Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ'

КЛИНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МЕДИЦИНА / БОЛЕЗНЬ / КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АНОРМАЛЬНОСТЬ / НОРМАЛЬНОСТЬ / НОРМА / ЦЕЛОСТНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗМА / ЧЕЛОВЕК / НАГРУЗКИ / ПЕРЕГРУЗКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КЛИНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ручкина Т.В.

В статье раскрывается специфика изучения нормы и патологических явлений, происходящих в теле человека. Упор делается не на внешние условия, а на внутренние, которые позволяют сформировать комплексную модель «здоровья» человека как «изнутри», так и в рамках социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ»

В структуре приведенных моделей ФМ содержится тип преобразования, вид измеряемого сигнала, модельные обозначения предшествующих ФМ, а также информация о наличии или отсутствии соответствующих ФМ. Разработанный аппарат является основой для синтеза адаптивной системы и входит в состав базы знаний экспертной системы (ЭС).

Приведенные рассуждения позволяют сформулировать основные положения предлагаемой методики синтеза оптимальных измерительных цепей в составе адаптивных систем для физических исследований.

1.Основой синтеза измерительных структур адаптивных систем для физических исследований является функциональный ресурс (ФР), обладающей избыточностью.

2.Необходим вывод гипотетического уравнения измерений, определяющего возможности данного ФР, решающего проблему комбинирования и совместимости входящих в его состав ФМ, в соответствии с требованиями проводимых экспериментов.

3.При компьютерном синтезе измерительных структур на основе имеющегося ФР, создается экспертная система, способная на основе выбранного критерия оптимизации выводить оптимальную измерительную структуру.

Использованные источники:

1.Цветков Э.И. Алгоритмические основы измерений. -С.-Пб. Энергоатомиздат. 1992. -256с.

2.Еид Муса, Цветков Э.И. Потенциальная точность измерительных автоматов. -С.-Пб.: СЗО МА, 1999. -80с.

Ручкина Т.В., к.с.н.

доцент

кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Саратов КЛИНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: в статье раскрывается специфика изучения нормы и патологических явлений, происходящих в теле человека. Упор делается не на внешние условия, а на внутренние, которые позволяют сформировать комплексную модель «здоровья» человека как «изнутри», так и в рамках социальной среды.

Ключевые слова: здоровье, медицина, болезнь, комплексное изучение человека, окружающая среда, анормальность, нормальность, норма, целостное функционирование организма, человек, нагрузки, перегрузки, социальное здоровье, клиническая модель.

Долгое время медицина была основана на изучении патологических явлений, происходящих в человеке и на поиске путей извлечения, которые

искали во внешнем мире. При этом следует учесть тот факт, что человек при этом рассматривался в большинстве случаев как объект изучения; лечили не конкретного человека в его целостности и совокупности, а конкретную болезнь, оторванную от человека. Упор делался не на поиск внутренних резервов внутри человека, а на появление и применение новейших лекарств, которые принесут полное избавление от всех болезней. Но при этом, начал наблюдаться странный парадокс: чем больше появлялось новых суперсовременных лекарств, тем больше появлялось заболеваний. Открывался новый мир, который не сулил ничего хорошего. Необходимо отметить большие достижения медицины в деле профилактики и ликвидации ряда инфекционных болезней благодаря развитию эпидемиологии, санитарно-гигиенических наук, созданию вакцин, сывороток и других химических средств. Однако, эти средства направляются не на сам организм, а на среду обитания живых возбудителей болезни.

Человек - предмет изучения многих естественных (биология, антропология, медицина) и общественных (социология, этнология, психология, история, философия и др.) наук. Но фактически человек в большой степени монополизирован одной наукой - медициной, которая фактически представляет собой науку о болезнях человека -«человекопатологию». П.Н. Федосеев вместе с Н.П. Дубининым считают, что знание о человеке должно и будет строиться на взаимном растворении и проникновении наук друг в друга, на сохранении специфики в комплексном подходе к человеку; считают, что «фундаментом» новой науки может стать только философское обобщение знаний [1, 4]. Комплексное изучение человека - продиктовано самой жизнью, уровнем развития современного общества, для которого «человеческий фактор» - ключевые слова для его развития, а комплексное изучение человека - прямой социальный заказ. Основываясь на комплексных знаниях на себе, человек может выявить и реализовать свои собственные невыявленные способности, попытаться восстановить некоторые утраченные функции. Восхождение к вершине собственного «Я» необходимо начинать с рационального отношения к собственному здоровью. Каждый постепенно приходит к выводу, что обретение здоровья - процесс в определенной степени управляемый. Люди в состоянии вести и приводить себя в состояние здоровья. Сегодняшний человек не имеет права - это является необходимым условием - считаться образованным, не усвоив культуру здоровья.

Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо считает, что ему повезло. Хорошее и плохое - познается путем сравнении. Здоровье очень часто начинают ценить больные или долго болевшие. «Тот здоровья не знает, кто болен не бывает», - гласит русская пословица. А арабская говорит так: «Молодость и здоровье цент после того, как их теряют». И мы хотели бы немного осветить теперь условия окружающей нас среды, в зависимости от которых мы находимся, в том числе и состояние нашего здоровья.

Существует колоссальная разница в санитарных условиях между различными странами и группами населения, что отражает различия в характере социальной и природной среды. И чем дольше, тем больше состояние здоровья людей зависит от их активной деятельности, от принимаемых ими решений. Другими словами, создавая тот или иной образ жизни, каждое общество тем самым определяет и характер смертности, и уровень здоровья. Понятие «среда», воздействующая на здоровье человека, значительно шире, чем эстетическая структура естественного окружения, с которым многие ассоциируют этот термин. Социальные и экономические условия, не обеспечивающие людей нормальным питанием, чистой водой и удовлетворительными санитарно-гигиеническими нормами, в конечном итоге отражаются на состоянии здоровья населения. Не меньшее влияние оказывают на него производственные процессы и решения правительств, в которых игнорируются факты загрязнения рабочих мест на предприятии и его окрестностей различными вредными отходами, неправильное питание, употребление спиртных напитков, курение, недостаточная физическая нагрузка лежат в основе многих распространенных болезней. А это в свою очередь связано с традициями, экономическими условиями и политикой государства.

Перечисленные выше условия окружающей среды определяют состояние здоровья населения данного общества. По всей вероятности, очень трудно создать абсолютно идеальные условия для здоровья. По мере развития человеческого общества развиваются и болезнетворные агенты, а биологические, геологические и химические условия окружающей среды изменяются особенно быстро там, где нарушается природное равновесие.

Эффективно используя наши знания о причинах болезней, можно свести до минимума страдания людей, и снизить число случаев преждевременной смерти. Однако, добиться многого одним лишь увеличением затрат на дорогостоящие лечебные мероприятия, не удастся. Социальные сдвиги и изменение поведения людей могут сильнее повлиять на заболеваемость и смертность, чем врачи и лекарства. Выявить опасности, таящиеся в окружающей среде, конечно, гораздо легче, чем устранить их. Социальные преобразования, необходимые для улучшения здоровья человека, нельзя ни купить, ни занять, ни пожертвовать в виде достижений передовой медицины, ключ к решению вопроса о влиянии окружающей среды на здоровье - в недрах экономики, политики, образа жизни и взаимоотношений людей с их естественным окружением. Здоровье населения, как зеркало, отражает лицо общества.

Если около 400 лет назад Ф. Бэкон [5,11] указывал, что «первая обязанность медицины - сохранение здоровья, вторая - лечение болезней». Он подчеркивал, что: «Лечение болезней составляет ту часть медицины, на которую было потрачено особенно много труда. Хотя результаты оказались весьма скудными». Свое мнение высказывает И.И. Брехман [1] в книге

«Валеология - наука о здоровье» о том, почему существует такое положение. Она видит проблему в недостаточной разработке теории. На наш взгляд, это не так: мы много узнали о функционировании человеческого организма через медицинские исследования, но этот материал разрознен и противоречив, существуют многочисленные теории, которые не дают общего представления. Необходим целостный подход к функционированию человеческого организма, как больного, так и здорового. Мы, по-видимому, начинаем исследование не с того уровня; необходимо идти от причин к следствию, а современная медицина занимается лечением симптомов, а не истинных причин заболевания. Одно патологическое изменение «тянет» за собой другое и процесс разбалансировки организма начинает увеличиваться по нарастающей в геометрической прогрессии. Также можно привести слова крупного теоретика медицины И.В. Давыдовского [13,14]: «Современная медицина все еще вращается по преимуществу в сфере единичного (индивидуального) и частичного (нозологического). Но достаточно полное знание придет только при раскрытии общих, то есть принципиальных закономерностей...».

Необходимо заняться разработкой профилактических мер, которые направлены на предупреждение заболеваний, а не на последующее их лечение. Это направление разрабатывалось в нашей стране, но меры были направлены на устранение отдельных недочетов. Некоторые медицинские работники до недавнего времени расценивали термин «профилактика» как сумму примитивных санитарных мер в виде уборки, вывозе нечистот или очистке дворов от загрязнений. Сюда включались также прививки и дезинфекции. Но главным должен стать прямой путь к здоровью, цель которого есть сохранение и воспроизводство здоровья. Существуют сейчас программы здоровья, но большинство их направлено не на конкретный объект, а целью является покупка оборудования на выделенные деньги, лекарств.

В нашей стране человек рассматривался как объект медицинских показаний в случае болезни, тот же принцип образа мышления о себе самих преподносился в прессе, кино, телевидении. И уже люди сами начинали относиться к себе таким образом. В пятидесятые годы началось массовое применение антибиотиков, потеснив другие способы лечения. И лечение стало сводиться к очень простым методам. Совершенно не учитывалась роль реального человека в своем заболевании. На первом плане стоял не человек, а заболевание. Человек должен был пассивно принимать свое заболевание и те методы излечения, которые предлагались врачом. Надежда и ответственность возлагались на врача, а не на самого себя. Необходимо сказать еще и о том, что психологические особенности пациента не учитывались, или учитывалась очень в малой мере, чаще не профессионально, а чисто по-человечески. Интересным в этой области является исследование И. Харди [15,17], которое описано в его книге «Врач,

сестра, больной. Психология работы с больными». Он подробно освещает тематику взаимодействия персонала с различными типами больных, как осуществлять учет и реальное применение на практике их психологических особенностей. Но можно сказать, что это исследование не является типичным, и применение описанного, тоже. Жалобы пациента носили чисто физическую форму, лечение осуществлялось также на физическом уровне, на уровне «тела», совершенно упускалась связь психического с телесным.

Современная парадигма медицины основывается на представлении о том, что существует здоровый организм, в котором отклонения отдельных параметров и характеристик системы находятся в норме. И существуют временные ситуационные отклонения от нормы, которые при некоторых условиях приобретают характер заболеваний. Характер протекания аномальных процессов и изучает медицина.

Подобные процессы в качестве патологических принимаются за основные признаки заболевания и становятся основе его диагностики. И эти патологические процессы являются объектом лечебного воздействия. Существует «эталон» здоровья, который представляет комплексную модель стандартизированных процессов в организме, нормативность которых задана самим способом существования человеческого организма. Существует важная проблема раскрытия центра локализации управления этими процессами - существует ли эталон на уровне генов или на уровне нейронных образований, или в форме других структур? Можно предположить, что имеет место содержательная компактность, но по форме распределенность, исходя из принципа эффективности функционирования организма, когда одни функции могут заменяться другими; принцип взаимозаменяемости. Связь модели с отдельными структурами организма осуществляется как непрерывное воспроизведение модели в некоторой среде, в которой происходит постоянное сравнивание с «образом» текущего состояния организма, при котором происходит регуляция функций систем в ситуациях отклонений и аномалий. «Эталон» содержит, скорее всего, программы нормы, которые имеют разброс в пределах каких-то границ, (т.н. «мохнатые множества»), которые позволяют контролировать состояние и деятельность организма.

Существует концепция, согласно которой средой, в которой рождаются управляющие процессы «нормализации», является вода организма, которая находится в особом жидкостно-кристаллическом состоянии, что придает ей качества субстанционально единой распределенности и функциональной целостности. В этом смысле вода образует вещественный «скелет» (не механический, а функциональный), который представляет собой субстанциональное основание для процессов взаимосвязи органов, структур, подсистем, система. Вода обладает информационно-энергетическими и функционально-структурными свойствами. Она представляет собой механизм хранения энергетических

запасов, которые имеют способность в определенных условиях самовоспроизводиться, когда водород и кислород соединяются и образуют энергию. Предполагается, что вода является носителем «космической» информации. То есть, является тем устройством, которое имеет доступ к ней. Кислороду придается огромное значение в связи с уникальными свойствами обеспечения процессов жизнедеятельности. Жидкокристаллическое состояние воды обеспечивает воде системные качества среды, которая способная «принимать решения». Это может быть связано с тем, что в ней, возможно, возможно образование полных структурных аналогов ДНК которые как их копии, являются зеркальным отражением фрагментов хромосом (по Н.А. Бульенкову) [3,10]. Считается, что имеет место механизм построения рабочей модели «эталона» здоровья, воспроизведенного с наследственного биохимического аппарата, посредством «биолазерного» излучения хромосом. Таким образом, эта модель может быть голографическим отражением «эталона», который распределен в воде, сохраняется в ней, как в памяти.

Скорее всего, существуют и копии текущих состояний организма в таких же модульных представлениях. В качестве механизмов «нормализации» могут выступать и процессы, которые происходят в биоплазме как процессы голографического «компьютерного» анализа и управления. Скорее всего, эти процессы происходят на уровне психических процессов. Психический уровень «нормализации» выступает как преобразование «эталона» в коррекцию патологических, аномальных состояний. Можно говорить о психологическом содержании аналога, «акцептора действия», как цели стремления к поддержанию и сохранению здоровья. Предполагается, что наиболее интегральной формой «эталона» является концепция своего «Я» и связанные с ней устойчивые и ситуационные субъективные переживания, в которых отражаются процессы аномализации-нормализации.

Патологии могут обуславливаться различными причинами, в том числе разрушением «эталона» на каком-либо уровне его существования, нарушением правильного воспроизведения «эталона» и т.д. Так как психосоматические нарушения у различных людей различны, то делается вывод, согласно которому происходит многоканальное и раздельное одновременное «эталонирование» различных органов. Поэтому поломки возможны и в каналах контроля, что лежит, по-видимому, в основе наследственных заболеваний.

По существу, на организм непрерывно действуют факторы внешнего порядка, которые стремятся вывести системы организма из устойчивого «нормального» состояния, из состояния адаптированности - процессы энтропии - и «эталон» при этом выполняет функции антиэнтропийного механизма, обеспечивающего слаженную и организованную работу систем организма. По-видимому, принцип эталонирования является важнейшим и

всеобщим принципом организации жизни на земле. Считается, что если преобладание процесса аномализации приводит к заболеванию, а процесс нормализации - к здоровью. То есть заболевание постигает лишь тех, у которых процессы аномализации преобладают над процессами нормализации.

Нормализатор образует единство систем психических и физических процессов при утверждении того, что нормализатор концентрируется на психологическом уровне. Поэтому он наиболее чувствителен к процессам аномализации-нормализации и это проявляется через субъективные формы психических заболеваний. Из этого следует, что проблемы заболевания и терапии коренятся на уровне неосознаваемости или осознания процессов аномализации-нормализации. Предполагают, что «эталон» принадлежит психике и «вырастает» вместе с ее индивидуальным возрастным развитием.

Необходимо отметить, что любая система работает успешно лишь в случае, когда все функции ее частей согласованы друг с другом, подчинены единым общим установкам. В любой системе непременно должен присутствовать и действовать принцип гармонии. Любые нарушения этого принципа приводят сначала к маленьким нарушениям в организме, а потом влекут за собой глобальные нарушения всей системы организма человека. Любые болезни - это дисгармония того или иного рода между органами, их функциями. И, следовательно, примером здоровья служит слаженная работа всех систем. Уже Гиппократ [2,6] говорил, что когда возникает беспорядок в одной части организма, - это означает, что разладился весь организм. Надо, следовательно, восстановить общую гармонию, а больное место будет излечено самим организмом. Не нужно отбрасывать все, что предлагает современная медицина, но необходимо изучать основы здорового образа жизни, основанного на гармонии с законами Вселенной, чтобы организм сам, действуя в соответствии с ними, приходил в равновесное состояние, необходимое для его правильного функционирования.

Существуют несколько основных принципов, которые выделяют многие. Существуют различия в деталях, но основной принцип один и тот же:

1. Важность движения, занятий физическими упражнениями. Раньше не было проблем с двигательной активностью людей. Существовало множество видов профессионально-трудовой деятельности, в которые включались физические усилия. Сейчас существует достаточно видов транспорта, которые позволяют добираться до работы «оптимальным» способом; оптимальным по времени, но вредным для здоровья.

Необходимо отметить, что для (1) здоровье возможно только при слаженной работе всех функциональных систем.

2. Каждая из систем должна быть устойчива к воздействиям, отклоняющим ее от нормы, и сила возврата должна быть больше, чем отклоняющая сила.

3. Необходимы постоянные тренировки и в отклонениях, и в возврате.

Именно движение позволяет в своей сути осуществить постоянную тренировочную функцию для всех органов, оно определяет устойчивость к постоянным стрессовым фактором, которые выбивают системы из нормального жизнедеятельного ритма. Для нормального функционирования организма необходим постоянный поток сенсорной информации, который ограничен определенными максимальными и минимальными рамками; иначе происходит деградация систем и их разбалансировка, расшатывание. Можно вспомнить исследования влияния развития сенсорных систем на умственный, психический уровень детей. Показатели гораздо выше у тех, кто занимался какими-либо видами деятельности, связанными с физическими тренировками.

Интерес представляют исследования отечественного физиолога И.А. Аршавского [7,8,9,12,16]. Он сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц» (ЭПСМ). Согласно ему, особенности энергетики и соответствующих ему физиологических процессов, в каждом возрастном периоде, определяются текущими особенностями скелетной мускулатуры. Физиологический смысл ЭПСМ в том, что каждая очередная двигательная активность преследует цель - не просто восстановление исходного состояния, но обязательное избыточное восстановление. Избыточность осуществляется только при активности. При блокировании активности происходит задержка роста и развития, либо полное прекращение. И.А. Аршавский отмечает, что без необходимого объема двигательной физической активности, человеческий плод не может пройти все необходимые фазы формирования и во взрослом состоянии не сможет накапливать структурную энергию, которая является необходимым элементом для нормальной жизнедеятельности и противостоянию стрессу. При этом можно напомнить, что необходимо состояние напряжения для организма определенного уровня для его полноценного функционирования; что раньше, в первобытные времена служило врожденным защитным механизмом для выживания в трудных природных условиях. Другими словами, без определенного объема активности, человек не может полностью воспользоваться теми благами, возможностями, которые заложены в него природой. Физические упражнения способствуют восстановлению ослабленных сторон жизнедеятельности. Также физические упражнения направлены на усиление тренированности организма и его устойчивости к стрессу. Также они составляют основу гармоничного развития, формирования и становления человека. При этом нужно соблюдать некоторые рекомендации: нагрузки на любую систему должны быть постоянными. Пассивность системы ведет к атрофии системы, отмиранию ее функций, что при любой возможной перегрузке может привести к срыву системы.

Нагрузки и перегрузки должны сопровождаться, чередоваться периодами восстановления. В этом случает потенциальные возможности системы могут увеличиваться постоянно, будут ограничены через какое-то время только естественным пределом возможностей. Нагрузки должны быть всесторонними, охватывающими все системы. Если поддерживается какая-то система в порядке, то непорядки в других системах могут легко сводить на нет все достижения. Поэтому необходим принцип комплексности. Все системы должны работать в постоянном рабочем тонусе с оптимальными возможностями для их восстановления. То есть действующий принцип отмирания функций не должен господствовать; организм должен постоянно совершенствоваться во всех своих системах, а подсчитывать потери.

Существует необходимость внутренней чистоты организма, выведение всех шлаков, солей и т.д. Суть в том, что мириады клеток нашего организма в процессе непрерывной, многосложной работы, выделяют в межклеточную жидкость отходы своей жизнедеятельности. Чем активней и регулярней эти продукты метаболизма будут выноситься вовне, тем здоровее будет себя чувствовать организм в целом и каждая из его систем, поддерживать внутреннюю чистоту гораздо труднее, чем внешнюю.

Необходимо учитывать количество и качество питания, которые потребляет человек. Необходимо сделать небольшое отступление и осветить прилежащий к проблеме питания вопрос о структурной информации. Наука о процессах передачи, обработки, преобразования, распространения информации называется информологией. Человек постоянно получает информацию по трем каналам: через первую сигнальную систему -сенсорная информация; через вторую сигнальную систему - вербальная информация; структурная информация - поступает через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Объем информации по различным каналам может быть оптимальным, избыточным и недостаточным. Организм имеет определенные границы, рамки, в которых он может работать оптимально, резервы для защиты от неблагоприятных последствий резких изменений количества и качества информации. Существует определенная пропускная способность восприятия информации. Все три потока информации соединяются на глубинном химическом уровне. И в конце-концов происходят биологические перестройки организма вследствие действия физико-химических факторов среды, которые действуют на органы чувств.

Наиболее тесный контакт человека осуществляет с природой посредством питания. Скорее всего, это химическое взаимодействие организма со средой привело к созданию специального языка, который позволяет различать химические структуры. Хеморецепция на всех уровнях является считыванием этой химической структурной информации. Объем структурной информации в какой-то мере связан с его ценностью для организма. Внутри этого триединого потока информации существует

взаимозаменяемость, когда недостаток в русле одного потока может компенсироваться возрастанием в другом. Смысл и ценность химического «сообщения» могут понять только на более высоком уровне, возможно, на уровне целого организма.

Таким образом, можно сделать краткое заключение:

1. Человек рассматривается как объект медицинских мероприятий, ему отводится целиком пассивная роль в возникновении и избавлении от заболеваний.

2. Лечится не конкретный человек в соответствии с присущим ему комплексом заболеваний, а конкретное заболевание, вне зависимости от данных условий самого организма.

3. Акцент при лечении заболеваний делается не на поиск и актуализацию внутренних резервов и возможностей организма, а на применение внешних факторов.

4. Существует принцип гармонии или равновесия функциональных систем организма, при котором организм функционирует в оптимальном для него режиме, необходимо для каждого человека установление норм такого режима, тогда в каждом конкретном случае можно определить для данного человека уровень разбалансировки организма, определение границ аномализации-нормализации.

5. Существует принцип целостного функционирования организма, что не учитывается в медицинской парадигме, хотя понятно, что смещение одного параметра приводит и к смещению других.

6. Существуют различные рекомендации, показания к ведению здорового образа жизни, которые сводятся к тому, что необходимо соблюдать основные принципы, которые позволяют организму находиться в равновесии и осуществлять оптимальный режим работы, реализуя заложенные в нем возможности развития, сохранения и восстановления.

Использованные источники:

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Физкультура и спорт. 1990.

2. http ://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5294/%D0 %93 %D0%98%D0%9F%D 0%9F%D0%9E%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%A2

3. http:// evolution2. com.ua/ showthread.php?t=231

4. http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000078/st033.shtml; http://scepsis.net/library/id 866.html

5. http ://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/zdorove-eto-vershina-na-kotoruyu-kazhdyi-dolzhen-podnyatsya-sam

6. http ://ru.wikipedia. org/wiki/%C3%E8%EF%EF%EE%EA%F0%E0%F2; http://to-name.ru/biography/gippokrat.htm

7. http ://ru.wikipedia. org/wiki/%DD%ED%E5%F0%E3%E5%F2%E8%F7%E5% F 1%EA%EE%E5 %EF%F0%E0%E2%E8%EB%EE %F 1%EA%E5%EB%E5% F2%ED%FB%F5 %EC%FB%F8%F6;

8. http://bookucheba.com/page/brexman/ist/ist-8--idz-ax245--nf-8.html

9. http://medbe.ru/materials/profilaktika-raznoe/vliyanie-fizicheskikh-nagruzok-na-zhiznedeyatelnost-nervnaya-sistema/

10. http://rusnauka.narod.ru/lib/medic/t2_3_lek.htm

11. http://vmede.org/sait/?page=1&id=Istorija_mediciny_lisitsin_2008&menu=Ist orija mediciny lisitsin 2008; http://www.bibliotekar.ru/valeologia-3/25.htm

12. http://www.holimed.lviv.ua/rus/boook/book 013.html

13. http://www.homeorealhelp.ru/bibl_3.html

14. http ://ru.wikipedia. org/wiki/%C4%E0%E2%FB%E4%EE%E2%F 1 %EA%E8 %E9, %C8%EF%EF%EE%EB%E8%F2 %C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2 %E8%F7

15. http://www.libok.net/writer/3982/kniga/11538/hardi_roverk_i/vrach_sestra_bo lnoy_psihologiya_rabotyi_s_bolnyimi

16. http ://www. situation.ru/app/j_art_3 54.htm

17. http://www.web-

lit.net/writer/3982/book/11538/hardi roverk i/vrach sestra bolnoy psihologiya r abotyi_s_bolnyimi/read

Ручкина Т.В., к.с.н.

доцент

кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Саратов КОУЧИНГ КАК КОНСТРУИРОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАДАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Аннотация: рассматривается коучинг в качестве инструмента, которые позволяет достигать заданных результатов; описана актуальность использования коучинга в личной и профессиональной жизни, практика его применения; описывается коучинг как возможность исполнения стратегического видения и достижения жизненной цели; важность обучения коучингу для изменения «высоты полета» и достижения определенного уровня успешности.

Ключевые слова: коучинг, коуч, конструирование жизненной стратегии, успешность, успех, результаты, клиент, развитие потенциала, статус, стратегическое видение, конструирование действительности.

Как известно, коучинг, это система взаимодействия коуча и клиента, которая позволяет достигать супер-результатов. Я люблю супер-результаты или результаты - супер! Они интересны. Они позволяют «быть на волне». Это как серфинг. Есть выражение: «Нельзя остановить волны - но можно научиться серфингу». Мне кажется, это то же самое. Это достигаторство в полном смысле этого слова. От слова «достигать». Это достижения - на порядок выше, чем у обычных людей. А. Маслоу [1] говорил, что чтобы понять человечество и размеры развития потенциала человека, а потом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.