Научная статья на тему 'Клинический случай кишечного амебиаза в Удмуртии'

Клинический случай кишечного амебиаза в Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
316
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинический случай кишечного амебиаза в Удмуртии»

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

Удельный вес взрослого населения составил 82,3%, детей до 14 лет — 17,7%. Доля городских жителей составила 8%. Наибольшее число случаев заболевания трихинеллезом отмечено у лиц в возрасте 20—29 лет (43%) и среди неработающего населения (47,5%).

Диагноз трихинеллеза был установлен на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных (эозинофилия 8—54%) данных, подтвержден при серологическом обследовании в ИФА.

Интервал между заражением и появлением клинических симптомов трихинеллеза составил в 5% — 5-10 дней, в 82% — 10-30 дней, в 13% — 30 и более дней. По клиническому течению у 32,4% зарегистрировано заболевание легкой степени тяжести, у 64,8% средней степени тяжести, у 2,7% наблюдалось тяжелое течение заболевания.

Клинический диагноз трихинеллеза выставлен в 23% через 1-3 дня, в 53% — через 6-13 дней, в 24% — через 14-30 дней после обращения за медицинской помощью. У всех больных, употреблявших инвазированное мясо, диагноз трихинеллез подтвержден при микроскопическом исследовании периферической крови и серологическом исследовании парных сывороток крови в иммуноферментном анализе (ИФА). Все больные трихинеллезом пролечены стационарно с назначением этиотропной терапии. Лицам, употреблявшим инвазированное мясо, в 100% назначено превентивное лечение.

На территории республики не регистрируются случаи трихинеллеза, связанные с употреблением мяса домашних животных, в частности свинины. По данным ветеринарно-санитарной экспертизы случаи трихинеллеза среди свиней в течение ряда лет не выявлялись.

Таким образом, на территории Республики Бурятия существует высокий риск возникновения очагов трихинеллеза, связанных с употреблением мяса диких животных и мяса собак, что требует постоянного наблюдения и изучения эпизоотологиче-ской ситуации, а также проведения комплекса профилактических мероприятий.

НОВОЕ В ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ЛЯМБЛИОЗА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В.А. Бондарев, Н.В. Зубчонок, М.Л. Хропова, И.А. Бурбела

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», г. Липецк

Традиционная диагностика возбудителя лям-блиоза проводится на обнаружение цистных или вегетативных форм в фекалиях или дуоденальном содержимом микроскопическими методами. Эффективность их не высокая из-за прерывистости в цистовыделении и трудностей в идентификации атипичных форм возбудителя. По этим причинам приходится проводить исследования многократно. Несомненно, постановка диагноза проводится только после микроскопического исследования («золотой стандарт»), но если однозначной идентификации паразита нет, или он не выявлен, биоматериал может быть проанализирован с помощью новых методов исследований, таких как полимеразная цепная реакция (ПЦР) и иммуноферментный анализ (ИФА).

С 2001 г. в работу паразитологической лаборатории внедрен метод ИФА для диагностики лямблиоза, а с 2008 г. метод ПЦР. Анализ данных при проведении

исследований методом ИФА в период 2009—2010 гг. показал, что количество обследуемых на лямбли-оз составило 3503 лиц, при высоком показателе се-ропозитивных лиц 20,9 и 18,4% соответственно. Регистрация серопозитивных лиц по данной инвазии имеет место среди населения всех административных территорий области. Количество исследований методом ПЦР фекалий на лямблиоз с 2009 по 2010 гг. возросло в 5,3 раза, что подтверждает востребованность метода. Всего за 2 года выполнено 914 исследований на определение ДНК лямблий, показатель выявляемости составил 9,6%. В обязательном дополнении к методу ПЦР проводились микроскопические исследования фекалий. Необходимо отметить, что показатель выявляемости методом ПЦР на лямблиоз (9,6%) в 17,5 раз превышает показатель при микроскопическом исследовании (0,55%) того же биоматериала. Данные результаты подтверждают факт возможного непостоянного и прерывистого цистовыделения при лямблиозе.

В рамках научно-практической работы осуществлялась апробация метода ПЦР при исследовании материала с объектов внешней среды. В 2009 г. — 2010 г. было исследовано 23 пробы на обнаружение ДНК лямблий, из них — воды: водоемов — 9, бассейнов — 2, сточной — 5, питьевой — 1 и растениеводческой продукции 6 проб. ДНК лямблий не обнаружена.

ПЦР и ИФА — это эффективные диагностические методы. Вместе с тем, приоритет следует отдавать комбинации методов: помимо определения ДНК самого возбудителя методом ПЦР необходимо оценивать и специфический иммунный ответ организма, определяемый методом ИФА, а также использовать классические микроскопические методы исследования.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ КИШЕЧНОГО АМЕБИАЗА В УДМУРТИИ

Ж.И. Бородина1, В.В. Максимова2, Н.И. Ижболдина2, С.В. Зеленина2, Г.А. Малинина1

1ГОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия; 2БУЗ УР Республиканская клиническая инфекционная больница, г. Ижевск

Амебиаз — протозойная инфекция с фекально-оральным механизмом заражения, сопровождается поражением толстого кишечника и характеризуется склонностью к хроническому рецидивирующему течению. Встречается в виде спорадических случаев во всех странах мира, но высокая заболеваемость в районах тропического и субтропического климата. В средней полосе России на долю амебиаза приходится менее 1% всех кишечных инфекций.

В Удмуртской республике за 10 лет зарегистрированы два случая амебиаза кишечника. Последний случай в мае 2011 г. у больного Г. 40 лет. Пациент заболел в 2005 г., когда находился на отдыхе в Египте, с появления диареи фоне нормальной температуры тела и умеренных болей в животе. Лечился в Египте по рекомендации врача отеля. После возвращения в Россию, сохранялся к/о стул до 4 раз в сутки, лечился от дис бактериоза. Ухудшение с 2009 г., когда стул стал до 30 раз в сутки с патологическими примесями (слизь и кровь) и схваткообразными болями внизу живота. Пациент обследован в проктоло-гическом отделении, установлен предварительный диагноз: неспецифический язвенный колит (НЯК). Проводимая терапия не приносила выраженного

2012, Т. 2, № 1-2

Новые и возвращающиеся паразитозы

положительного эффекта. Заболевание протекало с периодами обострений и неполных ремиссий. В 2011 г.проведена колоноскопия с гистологическим исследованием, в результате обследования НЯК исключен. Проконсультирован в РКИБ, учитывая эпи-данамнез, назначено паразитологическое исследование кала. Из эпиданамнеза известно, что в 2005 г. отдыхал в Египте, жил и питался в отеле, пил буты-лированную воду. Личную гигиену соблюдал. На 5-й день нахождения в Египте заболел одновременно с женой. Обращались к врачу, после проведенного лечения жена быстро поправилась (и последующее обследование ее на амебиаз в 2011 г. дало отрицательный результат). О случаях кишечных расстройств у других отдыхающих в отеле не знает.

В кале обнаружены простейшие — трофозоиты Е^ашеЪа Ыз^Шса (вегетативная тканевая форма, гематофаг). Больной госпитализирован, проведен курс лечения метронидазолом и интетриксом, выписан с улучшением. Стул сохраняется 3—4 раза в сутки к/о с наличием патологических примесей в кале, Е^ашеЪа ЫзШШса в контрольных исследованиях не обнаружена. Выписан на 23 день госпитализации, даны рекомендации по лечению, «Д» наблюдению.

Заключение. В Удмуртии регистрируются единичные завозные случаи кишечного амебиаза, что вызвало трудности в своевременной диагностике заболевания.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО ЭХИНОКОККОЗУ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.Е. Бронникова, Н.Е. Вяльцина, Т.А. Гончарова, А.Г. Яковлев

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, г. Оренбург

Оренбургская область относится к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем заболеваемости эхинококкозом людей и пораженности этим гельминтозом сельскохозяйственных животных. Среднемноголетние уровни заболеваемости эхинококкозом людей за последние 15 лет (1997—2011 гг.) составили 3,0 на 100 тыс. населения, в городах — 1,4, в районах — 4,7. Сложившаяся многолетняя эпизоотическая и эпидемиологическая обстановка по эхинококкозу требовала повышения межведомственного взаимодействия и соответствующей государственной поддержки в вопросах проведения мероприятий по профилактике этого гельминтоза. В этих целях Правительством области утверждены «Комплексный план мероприятий по профилактике эхинококкоза животных и людей на территории Оренбургской области на 2008—2012 гг.» и областная целевая программа «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012—2016 гг.». Принятые документы позволили объединить в этом направлении работу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, всех заинтересованных служб и ведомств. Вопросы профилактики эхинококкоза ежегодно рассматриваются на заседаниях областной санитарно-противоэпидемической комиссии, совещаниях с главами администраций городов и районов. Обеспечено взаимодействие Управления Роспотребнадзора с Управлением Россельхознад-зора и Управлением ветеринарии министерства

сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области по вопросам профилактики эхинококкоза, в том числе при осуществлении государственного ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Большое внимание уделяется профилактической дегельминтизации собак, финансирование на эти цели осуществляется из областного бюджета. Большую роль в профилактике эхинококкоза играет гигиеническое воспитание населения. В этом направлении используются все возможные формы работы. В неблагополучных по заболеваемости эхинококкозом населенных пунктах широко практикуется и такая эффективная форма разъяснительной работы, как сходы граждан. В результате принимаемых мер за последние годы удельный вес пораженности сельскохозяйственных животных эхинококкозом снизился в 1,5 раза, заболеваемость людей в 1,6 раза и составила 1,7 на 100 тыс. населения, в городах — 0,5, в районах — 3,2.

Вместе с тем эпизоотическая и эпидемиологическая обстановка по эхинококкозу в Оренбургской области продолжает оставаться сложной, и требует постоянного проведения комплекса мер, направленных на пресечение путей передачи этого гельминтоза.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Т.М. Бутаев, Г.К. Гадзиева, Н.И. Отараева, М.С. Царикаева

Управление Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ

Эпидемиологическая значимость паразитозов определяется широким распространением возбудителей, хроническим течением, подавлением естественного иммунитета, низким качеством диагностики. В структуре заболеваемости они составляют около 1,0%, порядка 1 тысячи случаев ежегодно, занимая одно из лидирующих положений после гриппа, ОРВИ и кишечных инфекций. В последние 3 г. показатель варьирует и составляет 122,0 на 100 тыс. нас. Более 70% паразитозов формируют дети до 14 лет, показатель 470,0. Структура паразитозов сохраняет стабильность, динамика последних 3-х лет характеризует многолетнюю тенденцию с небольшими вариациями. Ведущее место среди паразитарных болезней занимает контагиозный гельминтоз-энтеробиоз. В 2011 г. уровень заболеваемости энтеробиозом среди детей достаточно высок — 196,5. Более половины из них поражается в 3—6-летнем возрасте — преимущественно «организованные», в 65% — посещающие ДДУ. Аскаридоз, как и прежде, редко уступает по массовости распространения энтеробиозу, более чем в половине случаев поражая детское население. Наиболее уязвимая группа — дети до 6 лет, инвази-рование которых чаще связано с пребыванием в образовательных учреждениях. При эпиданализе двух ведущих гельминтозов обращает внимание различие в соотношениях показателей заболеваемости среди жителей городской и сельской местности. Аскаридоз является ведущей инвазией в городах, энтероби-оз — в сельских поселениях, показатели 75,6 и 35,3. Гименолепидоз из группы контагиозных гельмин-тозов, актуальный для многих территорий страны, в Северной Осетии не регистрируется в течение 15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.