Научная статья на тему 'Проблемы формирования кластерных систем в региональной экономике'

Проблемы формирования кластерных систем в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / региональная экономика / кластерная система / cluster / regional econonomy / cluster systems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. Н. Матросова, В. Б. Цеханович

В статье рассматриваются идея, процесс создания и развития кластеров. Необходимость формирования кластерных структур обосновывается неотложной потребностью в разработке новых теоретических и практических подходов к созданию благоприятных условий для функционирования региональной экономики. Сформулированы выводы по осуществлению мероприятий для создания кластерных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of forming the cluster systems in regional economy

An idea, process of creation and development of clusters, is examined in the article. The necessity of forming of cluster structures is grounded an urgent requirement in development of the new theoretical and practical going near creation of favorable terms for functioning of regional economy. Conclusions are done on realization of measures of the cluster systems.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования кластерных систем в региональной экономике»

УДК 332.146:330.322

Л. Н. Матросова,

доктор экономических наук, В. Б. Цеханович,

соискатель, г. Луганск

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СИСТЕМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Постановка проблемы. Интеграция Украины в мировое содружество в условиях глобализации и регионализации экономики ставит принципиально новые требования к регулированию инвестиций, их концентрации в отраслях и регионах приоритетного развития. Эффективное управление инвестиционной деятельностью в кластерных системах зависит от четкого определения функций и механизма инвестиционного менеджмента, управления реальными и финансовыми инвестициями, формирования инвестиционных ресурсов, развития экономики регионов. Разработка методов управления инвестиционными процессами в кластерах с учетом способности их участников к самоорганизации и самоокупаемости, внедрению инноваций исходит из сути, цели и заданий инвестиционного менеджмента, необходимости ускорения процесса создания интегрированных (сетевых) систем. Указанные положения должны быть положены в основу разработки и реализации форм и методов управления инвестиционными процессами в кластерах разного типа.

Анализ последних исследований и публикаций. Среди зарубежных и отечественных ученых, которые активно занимаются изучением проблем создания кластерной модели регионального развития, стратегического планирования отметим работы М.Портера [6], С.Грищенко, А.Брувера, П.Чечелю-ка [1; 9]. Теоретические аспекты государственного управления, формирования конкурентоспособных кластеров и внедрения эффективного механизма управления регионом нашли свое отражение в публикациях А.Миграняна [7].

Из публикаций последних лет отметим монографию В. И. Ляшенко и соавторов, в которой предложены различные варианты развития региональной инфраструктуры: кластерные системы, региональные центры наноиндустрии, нанокластеры, в том числе приграничные, бизнес-инкубаторы и др., основанные на тесном взаимодействии научных, образовательных и предпринимательских структур, что позволяет получить синергетический эффект. Особый интерес представляет пример трансграничного нанокластера, который формируется в рамках сотрудничества Белгородского государственного университета (Россия), Луганского национального университета имени Тараса

Шевченко, Донецкого физико-технического института имени А. А. Галкина, Института экономики промышленности НАН Украины [4].

Нерешенные проблемы. Несмотря на определенные попытки формирования кластерных подходов при осуществлении структурной перестройки промышленного производства, на сегодня не разработаны методики организации кластерных структур. На основе обобщения отдельных публикаций, представленных в экономической литературе, касающихся формирования международных, национальных и локальных кластеров в странах мира, предлагается следующий порядок формирования кластеров в промышленном производстве региона, где активная роль отводится центральным и местным органам власти.

На первом этапе происходит формирование основных направлений деятельности будущего кластера, который поддерживается отраслевыми министерствами. При этом оцениваются возможные угрозы и потенциальные возможности кластера; разрабатывается концепция, направленная на усиление конкурентной борьбы, определение регионов для развития наукоемких производств; формулируются цели и задания по развитию промышленного кластера.

Второй этап — подготовка программы формирования и развития кластера, в которой ведущую роль играют органы местного управления (местные государственные администрации, городские советы). На этом этапе формируется «дерево целей» промышленного развития территории, разрабатываются нормативные документы относительно кластерной модели развития, планирования и поддержки промышленных зон.

Третий этап — утверждение программы формирования и развития кластеров на государственном уровне (определение степени приоритетности региона для подобных изменений, соответствие программы национальной стратегии развития и основам региональной политики, согласование прогноза будущего кластера, при котором все участники могли бы объединиться с целью позитивных изменений).

Четвертый этап создания кластера на уровне региона заключается в непосредственной практической поддержке кластерной концепции развития, причем помощь должна проявляться не столько в субсидиро-

вании и льготном налогообложении отдельных отраслей или предприятий (государственные целевые гарантии, снижение ставки налога на инновационную прибыль, полученную благодаря внедрению в производство прогрессивных технологий), сколько в инфраструктурном обеспечении, создании опытных разработок, внедрении инновационных стипендий, гарантиях под научные программы, масштабном кредитовании малого и среднего, а также венчурного бизнеса, ускоренной амортизации промышленных предприятий.

Мировая практика реализации кластерной концепции акцентирует внимание на паритетности распределения источников финансирования промышленного кластера с целью минимизации рисков и стимулирования инвестирования: 30% капиталовложений обеспечивает правительство, 30% — органы местной власти (субсидии региональных программ развития, муниципальные ценные бумаги), 30% — предприятия и частные институты (кредиты коммерческих банков, внутренние инвестиции, лизинг, внебюджетные фонды), 10% — иностранные инвесторы.

Цели статьи. Целью статьи является изучение предпосылок и процесса создания кластера как перспективного территориального объединения в сфере производства.

Изложение основного материала исследования. Опыт зарубежных стран мира свидетельствует, что региональному развитию в определенной местности содействуют кластеры. По определению американского ученого М. Портера, кластер—это сочетание предприятий и учреждений, для которого территориальная общность его компонентов — дополнительный фактор повышения экономической эффективности за счет постоянства взаимосвязей, сокращения транспортных расходов, рационального использования всех видов местных ресурсов, создания условий для сочетания с территориальным планированием и управлением [6, с. 298]. Из теории М. Портера вытекает определение кластера как географически сконцентрированной группы взаимосвязанных компаний (производители, поставщики, банковские, биржевые и кредитные учреждения, фонды венчурного финансирования и тому подобное), а также связанных с их деятельностью организаций (например, сервисных, инжиниринговых, консалтинговых компаний, агентств по стандартизации, торговых объединений, высших учебных заведений и научно-опытных организаций).

М. Портер выделяет три главных признака кластера бизнеса: а) территориальная специализация; б) конкуренция; в) кооперация.

Следует отметить, что М. Портер создал уникальную модель, которая получила название «алмаз» (The Diamond of National Competitiveness). Она включает систему детерминант конкурентного преимущества территорий, в основе которой четыре группы факторов:

1) факторы производства: человеческие, естественно географические, природные ресурсы, образовательный и научный информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в частности, факторы качества жизни;

2) факторы внутреннего спроса: вместимость внутреннего рынка данной территории, соответствие стандартов внутреннего потребления стандартам и тенденциям развития потребления на отечественном и мировом рынке;

3) факторы окружения: смежные и обслуживающие отрасли, то есть источники поступления сырья, полуфабрикатов, оборудования, технологий, инноваций;

4) факторы внутренней конкуренции: структура и менеджмент фирм, среда их существования с точки зрения антимонопольного законодательства и традиций ведения бизнеса.

При наличии вышеназванных факторов максимизируется достоверность формирования «кластера» бизнеса — совокупность единиц, которые способствуют росту конкурентоспособности друг друга. Сразу за первым, как правило, образуются другие кластеры бизнеса, и конкурентоспособность территории в целом увеличивается. Она базируется на сильных позициях кластеров, тогда как вне такой системы экономика не всегда может давать положительные результаты.

Основная идея создания кластеров заключается во взаимной координации работы, когда разные по функциональным характеристикам субъекты реализуют общую цель, тем самым, повышая эффективность собственной работы, ускоряя достижение запланированных результатов, внедряя новые технологии, способствуя получению ссуд, формируя конкурентные принципы в распределении контрактов, создавая оптимальную структуру производства продукции, определяя приоритеты направлений развития. Для создания кластера необходимо осуществить комплекс экономических, законодательных и гуманитарных мероприятий, обеспечив при этом определенные базовые условия регионального развития.

Кластер является новым способом структуризации производства, обеспечения долгосрочных возможностей развития, установления основ государственной и региональной политики. И если первые теоретические взгляды на кластеры опирались исключительно на отраслевые комбинации, то сегодня кластеры следует рассматривать как инновационно-территориальные объединения, которые лучше отраслей, согласовываются с характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ, охватывают внешнеэкономические связи, взаимоотношения между сферами производства, распространения технологий, информации, маркетинга.

Процесс образования кластеров предусматривает разные направления связей, а именно:

—новые производители, которые приходят из других отраслей, убыстряют свое развитие, стимулируя научно-исследовательские работы и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий;

— происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение нововведений по каналам поставщиков или потребителей, которые имеют контакты с другими конкурентными предприятиями (фирмами);

— взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, предопределяют появление новых направлений в конкуренции, которые приводят к возникновению новых возможностей;

— человеческие ресурсы и идеи образуют новые комбинации.

В целом отличают три наиболее широко распространенные определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования:

— регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, которые обычно привязаны к определенным научным учреждениям (научно-исследовательские институты, университеты и т. д.);

— достаточно узко определенные сектора, в ко -торых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепь «поставщик — производитель — посредник — клиент»); к этой же категории относятся и сети, которые формируются вокруг фирм;

— отрасли экономики, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер»), или совокупности секторов на более высоком уровне объединения (например, «агропромышленный кластер»).

Для последующего эффективного развития кластеров разрабатываются стратегии, которые, в сущности, должны дополнять друг друга. Эти стратегии направлены на повышение использования знаний в существующих кластерах и создание новых сетей сотрудничества внутри них. Как правило, центром кластера становятся несколько мощных предприятий (фирм), при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Эффективная специализация производства кластера создает возможность для привлечения к необходимому сотрудничеству малого и среднего бизнеса.

Модель кластерного развития территорий является перспективной именно потому, что основной целью и главной идеей кластерных технологий является создание конкурентных преимуществ регионов и поддержка в них конкурентной среды. Это достигается благодаря тому, что в экономике страны кластеры играют роль инновационных центров роста как на внутреннем, так и на международном рынке [1; 9].

Следует подчеркнуть, что сочетание конкуренции и кооперации на географически ограниченной специализированной территории—основные признаки

кластера бизнеса, которые часто не учитываются разработчиками программ пространственного развития из — за традиционной ментальности, которая выражается в тяготении к созданию исключительно вертикальных образований. Именно это, по мнению авторов, ведет к усилению неустойчивости украинской экономической системы к современным внешним вызовам, ее стагнации ввиду отсутствия внутренне -го импульса развития, недостаточных стимулов у основных игроков территории и поддержке ими существующего Status quo, преобладанию механизма, неспособного к быстрой адаптации при изменении макроэкономических параметров (внутренней и внешней институциональной среды).

По определению экспертов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) интенсивная кластеризация выступает одним из ключевых факторов роста конкурентоспособности регионов в глобальной экономике. В общем случае кластеры можно идентифицировать как группу локально сконцентрированных взаимосвязанных предприятий, которые функционируют в определенной сфере и характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга. Эксперты ОЭСР утверждают, что инновационные кластеры выступают «двигателями эко -номического роста национальных экономик, а реализация кластерных инициатив — ключевым инструментом наращения конкурентоспособности стран» [8, с.10]. Это подтверждают статистические данные, представленные специалистами Европейской Комиссии, которые демонстрируют роль кластеров в экономике отдельных стран (табл.1).

Анализируя ситуацию с созданием кластеров за рубежом, отметим, что в настоящее время кластер -ные стратегии используются в большинстве стран Европы. В Германии с 1995 года действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Req^. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-восточной Англии в качестве основных регионов для размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между предприятиями в кластере «морское хозяйство». Финляндия имеет развитый лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие предприятий данного кластера в распространении новых знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми конкурентами. По оценке экспертов, Финляндия лидирует среди европейских стран по уровню исследовательской и технологической кооперации предприятий.

В результате проведенных за рубежом исследований в десяти странах мира и в 100 отраслях производства было установлено, что наиболее конкурен-

Таблица 1

Роль кластеров в экономическом развитии отдельных стран ЕС

Страна Количество кластеров Роль кластеров в экономике

Дания 13 региональных и 16 национальных промышленных кластеров Предприятия всех кластеров характеризуются более высоким, чем в среднем по стране, уровнем производительности труда

Италия 199 индустриальных дистриктов Кластеры трудоустраивают до 40% занятых в промышленности

Япония 19 промышленных кластеров Кластеры объединяют около 3000 промышленных предприятий

Нидерланды 12 национальных кластеров В кластерах создается более 30% ВВП

Норвегия 62 кластера В кластерах трудоустраивается около 22% занятых в промышленности

Великобритания 154 региональных кластера Создается от 40% (Лондон) до 15% (Южный Запад) рабочих мест в регионах

Источник: Составлено авторами на основе [10, с.37].

тоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а иногда и в одном регионе. Это объясняется следующим образом. Одна или несколько фирм, достигая высоких результатов в своей деятельности, которые позволяют им влиять на мировой рынок, одновременно распространяют свое позитивное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения положительно влияют на последующий рост конкурентоспособности данной компании.

Рассматривая зарубежный опыт создания кластеров сквозь призму современных украинских реалий, отметим, что для нашей страны большую роль в этом вопросе играет концентрация усилий различных государственных и предпринимательских структур. Отметим, что на уровне отдельных предприятий, которые наметили создать вертикально интегрированные компании с целью решения региональных проблем и построения технологической вертикали, для этого могут потребоваться годы. В то же время какая-либо отрасль, в которой создаются кластерные образования, может стать конкурентоспособной за относительно короткий период времени. При таком подходе украинские предприятия могут оказаться потенциально привлекательными для инвесторов, включая иностранных. В ином случае существующие предприятия при неэффективной инфраструктуре отрасли не смогут стать конкурентными и не могут рассчитывать на приток инвестиций. Поэтому следует обеспечить такую стратегию развития

кластеров в регионах, чтобы от их создания на уровне отдельных предприятий выигрывали бы, прежде всего непосредственно сами производители, а затем регионы и государство в целом.

Процесс формирования кластеров в Украине в виде концепции отраслевых кластеров на практике начался в 1998 году. Однако при ее внедрении возникли проблемы относительно распространения концептуальных экономических и методических знаний о кластерах, их организации и поддержке. В 2005 г. в четырех регионах Украины началось активное внедрение кластеров, основные направления деятельности которых были сконцентрированы в следующих областях:

—Хмельницкая (швейный, строительный, пищевой, туристический кластеры, кластер «зеленого» туризма);

— Ивано-Франковская (туристический кластер, кластер производителей декоративного текстиля);

— Черкасская (кластер перевозчиков);

— Житомирская (кластер добычи и обработки камня).

Следует отметить, что состояние кластеризации в Украине можно охарактеризовать как начальный этап. Если рассматривать индекс инновационного развития, рассчитанный как интегральный показатель средневзвешенного значения региональной инновационной активности предприятий, объем реализованной инновационной продукции и количество научных организаций в соответствующих общеукраинских показателях [8, с. 233—234], сгруппированный по методу равных долей, то ситуация выглядит следующим

Таблица 2

Характеристика уровня инновационного развития украинских регионов

Регионы - участники кластера Характеристика кластера

1. г. Киев Регион с наивысшим уровнем инновационного развития

2. Харьковская, АР Крым, Киевская, Днепропетровская, Запорожская, Одесская, Львовская, Закарпатская области Области с высоким уровнем инновационного развития (центр кластера - Харьковская обл.)

3. Волынская, Винницкая, Кировоградская, Ива-но-Франковская, Донецкая, Полтавская, Терно-польская, Николаевская, Луганская, Сумская области Области со средним уровнем инновационного развития (центр кластера - Донецкая обл.)

4. Житомирская, Черновицкая, Хмельницкая, Ро-венская, Херсонская, Черниговская, Черкасская области, г. Севастополь. Области с низким уровнем инновационного развития (центр кластера - Черновицкая обл.)

образом (табл. 2). Отметим, что г. Киев лидирует с большим отрывом по сравнению с другими областями Украины.

Следует отметить, что третья группа регионов объединяет десять областей со средним уровнем показателя инновационного развития. Последняя из указанных групп имеет весьма низкий уровень инновационного развития. Если исходить из того, что стабильное развитие региона начинается, если плотность признаков явления определенного качества достигает 20% и выше [2, с. 43—44], то этому критерию отвечает только г. Киев. Следовательно, Украина в целом еще далека от указанного уровня, поскольку средний показатель составляет 5—7%.

В нашей стране отмечается ряд существенных недостатков, которые не просто мешают внедрению новейших стратегий развития регионов, но и делают это фактически невозможным. К таким недостаткам необходимо отнести несовершенство законодательной базы, показатели уплаты налогов и перераспределение бюджета. Кроме того, ошибочной является позиция органов власти относительно необходимости инвестирования только в некоторые основные отрасли промышленности, которые могут стать двигателями капиталовложений со стороны зарубежных инвесторов, и надежда на то, что в дальнейшем это приведет к росту внутреннего валового продукта и обеспечит развитие регионов. Европейский опыт в сфере регионального развития уже давно опроверг такую позицию как неправильную [4, с. 481].

Предприятия региона, объединившись в кластер, получают шанс эффективнее отстаивать свои интересы на уровне местных органов власти и местного самоуправления, а также принимать участие в крупных инвестиционных программах. В рамках кластера фирмы-участники могут создать:

—юридическую аудиторскую службу, которая будет обеспечивать комплексное юридическое и аудиторское обслуживание предприятий-участников кластера;

— маркетинговую службу, которая будет обеспечивать маркетинговое сопровождение деятельности предприятий, разрабатывать их рекламную программу.

Следовательно, преимущества кластерной модели развития экономики региона очевидны. Сама же долгосрочная стратегия развития кластеров и экономики в целом должна определяться в тесном контакте правительства и предприятий-производителей. При этом важно начать работу с разработки законодательной базы и организации в рамках регионов системы обучения и подготовки специалистов по созданию и внедрению новых производственных систем с учетом специфики, потребностей и перспектив развития регионов, а также системы переквалификации уже имеющихся специалистов для эффективной работы предприятий в рамках кластеров. Такие задачи должны брать на себя агентства регионального развития. Это позволит более обоснованно подходить к оценке перспектив и организации работы по созданию кластерной сети в регионах Украины.

Выводы. Для создания в регионах страны системно построенных и высокоэффективных территориально-производственных структур нового типа (кластеров, партнерств, сетей, альянсов и др.) необходимо, по нашему мнению, осуществить следующие мероприятия:

— разработать и в установленном порядке утвердить концепцию формирования в регионах структур кластерного типа;

— разработать и реализовывать современные инвестиционные проекты с четким обоснованием их конкурентоспособности, с расчетными данными относительно достижения высоких показателей окупаемости инвестиций. На основе проведенных исследований

авторы впервые в практике проектирования предлагают разрабатывать инвестиционный проект кластера как целостной открытой самоокупающейся территориально-производственной системы;

— содействовать развитию современной инвестиционной инфраструктуры в бизнесовых кластерных форматах;

— положить в основу инвестиционной политики государства реальное инвестирование, осуществляемое в таких формах:

— проведение объединения целостных имущественных комплексов;

— осуществление реконструкции предприятий, направленной на эффективное функционирование всего производственного процесса на предприятиях-участниках технологической цепи на основе внедрения современных инноваций;

— модернизация технологических и организационных процессов (применение селективного подхода);

— внедрение инновационного инвестирования, которое даст возможность шире использовать в производственной деятельности новые научные и технологические знания;

— внедрение новых форм и методов управления развитием экономики регионов, в частности, проблемных и депрессивных территорий;

— привлечение к деятельности кластеров органов регионального управления и местного самоуправления, академических институтов, университетов, всех, кто может активно участвовать в формировании территориально-производственных систем нового типа. При этом необходимо учитывать, что взаимодействие производителей и инвесторов, всех участников представляет собой непрерывный процесс, а сама процедура сотрудничества должна быть гибкой (адаптированной), чтобы обеспечивать быструю реакцию производителей на смену рыночной конъюнктуры.

Литература

1. Брувер А. Стратепчне планування мюцевого розвитку: розробка та впровадження проекпв : навч. поаб. / А. Брувер, Н. Руденко, С. Грищенко. — К. : Свроп. комiсiя, 2006. — 168 с. 2. Гуменюк О.И. Кластеры как организационная структура инновационно инвестиционной модели развития промышленности / О. И. Гуменюк // Актуальные проблемы экономики. — 2007. — №2. — С. 9 — 19. 3. Государственное управление: планы и проекты экономического развития : монография / под общей ред. О. Ю. Кучеренко, И. В.Запатриной. — К. : ВИП, 2006. — 624 с. 4. Ляшенко В. И. Большая книга о малом наномире : монография / В. И. Ляшенко, И. В. Жихарев, К. В. Павлов, Т. Ф. Бережная. — Луганск : Альма-матер, 2008. — 531 с. 5. Длугопольський О.К. Кла-стерна модель розвитку промислового виробництва

регюну як фактор ефективних структурних реформ / О. К. Длугопольський // Екон. часопис — XXI. — 2003. — № 2. — С. 4 — 7. 6. Портер М. Конкуренция (пер. с англ.) / Michael E. Porter. — М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с. 7. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров / А. А. Мигранян. — М. : Атика, 1997. — 215 с. 8. Споживчi настроТ. Видання ком-пани GFK Ukraine i М1жнародного центру перспектив-них дослвджень, 2003-2006. — 112 с. 9. Чечелюк П. Кластер не пресмыкательство перед Западом, а новая инициатива в строительном бизнесе / П. Чечелюк // Зеркало недели. — 2003. — № 36. 10. OECD Reviews of Regional Innovation. Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches, 2007. — 412 p.

Матросова Л. М., Цеханович В. Б. Проблеми формування кластерних систем у регшнальнш економвд

У статп розглядаються щея, процес створення й розвитку класт^в. Необх^днють формування кластерних структур обгрунтовуеться неввдкладною потребою в роз-робщ нових теоретичних i практичних тдхода до створення сприятливих умов для функцюнування регионально! економши. Сформульован висновки про здшснення заходав щодо створення кластерних систем.

Ключовi слова: кластер, региональна економша, кластерна система.

Матросова Л. Н., Цеханович В. Б. Проблемы формирования кластерных систем в региональной экономике

В статье рассматриваются идея, процесс создания и развития кластеров. Необходимость формирования кластерных структур обосновывается неотложной потребностью в разработке новых теоретических и практических подходов к созданию благоприятных условий для функционирования региональной экономики. Сформулированы выводы по осуществлению мероприятий для создания кластерных систем.

Ключевые слова: кластер, региональная экономика, кластерная система.

Matrosova L. N., Tsekhanovitch V. B. Problems of forming the cluster systems in regional economy

An idea, process of creation and development of clusters, is examined in the article. The necessity of forming of cluster structures is grounded an urgent requirement in development of the new theoretical and practical going near creation of favorable terms for functioning of regional economy. Conclusions are done on realization of measures of the cluster systems.

Key words: cluster, regional econonomy, cluster systems.

Отримано вiд автора 05.05.2009 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прийнято до друку 30.09.2009 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.