Научная статья на тему 'Клинические особенности и распространенность пограничных нервно-психических расстройств среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений'

Клинические особенности и распространенность пограничных нервно-психических расстройств среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинические особенности и распространенность пограничных нервно-психических расстройств среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений»

Углубленный анализ социальных факторов, способствующих рецидивам болезни, показал, что у мужчин такими факторами являлись: смерть близкого человека (56,3%), сложности на работе и смена места жительства (50%), злоупотребление алкоголем и ЧМТ (44%), деструктивные отношения с родителями (37,5%) и уход на пен-сию(37,5%), развод и конфликтные отношения с женой (31,3%), тюремное заключение (25%).

У женщин, факторы, способствующие обострению болезни, отличались от данных, выявленных у мужчин: развод и уход на пенсию (64,3%), смерть близкого и деструктивные отношения с родителями (43%), конфликтные отношения с мужем и сложности на работе (36%), смена места жительства (29%), рождение ребенка (21,4%).

Полученные данные показали, что существует прямая связь длительности ремиссии и показателей уровня функционирования больного в семейной сфере, в области супружеских отношений или в родительской семье после выписки из лечебного учреждения. Так же немало важно, что пациенты, после выписки, как правило, принимали препараты непостоянно, самостоятельно корректировали режим терапии, могли отменять назначенное лечение. Было установлено, что лишь 25% обследованных мужчин и 37% женщин, страдающих шизофренией, придерживались назначенного режима терапии. В 60% это было обусловлено нежеланием принимать назначенную терапию, а в 40% - значительными финансовыми трудностями. Обострения у этих пациентов возникали в три раза чаще, чем у тех, кто соблюдал режим лечения.

По данным опросника LSI были выявлены особенности психологических защит у больных шизофренией. У 50% человек в защитном профиле личности преобладала шкала Е (проекция). Это означает, что больные склонны искать виновников или причины своих проблем во внешнем мире. Очень часто объектом проекции являются близкие люди, чаще родители, супруги.

Среди социально-психологических факторов, оказывающих негативное влияние на адаптацию больных в постпсихотическом периоде, особое значение имели уровень их образования, семейное положение, жилищные условия и заработная плата. Обнаружено, что лишь 20% больных проживали в хороших и удовлетворительных жилищных условиях, более 40% больных были одиноки, лишь 10% имели полноценные семьи. Почти половина больных (40%) сохраняли высокий уровень потребности в работе и испытывали страх её потерять. 26,7% не испытывали отчетливой потребности в работе, а 33,3% относились безразлично к отсутствию у них работы. 77% пациентов имели работу, однако 60% из них считали собственный заработок недостаточным, их материально поддерживали родст-

венники; только 17% жили на собственные заработанные средства.

Таким образом, большое значение социально-психологических факторов в формировании ремиссии у больных шизофренией определяет необходимость проведения целенаправленной психообразовательной работы с членами их семей.

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПОГРАНИЧНЫХ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А. В. Кондратенко, С. М. Уманский

Тюменская ОКПБ

Состояние психического здоровья подростков является важнейшей медицинской, социальной и психологической проблемой. В последнее время в России отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств (ПНПР) среди подростков (Семке В.Я., Аксенов М.М., 1995; Смулевич А.Б. и др., 1999; Александровский Ю.А., 2000). Это обусловлено многочисленными социальными преобразованиями в нашем обществе, возросшим техническим прогрессом, увеличивающимся потоком информации, постоянным изменением школьных программ обучения и т.д. (Дмитриева Т.Б., 2003).

Росту пограничной патологии у подростков способствуют многие факторы: повышенная

ранимость нервно-психической сферы в переходные возрастные периоды, органическое поражение головного мозга, индивидуальные особенности личности, конституциональная предрасположенность. Главенствующая роль отводится психотравмирующим факторам, под воздействием которых происходит нарушение адаптации подростка в социуме.

В детской и подростковой практике нарушения психического здоровья характеризуются маскированностью, фрагментарностью клинической картины, психопатологической незавершенности симптоматики (Захаров А.И., 1988 и др.). В общеобразовательной школе клинически выраженные формы пограничных психических расстройств встречаются редко. В связи с этим большее внимание следует уделять развитию суб-клинических проявлений ПНПР, так как несвоевременная помощь может привести к развитию клинических форм пограничных расстройств и психосоматических заболеваний (Семке В.Я., 2003). Остаются недостаточно изученными параметры, способствующие и препятствующие син-

дромообразованию в рамках непсихотических проявлений, особенности динамики. Мало освещены и требуют дальнейшего исследования психологические факторы, влияющие на дезадаптацию и качество жизни подростка. Особого внимания заслуживают вопросы научного обоснования эффективных психофармакологических и психотерапевтических программ коррекции пограничных нервно - психических расстройств.

Целью исследования было выявление клинических особенностей и распространенности пограничных нервно - психических расстройств среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений г. Тюмени.

Материал и методы исследования.

Обследовано 465 школьников обучающихся в 10 и 11 классах общеобразовательной школы, 144 из них были осмотрены в динамике через год. В целом проведено 595 исследований. Возраст подростков 14-18 лет.

Методы исследования: клинический, клинико-психопатологический, клинико- эпидемиологический. Статистический анализ результатов осуществлялся с применением 1-критерия Стью-дента.

Результаты исследования и обсуждение.

Все обследуемые распределены по состоянию психического здоровья и полу. Наиболее значительную группу (45,9%) составили лица с донозологическими проявлениями ПНПР, которые сопровождались напряжением адаптации (дезадаптацией), стабильным симптомокомплек-сом и нарушением состояния здоровья доклинического уровня более полугода. Вторая группа (42,7%) - лица с пограничными нервно-

психическими расстройствами клинического уровня со срывом адаптации в виде невротических, экзогенно-органических, поведенческих и эмоциональных расстройств, начинающихся в детском и подростковом возрасте. Третья группа (11,4%) - здоровые в психическом отношении и оптимально адаптированные лица.

При анализе состояния психического здоровья обследуемых наиболее часто донозологиче-ские состояния встречаются у мужчин 51,2% (р<0,05), клинические формы ПНПР, в основном встречаются у женщин - 47,7% (р<0,05). Здоровых в психическом отношении учащиеся было достоверно меньше как среди юношей так и среди девушек.

Состояние психического здоровья подростков в 10 и 11 классах: 10 классах преобладают учащиеся с донозологическими формами (59,7%), которые чаще встречаются у девушек (37,8%; р<0,05). На втором по численности месте группа с клиническими формами ПНПР (27%), где количество женщин в три раза превышает количество мужчин. Самой малочисленной оказалась группа здоровых лиц (13,3%) .

В 11 классах преобладает группа подростков с ПНПР (56,5%), в которой женщины более чем в два раза превышают количество мужчин. Среди них меньшее количество лиц с донозоло-гическими проявлениями (33,7%). В этой группе количество девушек и юношей было достаточно близким (18,6% и 15,1% соответственно), р<0,05.

Сравнение, состояния здоровья учащихся 10 и 11 классов показало значительное превалирование среди одиннадцатиклассников клинических форм пограничных психических расстройств и меньшее количество по сравнению с десятиклассниками, страдающих доклиническими проявлениями. В ряде случаев, можно думать о переходе состояний дезадаптации в пограничные психические расстройства. Это возможно в случае длительно действующих стрессовых ситуаций, наличия в анамнезе соматических заболеваний и отсутствия лечебных психопрофилактических мероприятий.

Далее мы выделили и квалифицировали психические расстройства среди обследуемых на основании клинико-диагностических критериев, изложенных в МКБ-10: клинически очерченные формы пограничных психических расстройств представлены тремя нозологическими группами: непсихотические расстройства экзогенноорганической природы (Р06.6-06.7), невротические расстройства (Р40-Р48), поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (Р90-Б98).

В целом у старшеклассников, при выявлении пограничных нервно - психических расстройств наибольший удельный вес приходится на экзогенно-органические расстройства

(44,5%), которые достоверно (р<0,05) преобладают у мужчин. Очевидно, наибольший удельный вес экзогенно - органических расстройств есть следствие увеличения количества факторов, влияющих на состояние психического здоровья (гестозы, угрозы прерывания беременности, неблагополучное течение родов, родовые травмы, возросшая в последнее время экологическая нестабильность и т. д.).

На втором месте у подростков по распространенности невротические расстройства (39,8%), которые в два с половиной раза чаще встречаются у девушек. Далее следуют старшеклассники с поведенческими и эмоциональными расстройствами, начинающимися в детском и подростковом возрасте (15,7%), среди них в три раза больше лиц мужского пола.

Мы решили проанализировать распределение клинических форм ПНПР в 10 и 11 классах: в 10 классах в структуре ПНПР преобладают поведенческие и эмоциональные расстройства (48,0%), которые у девушек выявляются значительно чаще, чем у юношей (50,9% и 38,9% соответственно), р<0,05. Несущественно отличаются показатели невротических и экзогенно-

органических расстройств. В группе лиц с невротическими расстройствами количество мужчин и женщин приблизительно одинаково (27,8% и 26,3% соответственно). В группе экзогенно-органических расстройств преобладают юноши (33,3%).

В 11 классах наиболее часто наблюдаются невротические расстройства (50,8%) , которые преобладают у мужчин. Возможно, это связано с большим эмоциональным напряжением у юношей, так как впереди не только заключительные экзамены, но и служба в армии. Далее по частоте среди обследуемых, экзогенно-органические расстройства (35,2%), чаще выявляемые у женщин. Самая малочисленная группа подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (14%), в которой юноши, почти в два раза превышают количество девушек.

По нашему мнению, в 11 классе возрастают психологические сложности (увеличиваются социальные требования, информационная нагрузка, появляется необходимость выбора профессии и т.д.), в связи с этим на первый план выходят невротические расстройства на органически неполноценной почве и уменьшаются экзогенно-органические, а так же поведенческие и эмоциональные расстройства.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что пограничные нервно-психические расстройства и их донозологические проявления у обучающихся в старших классах общеобразовательных школ достаточно распространены, что свидетельствует о низкой адаптивности школьников в изучаемых условиях. Для выявления этих расстройств на ранних этапах и выделения групп риска (донозологические проявления), необходимо проведение профилактических осмотров, с применением предложенных нами методик исследования, так как при самостоятельной обращаемости не удается выявить истинную распространенность нервно - психических нарушений. Это повысит эффективность превентивных и реабилитационных мер и значительно расширит возможности первичной профилактики, включающей социально- психологические и медикаментозные методы коррекции.

АЛКОГОЛИЗМ У ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯВШИХ ГЕРОИН В ПРОШЛОМ

Е.Н. Кривулин, Н.Е. Буторина,

А.Р. Назмутдинов, А.Х. ]Мингазов, А.С. Бецков

Уральская ГМАДО, г. Челябинск

В отечественной и мировой медицинской литературе существуют данные о том, что лица с героиновой зависимостью для смягчения наркотического похмелья в период отмены наркотика

начинают употреблять алкоголь. Соответственно, возникает тенденция развития алкогольной зависимости. В последнее время учащаются случаи обращения на лечение по поводу алкоголизма наркозависимых подростков, переключившихся с героина на алкоголь.

Цель исследования: определить и описать адекватность терапевтических мер в двух группах подростков, обратившихся в подростковый наркокабинет: предоставивших при клинико - анамнестическом опросе сведения о «наркотическом прошлом» (1 группа) и не предоставивших эти сведения (2 группа).

Материал и методы. В данном исследовании были проанализированы и сравнены данные по рецидивам героиновой зависимости у 74 подростков мужского пола в возрасте 18 лет, предварительно переключившихся с употребления героина на алкоголь и затем обратившихся на лечение по поводу алкоголизма с последующим одногодичным реабилитационным периодом.

Выбор и разделение на 2 группы производились на основании наличия данных об употреблении героина в прошлом. При проведении противоалкогольного лечения у 51,4% (п=38) эти данные были получены (1 гр.), а у 48,6% (п=36) эти данные отсутствовали (2 гр.). Сведения о героиновой зависимости во 2-й группе были получены уже на протяжении реабилитационного периода.

Перед обращением на лечение алкоголизма продолжительность употребления героина у данных лиц составляла в среднем около 2-х лет; последующий период практически ежедневного употребления алкоголя в дозах от 0,5 до 1,5 литров водки в сутки был от 6-ти месяцев до 2-х лет.

Пациенты из первой группы, давшие полную и откровенную информацию о своем «наркотическом прошлом», соответственно получали антидепрессанты и седативные препараты для купирования симптомов депрессии, тревоги, бессонницы, проявлявшихся в течение года, и также психотерапию по предупреждению рецидивов наркомании и алкоголизма.

Вторая группа состояла из пациентов, которые не дали сведений об употреблении героина, поэтому они прошли только противоалкогольное лечение с последующей психотерапией по предупреждению рецидивов только алкоголизма.

Результаты и обсуждение.

Обе группы имели в течение одного года симптомы, отражающие проблемы отмены фактически не только алкоголя, но и героина. Вторая группа в основном прибегала для смягчения симптомов отмены к несанкционированному и массивному приему психотропных препаратов (транквилизаторов, седативных) и также употреблению гашиша и/или алкоголя или напрямую возобновляла употребление героина. Конечный результат рецидивов употребления героина в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.