Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ'

КЛИНИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / МОДУЛЬ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / CLINIC ENGINEERING / MEDICAL ENGINEERING / MEDICAL EQUIPMENT / MEDICAL PRODUCTS / BIOLOGIC ENGINEERING / MOODLE / CREDIT SYSTEM / MASTER'S DEGREE PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шухрат А. Г., Зафар Б. Ж.

В данной статье впервые вводится такое понятие как клиническая инженерия. Проанализирован зарубежный опыт по биомедицинской инженерии. Также показана необходимость в подготовке кадров по этой специальности и даны соответствующие механизмы для создания магистерской программы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шухрат А. Г., Зафар Б. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL ENGINEERING AND ITS PERSPECTIVE DEVELOPMENT

In this work the concept of clinical engineering is introduced for the first time. Foreign experience in biomedical engineering is analyzed. The need for training in this specialty is also shown, and appropriate mechanisms for creating a master's program are given.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ»

УДК 616-007

Шухрат А.Г., к.ф.-м.н.

доцент

Андижанский государственный медицинский институт

Зафар Б.Ж., к.т.н. профессор

Андижанский машиностроительный институт

КЛИНИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ

РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье впервые вводится такое понятие как клиническая инженерия. Проанализирован зарубежный опыт по биомедицинской инженерии. Также показана необходимость в подготовке кадров по этой специальности и даны соответствующие механизмы для создания магистерской программы в данной области.

Ключевые слова: клиническая инженерия, медицинская инженерия, медицинское оборудование, медицинские изделия, биологическая инженерия, модуль, кредитная система, магистерская программа.

Shukhrat A. G.candidate of physics and math sciences

docent

Andizhan state medical institute Zafar B.J., candidate of technical sciences

professor

Andizhan mashine building institute CLINICAL ENGINEERING AND ITS PERSPECTIVE DEVELOPMENT

Annotation: In this work the concept of clinical engineering is introduced for the first time. Foreign experience in biomedical engineering is analyzed. The need for training in this specialty is also shown, and appropriate mechanisms for creating a master's program are given.

Key words: clinic engineering, medical engineering, medical equipment, medical products, biologic engineering, moodle, credit system, master's degree programme.

Актуальность. В последние годы открывается множество лечебных учреждений, которые приобретают большое количество медицинского оборудования, используемого для диагностики, лечения, анализа и профилактики различных заболеваний. Данное медицинское оборудование создано на основе инновационных решений и крупных достижений в области микроэлектроники.

По данным международной организации «The World Medical Market File (WMMFF)», медицинские изделия по количеству продаж занимают

одно из первых мест в мире. Объём продажи медицинских изделий в мире составляет более 300 млрд. долларов [1].

Во многих развитых странах появились целые направления по медико-техническим технологиям и применению биомедицинской техники. Областями использования биомедицинской техники являются [1]:

1.Биологическая инженерия - фундаментальные и прикладные исследования различных биосистем, в том числе на наноуровне, для решения практических задач молекулярной биологии, медицины, фармацевтической, пищевой промышленности и т.д.

2.Медицинская инженерия - исследование, проектирование и изготовление новых наукоёмких медицинских изделий для диагностики, терапии и хирургии, создание искусственных органов; эксплуатация и сервисное обслуживание медицинских систем, комплексов и аппаратов непосредственно в медицинских центрах, лечебно-профилактических учреждениях разного уровня и других объектах здравоохранения.

3.Биоинформационная инженерия - разработка автоматизированных информационных систем медицинского назначения, проблемно-ориентированных баз знаний, экспертных медицинских систем и т.д.

4.Медико-экологическая инженерия (экология человека) - решение проблем взаимодействия человека с постоянно усложняющейся средой обитания, а также контроля и защиты человека от патогенных факторов внешней среды.

5.Реабилитационная индустрия - исследование, проектирование, производство и эксплуатация технических средств по реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

6.Медицина катастроф (критические состояния) - исследование, проектирование, производство и эксплуатация технических средств по экстремальной медицине.

Следует отметить, что современная медицина оснащается высокотехнологичным медицинским оборудованием. К такому оборудованию, например, относится «Сканирующий туннельный микроскоп», работа которого основана на прохождении электроном потенциального барьера, который образован разрывом электрической цепи -небольшим промежутком между зондирующим микроостриём и поверхностью образца [2]. Другим примером является использование роботизированной хирургической системы, которая состоит из консоли хирурга, стойки с четырьмя интерактивными роботизированными руками у операционного стола [3]. Ещё одним примером служит компьютерная томография, квазистатическая электромагнитная томография [4]. Особое место в современной медицине занимает лазерная техника, которая, к примеру, позволяет иссекать биоткань без глубокого ожога [5].

Таким высокотехнологичным медицинским оборудованием постепенно оснащаются также лечебные учреждения нашей страны. Однако в настоящее время лечебно-профилактические учреждения страны

продолжают испытывать острый дефицит в специалистах медико-технического профиля (клинический/медицинский инженер). Типичная сфера деятельности клинической инженерии (Clinical Engineering) связана с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом медицинского оборудования непосредственно в лечебном учреждении.

Придавая особое значение роли клинической инженерии в лечебно -профилактических учреждениях и учитывая, что более 80% всех диагностических и терапевтических процедур осуществляется с помощью медицинских приборов, вопрос о подготовке кадров по этой специальности в стране становится более чем актуальным.

Целью данной работы является показать необходимость подготовки кадров по клинической инженерии и разработка магистерской программы по клинической инженерии с последующим применением её в образовательном процессе для перспективного развития в Узбекистане.

Результаты исследования: Анализ зарубежного опыта показывает: во-первых, для развития вышеназванных направлений возникает необходимость подготовки кадров по этим направлениям, во- вторых, мониторинг наших исследований показал, что в лечебных центрах и клиниках накопилось множество медицинского оборудования, часть которого вышло из строя из-за незначительных неполадок, а часть состоит из уникального высокотехнологичного оборудования, на котором работали бы подготовленные специалисты. Отсюда возникает необходимость в подготовке кадров, которые смогли бы решить вышеуказанные проблемы.

Для начала мы предлагаем ввести такое понятие как клиническая инженерия. Как отмечалось выше, именно эта область здравоохранения нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые владели бы навыками обслуживания высокотехнологичного медицинского оборудования, а при необходимости смогли бы устранить соответствующие неполадки и произвести метрологию этих оборудований.

Таким образом, клиническая инженерия - обслуживание и ремонт, осуществление проверок, калибровки, тестирования и разработка нового медицинского оборудования путём применения научных достижений физики, химии, математики, микроэлектроники, информатики.

Для решения поставленных задач, как отмечалось выше, необходима подготовка кадров в области клинической инженерии, что требует разработку программ в этом направлении.

Нами впервые разработана экспериментальная кредитно-модульная магистерская программа по клинической инженерии, в которую входят учебные модули для студентов медицинского и технического профиля. Если подготовка магистров по клинической инженерии будет осуществлена в течение 4 семестров, то в первом семестре студенты медицинского профиля ознакомятся с такими предметами как метрология, стандартизация и сертификация; методы и средства измерений; прикладная механика; общая электротехника, электроника и микропроцессорная техника.

Для студентов технического профиля предполагаются такие предметы как анатомия человека, топографическая анатомия; нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, клиническая лабораторная диагностика.

Также разработаны совместные учебные модули для второго семестра: технические методы диагностики и лечебных воздействий, современные технические устройства в медицине; узлы и элементы медицинской техники; информационные технологии в клинической инженерии.

В третьем семестре предлагаются следующие модули: эксплуатация и обслуживание медицинских приборов, аппаратов, систем и комплексов; клиническое применение медицинских технологий; проверка, безопасность и надёжность медицинской техники; программные средства обработки медицинских данных; нанотехнологии в медицине.

В четвертом семестре - автоматизация лабораторных медицинских исследований; производственная и научно-исследовательская практика; выполнение магистерской диссертации.

Таким образом, подготовка высококвалифицированных специалистов медико-технического профиля, без сомнения, играет важную роль в обеспечении качества соблюдения медицинских технологий и обслуживания населения, а также получения достоверных результатов.

Результаты и выводы исследования.

1.Реализация межвузовской магистерской программы будет направлена на подготовку специалистов с техническим образованием в области медицинских технологий (клинических инженеров).

2. Впервые в систему высшего образования Республики Узбекистан предлагается ввести межвузовскую магистерскую программу по клинической инженерии. Программа будет ориентирована как на бакалавров с техническим образованием (выпускники технических вузов в области электроники, информационных технологий, автоматизации производственных процессов, метрологии, механики, физики), так и на тех, кто имеет базовое медицинское образование (выпускники бакалавриата медицинских вузов - медико-педагогическое дело, медико-профилактическое дело). Такой принцип подготовки специалистов также впервые будет реализован в системе высшего образования Узбекистана.

3.Учебный процесс будет организован на основе кредитно-модульной системы, которая предусматривает модульную структуру образовательной программы; использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоёмкости; использование балльной системы оценки знаний; участие студента в формировании индивидуального учебного плана; увеличение доли самообучения в образовательном процессе; увеличение гибкости образовательных программ.

Использованные источники: 1. Г.Н. Пахарьков. Биомедицинская инженерия. Проблемы и перспективы. Издательство Политехника., Санкт-Петербург-2011.- 232 с.

2. Маслов Н.С., Панов В.И., Сканирующая туннельная микроскопия атомной структуры, электронных свойств и поверхностных реакций //Успехи физ.наук.- 1989. - Т.157. - №1. - с. 185-186.

3. Саврасов Г.В., Дроздов В.А. Перспективы применения робототехники в хирургии // Биомедицинская радиоэлектроника. - 2003. - № 9.

4. Корженевский А.В., Карпов А.Ю., Корниенко В.Н. и др. Электроимпедансная томографическая система для трехмерной визуализации тканей молочной железы. Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. - 2003.- №8. - с. 5 - 10.

5. Федоров С.Н. Внедрение лазеров в хирургию. - М.:Медицина, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.