Научная статья на тему 'Кластеризация инновационно-образовательного пространства'

Кластеризация инновационно-образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2100
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / CLUSTER POLICY / EDUCATION AND RESEARCH CLUSTERS / INNOVATIVE EDUCATION / INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акинин П. В., Фролова Н. Д.

Статья посвящена обобщению и переосмыслению сущности кластерного подхода применительно к инновационно-образовательному пространству адаптации зарубежного опыта к российским реалиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERING OF INNOVATION AND EDUCATIONAL SPACE

Article focuses on the synthesis and rethink the essence of the cluster approach for innovation and educational space adaptation of international experience to the Russian reality

Текст научной работы на тему «Кластеризация инновационно-образовательного пространства»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 338.46

Акинин П. В., Фролова Н. Д. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья посвящена обобщению и переосмыслению сущности кластерного подхода применительно к инновационно-образовательному пространству адаптации зарубежного опыта к российским реалиям.

Ключевые слова: кластер, кластерный подход, кластерная политика, научно-образовательные кластеры,

инновационное образование, инновационная система.

В настоящее время кластерная политика и процесс кластеризации национальной экономики занимают одно из центральных мест в современной экономической науке. Кластеры рассматриваются в качестве интеграционных форм организации производства, обеспечивающих быстрые темпы экономического развития, а сам процесс кластеризации рассматривается как рыночный механизм качественного преобразования региональных экономических систем. Перспективы кластерной организации региональной экономики зависят от наметившихся макроэкономических тенденций в экономике, доминирующих на данной территории сегментов производства и существующих категорий потребителей. На основе формирующихся связей между участниками кластера образуется здоровая конкурентная среда, обеспечивающая развитие региональной экономики.

Россия в настоящий момент переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, науки и образования-, бизнеса и общества. Экс-министр экономического развития и торговли РФ Г. О. Греф отмечает, что «кластерная политика стимулирует инициативу на региональном и местном уровнях, что очень важно. Это прежде всего инструмент регионального развития, и функции федерального правительства здесь сводятся лишь к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов по их развитию» [5, с. 5]. Тут на первый план выдвинута задача развития регионов, хотя в западных странах на первом месте стоит задача повышения конкурентоспособности страны, решаемая путем перевода экономики на инновационные рельсы через распространение новой гибкой формы организации производства, названной кластером.

Построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты в конкретной образовательной области,

фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий. Для работодателя-заказчика образовательных услуг образовательный кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений. Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование - наука - производство», но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов в целях достижения сверхэффекта в решении поставленных задач. Примером этому может послужить разработанная авторами модель взаимодействия образовательного учреждения и предприятия (см. рис. 1).

Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста. Роль вуза в кластере заключена в том, чтобы производить инновационный товар. Научно-исследовательские институты и производственные учреждения региона становятся базой практик и получают возможность участвовать в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе в соответствии со своими потребностями и перспективами развития. В образовательном кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения - как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профессиональной адаптации сокращаются.

В общеэкономическом смысле кластер является труппой географически локализованных взаимосвязанных компаний, научно-исследовательских

Рис. 1. Концептуальная модель взаимодействия образовательного учреждения и предприятия

центров, вузов, поставщиков оборудования, специализированных услуг, инфраструктуры и других организаций. Они взаимодополняют друг друга для достижения конкретного хозяйственного эффекта, а также усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний, соответственно, и кластера в целом. Таким образом, принцип территориальной локализации является одним из важных отличительных признаков кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования. Участники кластеров - это производители и поставщики, научно-исследовательские организации и вузы, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, кредитные организации, банки, инфраструктура, администрации регионов, профессиональные и общественные организации. Основными причинами создания кластерных объединений являются: желание повысить уровень городских экономик; повышение экономической активности депрессивных регионов; развитие секторов высоких технологий; поддержание экспорта; подготовка специалистов высокой квалификации [7, с. 14].

В основном кластеры направлены на достижение следующих целей:

• повышение конкурентоспособности всех участников кластера за счет внедрения новых технологий;

• обеспечение занятости в период реформирования крупных предприятий;

• снижение затрат и повышение эффективности наукоемких услуг с помощью эффекта синергии, унификации подходов в логистике, в информационных технологиях, в инжиниринге, в менеджменте качества и т. д.;

• лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

В экономической литературе выделяются такие виды кластеров, как инновационные, промышленные, региональные, транснациональные и др. Исследователи по-разному определяют сущность кластерных объединений. Одни выделяют как главную характеристику кластера географическую концентрацию, другие - секторальную принадлежность, третьи - инновационную ориентированность. По мнению авторов, именно инновационная

ориентированность становится главной характеристикой современных кластеров, поскольку определяет их конкурентоспособность.

Фактор инновационной ориентированности является важной отличительной чертой кластера, потому что кластеры, как правило, формируются там, где ожидается или осуществляется прорывное продвижение в области науки, техники с последующим выходом на новые рыночные ниши. Поэтому многие страны все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем [4].

Инновационный кластер - это объединение различных организаций (промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров и лабораторий, банковских и небанковских кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, органов государственного управления, общественных организаций и т. д.), позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

Отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер и за его пределами. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах.

Взаимодействие внутри инновационного кластера осуществляется посредством вертикальных (цепи покупок и продаж), а также горизонтальных связей (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных процессов, технологий или институтов). Именно от взаимодействий внутри инновационного кластера, от способности его участников эффективно использовать внутренние и мобилизовать внешние ресурсы зависит конкурентоспособность всего инновационного кластера [2].

Устойчивое развитие инновационных кластеров в решающей степени зависит от доступа к передовым источникам научных знаний и современных технологий, а также от возможностей концентрации значительных объемов финансовых ресурсов. Определяющую роль в процессе инновационной ориентации кластера играет наличие развитой инфраструктуры интеллектуального и финансового капитала. Инновационные кластеры становятся

своеобразной «площадкой», на которой осуществляется непрерывное взаимодействие финансового и интеллектуального капитала.

В эффективно функционирующих инновационных кластерах ускоряется инновационный процесс, а у участников кластера развиваются такие преимущества, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности и т. д.

Инновационный кластер включает в себя всю инновационную цепочку (от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации товарной продукции на традиционных или новых рынках сбыта). Центры генерации инноваций того или иного вида имеются в любом кластере, и поэтому любой кластер обладает той или иной степенью инновационности.

Как представляется, инновационный кластер должен обладать следующими характеристиками:

• во-первых, в инновационном кластере нецелесообразно разделять уровни «Основная деятельность» и «Обеспечение основной деятельности». Это связано с тем, что основным результатом, товаром являются и научные знания, и научно-технические услуги, и образовательные услуги.

В то же время предприятия выполняют функции обеспечения образовательного процесса (практика для студентов) или коммерциализации научных результатов с помощью создания малых фирм. Об основной или обеспечивающей деятельности в кластере можно говорить только с точки зрения основных и обеспечивающих бизнес-процессов;

• во-вторых, в инновационный кластер не могут входить органы власти и управления. Уровень «Управление/регулирование» в кластере, как правило, отсутствует. Исключение - это жестко централизованный холдинг, что только подтверждает это правило. Регулируют деятельность предприятий кластера экономические интересы и выгода, которая не всегда может иметь денежное выражение, но в конечном итоге всегда базируется на экономических интересах;

• в-третьих, инновационный кластер является открытой системой. Однако установление хозяйственных отношений с одним или несколькими организациями кластера не приведет к немедленной интеграции предприятия в его среду. Экономическое взаимодействие должно быть дополнено информационным и человеческим. Эти рассуждения могут показаться необязательными, но процесс формирования кластера, особенно инновационного, включающего в себя научные, образовательные, производственные организации, не является тривиальным и требует специального исследования. Хотя один вывод можно сделать уже сейчас: кластер нельзя учредить приказом, произвольно «приписать» какую-либо организацию в состав кластера также нельзя.

Следует согласиться с мнением ряда специалистов, что модель инновационного кластера отличается следующими качественными параметрами:

• связанностью кластера - характеризует уровень взаимовлияний элементов кластера, а также их потенциальную доступность к необходимым ресурсам;

• синергетическим эффектом - интегральная характеристика, представляющая сумму инновационных потенциалов элементов, определяет количественную оценку синергетического взаимодействия элементов кластера по тем параметрам, по которым происходил анализ взаимовлияний;

• базовым элементом кластера и его связующими элементами - проводя анализ матрицы связности и потенциала элементов, можно выделить базовый элемент или элементы кластера, которые вносят главный вклад в организацию взаимодействий, являются движущей силой системы;

• ядром кластера (центры дохода) - это те организации, которые вносят основной вклад в результаты работы кластера;

• резервами роста - это те структуры и организации, потенциал которых не раскрыт полностью, но способен устранить слабые места в организации инновационных процессов кластера и определить мероприятия по стратегическому развитию всей инновационной структуры.

Таким образом, возникновение и развитие кластеров и инновационной активности являются закономерными процессами. Тенденции к образованию кластеров чаще всего имеют совместную научную или производственную базу, более того, успешное развитие кластера может быть гарантировано лишь при условии, что научная база позволяет построить кластер не по специализированному, а по дифференцированному типу.

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды. К ним можно отнести формирование развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные фонды), создание сети трансфера технологий (пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат), прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики.

Как было отмечено ранее, формирование инновационных кластеров синтезирует эффект синергии, возникающий на основе всеобщей стандартизации продукции. При этом все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба, охвата и синергии.

Инновационный кластер является целенаправленно сформированной группой предприятий,

функционирующих на базе центров по генерации научных знаний и бизнес-идей и по подготовке высококвалифицированных специалистов. Предложенное определение инновационного кластера, безусловно, сужает системное понятие «инновационный» как способный эффективно приспосабливаться к изменениям внешней среды, но является рабочим и позволяет поставить задачу как точного описания подобного кластера, так и измерения степени его инновационности. При этом степенью инновационности кластера авторы считают качественную или количественную характеристику, отражающую:

• степень интеграции в состав кластера центров генерации научных знаний, центров генерации бизнес-идей, центров подготовки высококвалифицированных специалистов;

• долю выпуска инновационной и наукоемкой продукции в общем объеме производства;

• характеристики рынков сбыта этой продукции.

Необходимо отметить, что отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия. Этот механизм позволяем им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с образующими кластер другими предприятиями и за его пределами.

Важными преимуществами создания кластера являются:

• улучшение торгового баланса региона, повышение занятости населения, увеличение отчислений в бюджет и т.д.;

• концентрация нововведений и формирование на этой основе системы распространения новых знаний и технологий;

• возможность использования разнообразных источников технологических знаний и связей;

• ускорение распространения «совокупного инновационного продукта» по сети взаимосвязей в общем региональном и экономическом пространстве;

• повышение уровня качества жизни населения и др.

Таким образом, построение кластеров приводит к мощному стимулированию развития региональной экономики, ускоряет процессы в отдельно взятых секторах, способствует внедрению инноваций и укрепляет способность конкурировать на мировом рынке.

Одним из главных показателей эффективности функционирования кластеров является возникновение синергетического эффекта в результате повышения степени использования имеющихся мощностей и расширение возможностей привлечения инвестиций. Кластеры формируются, расширяются, углубляются, отражают динамику изменений социально-экономической системы. Они могут со временем сужаться, свертываться и распадаться.

В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией относительно потребностей, техники и технологий между секторами (покупателями, поставщиками и родственными секторами). Подобная динамичность и гибкость кластеров по сравнению с другими формами организации экономической системы является одним из их главных преимуществ [3].

Говоря об образовательном кластере необходимо подчеркнуть то, что он представляет собой комплекс взаимодействующих между собой учреждений профессионального образования, которые связаны партнерскими отношениями с предприятиями сектора и объединены по целевому признаку. Главными отличительными чертами образовательного кластера являются: поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, интеграция образования с наукой и производством. В нашей стране в советское время существовали так называемые учебно-производственные комплексы, которые управлялись сверху по командно-отраслевому принципу. Отличительной чертой образовательных кластеров от этих комплексов является то, что они используют рыночный механизм управления своими структурами. Он создается по инициативе самих предприятий и учреждений профессионального образования. Одной из основных задач при формировании образовательного кластера является налаживание сотрудничества между предприятиями сектора и локальными учебными заведениями.

Большая способность кластера к инновациям дает возможность участникам кластера быстро реагировать на потребности покупателей. Еще одним плюсом является доступ к новым технологиям внутри кластера, а также кооперация в осуществлении научно-исследовательских работ. За счет конкурентного давления происходит стимулирование предприятия к созданию инноваций. Все указанные преимущества потребуют внедрения качественно новых методов управления на основе применения инновационных информационных систем, учета взаимосвязанных интересов предприятий кластера и территорий присутствия. Важно также отметить, что дополнительные синергетические эффекты, которые получают предприятия кластера, возможны только в случае взаимного учета интересов территории и стратегических приоритетов кластера.

Стоит заметить, что научно-образовательные кластеры являются важным условием становления и создания межгосударственной и национальной инновационной системы. Они реализуют синтез образования, науки, производства. Наиболее отличительной тенденцией современного инновационного развития науки и образования, процессов производства и подготовки кадров является не только их интеграция и взаимное влияние, но и их зависимость от других кластерных формирований предметных областей,

таких как экономика, социология, демографическая и экологическая обстановка в каждой стране. Сложнейшие взаимозависимости фундаментальных направлений науки, образования, производства и управления внедрением инновации потребовали разработки принципиально новых методов исследования и анализа информационной интеграции, синтеза науки и образования на основе онтологии концептуальных моделей. Онтология в настоящее время стала не только теоретической базой концептуальных моделей синтеза науки и образования, но и является структурообразующим системным компонентом инновационных процессов во многих предметных областях, включая науку, образование и производство. При таком подходе онтология совместно с концептуальным моделированием в настоящий момент может обеспечивать интеграцию сущностей многих кластеров предметных областей, решающих научные, образовательные, экономические, политические, финансовые, социальные проблемы, с прогнозированием развития конкретных областей, а также с вопросами эффективного управления кластерами. Благодаря концептуальному моделированию конструируются, формируются глубинные представления предметных областей кластеров, рождаются новые локальные онтологии, учитывающие развитие других предметных областей кластеров [9].

Что касается преимуществ кластерного подхода для органов власти (министерств, региональных администраций и т. п.), то следует сказать и о том, что он позволяет системным образом, комплексно рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным секторам. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

Поскольку инновационные процессы в настоящее время все больше приводят к интенсификации интеллектуальной составляющей во всех секторах производства, кластерный подход создает прекрасную основу для создания новых форм объединения знаний. Благодаря разнообразию видов знания, с которыми приходится иметь дело, во многих случаях находится работа и для посреднических учреждений.

Следует отметить, что пространственные кластеры в инновационных секторах экономики представляют собой типовые инновационные кластеры и могут формироваться при наличии в одном месторасположении как минимум следующих структур:

• научно-исследовательского института;

• сильного классического университета или специализированного естественнонаучного института;

• успешно функционирующего рядом с университетом и НИИ технопарка / научного парка / бизнес-инкубатора;

• одной или нескольких успешно работающих фирм, специализация которых совпадает с научными исследованиями НИИ и сильными естественнонаучными факультетами университета (сотрудники фирм должны иметь тесную связь с этими научными учреждениями) [2].

Компетентное проведение кластерной политики через стимулирование развития форм территориальной организации производства будет способствовать диверсификации и сбалансированному развитию хозяйства страны и повышению жизненного уровня населения. Но успеха в реализации кластерной политики возможно достичь только за счет хорошей координации действий и осознания необходимости постоянного повышения своей конкурентоспособности как со стороны органов государственной власти, так и бизнеса, образовательных и научных учреждений.

В современной экономике кластеры становятся одной из наиболее эффективных форм интеграции финансового и интеллектуального капитала, обеспечивающей необходимые конкурентные преимущества. В последние десятилетия правительства многих стран разрабатывают «кластерные стратегии», целью которых является реализация преимуществ собственной национальной экономики, а не копирование чужих достижений. Формирование инновационных кластеров способствует эффективной интеграции интеллектуальных и финансовых ресурсов как внутри, так и за пределами кластера. Ядром кластера, как правило, выступает крупная фирма или сообщество сходных фирм, которые посредством вертикальных (цепи покупок и продаж), а также горизонтальных связей (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных процессов, технологий или институтов) взаимодействуют с другими организациями, участвующими в кластере. Помимо ядра кластера существуют также вспомогательные организации, которые обеспечивают необходимые технологии, информацию, капитал (финансовые ресурсы) и инфраструктуру [1, с. 17].

Средние и мелкие предприятия формируют сател-литные образования вокруг крупных групп и становятся их поставщиками. Крупные компании делегируют им производство промежуточных продуктов и сферу сопутствующих услуг, что оказывает мощное влияние на средний и малый бизнес, способствуя его инновационной ориентации и достижению им качественно нового уровня технологии, организации и управления производством во всех иных сферах хозяйственной деятельности. Поэтому именно от взаимодействий внутри кластеров, от способности их участников эффективно использовать внутренние и мобилизовать внешние ресурсы зависит конкурентоспособность всего кластера.

Необходимо отметить, что в ряде зарубежных государств уже имеется успешный многолетний

экономический опыт внедрения и развития кластерных структур.

В Европе города и регионы используют концепцию кластеризации даже с большим энтузиазмом, чем в США. Большинство стран - членов ЕС провело исследования по кластеризации в национальном масштабе или на уровне отдельных секторов промышленности и пришло к выводу, что в настоящее время невозможно представить процесс принятия стратегических управленческих решений на региональном уровне без учета специфики процессов кластеризации. Ценность концепции региональной кластеризации заключается в ее способности представлять систему региональной экономики в качестве единого взаимосвязанного комплекса, предоставляющего возможность принятия управленческих решений. Следовательно, теория кластеризации - это не столько новшество в региональной теории и методах, сколько некий новый комплексный подход к оценке региональных условий и тенденций развития, а также тех политических вызовов, которые влияют на эти условия и тенденции.

Опираясь на мировой опыт, можно с уверенностью говорить о том, что современное, а зачастую высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов. На данный момент научно-технический прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями, группами, кластерами и сетями с горизонтальными, вертикальными и региональными связями. Благодаря этому в развитых странах доля занятости в интенсивных секторах экономики от общего числа работающих постоянно возрастает и в настоящий момент составляет: в Германии - 27,7%, в Японии - 23,5%, в Италии - 20,4% и в США - 15,5%. При этом доля прибавочной валовой стоимости этих видов экономической деятельности в производственном секторе составляет: в Германии - 25,9 %, в Японии - 25%, в Италии - 20,7 % и в США - 18 %. Этот опыт особенно важен для стран, недавно избравших путь рыночной экономики и стремящихся активизировать свой научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и превращения в государства, обладающие высоким уровнем мировой конкурентоспособности [6].

Кластерный подход является прекрасной основой для создания новых форм объединения знаний, он стимулирует возникновение новых научно-технических направлений и их коммерческих приложений, а также косвенным образом поддерживает сферу образования, университетскую науку и венчурный бизнес. Вслед за США и Японией страны ЕС пришли к идее объединения ресурсов своих стран на основе выработки общей научной полити-

ки, в которой важная роль отводится развитию инновационных кластеров. Кластерная форма организации на основе сети устойчивых связей между всеми его участниками приводит к созданию особой формы совокупного инновационного продукта, который концентрирует разнообразные научные и технологические изобретения, трансформируя их в инновации, коммерциализация которых обеспечивает достижение конкурентных преимуществ [8].

Возвращаясь к вопросу «кластеризации экономики» России на основе опыта иностранных государств, необходимо учитывать тот факт, что оптимальный предел использования зарубежного опыта при создании комфортных условий для появления и развития кластерных структур в российской действительности нуждается в уточнении. Особое внимание следовало бы уделить вопросам оптимизации государственного регулирования и поддержки кластерных единиц. Здесь необходимо учесть мнения российских предпринимателей, которые сходятся в том, что созданию и последующему развитию кластеров в России могла бы способствовать поддержка государства, которая заключалась бы не только в бюджетных дотациях на развитие, но и в налоговых преференциях для участников кластерных объединений. При этом особое внимание государству необходимо уделять экономически депрессивным регионам, появление и развитие кластеров в которых будет иметь не только экономический, но и значительный социальный эффект.

Однако учитывая меняющийся экономический контекст российской жизни, важным условием работоспособности кластеров могла бы стать застра-хованность его субъектов от возможного изменения условий кластерного функционирования. И в первую очередь - от резких налоговых изменений, которые гипотетически смогут превратить участников промышленных кластеров в убыточные производства. Для этого необходимо предусмотреть условия, при которых акты федерального законодательства, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могли бы применяться в отношении субъектов кластера в течение срока действия соглашения о хозяйственной деятельности в рамках кластера.

Проведя анализ опыта кластеризации промышленности зарубежных государств, опыта создания и развития кластеров участниками отечественного промышленного сектора, а также мнений отечественных и зарубежных ученых, авторы пришли к выводу, что при развитии интеграции, основанной на кластеризации промышленного сектора экономики, увеличится вероятность повышения темпов роста уровня экономического производства российской промышленности в целом, произойдет повышение конкурентоспособности отечественных промышленных товаров, а также станет воз-

можным замещение ряда импортных товаров отечественными аналогами, произведенными сугубо российскими и совместными зарубежно-отечественными кластерными единицами.

Но не следует забывать и о том, что важнейшей задачей на пути развертывания кластерных инициатив является создание действенной нормативно-правовой и законодательной базы, без которой невозможно правильно проработать юридическую составляющую кластерных структур. У региональных властей отдельных субъектов Федерации единой матрицы построения таких структур в настоящий момент нет. В отличие от европейской практики кластеризации, оформленной в виде конкретной и четкой системы организации и консолидации возможностей, производственных мощностей в целях повышения за счет инноваций конкурентоспособности сектора и территории в целом, российские регионы выстраивают кластеры по собственному видению, изобретая каждый свой «велосипед». На взгляд авторов, в этой связи было бы целесообразным вывести кластерные инструменты развития на системный уровень, выработать путем согласованного взаимодействия общую методологию формирования кластеров, принципы действия механизмов государственной поддержки кластерных инициатив и кластерных организаций, а также шире использовать программно-целевые методы. Авторы согласны с рядом специалистов, которые справедливо утверждают о необходимости появления в настоящий момент документа, который бы не только отражал современные тенденции инновационного пути развития постиндустриальной и глобализирующейся экономики, но и включал бы пакет документов программного характера. В этом документе должны быть представлены:

• концепция кластерной политики в РФ;

• программа кластерной политики в РФ как порядок последовательных решений, мер и действий;

• пакет проектов государственно-управленческих решений по реализации кластерной политики (нормативно-правовые акты).

Таким образом, нормативное закрепление механизмов кластерной политики является в настоящий момент главным направлением совершенствования правового регулирования инновационной деятельности на уровне субъектов РФ. Но есть и другая проблема - это отсутствие в России в отличие от Европы комплексного государственного целевого выделения средств на развитие кластерной системы. Правительство РФ, конечно, финансирует отдельные проекты, выделяет небольшие деньги на создание технопарков и внедрение инноваций, однако эти действия имеют разрозненный характер. Средства зачастую находятся в разных фондах и министерствах, что создает большие сложности. У регионов в свою очередь денег на инновации также не хватает. В то же время попытки отдельных представителей

региональных властей (губернатора, главы муниципалитета) целенаправленно финансировать отдельные инновационные проекты сразу привлекает «повышенный» интерес со стороны «компетентных органов». Еще одна проблема - это неразвитость среднего и малого бизнеса на территории РФ, хотя на Западе львиная доля генерирования инноваций и технологических прорывов приходится именно на средние и малые предприятия. Кластер не может существовать без наличия разветвленных сетевых связей между большим количеством малых и средних предприятий. В кластерах (малый и средний) бизнес начнет функционировать особенно активно, так как создаваемая в них среда требует его массового присутствия. Несмотря на то, что кластерный подход в России получает все большее признание, кластеризации российской промышленности мешает объективно низкий уровень развития малого предпринимательства в стране. В России государство отдает предпочтение крупному бизнесу, а по отношению к малому предпринимательству все мерь носят исключительно декларативный характер. В настоящее время в России функционируют 1,1 млн. предприятий малого бизнеса, на которых трудятся 2,5 млн. работников. При этом 60% из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку эта деятельность гарантирует быстрое получение прибыли, в сфере же инновационного бизнеса доля малых фирм составляет всего лишь 2-2,5 %, в то время как, например, в США эта доля составляет 50 %. В целом вклад субъектов малого бизнеса в промышленный рост создание рабочих мест можно охарактеризовать как довольно скромный - всего 12 % ВВП. Отношение к малому и среднему бизнесу должно измениться в процессе кластеризации, и, конечно, необходимо создание дополнительных условий для стимулирования его развития со стороны государства. На это нацеливает и принятая в 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., которая предусматривает 2-кратное увеличение доли малого бизнеса, занятого в сфере услуг, 5-кратное - в инновационной сфере [6].

Таким образом, анализ российской практики реализации кластерного подхода в решении задач инновационного развития позволяет сделать следующие выводы: Россия в настоящий момент пытается использовать преимущества кластерного подхода в решении задач модернизации и инновационного развития страны. Однако она находится в начале пути, переживая этап адаптации понятия «кластерная политика» к специфике российских условий функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества. Вследствие слабого развития отдельных рыночных институтов особая роль в формировании инновационных кластеров как возможных точек роста, способствующих повышению конкурентоспособности отдельных регионов и

экономики России в целом, принадлежит государству. В этой связи на государственном уровне следует уделить внимание разработке концептуальных и методологических вопросов и соответствующего нормативно-правового обеспечения кластерной политики, а также формированию благоприятной экономической среды для функционирования сетевых структур посредством механизмов государственночастного партнерства и создания соответствующих специализированных финансовых институтов.

Проведение кластерной политики предполагает обеспечение четкой координации деятельности между федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями. Важным механизмом финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров должно стать использование средств государственных институтов развития. Необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры. Россия только недавно приступила к активному формированию сети бизнес-инкубаторов и технопарков, и пока их эффективность ограничена. В этой связи следует придать динамизм работе по формированию механизмов, обеспечивающих высокие темпы развития сели технопарков, создаваемых на рыночной основе, а также работе по повышению результативности деятельности существующих технопарков. Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактных схем, но и построение трансграничных кластеров (в первую очередь с Финляндией, Норвегией и Китаем), обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, -технологиями (как производственными, так и управленческими), ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т.п. Участие в подобных схемах сформирует предпосылки, которые позволят России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе. Учитывая многолетний опыт реализации кластерных стратегий в области решения задач инновационного развития, следует использовать лучшие мировые модели построения инновационных кластеров с учетом российской специфики.

Отвечая на поставленный вопрос о необходимости развития в России кластерной политики, следует отметить прежде всего то, что она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики.

Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного рынка, поддержание конкуренции как дви-

жущей силы повышения конкурентоспособности компаний (экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность экономики). При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы в первую очередь на поддержку сильных и креативных компаний и на создание плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность.

Во-вторых, кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике - анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т. п.), а прежде всего создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т. д.). В настоящий момент, когда российская экономика достигла макроэкономической стабильности, экономическая политика государства для достижения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе должна быть более дифференцированной и в большей степени ориентироваться на устранение барьеров для развития и стимулирования секторов и компаний именно на региональном и локальном уровнях. Микроэкономический подход в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний, в том числе относящихся к сфере военного производства.

В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

Наконец, реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами. Именно малые и средние предприятия формируют в основной

массе кластеры и кластерные инициативы - главные объекты проведения кластерной политики.

Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главных задач, которые заключаются в повышении конкурентоспособности российской экономики через развитие высокотехнологичных рынков, повышении инновационности различных секторов экономики, стимулировании инициативы, активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом. Все это во многом определяет возможности для укрепления и наращивания экономического потенциала Российской Федерации.

Библиографический список

1. Асадуллин Р. М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 32. - С. 16-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бирюков А. В. Преимущества современных инновационных кластеров // Транспортное дело России. -2009. - №1. - С. 15-19.

3. Быкова Т. П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. - Минск: Тесей. 2008.

4. Горгинева О. В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - № 4. - Ч. 2. - С. 75-77.

5. Ларина Н. И., Макаев А. И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // Креативная экономика. - 2006. -№ 10. - С. 2-26.

6. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. - URL: http:// www.krsu.kg. (дата обращения: 15.04.2012).

7. Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. -2008. - № 12. - С. 12-19.

8. Трофимова О. М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике // Научный вестник Уральской академии государственной службы. Электронная версия регулярного бумажного издания УрАГС. 2008-2011.

9. Хасанов Р. Х. Реализация региональной промышленной политики с использованием кластерных подходов. - URL: http://www. pmjobs.net/art/7.doc (дата обращения: 28.04.2012).

Akinin P. V., Frolova N. D. CLUSTERING OF INNOVATION AND EDUCATIONAL SPACE

Article focuses on the synthesis and rethink the essence of the cluster approach for innovation and educational space adaptation of international experience to the Russian reality.

Keywords: cluster, cluster approach, cluster policy, education and research clusters, innovative education, innovation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.