крупный рогатый скот
УДК 618.14-002:619
Микробная контаминация гениталий у коров в зависимости от
технологии содержания
А.Н. Турченко, a.a. Лимаренко, И.С. Коба, С.С. Дегтярева,
Краснодарский НИВИ (г. Краснодар)
Ключевые слова: корова, матка, микрофлора
Сокращения: ИЗ — изолят(ы); ФОТ — ферма обычного типа; ФПТ — ферма промышленного типа
Изучали роль условно-патогенной микрофлоры в этиопатогенезе острого послеродового эндометрита коров. С этой целью определяли микробную контаминацию матки отелившихся коров. Исследования провели в двух хозяйствах: на ФПТ, где содержалось 800 коров, и на ФОТ с поголовьем 275 коров.
У коров с острым послеродовым эндометритом, содержащихся на ФПТ, превалировали грамположительные и грам-отрицательные палочковидные бактерии — частота их обнаружения составила 60,9 %. Реже у животных выявляли кокковые формы бактерий (25,6%) и грибы (13,5%). Частота обнаружения в матке коров, содержавшихся на ФОТ, кокковых форм микрофлоры составила 57,1 %, палочковидных бактерий — 38,0 % и грибов — 4,9 %.
От одной больной коровы с ФПТ в среднем выделили по 6,5 изолятов условно-патогенных микроорганизмов, в то вре-
мя как на традиционной ферме — по 4. От больных эндометритом коров с ФПТ чаще выделяли из матки гемолитические (на 17,3 %) и патогенные для лабораторных животных (на 17,4 %) микроорганизмы, чем от коров с той же патологией, содержавшихся на ФОТ. Гемолитические свойства проявили 61 % ИЗ кокков, 60,8 % ИЗ Е. coli, 60,0 % ИЗ Р. vulgaris, 80 % ИЗ сине-гнойной палочки, выделенных из метки коров с ФПТ, а также
37.6 % ИЗ кокков, 42,1 % ИЗ Е. coli, 50,0 % ИЗ Р. vulgaris и
66.7 % ИЗ синегнойной палочки, обнаруженных у животных с ФОТ. Патогенностью для лабораторных животных обладали 64,5...62,5 и 52.0...50,0 % ИЗ микроорганизмов, выделенных от коров с ФСТ и ФОТ соответственно.
Из матки больных острым послеродовым эндометритом коров с ФПТ монокультуры выделили в 12,7 % случаев, а у остальных животных (87,3 %) обнаружили разные ассоциации микроорганизмов. В то же время от больных животных с ФОТ изолировали монокультуры и микробные ассоциации в 32,5 и 67,5 % случаев соответственно.
Таким образом, на ФПТ у больных острым послеродовым эндометритом коров матка значительно интенсивнее контами-нируется ассоциациями микроорганизмов, обладающих патогенными свойствами, чем у животных, содержащихся на ФОТ.
удк 61856:619 Клинико-морфологическая
характеристика острой послеродовой субинволюции матки у коров
Д.В. Волкова, В.И. Михалев, ВНИВИ патологии, фармакологии и терапии (г. Воронеж)
Ключевые слова: корова, матка, послеродовая патология Сокращения: ПСМ — послеродовая субинволюция матки
В обследованных нами хозяйствах острую ПСМ регистрируют в среднем у 57,7 % отелившихся животных. Данная патология развивается как самостоятельное заболевание в 74,3 % случаев, а у остальных животных она носит вторичный характер, поскольку возникает после родовспоможения или задержания последа.
Тяжелая форма ПСМ проявляется обильным выделением жидких кровянистых лохий в первые сутки после отела, сохранением вибрации средней маточной артерии* со стороны рога, выделением в последующие 4...6 сут большого количества жидких лохий грязно-серого цвета с крошковатой примесью распадающихся карункулов, а также значительным увеличением матки и ее атонией. На фоне этих измене-
ний у 12,3% коров с ПСМ наблюдают легкое угнетение и снижение молочной продуктивности.
Между уровнем молочной продуктивности животных и их заболеваемостью ПСМ выявили корреляцию: при удое 3000...3500,4000...4500, 5000...5500 и более 6000 кг молока заболеваемость составляла 31,6...36,2; 41,3...45,9; 59,5...71,8 и 75,6....84,4 % соответственно.
При отсутствии своевременной диагностики и надлежащего лечения острая ПСМ у 47,2 % заболевших коров принимала подострое течение, а в 52,8 % случаев она осложнялась острым послеродовым эндометритом.
У коров с острой ПСМ продолжительность вибрации средней маточной артерии* составляла 4,91 + 0,25 сут, а крест -цово-седалищные связки уплотнялись в течение 4,75 + 0,31 сут. У животных с нормальным течением послеродового периода эти параметры обычно ниже в 2,37 и 1,93 раза соответ-
* Согласно 4-й редакции «Nomina Anatómica veterinaria» эту артерию называют маточной
крупный рогатый скот
ственно. Кроме того, в первые 1...2 сут после отела у 82,4 % коров с ПСМ обильно выделялись жидкие кровянистые лохии, а у 88,2 % животных отсутствовала слизистая пробка в канале шейки матки. У клинически здоровых коров в это время отсутствовали лохии (47,1 %) или они были представлены небольшим количеством густой мутной тягучей слизи желтовато-белого/светло-коричневого цвета (42,9 %).
При гистологическом исследовании установили, что развитие ПСМ сопровождается ослаблением ретрактивных процессов в миометрии. Мышечные волокна были растянуты, отечны и частично фрагментированы, строма эндометрия — отечна, разрыхлена (особенно в периваскулярных зонах), местами диффузно инфильтрирована клетками. Отмечено резко выраженное кровенаполнение сосудов. У животных с нормальным течением послеродового периода в миометрии отметили фрагментацию, перемещение и уменьшение объема мышечных волокон, приобретение ими спиралевидной формы; просвет кровеносных сосудов значительно уменьшался. Эти изменения, по всей видимости, были обусловлены интенсивными процессами ретракции миометрия.
Через 6...7 сут после отела у коров с острой ПСМ матка слабо реагировала на массаж, имела мягкоэластичную консистенцию, из половых органов выделялись лохии жидкой
консистенции грязно-серого цвета. Лохии клинически здоровых животных в этот период представляли собой густую гомогенную массу распавшихся карункулов с примесью слизи красно-бурого цвета.
Гистологическая картина при развитии ПСМ через 6...7 сут после отела характеризовалась дистрофией и десква-мацией покровного эпителия с резко выраженной диффузной клеточной (преимущественно лимфоидной) инфильтрацией компактного слоя эндометрия, некробиозом эпителия маточных желез, отечностью и разволокнением мышечных волокон миометрия. У клинически здоровых животных в этот период наблюдали целостность покровного эпителия, который был представлен клетками кубической формы, незначительную инфильтрацию клетками стромы эндометрия, сохранение структурной организации маточных желез, фрагментацию и дистрофию мышечных волокон миометрия.
Таким образом, ПСМ часто возникает у дойных коров, особенно имеющих высокую молочную продуктивность. Клиническое состояние коров с ПСМ и особенности гистологической структуры слизистой оболочки матки и миометрия позволяют диагностировать данную патологию на ранних этапах развития, что необходимо для своевременного проведения ее рационального лечения.
УДК 619.618.5.636
Некоторые показатели крови у коров, больных гнойно-катаральным
эндометритом
М.Р. Тамамян, ГАУ Армении (г. Ереван, Республика Армения)
Ключевые слова: гематология, корова, терапия, эндометрит
Сокращения: ГКЭ — гнойно-катаральный эндометрит
Воспалительные заболевания половых органов широко распространены среди коров. Их своевременное выявление и эффективное лечение — важнейшие условия нормального воспроизводства и повышения продуктивности животных.
В 2005...2006 гг. мы испытали в четырех хозяйствах Республики Армения новое средство лечения гнойно-катарального эндометрита у коров — препарат Метрокур-прима. Опыт провели на двух группах коров кавказской бурой породы в возрасте 3...7 лет. В опытную группу включили 16 коров, больных ГКЭ, а в контрольную — 8 здоровых лактирующих животных.
Метрокур-прима перед употреблением разводили физиологическим раствором (1 : 100). Раствор вводили больным ГКЭ коровам внутриматочно в дозе 2 мл 1 раз в день 5 дн подряд. В результате такого лечения выздоровело 14 из 16 животных, что составляет 87,5 %.
Общие и биохимические исследования крови 12 коров опытной группы проводили двукратно (до лечения и после выздоровления), а у всех контрольных животных — однократно.
У здоровых коров концентрация общего белка и альбуминов в сыворотке крови соответственно составляла 82,7 ±
0,69 г/л и 41,1 ± 0,71, а у больных ГКЭ животных до лечения — 86,2 ± 0,53 г/л и 37,9 ± 0,43 %. Процентное содержание а-глобулинов у больных коров по сравнению со здоровыми животными было ниже (11,8 ± 0,32 и 12,0 ± 0,65% соответственно), но уровень (3-глобулинов — выше (39,2 ± 0,84 и 34,9 ± 1,09%).
После выздоровления у больных животных биохимические показатели крови изменились, приблизившись к параметрам крови коров контрольной группы.
Концентрация неорганического Р и Са в сыворотке крови у больных ГКЭ коров до лечения и после выздоровления колебалась в пределах от 1,77 до 1,94 и от 3,29 до 3,58ммоль/л соответственно. Соотношение концентрации в сыворотке крови Са и Р до лечения составляло 1,71 : 1, а после выздоровления — 1,85: 1.
Число эритроцитов и содержание гемоглобина у коров во время болезни и после выздоровления оставались стабильными.
ГКЭ сопровождался лимфоцитозом. Содержание лимфоцитов в крови в начале болезни повышалось до 67,1 ± 0,60 %, но после лечения оно снижалось до 65,8 ± 0,54 %, что было несколько выше, чем у животных контрольной группы. Для лей-коформулы больных коров было характерно повышенное процентное содержание сегментоядерных нейтрофилов. В процессе выздоровления у коров снижалось количество лейкоцитов, процентное содержание лимфоцитов, базофилов и нейтрофилов. После завершения лечения в лейкоформуле возрастало содержание эозинофилов на 1,9 %, а моноцитов — на 2,3 %.
«РВЖ. СХЖ» Специальный выпуск. Май - 2007
15