют о значительной разнице материального достатка и возможности трат на предметы для поддержание визуального престижа священников, которыми они могли обладать как личной собственностью.

Во-вторых, значительное количество предметов одежды, оружия, посуды, обозначенных в завещаниях священников,

39 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре... C. 195.

40 William of Pagula's Oculus Sacerdotis. A pastoral compendium: An excerpt from William of Pagula's Oculus Sacerdotis (The Priest's Eye) (c. 1320-1323) // Pastors and the care of souls in medieval England / Ed. by J. Skinners, W. J. Dohar. Notre Dame, 1998. P. 140.

te

s; g

!

¡4 ta

I

S

S

о

о

S

ib

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ta g

о

S «

У

у

га не обязательно связаны с повседневным их употреблением,

н

а являясь свидетельством престижа и социальной значимости ^ их обладателя. Об этом говорят некоторые исследователи41. 0 Но мы бы добавили, что если ношение одежды вызывающе-^ го покроя и цвета не так часто фиксировалось в визитациях, о то ношение и использование оружия с нанесением серьезных л ран и убийства с использованием меча и лука, отмечены как ^ в локальных документах, так и в папском пенитенциарии. « В-третьих, социальная значимость обладателя визуальных

^ благ «взвешивалась» или измерялась мерками мирского насе-ч ления, о чем говорят распоряжения о наследовании престижной л одежды, тканей, украшений именно светскими наследниками от близких родственников до друзей. В этом плане интересным маркером выступает цвет. Даже в завещаниях именно ему, а не качеству ткани, уделяется внимание завещателя.

В-четвертых, предметы повседневной жизни, которую вел священник как обыватель сельской общины и прихода, — это разнообразные сельскохозяйственные орудия труда и переработки, которые, на наш взгляд, указывают возможный путь к пониманию реальной социализации приходского духовенства средневековой Англии.

В итоге формирования визуальной атрибутики типического приходского священника Англии к концу Средневековья в богословской и мирской литературе была включена не только тонзура и длинная одежда, но и книга — символ грамотности, как исключительного социального приоритета духовенства.

Список исто чников и ЛИТЕРА туры

Арнаутова Ю. Е. Мемориальные аспекты иконографии святого Гангульфа // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 2002. С. 53-75.

Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре. Перевод, вст. ст. и примеч. акад. Д. М. Петрушевского. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. — 276 с.

Леонова Т. А. Материальная культура Западной Европы в контексте истории повседневности Средневековья. — Уфа: Вагант, 2008. — 320 с.

41 Phillips K. M. Masculinities and the Medieval English Sumptuary Laws Masculinities. P. 37.

Леонова Т. А. Файды позднесредневекового католического при- А хода // Исторический журнал: Научные исследования. 2017. № 6. ^ С. 161-177. ^

Леонова Т. А. Земное и Небесное: Повседневная жизнь католиче- ta ского прихода Средневековья. — Уфа: ИНЕШ, 2017. — 224 с. ^

Лучицкая С. И. Иконография крестовых походов // Одиссей. ^ Человек в истории. М.: Наука, 2002. С. 101-131. ^

Медик Х. Культура престижа. Одежда и ее расцветка в Лайхин- § гене, 1750-1820 // Анналы на рубеже веков: Антология. М.: XXI век- 8 согласие, 2002. С. 223-245. ^

Пастуро М. Символическая история европейского средневеко- ^ вья / Пер. с фр. Е. Решетникова. — СПб.: Александрия, 2013. — 448 с.

Шмитт Ж.-К. Историк и изображения // Одиссей. Человек в исто- н рии. М.: Наука, 2002. С. 9-29. О

Bishop Robert Grosseteste // Pastors and the care of souls in medieval ^ England / Ed. by J. Skinners, W. J. Dohar. Notre Dame: University of Notre ^ Dame, 1998. P. 87-93. g

Bleichmar D., Schwartz V. R. Visual History: The Past in Pictures. Representations, 2019. N 145(1): 1-31. California: University of California Press // 8 URL: https://online.ucpress.edu/representations/article/145/1/1/81749 § (дата обращения: 03.09.2020) Q

Cutts E. Parish priests and their people in the Middle Ages England. — о New York: E&J. B. Young and Co, 1970. — 717 p. H

Darnton R. The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cul- о tural History. — London: Allen Lane, 1984. — XIV+ 298 p. Q

Hughes J. Pastors and visionaries. Religion and secular life in Late Medieval Yorkshire. — Rochester: Boydell Press, 2002. — 428 p.

Mc Nab B. Obligations of the church in English society: Military arrays of the clergy, 1369-1418 // Order and innovation in the Middle Ages / Ed. by W. Jordan. Princeton, N. J.: Princenton univ. press, 1976. P. 290-315.

Phillips K. M. Masculinities and the Medieval English Sumptuary Laws // Gender & History. 2007. Vol. 19. N 1. P. 22-42.

Powell S. John to John: The Manuals Sacerdotis and the Daily Life of the Parish Priest // Recording Medieval Lives. Harlaxton Medieval Studies: Shaun Tyas, 2009. N 17. P. 112-130.

The Register of bishop Philip Repingdon. 1405-1419 / Ed. by M. Archer. Vol. I. — Hereford: Lincoln Record Soc., 1963. — 209 p.

The Register of Edmund Lacy bishop of Exeter. 1420-1455 / Ed. by G. R. Dunstan. Vol. 1. — Torquay: Devonshire Press, 1963. — 335 p.

The Register of Roger Martival, Bishop of Salisbury, 1315-1330. Vol. 2. Oxford: Oxford University Press, 1963. URL: https://sourcebooks.ford-ham.edu/Halsall/source/133martival.asp (дата обращения: 03.09.2020)

The register of Thomas Appleby, bishop of Carlisle. 1363-1395 / Ed. by R. L. Storey. Vol. 1. — Rochester: Canterbury & York Society, 2006. — 560 p.

Sandler L. F. Omne bonum: a fourteenth-century encyclopedia of universal knowledge: British Library MSS Royal 6 E VI-6 E VII. — London: H. Miller Publishers. — 480 p.

Swanson R. N. Religion and devotion in Europe c. 1215-1515. — New York: Cambridge University Press, 2004. — 377 p.

Thomas of Chobham's rules for priests (c.1216) // Pastors and the care of souls in medieval England / Ed. by J. Skinners, W. J. Dohar. Notre Dame: University of Notre Dame, 1998. P. 121-127.

William of Pagula's Oculus Sacerdotis. A pastoral compendium: An excerpt from William of Pagula's Oculus Sacerdotis (The Priest's Eye) (c. 1320-1323) // Pastors and the care of souls in medieval England / Ed. by J. Skinners, W. J. Dohar. Notre Dame: University of Notre Dame, 1998. P. 138-151.

References

Archer M. (1963) The Register of bishop Philip Repingdon. 1405-1419, Hereford: Lincoln Record Soc., vol. 1, 209 p.

Arnautova Ju. E. (2002) Memorial>nye aspekty ikonografii svjatogo Gangul>fa [Memorial aspects of St.Gangulf iconograhy], Odissej. Chelovek v istorii, Moscow: Nauka, pp. 53-75. (in Russian)

Bishop Robert Grosseteste (1998) Pastors and the care of souls in medieval England (Eds J. Skinners, W. J. Dohar), University of Notre Dame, pp. 87-93.

Bleichmar D., Schwartz V. R. (2019) Visual History: The Past in Pictures. Representations, n. 145(1), pp. 1-31, URL: https://online.ucpress. edu/representations/article/145/1/1/81749 (03.09.2020)

Cutts E. (1970) Parish priests and their people in the Middle Ages England, New York: E&J. B. Young and Co, 717 p.

Darnton R. (1984) The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cultural History, London: Allen Lane, XIV+ 298 p.

Dunstan G. R. (1963) The Register of Edmund Lacy bishop of Exeter. 1420-1455, Torquay, vol. 1, 279 p.

Erlington C. R. (1963) The Register of Roger Martival, Bishop of Salisbury, 1315-1330, Oxford: Oxford University Press, vol. 2. URL: https:// sourcebooks.fordham.edu/Halsall/source/133martival.asp (03.09.2020)

Hughes J. (2002) Pastors and visionaries. Religion and secular life in Late Medieval Yorkshire, Rochester: Boydell Press, 428 p.

Lenglend U. (1941) Videnie Uil'jama o PetrePahare (Trans. D. M. Petru-shevskiy), Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 276 p. (in Russian)

о rn

H

с

H ^

и О

л я О

к

л

н

Я «

S

Рч

S ч н л

Leonova T. A. (2008) Material'naja kul'tura Zapadnoj Evropy v kon- « tekste istorii povsednevnosti Srednevekov'ja [Material culture of Western ^ Europe in the context of history of everyday life in the Middle Ages], Ufa: ^ Vagant, 320 p. (in Russian) ta

Leonova T. A. (2017) Fajdy pozdnesrednevekovogo katolicheskogo ^ prihoda , Istoricheskij zhurnal: Nauchnye issledovanija, n. 6, pp. 161-177. ^ (in Russian) §

Leonova T. A. (2017) Zemnoe i Nebesnoe: Povsednevnaja zhizn katoli- § cheskogo prihoda Srednevekov'ja [Terrestial and Celestial: Daily life 8 in medieval catholic parish], Ufa: INESh, 224 p. (in Russian) ^

Luchickaja S. I. (2002) Ikonografija krestovyh pohodov [The iconogra- ^ phy of the crusades' history], Odissej. Chelovek v istorii. Moccow: Nauka, pp. 101-131. (in Russian) ^

Mc Nab B. (1976) Obligations of the church in English society: military ° arrays of the clergy, 1369-1418, Order and innovation in the Middle Age ^ (Ed. W. Jordan), Princeton, N.J.: Princenton univ. press, pp. 290-315. ^

Medik H. (2002) Kul'tura prestizha. Odezhda i ee rascvetka v Lajhin- ^ gene, 1750-1820 [A culture of prestige. Clothes and colors in Leichingen, 1750-1820], Annaly na rubezhe vekov: Antologija. Moscow: XXI vek- 8 soglasie, pp. 223-245. (in Russian) §

Pasturo M. (2013) Simvolicheskaja istorija evropejskogo srednevekov'ja y [Symbolic history of the European Middle Ages history] (Trans. E. Reshet- ° nikova), Saint-Petersburg: Aleksandrija, 448 p. (in Russian) 2

Phillips K. M. (2007) Masculinities and the Medieval English Sumptu- o ary Laws, Gender & History, vol. 19, n.1, pp. 22-42. y

Powell S. (2009) John to John: The Manuals Sacerdotis and the Daily Life of the Parish Priest, Recording Medieval Lives, Harlaxton Medieval Studies: n. 17, pp. 112-130.

Swanson R. N. (2004) Religion and devotion in Europe c. 1215-1515, New York: Cambridge University Press, 377 p.

Sandler L. F., James Le Palmer (1996). Omne bonum: a fourteenth-century encyclopedia of universal knowledge: British Library MSS Royal 6 E VI-6E VII, London: H. Miller Publishers, 480 p.

Shmitt Zh.-K. (2002) Istorik i izobrazhenija [Historian and images], Odissej. Chelovek v istorii, Moscow: Nauka, 2002, pp. 9-29. (in Russian)

Skinners J., Dohar W. J. (1998) Thomas of Chobham's rules for priests (c.1216), Pastors and the care of souls in medieval England, Notre Dame: University of Notre Dame, 335 p.

Skinners J., Dohar W. J. (1998) William ofPagula's Oculus Sacerdotis. A pastoral compendium: An excerpt from William ofPagula's Oculus Sacerdotis (The Priest's Eye) (c. 1320-1323), Pastors and the care of souls in medieval England, Notre Dame: University of Notre Dame, pp.138-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.