Научная статья на тему 'Индикативное планирование как инструмент реализации промышленной политики в регионе'

Индикативное планирование как инструмент реализации промышленной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вафин Айдар Минсалихович

На основе изучения накопленного в Республике Татарстан опыта индикативного планирования анализируется возможность его использования в промышленной политики региона. С учетом возможностей индикативного планирования на основе сравнительной характеристики динамики развития регионов Приволжского федерального округа предлагаются направления дальнейшей интенсификации и совершенствования системы индикативного планирования применительно к промышленному сектору экономики Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicative Planning as an Instrument of Implementation of Industrial Policy in the Region

The paper dwells upon possibility of implementation of indicative planning in industrial policy of the Republic of Tatarstan based on the accumulated experience. The author outlines the directions of the following intensification and improvement of indicative planning system in the industrial sector of Tatarstan economy, based on comparison of dynamics of Volga federal district regions’ development.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование как инструмент реализации промышленной политики в регионе»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

УДК 332.1

Индикативное планирование

как инструмент реализации промышленной политики в регионе

Вафин А.М.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований АН РТ

На основе изучения накопленного в Республике Татарстан опыта индикативного планирования анализируется возможность его использования в промышленной политики региона. С учетом возможностей индикативного планирования на основе сравнительной характеристики динамики развития регионов Приволжского федерального округа предлагаются направления дальнейшей интенсификации и совершенствования системы индикативного планирования применительно к промышленному сектору экономики Республики Татарстан.

Ключевые слова: индикативное планирование, промышленность, регион, экономика, государственное регулирование, развитие.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный опыт реализации промышленной политики, накопленный в период последнего мирового финансового кризиса, убеждает в необходимости трансформации роли государства в управлении развитием ключевых отраслей реального сектора экономики и формирования действенного инструментария государственного экономического регулирования. При этом государственное участие в различных сегментах должно быть продуманным и в разной степени интенсивным. На вариацию степени государственного участия влияют не только экономические факторы, но и качество политического ресурса, социокультурные особенности и состояние человеческого капитала, характеристики внутрирегионального развития.

Опыт индикативного планирования в развитых зарубежных странах, в России и Республике Татарстан показал достаточно высокую степень эффективности в разрешении социальных противоречий и структурных диспропорций в экономике. Однако, на наш взгляд, инструменты индикативного планирования до сих пор использовались преимущественно для решения проблемы повышения уровня и качества жизни населения без устранения системных структурных проблем в реальном секторе экономики, а именно в промышленности [1]. 32

Особенно это актуально для большинства российских регионов, экономика и социальная сфера в которых существенным образом зависит от динамики развития промышленного производства. В настоящее время из 83 субъектов Российской Федерации в структуре валового регионального продукта лишь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге наибольший удельный вес принадлежит сфере услуг. Во всех остальных регионах наблюдается сильная зависимость благосостояния граждан от развития реального сектора экономики. Важно отметить, что регионы, в которых развита промышленность, имеют одни из самых высоких значений таких показателей как индекс налогового потенциала и уровень бюджетной обеспеченности. Так, в Приволжском федеральном округе наиболее высокие значения имеют Татарстан и Башкортостан, что отражено в табл. 1 [2].

Как видно из таблицы 1, регионы Приволжского федерального округа, имеющие наиболее высокое значение ранга по величине промышленного производства, имеют также самые высокие значения показателя уровня бюджетной обеспеченности. Более того, зачастую ранги по обоим показателям совпадают.

Таким образом, развитие промышленного сектора в регионе очень важно, поскольку влияет на

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

Таблица 1

Сравнительная характеристика развития регионов ПФО в 2011 г. [2]

Субъекты Российской Федерации Объем промышленного производства, млн. руб. Ранг по объему промышленного производства Индекс налогового потенциала Индекс бюджетных расходов Уровень бюджетной обеспечен- ности Ранг по уровню бюджетной обеспеченности

Республика Татарстан 1 345 307 i 0,946 0,826 1,145 1

Республика Башкортостан 1 029 736 2 0,754 0,920 0,820 6

Республика Марий Эл 83 134 14 0,426 0,868 0,490 13

Республика Мордовия 99 348 13 0,557 0,856 0,651 8

Удмуртская Республика 299 914 8 0,684 0,888 0,770 7

Чувашская Республика 136 996 11 0,479 0,857 0,559 11

Кировская область 158 521 10 0,456 0,922 0,494 12

Нижегородская область 921 587 5 0,794 0,882 0,900 4

Оренбургская область 554 035 6 0,810 0,904 0,896 5

Пензенская область 118 931 12 0,391 0,839 0,466 14

Пермский край 1 009 504 3 0,958 0,958 1,000 3

Самарская область 932 896 4 0,923 0,847 1,090 2

Саратовская область 307 688 7 0,470 0,812 0,578 9

Ульяновская область 166 185 9 0,456 0,805 0,566 10

ресурсный потенциал реализации, в том числе и социальных программ, направленных на повышение уровня и качество жизни населения. Прежде всего через создание рабочих мест, снижение безработицы и формирование доходов населения. Однако на современном этапе социально-экономического развития российской экономики, с учетом вступления России в ВТО, необходимо изыскивать более эффективные инструменты государственного регулирования и поддержки развития промышленности. В качестве одного из методов можно предложить использование индикативного планирования как инструмента реализации промышленной политики в регионе.

В Российской Федерации Республика Татарстан одной из первых начала использовать систему индикативного планирования в основном для улучшения социальных показателей в регионе и снижения уровня поляризации развития территорий [3]. В процессе реализации промышленной политики Республики Татарстан индикативное планирование используется слабо. На наш взгляд, главной целью системы индикативного планирования в реализации промышленной политики региона должно стать обеспечение координации действий и согласованности экономических интересов субъектов корпо-

ративного промышленного сектора, представителей государственной и муниципальной власти для достижения устойчивости развития реального сектора экономики, его социальной и коммерческой эффективности и конкурентоспособности.

Система индикативного планирования позволяет органам государственной и муниципальной власти стимулировать развитие экономических субъектов и территорий, способствует повышению конкурентоспособности промышленного сектора, переходу от модернизации к инновационному развитию [4]. В настоящее время наиболее целесообразным является в процессе индикативного планирования выделять в промышленности стратегические зоны хозяйствования, что предполагает проведение анализа стратегического позиционирования региональных промышленных кластеров в разрезе ключевых индикаторов.

Инструмент индикативного планирования в реализации промышленной политики региона предлагается использовать посредством индикативной системы показателей (ИСП). Данная система предполагает возможность осуществления мониторинга выполнения индикативного планирования в разрезе отдельных административно-территориальных единиц. Она включает:

33

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

- построение индикативной системы выбранных показателей как эталонного (наилучшего) движения показателей и присвоение им эталонных рангов (начиная с ранга 1 для показателя, который должен иметь наивысший темп роста (ускорение));

- расчет фактических темпов роста и ускорений (темпов роста) показателей;

- присвоение фактическим значениям темпов роста (ускорений) показателей соответствующих рангов (наивысшему темпу роста - первый ранг, наименьшему - последний).

Расчет интегрального коэффициента эффективности, который может находиться в интервале от 0 до +1 (либо в процентах от 0 до 100 %). Чем ближе коэффициент к единице (100 %), тем выше эффективность анализируемых объектов.

Логика соотношения темпов роста различных показателей, отражающих динамику развития промышленного сектора на территории муниципального образования, заключается в следующем. Доходы промышленных предприятий, как главный экономический показатель развития промышленности, отражающий материально-финансовый аспект этого понятия, должны иметь самый высокий темп роста. Рост розничного товарооборота, свидетельствующий о снижении спросовых ограничений развития промышленности, должен обеспечиваться ростом основных стоимостных показателей - объемов производства промышленности, объемов инвестиций. Количественные показатели (численность работающих, количество хозяйствующих субъектов) не должны расти быстрее других показателей.

Описанная приоритетность соотношения темпов роста показателей развития промышленного сектора носит идеальный, эталонный характер. В действительности же могут иметь место отклонения в совместном движении набора производственно-экономических показателей. Предлагаемая методика позволяет выявить имеющиеся отклонения и принимать соответствующие управленческие решения.

Следующим направлением использования инструмента индикативного планирования в реализации промышленной политики в Республике Татарстан является внедрение в практику управления методов позиционирования муниципальных образований в сравнении с другими на основе оценки текущего состояния промышленного сектора территории при сопоставлении с оценкой других территорий [3].

Третьим направлением должно стать совершенствование оценки индикаторов развития промышленности в регионе, в том числе в разрезе отдельных административно-территориальных единиц. Для этого необходимо выявить факторы, которые наиболее значимо влияют на промышленность региона. Далее выявленные факторы (показатели) разбиваются на три группы по степени их приоритетности.

34

Первая группа обладает наивысшим приоритетом, т.е. значения показателей должны быть изменены в первую очередь. Соответственно, 4 группа наименее приоритетна.

В первую группу включаются показатели развития промышленности, значения которых ухудшаются в сравнении с предыдущими периодами, а также в сравнении с другими регионами (или административно-территориальными единицами, если данные анализируются не по регионам).

Вторая группа будет включать показатели развития промышленного сектора, которые удалось сохранить на прежнем уровне, но в силу форсированного развития других регионов ослабили позиции рассматриваемого региона.

Третья группа будет включать показатели, которые свидетельствуют о снижении динамики развития промышленности, но в силу ряда прочих обстоятельств находятся все еще выше значений аналогичных показателей других регионов.

На следующем этапе предлагаемой методики необходимо провести стратегический анализ по следующим направлениям:

1. Анализ среднесрочной перспективы - ожидаемой динамики изменений, в том числе на основе использования метода экстраполяции, при условии высокого значения коэффициента детерминации.

2. Анализ стратегического позиционирования в разрезе частных показателей - индикаторов, определяющих динамику развития промышленного сектора в среднесрочной перспективе в разрезе регионов или административно-территориальных единиц. Для этих целей можно также использовать рейтинговую оценку показателей.

3. Анализ приоритетов развития промышленного сектора. Определение насколько фактически достигнутые показатели способствовали приближению или, наоборот, отдалили регион или административно-территориальную единицу от достижения эталонных значений.

Реализация предложенных рекомендаций позволит, на наш взгляд, повысить эффективность государственной промышленной политики на основе единого системного подхода по формированию стратегического планирования и прогнозирования развития реального сектора экономики.

Литература:

1. Вафин А.М., Морозов А.В., Галеева Г.М. Условия и механизмы инвестиционного обеспечения инновационного развития региональной экономики // Вестник Казанского госудаственного технологического университета. - 2012. - Т. 15 - № 19. - С. 175-180.

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

2. Промышленность Республики Татарстан за 2011 г. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат).

- Казань: Изд-во Татарстанстата, 2012. - 190 с.

3. Морозов А.В., Галеева Г.М., Фазлыева Е.П., Вафин А.М. Совершенствование региональной экономической политики в муниципальных образованиях Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного технологического университета.

- 2012. - Т 15. - № 19. - С. 180-184.

4. Галеева Г.М. Инновации как элемент стратегического управления и повышения конкурентоспособности предприятий нефтехимического кластера Республики Татарстан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. -№ 36(177). - С. 46-51.

5. Ведомственная целевая программа «Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2010-2012 годы». - URL: mert.tatarstan.ru/rus/ProgramActivity/deal. htm

Indicative Planning as an Instrument of Implementation of Industrial Policy in the Region

A.M. Vafin

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The paper dwells upon possibility of implementation of indicative planning in industrial policy of the Republic of Tatarstan based on the accumulated experience. The author outlines the directions of the following intensification and improvement of indicative planning system in the industrial sector of Tatarstan economy, based on comparison of dynamics of Volga federal district regions ’ development.

Key words: indicative planning, industry, region, economy, state regulation, development.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.