Научная статья на тему 'Кластерная модель создания исследовательско-предпринимательского университета'

Кластерная модель создания исследовательско-предпринимательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESOURCE / COMPETITIVE POTENTIAL / COMPETENCE PARADIGM CLUSTER MOBILITY IN THE PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES / CLUSTER NETWORK PARADIGM / EDUCATIONAL SERVICES IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT / MARKETING FUNCTION OF SUBJECTS / STRATEGY OF COMPETITIVE REGIONAL CLUSTER / MECHANISM OF TRANSFORMATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко В.Н.

The article considers the mechanism of the realization of educational activities in an innovative conceptual cluster model of creating a research and entrepreneurial university and the results of the analysis of the applicability of conceptual ideas to ensure the establishment and development of a competitive private university that implements this model. It is offered the innovative cluster model of market competition in the form of IMP in education, which is based on an open and long-term engagement of the university with other actors of macroand micro educational and other industry markets. The analysis of the applicability of the conceptual ideas and ensure the emergence of a competitive economic development of the private university that implements this model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster model of creation of the research-entrepreneurship type university

The article considers the mechanism of the realization of educational activities in an innovative conceptual cluster model of creating a research and entrepreneurial university and the results of the analysis of the applicability of conceptual ideas to ensure the establishment and development of a competitive private university that implements this model. It is offered the innovative cluster model of market competition in the form of IMP in education, which is based on an open and long-term engagement of the university with other actors of macroand micro educational and other industry markets. The analysis of the applicability of the conceptual ideas and ensure the emergence of a competitive economic development of the private university that implements this model.

Текст научной работы на тему «Кластерная модель создания исследовательско-предпринимательского университета»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37

В.Н. Харченко

Ростовский институт защиты предпринимателя, г. Ростов-на-Дону, Россия www. redaction-el@mail. ru

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

[Kharchenko V.N. Cluster model of creation of the research-entrepreneurship type university]

The article considers the mechanism of the realization of educational activities in an innovative conceptual cluster model of creating a research and entrepreneurial university and the results of the analysis of the applicability of conceptual ideas to ensure the establishment and development of a competitive private university that implements this model. It is offered the innovative cluster model of market competition in the form of IMP in education, which is based on an open and long-term engagement of the university with other actors of macro- and micro educational and other industry markets. The analysis of the applicability of the conceptual ideas and ensure the emergence of a competitive economic development of the private university that implements this model.

Key words: resource, competitive potential, competence paradigm cluster mobility in the provision of educational services, cluster network paradigm, educational services in a competitive environment, marketing function of subjects, strategy of competitive regional cluster, mechanism of transformation strategy.

Как известно, процесс развития образовательных парадигм носит цивили-зационно-педагогический характер, в ходе, которого прослеживается путь субъекта исследования от простого приема опыта и знаний предыдущих поколений через их репродукцию и трансформацию к саморегулирующемуся процессу. Поэтому основываясь на положениях педагогической прогностики, разрабатываемых А.Ф. Присяжной [4], можно было бы предположить, что появление новых образовательных парадигм является закономерным результатом процесса развития. Всегда ли соблюдается эта закономерность? Представляется что - да, и потому, нами предлагается один из актуальных вариантов реализации такого прогностического проявления в виде концептуальной кластерной модели, представляемой в качестве логичного пути раз-

вития различного рода образовательных учреждений. В выделенной сфере необходимы научные исследования с целью выявления современных условий появления новых образовательных парадигм. Результатом одного из исследований по затронутой теме является настоящая статья.

Опытно-экспериментальная работа по реализации модели конкурентного регионального кластера вуза началась в 2009 году на основании результатов исследований автора, полученных при разработке проекта инновационного менеджмента по теме НИР: «Формирование системы стратегического управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения», в дальнейшем в теме НИР 2013 года «Концепция инновационного вуза»[11]. По результатам исследования нами предлагается кластерная модель Исследовательско-предпринима-тельского университета [7-9] (ИПУ). Рассмотрим то, каким образом реализуется инновационная концептуальная кластерная модель создания ИПУ и проведём анализ применимости концептуальных идей, обеспечивших становление и конкурентоспособное развитие частного вуза, реализующего эту модель: 1) ресурсный, конкурентный потенциал; 2) компетентностная парадигма кластера ИПУ; 3) мобильность в предоставлении образовательных услуг; 4) сетевая парадигма кластера; 5) образовательные и иные услуги в условиях конкуренции; 6) маркетинговые функции субъектов ИПУ; 7) стратегия конкурентного регионального кластера; 8) механизм трансформации стратегии ИПУ.

Применительно к компоненту модели «Ресурсный, конкурентный потенциал». Следует отметить, что рынок образовательных услуг далеко не однороден. На рынке имеются как сильные лидеры - крупнейшие столичные вузы, - так и «неперспективные» вузы. Для вузов-лидеров, которые успешно решают вопросы воспроизводства своего кадрового, инновационного и других видов потенциала, развитие их конкурентного потенциала представляется актуальной задачей. Что же понимать под конкурентным потенциалом представляется исследователям конкурентоспособности вуза по-разному. Большинство таким фактором считает его способность к воспроизводству своей деятельности в условиях конкурентного рынка. Другими словами, в условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг совокупный, ресурсный потенциал вуза трансформируется в его конкурентный потенциал, поскольку выживаемость и развитие в условиях конкуренции определяются условиями рынка, а значит, конкурентоспособностью вуза. Общий потенциал вуза можно опи-

сать совокупностью его ресурсов и эффективностью их использования. Так, потенциал вуза структурно состоит из человеческого потенциала, учебно-методического, финансово-экономического, научно-инновационного, управленческого (включая организационно-структурный), социального и маркетингового потенциалов. Развитие общего потенциала вуза направлено, как правило, на максимально полное использование всех его ресурсов или на «загрузку» мощностей вуза. Конкурентный потенциал вуза, являясь отражением общевузовского потенциала, формируется под воздействием внешней среды, прежде всего, факторов рыночной конкуренции. И именно поэтому конкурентные преимущества образовательного учреждения в условиях экономики знаний целесообразно рассматривать как резервы конкурентного потенциала.

Применительно к компоненту модели «Компетентностная парадигма кластера ИПУ» следует отметить, что создание университетских комплексов (кластеров) во многом решает проблему формирования спроса на услуги конкретного вуза. По нашему мнению в условиях ожесточаю -щейся конкуренции создание таких комплексов является важнейшей задачей любого отвечающего на вызовы современности вуза. Именно поэтому в рамках комплексов непрерывного образования университеты, активно сотрудничают с гимназиями, лицеями и колледжами для организации непрерывного обучения по предлагаемым образовательным траекториям. Сотрудничество позволяет усилить профессиональную ориентационную подготовку учащихся и стимулировать сознательный выбор профессии, параллельно существенно сократить время обучения (от окончания школы, лицея и до этапа получения диплома о высшем образовании).

Вузы, в структуре кластера, более вариативны в выборе стратегий и тактик конкурентного поведения. Они могут делать ставку и на монополизацию рынков, и на консолидацию с другими вузами, и на компромиссное сотрудничество, и на кооперативную солидарность, и на обособление от соперников вплоть до полной изоляции. Образовательная парадигма ИПУ представляет собой конкурентный региональный (международный) кластер образовательных учреждений и бизнеса в состав, которого включены как отечественные, так и зарубежные вузы, средние специальные учебные заведения, базы практики студентов, партнеры по целевой контрактной подготовке и др.

Кластерная стратегия предлагаемой модели ИПУ обладает фокусной характеристикой, в соответствии с которой его участники сосредоточиваются вокруг одного центра. Специфической особенностью формирования кластера фокусного типа является ведущая роль в нем науки, продукты которой в виде ноу-хау и технологий предназначены для инновационного развития субъектов региональной экономики. Поэтому в созданный кластер, помимо вузов, входят промышленные и коммерческие предприятия, инновационные компании, фирмы, предлагающие инфраструктурную поддержку инновационного бизнеса, а также государственные и региональные административные структуры, которые вместе решают вопросы инновационного развития региона.

Сравнительные исследования показали, что ИПУ более успешно, чем в иных моделях образования, формирует профессиональную компетентность, которая позволяет решать задачи в рамках профессии и успешно взаимодействовать с другими людьми в производственных целях. В качестве аргументов, подтверждающих это не только взаимодействие в рамках рабочих групп, но любые коммуникации, приводящие к росту производительности труда и производственной отдачи от специалиста. В структуре кластера ИПУ состоят партнеры рассчитывающие получить компетентного выпускника в соответствии со своими пожеланиями. По нашему мнению, в структуре ИПУ подготовка специалиста любого уровня должна состоять из целенаправленного формирования выделенных ключевых компетенций и быть включена в содержание образовательных программ в форме специализированных учебных курсов, предусматривающих возможность проведения занятий с применением методик активного, сетевого обучения.

Подготовка компетентного специалиста с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области избранной специальности, системным видением проблем в практической деятельности направлена на совершенствование и формирование собственного стиля творческой деятельности. Пути формирования профессионализма могут быть различными. Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его профессиональной деятельности, интеллектуального общения и личности как носителя определенных ценностей определяется как профессиональная компетентность [5]. В результате, компетентный выпускник негосударственного вуза обладает всем

набором социально-профессиональных компетенций, способен осуществлять взаимодействие и кооперацию с другими людьми в рамках профессиональной деятельности, имеет потенциал к повышению квалификации, имеет в рамках своей профессиональной деятельности мировоззрение, позволяющее осуществлять инновационную деятельность.

Применительно к компоненту модели «Мобильность в предоставлении образовательных услуг» следует отметить, что Исследовательско-предприни-мательский университет предоставляет партнерам возможность прохождения не только стажировок в разных вузах, но и окончания разных образовательных уровней в разных вузах (бакалавриат, магистратура и т.п.), либо, как минимум, взаимозачета дисциплин, осваиваемых студентом в разных образовательных учреждениях. Таким образом, вузы имеют возможность возместить нехватку профессорско-преподавательского состава по определенным направлениям обучения за счет использования интеллектуальных ресурсов вуза-партнера. Такое возмещение происходит по всем другим видам ресурсов вузов-партнеров. Для студентов в рамках университета появляются новые возможности мобильности, связанные с повышением качества образования и возможности получения самых актуальных знаний по наиболее важным курсам и дисциплинам.

Применительно к компоненту модели «Сетевая парадигма кластера» приемлемым может оказаться утверждение о том, что парадигма вузовского кластера не может быть представлена всесторонне без инновационных связей и процессов и именно поэтому необходимо обратить внимание на эволюцию региональных тенденций, прослеживающуюся через трансформацию классического университета. Основные этапы преобразований университета: формирование международных образовательных альянсов (европейское образование), создание электронных университетов (доступное образование) проявлялись в процессе демографических изменений, мировых интеграционных процессов, информатизации общества и постепенно привели к организации учебного процесса современного университета в региональной сети.

Нами предложены к рассмотрению партнерами вариант становления вузовского комплекса (кластера) ИПУ в физическом реальном содержании. При его реализации с одной стороны, исключаются командировочные расходы (проезд, проживание, питание); затраты на отрыв сотрудников от образовательного процесса; затраты на аренду и оснащение учебных помещений. С

другой стороны, добавляются затраты на изменение организационной структуры, затраты на изменение бизнес - процессов и обучение персонала, затраты на внедрение и эксплуатацию программно-технических средств, затраты на адаптацию/разработку учебных курсов. Миссией исследовательско-пред-принимательского университета можно считать развитие качественной, многопрофильной и доступной системы образования как важнейшего элемента развития и повышения конкурентоспособности региона, путем объединения ресурсов для разработки и продвижения образовательных услуг на основе единых стандартов качества.

Применительно к компоненту модели «Образовательные и иные услуги в условиях конкуренции» можно сказать, что любая деятельность вуза в исследовательско-предпринимательском кластере, в конечном итоге, направлена на повышение качества образовательных услуг, которые являются основой функционирования любого образовательного учреждения[8-9]. Поэтому в основе концепции любого вузовского проекта и соответствующей ему модели взаимодействия субъектов современной экономики лежит цель совершенствования качества образовательной услуги в соответствии с текущими и перспективными требованиями рынка и ее конечных потребителей. При этом в кластере сущность образовательной услуги составляют непосредственно обучение, воспитание и просвещение личности, определяющие развитие ее профессионального, социального и духовного потенциалов, что и определяет структуры интеллектуального потенциала нации. Мы предлагаем осуществлять замеры возможностей осуществлять образовательную деятельность по специальной методике на основе значения индекса образовательной активности региона, который характеризует политику региональных властей в направлении сотрудничества с вузами других территориальных образований. Во многих регионах, с одной стороны, делается ставка на развитие собственных образовательных учреждений. С другой стороны, чем меньше в регионе филиалов других вузов, тем ниже конкуренция. Индекс образовательной активности региона замеряется по формуле: К=С1/С2 где С1 - численность студентов, обучающихся в филиалах вузов других регионов, С2 - численность студентов, обучающихся в вузах региона.

Высокое значение индекса в сочетании с низким значением свидетельствует о неразвитости образовательного рынка региона.

Применительно к компоненту модели «Маркетинговые функции субъектов ИПУ» следует заметить, что образовательные учреждения как субъекты, входящие в кластер, формирующие и осуществляющие предложение образовательных услуг, выполняют ключевые, с маркетинговой точки зрения, функции, среди которых: оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков; производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста; оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др.

Понятно, что организовать собственную маркетинговую службу в большинстве случаев не под силу даже большому вузу. Представляется целесообразным иметь в кластере «ИПУ» одно из его подразделений, которое будет иметь компетентную маркетинговую службу и предоставлять свои услуги партнерам по методу аутсерсинга (передача традиционных, не ключевых, функций организации внешним исполнителям). Учитывая особенности маркетинговой деятельности вузов, нами выделены основные этапы оценки ее эффективности и предложен алгоритм. В соответствии с алгоритмом оценки на первоначальном этапе определяются наиболее значимые критерии относительно создания и развития конкурентных преимуществ, в состав которых для маркетинга партнерских отношений, выбранного нами в качестве приоритетной концепции, включаются устойчивость взаимодействия с партнерами, лояльность потребителей и имидж.

Применительно к компоненту модели «Стратегия конкурентного регионального кластера» нами установлено, что формирование и реализация стратегии вуза и его партнеров все больше интересуют всех участников образовательной и научной деятельности, поскольку усиливается межвузовская конкуренция и регулярно изменяется законодательство относительно образовательной деятельности. Именно поэтому вузы нуждаются в коммуникативных средствах стратегии - в стратегическом менеджменте, а также в четко разработанных процессах и системах для обеспечения решения поставленных задач и установления обратной связи с целью получения информации о достигнутых результатах.

В современных условиях нематериальные активы стали основным источником конкурентного преимущества. Именно поэтому необходимо представить механизм, с помощью которого можно оценить эти активы, их роль в реализации конкурентной стратегии вуза [6]. Если управлять процессом реализации стратегии, для оценки и анализа которой нет соответствующего механизма, вуз неизбежно столкнется с серьезными трудностями.

Большинство современных вузов организуют свою деятельность через подразделения, которые находятся значительно ближе к потребителю образовательных услуг (студенту), чем аппарат управления, ректорат. При этом становится очевидным, что источником конкурентного преимущества являются информация, умения по продвижению образовательной услуг, взаимоотношения, создаваемые вузовскими работниками, а не инвестиции, которых может вообще не оказаться. Следовательно, воплощение крупных проектов, будь то открытие новых специальностей, разработка фундаментальных научных исследований, центра коллективного пользования, бизнес-инкубатора или центра повышения квалификации специалистов, потребность в компетентности которых возникнет только в будущем, - все это требует стратегического соответствия и связи между аппаратом управления, вспомогательными подразделениями и персоналом, с одной стороны, и самой стратегий вуза - с другой [6-7].

Формирование и реализация стратегии вуза являются постоянным процессом, интересующим всех участников образовательной и научной деятельности вуза, поскольку все больше усиливается межвузовская конкуренция и регулярно изменяется законодательство. Именно поэтому, пожалуй, любой вуз нуждается в коммуникативных средствах стратегии - в стратегическом менеджменте, а также в четко разработанных процессах и системах для обеспечения решения поставленных задач и установления обратной связи с целью получения информации о достигнутых результатах.

Несколько лет назад автором была предложена новая система показателей измерения результативности менеджмента вуза, которую по методологии Р. Ка-плана и Д. Нортона можно представить как сбалансированную [2]. Нами экспериментально подтверждено, что правильно сформулированная и хорошо понятая сотрудниками стратегия развития, используя ограниченные ресурсы, сможет привести к результатам, обеспечивающим конкурентоспособность вуза. Стратегически ориентированному вузу, как правило, удается преодолеть барьер

функциональной разобщенности подразделений, поскольку руководство вместо формальных структур создает новые, определяет стратегические направления и приоритеты, которые объединяют разнообразные и разрозненные подразделе-ния[11]. Именно стратегическая ориентация в развитии ИПУ является самым важным залогом успеха в деле создания инновационной структуры.

Применительно к компоненту модели «Механизм трансформации стратегии ИПУ» следует обратить внимание на использование особенностей оперативного и стратегического управления инновационной деятель -ностью. В соответствии со сбалансированным набором составляющих обучение и карьерный рост имеют три главных источника: люди, системы и организационные процедуры. На определенном этапе развития партнеры ИПУ могут обнаружить большой разрыв между существующими возможностями людей, систем и процедур и теми, которые требуются для прорыва в образовательной или предпринимательской деятельности. Для того, чтобы ликвидировать разрыв, потребуются инвестиции в переобуче -ние персонала, усовершенствование информационных технологий и системы менеджмента качества, создание взаимосвязи между организацион -ными процедурами и функциональными каждодневными действиями.

Исследования показали, что практический интерес для любого вуза, ориентированного посредством системы сбалансированных показателей на создание инновационных структур, могут представлять рекомендации по совершенствованию управления, сформулированные и внедренные автором в Ростовском институте защиты предпринимателя. Эти рекомендации охватывают разные аспекты деятельности вуза инновационного или, по крайней мере, оригинального типа и могут быть применены в процессе развития ис-следовательско-предпринимательского университета. Предлагаемый тип организации может дать ряд преимуществ: ликвидация связей руководитель-подчиненный, создание внутривузовских центров коммерческого расчета, объективное определение вознаграждения, формулирование эффективной политики вуза и принятие оптимальных решений в качестве двух самостоятельных процессов,, электронная система обработки данных и перестройка организационной структуры вуза, свободный доступ к информации, ликвидация монополий внутри вуза, мобильность кадров, распределение прав сотрудников, подготовка кадров внутри вуза. Опыт внедрения названных прин-

ципов подтверждает целесообразность иметь в вузе систему стимулов, которая не позволяет тратить время, предназначенное для осуществления образовательной деятельности, на решение текущих дел.

По нашему мнению, необходимость внесения изменений в стратегию и тактику деятельности высшего учебного заведения как цель может быть также обоснована с использованием результатов непрерывного мониторинга перспективной ситуации на рынке образовательных услуг и социально-экономических показателей деятельности. К примеру, в РИЗП такой мониторинг предполагает наличие развитой системы контроллинга как концепции, функции и средства системного управления затратами и результатами в системе образовательной деятельности, который поэтапно может вводиться в функциональные отношения развивающегося ИПУ[7]. Необходимость контроллинга в сфере образования обусловлена неустойчивостью условий и характеристик рынка образовательных услуг, в котором функционирует высшее учебное заведение; потребностью практики

в комплексной методической и инструментальной базах для поддержания основных функций менеджмента качества в ходе их системной интеграции.

Таким образом, проведенная научно-исследовательская работа позволила представить следующие результаты:

1. Сформировано и предназначено для адаптации концептуальное видение процесса становления и развития кластера в виде Исследователь-ско-предпринимательского университета.

2. Введено новое понятие «образовательная парадигма исследовательско-предпринимательского университета», которое представляет собой конкурентный региональный (международный) кластер образовательных учреждений и бизнеса, в состав которого могут войти как отечественные, так и зарубежные вузы, средние специальные учебные заведения, базы практики студентов, партнеры по целевой контрактной подготовке и др.

3. Предложена инновационная кластерная модель рыночной конкуренции в виде ИПУ в сфере образования, которая основана на открытом и долгосрочном взаимодействии вуза с другими субъектами макро и микросреды образовательного и других отраслевых рынков. Осуществлен анализ применимости концептуальных идей, обеспечивших становление и конкурентоспособное развитие негосударственного экономического вуза, реализующего эту модель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников [Текст] / Н.Ф. Ефремова // Высш. образование в России. 2010. № 4.

2. Паршин, А.В., Харченко, В.Н. Условия и факторы управления качеством компетентностно-ориентированного образования в негосударственном высшем учебном заведении [текст] / монография/ Паршин А.В. Харченко В.Н.; Ростовский институт защиты предпринимателя. Ростов-н/Д., 2008.

3. Подласый И. Энергоинформационная педагогика. М., 2010.

4. Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / А.Ф. Присяжная. Челябинск, 2006.

5. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: прил. к Постановлению Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568.Информационно-консультативная система Консультант Плюс.

6. Харченко В.Н. Современные тенденции в развитии экономики России.//Стратегии развития высшего учебного заведения. [текст]:кол-лективная монография. Ростов н/Д., 2011.

7. Харченко В.Н. Педагогическая интегрированная модель конкурентоспособного высшего учебного заведения [текст]: монография. Ростов н/Д., 2013.

8. Харченко В.Н. Инновационная кластерная модель исследовательско-об-разовательного профиля //Материалы XII международного научного конгресса «Государственное управление и местное самоуправление» 29 марта 2012 года [текст]. Харьков, 2012.

9. Харченко В.Н. Модель конкурентного регионального кластера [статьям/Сборник трудов 17 научно-практической конференции Макеевского экономико-гуманитарного института. Донецк (Украина), МЭГИ, 2011.

10.Харченко В.Н. Креативность образовательной и предпринимательской деятельности // Технология реализации опытно-экспериментальной ра-

боты по выявлению характеристик исследовательско-образовательного кластера [статья]. Материалы международного форума: г. Ростов-на-Дону 24-27 апреля 2012 г. Под ред. Паршина А.В., Харченко В.Н., Голуб Л.В. Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2012.С.574-580.

11.Харченко В.Н. Проблемы развития современного предпринимательства //Процесс преобразования интегрированной модели вуза в исследова-тельско-образовательный кластер [статья]. Сборник научных статей по материалам V международного форума. Ростов н/Д., 2013.

REFERENCES

1. Ephremova N.F. Approaches to the evaluation of competencies students-freshmen [Text] / N.F. Ephremova // Higher. Education in Russia. 2010. № 4.

2. Parshin A., Kharchenko V. Conditions and factors of quality management competence-oriented education in the private higher education [text] / monograph / A.V. Parshin V.N. Kharchenko; Rostov Institute of Protection of the entrepreneur. Rostov-on-Don. 2008.

3. Podlasy I. Energy-pedagogy. Moscow, 2010.

4. Prisyazhnaya A.F. Pedagogical forecasting in continuing teacher education: methodology, theory, practice: the dissertation ... Doctors of pedagogical sciences: 13.00.08. Chelyabinsk, 2006.

5. The Federal Target Program "Scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia" for 2009-2013: adj. to the Government of the Russian Federation of 28 July 2008 № 568.Informatsionno consultation system Consultant Plus.

6. Kharchenko V.N. Current trends in the development of the Russian economy .// Development Strategy of higher education. [text]: collective monograph. Rostov n / D., 2011.

7. Kharchenko V.N. Teaching an integrated model of a competitive higher education institution [text]: monograph. Rostov n / d. 2013.

8. Kharchenko V.N. Innovation cluster model research and educational profile // Proceedings of the XII International Scientific Congress "Public administration and local self-government," March 29, 2012 [text]. Kharkov 2012.

9. Kharchenko V.N. Model of competitive regional clusters [Article] // Proceedings of the 17th Scientific-Practical Conference Makeevsky Economic-Humanitarian Institute. Donetsk (Ukraine), Magee, 2011.

10.Kharchenko V.N. Creativity and entrepreneurship education // Technology implementation of experimental work to identify the characteristics of the research and education cluster [article]. Proceedings of the International Forum: Rostov-on-Don, 24-27 April 2012, ed. Parshin AV Harchen-ko VN, L. Golub Rostov n / D .: Izd AkademLit, 2012.S.574-580.

11.Kharchenko V.N. Problems of development of modern entrepreneurship // The process of converting the integrated model in the university's research and educational cluster [article]. Collection of scientific articles on the Proceedings of the V International Forum. Rostov n / d. 2013.

_14 сентября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.