КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА И КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
к'рнвенк» A.M.. я.п.н., профессор, помощник начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
В статье анализируется процесс формирования кластеров в отечественном оборонно-промышленном комплексе, выявлены основные предпосылки >то,'о процесса. Рассмотрены подходы к определению кластерной политики, классификации ее видов, а также рассмотрены меры государственной поддержки, направленные на формирование н развитие кластерны х i/юрм организации отнеси.
Ключевые слова: кластер, политика, оборонно-промышленный комплекс.
CLUSTER POLICY AND CLUSTER INITIATIVES IN THE DOMESTIC MILITARY-
INDUSTRIAL COMPLEX
Krivenko Д.. Doctor of Political Sciences, Professor. Assistant Chief of the Military University Russian Defense Ministry
The article analyzes the process of duster formation in the domestic milituiy-industrial complex, identified the main premises of this pmces < The approaches to the definition of cluster policy, the classification of its species, and considered government support measures aimed at forming and development of cluster forms of business organization.
Keywords: cluster, politics, the military-industrial complex.
Формирование космического, авиационного, судостроительного и других высокотехнологичных кластерных образований в оборонной промышленности России, создание перспективных технопарков в целом обусловливает правильность понимания необходимости взаимного проникновения гражданских и военных технологии и результатов ПИОКР в целях модернизации, как оборонно-промышленного комплекса, так и отечественного хозяйства в целом. Стратегия создания и трансферта технологий двойного применения реализуется посредством осуществления ряда федеральных целевых программ 11 ].
Сегодня осуществляются научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторские рабогы (ОКР) по целому ряду важнейших направлений создания критических технологий двойною применения с целью разработки более 150 базовых и критических технологий, соответствующих современному международному уровню промышленного развития. С учетом тенденций сегодняшнего мирового технологического развития в Российской Федерации в настоящее время планируется принятие ряда новых федеральных целевых профамм. направленных на модернизацию технологической основы российской промышленности. Так. недавно реализованная ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.» [2]. включала подпрограмму развития компонентной электронной базы. Другая программа, связанная с развитием оборонно-промышленного комплекса России, направлена на разработку критического и базового технологического обеспечения процесса создания не только военной. но и специальной техники. Данная программа предназначена, прежде всего, для комплексного решения проблем модернизации научно-технологической и производственной базы предприятий и организаций ОПК. включая уникальную стендовую базу, предназначенную для проведения испытаний.
Следует отмстить, что осуществление данных мероприятий стало возможным вследствие применения кластерного подхода н кластерной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, что позволило разработать и приступить к осуществлению комплексной стратегии инновационной технологической модернизации оборонно-промышленного комплекса (011К) при повышении эффективности применения интеллектуального потенциала оборонной промышленности.
Кроме того, за первое десятилетие XXI века политика кластерообразования стала одним из основных признаков обретения национальной конкурентоспособности, как в развитых в рыночном отношении, так и развивающихся в данном направлении государствах. И России политика кластерообразования или кластерная политика рассматривается в ряду 11 «ключевых инвестиционных инициатив» [3].
Следует констатировать необходимость применения кластерной политики, которая необходима для решения комплексных проблем развития отечественной экономики.
Первое. Осуществление кластерной политики предусматривает. прежде всего, формирование и развитие конкурентной среды, конкурентного рынка как основного условия создания
конкурентных преимуществ национальных предприятий. При пом экономика России в настоящее время, не смотря на попытка углубления рыночно-ориентированных преобразований, остается высокомонополизированной по отношению, как к локальным, так и региональным рынкам, снижая конкурентные начала организации экономической системы. Необходимо также учитывать, что в процессе реализации кластерной политики государство нацелено н. поддержку наиболее сильных, стабильных и нацеленных на инновационное развитие предприятий, а также создание необходимые условий для развития конкурентных преимуществ и более слабые но креативных компаниях.
Второе. Политика кластерообразования основное внимаинс сосредоточивает на микроэкономических аспектах, связанных с анализом локальных и региональных рынков п функционирующие в их рамках предприятий с точки зрения создания необходимые факторов производства, включающих необходимое ресурсное •• инфраструктурное обеспечение. В настоящий момент российски« жономика в целом достигла стабильности, однако государственна политика, направленная на структурную модернизацию национального хозяйства в целях обеспечения устойчивого экономическое роста в долгосрочной перспективе, должна стать в большей степени эффективной и целенаправленной. В частности, необходим обратить самое серьезное внимание на те проблемы, которые препятствуют стимулированию развития отдельных отраслей и составляющих их предприятий в рамках территориальных обра •>-ваний н локальных рынков.
Макроэкономический подход, безусловно, важен для анали и определения основных направлений развития экономики государства в целом, но микроэкономические аспекты предназначены в данном случае для разработки адресных программ поддержки . формирования конкурентных преимуществ важными в региональном отношении предприятиями, в том числе в сфере оборонно! промышленности [5|.
Третье. В рамках реализации кластерной политики происходит тесное переплетение и углубление взаимодействия меж. властными структурами федерального масштаба и органами местного самоуправления, научным сообществом, крупным, средни« и малым бизнесом, что позволяет координировать общие усилия по повышению эффективности и инновационной направленное т. экономической и управленческой деятельности.
Четвертое. Осуществление политики кластерообразования направлено, прежде всего, на формирование н развитие инновационной активности предприятий малого и среднего бизнеса, имеющего > российских условиях значительный потенциал для своего разки м- -Это особенно важно, если учесть, что именно средние и малые предприятия являются основой для формирования различного ро.и кластерных инициатив как наиболее важных объектов реапизацн» кластерной политики.
Следовательно, по своей структуре и потенциалу применен»« политика кластерообразования включает в себя именно ту системе мер. которые способны решить одну из главных задач, стоящие
перед российской экономикой. Она заключается, прежде всего, в необходимости развития конкурентных преимуществ отечественного хозяйства посредством формирования высоко конкурентных рынков, повышения инновационной направленности наиболее важных отраслей промышленного производства (особенно ОПК). развитии эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, углублении и придании новых форм взаимодействия между государством, бизнесом и наукой. Её осуществление во многом будет определять повышение оборонного потенциала и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Ряд современных исследователей в развитии политики класте-рообразования выделяют два эгапа (поколения) [8|.
Кластерная политика первого поколении включает в себя совокупность взаимосвязанных мероприятии, реализуемых федеральными и региональными властными структурами, направленных на и дентифнкашпо кластерных образований, определение направлений деятельности участников кластера, формирование государственных органов поддержки образования и развития кластеров в масштабах государства или отдельного региона (отдельной отрасли).
Кластерная политика второго поколении основана на имеющихся знаниях относительно уже функционирующих в масштабе экономики государства или отдельных отраслей кластерных образованиях. что обусловливает необходимость формирования эффективных индивидуальных подходов к развитию каждого из них.
Так. со стороны государства может осуществляться комплекс мер. направленных на формирование и развитие кластерных форм организации бизнеса, которые включают:
11 развит не местного спроса за счет диверсификации разметаемых государственных заказов у местных предприятий;
2) «брокерскую» политику, предназначенную для осуществления полноправного диалога между различными акторами кластерного образования;
3) подготовку высококвалифицированных трудовых ресурсов в рамках конкретного региона за счет осуществления программ переподготовки и повышения квалификации:
4) создание позитивного «бренда» региона или отдельной отрасли для активизации привлечения инвестиционных ресурсов.
Выделяют четыре вида кластерной политики по роли государства в процессе ее осуществления |9|:
1) каталитическая к шетерная политика осуществляется в том случае, если государство способствует организации взаимосвязи заинтересованных сторон (например, бизнеса и научного сообщества), реализуя частичную финансовую поддержку их проектов:
2) поддерживающая кластерная политика предполагает дополнение каталитической политики кластерообразовання осуществлением финансирования регионального инфраструктурного обеспечения, образовательных проектов для стимулирования кластерного развития;
3) директивная кластерная политика осуществляется посредством дополнения поддерживающей поди i ики кластерообразовання специфическими программами, направленными на формирование специализации промышленности регионов за счет образования соответствующих кластеров;
4) интервенционистская кластерная по.нтшка осуществляется посредством дополнения директивной политики кластерообразовання ответственностью государства в сфере углубленного регулирования и субсидирования создания узкоспециализированных кластеров за счет активных форм контроля ia предприятиями-участниками кластерных образований.
Если основываться на исследованиях VI. Энрайта. сегодня в развивающихся в мировом экономическом сообществе 160 кластерных образованиях на40% из них приходится поддерживающая политика. Каталитическая политика кластерообразовання характерна для 20% кластеров, директивная политика проводится по отношению к 5" о кластерных образований, а интервенционистская по отношению к 2-3%. Остальные 32-33% кластеров не подвержены какому-либо существенному государственному влиянию, развиваясь на основе собственных ресурсов. 13 данном случае можно наблюдать следующую закономерность: при следовании по властной вертикали сверху вниз от наднациональных образований к местному самоуправлению - растет доля властных структур, осуществляющих специальную политику кластерообразовання (от 18 до 70%) [3).
В этой связи целесообразно обратить внимание на наличие двух типов такой политики: один тип - «сверху-вниз», второй - «снизу-вверх». Кластерную политику «сверху-вниз» инициируют органы
центральной и региональной власти. Объектами такой политики выступают, как правило, отраслевые кластеры, не привязанные к какой-то конкретной территории, а связанные цепочкой создания добавленной стоимости производимой продукции.
Самые яркие примеры осуществления такой политики можно было наблюдать в Дании. Нидерландах и Финляндии, причем именно благодаря политике «сверху-вниз» Финляндия в течение последних 15-20 лет обрела новые конкурентные преимущества и превратилась в супердержаву, производящую телекоммуникационное оборудование.
При осуществлении кластерной политики «сшпу-внерх» инициаторами образования кластерных объединений выступают не высшие властные структуры, а органы местного самоуправления в совокупности с различными объединениями предпринимателей. Примером успешного формирования кластерных структур среди небольших государств является Австрия Особенно показательна кластерная инициатива, реализованная в земле Верхняя Австрия, где кластерная форма образования бизнеса выступила в виде своеобразного бренда для повышения инвестиционной привлекательности конкретного региона. Кроме того, участниками программ кластерных инициатив является Каталония (Испания). Шотландия (Великобритания). Северная Рейн-Вестфалня (Германия).
По мнению автора, следует обратить внимание на различия и сходные черты между кластерными образованиями и территориально-производственными комплексами (ТИК), поскольку при поверхностном рассмотрении можно прийти к выводу об идентичности этих двух форм организации бизнеса. Однако более глубокий анализ сущности данных образований свидетельствует об обратном.
Прежде всего, целесообразно отметить внепроизводственный аспект применения кластерных н территориальных производственных образований применительно к экономическому районированию. В данном случае действительно можно найти большое количество общих черт. В I I1К отрасли находят оптимальное сочетание в рамках конкретной территориально-административной единицы, а в кластере они представляют собой наиболее конкурентоспособные отрасли в масштабах всего государства или его отдельного региона. В целом сходны между собой и методы выделения промышленных кластерных образований и ТПК. Для анализа промышленных кластеров применяют метод межотраслевых балансов (МОЬ) и теории графов, или же используется метод образования цепочки добавленной стоимости. 13 ГНК также применялся метод МОБ. дополняемый в последующем факторным анализом и расчетом показателей корреляции отраслей с учетом межотраслевых потоков.
Сравнивая другие аспекты промышленных кластеров и ГПК можно наблюдать значительные различия, как в концептуальных положениях, так и в практике организации экономической деятельности.
Первое. Обе теории, кластерная концепция и Т11К, разработаны в абсолютно противоположных экономических системах. В условиях административно-командной системы речь идет о деятельности государственных предприятий, снижающих свои издержки на основе плановой рационализации задействованных производственных ресурсов. В рыночной системе хозяйствования бизнесмен сам отвечает за форму организации экономической деятельности и направления вложения инвестиционных ресурсов, что должно обеспечить ему получение максимального дохода. Принципиальные различия между рыночным и административно-хозяйственным способом организации экономической деятельности предопределяет и все остальные различия между данными образованиями.
Второе. Налицо разный генезис промышленных кластеров и ГПК. Кластерные формы образуются па основе действия рыночных факторов в рамках конкретных территорий, когда участники кластера начинают взаимодействовать в результате очевидных выгод своего территориального расположения. При этом важным моментом является то обстоятельство, что промышленные кластеры не создаются «с нуля», на голом месте, а являются закономерным завершением уже сформировавшихся преимуществ географического положения отдельных предприятий. В свою очередь территориально-промышленные комплексы создавались на основе теоретических изысканий, направленных на оптимизацию и повышение эффективности производства в условиях планового ведения экономической деятельности, на основе макроэкономического моделирования, формируя, таким образом, довольно четкие пространственные границы. У кластеров же довольно часто таких
четких границ нет. что осложняет проведение целенаправленной кластерной политики.
Третье. Разное место расположения ТИК п промышленных кластеров. Модели формирования ТНК чаше всего применялись для формирования промышленных образований па неосвоенных территориях, где плотность населения чаще всего низка, а природно-климатические условия довольно сложны. Они являлись одним из способов укрепления территориальной целостности. И >тот подход имел определенный успех в СССР, которому на основе сдвига промышленного производства за Урал и централизации финансирования удалось освоить значительные практически пустые пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, что вряд ли было осуществимо в условиях рынка. Благодаря применению такого способа размещения промышленного производства Российская Федерация населена даже более равномерно, чем Канада и США. Между тем кластерные образования создаются в большей степени гам. где имеется уже сложившаяся инфраструктура, промышленный потенциал и достаточное количество необходимых трудовых ресурсов.
Четвертое. Очевидна разница в структуре ТИК и кластеров. Регулирование формирования н развития территориально-производственного комплекса осуществлялось Госпланом, т.е. централизованно. ')то обусловливало его межотраслевой характер, где главная роль отводилась базисным отраслям производства при сопутствующем развитии вспомогательных производств. Кластер же включает в себя совокупность взаимосвязанных, но независимых субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках определенной отрасли. 11ри этом органы государственной власти или иаучно-образовательных учреждений могут иметь орган, контролирующий процессы развития кластерного образования.
Пятое Важными представляются различия между ГПК и кластерами с точки зрения их специализации. Территориально-производственные кластеры ориентированы, прежде всего, на тяжелые отрасли промышленности, связанные с добычей полезных ископаемых, химическим и металлургическим производством, ориентированным па интересы государства как основного собственника, что было характерно для СССР. Кластерные образования, напротив, развиваются, как правило, в рамках высокотехнологичных или традиционных отраслей, ориентированных не па производителя, а на потребителя, к которым сегодня можно отнести и оборонно-промышленный комплекс, который тоже удовлетворяет насущные потребности, но государства.
Шестое Велики различия в той роли, которую играет информация в ТИК и кластерных образованиях. Любой ТИК включал определенное количество вертикально-интегрированных производственных структур, между которыми не происходил обмен информацией. касающейся процесса производства. Каждое предприятие ТИК имело собственный план поставок изделий, который утверждался наверху. В кластере же между предприятиями н обеспечивающими организациями в процессе их взаимодействия предполагается развитие информационных потоков, в том числе между нх сотрудниками. г)то обеспечивает создание сетевых структур, включающих предприятия малого и среднего бизнеса.
Седьмое. ТИК и кластеры различны по роли человеческого потенциала. В ГПК людские ресурсы рассматриваются в качестве одного из факторов производства, хотя в модели территориально-производственных комплексов и включались расходы на социально-бытовое обеспечение. В кластерах, как правило, создаются оптимальные условия для привлечения высококвалифицированных специалистов, по сравнению с отдельными компаниями. Кроме того, конечная цель создания кластерных образований, направленная
на формирование конкурентных преимуществ регионов и целых государств, неизбежно влечет за собой реализацию цели повышения жизненного уровня всего населения.
Таким образом, следует отметить, что каждая из рассмотренных концепций соответствует своей общественно-экономической системе и стадии развития государства: модель ТИК социалистической, административно-хозяйственной и в большей степени индустриальной эпохе: концепция кластеров капиталистической, рыночно-ориентированной и в значительной степени постиндустриальной нюхе. При этом концепция ТИК может применяться и в условиях рыночной экономики для освоения новых территорий. 'Jto свидетельствует о дальнейшем распространении кластерной «моды», когда кластером называется все. что концентрируется в пространстве. Таким образом, концепция кластеров не копирует ТИК. они также не противоречат друг другу, но могут существовать параллельно во многих странах.
Литература:
1. Бирюков A.B. Формирование инновационных кластеров в высокотехнологичных отраслях промышленности (иа примере ОГ1К России): Дисс. докт. эконом, наук. - М.. 2009.
2. Козлов И.В. Организационно-экономический механизм создания и функционирования кластеров (па примере Московской области): Дисс. канд. эконом, наук. М., 2010.
3. Хачатурян К.С., Николаев А.Н. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России '/Транспортное дело России, 2013.-№6.
4. Хачатурян A.A., Вдовнн C.B. I(екоторые формы продвижения российских вооружений па мировом рынке // Экономика и предпринимательство, 2013. № 12-2.
5. Хачатурян A.A.. Николаев А.Н. Структура организационно-экономического механизма управления научно-технологическим развитием оборонной промышленности России Экономика и предпринимательство, 2013. № 12-3.
6. Хачатурян A.A.. Шннгаресв Ф.Ф. Ключевые направление реализации стратегии инновационного развития предприятии отечественной радиоэлектронной промышленности //Транспорт« . дело России. 2013. .V« 4.
7. Хачатурян A.A.. Кончугов В.А. Интеграция военных представительств Министерства обороны России в информационную структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса как фактор повышения качества продукции // Транспортное дело России, 2013. - № 4.
X. Хачатурян A.A.. Сниько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях Электронный научный журнал «Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте». Серия I. Экономика и управление. 2013. - Л 4(6).
9. Хачатурян К.С.. Рыжова Ю Н. Тенденции, функции, цело п задачи развития системы управления человеческими ресурса»:;' высокотехнологичных корпораций России//Экономика и предпринимательство. 2013. №11-2.
К). Хачатурян К.С., Рыжова IO.II.. Рыжова М.А. Проблемы с -временного функционирования системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России Экономика и предпринимательство. 2013. - № 11-2.
II. Хачатурян КС.. Андреева Е.В. Современные тенденции управления человеческими ресурсами предприятий оборонного сектора экономики страны // Экономика и предпринимательств-2013. 12-2.