Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТОВ С НЕЗАВЕРШЕННЫМИ СУИЦИДАМИ И АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

КЛИНИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТОВ С НЕЗАВЕРШЕННЫМИ СУИЦИДАМИ И АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВЕРШЕННЫЙ СУИЦИД / ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / СУИЦИДАЛЬНАЯ ДЕЙТСТВИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козимжонова И.Ф., Аграновский М.Л., Муминов Р.К., Азимова Г.А.

Самоубийства продолжают оставаться одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем человечества. Вместе с тем, несмотря на значительное число разработанных в разные годы концепций и моделей суицидального поведения, представления о его причинах, механизмах формирования, клинических проявлениях, связи с состоянием психического и соматического здоровья продолжают оставаться противоречивыми и дискуссионными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козимжонова И.Ф., Аграновский М.Л., Муминов Р.К., Азимова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL TYPOLOGY OF THE PERSONALITY OF PATIENTS WITH INCOMPLETE SUICIDES AND ALGORITHM FOR PREVENTING REPEATED SUICIDAL ACTIONS

Resume: Suicide continues to be one of the most pressing medical and social problems of mankind. At the same time, despite a significant number of concepts and models of suicidal behavior developed in different years, ideas about its causes, mechanisms of formation, clinical manifestations, connections with the state of mental and somatic health continue to remain controversial and controversial.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТОВ С НЕЗАВЕРШЕННЫМИ СУИЦИДАМИ И АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

УДК 616.89 - 008.441.44

Козимжонова И. Ф.

Аграновский М.Л.

Муминов Р.К.

Азимова Г.А. кафедра психиатрии и наркологии Андижанский государственный медицинский институт

КЛИНИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТОВ С НЕЗАВЕРШЕННЫМИ СУИЦИДАМИ И АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация: Самоубийства продолжают оставаться одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем человечества. Вместе с тем, несмотря на значительное число разработанных в разные годы концепций и моделей суицидального поведения, представления о его причинах, механизмах формирования, клинических проявлениях, связи с состоянием психического и соматического здоровья продолжают оставаться противоречивыми и дискуссионными.

Ключевые слова: незавершенный суицид, изменения личности, суицидальная дейтствия, профилактика.

Kozimzhonova I.F.

Agranovskiy M.L.

Muminov R.K.

Azimova G.A.

Department of Psychiatry and Narcology Andijan State Medical Institute

CLINICAL TYPOLOGY OF THE PERSONALITY OF PATIENTS WITH INCOMPLETE SUICIDES AND ALGORITHM FOR PREVENTING REPEATED SUICIDAL ACTIONS

Resume: Suicide continues to be one of the most pressing medical and social problems of mankind. At the same time, despite a significant number of concepts and models of suicidal behavior developed in different years, ideas about its causes, mechanisms of formation, clinical manifestations, connections with the state of mental and somatic health continue to remain controversial and controversial.

Key words: incomplete suicide, personality changes, suicidal actions, prevention.

Актуальность. В настоящее время для большинства государств суициды продолжают оставаться одной из наиболее острых медико -социальных проблем. Согласно современным представлениям, в генезе суицидального поведения участвует совокупность различных факторов -биологических, личностно-психологических, социально-средовых, этнокуль-туральных, стрессовых, психопатологических, что позволяет считать суицидологию мультидисциплинарной областью знаний[4,8].

В развитых странах (США, Великобритания, Германия и др.) суицид занимает третье место среди причин смерти наиболее трудоспособного населения после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Также остро стоит проблема самоубийства среди подростков, так как среди лиц 15-19 лет суицид является третьей причиной смерти среди девочек и четвертой среди мальчиков[1,9].

Несмотря на то, что значительную роль в превенции суицидального поведения играет профилактика, важным остается оказание непосредственной медико-психологической помощи лицам, совершившим попытку самоубийства.

Неослабевающее внимание специалистов привлекают исследования психического здоровья суицидентов. По мнению одних авторов, среди суицидентов преобладают лица с непсихотическими формами психических расстройств, которые после совершения суицидальной попытки обычно не госпитализируются в психиатрический стационар и остаются без своевременного оказания психиатрической помощи[11].

Многолетние исследования данной проблемы позволили нам разработать модель дифференцированной профилактики суицидального поведения. При ее создании мы базировались на современной концепции медицинской профилактики Всемирной Организации Здравоохранения, выделяющей три ее основные формы — универсальную, селективную и индикативную. С учетом особенностей суицидального поведения нами были определены четыре уровня профилактики: универсальный, селективный, антикризисный и индикативный.

Универсальная профилактика ориентирована на общую популяцию и носит медико-социальный характер[10]. Ее целью является предупреждение первичного возникновения суицидального поведения путем воздействия на основные «мишени» риска его развития.

Селективная профилактика носит избирательный характер, будучи направленной на активное выявление лиц, входящих в группы суицидального риска, и оказание им адекватной профилактической помощи с целью предупреждения возникновения или дальнейшего развития суицидального процесса[2,3,6].

Антикризисная профилактика осуществляется в пресуицидальный и ближайший постсуицидальный периоды. Ее задачами являются: предупреждение реализации суицидальных намерений (собственно

суицидальных действий) в пресуицидальный период, а также купирование суицидальных намерений у лиц, совершивших незавершенное самоубийство, в ближайший (первая неделя после совершения покушения) постсуицидальный период. Эта форма профилактики включает в себя комплекс медикаментозных и психотерапевтических воздействий, учитывающих характер клинических проявлений и тип суицидального процесса[4,8].

Индикативная профилактика начинается в отдаленный постсуицидальный период (более одной недели после совершения попытки) и продолжается не менее одного года. Ее целью является предупреждение рецидивов суицидального поведения и повторных суицидальных действий. К основным задачам индикативной профилактики относятся: укрепление антисуицидального барьера личности суицидента; психокоррекционная работа с его ближайшим микросоциальным окружением, а также динамическое наблюдение и лечение суицидента в случае наличия у него психического заболевания[7,9].

Таким образом, на сегодняшний день предупреждение самоубийств является одной из наименее разработанных проблем психиатрии и суицидологии. Существует высокая потребность в определении клинических, личностно-психологических и социальных детерминантов, типологии и динамики суицидального поведения с целью создания эффективных методов его первичной профилактики и предупреждения повторных суицидальных действий у лиц, совершивших покушение на самоубийство. Все это определяет теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является изучение закономерностей формирования и динамики развития суицидального поведения, обусловленного психическими расстройствами, анализ особенностей оказания суицидологической помощи и разработка эффективных лечебно-профилактических и психосоциальных мероприятий для предупреждения самоубийств.

Материалы и методы исследования. Будут изучены 150-200 больных в возрасте от 18 до 50 лет (100-150 основная группа, 50 контрольная группа (здоровые люди - добровольцы, рабочие, служащих, из числа учащихся студентов).

Для решения поставленных задач будут обследованы лица, находившиеся после суицидальной попытки в токсикологическом, нейро-реанимационном и ожоговом отделениях Андижанского филиала РЦЭМ, а также по данным архивные данные судебно-медицинских освидетельствований.

Результаты исследования. Изучение особенностей пре-суицидального периода у лиц, страдающих психическими расстройствами, показало:

Пре-суицидальный период преимущественно носил аффективно напряженный характер (90,2%) и чаще встречался у пациентов с невротическими и личностными расстройствами, органическим поражением головного мозга. Аффективно-редуцированный вариант пре-суицида (9,8%) регистрировался у суицидентов с эндогенной психической патологией.

Выявленное преобладание хронического пре-суицидального периода (58,4%>), против острого (38,5%) и подострого (3,1%) течения свидетельствует о недостаточной профилактике суицидального поведения, тем более что 34,3% суицидентов обращались за помощью к психиатру в течение года накануне совершения СП.

В пре-суицидальном периоде у всех суицидентов отмечались антивитальные переживания, осознанное желание совершить СП и утрата роли анти-суицидальных факторов.

В отличие от группы ГСП, в группе ГНС преобладали: нежелание жить (40,6% против 10,5%>), непринятие мер к сохранению жизни (47,8%) и 15,8%), выраженное желание совершить СП (92,1% и 59,6%), неотступное желание смерти (36,3%) и 19,3%»), охваченность суицидальными идеями (53,6% и 19,3%), желание положить конец своим страданиям (53,6% и 15,8%).

В группе ГСП чаще не прогнозировался исход суицидальных действий (11,2%, против 47,8%) в группе ГНС), сохранялся контроль над суицидальными мыслями (40,4%) и 72,5%), преобладали избегание и манипуляция (78,9% и 46,4%), отмечалось восприятие сдерживающих от СП обстоятельств (15,9%, и 84,1%).

Изучение характеристик суицидальных попыток позволяет оценить серьезность суицидального акта, степень суицидального риска, прогнозировать динамику течения суицидального поведения.

Среди способов СП преобладали само-ранения (39,1%), характерные для мужчин и самоотравления (33,4%), типичные для женщин. Реже встречались само-повешения (19,9%), падения с высоты (5,1%), самоутопления (1,9%).

Самоотравления чаще встречались в 26-30 лет (23,6%), самоповешения - в 31-35 лет (23,8%о), само-ранения в 16-20 лет (17,7%) и 21-25 лет 25,7%), падения с высоты - в 56-60 (38,9%) и 16-20 лет (27,8%), самоутопления в равных долях представлены в 16-20 и 56-60 лет.

У больных с органическим поражением головного мозга и расстройствах личности преобладали само-ранения (81,8 и 47,3%), при аффективных и невротических расстройствах - самоотравления (44,4 и 43,1%, соответственно). При шизофрении обнаруживался весь спектр изучаемых способов СП, с преобладанием само-ранений (25,0%) и самоотравлений (21,7%).

В группе ГСП преобладали само-ранения (47,3%). Вдвое реже встречались самоотравления (24,6%) и само-повешения (21,1%). В группе ГНС превалировали самоотравления (43,3%) и само-ранения (30,0%), нередко проникающего и огнестрельного характера (9,7%). При самоповешениях (18,7%), у большей части пациентов, требовалось проведение реанимационных мероприятий.

38,8% суицидентов задолго до реализации суицидального акта сообщали о своих намерениях. В 40,1% случаев суицидальные действия производились в присутствии других лиц, из них 96,9% из группы ГСП. Максимально скрывали свои намерения 36,2% из группы ГНС и 12,3% из ГСП. Большая часть суицидентов каждой из групп, при обнаружении суицидальных замыслов ближайшим окружением, отступали в осуществлении своих намерений - 61,4% из ГСП и 56,5% из ГНС.

При высоком суицидальном риске предпочтительными оказались трициклические антидепрессанты, а из группы СИОЗС - препараты с выраженным противотревожным действием (флувоксамин, пароксетин). Хороший терапевтический эффект показали атипичные антипсихотики (клозапин, оланзапин, палиперидон, кветиапин), обладающие серотони-нергическим действием.

При низком суицидальном риске предпочтительно назначение атипичных антипсихотиков, селективных антидепрессантов с умеренным тимоаналептическим действием, минимальным количеством нежелательных лекарственных явлений, не требующие титрации доз, без выраженного седативного и анксиолитического эффектов.

В профилактической психофармакотерапии (назначении антидепрессантов и нормотимиков) нуждается 70% суицидентов. При высокой степени суицидального риска длительность терапии должна составлять от 6-8 месяцев до года и более, при низком суицидальном риске - от 3-4 недель до 6-8 месяцев.

Выявлены типичные ошибки курации суицидентов: недоучет изменений в психическом статусе больного, редкие осмотры суицидентов, неверная оценка суицидального риска, неадекватная психофармакотерапия, недооценка нежелательных лекарственных явлений (гиперседации, акатизии), преждевременная отмена строгого надзора за больным при сохранении суицидальных тенденций, нарушение охранительного психологического режима.

Вывод. Полученные данные доказали важность учета комплекса анамнестических сведений, социальных условий, личностных характеристик, что позволяет наряду с клиническими особенностями определять риск развития суицидального поведения у лиц, страдающих психическими расстройствами.

Выявленные закономерности формирования, динамики и структуры пост-суицидального периода легли в основу определения терапевтического и социального прогноза.

Предложенные подходы к организации суицидологической помощи способствуют оптимизации терапии, профилактики и реабилитационных мероприятий.

Использованные источники:

1. Абрамова Н.М. Исследование личности суицидентов с помощью Я -структурного теста Аммона // Вестник психотерапии. 2004. -№ 12(17).-С. 91-96.

2.Бачериков А. Н., Бровина H. Н., Матузок Э. Г. и др. Некоторые характеристики психически больных, совершивших суицид // Украинский вестник психоневрологии. 2005.- Т. 13. - Вып. 4. -С. 43-46.

3.Васильев В.В. Социально-демографические и клинические особенности женщин с психическими расстройствами и суицидальным поведением // Российский психиатрический журнал. 2009. - № 6. - С. 39-45.

4.Джолдыгулов Г. А. Структура и динамика депрессивного синдрома с поведенческими «масками» при эндогенных психических расстройствах в подростковом возрасте // Автореф. дис. . канд. мед. наук.-М., 2005.-25 с.

5.Кинкулькина М. А. Депрессии при различных психических заболеваниях: Автореф. дис. . д-ра. мед. наук. М., 2008. - 46 с.

6.Корнетов Н. А. Организационные и образовательные подходы к выявлению депрессивных расстройств с превенцией суицидального поведения // Материалы XV съезда психиатров России. М.: ИД «Медпрактика-М», 2010. - С. 343.

7.Соколова Е. Т., Сотникова Ю. А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // Вопросы психологии. 2006. - № 2. -С. 103-115.

8.Besnier N., Gavaudan G., Navez A. et al. Clinical features of suicide occurring in schizophrenia (I). Risk-factors identification // Encephale. -2009. Vol. 35, № 2. - P. 176-181.

9.Galfalvy H., Huang Y. Y., Oquendo M. A. et al. Increased risk of suicide attempt in mood disorders and TPH1 genotype // J. Affective Disorders. 2009. Vol. 115, № 3 - P. 331-338.

10.Pompili M., Serafini G., Innamorati M. et al. Suicidal behavior and alcohol abuse // Int. J. Environ Res. Public Health. 2010. - Vol. 7, № 4. -P. 1392-1431.

11. Zhang J., McKeown R. E., Hussey J. R. et al. Low HDL cholesterol is associated with suicide attempt among young healthy women: the Third National Health and Nutrition Examination Survey // J. Affective Disorders. 2005. - Vol. 89, № 1-3. - P. 25-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.