Научная статья на тему 'Кластерный подход в обеспечении конкурентных преимуществ регионального развития'

Кластерный подход в обеспечении конкурентных преимуществ регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТНі ПЕРЕВАГИ / РЕГіОНАЛЬНИЙ РОЗВИТОК / КЛАСТЕРИ / ЕКОНОМіЧНИЙ ПОТЕНЦіАЛ / ADVANTAGES / REGIONAL DEVELOPMENT / CLUSTERS / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Р. В.

Конкурентные преимущества современного регионального развития рассматриваются в условиях сложившейся экономической структуры. Кластерный подход служит средством для достижения целей промышленной политики региона и является действенным инструментом для стимулирования комплексного развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster approach in providing competitive advantages of regional development

The competitive advantages of modern regional development are examined under the present economic structure. A cluster approach is a means to achieve the targets of the regional industrial policy and is an effective tool for promoting integrated regional development.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в обеспечении конкурентных преимуществ регионального развития»

Р.В. Кузьменко, к.э.н.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Категория «конкурентные преимущества» в экономической литературе используется в основном относительно продукции или фирмы. Но территориальное образование, имеющее статус хозяйственного комплекса, может быть охарактеризовано с позиций его конкурентоспособности на рынке.

Рассматривая пути повышения конкурентоспособности страны, необходимо, в первую очередь, определить отрасли, на которые ориентирована государственная экономика. Для Украины в настоящее время это промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь. Это отрасли, на развитии которых выгодно отражается специфика страны, ее географическое, климатическое, геополитическое положение и другие особенности. Эти отрасли должны отличаться опережающими, по сравнению с другими, темпами развития.

Украина обладает значительными сырьевыми ресурсами, благоприятными климатическими условиями, выгодным территориальным местоположением, располагает значительным количеством плодородных земель.

Трудовые и интеллектуальные ресурсы не принято относить к базовым факторам конкурентоспособности, поскольку это не естественные конкурентные преимущества.

Ввиду того, что набор промышленных отраслей сложился исторически, целесообразно сохранить преемственность при

выборе критериев определения их конкурентоспособности. Во-первых, это наличие конкурентных преимуществ, то есть того, что выгодно отличает данные отрасли и предопределяет их лидирующее положение, прежде всего на внешнем рынке. Во-вторых, наличие научно-технического потенциала как основы в продвижении продукции, выпускаемой на рынок (внешний в первую очередь), где реализация экспортных возможностей зависит от конкурентоспособности выработанной продукции. Таким образом, основным условием отнесения той или иной отрасли к категории конкурентоспособной является наличие экспортного потенциала. Если продукция экспортируется, значит, у нее есть преимущества по сравнению с конкурирующими товарами-аналогами и отрасль в целом конкурентоспособна. Конкурентоспособность может обеспечиваться ценовыми или техническими характеристиками.

Известно несколько способов повышения конкурентоспособности: рациональное использование инвестиций и инноваций, прямая поддержка бизнеса в отдельных отраслях и регулирование деятельности отраслевых рынков с помощью законодательства. Последние два способа достаточно тесно связаны между собой. В настоящее время в формировании стратегической конкуренции важную роль играет не только макроэкономическая политика и определенные преимущества (качество и количество трудовых ресурсов, естественного сырья и капитала), но и эффективность, с которой на государственном уровне и уровне отдельных фирм используются мощности для производства товаров и услуг. Следовательно, преимущества конкурентоспособности создаются на внешнем и внутреннем рынках.

Базовыми отраслями в экономике Украины являются промышленность и сельское хозяйство. Данная отраслевая направленность характерна для большинства регионов, поэтому в оценке региональной конкурентоспособности, прежде всего, следует опираться на наличие конкурентных преимуществ отрасли.

Однако, как свидетельствует мировой опыт и практика, регион только теоретически может иметь конкурентные преимущества сразу по всем признакам. Поэтому и каждый регион имеет свой особый набор конкурентных преимуществ, способный сделать его экономику конкурентоспособной. Следовательно, у таких регионов количество факторов конкурентоспособности имеет лучшее значение, чем в среднем по стране. Общая характеристика состояния бизнес-климата в таких регионах содержит следующие составляющие:

развитие инфраструктурного комплекса региона;

состояние окружающей среды;

качество рабочей силы;

научно-исследовательский потенциал и степень его реализации в хозяйственной © Р.В. Кузьменко, 2012

деятельности компаний;

политика региональных властей в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

Данные характеристики регионального ведения хозяйства в совокупности и составляют то, что называется региональным конкурентным преимуществом.

Среди имеющихся определений региональных конкурентных преимуществ выделим следующее: «Региональные конкурентные преимущества - это совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих его от других регионов и определяющих перспективы производства в нем товаров и услуг» [1, с. 6].

Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что экономический потенциал по-разному влияет на конкурентоспособность регионов. Так, инвестиции в основной капитал превышали средний уровень по стране в г. Киеве и таких областях, как: Киевская, Полтавская, Днепропетровская, Одесская, Донецкая, Николаевская, Харьковская. По стоимости основных средств из этого перечня выбыли Киевская, Николаевская и Одесская области, но вошла Запорожская. По доходам населения выбыли Николаевская, Одесская и Харьковская области. В части анализа показателя «банковские кредиты» лишь Днепропетровская область и г. Киев внутренне конкурентоспособны. Однако следует заметить, что внутренняя конкурентоспособность региона зависит не только от экономического потенциала региона, но и от состояния экономической системы в целом. Конкурентоспособность экономики региона обусловливается действием всегда нескольких факторов, при этом отсутствие конкурентного преимущества по какому-то одному - двум факторам не означает неконкурентоспособность экономической системы в целом.

Формирование конкурентных преимуществ и развитие конкурентоспособности регионов является базовой предпосылкой для улучшения качественных параметров экономического роста, связанных со структурными превращениями в промышленности, аграрном секторе, в финансовой сфере. Они играют ведущую роль в выработке региональной экономической политики, ориентированной на интересы граждан, для создания достойных условий жизни в региональном пространстве при возобновлении регулирующих функций государства, опирающихся на конкурентные преимущества богатой ресурсами территории, имеющей многовековые культурные традиции, что позволяет не только выживать в сложных условиях жизнедеятельности, но и формировать инновационные направления развития. Поэтому оценка конкурентоспособности регионов допускает учет количественных и качественных показателей отдельных элементов производительных сил. На конкурентных преимуществах формируется инновационная стратегия региона, которая, в первую очередь, способствует преодолению ограничений на пути экономического развития.

В настоящее время в экономике Украины в целом и в регионах, на отдельных предприятиях важно находить эффективные пути, обеспечивающие рост производительности. Наиболее эффективным путем повышения конкурентоспособности является реализация инновационных решений на государственном и областном уровнях, а также на уровне отдельных организаций и предприятий. Необходимо, чтобы региональная инновационная стратегия основывалась на обеспечении эффективного расходования ресурсов, составляющих экономический потенциал региона. Поэтому для обеспечения конкурентоспособности промышленности области необходимо решение вопросов структурного и организационно-технологического реинжиниринга проблемных промышленных предприятий для их финансового оздоровления. Одним из приемлемых механизмов, обеспечивающих решение данных вопросов, является кластеризация экономики.

Следует отметить, что коренное отличие современного кластера от индустриального территориально-производственного комплекса заключается в том, что теперь все более важным интегрирующим фактором выступают факторы нового знания, инноваций, которые обеспечивают конкурентоспособность кластера, развитие информационно-коммуникационных сетей. Внутренней интегрирующей составляющей прежнего индустриального комплекса выступали, прежде всего, объекты производственной инфраструктуры. Индустриальный ТПК осуществлял массовое производство однородной продукции (например, добыча схожих по характеристикам природных ресурсов), тогда как современный кластер производит целый спектр постоянно меняющихся групп продукции (например, разных по свойствам видов природных ресурсов). Прежний ТПК в большинстве случаев создавался «с нуля», а современный кластер можно

создавать путем модернизации имеющихся индустриальных модулей. Советский комплекс имел вертикальную иерархическую структуру «промышленный узел - комплекс - район», а современный кластер - чаще сетевая, горизонтальная, структура «ядро - поставщики». Индустриальный комплекс создавался на принципах внутреннего разделения труда, когда огромное количество поставщиков располагались за тысячи километров от стержневого производства. С другой стороны, современный кластер использует принципы локализованного субконтрактинга, когда «смежники» географически приближены к основному производству.

Для формирования благоприятных условий в реализации кластерной политики необходима аналитическая база и информационная поддержка на государственном и региональном уровнях. Для этого необходимо осуществление таких мероприятий, как: определение и мониторинг уже имеющихся кластерных объединений; исследование благоприятных условий и возникающих барьеров в развитии отдельных кластеров или групп кластеров; создание разных специализированных образовательных программ по вопросам реализации кластерной политики в экономике на региональном уровне; организация специализированных конференций и форумов, посвященных кластерной политике в экономике; поддержка участия делегаций на специализированных международных конференциях, посвященных экономическим кластерам; формирование единой базы данных кластерных инициатив на региональном уровне.

Кроме этого, необходимо планирование проведения работ относительно гармонизации правил, нормативно-методической и информационной базы с общеевропейскими правилами.

Важно четко определить, какие кластеры и где необходимо создавать в ближайшей и дальней перспективе. Для некоторых регионов-аутсайдеров Украины первоочередными кластерами могут быть аграрно-пищевые и туристические, или транспортно-логистические, деревоперерабатывающие, строительные. Одним из заданий региональных администраций в данном вопросе будет определение приоритетов в кластерной политике, усиление интеграции процесса кластеризации в отраслевых и других комплексных программах развития региона. Так, для западных регионов Украины, ввиду их географического положения, целесообразно создание новых и развитие уже имеющихся туристических кластеров. Для таких кластеров приоритетными направлениями в развитии может стать участие в выставках, открытие крупных туристических центров. Подобные кластеры создаются, как правило, на основе объединения обособленных субъектов экономической деятельности, что позволяет эффективнее решать задачи, которые стоят перед экономикой региона. Выполнение таких задач будет возможно только при консолидации усилий всех участников экономической деятельности.

Особенности формирования кластеров в старопромышленных регионах таковы, что чаще всего вокруг крупных промышленных предприятий объединяются малые, производящие ряд видов промежуточной и конечной продукции. Поэтому можно определить кластер как территориально-отраслевое объединение предприятий, тесно сотрудничающих с научными, финансовыми учреждениями и органами государственной местной власти. Как правило, кластеры имеют структуру, возглавляемую центральной компанией, которая на конкурсной основе (тендеры, конкурсы) выбирает субподрядные организации, производящие взаимодополняющую продукцию. Предпосылки к образованию кластеров с использованием имеющихся ресурсных баз есть в каждом из старопромышленных регионов. Экономика старопромышленных регионов имеет достаточно широкую отраслевую специализацию. В таких регионах, как правило, присутствуют факторы, обусловливающие создание кластеров. К таким факторам можно отнести наличие мощного научно-технического потенциала и высококвалифицированных кадров. Кластерный подход, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и др.), но и также является действенным инструментом для стимулирования комплексного регионального развития.

Процессы регионализации нуждаются в регулировании макроэкономических пропорций на региональном уровне. Прежде всего, это определение размера доходов населения и товарооборота; балансов строительных мощностей, трудовых ресурсов и занятости населения; объема грузооборотов и тому подобное. Следовательно, необходим анализ сопоставления и оценки эффективности регионов.

Экономический потенциал регионов Украины характеризуется прежде всего валовым региональным продуктом (ВРП). Наибольшая его доля принадлежит г. Киеву, Донецкой и Днепропетровской областям. Естественно предположить, что значение ВРП при прочих равных условиях зависит от отраслевой структуры производства. Причем в регионах с большим объемом

ВРП структура видов экономической деятельности является близкой к моноотраслевой (кроме г. Киева и Харьковской области). Это обусловливается, прежде всего, структурой экономики, которая сложилась исторически исходя из естественных условий. Анализ структуры капитальных вложений свидетельствует, что более 40% их направлялось на обновление машин и оборудования, что, однако, является недостаточным, хотя в современных условиях и это можно считать позитивным явлением. Более трети от общего объема инвестиций направлялось на развитие отраслей промышленности. Транспорт и связь характеризуются самыми низкими показателями, но, невзирая на негативные проявления в инвестиционном процессе, непосредственно факт их поступления в экономику можно рассматривать как позитивный и разрабатывать мероприятия, которые будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона.

Если сравнивать изменения в объемах инвестиций в основной капитал за период с 2006 по 2010 г., то следует отметить, что они имели позитивную динамику как по всем регионам, так и по Украине в целом. Значительно увеличился индекс инвестиций в г. Киеве, Ивано-Франковской, Львовской и Киевской областях. В 2007-2008 гг. он был наивысшем в сравнении с предыдущими годами, что связано с реализацией полномасштабных проектов в каждом регионе.

Лидирующие позиции в общем объеме инвестиций в основной капитал с 2007 по 2010 г. заняли индустриально развитые области (Донецкая, Днепропетровская, Одесская, Харьковская). С 2007 г. к лидерам присоединилась Киевская область, опережая Одесскую и Харьковскую области, а на долю этих областей, как и в 1990 г., приходится наибольший объем инвестиций и в натуральном выражении. В настоящий момент регионы с потенциалом реального сектора «пугают» инвесторов количеством нерешенных проблем, связанных с социальной сферой и развитием инфраструктуры. Наличие больших предприятий становится менее значимым, преимущество отдается способности предприятий рентабельно функционировать и внедрять инновационные технологии. Повышается значимость факторов потребления в том числе социального, что при условии высокой тенизации экономики способны отображать реальные доходы бизнеса.

Как составляющую экономического потенциала капитал целесообразно рассматривать не только как стоимостное выражение основных фондов, но и как воплощение в орудия труда, технологию, производственные здания.

В Украине стоимость основных средств на начало 2011 г. составляла 6 648 861 млн грн [2], из которых значительная часть принадлежит отраслям промышленности. Следует отметить, что использование основных фондов в промышленности характеризуется состоянием их технического уровня. Поэтому на основе анализа можно сделать вывод, что из-за низкого технического уровня стоимость основных фондов является значительно ниже их балансовой стоимости.

Диагностика необходима для ориентации и поддержки инновационного развития регионов. Стратегический потенциал должен содействовать пространственному развитию страны, когда на основе гармоничного сочетания развития сырьевого сектора и инновационной экономики формируются новая производственная структура, интеллектуальный капитал, новые направления развития. Такой подход вынуждает использовать современные инструменты, позволяющие наряду с регионами-лидерами поддерживать стагнирующие регионы именно на новых принципах. Например, все больше ученых выражают мнение о том, что в государственной поддержке нуждаются все, - и «сильные», и «слабые» регионы, но механизм такой поддержки должен быть различным. Такой механизм должен быть направлен на стимулирование роста по всем регионам, поощрение за реальный рост экономики и социальной сферы. Следует ликвидировать подход, когда «выгодно быть бедным». А для этого необходимо ставить правильный «диагноз» наиболее главным проблемам. Решая проблемы, следует обращать внимание на нормативные материалы правительства, где в разных документах встречаются противоречия, например, когда идет речь о развитии региональной конкуренции и одновременно о межрегиональном выравнивании.

В литературе можно встретить большое количество методик кластерного анализа [3, с. 130131]:

Q-факторний анализ. Это факторный анализ скорее элементов, чем переменных. Число кластеров определяется весами, а вхождение в кластер определяется наибольшей факторной нагрузкой;

односоединительный метод (ближайшего соседа). Группы, которые состоят сначала из одного индивидуума, объединяются исходя из расстояния к ближайшим соседям. Группы, между которыми расстояния наименьшие, совмещаются. Каждое объединение уменьшает на единицу

число групп. Расстояние между группами определяется как расстояние между ближайшими членами групп. Такой метод приводит к «серпантинным» или «цепным» кластерам;

полносоединительный метод (самого далекого соседа). Здесь расстояние между группами определяется как расстояние между самыми удаленными парами индивидуумов. Расстояние между совмещаемыми кластерами равняется диаметру наименьшей сферы, которая содержит их обоих. Метод создает компактные кластеры в виде гиперсфер, которые с трудом совмещаются с другими кластерами. Каждое объединение уменьшает на единицу число групп;

среднесоединенный метод (метод Кинга). О расстоянии между группами судят по расстоянию между центрами масс. Объединяются кластеры с ближайшими центрами масс. Каждое объединение уменьшает на единицу число групп;

метод к-средних. Начинают с к кластеров (например первые к точек). Как критерий используется минимальное расстояние внутри кластера относительно среднего. Как только элемент включается в кластер, среднее пересматривается. Это продолжается до тех пор, пока не размещены все точки;

КОБАТА. Начинают с к-кластеров и относят все элементы в соответствии с внутрикластерными критериями минимальности. После того, как все элементы отнесены, средние пересматриваются, и опять до тех пор, пока не перестанут получаться улучшения внутрикластерного критерия минимальности;

дисперсионный критерий оптимизации. Помещают точки в к-кластеры, а затем организуют перераспределение точек в соответствии с дисперсионно-ковариационным критерием.

Оценка разных методов позволяет прийти к выводу о возможности использования метода с-средних для нечеткой кластеризации в межрегиональных экономических системах.

В кластерном анализе признаки группирования подлежат объединению с помощью некоторой «метрики» - евклидова расстояния или другой. В региональной экономике это позволяет обнаруживать территориальные отличия. Исследователи утверждают, что выделение однородных региональных зон позволяет расширить содержание проводимого анализа [4, с. 61]. При этом методологические черты кластерного анализа, которые являются наиболее значимыми, возможно отобразить как образование единой меры для характеристики некоторых признаков, а также как качественное определение необходимой группировки объектов наблюдения. В последующем такой подход можно использовать при нечеткой кластеризации региональных систем. Действительно в кластерном анализе признаки объединяются с помощью некоторого «мерила» (в литературе это называется нормированием) в один количественный показатель схожести или отличия группируемых объектов.

Подходы, используемые при кластерном анализе, зависят от цели, для которой он проводится. Существует два типа целей: определенные и неопределенные. Примером определенной цели может быть экономическое моделирование для агрегирования (что и является формой анализа кластера) компаний по отраслями, а районов - по географическим областям. Разделение на кластеры при неопределенной цели может использоваться в таких случаях: с исследовательской целью - «посмотреть, что здесь такое»; облегчить сравнение и оценку данных; подготовить проведение последующего анализа [5, с. 23-24].

Кластерный подход к анализу структуры экономики используется в некоторых странах мира с целью государственного регулирования экономики. В Финляндии такой подход используется для разработки промышленной политики. В рамках этого проекта Министерство торговли и промышленности подготовило директивы, на основе которых была разработана и утверждена Национальная промышленная стратегия, что позволило перейти от макроэкономического регулирования к промышленной и технологической конкурентной политике, основанной на развитии кластеров. Анализу подверглись наиболее перспективные отрасли. Критерием являлись наличие постоянного экспорта и притоков иностранных инвестиций. Был определен «кластерный каркас», составлению которого предшествовала работа по составлению кластерных карт лесного хозяйства, цветной металлургии, энергетики, телекоммуникаций, экологии, здравоохранения, транспорта, химии, строительства, продовольствия. В результате проведенной работы экономика Финляндии полностью перешла от поддержки медленно растущих базовых отраслей к отраслям, развивающимся на основе высоких технологий, и кластерам [6].

В последних публикациях по данной проблеме кластерный анализ, с одной стороны, не фокусируется на системных проблемах, возникающих на макроуровне, когда невсегда отслеживается взаимосвязь изменений в экономике в целом и бизнес-среде, с другой стороны, такой анализ не направлен на изучение деятельности отдельной компании. Компании

взаимодействуют на рынке: поставщики, производители, потребители, которые могут принадлежать, взаимодействуя, к разным отраслям.

Предлагается кластерный анализ проводить в два этапа: первый этап - в региональной экономике выявляются (идентифицируются) работающие и потенциальные кластеры; второй этап - анализ обнаруженных кластеров, для которых в дальнейшем будет разрабатываться политика поддержки (см. таблицу) [7]. Такой кластерный анализ следует дополнить мониторингом и оценкой выполнения кластерной политики, если идет речь о значении сформированного кластера.

Таблица

Этапы кластерного анализа

Этап 1. Идентификация кластеров Анализ региональной значимости кластера (по показателям, которые принимают участие в его формировании) Анализ международной значимости кластера (удельный вес в мировом рынке) Кластеры, идентифицированные в регионе (потенциальные, возникающие, зрелые)

Этап 2. Формирование кластеров (отбор) Государственная поддержка Кластерная политика Участие секторов экономики Участие частного сектора Отобранные кластеры (из сформированных на этапе 1) для государственной поддержки

Здесь следует отметить, что в конечном итоге кластерный подход используется для дальнейшего эффективного инновационного развития. Разнообразие и многовариантность кластеров усложняют их типизацию, хотя существует множество новых форм взаимоотношений между разными участниками бизнеса и властью. Отсутствие жестких планов и распределение между производителями секторов потребления нуждаются в формировании системы взаимовыгодных договоренностей в рамках установленных государством приоритетов и правил. Следует учитывать, что каждый участник решает свои задачи, определяемые его уставными, программными и нормативными документами. Однако в пределах региона власть, бизнес и общество, могут найти круг общих задач. Процессы усиления международной конкуренции в мировой экономике стали основой для формирования новой промышленной политики, основанной на кластерной политике. Этому способствует усиление конкуренции между странами, большая мобильность факторов производства в результате глобализации, увеличение взаимосвязей между предприятиями. Следовательно, можно говорить о появлении новых мировых экономических структур - кластеров.

Существует множество инструментов, которые можно использовать для практического решения задач идентификации и оценки деятельности кластеров, - от простых измерений специализации (например, с помощью коэффициентов локализации) до процедур, которые базируются на анализе матриц межотраслевого баланса [8]. Исследование этих вопросов свидетельствует, что решение проблемы идентификации кластеров зависит не только от инструментария исследования, но преимущественно и от информационной базы. Последнее достаточно важно, поскольку возможные показатели (или их часть) могут сохранять свою значимость и на последующих этапах процесса оценки. Представляется уместным отметить, что в отчете Департамента промышленности и торговли Английскому региональному агентству развития отмечается: «Большинство измерений фокусируется на экономической работе кластера. Они охватывают результаты, но не обеспечивают информацией о том, что способствовало успеху кластера» [9, с. 16].

Данные о деятельности кластеров могут быть количественными, которые получают путем численного анализа переменных, таких как количество занятых или объем производства, и качественными, которые собирают путем анкетирования специалистов. Отечественная статистическая информация не предоставляет возможности оценить деятельность кластеров, функционирующих на территории Украины, хотя вопросы эффективности их функционирования освещены во многих работах [10].

На основе анализа теоретических и практических шагов в создании кластерных структур предложена структурная схема процесса разработки и реализации развития регионального кластера. Такую схему можно представить в виде логической последовательности управленческих процессов, которая состоит из нескольких этапов. Реализация подходов в создании и развитии

региональных кластеров может быть построена по таким направлениям: развитие регионального кластера за счет формирования общих условий бизнеса в регионах; развитие регионального кластера за счет прямой кооперации администрации и бизнеса. Используя эти подходы, можно определить уровень, на котором должны приниматься решения и ответственность за их реализацию. Определение направлений развития регионального кластера имеет в виду разработку последовательно связанных планов по использованию индивидуальных особенностей региона субъектами экономической деятельности при поддержке соответствующих органов управления.

Экономическое взаимодействие регионов, геополитические изменения, которые обусловливают вхождение Украины в общемировое пространство, должно базироваться на интеграции конкурентных преимуществ субъектов отношений и создании на этой основе рациональной модели поведения участников данного процесса, что позволяет эффективно использовать природные ресурсы и накопленный потенциал развития.

Следовательно, необходимость использования методов кластерного анализа в отечественной практике продиктована тем, что он позволяет очертить рамки и пределы интеграции всех главных инструментов государственной политики экономического развития и является средством обеспечения процесса устойчивого развития регионов. Существуют много методов кластерного анализа, и их оценка позволяет прийти к выводу о возможности использования метода с-средних для нечеткой кластеризации в региональных экономических системах. Кластерный анализ должен проводиться в два этапа: первый этап - в региональной экономике выявляются (идентифицируются) работающие и потенциальные кластеры; второй этап - анализ выявленных кластеров, для которых в дальнейшем будет разрабатываться политика поддержки. Участие региона в конкурентной борьбе означает формирование в региональной системе новых характеристик, свойств и новых стандартов качества данной системы. Поэтому принципиально важным является оценка способности экономики регионов Украины хранить и улучшать свои позиции в национальном хозяйстве.

Важное значение имеет определение таких качеств регионов, которые позволяют им стать лидерами в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ. Особую роль приобретает выделение показателей, влияющих на инвестиционную привлекательность региона, использование которых на практике позволяет определить конкретную меру такого влияния и использовать ее для управления данными процессами.

Использование кластерной модели позволит значительно ускорить принятие верных решений относительно повышения конкурентоспособности регионов. Самое важное в этом то, что большинство социально-экономических проблем региона будут решаться комплексно, с учетом интересов всех участников этого процесса. Необходимость использования методов кластерного анализа в отечественной практике продиктована тем, что он позволяет очертить рамки и пределы интеграции всех главных инструментов государственной политики экономического развития и является средством обеспечения процесса устойчивого развития регионов.

Литература

1. Унтура Г.А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности / Г.А. Унтура // Регион: экономика и социология. - 2002. - № 1. - С. 3-16.

2. Статистичний щорiчник Украши за 2011 рш / [ред. О.Г. Осауленко]. - К.: ДП "1нформацшно-аналггичне агентство", 2011. - 558 с.

3. Соломон Г. Зависящие от данных методы кластер-анализа / Г. Соломон // Классификация и кластер; под ред. Дж. Вэнрайзина; пер. с англ. П.П. Кольцова. - М.: Мир, 1980. - С. 128-147.

4. Герасенко В.П. Кластерное зонирование по факторам развития человеческого потенциала / В.П. Герасенко, П.В. Герасенко // Вопросы статистики. - 2006. - № 9. - С. 61-66.

5. Крускал Дж. Взаимосвязь между многомерным шкалированием и кластер-анализом / Дж. Крускал // Классификация и кластер; под ред. Дж. Вэнрайзина; пер. с англ. П.П. Кольцова. -М.: Мир, 1980.- С. 20-41.

6. Новые формы организации инновационного процесса [Электронный ресурс] // Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. - Режим доступа: http://www.subcontract.ru /Docum/DocumShow_DocumID_174.html

7. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института региональных инновационных систем. - Режим доступа: http://www.innosys.spb.ru/?id=1093.

8. Bergman E.M. Industrial and regional clusters: conceptsand competitive applications / E.M. Bergman, E.I. Feser. - Regional Research, WVU, 1999. - http:/www.rri.wvu.edu/webBook.

9. Andersson T. The Cluster Policies Whitebook. / T. Andersson, S. Schwaarg-Serger, J. Sorvik, E.W. Hansson. - IKED, 2004.

10. Асаул Л.Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система [Электронный ресурс] / Л.Н. Асаул // Экономика строительства. - 2004. - № 6. - Режим доступа: http: // www.stroi.ru/tsch/d928dr341768m0.html.

Представлена в редакцию 01.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.