5. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей // Вопросы теории и практика. -М.: Союз педиатров России, 2009. - 188 с.
6. Громбах С. М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник АМН СССР. - 1981. - № 1. - С. 29-34.
7. Здравоохранение в России. 2009: Стат. сб. Росстат. - М., 2009. - 365 с.
8. Знобина Т. И., Азарко В. Е., Цыбульская И. С. Медико-социальные аспекты заболеваемости и инвалидности детей в современной России // Рос. мед. вестн. - 2008. - № 1. - С. 42-46.
9. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебное руководство. - М., 1998. - 698 с.
Поступила 05.09.2012
А. В. СТАТОВА, С. А. ШАДРИН, И. Ю. ЧЕРНЯК
КЛИНИКО-МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИРЕНИЯ У ДЕТЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Кафедра госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. + 7 (918) 172 53 46. E-mail: [email protected]
В исследовании выявлено, что % детей имеют отягощенный наследственный анамнез; у % детей отмечена та или иная проблема с весом при рождении; дебют нарастания массы тела приходится на начало пубертата у 46,8% детей, в дошкольном периоде - у 38,5%, в младшем возрасте - у 14,7%. Гормональные нарушения выявлены практически у каждого второго ребенка с ожирением: повышение уровня тиреотропного гормона отмечается у 9,5% детей, повышение пролактина - у 38,8%, гиперинсулинемия - у 22,0% детей. Метаболические нарушения представлены гиперхолестеринемией - у 24,0% детей с ожирением, нарушением толерантности к глюкозе - у 13,0%, а наличие трех-четырех компонентов метаболического синдрома в различных комбинациях определено у 18,0%.
Ключевые слова: дети, подростки, гормонально-метаболические нарушения.
A. V. STATOVA, S. A. SHADRIN, I. Y. CHERNAYK
CLINICAL AND METABOLIC PROFILE OF OBESITY IN CHILDREN OF KRASNODAR TERRITORY
The hospital pediatrics department Kuban state medical university,
Russia, 350063, Krasnodar, Sedina, str., 4, tel. + 7 (918) 172 53 46. E-mail: [email protected]
In our research it is revealed that two thirds of children have burdened hereditary history; while one forth of children has one weight problem or another at birth; the onset of bodyweight increase occurs at the beginning of puberty period in 46,8% children, in pre-school period - 38,5%, in young children - 14,7%. Hormone disruption is diagnosed in almost every second child with obesity: the increase in thyroid-stimulating hormone (TSH) levels is registered in 9,5% children, prolactin increase in 38,8% children, hyperinsulinemia in 22,0% children. The metabolic disruption is represented by hypercholesteremia diagnosed in 24,0% children with obesity and impaired glucose tolerance registered in 13,0% while the presence of three-four elements of metabolic syndrome in various combinations was diagnosed in 18,0%.
Key words: children, teenagers, metabolic and hormone disruption.
Введение
Ожирение относится к числу самых распространенных хронических заболеваний в мире и достигает масштабов неинфекционной эпидемии. Практически во всем мире количество детей, имеющих лишний вес, удваивается каждые три десятилетия. За последние 20 лет распространенность ожирения среди детей в возрасте от 6 до 11 лет увеличилась вдвое (с 7% до 13%), а среди подростков от 12 до 19 лет — почти в 3 раза (с 5% до 14%). В настоящее время в развитых странах мира до 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением [10].
Неуклонный рост избыточной массы тела и ожирения обусловлен несоответствием эволюционно сложившихся нейрогормональных и метаболических механизмов энергетического гомеостаза с образом жизни и питанием современного человека [3, 4]. Известно, что гормональные и, в частности, нейроэндокринные нарушения наряду с генетическими факторами, индивидуальными особенностями питания могут играть опре-
деленную роль в развитии ожирения. В то же время некоторые из этих расстройств могут развиваться уже вторично по мере увеличения массы тела, снижение которой способствовало бы ликвидации гормонально обусловленных проявлений заболевания [4, 6].
Известно, что уже в детском возрасте нарушение жирового обмена сопровождается метаболическими осложнениями, такими как гиперхолестеринемия, нарушение толерантности к углеводам. По данным кардиологических исследований, около 60% детей с ожирением уже к десяти годам имеют один из факторов развития сердечно-сосудистых заболеваний, 20% подростков - два и более факторов риска кардиоваскулярных заболеваний [9]. Ожирение в юношеском возрасте в 70% случаев ассоциируется с артериальной гипертензией, в 25% - с нарушенной толерантностью к глюкозе [8]. Рост заболеваемости ожирением у детей сопровождается увеличением больных сахарным диабетом второго типа. Исследование, проведенное в ЭНЦ РАМН в 2001 г., показало, что у каждого
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (134) 2012 удК 616-008.9-053.3(470.б:20)
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (134) 2012
четвертого ребенка с сахарным диабетом второго типа отмечается выраженное ожирение [5].
Таким образом, сохраняющаяся тенденция роста ожирения в педиатрической популяции обуславливает интерес к исследованию гормонально-метаболических нарушений у детей и подростков, ассоциированных с избыточной массой тела.
Материалы и методы исследования
Из медицинской карты стационарного больного с ожирением выкопированы: основные анамнестические данные, некоторые объективные, биохимические и гормональные показатели. При анализе наследственного анамнеза уточнялось наличие ожирения среди ближайших родственников, в том числе: страдает ли один или оба родителя ожирением, есть ли среди ближайших родственников больные сахарным диабетом 2-го типа, артериальной гипертензией, а также с сочетанием нескольких нозологий. Из анамнеза жизни в карту выкопировки внесены масса тела при рождении, сроки грудного вскармливания. В анамнезе заболевания интересовало, с какого возраста дебютировал избыточный набор массы тела. Среди лабораторных показателей анализу подлежали уровни холестерина, глюкозы крови натощак и после проведения глюкозотолерантного теста, гормонов крови (инсулин, тиреоидные гормоны, пролактин), а также результаты УЗИ печени.
Результаты исследования
Исследовательскую группу представляли 797 детей школьного возраста 7-17 лет (444 мальчика и 353 девочки), находившихся на стационарном лечении в эндокринологическом отделении детской краевой клинической больницы. В 87,0% случаев заключительным диагнозом был выставлен диспитуитаризм пубертатного периода с нарушением жирового обмена той или иной степени, у 12,5% - конституционально-экзогенное ожирение и у 4 детей - синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля. Первая степень ожирения выявлена у 12,0%, вторая - у 45,5%, третья - у 38,0%, четвертая - у 4,5%.
Изучение семейного анамнеза показало, что в 2/3 случаев имела место наследственная отягощенность: более половины этих детей имели одного или обоих родителей с нарушением жирового обмена, у второй половины в семье выявлены сахарный диабет 2-го типа, артериальная гипертензия, инфаркт миокарда.
В современной литературе отмечена взаимосвязь ожирения с весом при рождении. В нашем исследование выявлено, что % детей имели ту или иную проблему с весом при рождении: у 13,3% детей - низкая масса и 14,8% - «крупный плод».
Общепризнанным фактом считается то, что ожирение может развиться в любом возрасте. Дебют нарастания массы тела у наших больных приходился на начало пубертата - 46,8%, в дошкольном периоде -38,5%, в младшем возрасте - 14,7%.
В последние десятилетия активно обсуждается взаимосвязь ожирения с метаболическим синдромом. Основные составляющие метаболического синдрома: ожирение, дислипидемия, инсулинорезистентность, артериальная гипертензия [1].
В нашем исследовании гиперхолестеринемия (> 5,2 ммоль/л) выявлена у 24,0% детей с ожирением, при этом > 6,5 ммоль/л - у 4,0%.
Отмечается высокая степень прямой корреляционной зависимости между степенью ожирения и уров-
нем холестерина (г>0,7). Так, при 1-й степени ожирения гиперхолестеринемия встречалась в 14,0%, при 2-й степени - 24,0%, при 3-й степени - 26,0%, при 4-й степени - 31,0%.
Нарушение углеводного обмена при метаболическом синдроме характеризуется гиперинсулинемий, ин-сулинорезистентностью, нарушенной толерантностью к углеводам, а также сахарным диабетом 2-го типа. В ходе проведения стандартного глюкозотолерантного теста у наших больных в 65,0% случаев зарегистрирована «плоская» сахарная кривая, в 13,0% - нарушение толерантности к глюкозе, сахарный диабет 2-го типа выявлен у 8 детей. При этом гиперинсулинемия (более 25 мкМЕ/мл) натощак отмечалась у 22,0% детей.
Повышение АД отмечалась у 93 детей (11,5%), при этом у 8,0% - эпизодическое повышение, связанное с эмоциональными и/или физическими нагрузками, а у 3,5% — стойкое. Артериальная гипертензия у мальчиков имела место в 7 раз чаще, чем у девочек.
Особый интерес представлял анализ сочетания клинико-биохимических синдромов. Наличие трех-че-тырех компонентов метаболического синдрома в различных комбинациях определено у 143 детей с ожирением (18,0%).
При анализе отечественной и зарубежной литературы можно сделать заключение, что многие десятилетия ученых из разных стран интересовали изменения эндокринной системы у пациентов с ожирением. В данной работе мы рассмотрели изменения уровней тирео-идных гормонов, пролактина.
Известно, что тиреоидные гормоны, действуя на энергетический обмен, углеводный и жировой метаболизм, изменяют массу тела, способствуя ее увеличению при дефиците уровня тиреоидных гормонов, и наоборот. [7]. Таким образом, тиреотропный гормон, (ТТГ) может оказывать самостоятельные эффекты на жировую ткань, влияя как на метаболизм в ней, так и на распределение в организме.
В нашем исследовании признаки субклинического гипотиреоза, а именно повышение ТТГ, отмечаются у 9,5% детей с ожирением (9,9% - мальчики и 8,9% - девочки).
По данным литературы, у 40-60% пациентов с ги-перпролактинемией отмечается ожирение различной степени выраженности. Кроме того, данный гормон может напрямую влиять на клетки жировой ткани, стимулируя пролиферативные и метаболические процессы в адипоцитах, приводя к увеличению количества жировой ткани и развитию лептинорезистентности, которая может регрессировать при нормализации [2].
В нашем исследовании гиперпролактинемия выявлена у 38,8% детей. Чаще гиперпролактинемия регистрировалась у девочек, чем у мальчиков (73% и 27% соответственно). Повышение уровня пролактина свыше 2000 мМЕ/л выявлено у 2 детей (2,45%): у 1 мальчика и 1 девочки, причем по результатам проведенной компьютерной томографии гипофиза в обоих случаях выявлена аденома гипофиза. В остальных случаях ги-перпролактинемия имела цифры «неопухолевого» характера, однако у 4 детей выявлена аденома гипофиза (4,7%), у 3 девочек и 1 мальчика с ожирением. В 76,5% случаев гиперпролактиемия носила бессимптомный характер, и лишь у 2 мальчиков выявлены признаки задержки полового развития, что составило 8,7% от общего количества мальчиков с ожирением; у 18 девочек выявлено нарушение менструального цикла, что составило 29% от общего количества девочек с ожирением.
Обсуждение
Предикторы ожирения у детей в виде отягощенного наследственного анамнеза выявлены у 75% детей, низкая масса тела при рождении - у 13,3%, «крупный плод» - у 14,8%. У более половины обследованных нарастание массы тела отмечено в пубертатный период.
Гормональные нарушения в виде повышения уровня таких гормонов, как ТТГ, пролактин, инсулин, были выявлены практически у каждого второго ребенка с ожирением; основные маркеры метаболического синдрома выявляются в 18,0% при ожирении уже в детском возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотова Н. В., Лазебникова С. В., Аверьянов А. П. Особенности формирования метаболического синдрома у детей и подростков // Педиатрия. - 2007. - № 3. - С. 35-39.
2. Дедов И. И., Мельниченко Г. А. Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты. - М.: ООО «Мед. информационное агентство», 2006. - 456 с.: ил.
3. Демидова Т. Ю., Аметов А. С., Пархонина Е. С. Ожирение - основа метаболического синдрома // Леч. врач. - 2002. - № 5. - С. 28-31.
4. Мельниченко Г. А. Ожирение в практике эндокринолога // Рус. мед. журнал. - 2001. - № 9. - С. 82-87.
5. Петеркова В. А., Ремизов О. В. Ожирение в детском возрасте // В кн.: Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты / Под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. - М.: ООО «Мед. информационное агентство», 2006. - Гл. 11. - С. 312-328.
6. ПлохаяА. А., Воронцов А. В., НоволодскаяЮ. В.,Бутрова С. А., Дедов И. И. Антропометрические и гормонально-метаболические показатели при абдоминальном ожирении // Проблемы эндокринологии. - 2003. - Т. 49. № 4. - С. 18-22.
7. Руяткина Л. А., Бондарева З. Г., Галенок В. А., Ануфриенко Е. В. Метаболический синдром и щитовидная железа // Консилиум. - 2003. - № 1 (28). - С. 31-35.
8. Старкова Н. Т., Бирюкова Е. В. Ожирение у подростков // В кн.: Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты / Под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. - М.: ООО «Мед. информационное агентство», 2006. - Гл. 12. - С. 330-348.
9. Freedman D. S., Dietz W. H., Srinivasan S. R., Berenson G. S. The relation of over-weight to cardiovascular risk factors among children and adolescents: the Bogalusa heart study // Pediatrics. - 1999. -№ 103. - P. 1175-1182.
10. SamuelK. Medical managment of obesity // Surgical. clinics. of North. America. - 2001. - № 5.
Поступила 29.09.2012
А. И. ТЛИФ1, Е. И. КОНДРАТЬЕВА1, И. Ю. ЧЕРНЯК2, О. В. ДОЛБНЕВА2, И. И. ШТОДА2, И. М. ГОЛОВЕНКО2
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПОЛИМОРФНЫХ ВАРИАНТОВ ГЕНОВ HLA DQA1 И DQB1 У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1-го ТИПА И ЦЕЛИАКИЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Кафедра педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России,
Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4;
2ГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» МЗ КК,
Россия, 350007, г. Краснодар, пл. Победы, 1, тел. 8-918-463-87-55. E-mail: [email protected]
В детском возрасте дебютируют сахарный диабет 1-го типа, целиакия - аутоиммунные заболевания, которые часто сочетаются друг с другом. Наибольшее значение, по данным зарубежных и отечественных исследователей, в развитии данных заболеваний имеет локус HLA-системы. Изучение вклада генов HLA-системы в развитие целиакии и сахарного диабета 1-го типа в Краснодарском крае проводилось впервые. Получены следующие результаты: для пациентов с СД1 Краснодарского края характерны предрасполагающие аллели - DQA1*0301, DQA1*0501, DQВ1*0201, DQВ1*0302, DQВ1*0304 и протективные аллели - DQA1*0102, DQA1*0103, DQA1*0201, DQВ1*0301, DQВ1*0602/8. Предрасполагающими к развитию целиакии для пациентов Краснодарского края являются аллели DQA1*0501, DQA1*0201, DQВ1*0201. Низкая частота целиакии при СД 1 в Краснодарском крае связана с высокой частотой протективных по отношению к целиакии аллелей у пациентов с диабетом.
Ключевые слова: гены HLA-системы, сахарный диабет 1-го типа, целиакия.
A. I. TLIF , E. I. KONDRATYEVA1, I. Yu. CHERNYAK2, O. V. DOLBNEVA2,1.1. SHTODA2, I. M. GOLOVENKO2
THE PREVALENCE OF POLYMORPHISMS OF GENES HLA DQA1 AND DQB1 IN PATIENTS WITH TYPE 1 DIABETES AND CELIAC DISEASE IN THE KRASNODAR REGION
1GBOU VPO KubGMU Minsravsocravitiya Rossii,
Russia, 350063, Krasnodar, Sedina str., 4;
Children’s regional clinic,
Russia, 350007, Krasnodar, sg. Pobedy, 1, tel. 8-918-463-87-55. E-mail: [email protected]
In childhood make their debut type 1 diabetes, celiac disease - an autoimmune disease that are often combined with each other. The highest value according to foreign and local researchers in the development of these diseases makes locus HLA-system. The study of the contribution of genes HLA - the development of celiac disease and type 1 diabetes in the Krasnodar region was
Кубанский научный медицинский вестник № 5 (134) 2012 уДК 616-379-008.64+616.34-008.337-021.3]036.22 (470.620)