педагогические науки
Клещева Нелли Александровна КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ...
УДК 378.147; 53.007
КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© 2018
Клещева Нелли Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и экспериментальной физики Дальневосточный федеральный университет (690950, Россия, Владивосток, улица Суханова 8, e-mail:[email protected])
Аннотация. Создание Федеральных университетов - инновационный национальный проект, ориентированный на повышение конкурентоспособности образовательной системы России. Отмечая безусловную политическую, экономическую и социокультурную значимость данного проекта, следует обратить внимание на тот факт, что процесс его реализации сопровождался рядом внутренних трудностей, порожденных объединением однотипных структур. В значительной мере этот процесс коснулся общеобразовательных кафедр. Неоднородность кадрового состава и педагогических подходов к организации образовательного процесса по дисциплине не всегда способствовали созданию целостной системы предметной подготовки. В статье предлагается возможное направление решения возникших проблем с привлечением методологии кластерного подхода на примере организации работы кафедры физики. Введено понятие образовательный кластер «кафедра физики Федерального университета». Предложена его структура, состоящая из трех компонентов: учебно-методического, тьюторского и технологического. Описан функционал каждого компонента кластера, возможные механизмы взаимодействия внутри кластерной структуры. Предложены методологические подходы к проектированию онтологии образовательной области «физика» для обеспечения целостности физического содержания на всех направлениях подготовки. Обосновывается целесообразность кластерной организации работы кафедры физики в федеральном университете для создания положительного эмоционального фона в системе взаимоотношений «преподаватель-студент». Обсуждаются перспективные направления развития предлагаемого кластера, ориентированные как на построение дополнительных траекторий взаимодействия внутри кластера, так и на расширение его структуры.
Ключевые слова: федеральный университет, кафедра физики, неоднородность системы предметной подготовки, кластерный подход, образовательный кластер «кафедра физики Федерального университета», компоненты кластера, механизмы взаимодействия в кластере.
CLUSTER ORGANIZATION OF WORK AT THE DEPARTMENT OF PHYSICS
IN FEDERAL UNIVERSITY
© 2018
Klescheva Nelly Alexandrovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department «General & experimental physics» Far Eastern Federal University (690950, Russia, Vladivostok, street Sukhanova 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The creation of Federal universities - is an innovative national project, aimed at enhancing the competitiveness of Russia's educational system. Noting the unconditional political, economic and sociocultural significance of this project, we should pay attention to the fact, that the process of its implementation was accompanied by a series of internal difficulties, generated by the unification of similar structures. This process in a significant measure touched to the general educational departments. The heterogeneity of the staffing and pedagogical approaches to the organization of the educational process at discipline did not contribute to the creation of an integral system of subject training. A possible direction of the solution of the arising problems with the involvement of the cluster approach methodology by the example of the organization of the work of the Department of Physics is suggests in that article. The concept of an educational cluster "Department of Physics of the Federal University" is introduced. A cluster structure, consisting of three components, educational-methodical, tutoring and technological, is proposed. The functional of each component of the cluster, the possible mechanisms of interaction within the cluster structure is described. Methodological approaches to design the ontology of the educational field "physics" to ensure the integrity of physical content in all directions areas of training are proposed. The expediency of the cluster organization of the work of the Department of Physics at the federal university for creating a positive emotional background in the system of "teacher-student relations" is substantiated. Prospective directions of development of the proposed cluster, oriented on the construction of additional interaction trajectories within the cluster and on the expansion of its structure are discussed.
Keywords: federal university, department of physics, heterogeneity of the subject training system, educational cluster « department of physics of Federal university», cluster components, mechanisms of interaction in a cluster.
Федеральные университеты - новая образовательная структура современной России. Первые федеральные университеты появились в нашей стране в 2006 году, как национальный проект развития системы высшего образования [1]. Согласно основным идеям этого проекта, федеральные университеты - это не просто объединение ряда региональных вузов. В них должны реализовы-ваться принципиально новые формы образовательного маркетинга - подготовка современных специалистов для сферы управления, экономики и науки; проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям; эффективное взаимодействие с Российской академией наук и структурами регионального бизнеса; развитие активного международного сотрудничества.
Второго апреля 2010 года во Владивостоке был создан первый, и пока единственный в Дальневосточном Федеральном округе, Дальневосточный Федеральный университет (ДВФУ), объединивший четыре вуза
- Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный технический университет, Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт [2]. Государственная значимость данного образовательного акта казалась очевидной. С одной стороны
- во внутреннем аспекте - Приморский край объявлен зоной приоритетного экономического развития, и подготовка специалистов для территорий опережающего развития, входящих в сферу национальных интересов, по единым образовательным программам должна способствовать укреплению связей с экономикой и социальной сферой федерального округа. Кроме этого, большинство научных институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук сосредоточено именно во Владивостоке, что должно способствовать созданию на базе ДВФУ высокотехнологичных научных центров с едиными механизмами взаимодействия науки и образования. Внешнеполитическая целесообразность создания
Klescheva Nelly Alexandrovna CLUSTER ORGANIZATION ..
pedagogical sciences
ДВФУ также не вызывала сомнений - в Тихоокеанском регионе сосредоточены такие мощные в технологическом и образовательном контексте страны, как Япония, Южная Корея, Китай. Поэтому, как для привлечения иностранных студентов, так и для подготовки собственных специалистов, конкурентоспособных для работодателей стран АТР, необходимо реализовывать единые подходы к построению образовательных программ, с одной стороны - мирового уровня, а с другой - имеющих региональную направленность.
В то же время, приходится констатировать, что на практике процесс создания ДВФУ проходил не совсем гладко. Прежде всего, отсутствие аргументированной разъяснительной политики о целесообразности данного нормативного акта со стороны руководства объединяемых структур, вызвало негативное отношение к процессу объединения в среде профессорско-преподавательского состава и сотрудников всех четырех вузов. В ряде вузов обучение велось по одинаковым образовательным программам и направлениям подготовки, и высказывались определенные опасения (следует отметить, в дальнейшем осуществившиеся) о ликвидации ряда образовательных программ и соответствующих кафедр. В первые годы существования ДВФУ, как единого образовательного конгломерата, практически все структурные объединения ощутили на себе «болезненные точки роста». В большей мере этот процесс коснулся общеобразовательных кафедр - физики, математики, химии и ряда других. Так, например, в состав объединенной кафедры физики (с 2016 года - кафедра общей и экспериментальной физики) вошли преподаватели четырех вузов, и общая численность кадрового состава кафедры - 87 человек. В каждом вузе годами накапливались определенные традиции образовательного процесса, существовали различные структуры предметной подготовки по физике, и, соответственно отношение к системе физического образования. Для инженерных и ряда естественнонаучных специальностей курс физики всегда рассматривался как фундаментальный и системообразующий в структуре профессиональной подготовки. В тоже время, для ряда направлений подготовки экономического, медико-социального, гуманитарного профиля курс физики был представлен только незначительным числом лекционных занятий, либо вообще обозначался как элективный. Поэтому, в первые годы функционирования объединенной кафедры физики выявились определенные разногласия в организации образовательного процесса и на содержательном, и на технологическом и, соответственно, на социально-перцептивном уровнях.
Встречи с коллегами на конференциях, посвященных современным проблемам физического образования в вузах [3,4], позволяют констатировать, что описанные проблемы являются общими для всех десяти федеральных университетов, действующих на территории Российской Федерации. Высказывались соображения, что в существующих в федеральных университетах условиях многофакторной разноуровневости образовательного процесса по дисциплине, актуализируется поиск эффективных решений оптимизации системы предметной подготовки по физике с привлечением всего арсенала современных научных методов: системного и ситуационного подходов [5,6], различных квалиметрических подходов [7] и ряда других. В данной статье предлагается одно из возможных решений этой многоаспектной проблемы - кластерная организация работы кафедры физики в Федеральном университете.
Как известно, кластерный подход, представляющий собой одно из направлений системного подхода, впервые был предложен профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером для решения проблем повышения региональной конкурентоспособности [8]. В настоящее время методология кластерного подхода положена в основу экономического развития Российской Федерации. Принципы организации и формирования кластеров,
механизмы поддержки их развития изложены как в научных исследованиях [9,10], так и в методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ [11]. Несмотря на то, что наиболее широко идеи кластерного подхода реализуются в экономике, они с успехом экстраполируются и на другие сферы социального партнерства, в том числе в образовании. В научно-педагогической литературе достаточно подробно проинтерпретирована семантика дефиниций «образовательный кластер» и «педагогический кластер» [12,13], представлены конкретные примеры внедрения методологии кластерного подхода и на уровне региональных образовательных структур, и как средство сетевого и информационного управления образовательными потоками [14], и как реальный инструмент организации партнерства между вузами и работодателями [15].
Выполненные исследования, как правило, описывают структуру и механизмы взаимодействия традиционных «внешних» образовательных кластеров («школа-вуз», социальное партнерство, сетевое взаимодействие и т.д.). В статье будет представлена методология разработки «внутреннего» кластера, ориентированность которого направлена на обеспечение системности и целостности инфраструктуры предметной подготовки по дисциплине на примере организации работы кафедры физики Дальневосточного федерального университета.
Под образовательным кластером будем понимать совокупность социальных партнеров (субъектов образовательного процесса), согласованно взаимодействующих для успешного функционирования всего кластера. В соответствии с заявленной концепцией кафедру физики в федеральном университете можно рассматривать как образовательный кластер организационного типа. Все субъекты образовательного процесса (преподаватели и студенты) объединены общей целью - предоставление и получение качественных образовательных услуг по физике. Кроме того, кластерная организация работы кафедры физики в Федеральном университете позволит сохранить, и в то же время, развить педагогические достижения, имеющиеся в арсенале преподавателей кафедр физики всех вузов, вошедших в состав объединенной кафедры.
Опишем возможную структуру образовательного кластера «Кафедра физики Федерального университета». Учитывая целевую ориентированность введенного кластера, его структуру целесообразно представить в виде трех компонентов: учебно-методического, тью-торского и компонента-транслятора - технологического. Понятно, что предлагаемые названия довольно условны и определяют лишь общую направленность функционирования кластера.
Как уже отмечалось, в Федеральных университетах при слиянии ряда вузов разной профессиональной ориентированности возникла весьма неоднородная система физического образования. Так, например, в ДВФУ представлены 43 укрупненные группы направлений (УГН), более чем в половине из них в структуру профессиональной подготовки входит курс физики. Общая трудоемкость дисциплины варьируется от 72 до 396 часов, причем, наблюдается неуклонная тенденция к ее уменьшению. На ряде направлений лекционный курс физики сокращается до 8 часов, что, по сути дела, сводит данный курс лишь к обозначению изучаемых вопросов. Регламентируемая методическими управлениями замена традиционных лекционных курсов на их электронные аналоги представляется весьма спорной. Данное соображение определяется, в первую очередь, спецификой учебного материала по физике. Физическое знание строго организовано и логически построено. Только при диалоге преподавателя со студентами возникает активная обучающая среда, погружаясь в которую студенты смогут оценить логичность и целостность физического знания. В условиях большой временной, и соответственно, содержательной дивергенции системы физического
педагогические науки
Клещева Нелли Александровна КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ...
образования на различных направлениях подготовки в Федеральных университетах, представляется целесообразной разработка онтологии предметной области физики, позволяющей «зафиксировать» общую терминологическую базу физического знания, подлежащего усвоению, и ее структуру. Функционал первого компонента кластера - учебно-методического - как раз и должен быть ориентирован на поиск эффективных средств классификации и систематизации научного знания физики вокруг стержневых идей высшей формы физического знания - физической картины мира. Работа эта, безусловно, архисложная, и к ней должны привлекаться самые опытные преподаватели, не только имеющие большой педагогический опыт, но и хорошо владеющие методологией физического знания и принципами его познания. Физическое знание, предлагаемое студентам для усвоения, должно быть представлено в виде законченных блоков учебной информации, с одной стороны - сохраняющих целостность физического знания, а с другой - адекватных по своему объему реальной трудоемкости дисциплины на данном направлении подготовки. Выбор технологических средств структурирования учебной информации по физике, т.е. проектирования онтологии образовательной области «Физика», может быть весьма вариативным: это и довольно широко известный в педагогических исследованиях метод графов с использованием количественных методов определения целостности физического содержания [16], и метод фреймов, позволяющий отобразить семантическую сложность физического знания [17]. Большой интерес представляет использование концепции научных революций Т. Куна, позволяющей организовать практически весь массив физического знания в виде двух взаимосвязанных блоков: научной парадигмы и научного знания физической картины мира [18].
Представителями данного компонента кластера также проводится работа по систематизации и корректировке дидактических средств поддержки образовательного процесса на всех этапах контроля знаний: рубежного, промежуточного и итогового. В силу отмеченной выше тенденции к уменьшению числа часов, отводимых на изучение физики, из структуры предметной подготовки (даже на ряде инженерных специальностей) исключены практические занятия, традиционные формы текущей и промежуточной аттестации вынесены за рамки аудиторной работы. В связи с отмеченными моментами, возникает потребность в разработке качественных учебно-методических материалов для самостоятельной работы студентов: методических указаний по решению физических задач с примерами их решений, банков самих задач различных уровней сложности, качественных тестовых заданий по различным разделам и темам курса физики. Естественно, что каждый квалифицированный преподаватель имеет в своем арсенале необходимую номенклатуру методических материалов, однако неуклонная тенденция к укрупнению лекционных потоков по физике, требует определенной унификации и систематизации имеющихся ресурсов, хотя бы в рамках тех УГН, которые имеют однопорядковую трудоемкость дисциплины.
Наличие в портфолио кафедры унифицированных подходов к построению содержания лекционного курса и к разработке дидактического обеспечения учебного процесса значительно повышает педагогическую мобильность преподавателей при распределении учебных нагрузок, что весьма актуально для федерального университета. Кроме того, как показывают результаты работы предметных комиссий по приему академических задолженностей - необходимый атрибут современной организации образовательного процесса в вузах - при таком подходе в значительной мере унифицируется и данная процедура, что, в конечном счете, снижает «градус» взаимной неудовлетворенности и преподавателей, и студентов.
В современных условиях крайне важно иметь в структуре кафедрального кластера компонента, обозначенного, как тьюторский. Не секрет, что система взаимоотношений преподавателей кафедры физики и студентов, проходящих обучение по дисциплине, не всегда строится с позиций педагогики сотрудничества. На это имеется комплекс причин: это и сложность предметного материала, и отношение студентов к самому курсу, и высокие требования к уровню усвоения знаний, и большой возрастной градиент (средний возраст преподавателей кафедр физики - 57 лет) и т.д. Открытая сейчас практически в каждом вузе возможность сетевого высказывания студентом своего мнения о преподавателе подтверждает этот тезис. Понятно, что отзывы студентов достаточно субъективны и не всегда достоверны, и каждый преподаватель не должен ориентировать свою профессиональную деятельность на то, чтобы «понравиться» всем студентам, но многолетний опыт работы автора в конфликтной комиссии, позволяет утверждать, что зачастую претензии студентов могут быть «купированы» в пределах кафедры. В состав данного компонента кластера должны войти преподаватели, обладающие повышенной толерантностью, способностью к эмпатии и саморефлексии. Целесообразно именно представителей данного компонента кластера включать в предметные комиссии по ликвидации академических задолженностей, поскольку зачастую эти процедуры сопровождаются довольно негативным эмоциональным фоном.
Естественно, что функционал данного компонента кластера не определяется только разбором и устранением конфликтов. Курс физики начинается на первом курсе, когда студенты еще не полностью адаптированы к правилам организации образовательного процесса в университете, не в полной мере владеют «географией» кампусов и имеют множество вопросов, не имеющих непосредственного отношения к процессу обучения физике. К сожалению, система кураторства, как социокультурный пласт взаимоотношений в системе преподаватель-студент, в настоящее время приходит в упадок, поэтому наличие в структуре образовательного кластера кафедры физики системы тьюторской поддержки студентов, безусловно, должно способствовать созданию положительного эмоционального фона внутри системы предметной подготовки по физике.
Для успешного функционирования всего кластера должны быть строго определены механизмы взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами. Педагогический процесс, как никакой другой, является субъектноориентированным. Поэтому, вербальные средства общения между партнерами, которые объединены в кластер, крайне важны. Однако, на практике, в силу временной и территориальной разобщенности представителей описанных выше компонентов кластера «Кафедра физики федерального университета», основным механизмом их взаимодействия выступают сетевые коммуникации. Разработкой и регулированием маршрутов взаимодействия между всеми субъектами кластера занимаются представители третьего компонента описываемого кластера - компонента-транслятора - технологический. На кафедральном сайте представлена вся необходимая для организации образовательного процесса информация: график учебного процесса, все учебно-методические материалы, рекомендованные к внедрению, функционирует сетевая страница «вопрос-ответ». Предусмотрена возможность организации как закрытого (только для преподавателей в режиме обсуждения предлагаемых учебно-методических разработок), так и открытого сетевого трафика - и для преподавателей, и для студентов. Студенты старших курсов иногда высказывают достаточно здравые замечания и об организации учебного процесса, и по содержательным вопросам.
Еще одним направлением деятельности технологического компонента описываемого кластера может стать и разработка собственных средств информатизации об-
Klescheva Nelly Alexandrovna pedagogical
CLUSTER ORGANIZATION ... sciences
разовательного процесса по физике. Понятно, что данный фронт работ на каждой кафедре специфичен и определяется как наличием и конфигурацией аппаратных и программных средств, так и квалификацией программистов. Например, на кафедре физики Дальневосточного Федерального университета выбрано два приоритетных направления - разработка системы имитационного моделирования лабораторных работ [19] и разработка автоматизированной системы комплексного мониторинга знаний студентов по физике с использованием CASE-технологий [20]. Все информационные ресурсы размещены на общеуниверситетсткой платформе Blackboard, и каждый преподаватель, и студент могут ими воспользоваться в удобном для себя режиме.
Совершенно очевидно, что введение кластерной организации работы кафедры физики в Федеральном университете не предполагает полную унификацию преподавательской деятельности всех преподавателей. Каждый преподаватель обладает собственным уникальным опытом и взглядом на образовательную деятельность. Педагогическая деятельность одновременно и нормативна и оригинальна, что приводит преподавателя к поискам новых форм организации учебно-воспитательного процесса, путей его технологизации, к вариативности педагогического общения, поэтому каждый преподаватель сам определяет для себя маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера - собственную траекторию построения партнерских отношений. Предлагаемый вид объединения преподавателей рассматривается как активная среда, в которой каждый может взаимодействовать с партнером, взаимно используя его интеллектуальный и педагогический потенциал во благо общей цели. Таким образом, подобный вид взаимодействия не только является формой структурного объединения в единую систему образовательных партнеров, по и позволяет, учитывая особенности педагогической самоидентификации каждого преподавателя, способствовать ее совершенствованию и развитию.
По ряду критериев, предлагаемых в литературе [21] для оценки эффективности функционирования образовательных кластеров, таких как согласованность всех участников образовательного кластера, открытость, наличие информационного ресурса и ряд других, можно констатировать определенную стабильность структуры предлагаемого кластера. В то же время, в перспективе видится ряд возможным совершенствований как внутри кластерных коммуникаций, так и в структуре самого кластера. Так, например, увеличение числа иностранных студентов, проходящих обучение физике в Дальневосточном федеральном университете, стимулирует поиск дополнительных маршрутов взаимодействия между субъектами учебно-методического и тьютор-ского компонентов кластера. Учитывая, что в структуре кафедр физики в Федеральных университетах, имеются научные подразделения, имеющие тесные связи с Академией наук и промышленными предприятиями региона, представляется целесообразным в дальнейшем рассмотреть возможность формирования научно-образовательного кластера кафедры физики Федерального университета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 1518-р.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04 2010 № 503-р.
3. Физика в системе современного образования (ФССО-15): материалы XIII Международной конференции. Санкт-Петербург, 1 - 4 июня 2015 г. СПб.: Изд-во ООО «Фора-принт», 2015. 514 с.
4. Физика в системе современного образования (ФССО-2017): материалы XIV Международной научной конф. (с. Дивноморское, 17-22 сентября 2017 г.). Ростов-на-Дону :ДГТУ, 2017. 538 с.
5. Кузнецова А. Г. Развитие методологии систем-
ного подхода в отечественной педагогике: моногр. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
6. Гришина Н.В. Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 3. С. 15-21.
7. Кузнецова М.В. Возможности анализа и повышения качества высшего образования с использованием методов квалиметрии //Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия Педагогика. 2009. С.45-49.
8. Портер М. Конкуренция [пер. с англ.] М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608с.
9. Боуш Г. Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления: монография. Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. 408 с.
10. Проскура Д.В. Теоретические аспекты формирования региональной кластерной политики. На примере Санкт-Петербурга /Д.В. Проскура, Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко// Проблемы современной экономики, 2008. № 4 (28). 351 с.
11. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: утверждены Минэкономразвития РФ 26.12.2008 г. №20615-ак/д19 [Электронный ресурс]. Доступ из правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Смирнов A.B. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 234 с.
13. Кривых С.В., Кирпичникова А.В. Кластерный подход в профессиональном образовании: монография. СПб:ИНОВ, 2015. 140с.
14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.
15. Klescheva N. A. & Petruk G.V Creating a Cluster Type Partnerships between Academics and Professionals // Pacific Science Review, 2013. Vol.16 №4. P. 43-49.
16. Гнитецкая Т.Н., Мартыненко А.Б., Плотников В.С. Информационно-количественные методы в формировании содержания физического образования // Философия образования, №1 (46), с.82-86.
17. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия. 1979. 150с.
18. Т. Кун структура научных революций. М.: Прогресс. 1972. 324с.
19. Клещева Н.А., Шилова Е.С. Лабораторный практикум по физике (имитационные модели) [Электронный ресурс] / Школа естественных наук ДВФУ. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. 72 с.
20. Клещева Н.А., Шилова Е.С. Разработка средств мониторинга учебного процесса по физике в контексте объектно-ориентированного подхода //Азимут научных исследований, №1, 2018. С.106-110.
21. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория методология, практика: кол. Монография / под ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева. Пенза: ИП Тугушев С.Ю., 2013. 230с.
Статья поступила в редакцию 20.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018