Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, № 4 (36), с. 57-61
57
УДК 332.13
КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ЭКОНОМИКЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2014 г. Ю.В. Максимов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 06.11.2014
Целью статьи является рассмотрение современного состояния и перспектив развития территориальных кластеров. В рамках достижения данной цели дана оценка потенциальных кластеров в соответствии со сложившейся специализацией и имеющихся конкурентных преимуществ. Проведен количественный анализ кластеризации субъектов ПФО. На основе результатов анализа сделаны выводы и даны предложения по совершенствованию механизма организационной поддержки развития кластеров в Нижегородской области.
Ключевые слова: кластерные инициативы, потенциал кластеризации, центр кластерного развития, концепция кластерной политики.
Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Согласно «Зеленой книге кластерных инициатив» (Cluster Initiative Green book) «кластерные инициативы: организованные усилия для увеличения роста и конкурентоспособности кластера в регионе с участием фирм кластера, правительства и научного сообщества» [1].
При этом основными инициаторами выступают правительства и совместно бизнес и государство (67%), а финансирование кластерных инициатив более чем наполовину (54%) осуществляется государством [1]. Преимущественно кластерные инициативы направлены на поддержку существующих потенциальных территориальных кластеров.
С учетом зарубежного опыта в Российской Федерации Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территории, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России [2]. Наряду с этим в целях формирования методологической базы поддержки кластерных инициатив в регионах Минэкономразвития России разработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [3].
В соответствии с методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах «территориальные кластеры (далее
- кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг» [3]. При этом в Российской Федерации выделяются с учетом отраслевой специфики шесть типов кластеров (табл. 1).
Согласно базе данных, представленной на сайте Минэкономразвития РФ, в Нижегородской области действуют три типа кластеров: дискретный, процессный и инновационный. Эти кластеры сформированы вокруг таких направлений, как 1Т-технологии, автомобилестроение и химическое производство. Однако официально закреплены на федеральным уровне и получают финансовую поддержку только два кластера - Саровский инновационный кластер и Нижегородский индустриальный инновационный территориальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии.
В регионе есть предпосылки и условия для создания и развития практически всех типов существующих и потенциальных кластеров на основе исторически сложившейся специализации отраслей экономики и имеющихся конкурентных преимуществ.
В соответствии со специализацией региона, помимо уже существующих двух кластеров, в Нижегородской области также могут быть сформированы кластеры и по таким видам экономической деятельности, как производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
Таблица 1
Классификация кластеров
Тип кластера Отраслевая специфика
Дискретные кластеры Предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов
Процессные кластеры Предприятия химической, целлюлозно-бумажной, металлургической отрасли, сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие
Инновационные и «творческие» кластеры Информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, секторы услуг, связанные с осуществлением творческой деятельности (кинематография и др.)
Туристические кластеры Предприятия различных секторов, связанных с обслуживанием туристов (туристические операторы, гостиницы, предприятия общественного питания, производители сувенирной продукции, транспортные предприятия и др.)
Транспортно-логистические кластеры Организации и компании, специализирующиеся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров (организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании, специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и др.)
Смешанные Сочетание признаков нескольких типов кластеров
производство кокса и нефтепродуктов; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; транспорт и связь. Остальные кластеры являются потенциальными.
Кластер по производству кожаных изделий может быть сформирован на базе города Бого-родска. Богородск — город кожевников, широко известный старинный промышленный центр Нижегородской области.
Производство кокса и нефтепродуктов является одним из основных видов обрабатывающих производств в Нижегородской области. Основная доля в объёме отгрузки обрабатывающих производств в январе-декабре 2010 года пришлась именно на этот вид производства (29.9% от общей отгрузки по обработке). Продукция, выпускаемая предприятиями данного вида деятельности, не только востребована на внутреннем рынке, но и составляет значимую часть экспорта Нижегородской области.
Металлургическая промышленность в Нижегородской области специализируется на производстве готовых металлических изделий. Производство труб - ведущее направление нижегородской металлургии. Только для нефтегазопроводов нижегородская металлургическая промышленность производит около 25% от общего объема рынка российских труб.
Считается также, что в Нижегородской области имеются все предпосылки для создания
биомедицинского кластера. На территории Нижегородской области уже функционируют компании - потенциальные резиденты кластера. Следует отметить, что соглашение о создании в регионе биомедицинского кластера было подписано в рамках Международного бизнес-саммита губернатором Нижегородской области и ректором ННГУ имени Лобачевского.
Уникальное географическое положение Нижегородской области является хорошей предпосылкой для формирования потенциального транспортно-логистического кластера.
В конце 2011 - начале 2012 года на территории области начата разработка программы развития кластера, направленного на обеспечение производства мяса птицы. Реализация данного кластера предполагается на базе ООО УК «Русское поле».
На территории Нижегородской области также создается туристический кластер. Поддержка проекта создания данного кластера включена в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» с запланированным объемом финансирования из федерального бюджета 80 млн рублей.
Перспективы кластерного развития Нижегородской области связаны и с созданием межрегионального ядерно-энергетического кластера. Основу кластера составляют предприятия Нижегородской и Владимирской областей Приволжского федерального округа. Кластер относится к инновационному типу и охватывает та-
Таблица 2
Распределение кластеров по субъектам ПФО
Республика Башкортостан 2
Республика Марий Эл 2
Республика Татарстан 4
Удмуртская республика 5
Чувашская республика 5
Республика Мордовия 6
Пермский край 8
Нижегородская область 3
Кировская область 6
Оренбургская область 7
Пензенская область 1
Самарская область 8
Саратовская область 3
Ульяновская область 6
ИТОГО 66
Источник: http://cluster.hse.ru/institutes
кие виды деятельности, как инжиниринг сложных инженерных объектов, атомное машиностроение и энергетика и энергосбережение.
Значимым инструментом организационной поддержки развития кластеров является содействие формированию центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут создаваться субъектами Российской Федерации и получать поддержку в рамках Программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.04.2013 г. № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (п. 5.2.2.1.1) предусматривается создание и обеспечение деятельности центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (ЦКР) в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров, в том числе инновационных территориальных кластеров, и кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой [4].
В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается к 2016 году со-
здать 30 функционирующих более 2 лет центров кластерного развития в субъектах Российской Федерации [5].
К настоящему времени центры кластерного развития сформированы в 6 субъектах ПФО -Татарстане, Башкортостане, Пермском крае, Пензенской, Самарской и Ульяновской областях. Как результат - высокая кластерная активность в большинстве этих регионов (табл. 2).
Таким образом, первое место по количеству кластеров в ПФО поделили Пермский край и Самарская область. То, что Самарская область занимает первое место по количеству кластеров - не случайно, так как она стала первым регионом России, использующим кластерный подход, на основе которого разработана областная стратегия развития на ближайшие годы. В регионе развиваются кластеры, деятельность которых связана с разными отраслями промышленности.
В этой связи одним из наиболее важных механизмов поддержки кластеров в Нижегородской области может стать создание регионального центра кластерного развития. Целью организации такого рода центра является активизация кластерных инициатив в Нижегородской области.
В сферу деятельности ЦКР входят разработка и оказание различного рода поддержки (информационной, консультативной, методической, организационной) программ развития действующих и создаваемых кластеров на тер-
ритории области; обеспечение межкластерного взаимодействия, мониторинг состояния развития территориальных кластеров; содействие участникам кластеров в получении адресной поддержки кластерных проектов, разработка рекомендаций по осуществлению кластерной политики в Нижегородской области. В конечном итоге реализация всех этих направлений деятельности будет способствовать повышению конкурентоспособности, активизации инвестиционной деятельности и обеспечению экономического роста региона.
Одним из важнейших условий функционирования ЦКР является его тесное сотрудничество с исследовательскими и научно-образовательными учреждениями. В Нижегородском университете им. Н.И. Лобачевского на протяжении ряда лет ведутся исследования по кластерной проблематике. В частности, теоретико-методическим аспектам развития кластеров в высокотехнологичных отраслях, оценки эффективности стратегического взаимодействия и кооперации предприятий посвящены работы Ю.В. Трифонова и М.Л. Горбуновой [6-8].
Проработка вопроса о создании в регионе центра кластерного развития должна осуществляться в рамках концепции кластерной политики региона. Первая концепция кластерной политики на региональном уровне была разработана и утверждена в 2009 году правительством Ярославской области. На сегодняшний день такая концепция существует и в ряде других регионов (Ульяновская область, Воронежская область и др.). Необходимо отметить, что Нижегородская область уже проводит активную кластерную политику, но ее концепция до сих пор так и не разработана.
Для повышения эффективности проведения кластерной политики в Нижегородской области назрела необходимость разработки концепции кластерной политики, определяющей приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти по формированию класте-
ров на территории региона. Целью кластерной политики является повышение роста и конкурентоспособности региональной экономики на основе реализации кластерных инициатив путем согласованных действий органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов, учебных заведений и научных организаций.
Список литературы
1. Solvell O., Lindqvist G. & Ketels C. The Cluster Initiative Green book, 2003.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. 2008. URL: http://www.edqu.ru/upload/iblock/
d08/3. 1.2009.14.pdf.
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19).
4. Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.».
6. Трифонов Ю.В., Горбунова М.Л. Об оценке эффективности экономического взаимодействия поставщиков и потребителей машиностроительной продукции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 454-459.
7. Трифонов Ю.В., Горбунова М.Л. Генезис кластеров в высокотехнологичных отраслях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5-1. С. 253-259.
8. Трифонов Ю.В., Горбунова М.Л. Методика анализа эффективности межфирменной кооперации при разработке новых комплектующих // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 8. С. 2-6.
CLUSTER INITIATIVES IN THE ECONOMY OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION
Yu. V. Maksimov
The aim of this article is to examine the current situation and prospects of regional clusters development. Taking into account the current specialization and existing competitive advantages, an assessment of potential clusters was made. A quantitative analysis of clustering in the regions of the Volga Federal District was performed. Based on the results of the analysis, some conclusions and proposals were made to improve the mechanism of institutional support for the development of clusters in the Nizhni Novgorod region.
Keywords: cluster initiatives, clusterization spotential, centre of cluster development, cluster policy concept.
References
1. Solvell O. Lindqvist G. & Ketels C. The Cluster Initiative Green book, 2003.
2. Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda. 2008. URL: http://www.edqu.ru/ upload/iblock/d08/3. 1.2009.14.pdf.
3. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii klasternoi politiki v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii (podpisany zamestitelem ministra ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii A.N. Klepachem ot 26.12.2008 g. № 20636-AK/D19).
4. Prikaz Minekonomrazvitiia Rossii ot 24.04.2013 № 220 «Ob organizatsii provedeniia konkursnogo otbora sub"ektov Rossiiskoi Federatsii, biudzhetam kotorykh v 2013 godu predostavliaiutsia subsidii iz federal'nogo biudzheta na gosudarstvennuiu podderzhku malogo i
srednego predprinimatel'stva sub"ektami Rossiiskoi Federatsii».
5. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 8 dekabria 2011 g. № 2227-r «O Strategii inno-vatsionnogo razvitiia RF na period do 2020 g.».
6. Trifonov Iu.V., Gorbunova M.L. Ob otsenke effektivnosti ekonomicheskogo vzaimodeistviia post-avshchikov i potrebitelei mashinostroitel'noi produktsii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. Seriia: Ekonomika i finansy. 2005. № 1. S. 454-459.
7. Trifonov Iu.V., Gorbunova M.L. Genezis klaster-ov v vysokotekhnologichnykh otrasliakh // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2010. № 5-1. S. 253-259.
8. Trifonov Iu.V., Gorbunova M.L. Metodika analiza effektivnosti mezhfirmennoi kooperatsii pri razrabotke novykh komplektuiushchikh // Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika. 2011. № 8. S. 2-6.