МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
V'
И.Н. Мисанова
УДК: 658.114.5 : 303.7
Кластеры в коммерческо-государственной модели
В контексте исследования важным представляется использование федеральными органами исполнительной власти новых экономических инструментов, адекватных современным целям и задачам, что позволит не только углублять государственно-частное партнерство, но и развить коммерческо-государственную модель.
Ключевые слова: коммерческо-государственная модель, инновационная система, кластерные программы, исследования, развитие, бизнес, компании, партнерство, стартап-компании.
Особая роль в коммерческо-государственной модели отводится образованию кластеров, поскольку это область инновационной политики, где наблюдается наиболее динамичное развитие. Одной из тенденций, ярко прослеживающейся в настоящее время, является активное привлечение к данной работе местных правительств, а также укрепление региональной инновационной системы.
Надо отметить, что подавляющее большинство европейских стран приступило к развитию кластерных программ в середине девяностых годов [2].
В частности, финская межминистерская программа кластерных исследований была начата в 1996 году. Программа направлена на передачу и аккумуляцию знаний в отобранных областях, создание новых и постоянных структур сотрудничества, совершенствование способности к сотрудничеству всей исследовательской системы и увеличение надежности и гибкости инновационной деятельности.
В Норвегии была запущена программа 1Т^огпеЪи, которая направлена на стимулирование кластеров в области информационных технологий. Делается попытка развить крупный центр исследований и разработок с тес© Мисанова И.Н., 2012
ными связями между высшим образованием и ориентированным на информационные технологии бизнесом, являющимся сердцевиной нового кластера в регионе Осло с национальными и международными связями. Оригинальной чертой является тесное привлечение венчурного капитала и компаний к построению Центра знаний.
Новая Зеландия в 2001 году начала новую пилотную программу развития 15 кластеров различного типа. Программа предоставляет разнообразные услуги, включая обучение, консультирование и помощь в финансировании.
Португальская программа PROINOV, начатая в 2001 году, помимо прочего включает разработку инновационных кластеров в ключевых областях. Кластерная политика направлена на развитие сотрудничества и сопряжения между фирмами, ассоциациями предпринимателей, высшим образованием, исследовательскими и финансовыми институтами. К настоящему времени было идентифицировано несколько потенциальных партнерств для инновационных кластеров.
Начиная с 2002 года японское правительство учредило новую программу для создания инновационных кластеров в избранных регионах. Кластеры включают университеты, государственные исследовательские организации, прочие исследовательские институты и компании, занимающиеся исследованиями и разработками, а также региональные правительства.
В Исландии существует официальная кластерная организация в области здравоохранения — Технологический форум здоровья. Он был образован в марте 2000 года исследовательским советом для укрепления сотрудничества между государственными учреждениями и компаниями частного сектора, для способствования росту образования стартап-компаний со здравоохранительным уклоном, а также для помощи существующим предприятиям в достижении глобальных рынков.
Кластерные стратегии канадского Национального исследовательского совета (NRC) успешно поощряют развитие инновационных кластеров, конкурирующих в глобальном масштабе в ряде общин путем работы в партнерстве с другими правительственными департаментами на федеральном, провинциальном и муниципальном уровнях, университетами и частным сектором. Бюджет декабря 2001 года провозгласил расширение региональных инновационных инициатив. Была организована кластерная конференция для оказания поддержки фирмам, исследовательским институтам и посредническим организациям в идентификации интересных кластерных проектов. Был проведен кластерный
мониторинг и технологические «дорожные карты» для интенсификации формирования и обмена стратегической информацией в тесном сотрудничестве со всеми соответствующими участниками.
Россия приступила к формированию программ развития кластерных исследований, ориентированных на рынок, в начале 2000 года. Одной из самых широкомасштабных программ государственно-частного партнерства в этом направлении явилась внебюджетная межведомственная инновационная программа «Биотехнология для медицины и сельского хозяйства». Правовым основанием для реализации программы стало соглашение 2001 года, подписанное четырьмя российскими министерствами — Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации. Позднее к нему присоединились Российская академия наук, Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук, а также научные, промышленные, коммерческие и финансовые организации различных форм собственности.
Среди стратегических целей данной программы следует выделить следующие:
— создание системы и механизмов внебюджетного финансирования приоритетных научных разработок и инновационных проектов, их промышленная разработка и коммерциализация;
— обеспечение роста российского экспортного потенциала, включая биотехнологические продукты, интеллектуальную собственность и капитал.
Программа способствует развитию партнерства между компаниями государственного и частного секторов экономики. Она обеспечивает государственное финансирование на предконкурентной стадии научных исследований и разработок и промышленное освоение результатов с помощью частных структур, ориентированных на рынок.
Важность этого опыта состоит и в том, что программа позволяет государству и коммерческим организациям различных форм собственности эффективно сотрудничать на всех стадиях инновационного цикла.
Москва и Санкт-Петербург являются самыми важными центрами кластерного процесса [1]. В этих городах развиваются многие потенциальные кластеры, охватывающие почти все отрасли и технологии, в которых Россия, так или иначе, конкурентоспособна. Сюда относятся оптика, нанотехнологии, ядерные технологии,
энергетические технологии, кораблестроение, лазерные технологии, биотехнологии (главным образом в фармацевтике), информационные технологии (математическое моделирование, системы распознавания речи и системы производства, а также технологии для текста и изображений, информационной безопасности), разработка новых материалов (в частности, специальных сплавов и полимеров), космические технологии, технологии личной безопасности, целый ряд специализированных технологий в области разведки и добычи природных богатств и, конечно, военные технологии.
Другие крупные города являют собой «родину» для одной или нескольких промышленных технологий, например: Екатеринбург (металлургия), Нижний Новгород (автомобильная промышленность, кораблестроение), Пермь (нефтехимия), Самара (космические технологии и автомобильная промышленность), Воронеж (авиационные технологии).
Некоторые наукограды (маленькие города с высокой концентрацией деятельности в области исследований и разработок в определенных областях) являются очень важными генераторами знаний и могут стать центрами научных кластеров. Например:
— ядерные технологии — Дубна, Обнинск, Протвино, Сосновый Бор и другие;
— биотехнологии — Краснообск, Оболенск, Пущино, Кольцово;
— космические и ракетные технологии — Королев, Химки, Реутов, Юбилейный, Краснознаменск, Звездный и другие;
— авиация — Жуковский, Лыткарино;
— радиоэлектроника и микроэлектроника — Фрязино, Зеленоград;
— фундаментальная наука — Черноголовка, Троицк, научный центр РАН города Новосибирска.
Закрытые города, специализирующиеся на исследованиях и производстве военного назначения, представляют «сильные и очень сплоченные кластеры», которые работают исключительно под госзаказ. Это города Саров, Озерск, Снежинск, Лесной, Заречный, Зеле-ногорск, Железногорск, Трехгорный, Новоуральск и Северск.
Отраслевые кластеры представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отраслевые кластеры
Кластер Определенные места
оптики и оптоэлектроники Санкт-Петербург (ИТМО, ЛОМО, Государственный оптический институт)
Окончание табл.
Кластер Определенные места
энергетический Санкт-Петербург («Силовые машины», Государственный технический университет, ЦКТИ им. Ползунова и другие)
кораблестроения Санкт-Петербург (Верфи «Адмиралтейские» и «Северная», Балтийский завод, ЦНИИ им. Крылова, ЦКБ «Рубин», НПО «Алмаз» и т.д.)
информационных технологий Санкт-Петербург (технические университеты и многие специализированные малые и средние предприятия)
космической технологии Москва (Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет им. Баумана, Институт космических исследований, корпорация «Энергия», проектное бюро «Химмаш»)
радиоэлектроники Москва (Московский институт электроники, радиотехнологии и автоматики, Московский государственный технический университет им. Баумана, Технический университет коммуникаций и информатики)
металлургии и металлообработки Екатеринбург («Уралмаш», Уральский политехнический институт)
нефтепереработки Татарстан («КазаньОргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», «Татнефть», Казанский государственный университет)
электроники Зеленоград (Зеленоградский научно-техологи-ческий парк, Московский государственный институт электроники, АФК «Система»)
ядерных исследований и приборостроения Дубна (Институт ядерных исследований, Дубнинский машиностроительный завод, Инструментальный завод «Тенсор», НИИ Атолл)
биотехнический Кольцово (Центр биотехнологий «Вектор», Новосибирский государственный университет)
За последние несколько лет ряд стран инициировал новые программы, которые нацелены на построение инновационных сетей. Некоторые программы направлены на конкретные отрасли и регионы, а другие фокусируются на малых и средних предприятиях.
Потенциально широкомасштабное воздействие инновационных сетей и кооперативного взаимодействия получает все возрастающее внимание во многих странах. Создание связей в национальной инновационной системе стало главным приоритетом политики многих государств.
Канадские Сети центров совершенства (NCE) являются виртуальными исследовательскими институтами, объединяющими канадские силы в областях, которые представляют важность для партнеров, которые могут разрабатывать коммерческие возможности и совершенствовать качество жизни. Так, в 1999—2000 финансовых годах всего 563 компании (138 — представляющие провинции и федеральные правительственные департаменты и агентства, 46 — больницы, 98 — университеты и более 266 — другие организации) из Канады и из-за рубежа принимали участие в программе NCE. Активное участие промышленности обеспечивает стимулирующую среду обучения и возможности найти работу для студентов. В феврале 2000 года правительство объявило о финансировании в размере 52 миллионов американских долларов создание трех новых сетей. В 2001 году была объявлена дополнительная поддержка для четырех новых NCE в области автомобильных, языковых исследований и исследований грамотности, воды, геномики стволовых клеток и терапии; 22 сети распределяются по пяти общим областям: здравоохранение и биотехнология; информационная технология; природные ресурсы; инфраструктура и образование.
В Германии Национальная геномная исследовательская сеть была инициирована в декабре 2000 года для борьбы с болезнями путем создания пулов, сетей и расширения ресурсов наиболее эффективных партнеров от науки и промышленности.
Центральные задачи, которые должны быть достигнуты с помощью данной сети, включают: формирование критической массы персонала и инфраструктуры; новые ресурсы в форме производительных методов и платформных технологий; эффективный механизм для приоритезации и фокусирования исследовательских тем; передачу технологии промышленности.
В Восточной Германии в 2002 году запущена новая программа «Сетевой менеджмент востока (NEMO)». Эта мера должна стабилизировать организацию региональных сетей малых и средних предприятий и исследовательских институтов путем компетентной технологической поддержки и менеджмента экономики. С помощью
внешних менеджеров сети малые и средние предприятия и предприятия «start-up», страдающие от отсутствия компетентности, смогут воспользоваться сотрудничеством в исследованиях и разработках с предприятиями или исследовательскими институтами.
Франция также очень активна в построении инновационных сетей. Между 1999 годом и 2001 годом правительство обеспечило финансирование для пятнадцати сетей технологических исследований и инноваций в областях окружающей среды, жизнеобеспечения, информации, компьютерных технологий и телекоммуникаций. Их основной целью является усиление передачи исследований далее в промышленность, структурная исследовательская политика и сохранение сравнительных преимуществ в стратегических секторах экономики.
Швейцарская сеть инноваций была учреждена в конце 1999-го. Ее целью явилось поддержание образовательных учреждений в их деятельности по передаче технологий. Все кантональные университеты, федеральные институты технологии, университеты прикладных наук, другие исследовательские институты, а также частные компании являются членами сети.
Россия приступила к развитию сетей в самое последнее время. В частности, это относится к созданию сети национальных информационно-аналитических центров по передовым направлениям науки для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала. Создание сетей, особенно между исследовательским сектором и промышленностью, должно стать частью системной политики государства. Создание сетей стимулировало бы развитие коммерческо -государств енной модели.
Участие зарубежных компаний, при соответствующей защите национальных интересов, должно поощряться.
Необходимо помнить, что инновационное развитие не может быть всецело связано с государственным бюджетом, в основном оно должно осуществляться за счет формирования спроса на исследования и разработки со стороны негосударственного (частного) сектора экономики. Финансовое взаимодействие государства с коммерческими организациями должно стать ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку при правильной организации оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющегося стратегическим фактором экономического роста.
Ряд государств определил взаимодействие и сотрудничество между государственным и частным секторами приоритетной задачей правительства. Это устранило многие препятствия на пути их раз-
вития, создав стимулы для исследователей в создании стартап-компаний и облегчив их участие в деятельности подобных фирм, активизировав привлечение финансирования исследований на ранней стадии и сформировав условия для венчурного финансирования.
Следует признать, что Россия еще значительно отстает в развитии правовых, организационно-экономических и финансовых механизмов взаимодействия и сотрудничества между государством и коммерческими организациями, особенно в инновационной сфере. Несмотря на то что сегодня правовая система России предоставляет определенные возможности для использования новых правовых, организационно-экономических и финансовых инструментов поддержки коммерческо-государственной модели, федеральные органы исполнительной власти на практике обладают достаточно ограниченными возможностями по их применению.
Таким образом, новые широкомасштабные инициативы по развитию коммерческо-государственной модели в существенной степени блокируются законодательными барьерами и использованием консервативных (бюрократических) административных инструментов, не способных обеспечить устойчивое развитие в современных экономических условиях России. Это хорошо просматривается при анализе развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Предприятия частного сектора, работающие в жестких условиях рынка, обусловливающего необходимость применения адекватных экономических механизмов, теряют интерес к развитию ГЧП сразу, как только сталкиваются с правовыми и административными барьерами, повышающими рискованность взаимодействия с государственным сектором экономики. Именно этим объясняется то обстоятельство, что, несмотря на то что первые проекты, формально удовлетворяющие критериям государственно-частного партнерства, появились в России еще в начале 90-х годов, они так и не получили достаточного распространения. Следует заметить, что инициированные государством программы ГЧП активно дополняются значительным количеством инициатив государственно-частного партнерства, появившихся снизу. Цели этих программ самые разнообразные. Эта тенденция является признаком жизненности системы, которую не следует подавлять неадекватными попытками со стороны государства ввести жесткие модели партнерств. Скорее всего, инициативы снизу должны быть «приведены в порядок путем награждения» лучших и объединяться каталитической программой для образования синергизма в конкретных областях.
Переход федеральных органов исполнительной власти на использование новых экономических инструментов, адекватных поставленным целям и задачам, позволит не только углублять государствен-
но-частное партнерство, но и развить коммерческо-государственную модель, преодолеть глубокие различия между административной культурой и культурой бизнеса, привнести прогрессивные методы управления в государственный сектор и противостоять риску неэффективной бюрократической организации инновационных процессов.
Делая вывод из вышесказанного, полагаем целесообразным внедрение в России коммерческо-государственной модели, создание необходимых правовых и организационных механизмов, стимулирующих частные компании заключать договоры на проведение исследований и разработок с государственными университетами и исследовательскими институтами, сотрудники которых, в свою очередь, получат возможность заниматься техническим консультированием, работать на ведущих должностях в частных компаниях и обладать правами на интеллектуальную собственность, полученную по государственным заказам и вытекающую из данных исследований.
В ряде случаев коммерческое развитие наиболее значимых и многообещающих научных исследований и разработок требует создания коммерческих научных и промышленных структур, которые доведут результаты научных исследований до стадии реализации.
Для решения сложных задач не только в научной, промышленной, но и других сферах российской экономики (производственной, военной, культурной, социальной и т.п.) автором предлагается широкое внедрение в практику народного хозяйства России коммерчес-ко-государственной модели, которая создает общее информационное пространство для исследователей и разработчиков, производителей и инвесторов. Она делает возможным в приоритетных областях получение доступа к государственной поддержке, инвесторам позволяет инвестировать в высокоприбыльные высокотехнологичные производства, производителям — запускать выпуск конкурентоспособной, высококачественной продукции.
Литература
1. Fostering Public-Private Partnership for Innovation in Russia OECD, 2005.
2. Public/Private Partnerships for Innovation: Policy Rationale, Trends and
Issues; OECD, 2003.
3. Public/Private Partnerships for Innovation: Policy Rationale, Trends and
Issues; OECD, 2003.