Научная статья на тему 'Кластерная политика как инструмент инновационной модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации'

Кластерная политика как инструмент инновационной модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / CLUSTER POLITICS / INNOVATIVE MODERNIZATION / DEFENCE INDUSTRIAL COMPLEX / MILITARY TECHNOLOGIES / HIGH-TECH DEFENCE INDUSTRIAL CLUSTERS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкадыров Арсен Саидович

В статье рассмотрена инновационная модернизация ОПК Российской Федерации на основе эффективной реализации кластерной политики как инструмента повышения конкурентоспособности военно-промышленного комплекса России. Выделены три основные группы компетенций в области разработки военных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER POLITICS AS A TOOL OF INNOVATIVE MODERNIZATION OF THE DEFENCE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the innovative modernization of the Defence Industrial Complex of the Russian Federation based on an effective implementation of cluster politics as a tool of improving the competitive advantage of the military-industrial complex of Russia. Three main groups of competencies in the area of developing military technologies have been distinguished.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика как инструмент инновационной модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»

Абдулкадыров A.C.

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИК КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ МОЛВРНИМШИ ОБОРОННО-ПРОМШШЕННОЕО КОМПЛЕКСА

АБДУЛКАДЫРОВ А.С.

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена инновационная модернизация ОПК Российской Федерации на основе эффективной реализации кластерной политики как инструмента повышения конкурентоспособности военно-промышленного комплекса России. Выделены три основные группы компетенций в области разработки военных технологий.

Ключевые слова: кластерная политика, инновационная модернизация, оборонно-промышленный комплекс, военные технологии, конкурентоспособность, высокотехнологические оборонно-промышленные кластеры.

ABDULKADYROV ARSEN SAIDOVICH

CLUSTER POLITICS AS A TOOL OF INNOVATIVE MODERNIZATION OF THE DEFENCE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article discusses the innovative modernization of the Defence Industrial Complex of the Russian Federation based on an effective implementation of cluster politics as a tool of improving the competitive advantage of the military-industrial complex of Russia. Three main groups of competencies in the area of developing military technologies have been distinguished.

Keywords: Cluster politics, innovative modernization, defence industrial complex, military technologies, competitive advantage, high-tech defence industrial clusters.

Конец 1990-х-начало 2000-х многие ученые связывают с этапом становления и развития пятого технологического склада экономики, базой которого являются нанотехнологии, биотехнологии, когнитивные и информационно-коммуникационные технологии. Именно развитие данных сфер будет давать конкурентное преимущество национальным экономикам в XXI в.. Такого рода преимущества уже сегодня опираются на существенное снижение энергоемкости и материалоемкости, а также на новые материалы с заранее заданными свойствами. Германия, Великобритания, США, Китай и Япония активно ведут исследование в этих областях и рассчитывают на мировое технологическое лидерство, как в гражданских секторах экономики, так и в военном производстве. Очевидно и другое — Россия пока эту гонку технологий проигрывает. Однако это отставание пока не имеет критического разрыва, и концентрация ресурсов на опережающих исследованиях позволит исключить неблагоприятного для России смещения экономического и военно-стратегического баланса.

Считаем, что единственно возможным путем выхода на опережающее развитие для экономики Российской Федерации является инновационный путь, одним из направлений которого является кластерный подход. Вместе с тем зарубежный опыт показывает привлекательность кластерной политики и в оборонно-промышленной сфере.

Следует согласиться с мнением большинства исследователей, что кластерная политика должна представлять собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий, отраслей и национальной экономики в целом. Для ее развития требуется большая предварительная работа, связанная с формированием и грамотной проработкой нормативно-правовой базы.

Кластерная политика выделена в правительстве России как одна из ключевых инновационных инициатив. Так, в соответствии с утвержденной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. разработана программа по созданию сети территориально-производственных кластеров, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в России [1]. В развитие этого документа 28 августа 2012 г. был утвержден поручением правительства Российской Федерации (№ ДМ - П8 - 5060) перечень из 25 инновационных территориальных кластеров. Основным программным документом по реализации кластерной политики в Российской Федерации следует считать «Методические реко-

мендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации», в которых четко прописаны цели, задачи и конечные результаты [2]. Однако они требуют конкретизации при рассмотрении особенностей реализации кластерной политики в оборонно-промышленном комплексе.

Следует отметить, что целевая функция кластерной политики реализуется в действиях, направленных на обеспечение темпов экономического роста и диверсификации отраслей экономики. Причем речь идет только о территориально-производственных кластерах. Мы же считаем, что одной из главных целей кластерной политики в интересах ОПК должна стать инновационная модернизация предприятий ОПК. И здесь важен не только территориальный признак, но и технологический аспект. Он должен рассматриваться в контексте обеспечения безопасности государства. Это обусловлено тем, что именно от технологических возможностей предприятий ОПК зависит способность России парировать существующие угрозы ее национальной безопасности [3]. Это, в свою очередь, определяет приоритетные направления в создании новых образцов вооружений и военной техники, а также в развитии существующих технологий, обеспечивающих превосходство над зарубежными аналогами. На этих направлениях и должны сконцентрировать свои усилия высокотехнологические оборонно-промышленные кластеры.

Для определения направлений реализации кластерной политики в интересах обороны страны следует определить те военные технологии, которые необходимо развивать в России в первую очередь. Мы согласны с мнением авторов доклада, подготовленного к третьему заседанию Общественного совета военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, согласно которому перспективные технологии для определения приоритетов в оборонной сфере должны быть сгруппированы по критериям развитости компетенций России в области вооружений и военной техники [4]. Опираясь на представленную в нем информацию, мы выделяем три группы компетенций в области разработки военных технологий:

1 группа. Высокие технологические компетенции. Это технологии создания оружия без привлечения импортных аналогов. В них Россия занимает ведущее место на мировом рынке вооружений и военной техники. В первую очередь — это технологии создания боевой авиации, ракет различных видов, подводных лодок, средств ПВО и ПРО по всем диапазонам дальности. Здесь мы являемся мировыми лидерами. Предприятия ОПК, задействованные в производстве данной военной техники, с большей степени готовностью могут стать ядрами высокотехнологических оборонно-промышленных кластеров.

2 группа. Частично утраченные технологические компетенции. Эта группа характеризуется недостаточным потенциалом России для самостоятельного проектирования и производства ВВТ. По этому направлению мы вынуждены опираться на оборонные технологии зарубежных стран. Следствием этого состояния российского ОПК стало недостаточное развитие данных технологий, а также объективные условия, сложившиеся в результате развала СССР, когда предприятия оказались на «чужой» территории, прежде всего, в Украине. К этой группе можно отнести технологии создания вертолетов и вертолетных двигателей, военно-транспортной авиации, дизельных двигателей средней и малой мощности, средств связи и управления для сухопутных войск, беспилотных летательных и подводных аппаратов и др. Однако это не означает, что предприятия ОПК не способны создавать подобное вооружение и военную технику. Это лишь указывает на то, что в производстве этой группы ВВТ мы используем большой объем импортных комплектующих и технологий.

3 группа. Утраченные и низкие технологические компетенции. К ним относятся те технологии, которыми российский ОПК никогда не обладал, а также технологии, утраченные в результате провальной военно-промышленной политики 90-х годов XX в. В эту группу можно включить: всю электронную составляющую ВВТ, оптические системы, турбовинтовые двигатели для самолетов и вертолетов легкого класса, материалы с новыми свойствами, беспилотные летательные аппараты тяжелого и ударного класса.

Анализ данной классификации технологических компетенций в оборонно-промышленной сфере позволяет нам выделить те перспективные направления развития технологий, вокруг которых и должны в первую очередь складываться высокотехнологические оборонно-промышленные кластеры. К ним мы относим:

Абдулкадыров А.С.

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИК КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМШШЕННОЕО КОМПЛЕКСА

- общевидовые и межвидовые разведывательно-информационные системы, позволяющие получать данные в режиме реального времени;

- высокоточные автономно-спутниковые системы;

- распределенное сетецентрическое управление на основе интеграции интеллектуальных объектов в единое информационное пространство;

- технологии энергоинформационного воздействия на противника во всех сферах;

- технологии разработки радиоэлектронных средств ведения войны;

- развитие интеллектуальных систем защиты и их мобильности;

- технологии создания сверхлегкой и надежной экипировки личного состава, обладающей многофункциональными свойствами;

- создание технологий экстренного спасения жизни людей.

Безусловно, кластерная политика в оборонной сфере должна учитывать технологические возможности российского оборонно-промышленного комплекса в соответствии с этой группировкой. И там, где у российского оборонно-промышленного комплекса недостает технологических компетенций, возможно встраивание в ВТОПК связей с зарубежными технологическими центрами с целью трансферта их новаций, адаптации и дальнейшего совершенствования уже на своих производственных мощностях.

Определяя контур кластерной политики в оборонной сфере, мы должны сформулировать основные требования к ее структуре. На наш взгляд, они могут быть следующими.

Во-первых, проведение кластерной политики должно быть направлено на повышение уровня конкурентоспособности оборонных предприятий. Идеологами кластерного подхода отмечается важность государственных инициатив в кластерной политике. Они должны быть ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и инновационно ориентированных компаний для создания условий, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности более слабых участников кластерных образований [5].

Во-вторых, современный этап реализации кластерной политики России отличается хорошей проработанностью на макроуровне. Поэтому в дальнейшем необходимо сконцентрировать усилия и на мезо- и микроуровне, убирая барьеры для развития и стимулирования предприятий ОПК. Такая направленность кластерной политики позволит выработать эффективные адресные программы технологической модернизации предприятий ОПК и добиться повышения их конкурентоспособности.

В-третьих, проведение кластерной политики в интересах обороны страны должно базироваться на постоянном и тесном взаимодействии между экономическим блоком государственной власти, представителями министерства обороны, органов местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями и бизнесом для координации усилий по повышению технологического уровня оборонно-промышленных кластеров и выводу их на путь устойчивого инновационного развития. Иными словами, вся структура государственного управления должна работать в интересах ВТОПК.

В-четвертых, общеизвестно, что именно малые и средние предприятия формируют в основе своей массы кластеры и кластерные инициативы. Поэтому кластерная политика должна быть направлена на развитие инновационного потенциала, прежде всего, среднего и малого бизнеса.

Таким образом, кластерная политика по своей идеологии является инструментом, способствующим осуществить в кратчайшие сроки технологическую модернизацию предприятий ОПК и вывести их на новый уровень конкурентоспособности, повысить инновационность оборонных отраслей, способствовать стимулированию инициатив развития на уровне малых и средних предприятий. Кластерная политика является основой для успешного взаимодействия между государством, бизнесом и научной сферой. Все это во многом определяет возможности укрепления и наращивания оборонно-промышленного потенциала Российской Федерации.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федера-

ции [Электронный ресурс] : Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации 20615-АК/Д19 от 26.12.2008 г.// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Абдулкадыров, А. С. Высокотехнологичные оборонно-промышленные кластеры : проблемы теории и практики. — М. : Изд-во «Светлица», 2013.

4. Клабуков, И. Д., Крамник, И. А., Лебедев, В. А. Фонд перспективных исследований в системе оборонных инноваций : доклад Общественного совета военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. — М, 2013.

5. Портер, М., Кетелс, К. Конкурентоспособность на распутье // Стратегия и конкурентоспособность. 2008.№ 1 (25). С. 42052.

References:

1. The concept of long-term social-economical development of the Russian Federation for the period of up to 2020 [an electronic resource]: Order of the Government of the Russian Federation as of November 17, 2008 No. 1662-r//Access from reference-legal system "Consultant-Plus".

2. Methodical recommendations on the implementation of cluster politics in subjects of the Russian Federation [an electronic resource]: Letter of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation 20615-AK/D19 as of26.12.2008//Access from reference-legal system "Consultant-Plus".

3. Abdulkadyrov A.S. High-tech Defence-Industrial Clusters: Theory and Practice Issues. - Moscow 2013, Monography: "Svetlitsa"publishing, - 136p.

4. Klabukov I.D., Kramnik I.A., Lebedev V.A. The Fund of Promissing Research in the System of Defence Innovations: Report of the Public Council of the Chairman of military-industrial commission under the aegis of the Government of the Russian Federation. - Moscow, 2013, 106p.

5. Porter M., Ketels K. Competitiveness at the Crossroads//Strategy and Competitiveness. - 2008.- No.1 (25).-P.42-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.