Научная статья на тему 'Кластеризация межрегиональных связей Республики Татарстан'

Кластеризация межрегиональных связей Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / INTERREGIONAL RELATIONS / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРООБОРОТ / INTER-REGIONAL TRADE / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / REPUBLIC OF TATARSTAN / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / VOLGA FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыртдинов Руслан Раисович

В статье на основе использования метода Варда проводится кластерный анализ межрегиональных торговых отношений Республики Татарстан с регионами Приволжского федерального округа в динамике за период с 2005 г. по 2010 г. В результате выявлены группы регионов Приволжского федерального округа со схожими потребительскими и сбытовыми корзинами в отношении Республики Татарстан, что позволяет определить основные векторы региональной экономической интеграции республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садыртдинов Руслан Раисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clustering of the Republic of Tatarstan interregional relations

In the article on the basis of the Ward method the cluster analysis of interregional trade relations of the Republic of Tatarstan with Volga Federal District regions is made in the dynamics since 2005 by 2010 year. As a result groups of Volga Federal District regions with similar consumer baskets and sales towards the Republic of Tatarstan are identified, which allows to spot the main vectors of the regional economic integration of the republic.

Текст научной работы на тему «Кластеризация межрегиональных связей Республики Татарстан»

кластеризация

межрегиональных связей республики татарстан

_Аннотация

В статье на основе использования метода Варда проводится кластерный анализ межрегиональных торговых отношений Республики Татарстан с регионами Приволжского федерального округа в динамике за период с 2005 г. по 2010 г. В результате выявлены группы регионов Приволжского федерального округа со схожими потребительскими и сбытовыми корзинами в отношении Республики Татарстан, что позволяет определить основные векторы региональной экономической интеграции республики.

Ключевые слова: кластер, межрегиональные связи, межрегиональный товарооборот, Республика Татарстан, Приволжский федеральный округ

Садыртдинов Руслан Раисович

канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Казанский (Приволжский) федеральный университет s_ryslan@mail.ru

Новые вызовы XXI века, такие как глобализирующаяся экономика с ее финансовыми дисбалансами, смена технологических укладов в чрезвычайно дифференцированном по уровню благополучия мире, истощение природных ресурсов в условиях рост народонаселения, новая информационная революция в условиях унификации потребительского масс-культа требуют адекватной и своевременной реакции от региональных и местных (территориальных) сообществ. Одним из симметричных ответов на эти новые вызовы стала региональная экономическая интеграция.

Анализ межрегиональных торговых отношений

На международном уровне экономическая интеграция выразилась в создании разнообразных межгосударственных экономических союзов и организаций (Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский Экономический Союз и ряд других), координирующих и согласующих свои решения по вопросам экономического развития и сотрудничества. На национальном уровне также имеет место экономическая интеграция и ее результатами стали заключение и реализация двусторонних и многосторонних партнерских договоров, а также создание межрегиональных объединений («Большая Волга», ассоциация городов Поволжья).

В этих условиях представляется целесообразным провести анализ межрегиональных торговых отношений Республики Татарстан с субъектами Российской Федерации, находящимися на территории Приволжского федерального округа, с целью выявления возможностей и форм дальнейшей экономической интеграции в ПФО. Статистической базой исследования стали сборники продажи и покупки важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за период с 2005 г. по 2010 г.

В ходе анализа товарооборота Республики Татарстан (РТ) с другими регионами Приволжского федерального округа (ПФО) в динамике за шесть лет были выделены пять устойчивых групп, в том числе субъекты-лидеры со средним объемом товарооборота свыше 5 млрд руб. (Республика Башкортостан, Нижегородская область, Самарская область) и субъект-аутсайдер со средним объемом товарооборота менее 1 млрд руб. (Пензенская область) Более подробно результаты представлены в таблице 1 (см. на с. б).

Как видно из таблицы 1 (см. на с. 6), основными векторами развития экономического сотрудничества для Татарстана являются восточное, южное и западное направления. При этом следует активизировать торговые отноше-

результатами_

экономической_

интеграции_

на национальном

уровне стали_

заключение_

и реализация_

двусторонних_

и многосторонних

партнерских_

договоров

Таблица 1

Товарооборот между РТ и регионами ПФО в 2005-2010 гг., руб

Субъект РФ 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Среднее

Республика Башкортостан 4632841,6 7858843 8497215 10119422 7216109 8543319 7811291,6

Нижегородская область 3441870,8 4422955 4567513 5800760 7782583 9563773 5929909,1

Самарская область 3500370,3 4329731 6044962 7678581 4831134 7961117 5724316

Пермский край 2720139,6 3216986 4168046 5344565 2408851 3038569 3482859,4

Ульяновская область 1281213,3 1850846 3962239 4192865 2535124 2868167 2781742,4

Чувашская Республика-Чувашия 588859,9 912403,3 2302918 2832529 1915413 3400737 1992143,2

Саратовская область 793474,2 1154046 2599070 3343641 1590312 1945400 1904323,9

Кировская область 972903,8 995811,7 1663247 2408099 1885116 3185396 1851762,1

Оренбургская область 924567,9 2066420 1849421 2836491 926708,5 2075502 1779851,5

Удмуртская Республика 888290,6 1010059 1693286 1736291 1307862 1940513 1429383,6

Республика Марий Эл 682140,4 863578,1 1474081 1592445 1227476 2239907 1346604,6

Республика Мордовия 389083,5 532760,3 1244499 1556637 1263151 1119010 1017523,3

Пензенская область 54179,6 89969,2 271831,6 277419,1 299249,5 508867,2 250252,7

Составлено автором на основе статистических данных

ния с Ульяновской областью и Пермским краем. Рассмотрим в отдельности покупку и продажу продукции производственно-технического назначения РТ за тот же период. Наибольший спрос в денежном выражении на продукцию, произведенную в Республике Татарстан, предъявляют организации, находящиеся на территории Самарской области (в среднем чуть менее 4,5 млрд руб.). На втором месте по объему потребительской корзины в денежном выражении находятся Башкортостан, Нижегородская область и Чувашская республика (в среднем от 2 до 4 млрд руб.), на третьем -Пермский край и Кировская области (в среднем 1-2 млрд руб.). Продажа продукции, произведенной в Татарстане, в другие регионы ПФО не превышает в среднем 1 млрд руб. за исследуемые шесть лет.

Показанный в таблице 2 (см. ниже) годовой прирост продажи продукции из РТ в регионы ПФО свидетельствует о положительной динамике межрегиональных связей республики с данными субъектами, а провал 2009 года, очевидно, является следствием мирового финансово-экономического кризиса. При этом восстановление положительной динамики уже в следующем 2010 году показывает качество этих межрегиональных связей.

По объему сбыта продукции на территории РТ лидерство принадлежит Республике Башкор-

Таблица 2

Годовой прирост продажи продукции из Республики Татарстан в регионы ПФО, в %

Регион 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Самарская область 100 126,12 141,41 133,08 63,64 161,35

Нижегородская область 100 120,04 98,39 142,02 84,90 136,88

Республика Башкортостан 100 158,78 162,41 118,96 60,79 116,34

Чувашская республика 100 182,44 329,67 113,53 62,33 187,25

Пермский край 100 127,36 136,3 126,11 27,37 152,44

Кировская область 100 93,00 169,37 104,95 68,86 206,10

Составлено автором на основе статистических данных

основными_

векторами развития

экономического_

сотрудничества

для Татарстана_

являются восточное,

южное и западное_

направления_

Таблица 3

Годовой прирост сбыта продукции из регионов ПФО на территории Республики Татарстан, в %

Регион 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Республика Башкортостан 100,00 468,92 89,74 119,17 77,75 119,38

Нижегородская область 100,00 119,18 108,18 113,24 190,76 115,73

Пермский край 100,00 200,95 125,29 129,69 56,94 117,67

Ульяновская область 100,00 920,68 2069,9 1675,5 1089,8 1163,5

Самарская область 100,00 44,84 134,56 109,13 60,32 177,86

Оренбургская область 100,00 283,23 114,96 179,62 32,22 235,90

Составлено автором на основе статистических данных

тостан (в среднем чуть менее 5 млрд руб.). На втором месте по объему сбытовой корзины в денежном выражении находятся Нижегородская область, Пермский край и Ульяновская область (в среднем от 2 до 4 млрд руб.), на третьем -Самарская и Оренбургская области (в среднем 1-2 млрд руб.). Продажа продукции на территории Татарстана, произведенной в других регионах ПФО, не превышает в среднем 1 млрд руб. за 2005-2010 гг.

Следует отметить, что по сбыту продукции вышеуказанных регионов ПФО на территории Республики Татарстан имеет место в целом положительная динамика годового прироста продаж. Исключением также является кризисный 2009 год. Особо следует обратить внимание на «взрывные» темпы прироста продаж на территории Татарстана продукции из Ульяновской области. Очевидно, это связано с политикой властей области по созданию благоприятного предпринимательского климата, следствием которой стало как собственно увеличение числа предприятий, так и «утечка» предпринимателей (регистрация в Ульяновской области своих фирм) из соседнего Татарстана для получения более льготных условий ведения бизнеса. Так, в рейтинге инвестиционного климата тридцати ведущих субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года, составленного Министерством эконо-

_наибольший спрос

_в денежном

выражении

_на продукцию,

произведенную

_в Республике

Татарстан,

_предъявляют

организации,

_находящиеся

на территории Самарской области

Покупка продукции в РТ

Продажа продукции в РТ

то

г ж й

л

ж

Со

8 ж

о сс

пз и: о ей

о

X ОС

XI

5

л

<т>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о. га

ю с:

ос та

о.

>

5

с:

ю о

ОС га

и

10 о

!£ и

I_

О.

>

ю

X

ф

о.

о

о

ОС

га

ть

СС (13 ^ £ со 3

2-

СС Ю О.

О С

и

ЧО и с 3

5 2

Г X п XI

га 1-

1- и

и га

о с:

1- «Э

о. о

о ОС

3 га ¡С

га и

Ш О.

га •¡£. га 2

Е га

сс и

10

>-

ф

о_

и га с;

о

и

СО

О О.

и га

ю О

о

а_

о |_

ф

ГЬ

£

I ¡2

I о

Й-га 9

о из

га 1 Ю

с:

ю о сс та

сс о о.

о

га о.

%

О-

ф

и га сс чО О

1С и о.

и

с: с; иэ ГГ|

и си о.

и

о.

га

га

и

га ^

о

ОС га

о. 5 5

т

2 Р О Й ?

и ф

о.

ю >1

41 О-ос

га ^

и

3

га со

га сс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ОС

га ^

и

>ч 10 X Ф

а. О

га

сс ю о

СС

га

СС

Щ

О

X ф

со

о §

о

СС

ф о_

Рис. Кластеризация регионов ПФО

к §

Составлено автором

мического развития РФ по методике Всемирного банка (Doing Business), Ульяновская область заняла первое место, намного опередив финансово более благополучные регионы [1]. Более подробно данные по динамике сбыта продукции из ряда регионов ПФО на территории Татарстана представлены в таблице 3 (см. на с. 8).

гион

гарст

по объему сбыта

_продукции

—на территории _РТлидерство

(в среднем чуть менее _5 млрд руб.)

Результаты анализа

В результате проведенного анализа товарооборота между РТ и регионами Приволжского федерального округа были выявлены субъекты РФ, поддерживающие устойчивые торговые связи с Татарстаном, и был определен товарный состав потребительских и сбытовых корзин субъектов РФ, находящихся на территории ПФО, по отношению к Республике Татарстан. Далее на основе метода Варда (иерархический кластерный анализ) [8] была проведена кластеризация регионов ПФО по покупке и продаже разных видов продукции производственно-технического назначения в Татарстане. Результаты представлены на рисунке (см. на с. 9) (по вертикали отложено межкластерное расстояние, в качестве которого взят прирост суммы квадратов расстояний исследуемых объектов до цент-в кластеров, получаемый в результате их объединения).

На представленном выше рисунке отчетливо видны две группы регионов ПФО, потребительские и сбытовые корзины которых в плане покупки и продажи важнейших видов продукции производственно-технического назначения в РТ схожи. Пошаговое описание объединения регионов в кластеры не представляется возможным в условиях статьи в силу большого количества товаров в выборке (более 100 видов товарной продукции). Для понимания результата, например, если рассмотрим указанные на рисунке (см. на с. 9) слева два схожих региона: Республика Марий Эл и Республика Удмуртия, то соотношение ежегодной покупки организациями, находящимися на территории этих республик, произведенной в Татарстане продукции за период с 2005 г. по 2010 г. было максимально похоже. В числе наиболее схожих по объему

покупки организациями этих республик видов продукции в Татарстане были выявлены такие, как топливо дизельное, мазут топочный, спирт этиловый, древесина деловая, пиломатериалы и материалы стеновые. По аналогии были объединены другие регионы ПФО в разрезе торговли продукцией с Татарстаном. Полученные результаты позволяют определить направления и товарное содержание региональной экономической интеграции РТ с регионами ПФО, являющимися устойчивыми торговыми партнерами в течение длительного периода времени.

Вывод

На основе проведения по методу Варда кластерного анализа межрегиональных торговых отношений РТ с регионами ПФО в динамике за период с 2005 по 2010 гг. были выявлены две группы регионов со схожими потребительскими и сбытовыми корзинами в отношении РТ, что позволяет определить основные векторы и содержание региональной экономической интеграции Татарстана. Первым вектором такой интеграции является развитие межрегионального кластера в области нефтегазохимии с Республикой Башкортостан, Самарской и Нижегородской областью, вторым - межрегиональный кластер в области автомобилестроения с Нижегородской и Самарской областью, третьим - межрегиональный кластер в области авиастроения с Ульнов-ской и Самарской областью, а также Пермским краем.

Литература

1. Доклад «Ведение бизнеса в России-2012»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.doingbusiness.org/russia.

2. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2005 г. Статистический сборник / Татарстанстат. - Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2006. 114с.

3. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2006 г. Статистический сборник / Татарстанстат. -

в рейтинге_

инвестиционного климата тридцати ведущих субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года Ульяновская область заняла первое место

Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2007. 110с.

4. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2007 г. Статистический сборник / Татарстанстат. - Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2008. 112с.

5. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2008 г. Статистический сборник / Татарстанстат. - Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2009. 121с.

6. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2009 г. Статистический сборник / Татарстанстат. - Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2010. 122с.

7. Продажа и покупка важнейших видов продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2010 г. Статистический сборник / Татарстанстат. - Казань: Издательский Центр Татарстанстата, 2011. 115с.

8. Kaufman L., Rousseeuw P. Finding Groups in Data: An Introduction to Cluster Analysis. - New York: Wiley. 1990.

Ruslan R. Sadyrtdinov

PhD. in Economics, Associate Professor of the Academic Department of State and Municipal Management, Kazan (Volga region) Federal University

Clustering of the Republic of Tatarstan interregional relations

_Abstract

In the article on the basis of the Ward method the cluster analysis of interregional trade relations of the Republic of Tatarstan with Volga Federal District regions is made in the dynamics since 2005 by 2010 year. As a result groups of Volga Federal District regions with similar consumer baskets and sales towards the Republic of Tatarstan are identified, which allows to spot the main vectors of the regional economic integration of the republic..

Keywords: cluster, interregional relations, inter-regional trade, the Republic of Tatarstan, Volga Federal District

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.