ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
удк 658
КЛАСТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© о. в. савинова
Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: [email protected]
Савинова О. В. - Кластерные технологии в системе развития малого и среднего предпринимательства // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 498-504. - В статье предлагается применение кластерного подхода, который предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства. Также уточняется, что основным оцениваемым результатом реализации кластерного проекта является улучшение торгового баланса региона - стабильное повышение уровня экспорта как внешнего, так и внутреннего.
ключевые слова: кластер, сеть, квазиинтеграция, виртуальная структура, горизонтальная интеграция, пилотный проект, микрокластеры, инновационный потенциал.
Savinova O. V. - Cluster techniques in the system of development of small and medium-sized business // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 498-504. - The article suggests the use of the cluster approach which provides the necessary tools and methodology to achieve the advanced development of small and medium-sized businesses. Also, it clarifies that the main assessed result of the implementation of the cluster project is the improvement of the trade balance of the region, i.e. the stable increase in the level of exports, both external and internal.
Keywords: cluster, network, quasi integration, virtual structure, horizontal integration, pilot project, microclusters, innovative potential.
В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание в России. дело в том, что эффективная реструктуризация бывших промышленных гигантов и территориально-промышленных комплексов требуют глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и нии при безусловной поддержке государственных и местных органов власти. и здесь применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства.
кластеризация предприятий имеет значительный успех в сфере малого бизнеса. кластер фирм представляет собой отраслевую или географическую концентрацию предприятий, которая позволяет достичь эффекта экономии за счет иного характера взаимодействия с поставщиками (сырья, материалов, оборудования) и создания группы узкоспециализированных фирм).
ключевым элементом создания сети является наличие достаточного уровня доверия между ее участниками, который достигается путем взаимного
изучения своих возможностей, при посредстве специально подготовленного внешнего агента («сетевого брокера»). Сетевой брокер может быть нанят крупным капиталом, стремящимся войти на региональный рынок, самими же будущими участниками кластера или местной администрацией.
В упрощенном виде процесс взаимного изучения можно представить в двух вариантах: экспериментальным путем и «пошаговым». Первый предполагает стихийное формирование кластера. Второй предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.
В своем становлении сетевая организация в виде кластера предприятий проходит, как правило, пять стадий: агитацию и мотивацию потенциальных участников, разработку общей стратегии, пилотного проекта, стратегического проекта и стадию саморегуляции. изученный опыт действующих кластерных систем в одиннадцати странах позволил специалистам uNIDo (united nations Industrial Development Qrganization-
Штаб квартира в Вене) выработать обобщенную концепцию институциональной политики, направленной на поддержку сетевых предпринимательских связей.
Активная фирма способна организовать эффективное управление, обеспечивающее полный контроль над интегрированной отраслевой структурой в силу того, что ей подвластно использование сложных управленческих подходов, как над собственностью, так и над поведением входящих в нее подразделений. С помощью организованного менеджмента можно осуществлять достаточно полный контроль и при отсутствии его юридического оформления над собственностью фирм, вошедших в интегрированную структуру.
В результате одна компания устанавливает контроль над поведением другой, юридически независимой фирмой. В этом случае рыночная власть активной фирмы в значительной мере вытесняет механизм рыночного распределения ресурсов на этом участке отраслевого рынка. Юридически независимые компании, в уставном капитале которых может и вообще не быть доли акций, принадлежащей активной фирмы, добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке. когда имеет место наличие контроля над поведением формально самостоятельных фирм, при отсутствии контроля над их собственностью, то это явление именуется квазиинтеграцией.
когда фирмы заключают между собой сделки относительно поставки сырья или комплектующих изделий и оформляют их в виде договора или контракта, то в последнем обычно оговариваются условия поставки, сроки, цены, в том числе и цены перепродажи, и т. д. В том случае, когда контракты заключаются на продолжительный период с постоянными поставщиками, согласно которому устойчиво действуют и выполнятся добровольно взятые на себя обязательства по ценам, объемам поставки и т. д., то такого рода длительные контракты содержат, так называемые, вертикальные ограничения. Производитель и торговая фирма или поставщик и фирма, перерабатывающая сырье, могут рассматриваться как частично интегрированными, хотя в правовом смысле они остаются экономически самостоятельными субъектами отраслевого рынка.
Одной из форм квазиинтеграции можно считать организации, получившие названия виртуальных. на сегодняшний день не существует единого определения виртуальной структуры. Одни считают, что это организация, существующая исключительно в виртуальной, компьютерной среде, которой нет на самом деле. другие рассматривают виртуальную корпорацию как организацию будущего - более совершенную, гибкую структуру, которая будет базовой в экономике нового тысячелетия. Тем не менее, все исследования виртуальных организаций ведутся в рамках двух направлений:
- исследования в сфере (1Т) информационных технологий;
- разработка теорий новых организационных структур.
Представляется, что виртуальную организацию можно определить как добровольную, временную форму кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающую благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам. Итак, виртуальное предприятие, как временная форма кооперации, основанная на использовании информационных технологий, способно обеспечивать выгоду клиентам. Это достигается благодаря оптимизации системы производства благ на основе доверительного объединения ресурсов и компетенций партнеров, входящих в сеть.
Следовательно, основным критерием для деления на полную, частичную и квазиинтеграцию является степень контроля активной фирмы над собственностью активов, при установлении полного контроля над управлением различных форм бизнеса.
Другим критерием классификации видов интеграции выступает степень однородности активов интегрируемых предприятий. Горизонтальная интеграция (horizontal integration) характеризуется тем, что под контроль активной фирмы подпадает одно или несколько предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих однотипные стадии технологической цепочки. иногда такие структуры напоминают картель, поскольку объединяются предприятия, заключающие соглашения о цене, объеме производимого товара, разделе рынка сбыта, часто стремясь монополизировать рынок отдельных товаров. По этой причине горизонтальные объединения находятся под жестким контролем государственных органов по антимонопольной политике.
Таким образом, горизонтальная интеграция -это стратегия активной фирмы, направленная на расширение своих позиций на рынке путем приобретения различных компаний либо усиления в них своих позиций.
Если в рамках горизонтальной интеграции консолидация активов осуществляется без расширения круга стадий производства, то для вертикально интегрированных компаний характерно объединение иных стадий производства вдоль технологической цепочки. Вертикальная интеграция (vertical integration) осуществляется при объединении компаний, производящих сырье, осуществляющих его переработку и часто самостоятельно реализующих готовую продукцию потребителю. Это предполагает, что здесь устанавливается контроль над собственностью и управлением активов других предприятия с той лишь разницей, что объединяемые предприятия принадлежат разным стадиям технологической цепочки.
Следовательно, вертикально интегрированной называется действующая на отраслевом рынке фирма, которая вбирает в себя две и более связанные между собой технологические стадии производства продукта, производимого и реализуемого под контролем, как над собственностью, так и над управлением ранее независимых до слияния или поглощения фирм. Прибыль
такой структуры будет представлять собой совокупную прибыль двух слившихся фирм.
Организация кластеров возможна как правило по инициативе главной фирмы-лидера, располагающей значительным капиталом, научным и технологическим потенциалом, трудовыми ресурсами и т. п. По мере повышения уровня взаимного доверия участников будущего кластера, начинается постепенный переход к более рискованным проектам. В процессе становления сетевая организация проходит, как правило, пять стадий:
- мотивацию потенциальных участников;
- разработку общей инновационной стратегии и кластерной стратегии;
- разработку пилотного проекта;
- разработку стратегического проекта;
- стадию инновационного функционирования.
Оценка результативности функционирования
малого предприятия в кластере, может даваться как с позиции успешности функционирования самого кластера, так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия.
Особую сложность в развитии и необходимость поддержки испытывают микрокластеры испытывающие огромные проблемы с оснащением заводов, недостатком финансовых ресурсов и т. п. Однако важно понимать, что при кластерном подходе основным является все же вовсе не финансовая или материальная или технологическая поддержка. Главным при кластерном подходе являются мощные информационные взаимные контакты между участниками кластера - необходимо глубоко знать технологические и научные возможности партнеров-конкурентов по кластеру, совместное эффективное использование уникального оборудования и технологий и главное формирование и реализацию маркетинговой стратегии кластера.
действительно, каждое малое предприятие в отдельности не имеет собственного достаточного инновационного потенциала, чтобы иметь возможность по реорганизации и переоснащению технологии и организации производства, подготовки трудовых ресурсов, формирования мощной финансовой политики. Практически ни одно малое предприятие не в состоянии самостоятельно сформировать и обеспечить маркетинговую стратегию развития и вообще не в состоянии сформулировать и реализовать собственные решения по созданию фирменного стиля. В этих ситуациях кластерный подход является для них практически единственным выходом. Особенно мало таких малых и средних предприятий в области разработки и производства наукоемких изделий и наукоемких высоких технологий.
Следует различать кластеры и сети малых предприятий. Термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей - дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки.
идеи о преимуществах сетевой организации бизнеса в промышленности известны давно, в том числе рассматриваются кластеры с обширным межфирменным разделением труда. Известен и значительный синергетический эффект, достигаемый при высокой специализации малых предприятий.
В кластерах происходит объединение ресурсов, создаются новые инновационные производственные и разрабатывающие структуры, вырабатываются новые инновационные формы управления. Такие подходы, как мы показали, особенно эффективны при инновационном развитии малых предприятий. но кластер это не технопарк и не «инкубатор», где подчас все сводится к временному использованию оборудования технопарка, его технологических возможностей, оказанию отдельных видов организационной, финансовой и юридической помощи.
кластер это качественно иное свободное партнерство, где главенствуют взаимные интересы, прочные связи и доверенности, определяемые общими интересами и идеями продвижения инновационных товаров на рынке.
Эффективность функционирования кластера можно охарактеризовать показателями последствий которые он дает для гарантий сохранения рабочих мест в малом бизнесе. «кластеры» представляют собой движущую силу для развития маркетинговой деятельности, увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций.
Результативность функционирования предприятий малого бизнеса в кластере может оцениваться количеством созданных рабочих мест. Результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться и показателями самого кластера: его прибыльностью, восприимчивостью к инновациям и т. п., а также наличием в нем социальных коллективов, работающих на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачностью коммерческой деятельности внутри кластера.
Соответственно возникают общие подходы к ценообразованию, поддержке в вопросах поставок, единые системы управления качеством, стандартизации и сертификации, системы подготовки кадров и т. п. В кластере, тем не менее, имеется четкое разделение задач решаемых участниками кластера - нии и КБ и ВУЗы являются генераторами (поставщиками) инновационных идей, а промышленные подразделения (предприятия) отвечают за инновационный прорыв технологий и организацию производства, укрепление и обновление основных фондов, технологическую подготовку производства и т. п.
Совместные управленческие структуры решают организационные вопросы - заключение хозяйственных договоров, правовая поддержка деятельности. Проблемы малого бизнеса, обобщённо, мало чем отличаются от проблем любого бизнеса, но и более наглядны, из-за его малого размера. Тем не менее, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) считает, что основная проблема мало-
го бизнеса заключается не в том, что он маленький, а в его изолированности, что приводит к невысокой эффективности малого бизнеса.
Сегодня один из наиболее оптимальных путей для существенного повышения эффективности малого бизнеса заключается в создании условий для работы малого бизнеса в кластерах, обеспечивающих рост конкурентоспособности территории как целого. Согласно классическому определению американского экономиста М. Портера:
«кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ним организаций, действующих в определённой сфере и взаимодополняющих друг друга».
В центре российской авиационной науки, городе Жуковский, находятся крупнейшие российские авиационные НИИ, такие как ЦАГИ, ЛИИ. Еще в начале 1990-х годов от них, как ростки, в городе и его окрестностях образовалось множество малых предприятий авиационной направленности. Многие из них существуют и развиваются в настоящее время, поэтому наукоград жуковский способен стать центром Авиационного научно-технического кластера. Чтобы такой кластер действительно появился и развился, нужно собрать все заинтересованные в этом структуры на одной площадке.
Согласно последним данным, на 1 января 2010 года количество субъектов малого бизнеса составило 5 млн. 600 тыс. Из них 1 млн. 300 тыс. микропредприятия, 228 тыс. малые предприятия, около 18 тыс. - средние. И около 4 млн. имеют статус индивидуальных предпринимателей. В целом же за 2009 год количество малого бизнеса выросло на 9 %, хотя прогнозировалось снижение этой величины. Однако рост преимущественно вызван увеличением количества индивидуальных предпринимателей. По структуре - 45 % приходится на оптовую и розничную торговлю, но ее доля по сравнению с 2004 года чуть-чуть снизилась, тогда она составляла 46 %. На второй позиции - сектор услуг - 17 %, третье место принадлежит строительству - 12 % и на четвертом - обрабатывающий сектор 10 %. Снижается число малых предприятий в научной и инновационной сфере; в 2004 году на них приходилось 2,5 %, сейчас - только 0,8 % от количества малых компаний.
как мы видим, малый бизнес сегодня представляет немалую силу. Однако эффективность и роль его сильно уступает малому бизнесу в других странах. Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) считает, что основная проблема малого бизнеса не в том, что он маленький, а в том, что он изолированный. А раз так, то его эффективность невысока. Однако во всем мире давно нашли способ ее существенно повысить.
Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес работает успешней в кластерах. На кластеры одним из первых обратил внимание американский экономист М. Портер, который определил их следующим образом: кластер - это группа географически
соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Обнаружено, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны.
для кластера характерно сосредоточение наиболее эффективных, взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм, которые выращивают «бриллиант» национальной экономической системы и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынке.
Закономерно, что кластеризация малого бизнеса поощряется повсеместно. В США согласно закону о малом бизнесе выделено 152 крупных кластера, которые пользуются поддержкой со стороны государства. В относительной небольшой по численности населения Канаде таких кластеров 8. В Японии их 18, а вот в Великобритании - 165. Очень широко распространена кластеризация малого бизнеса в Италии, в программу содействия сектора вошли 152 подобных образований.
Эффективность кластеризации экономики подтверждена немалым количеством примеров. Самый яркий, о котором знают все, - кластер информационных технологий в Силиконовой долине (США). Его влияние на развитие современного мира трудно переоценить. Но есть и немало других удачных проектов. Автомобильный - в германии в районе земли Северный Рейн - Вестфалия, парфюмерный кластер в грасе (Франция), телекоммуникаций в столице Финляндии Хельсинки.
Особый успех имеет кластерный подход в области так называемых «прорывных» технологий - проектирование и производство изделий специального и научного прецизионного машиностроения, микроэлектроники (и вообще электронной техники), изделий медицинского приборостроения и т. п.
В последние годы резко возрастает интерес к кластерам малых предприятий. В некоторых работах кластеры называют «индустриальными районами» [1]. В этом случае кластер как правило состоит из предприятий, специализированных в определенном секторе производства и локализованных географически и может образовывать «специализированный индустриальный район».
Развитие кластеров малых предприятий основано на понимании того, что малые предприятия хоть и могут играть важную роль в экономическом развитии страны, однако часто не в состоянии реализовать свои возможности из-за ограничений связанных с размером предприятий. Зачастую малые предприятия не могут удовлетворить потребности рынка, который нуждается в больших объемах продукции, следовании стандартам, в регулярности поставок и т. п. Вхождение в кластер позволяет решить эти проблемы, причем термин «кластер» чаще всего указывает на отраслевую и
географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями.
успешное создание кластеров возможно даже в том случае, если его предполагаемые участники никогда ранее не имели деловых контактов. ключевым элементом создания сети является наличие достаточного уровня доверия между ее участниками.
Организация кластеров возможна как правило по инициативе главной фирмы-лидера, располагающей значительным капиталом, научным и технологическим потенциалом, трудовыми ресурсами и т. п. По мере повышения уровня взаимного доверия участников будущего кластера, начинается постепенный переход к более рискованным проектам. В процессе становления сетевая организация проходит, как правило, пять стадий:
- мотивацию потенциальных участников;
- разработку общей инновационной стратегии и кластерной стратегии;
- разработку пилотного проекта;
- разработку стратегического проекта;
- стадию инновационного функционирования.
Оценка результативности функционирования
малого предприятия в кластере, может даваться как с позиции успешности функционирования самого кластера, так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия.
как мы уже отмечали, особую сложность в развитии и необходимость поддержки испытывают микрокластеры испытывающие огромные проблемы с оснащением заводов, недостатком финансовых ресурсов и т. п. Однако важно понимать, что при кластерном подходе основным является все же вовсе не финансовая или материальная или технологическая поддержка.
главным при кластерном подходе являются мощные информационные взаимные контакты между участниками кластера - необходимо глубоко знать технологические и научные возможности партнеров-конкурентов по кластеру, совместное эффективное использование уникального оборудования и технологий и главное формирование и реализацию маркетинговой стратегии кластера.
действительно, каждое малое предприятие в отдельности не имеет собственного достаточного инновационного потенциала, чтобы иметь возможность по реорганизации и переоснащению технологии и организации производства, подготовки трудовых ресурсов, формирования мощной финансовой политики. Практически ни одно малое предприятие не в состоянии самостоятельно сформировать и обеспечить маркетинговую стратегию развития и вообще не в состоянии сформулировать и реализовать собственные решения по созданию фирменного стиля. В этих ситуациях кластерный подход является для них практически единственным выходом.
Особенно мало таких малых и средних предприятий в области разработки и производства наукоемких изделий и наукоемких высоких технологий. Следует различать кластеры и сети малых предприятий. Тер-
мин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей -дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки.
Идеи о преимуществах сетевой организации бизнеса в промышленности известны давно, в том числе рассматриваются кластеры с обширным межфирменным разделением труда. Известен и значительный синергетический эффект, достигаемый при высокой специализации малых предприятий.
В кластерах происходит объединение ресурсов, создаются новые инновационные производственные и разрабатывающие структуры, вырабатываются новые инновационные формы управления. Такие подходы, как мы показали, особенно эффективны при инновационном развитии малых предприятий.
Но кластер это не технопарк и не «инкубатор», где подчас все сводится к временному использованию оборудования технопарка, его технологических возможностей, оказанию отдельных видов организационной, финансовой и юридической помощи.
кластер это качественно иное свободное партнерство, где главенствуют взаимные интересы, прочные связи и доверенности, определяемые общими интересами и идеями продвижения инновационных товаров на рынке.
Эффективность функционирования кластера можно охарактеризовать показателями последствий которые он дает для гарантий сохранения рабочих мест в малом бизнесе. «кластеры» представляют собой движущую силу для развития маркетинговой деятельности, увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций.
Результативность функционирования предприятий малого бизнеса в кластере может оцениваться количеством созданных рабочих мест. Результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться и показателями самого кластера: его прибыльностью, восприимчивостью к инновациям и т. п., а также наличием в нем социальных коллективов, работающих на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачностью коммерческой деятельности внутри кластера.
Соответственно возникают общие подходы к ценообразованию, поддержке в вопросах поставок, единые системы управления качеством, стандартизации и сертификации, системы подготовки кадров и т. п. В кластере, тем не менее, имеется четкое разделение задач решаемых участниками кластера - НИИ и кБ и ВуЗы являются генераторами (поставщиками) инновационных идей, а промышленные подразделения (предприятия) отвечают за инновационный прорыв технологий и организацию производства, укрепление и обновление основных фондов, технологическую подготовку производства и т. п.
Совместные управленческие структуры решают организационные вопросы - заключение хозяйственных договоров, правовая поддержка деятельности. Проблемы малого бизнеса, обобщённо, мало чем отли-
чаются от проблем любого бизнеса, но и более наглядны, из-за его малого размера. Тем не менее, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) считает, что основная проблема малого бизнеса заключается не в том, что он маленький, а в его изолированности, что приводит к невысокой эффективности малого бизнеса.
И один очень серьезный факт: уровень производительности труда в кластерах выше на сорок четыре процента, а зарплата выше на двадцать девять процентов. Если кластеры на Западе уже доказали свою эффективность, то у нас же они практически отсутствуют, есть лишь несколько отдаленно напоминающих их образований. По мнению некоторых экспертов, сегодня возникает благоприятная ситуация для развития кластеров малого бизнеса в стране. В рамках усиливающейся поддержки сектора, как со стороны федерального центра, так и региональных властей можно концентрировать выделяемые ресурсы, не размазывая их тонким слоем по всей необъятной тарелке, а на конкретных направлениях, реализовывать совместные проекты.
Проблема в том, что сегодня кластерным подходом занимаются разные ведомства, так как согласно распоряжению премьер-министра в свое время практически все экономические министерства разработали собственные программы развития малого бизнеса. Такая разобщенность не способствует реализации проектов, которые требуют объединение усилий, финансовых и других ресурсов.
Но чтобы кластеры действительно развились, нужно собрать все заинтересованные в этом структуры на одной площадке. Вряд ли мы сможем воспроизвести в нашей стране Силиконовую долину - она возникла в специфических американских условиях. Но вот методологию их созданию можно перенимать. При этом следует отчетливо понимать: практически любой кластер - это временное явление, он не создается на века. кластеры появляются и исчезают в зависимости от экономической конъюнктуры. А вот инфраструктура их воспроизводства должна существовать постоянно для того, чтобы кластерные проекты регулярно бы возникали.
В этой связи крайне важно формировать центры кластерного развития по всей России. Сегодня же у нас далеко не все даже понимают, в чем смысл и значение таких институтов. Поэтому целесообразно включать пункты по образованию кластеров в региональные планы экономического развития. Сейчас же этого понятие нет во многих официальных документах и кодексах.
Чтобы в России начался кластерный бум, необходимо целый ряд условий. В первую очередь у экономики должен возникнуть спрос на подобные образования, реальное понимание того, какие задачи способны они решать. И не менее важный момент - это формирование в стране более гибкого рынка труда, активной миграции трудоспособного населения. кластеры быстро зачахнут, если не будут питаться квалифицированной рабочей силой.
Опыт передовых и развивающихся стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе. Необходимо четко проработать систему показателей социально-экономической эффективности кластерных проектов. На наш взгляд, основным оцениваемым результатом реализации кластерного проекта является улучшение торгового баланса региона - стабильное повышение уровня экспорта (как внешнего, так и внутреннего) а также замещение импорта. к оцениваемым показателям эффективности кластерного проекта могут также быть отнесены:
- улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности (объем реализации, рентабельность, фондоотдача и др.) у основных предприятий - участников кластера (в динамике и по сравнению со средними показателями по отрасли);
- увеличение объема налоговых поступлений;
- увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных;
- увеличение количества предприятий и организаций, участвующих в кластере;
- увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере;
- увеличение доли интеллектуального продукта в продукции кластера;
- увеличение количества квалифицированных рабочих мест;
- многие другие, в зависимости от параметров развиваемого кластера и поставленных задач.
После того, как стало понятно, по каким направлениям мы работаем и какие показатели мы хотим улучшить, переходим к практическим мероприятиям:
Проводится углубленный (кластерный) анализ по выбранным направлениям. Здесь существует относительно простая, низкозатратная и результативная технология, отработанная нашей организацией на основе адаптации общего подхода М. Портера к условиям РФ.
На основании кластерного анализа уточняется система целей проекта и формируется план-график работ по формированию (активизации) кластера. Определяются основные мероприятия, их исполнители, смета расходов и источники финансирования.
Здесь необходимо отметить, что мероприятия кластерного проекта должны носить исключительно практический характер и быть понятными для всех участников проекта. Мероприятия кластерного проекта могут высоко - и низкозатратными: одна и та же проблема может быть решена различным образом. Необходимое решение - использование услуг бюро промышленного дизайна, решение вопроса может существенно повысить объем реализации продукции. Подобных независимых бюро на территории нет. Высокозатратное решение: создать на территории бюро промышленного дизайна, как организацию инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства (сервисный центр). Могут быть консолидированы средства МП, могут применяться различные схемы бюджетного финансирования. Низкозатратное решение: привлечь службу промышленного дизайна крупного предприятия к выполнению заказов всей группы МП на постоянной основе (эффект от масштаба позволит устранить все первоначальные противоречия).
Мероприятия кластерного проекта могут иметь различный характер и направленность, в зависимости от того, является ли кластер импортозамещающим, или экспортно - ориентированным. Так, если кластер в основе своей деятельности является импортозамещающим, то основной акцент в мероприятиях делается на снижении издержек и усилении работы с субпоставщиками, если экспортно - ориентированным - на работу с потребителями и развитии рынков сбыта. Административный ресурс в данном вопросе позволяет осуществить установочные мероприятия и контролировать развитие проекта, но не может быть использован для нарушения принципа экономической целесообразности для всех участников процесса.
В мировой практике появилась тенденция - концентрация компании на главных направлениях и делегирование производства промежуточных продуктов и сферы ключевых услуг другим, в том числе малым предприятиям. Однако, для многих малых предприятий, отличающихся индивидуализмом и предприим-
чивостью, организация такого сотрудничества с конкурентами, поставщиками или клиентами может представлять реальную угрозу потери имевшихся ранее преимуществ. Вот почему такое сотрудничество, требует более высокого уровня внутренней организации и стратегического мышления руководителей малых предприятий для определения необходимой степени взаимодействия и интеграции с партнерами.
С учетом этой тенденции создание кластеров оказывает мощное влияние на малый бизнес. Можно ожидать, что в ближайшем будущем основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности для большинства кластеров будет играть фактор качества корпоративной стратегии. В частности, ключевым аспектом стратегического развития кластеров будет являться глобализация операций, ориентация на потребителей конкретных региональных рынков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апраушева Н. Н. Новый подход к обнаружению кластеров. 1993.
2. Никонов Б. О пользе кластеров для российской экономики. Интервью с С. Лозинским, управляющим партнером консалтинговой компании BAUMAN INNOVATION // Невское время. 2003. 26 февраля.
3. Третьяк В. П. Кластеры фирм как проявление квазиинтеграции. // Отраслевые рынки. 2004. № 1.
4. Третьяк В. П. Кластеры предприятий. М., 2005.