Научная статья на тему 'Кластерная модель материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства'

Кластерная модель материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / РАССРЕДОТОЧЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР" / НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СХЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная модель материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства»

ВЕСТНИК 3/2009

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССРЕДОТОЧЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

С.Б. Сборщиков, М.Ю. Никулин

МГСУ

Современные тенденции развития инвестиционно-строительной деятельности указывают, что организационные структуры материально-технического обеспечения (МТО) строительных компаний проходят через процессы трансформации, вызванные следующими факторами:

- растущий динамизм внешнего окружения;

- необходимость размещения функций принятия решения по ликвидации негативных возмущений в материально-техническом обеспечении строительного производства как можно ближе к месту их возникновения;

- возрастающая географическая разбросанность производственной деятельности строительных компаний, усиливающая значимость их центральных стратегических функций - управления, координации, обслуживания, финансирования всей системы производственных операций;

- растущая сложность функций материально-технического обеспечения, определяющаяся усложнением процессов строительного производства и его управления, а также стремлением строительных компаний передавать функции МТО на аутсорсинг специализированным компаниям, работающим по контракту;

- наличие специализированных на МТО компаний, способных учитывать сложность оказываемых услуг, своевременно реагировать на возникающие непредвиденные ситуации при строительстве объекта;

- прямая зависимость между увеличением объема и номенклатуры, передаваемых строительными компаниями на аутсорсинг функций по МТО, и снижением сложности выбор места размещения её материально-технической базы (в некоторых случаях приводящих к полному отказу от неё).

Как видно данные факторы имеют разнонаправленные вектора, но в тоже время наиболее полный их учет в формировании организационной структуре материально-технического обеспечения строительного производства позволит придать ей гибкость, минимизировать влияние негативных возмущений, повысить эффективность строительного производства.

В условиях рассредоточенного строительства, когда объекты разбросаны на обширной территории, вопросы материально-технического обеспечения стоят особенно остро, и их влияние на сроки, стоимость, качество строительства превалируют в вопросах управления. В этой связи значение формирования адекватной организационной структуры МТО еще более возрастает.

В подобных условиях базой формирования системы материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства может стать интегрированная система «логистический центр - логистический кластер». В основе данного организационного построения лежит логистический кластер, специализирующийся на обслуживании строительного производства (строительного кластера). Принципиальная схема форми-

рования кластерной модели материально-технического обеспечения строительного производства в условиях рассредоточенности представлена на рис. 1.

Рис. 1. Принципиальная схема кластерной модели материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства

В зависимости от характера, масштаба строительного производства, а также иных условий конкретного объекта логистический кластер может быть частью строительного кластера (внутренний логистический кластер) или занимать обособленное место на строительной площадке (внешний логистический кластер).

Представляется обоснованным дать следующие определения указанным выше структурным элементам.

Строительный кластер - это объединенные кооперационными связями и сконцентрированные на одной площадке строительные организации, осуществляющие совместную деятельность и дополняющие друг друга в процессе строительного производства.

Логистический кластер - это объединенные кооперационными связями и сконцентрированные на строительной площадке организации, дополняющие друг друга и осуществляющие совместную деятельность по материально-техническому обеспечению строительного производства на объекте.

Преимуществами кластерного подхода являются следующие аспекты функционирования.

Во-первых, кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему, которая опирается на четкую технологическую последовательность операций по возведению объекта строительства и его материально-техническому обеспечению, закрепленных в нормативной базе строительства.

Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные сравнительные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, а также за счет активной инновационной политики.

ВЕСТНИК 3/2009

В-третьих, специализированные предприятия кластера, функционирующие на основе договорных отношений, имеют возможность быстрой и адекватной реакции на возмущения как во внешнем окружении строительного производства, так и внутри него.

В-четвертых, развитие кластеров чрезвычайно важно для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, облегчают доступ к ресурсам, а также способствуют активному трансферу новаций.

Отталкиваясь от сущности логистического кластера, можно определить его основные идентификационные признаки:

1. Производственно-технологическая взаимосвязь самостоятельных компаний, формирующих логистический кластер;

2. Территориально-производственная общность взаимосвязей;

3. Наличие развитой инфраструктуры;

4. Гибкость состава и структуры, отсутствие жестких формальных ограничений и барьеров, препятствующих расширению и сужению логистического кластера;

5. Открытость логистического кластера как системы.

По своей сущности логистический также как и строительный кластер является структурой, формируемой на основе кооперации самостоятельных предприятий в процессе создания строительной продукции. При этом необходимо отметить, что масштабы подобных кластерных образований существенно зависят от специфики строительного производства, обеспечивающего создание конечного продукта в каждом конкретном случае. Количество кластерных образований может быть весьма значительным, как и число предприятий, их составляющих. Каждый крупный кластер может представлять собой систему малых кластеров. Подобное иерархическое построение кластеров МТО рассредоточенного строительства вызвано возможностью использования преимуществ синергетического свойства, обеспечиваемых взаимодействием её элементов.

Как было приведено выше, логистические кластеры обладают всеми преимуществами, которые дает интеграция на основе кооперационных взаимодействий самостоятельных специализированных компаний в его рамках, их генезисом являются следующие механизмы:

1. Затратно-распределительный механизм, позволяющий обеспечить оптимальное использование производственного потенциала всех компаний, участвующих в процессе кооперации на основе субподряда и аутсорсинга. При этом возможно совместное использование информационных и производственных ресурсов в целях оптимизации затрат участников процесса кооперации.

2. Кредитно-кооперационный механизм, позволяющий использовать взаимное кредитование участников кластера, а также взаимные гарантии и поручительства в случае устойчивых долговременных кооперационных связей.

3. Информационный механизм предполагает формирование общего информационного пространства для обеспечения эффективных коммуникаций на строительной площадке.

Таким образом, предприятия, функционирующие в рамках одного логистического кластера, имеют, взаимосвязанную стратегию на строительной площадке, определяемую не только экономическими побудительными мотивами, но и организационными аспектами, которыми руководствуются при реагировании на изменения во внешней среде. В подобном построении МТО строительного производства сочетаются элементы само-

регуляции, иерархического построения, а также кооперационные, информационные и в некоторых случаях имущественные связи. В этой связи принципиальная схема функционирования логистического кластера приводится на рис. 2.

Рис. 2. Принципиальная схема функционирования логистического кластера

С точки зрения формирования структуры, в логистическом кластере можно выделить два типа взаимодействий:

- вертикальные - это взаимодействия подчиненности внутри управления материально-техническим обеспечением рассредоточенного строительства;

- горизонтальные - это функциональная интеграция различных элементов (материально-техническое снабжение, производственно-технологическая комплектация, диспетчеризация, складское хозяйство, внешний и внутрипостроечный транспорт) в единое целое.

Организационная схема построения логистического кластера в условиях рассредоточенного строительства представлена на рис. 3.

Рис. 3. Организационная схема логистического кластера

Функциональное содержание логистического кластера определяется наличием структурных элементов материально-технического обеспечения, а также функцией управления этими элементами. В соответствии с существующей нормативной базой строительства составляющими материально-технического обеспечения строительства являются: материально-техническое снабжение (реализуемое посредствам централизованных и децентрализованных поставок материально-технических ресурсов), производственно-технологическая комплектация (переработка поставочных и транспортных комплектов в монтажные), диспетчеризация (управление поставками комплектов на строительной площадке), складское хозяйство (хранение необходимого запаса материально-технических ресурсов), транспортирование строительных грузов внешним и внутрипо-строечным транспортом.

Другим элементом интегрированной системы МТО рассредоточенного строительства является логистический центр строительной организации типа «трест». Можно выделить два варианта организационной структуры: 1) логистический центр является равноправным блоком наряду со строительным; 2) логистический центр входит в состав блока строительного производства, при этом вся деятельность строительной компании

Рис. 4. Функциональная схема взаимоотношений в логистическом центре строительной компании типа «трест»: 1 - поставки материально-технических ресурсов на склады службы ПТК; 2 - производственно-технологическая комплектация (формирование транспортных комплектов); 3 - контроль за поставками; 4 - поставка транспортных комплектов в соответствии с графиками поставок материально-технических ресурсов

разделена на две составляющие: сфера заказчика и подрядчика, взаимодействие которых регулирует аппарат управления. В обоих случаях блок логистики включает в себя несколько отделов (служб): материально-технического снабжения; производственно-технологической комплектации; диспетчеризации; маркетинга.

Выщеление этих отделов (служб) в структуре строительной компании обусловлено теми же причинами, что и в случае логистического кластера, а это в свою очередь служит основой их функционального взаимодействия. С этой целью была разработана функциональная схема взаимоотношений в логистическом центре (рис. 4).

Учитывая приведенный выше материал, можно определить основные факторы, способствующие возникновению эффекта от использования предложенной интегрированной системы «логистический центр - логистический кластер» в условиях рассредо-

Рис. 5. Схема формирования эффекта от использования кластерной модели материально-технического обеспечения рассредоточенного строительства

_3/2009_М|ВЕСТНИК

точенного строительства. Эффект возможен в результате 1) повышения качества и увеличение номенклатуры работ по МТО; 2) снижения стоимости рассредоточенного строительства; 3) сокращения сроков возведения объекта. Детализация данных факторов позволяет определить систему индикаторов, характеризующих функционирование системы «логистический центр - логистический кластер» (рис. 5.). Базисом формирования эффекта являются: конфликт интересов между элементами логистического кластера; договорные отношения; интеграция элементов МТО в одной структуре.

В результате использования интегрированной системы «логистический центр - логистический кластер» строительная организация может получить дополнительный эффект, определяемый в состоянии минимума издержек упущенных возможностей (ЭДОП) и рассчитываемый по формуле:

ЭДОП = [ркм - Зкм у[рф - 3Ф ^

где РПМ и ЗПМ - соответственно приведенные к единому измерителю результаты и затраты при формировании интегрированной системы «логистический центр - логисти-

пФ пф

ческий кластер»; РП и 3П - соответственно приведенные к единому измерителю результаты и затраты при фактическом состоянии МТО без формирования интегрированной системы «логистический центр - логистический кластер».

Суммарный эффект от использования кластерной модели МТО рассредоточенного строительства (ЭОБщ ) имеет синергетическую природу, т.к. больше простого сочетания элементарных эффектов от строительного производства, и определяется как:

ЭоБщ = э + эДОП,

где Э - эффект от рассредоточенного строительства.

Литература

1. Сборщиков С.Б. Механизм государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности / Монография - М.: Издательство АСВ, 2004. - 168 с.

2. Сборщиков С.Б. и др. Управление инвестиционно-строительным циклом/ Научное издание -М.: Издательство АСВ, 2007. - 170 с.

Ключевые слова: кластерная модель материально-технического обеспечения; рассредоточенное строительство; логистический кластер; логистический центр; интегрированная система "логистический центр - логистический кластер"; новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов; закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность; регулирующие воздействия; технико-экономические системы; организационная структура регулирования инвестиционно-строительной деятельности

Рецензент: Директор ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», профессор, к.э.н. Ермолаев Е.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.