Научная статья на тему 'Кластерный подход в совершенствовании формирования кадрового потенциала сельского хозяйства'

Кластерный подход в совершенствовании формирования кадрового потенциала сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / CLUSTER APPROACH / INDUSTRY CLUSTER / STRATEGIC PARTNERSHIPS AND INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыкина Наталья Владимировна

В статье поднимается вопрос о возможности использования кластерного подхода в решении проблемы формирования кадрового потенциала сельского хозяйства. Предлагается авторское представление о принципах функционирования отраслевого кластера с участием вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брыкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cluster approach to improve the formation of human potential in agriculture

The mechanism of formation of personnel potential is a set of forms and methods of realization of processes of its formation. The cluster acts as an instrument of improvement of formation of personnel potential of agriculture, because it provides active participation of business and other cluster members in identifying and resolving common problems. Technology, capital, human resources within the cluster acquire new, more cost-effective combination, lead to improvement of processes, both production and formation of personnel potential. Horizontal and vertical cooperation will allow the cluster members to carry out various activities, exchanging products and technologies, get access to resources and opportunities that they do not possess individually. The basis for the formation of industrial clusters in agriculture should be the conditions of its placement in the agro-industrial park with all the necessary resources, simplified system of agreement guaranteeing legal rights. A cluster is a tool to simplify or speed up the process of socioeconomic development, therefore, a more logical solution is the creation of industrial clusters with the University's participation, in this case, the business has the necessary motivation to join the cluster, and the creation of integration ties with the education takes place within a cluster. The purpose of formation of the cluster of the University is developing a system of training, interacting learning and self-learning of the participants in the chain «science technology business». In the innovative development of continuous professional education, the most important is the cluster approach based on cooperation, partnership, collaboration, dialogue between stakeholders: educational institutions, business-structures, authorities, public organisations, with the aim of forming a competitive agricultural personnel.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в совершенствовании формирования кадрового потенциала сельского хозяйства»

УДК 338.43

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Брыкина Наталья Владимировна, заведующая сектором воспитательной и внеу-чебной работы Ульяновского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

432011, г. Ульяновск, ул. Карюкина, д. 20; тел: 89297939125, e-mail: yashina73@mail.ru

Ключевые слова: кластерный подход, отраслевой кластер, стратегическое партнерство, инновационное развитие.

В статье поднимается вопрос о возможности использования кластерного подхода в решении проблемы формирования кадрового потенциала сельского хозяйства. Предлагается авторское представление о принципах функционирования отраслевого кластера с участием вуза.

Механизм формирования кадрового потенциала представляет собой совокупность форм и методов реализации процессов его формирования, охватывающих конкретные кадровые процессы в отрасли. Категория «кадровый потенциал» содержит возможности достижения конечных результатов при сопоставлении производственного потенциала отрасли и условий реализации компетенций кадров этой отрасли. Широта процессов и факторов определяет необходимость детализировать и фраг-ментировать механизм, что позволяет выбрать наиболее оптимальный набор инструментов для решения задач формирования кадрового потенциала. Инструментарий данного механизма являет собой средства правового, организационного, ресурсного, экономического, научно-информационного

или финансового характера и имеет целевое назначение [1]. Кластер выступает инструментом совершенствования формирования кадрового потенциала сельского хозяйства, поскольку обеспечивает активное участие бизнеса и других элементов кластера в выявлении и решении общих проблем.

Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года подразумевает формирование новых инструментов кооперации инновационной, кластерной и образовательной политик посредством координации федеральной и региональной политики, поддержки разработок на уровне регионов. Масштабная поддержка кластеров в России началась с Государственной программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета 25 пилотным кластерам, охватывающим автомобильную промышленность,

Фарминдустрию, аэрокосмическую отрасль, ядерно-физические отрасли и другие. Основными бенефициарами выступают традиционно высокотехнологичные отрасли и сектора, так как считается, что только эффективные кластеры должны быть получателями государственной поддержки [2]. «Согласно подходу М.Портера, кластеры «вписаны» в деловую среду региона. В хорошей деловой среде они появляются сами. Если же базовые параметры этой среды плохие, то никакая государственная поддержка не будет иметь долгосрочный успех», - говорит директор российской венчурной компании, занимающейся проблемой развития кластеров в России, А. Введенский [2]. Введение кластерной политики в России отличается от иностранных аналогов, поскольку основная инициатива исходит от государства. Государство одновременно выступает в качестве руководящего органа и активного инвестора в проекты развития кластеров.

В сельском хозяйстве инновации не рассматриваются в качестве стратегического приоритета, прежде всего из-за макроэкономической ситуации в отрасли и низкого уровня кадрового потенциала, не позволяющих рассчитывать на коммерческий успех от использования технологических инноваций. Между тем, всеми экспертами утверждается, что именно в кластерах формируются ключевые компетенции, прогресс которых служит залогом долгосрочной конкурентоспособности территорий и отраслей. Горизонтальная и вертикальная кооперация позволит участникам кластера осуществлять различные виды деятельности, обмениваясь продуктами и технологиями, получать доступ к ресурсам и возможностям, которыми они не обладают по отдельности. [3].

Анализ внедряемых в настоящее время в АПК таких кластерных проектов, как проект «Система формирования и развития кадрового потенциала АПК Республики Татарстан» или научно-образовательный кластер МичГАУ позволяет отметить некоторые важные аспекты. Во-первых, отличие отраслевого и образовательного кластеров состоит в их продукте. Продуктом отраслевого кластера в сельском хозяйстве

является сельскохозяйственная продукция, а цель создания кластера состоит в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства, продуктом же образовательного кластера являются образовательные услуги, целью - повышение конкурентоспособности специалистов. Во-вторых, в современных условиях построение системы обучения внутри образовательного кластера неэффективно без бизнес-структур, наукоемких предприятий в составе образовательного кластера, поскольку реальные инновации, новые технологии в АПК не соответствуют традиционным методам преподавания в вузе при подготовке кадров высокой квалификации и не всегда отвечают конкретным требованиям производства. Необходима разработка контрактных программ, основанных на интеграции вузов с агробизнесом. Для вуза реализация таких программ служит цели повышения качества образования в соответствии с требованиями работодателей, кроме того, налаживание связей с потенциальными работодателями может способствовать более успешному трудоустройству выпускников. Для агробизнеса такая интеграция позволит решать проблему кадрового голода, причем трудоустроившиеся молодые специалисты будут уже адаптированы к данному производству. Однако работодатели в вышеупомянутых кластерах неохотно идут на такую интеграцию. Данные кластеры не сбалансированы по типам участников, являясь больше «научными», в их составе нет финансовых институтов, мало представлен бизнес.

Кластер представляет собой инструмент, позволяющий упростить или ускорить процессы социально-экономического развития, в связи с чем более логичным решением является создание отраслевого кластера с участием вуза, в таком случае бизнес обладает необходимой мотивацией к вхождению в кластер, а создание интеграционных связей с образованием происходит уже внутри кластера. Базой формирования отраслевого кластера в сельском хозяйстве должны стать условия его размещения в агропромышленном парке со всем необходимым ресурсным обеспечением, максималь-

но упрощенной системой согласования, гарантирующей юридические права [4].

Преимуществом для создания отраслевого кластера в Ульяновской области является то, что с 2010 года реализуется проект «Агропромышленный парк Ульяновской области», где внутри комплексной торгово-производственной структуры, действующей в торгово-закупочной, производственной, логистической, консалтинговой и других сферах, объединены мелкие и средние сельскохозяйственные товаропроизводители региона. Проект нацелен на развитие предпринимательства в сельской местности, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции на агропродовольственном

рынке региона.

Органы государственной власти, агробизнес, объединения предпринимателей, финансовые и кредитные учреждения, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы и образовательные учреждения -потенциальные участники отраслевого кластера, элементы которого в их взаимосвязи представлены в виде схемы на рис. 1.

Горизонтальная и вертикальная кооперация позволит участникам кластера осуществлять различные виды деятельности, обмениваясь продуктами и технологиями, получать доступ к ресурсам и возможностям, которыми они не обладают по отдельности. Региональное правительство как

Производственный сектор

Задачи:

Продвижение продукции предприятий кластера Интеграция с образованием, устранение дефицита кадров

Правительство Ульяновской области Министерство сельского хозяйства Министерство образования и науки Управление федеральной государственной службы занятости населения (УФГСЗН)

Ульяновскоблстат

А V

Система образования (СПО, ВПО, НПО, ДПО, общее образование)

Задачи:

Формирование кадрового потенциала Целевая подготовка кадров в соответствии с потребностями предприятий кластера Трансляция знания, консалтинг

Сектор координации

Задачи:

Содействие развитию кооперации Взаимодействие с органами

государственной власти по вопросам деятельности кластера

Формирование единого

информационного

пространства

Сектор экономического развития

Финансовые и кредитные учреждения Венчурные и другие фонды

Консалтинговые фирмы

Объединения

предпринимателей

Научный сектор

Задачи:

Внедрение технологических инноваций в отрасли

Выход на международный уровень

Рис. 1 - Структура отраслевого кластера (разработка автора)

участник кластера играет связующую роль между всеми остальными участниками. Стратегический координационный совет уполномочен к выбору стратегии и созданию новых форм сотрудничества. Задачами такого совета являются:

- взаимодействие с органами государственной власти по вопросам деятельности кластера в интересах участников;

- содействие развитию кооперации между участниками; содействие продвижению продукции предприятий кластера;

- содействие внедрению технологических инноваций в отрасли;

- содействие развитию малого и сред-

него бизнеса;

- организация целевой подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями предприятий кластера с привлечением ведущего вуза;

- организация и проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции кластера.

Одним из инструментов механизма формирования кадрового потенциала является управленческое воздействие на федеральном и региональном уровне, однако, на наш взгляд, ключевая роль механизма формирования кадрового потенциала сме-

традиционный подход

Учащиеся

Преподаватели

Финансы

ВУЗ

Материально-техническая база

инновационный подход

Система мер поддержки

Выявление лучших практик

Целесообразность модели сетевого взаимодействия

Поиск барьеров и методов их устранения

Стратегическое партнерство

Конкурентоспособные специалисты

Рост человеческого потенциала

Повышение производительности труда

Прирост

национального

дохода

ис. 2 - Система инновационного развития вуза (разработка автора)

1!

га еа »1

р и ш ■ !

Ой и

щается с влияния внешних факторов на различные производственные процессы к огромному значению внутренних факторов, прежде всего, формирования конкурентоспособности работников сельского хозяйства.

Формирование конкурентоспособных специалистов - задача профессионального образования. Выбор вузами инновационного пути развития - это вопрос выживания образовательных учреждений, которые уже поставлены на эту грань демографическим спадом. В борьбе за своего абитуриента вузы вынуждены «снижать планку» проходных вступительных баллов, иначе учебные места останутся незаполненными. В этом случае труднее выпустить на рынок труда конкурентоспособных молодых специалистов. Инновационное развитие вуза заключается в перестройке деятельности в соответствии с новыми целями и современными требованиями для получения конкурентоспособных специалистов. Если ранее сочетание финансовых, материальных, кадровых ресурсов учреждения образования было достаточно для выполнения образованием своей миссии, то в настоящее время изменившиеся условия диктуют необходимость использования инновационных подходов (рис. 2).

Роль вузов заключается в подготовке кадров для предприятий и в трансляции знаний, консалтинге фирм в различных отраслях их деятельности. Целью формирования кластера для вуза является построение системы обучения, взаимообучения и самообучения его участников в цепочке «наука - технологии - бизнес». Непосредственное участие вуза в деятельности кластера позволит сделать его программы более кастоми-зированными, в основу которых положены компетентностные модели, отработанные совместно с работодателями.

Преимущество для вузов от участия в кластере заключается в том, что в отличие от стратегического партнерства, которое иногда является лишь нереализованным соглашением о намерениях, кластер более формализованная и стабильная структура с четко определенными целями и условиями участия. То, что традиционно используется в рамках стратегического партнерства (практики, стажировки, научные исследования студентов), в рамках кластера приобретает более широкий диапазон, также такое сотрудничество позволяет провести ревизию кадровых потребностей.

Таким образом, важной особенностью предлагаемой схемы аграрного кластера региона является то, что он является формой сотрудничества, направленного на развитие взаимоотношений между поставщиками, потребителями и правительственными институтами с целью формирования конкурентоспособных сельскохозяйственных кадров и их эффективного использования в регионе.

Библиографический список

1. Брыкина, Н.В. Механизм формирования кадрового потенциала аграрной экономики / Н.В. Брыкина, М.В. Постнова // Международный технико-экономический журнал. - 2013. - №6. - С.59-64.

2. Кластерная политика: зарубежный опыт. // Стратегия. 2014. № 1(14). С.28-33.

3. Дозорова, Т.А. Формирование кластера в свеклосахарном подкомплексе региона / Т.А. Дозорова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 4 (24). - С.129-132.

4. Хухрин, А.С. Концепция развития аграрных кластеров в Российской Федерации / А.С. Хухрин, О.И. Бундина, А.А. Настин // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2011. - №1 (6). - С. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.