Научная статья на тему 'Клинические особенности витамин д дефицитных состояний'

Клинические особенности витамин д дефицитных состояний Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинические особенности витамин д дефицитных состояний»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

Многие патологические факторы приводят к плацентарной недостаточности, нарушению питания плода, хронической гипоксии и задержке внутриутробного развития [2, 3].

Цели исследования: определить структуру заболеваемости в неонатальном периоде у детей, рожденных с малым весом (МВ).

Материалы и методы: обследованы 24 новорожденных в отделение патологии новорожденных, родившихся с МВ. 16 детей родились в срок, 8 детей преждевременно, все имели меньший вес относительно своего срока гестации. Изучен анамнез, соматический статус и структура патологии в периоде новорожденности.

Результаты: по структуре заболеваемости было выявлено, что у новорожденных с МВ и заболевших в неонатальном периоде, в первую очередь выявлено поражение со стороны центральной нервной системы в виде гипоксически-ишемической энцефалопатии (79,2%). Другие заболевания распределены следующим образом: конъюгационная желтуха — 15 случаев (62,5%), бронхопневмония — 12 (50,0%), анемия у 8 детей (33,3%), внутриутробное инфицирование — 7 (29,2%), пневмопатия — 6 (25,0%), острый бронхит — 2 (8,3%). По одному случаю — инфекционно-токсическая энцефалопатия, сочетанная цереброспинальная травма, синдром дыхательных расстройств и врожденный порок сердца (4,2%). Основным фоновым состоянием у этих детей является МВ, как результат задержки внутриутробного развития. Высокий процент конъюгационной желтухи указывает на недостаточное развитие печеночных клеток. Анемия наблюдается у этих детей в 70,8%, как результат серьезных нарушений со стороны гемопоэза и недостаточности микроэлементов [3].

Выводы: таким образом, в период беременности значительно возрастает потребность в минералах и питание женщины во время беременности определяет как ее собственное здоровье, так и полноценное здоровье, и развитие будущего ребенка. Дети с МВ, независимо от их доношенности или недоношенности, отличаются низкими адаптационными возможностями в период адаптации, большей подверженностью к различным заболеваниям. Особенно уязвимыми в этом плане являются центральная нервная система, печень и дыхательная система.

Литература

1. Арипджанова М.Н., Аюпова Ф.М. Особенности изменения микроэлементного состава в системе мать-плацента-плод при гестозах с синдромом задержки развития плода // Патология.

2013. № 2. С. 37-40.

2. Сайгитов 3.T. Микронутриенты и физическое развитие ребенка: мета-анализ рандомизированных контролируемых исследований / 3. Т. Сайгитов. Вопросы современной педиатрии.

2008. № 3. С. 58-65.

3. Arredondo M., Martínez R., Nunez M.T. et al. Inhibition of iron and copper uptake by iron, copper

and zinc. Biol. Res. 2006; 39: 95-102.

клинические особенности витамин д дефицитных состояний

Хузина Р.Р., Баранова А.С.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Туш Е.В.

Кафедра госпитальной педиатрии

Приволжский исследовательский медицинский университет

Актуальность исследования: для своевременной диагностики витамин Д дефицитных состояний важна правильная оценка корреляционной зависимости показателей фосфорно-кальциевого обмена от степени недостаточности витамина Д [1].

Цели исследования: установить корреляционную зависимость показателей фосфорно-кальциевого обмена от степени недостаточности витамина Д.

Материалы и методы: за период 2016-2019 гг. были проанализированы уровни кальция, фосфора и 25 (OH)D крови 60 детей с подозрением на недостаточность витамина Д в возрасте 1-17 лет, проживающих в Нижегородской области. Проведена статистическая обработка данных при помощи программы STATGRAPHICS.

forcipe

том 2 спецвыпуск 2019

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 125

Результаты: у 49(83%) обследованных детей уровень 25(OH)D ниже 30 нг/мл, что соответствует недостаточности витамина Д, из них у 16(32%) уровень 25(OH)D ниже 20 нг/мл, что соответствует дефициту витамина Д. Средний уровень 25(OH)D в крови 20,91±0,12 нг/мл. Уровень кальция крови обследованных детей ниже нормы в 10(17%) случаев, уровень фосфатов крови обследованных был повышен в 39(65%) случаев. При дефиците витамина Д средний уровень кальция крови составил 2,51±0,15 ммоль/л, при недостаточности витамина Д — 2,41±0,09 ммоль/л, при нормальном уровне витамина Д (выше 30 нг/мл) — 2,54±0,06 ммоль/л. Корреляция между уровнем кальция и 25(OH)D крови статистически недостоверна: r=0,21, р=0,4239. При дефиците витамина D средний уровень фосфора крови равен 1,49±0,22 ммоль/л, при недостаточности и нормальном уровне витамина Д — 1,77±0,21 ммоль/л. Установлена зависимость в виде тенденции между уровнем витамина D и фосфора крови: r=0,46, р=0,0679.

Выводы: у большинства детей с недостаточностью и дефицитом витамина Д отмечается нормальный уровень кальция крови, но повышение уровня фосфатов, а корреляция между уровнем фосфора и 25(OH)D в сыворотке крови: r=0,46, р=0,0679. Таким образом, уровень фосфатов крови является более чувствительным индикатором недостаточности витамина Д. Литература

1. Недостаточность витамина D у детей и подростков Российской Федерации: национальное руководство / под ред. А.А. Баранова, В.А. Тутельян: 2017. 46 с.

ПРОБЛЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ КРАНИОСИНОСТОЗА НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ

Шевченко А.В.

Научные руководители: к.м.н., ассистент Сахно Л.В.1,

преподаватель-исследователь Иванов В.П. 2

Кафедра поликлинической педиатрии им. академика А.Ф. Тура

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 1 НМИЦ им. В.А. Алмазова2

Актуальность исследования: краниосиностоз (КС)-это преждевременное зарастание швов черепа, что приводит к его деформации [2]. Распространенность данной патологии 1,1 на 1000 новорожденных [1]. Оптимальными сроками лечения является возраст 3-7 месяцев [3]. До 3 месяцев проводится малоинвазивное вмешательство.

Цели исследования: выявить сигнальные симптомы и возможности ранней диагностики КС у детей.

Материалы и методы: методом анкетирования родителей 108 пациентов с КС, проходивших лечение в отделении нейрохирургии для детей № 7 (33,6% Ж и 66,4% М), а также на основании анализа их историй болезни, мы определили значимые симптомы, реальные сроки постановки диагноза и проведения хирургической коррекции.

Результаты: Средний возраст постановки диагноза составил 5 месяцев (средний возраст на момент нейрохирургической операции — 16 месяцев), в подавляющем большинстве случаев (65,9% из 108 респондентов) матери самостоятельно обращались к нейрохирургу с жалобами на деформацию черепа, отставание в психомоторном развитии, головные боли. И лишь в 2,3% диагноз был поставлен педиатром (25%-невролог; 2,3% — акушер-гинеколог; рентгенолог; 1,1% — хирург; мануальный терапевт). К сигнальным симптомам относится: гиперостоз по ходу заращения швов, специфическая деформация (скафоцефалия, тригоноцефалия, пла-гиоцефалия), преждевременное закрытие родничка или его деформация, экзофтальм (за счет деформации средней зоны лица), развитие ВЧГ.

Выводы: поздняя постановка диагноза определяет невозможность малоинвазивного лечения. Наличие сигнальных симптомов, а также специфический процесс деформации должны настораживать участковых педиатров и специалистов первичного амбулаторного звена. Таких пациентов необходимо направлять к нейрохирургу до 6 месяцев жизни, что обеспечит своевременное проведение нейрохирургической операции и быструю реабилитацию детей с КС.

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.