Научная статья на тему 'КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ'

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / КРИЗИС / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / CLIP THINKING / ADAPTATION / CRISIS / EXTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Немцев И.А.

В статье рассматривается вопрос роли клипового мышления в современном обществе. Описываются понятия «кризис» и «внешняя среда». Даётся обзор такому явлению, как адаптация, а также описывается его важность для развития человека. Раскрывается история информационных революций. Характеризуются понятие «клиповое мышление», его сильные и слабые стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIP THINKING AS A RESULT OF HUMAN ADAPTATION TO MODERN REALITIES

The article deals with the role of clip thinking in modern society. The concepts of "crisis" and "external environment» are described. The author gives an overview of the phenomenon of adaptation and describes its importance for human development. The history of information revolutions is revealed. The concept of "clip thinking", its strengths and weaknesses are characterized.

Текст научной работы на тему «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ»

УДК 159.955

Немцев И.А. студент магистратуры 2 курса Алтайский государственный университет

Россия, г. Барнаул

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос роли клипового мышления в современном обществе. Описываются понятия «кризис» и «внешняя среда». Даётся обзор такому явлению, как адаптация, а также описывается его важность для развития человека. Раскрывается история информационных революций. Характеризуются понятие «клиповое мышление», его сильные и слабые стороны.

Ключевые слова: клиповое мышление, адаптация, кризис, внешняя

среда.

Nemtsev I. A.

1st year master's student Altai state University Russia, Barnaul

CLIP THINKING AS A RESULT OF HUMAN ADAPTATION TO

MODERN REALITIES

Abstract: the article deals with the role of clip thinking in modern society. The concepts of "crisis" and "external environment» are described. The author gives an overview of the phenomenon of adaptation and describes its importance for human development. The history of information revolutions is revealed. The concept of "clip thinking", its strengths and weaknesses are characterized.

Keywords: clip thinking, adaptation, crisis, external environment.

Начиная с момента рождения, организм попадает в совершенно новые для него условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем.

Катализатором внутренних изменений является кризис как несоответствие внутренней структуры человека внешней среде. Под внешней средой понимается все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности конкретного человека, но оказывающие или потенциально способные оказать воздействие на его функционирование. Прямое или опосредованное воздействие среды ведет к видоизменениям внутренней структуры, его адаптации, под которой понимается все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими и когнитивными реакциями.

В ходе индивидуального развития факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, что требует постоянных функциональных

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

493

перестроек.Классификация данных факторов может происходить по всевозможнымкритериям, которые в большей или меньшей степени влияют на адаптационные процессы организма. Одним из наиболее весомых параметровклассификации является получение и обработка информации. Так, в сфере обработки информации произошло несколько информационных революций, первая из которых датируется 3 тыс. лет до н.э. и связана с изобретением письменности, что открыло совершенно иной способ передачи информации от поколения к поколению. Вторая связана с изобретением в XVI веке книгопечатанья и ознаменуется появлением возможности многократно дублировать информацию. Появление в конце XIX века телеграфа и радио ознаменовало третью революцию, открывшую возможность мгновенно передавать информацию на большие расстояния. Четвёртая связана с созданием компьютеров, которые позволяют хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. Последняя революция привела к созданию информационной индустрии, как производство технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.

Век информации и информационных систем, характеризующийся необходимостью получения актуальных сведений о происходящих событиях, беспрерывно увеличивающихся с каждым днем, накладывает отпечаток на жизнедеятельность людей. Возрастающая скорость перемен нарушает наше внутреннее равновесие, преобразуя сам способ переживания жизни: внешнее ускорение превращается в ускорение внутреннее. Потребность в ежедневной актуализации знаний провоцирует изменение подхода к анализу данных. Результатом данных преобразований является клиповое мышление.

Клиповое мышление - термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. В силу своей актуальности контекстом для посланий является объективная действительность, что сокращает время потребления информации.

Временная характеристика становится чрезвычайно важной и распределение временных ресурсов происходит по принципу: максимальная эффективность за наименьший промежуток времени. Поскольку в условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять одновременно несколько действий, клиповое мышление является результатом адаптивной реакции организма на внешние условия.

Направленность преобразований на актуализацию внутреннего состояния упрощает выполнение тех операций, выполнение которых наиболее сильно дестабилизировали систему. Каковы же последствия данных когнитивных преобразований?

Происходит увеличения быстроты реакции человека и промежуток времени, необходимый для реагирования на внешние стимулы и принятие решений, снижается.

Освободившееся время имеет тенденцию к перераспределению на

другие актуальные быстровыполнимые задачи, инструментом чего является декомпозиция всех задач и их поэтапное выполнение. В последствии, человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой, развивая в себе многозадачность.

Закон экономиста и социолога Вильфредо Парето 80\20, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Использование многозадачности и правильного выбора минимума самых важных действий, позволяет быстро получить значительную часть от планируемого результата, тем самым эффективность человека с клиповым мышлением на первых стадиях выполнения обязанностей оказывается значительно выше людей, не обладающих клиповым мышлением.

Перераспределение возможностей человека, вызванное адаптивными процессами организма, помимо положительных черт несет и менее приятные особенности, смирение с которыми необходимо для решения более востребованных задач.

Обладание человека клиповым мышлением снижает его способность к анализу информации. Статичное использование исключительно поверхностных данных вызывает затруднение к более глубокому анализу. Клиповое мышление затрудняет способность выделять ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа, что является следствием беспрерывного потребления информации, а не её анализа.

Постоянная многозадачность человека вызывает снижение способности к концентрации внимания. Удерживание внимания на одном объекте становится затруднительным. Как следствие, привычная модель поведения с попеременным переключением внимания на выполняемые задачи затрудняет процесс обучения и не способствует полному и всестороннему пониманию предмета рассуждения. Обучение, как процесс организации активной учебно-познавательной деятельности, непрерывно связано со способностью концентрироваться на одном предмете рассуждения и рассматривать его разносторонние особенности, с чем и возникают основные трудности.

Затрудняется и деятельность, связанная с завершением начатой работы. Поскольку, согласно принципу Парето, для выполнения оставшихся 20% необходимо приложить 80% усилий, клиповое мышление стимулирует человека на переключение с более кропотливой и статичной деятельности на другую, способную принести большую эффективность на единицу времени.

Развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока; необходимость принимать больший объем информации; ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий; рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы - всё это является отражением внешней среды, которая привела к появлению клипового мышления.

Наличие или отсутствие клипового мышления у человека определяется

той средой, в которой человек существует. Но и совместное сосуществование людей с разным типом мышления может приводить к эффективной деятельности. Так, человеку с клиповым мышлением наиболее рационально дать начальную стадию реализации проекта, в то время как человеку с иным мышлением - конечную.

Адаптивные процессы происходят во всех сферах жизнедеятельности и понимание данных процессов является важной составляющей для успешной реализации индивида в быстроменяющемся мире.

Использованные источники:

1. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. - М.: Проспект, 2016. - 256 с.

2. Кох Р. Д. Революция 80/20. - М.: Попурри, 2004. - 336 с.

3. Палладино Л.Ж. Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 336 с.

4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.Менеджмент. Учебник. - М.: Инфра-М, 2002. - 288 с.

5. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров. -М.: Юрайт, 2013. - 476 с.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.