YAK 159.98:378 ББК 88.92p30
Л.В. ШИБАЕВА
L.V. SHIBAEVA
КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ВАРИАТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ТИПОЛОГИЮ СОСТОЯНИЙ ПОДОПЕЧНЫХ И ПРОГНОЗ ИХ ДИНАМИКИ
CLINICAL INTERVIEW AS VARIATIONAL CREATIVE ACTIVITY OF THE PSYCHOLOGIST CONSULTANT ORIENTATED AT TYPOLOGY OF STATES OF WARDS AND ITS DYNAMICS FORECAST
Представлена характеристика ключевой компетенции студентов, будущих клинических психологов, - способности и готовности к организации клинической беседы. Сопоставлены компоненты формальной коммуникации и коммуникации, отвечающей высшим требованиям профессионализма клинических психологов в позиции консультантов. Даны иллюстрации вариативности клинической беседы, адресованной подопечным с разными типами личностной организации.
The description of key competence of students, future clinic psychologists is presented. It is ability and readiness to organization a clinic interview. The components of formal communication and communication fulfilling the highest requirements of professionalism of clinic psychologists in the consultant's position are compared. The variability of a clinic interview addressed to wards with different types of personal organization are illustrated.
Ключевые слова: личностная организация, патология характера, клиническая беседа, эффективная терапия, психологическая защита, доверие, предубеждение, принятие, манипуляция, самовыражение, партнерство.
Key words: personal organization, character pathology, clinic interview, effective therapy, psychological protection, confidence, warning, acceptance, manipulation, self-expression, partnership.
В современных напряженных, динамичных условиях жизни становится все более востребованной консультативная практика. Актуальной становиться проблема психологически грамотной подготовки профессионалов к решению задач психологического консультирования, адресованного людям с более или менее ситуативными нарушениями черт характера под влиянием жизненных обстоятельств, с выраженными характерологическими отклонениями, препятствующими личностному развитию и адекватному принятию решений.
Деятельностный подход к организации подготовки клинических психологов выступает актуальной проблемой практико-ориентированных исследований в области вузовского образования. Деятельность психологического консультирования относится к одной из тех, которые мало поддаются формализации, предполагают постановку и разрешение творческих задач построения отношений на основе особого типа уникальной коммуникации, адресованной подопечным, оказавшимся в проблемно-конфликтных ситуациях. Специфика таких ситуаций оказывается в большей части усугублена тем, что определенные характерологические стереотипы взрослых людей (эмоциональные, поведенческие, когнитивные) мешают новой интерпретации складывающихся в жизни обстоятельств. Организация консультативной практики делает востребованной как овладение студентами особыми процедурами психодиагностики, ориентированными на выявление характерологических особенностей подопечных, так и сопровождение в процессе преодоления
дисгармоничных состояний на основе актуализации их ресурсов, к которым относятся, прежде всего, изменение отношения к своим возможностям, преодоление «защитных» барьеров при интерпретации других и самого себя. Это оказывается возможным при создании психологом-консультантом особой коммуникации, отличающейся от отчужденных, внеличностных ее форм, с которыми чаще всего встречаются люди в обыденной жизни.
В качестве одной из ключевых компетенций психолога, будущего консультанта, выступает владение методом клинической беседы [1, 2, 4, 7, 10, 19, 20]. Он получил свое обоснование как в классических исследованиях, опирающихся на парадигму психоанализа, так и в последующих направлениях организации консультативной практики и психотерапии. Специфика консультативной беседы как особой коммуникации выступает предметом анализа в исследованиях, ориентированных на поиск направлений профессионально-личностного развития будущих консультантов. Обоснование того, что «техника» клинической беседы вторична по отношению к потенциалу отношений, которые важно создать, в консультативной ситуации подчеркивается в множестве работ, посвященных обучению консультантов [6, 11, 14, 16]. В частности, в исследованиях А.У. Хараша [22] основания, которые должны характеризовать особенность коммуникации в консультативных ситуациях, выступили прямым предметом анализа. Он, опираясь на опыт организации групп личностного развития, предложил развернутое сопоставление всех компонентов коммуникации, специфичной для «экзистенциального диалога», опираясь на положения культурно-исторического и деятельностного подходов к пониманию ценностно-смысловых аспектов консультативного взаимодействия. В цикле лекций, прочитанных на факультете психологии МГУ им. Ломоносова в 1995-1997 гг., им было осуществлено развернутое обоснование того, что собой представляет консультативный «диалог», позволяющий достигать высокого терапевтического эффекта, и он смог организовать «мастер-классы» в форме «психотерапевтических гостиных» для демонстрации возможностей «пережить» этот эффект при вступлении особые отношения участников группы личностного развития.
Охарактеризуем некоторые из противопоставлений, предложенных А.У. Харашем, имея в виду некоторую метафоричность обозначений, выбираемых им для противопоставлений. Характеристика различий между монологичным и диалогичным стилем консультативной беседы представлена в таблице.
Таблица
Сопоставление компонентов монологичного стиля и стиля «экзистенциального диалога» в условиях консультативной беседы
Общение Восприятие собеседников Информирование Взаимодействие
Монолог Защита Предубеждение Манипулирование Соперничество
Диалог Доверие Принятие Самовыражение Партнерство
Характеризуя разнообразие монологичного стиля в разных сферах жизни, (таких как образование, деловое партнерство), в том числе и консультативной практике, правомерно выделить ряд его признаков, которые позволяют характеризовать «синдром монологизма». В частности, это так называемый феномен «овеществления» - превращение человека в объект изучения, когда он понимает, что вы его прочитываете как «обобщенного» другого, а не как «значимого» и «уникального» другого. Альтернативой такого обобщения и овеществления выступает переживание опыта доверия. Переживание чувства доверия позволяет отказаться от защиты, «открыть» дверь в направлении «самораскрытия» без боязни оценок, порождающих деструкцию
самооценки. Доверие - важнейшее состояние, которое делает возможным преодоление феномена «психотерапевтического овеществления», преодоления ролевых барьеров в ситуации консультирования.
Монологичное восприятие собеседника основано на предубеждении. Его единицей является стереотип при прочтении собеседниками друг друга, т.е. некоторый «твердый», догматичный образ. Альтернатива предубеждению - взаимное принятие на фоне интеграции усилий и подопечного, и консультанта к состояниям проникновения во внутренний мир «значимого» другого.
Крайне интересна фокусировка А.У. Хараша на понятие знака в контексте обоснования возможности взаимного влияния консультанта и подопечного на самовыражение состояний. Знак, как подчеркивал Л.С. Выготский, средство изменения себя, средство расширения сознания, средство освобождение сознания из плена [3]. Это возможно в условиях диалога. Если найдены созвучные смыслам подопечного обозначения, возможно оказывать влияние на интерпретацию подопечным своих состояний. Однако в условиях монологичного стиля знаки отлучают от людей, выстраивают барьеры. Вместо партнерства возникают предубеждения «непонятости». Большое значение имеет возникновение в консультативной ситуации атмосферы «сообщничества». С одной стороны, возникает своеобразное «деловое ядро» отношений, при котором преодолеваются «секреты друг от друга», возникает «открытое взаимодействие». С другой стороны, это партнерство по типу «сообщничества», появление некой «тайны», когда подопечный понимает ситуацию так, что он партер по воспроизводству отношений, при которых нет перехода на позицию коммуникатора, но возможно взаимное изменение позиций, уверенность в достижении открытости взаимодействия.
Таким образом, в данном направлении наиболее полно представлено разнообразие, многопараметричность возможных средств создания «продуктивного альянса» участников консультативной ситуации.
Динамика перехода от монологичного стиля к диалогичному может быть рассмотрена в контексте изучения профессионально-личностного развития психолога в позиции консультанта в условиях достижения им все более высоких уровней мастерства [2, 3, 18].
Важен и другой ракурс анализа: обсуждение проблемы достижения диалогичного стиля в условиях преодоления предубеждений подопечных с определенными характерологическими особенностями в процессе планирования консультантом некоторого удовлетворительного результата, с прогнозом возможной динамики состояний подопечного и определения возможных границ. Как подчеркивает одна из известных современных авторов руководства по пониманию структуры личности в клиническом процессе, «терапия может значительно преобразовать личность, но не может ее трансформировать. Люди сохраняют свои "внутренние модели": центральные внутренние сценарии, конфликты, ожидания, аффекты и защиты» [11, с. 222-223 ].
Дифференциальный подход к разнообразию возможностей консультативной деятельности при работе с подопечными с разными уровнями ситуа-тивности/устойчивости характерологических личностных расстройств позволяет намечать и разные стратегии реализации диалога, и различия в оценке возможных достижений. Например, консультант может помочь преодолеть деструктивные состояния депрессивному подопечному, однако, не может, безусловно, изменить его личность, придав ему иные характерологические свойства. Определение границ влияния предполагает особого рода диагностику, включенную в непосредственное взаимодействие с подопечным, а не вынесенную за пределы такого взаимодействия.
В качестве одних из важных параметров, предопределяющих прогноз динамики и планируемых достижений, современные клинически психологи выделяют уровни личностных расстройств людей, обратившихся за консультацией. Это могут быть ситуативные неврозы или невротические расстрой-
ства личности. В частности, в англоязычном варианте DSM различают состояния, обозначенные как «расстройства» (disorder) и «расстройства личности» (personalite disorder). Нельзя сказать, что человек с симптоматическим неврозом характера, вызванным определенным конфликтом, и невроз человека с личностью, пронизанной «невротическими паттернами», может быть градуирован по степени неблагополучия. Однако прогноз консультанта может касаться прежде всего того, какую ожидать позицию подопечного с первых фрагментов консультативной беседы. Подопечные с симпото-матическими неврозами оказываются на одной стороне с консультантом в процессе преодоления проблематичной части своих состояний. Они динамичнее включаются в консультативный диалог, оформляя совместные стратегии движения с консультантом. Достижение «альянса», доверия с подопечными, чьи проблемы сложно переплетены с их личностными чертами, должно быть ориентировано на гораздо больший период. Немедленные наступления на разрешение проблем, которые, казалось бы, лежат на поверхности, в этом случае могут повредить достижению диалогичных отношений, могут быть расценены как агрессивная интервенция. Достаточно детально, в частности, длительный процесс достижения альянса с подопечными, имеющими личностные расстройства, характеризуются в работе такого известного автора, как Н. Мак-Вильямс [11].
Вариантами планируемой работы могут выступать либо формы краткосрочной когнитивно-поведенческой консультативной стратегии, либо долгосрочная работа, предопределяемая целями преодоления глубинных оснований несостоятельности, неблагополучия личности. От точности диагноза зависит то, насколько происходит объединение консультанта с подопечным в борьбе последнего с его негативными состояниями. В настоящее время выраженной тенденцией в прогнозе консультативных достижений выступает концептуализация психологического благополучия или расстройства в направлении все более тонких дифференцировок степени глубины преодолеваемых подопечными трудностей состояний неблагополучия, вызванного искаженной идентификацией себя как «плохого».
Значимым для прогноза оказывается принцип холизма в оценке определенного симптомокомплекса, его отнесения к целостному складу личности. Так, фобии у человека с депрессивной или нарциссической личностью необходимо расценивать как иной феномен по сравнению с фобиями человека с выраженной личностной тревожностью. При организации диалога с людьми, имеющими разные характерологические стили, необходимо варьировать арсенал средств, приглашающих к диалогу. Так, при работе с подопечным истероидного стиля важно соблюдать границы психологической дистанции, быть терпимым к молчанию подопечного с шизоидной акцентуацией, быть готовыми к парированию приемов обесценивания, применяемых с большой вероятностью подопечным с нарциссическим стилем.
Таким образом, чтобы знать, как помочь человеку почувствовать в ситуации консультирования понятым, принятым, обеспечить доверие и возможность самораскрытия, необходима грамотная интерпретация консультанта уникальной индивидуальности подопечного и умозаключения о потенциале преодоления несостоятельности, который возможно прогнозировать.
Трудность организации диагностической позиции консультанта заключается в том, что процедуры диагностики интегрированы в процесс консультативной практики и взаимодействие с подопечным и определение границ возможных достижений, прогноз динамики осуществляется одновременно, слитно с самим процессом взаимодействия [13]. Это ситуация реализации гуманитарного идеала познания оказывается крайне затруднена, если диагностика понимается как отдельный этап перед или после осуществления консультативного собеседования. Уяснение индивидуальных особенностей подопечного в самом начале консультативной работы, ее пересмотр в «тупиковых», кризисных моментах взаимоотношений участников предполагает не-
прерывную оперативную рефлексию консультантом высказываний, их контекстов, эмоциональной атмосферы, складывающейся в ситуации взаимодействия с подопечными.
Общие принципы и частные формы реализации клинической беседы в ситуации консультирования необходимо воплощать психологу в позиции консультанта как решение особого типа творческих задач. Особенность заключается в том, что достижение успешности решения воплощается в открытости, незавершенности выхода и подопечного, и консультанта из проблемной ситуации. Значимыми условиями при оценке удовлетворенности выбранного направления решения выступает то, как удается психологу выбрать регистры тона, содержание высказываний, приемы предлагаемого подопечному партнерства, открытости, позволяющие пережить состояния доверия и многое другое, актуализированное им уместно в неповторимых эпизодах такого сложного события как состоявшийся консультативный диалог. Организация образовательных сценариев, позволяющих студентам, будущим консультантам, пережить такое состояние, выступает актуальной проблемой, требующей преодоления формализованных сценариев вузовского обучения.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Международная педагогическая академия, 2002. - 264 с.
2. Воробьева, Л.И. Диалог и коммуникация [Текст] / Л.И. Воробьева // Моск. психотерапевтический журнал. - № 2. - 2006. - С. 5-28.
3. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 5. - 368 с.
4. Джордж, Р. Консультирование: теория и практика [Текст] / Р. Джордж, Т. Кристиани. - М. : Эксмо, 2002. - 448 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. -С. 34-42.
6. Колпачников, В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование [Текст] / В.В. Колпачников // Вопросы психологии. - 1998. -№ 6. - С. 35-43.
7. Копьев, А.Ф. Психологическое консультирование. Опыт диалогической интерпретации [Текст] / А.Ф. Копьев // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. -С. 17-24.
8. Леденцова, С.Л. Динамика содержания профессиональных понятий в процессе овладения студентами-психологами деятельностью консультирования [Текст] / С.Л. Леденцова, Л.В. Шибаева // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 1 (22) . - С. 75-85.
9. Леденцова, С.Л. Модель психологического консультирования, основанная на принципах культурно-исторической концепции [Текст] / С.Л. Леденцо-ва // Психология в здравоохранении и образовании. - Вып. 24. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2008. - С. 100-114.
10. Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов [Текст] / Г.Ю. Любимова // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 2000. - № 1. - С. 48-56.
11. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. Мак-Вильямс ; пер. с англ. В. Снегура. - М. : Класс, 2016. - 592 с.
12. Мартынова, Е.В. О принципах обучения психологическому консультированию [Текст] / Е.В. Мартынова // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. - 2007. - № 2. - С. 28-38.
13. Розин, В.М. Научная интерпретация предмета психологии (от парадигмы естественно-научной к гуманитарной) [Текст] / В.М. Розин // Психологический журнал. - 1991. - № 2. - С. 43-57.
14. Рыцарева, Т.В. Трудности первых шагов психолога-консультанта [Текст] / Т.В. Рыцарева // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2009. -№ 3. - 89 с.
15. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Психология» и психологическим специальностям / Е.Е. Сапогова. - М. : Академия, 2008. - С. 348.
16. Соколова, Е.Т. Психотерапия: теория и практика [Текст] : учеб. пособие [Текст] / Е.Т. Соколова. - М. : Академия, 2006. - С. 368.
17. Темнова, Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования [Текст] / Л.В. Темнова. - М. : МОСУ, МПГУ, 2000. -С. 212.
18. Топольская, Т.А. О понятие «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике [Текст] / Т.А. Топольская // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 4. - С. 69-90.
19. Франкл, В. Психотерапия на практике [Текст] / В. Франкл. - СПб. : Ювента, 1999. - С. 250.
20. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] : лекции / З. Фрейд. - М. : Современная гуманитарная академия, 2007. - 528 с.
21. Хамитова, И.Ю. Этапы профессионального развития [Текст] / И.Ю. Хами-това // Системная семейная терапия: Классика и современность / сост. А.В. Черников. - М. : Класс, 2005. - С. 280.
22. Хараш, А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий [Текст] / А.У. Хараш // Психолого-педагогические проблемы общения / под ред. А.А. Бодалева. - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. - С. 17-35.