Научная статья на тему 'Кластер как объект управления и социально- экономическая система'

Кластер как объект управления и социально- экономическая система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / СОСТАВ КЛАСТЕРА / CLUSTER BOUNDARY / МЕХАНИЗМ КОНКУРЕНЦИИ И КООПЕРАЦИИ В КЛАСТЕРЕ / THE CLUSTER MECHANISM OF COMPETITION AND COOPERATION / ГРАНИЦЫ КЛАСТЕРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАСТЕРА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ / CLUSTER INTERACTION WITH THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенко О. В.

Опыт применения кластерного подхода в российских регионах показал значимость научного обоснования кластерной политики. Цель работы заключается в формировании системного представления о кластерах (элементы, связи, среда и границы). К основным характеристикам кластера относятся: самостоятельность его участников, неформальные связи между ними, географическая близость, вертикальные и горизонтальные связи. Кластер характеризуется глубиной и шириной. Типовой состав кластера включает базовые предприятия (в том числе ядро кластера), исследовательские и образовательные учреждения, инфраструктуру кластера, менеджера кластера, общественные и профессиональные организации, органы власти. Для развития кластера необходима «критическая масса» по количеству участников. Основные связи и движущие силы кластера конкуренция (между компаниями одного звена цепочки ценности) и кооперация (между компаниями смежных и совпадающих звеньев цепочки ценности). Кластер привлекает покупателей, развивает предшествующие отрасли, снижает барьеры входа и выхода в отраслях кластера, сокращает время появления новых компаний. Компании развитого кластера обычно сильнее конкурентов вне его. Границы кластера по отношению к внешней среде подвижны и размыты, агенты свободны войти и выйти из кластера. Взаимодействуя с внешней средой, кластер проявляет свойства инновационности, экспортирует продукты за пределы региона и выполняет роль точки роста для региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster as a control object and socio-economic systems

Experience in the use of the cluster approach has shown the importance of the scientific substantiation of formation and realization of cluster policy. The purpose of the work is to formulate of ideas about the cluster as a socio-economic system (elements, communications, external environment and border). The basic characteristics of cluster are the independence of its members, informal ties between them, territorial proximity, vertical and horizontal communication. The cluster is characterized by parameters depth and width. A typical composition of the cluster includes basic enterprises (including enterprises cluster core), research and educational institutions, and infrastructure of the cluster, the cluster manager, social and professional organizations (the role of communicators), authorities. "Critical Mass" (number of members) is required for cluster development. Basic communication and driving forces of the cluster is a competition (between the companies in the same level of the value chain), especially among producers of the final product of the cluster, and cooperation (between the companies related and overlapping links of the value chain). Сluster attracts buyers. It is developing inbound industry, reducing barriers to entry and exit in the industry cluster. It reduces the appearance of new companies. Companies in the cluster are stronger competitors outside the cluster. The boundaries of the cluster are mobile and blurred, agents are free to enter and exit from the cluster. The cluster exhibits the properties of innovation, exporting products outside the region and serves as a point of growth for the regional economy in the interaction with the environment.

Текст научной работы на тему «Кластер как объект управления и социально- экономическая система»

ЭКОНОМИКА

УДК 332.146

Кластер как объект управления и социально-экономическая система

Костенко Ольга Владимировна, доцент, кандидат экон. наук,

проректор, зав. кафедрой1, ученый секретарь2

ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2ФГБНУ СВРАНЦ, г. Киров, Россия

E-mail: [email protected]

Опыт применения кластерного подхода в российских регионах показал значимость научного обоснования кластерной политики. Цель работы заключается в формировании системного представления о кластерах (элементы, связи, среда и границы). К основным характеристикам кластера относятся: самостоятельность его участников, неформальные связи между ними, географическая близость, вертикальные и горизонтальные связи. Кластер характеризуется глубиной и шириной. Типовой состав кластера включает базовые предприятия (в том числе ядро кластера), исследовательские и образовательные учреждения, инфраструктуру кластера, менеджера кластера, общественные и профессиональные организации, органы власти. Для развития кластера необходима «критическая масса» по количеству участников. Основные связи и движущие силы кластера - конкуренция (между компаниями одного звена цепочки ценности) и кооперация (между компаниями смежных и совпадающих звеньев цепочки ценности). Кластер привлекает покупателей, развивает предшествующие отрасли, снижает барьеры входа и выхода в отраслях кластера, сокращает время появления новых компаний. Компании развитого кластера обычно сильнее конкурентов вне его. Границы кластера по отношению к внешней среде подвижны и размыты, агенты свободны войти и выйти из кластера. Взаимодействуя с внешней средой, кластер проявляет свойства инновационности, экспортирует продукты за пределы региона и выполняет роль точки роста для региональной экономики.

Ключевые слова: кластер, состав кластера, механизм конкуренции и кооперации в кластере, границы кластера, взаимодействие кластера с внешней средой

В современном мире кластеры стали объективной экономической реальностью, новым источником конкурентных преимуществ компаний и стран. Опыт российских регионов показал необходимость адекватного применения теории кластеров при формировании региональной кластерной политики. При использовании инструментов государственного регулирования по отношению к кластерам, к сожалению, допускается ряд ошибок. Выбор кластеров в качестве объектов кластерной политики зачастую осуществляется в политической плоскости, без учета состава и стадии развития кластера. В результате меры по его стимулированию не приносят желаемых итогов. Опасно применение мер поддержки без учета действующего внутри кластера механизма конкуренции и кооперации. Теоретическую основу рекомендаций по развитию кластеров должно составить системное представление о кластерах как объекте регионального управления.

Цель исследований - дать характеристику кластеров как социально-экономической системы. Результаты исследований положены в основу анализа кластерной политики субъектов Российской Федерации, входящих в зону Межрегионального кластера по производству и переработке озимой ржи, и будут использованы при разработке вариантов стратегий

вхождения научных, производственных и образовательных учреждений в кластер и общей стратегии его формирования.

Работа выполнена в ФГБНУ СВРАНЦ и ФГБОУ ВО Вятская ГСХА.

Материал и методы. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные концепции и результаты исследований зарубежных и отечественных ученых по теории кластеров. В процессе исследования были использованы общенаучные подходы (системный подход, диалектический, абстрактно-логический методы); логическое моделирование процессов в экономике.

Результаты и их обсуждение. Тенденции компаний «скапливаться» в территориальной близости изучались задолго по М. Портера. Эволюция теорий локализации производств исследована многими российскими учеными, среди которых, как авторы глубоких работ, выделяются А.П. Петров [1], А.И. Кос-тяев [2, 3], Л.С. Марков [4, 5], Г.Д. Боуш [6], Е.С. Куценко [7, 8] и ряд других. Ретроспектива развития теорий локализации [9] показывает, что теория кластеров стала естественным и логичным развитием теорий локализации. Возможности извлечения выгод от близкого расположения компаний, переход к очередному технологическому укладу и распростране-

ние инноваций привели к качественным изменениям в структуре экономических отношений и систем. М. Портер [11], изучая проблемы конкуренции, показал, как центр конкурентной борьбы перемещается от отдельных предприятий на уровень географически концентрированных групп взаимосвязанных предприятий, и предложил рассматривать экономику как совокупность кластеров. В условиях рыночной экономики такие группы предприятий не являются иерархическими системами, развитие кластеров осуществляется эволюци-онно, как самоорганизующихся систем.

Как справедливо отмечают А.С. Бойцов и А.И. Костяев [3, с. 30], теория кластеров все еще до конца не сложилась, не выработан общепринятый логический аппарат. Разночтения существуют в самом понятии «кластер» в экономике.

Анализ научных публикаций позволил выделить три основных подхода, когда кластер трактуется либо как группа географически близких взаимосвязанных предприятий, либо как локализованная сеть предприятий, либо как группа взаимосвязанных отраслей [10]. В любом случае важно то, что кластер -это группа объектов (предприятий или отраслей), которые выделяются из общей их совокупности по признаку существенных взаимосвязей. Формируется новая система. Это новое качество создает кластер и предпосылки для дальнейшего экономического роста. К подобному заключению приходит, например, Л.С. Марков [5, с. 9].

Многочисленные исследования посвящены выявлению признаков и характеристик кластера. С позиций системного подхода этого недостаточно. Так, географическую концентрацию и связанность можно отнести к характеристикам элементов кластеров (экономических агентов), конкуренцию и кооперацию - к типу связей внутри кластера, нечеткость и подвижность состава кластера - к характеристике его границ, инновационность - к новым свойствам кластера. Далее предпринята попытка описать характеристики кластера как системы.

Кластер в экономике - разновидность социально-экономической системы, элементами которой являются географически близкие экономические агенты (предприятия и т.п.), обладающие способностью достигать высоких уровней эффективности. Но не всякая совокупность таких агентов действительно достигает высоких уровней эффективности, и может быть идентифицирована как экономический кластер.

Как известно, любая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде. Система характеризуется элементами, связями, средой и границами.

Участники кластера как элементы системы (состав и структура). Во-первых, кластер составляют независимые и неформально связанные между собой участники [11], свободные принимать решения по входу и выходу из кластера [6]. Кластеру не нужны иерархические органы управления (что не исключает создания центра кластерного управления для регулирования развития) [12]. На самостоятельности участников основано действие конкуренции как основного противоречия и внутренней движущей силы кластера.

Во-вторых, состав участников формируется по признаку близкого расположения и взаимосвязанности. Для оценки территориальной близости называют критерий часовой доступности между участниками кластера [7], расстояние в пределах 130 км для предприятий ядра кластера и до 1500 км - для прочих предприятий [1].

Близость участников кластера по виду деятельности определяют рамки цепочки ценности. В идеале в систему должны быть включены все стадии цепочки ценности - от добычи сырья до реализации продукции [12]. Если таких связей нет, группа предприятий - только агломерация, но не кластер [7]. Кластер характеризуется широтой и глубиной [11]. Глубина характеризует степень вертикальной интеграции (в максимуме - наличие всех уровней цепочки ценности); широта - степень горизонтальной интеграции в кластере. Наличие нескольких отраслей-потребителей и разных способов использования продуктов снижает конкурентное давление покупателей и риски сбыта.

Типовой состав участников кластера составляют, во-первых, базовые предприятия кластера, связанные между собой вертикальной интеграцией отраслей (цепочка ценности). Они составляют ядро кластера. Особо в системе горизонтальных и вертикальных отраслевых связей следует выделять предприятия -производителей конечного продукта кластера. Во-вторых, кластеру нужны организации инновационно-исследовательского и образовательного блока (в наукоемких областях роль якорного предприятия могут выполнять вузы); организации инфраструктуры кластера;

менеджер кластера (часто в форме некоммерческой организации); отраслевые, профессиональные союзы и другие общественные организации (площадки для обмена информацией, важной для развития кластеров); органы власти и институты развития.

Третья характеристика состава кластера заключается в том, что для развития нужна некая «критическая масса» участников [1, 4, 7]. Это обеспечивает сильную конкуренцию внутри кластера, устойчивость кластера, возможность для участников выбирать из многих предложений на рынках сырья и т.д. Нужно не менее 30-50 участников [7].

Связи в кластере как характеристика системы. Сильная конкуренция внутри кластера единодушно признается отличием и одновременно преимуществом кластера [4, 7, 11]. Концентрация производителей готового продукта усиливает конкуренцию между ними, поскольку большое число конкурентов обостряет борьбу за рынки; соседство компаний позволяет сравнивать результаты и издержки. Значимы личные амбиции руководства - стимул обойти друг друга.

Присутствие кластера привлекает покупателей. Есть возможность выбора из многих предложений, перехода к другому поставщику. Это снижает риски закупок. Кластер развивает предшествующие отрасли, рынок квалифицированных кадров, рынки сырья. Успех предприятий кластера, развитые рынки факторов производства и рынки сбыта привлекают новых игроков. В кластере обычно ниже барьеры входа в бизнес [11]. Здесь легче найти активы для создания нового предприятия. Ниже и барьеры выхода, так как наличие инфраструктуры снижает потребность в специальных инвестициях и легче найти покупателя при продаже бизнеса. Компании кластера обычно бывают сильнее компаний за его пределами.

В итоге предприятия одной отрасли кластера связаны между собой не только отношениями конкуренции, но и общей заинтересованностью в развитии кластера как благоприятной среды для индивидуального бизнеса. Эти силы направлены на поиск источников роста производительности. Поскольку значительное влияние на успех бизнеса все чаще оказывают тесные связи с покупателями и поставщиками, конкурентное давление между игроками базовой отрасли трансформируется в их давление на предприятия взаимосвязанных отраслей (рис.).

Второй тип связей внутри кластера -сотрудничество и кооперация - основан на связях трех типов: предприятия связаны вертикально интегрированной цепочкой отраслей (цепочка ценности); предприятия относятся к родственным отраслям, имеют совпадения стратегически важных звеньев цепочки ценности и могут переносить навыки в связанные отрасли; связи со значимыми элементами инфраструктуры кластера.

Большое значение имеют межличностные связи внутри кластера. Доступ к важным ресурсам и информации в сильной степени зависит от взаимоотношений между личностями. Это качество кластера М. Портер [11] называет «социальной экономией кластера», А.П. Петров [1] и Л.С. Марков [4, 5] - «социальной встроен-ностью кластера». Успех развития кластера зависит от внимания, уделяемого построению взаимоотношений в кластере. Эту роль могут выполнять общественные организации, менеджеры кластера, органы власти.

Границы кластера по отношению к внешней среде подвижны и размыты, поскольку отсутствуют формальные основания участия в кластере, агенты свободны войти и выйти из кластера [6]. Конкуренция в кластере действует через товарные рынки, рынок составляют все производители и потребители товара. Поэтому потенциальных участников тоже нужно учитывать при выявлении границ кластера. Само их существование влияет на отношения и связи в кластере.

Взаимодействие с внешней средой. С одной стороны, среда создает условия для зарождения и развития кластеров, кластеры считаются признаком развитой экономики. С другой стороны, кластер, как система, обладает особыми свойствами и сам способен оказывать существенное влияние на экономику, как минимум, по трем направлениям.

Во-первых, кластер обладает свойством инновационности [1, 4, 5, 7]. Кластер всегда должен быть инновационным, либо это неполноценный кластер [8]. Во-вторых, кластер экспортирует товары за пределы региона, ориентирован на межрегиональную и международную торговлю. Экспортная ориентация считается обязательной для кластера. В-третьих, кластер благоприятно влияет на региональную экономику. Рост продаж конечной продукции кластера стимулирует спрос и занятость в предшествующих отраслях. Кластеры выполняют роль точки роста. Воздействие на кластер приводит к росту и других отраслей региона.

Производители

конечною продукта кластера:

много конкурентов; постоянное сравнение индивидуальных результатов; личные амбиции

Покупатели конечною продукта кластера

Предприятия-поставщики, предприятия родственных отраслей и инфраструкту ры кластера

Результат:

конкурентоспособный продукт; большой выбор поставщиков; снижение издержек и рисков закупок

Ожидания:

сотрудничество и кооперация; сырье, продукты и услуги высокого качества

Воздействие:

спрос стимулирует развитие; в отрасли остаются -с эффективные компании

Давление:

спрос стимулирует развитие; специализация поставщиков; улучшение продукта

Конкуренция за рынок сбыта

Конкуренция

Конкуренция за продукт

соперничество

Низкие барьеры входа:

доступ на рынки сырья, оборудования, кадров;

развитые рынки сбыта; развитие среды кластера снижает риски начала бизнеса;

снижена потребность в специальных инвестициях

Вход новых

игроков, уход слабых предприятий

Низкие барьеры выхола:

- более низкая капиталоемкость при входе (см. барьеры входа);

- развитые рынки сбыта;

- возможный спрос при продаже активов (игроки отрасли)

Рис. Конку ренция и кооперация внутри кластера (разработка автора)

Выводы. Научную основу кластерной политики должно составить представление о кластерах как целостной системе. К базовым характеристикам кластера относятся самостоятельность его участников, неформальные связи между ними, географическая близость, вертикальные и горизонтальные связи. Кластер характеризуется глубиной (уровни цепочки ценностей) и шириной (горизонтальные связи, родственные отрасли). Типовой состав участников кластера включает базовые предприятия (в том числе предприятия ядра кластера), исследовательские и образовательные учреждения, инфраструктуру кластера, менеджера кластера, общественные и профессиональные организации (роль коммуникаторов), органы власти. Для развития кластера необходима «критическая масса» по количеству участников. Основные связи и движущие силы кластера - конкуренция (между компаниями одного звена цепочки ценности) и кооперация (между компаниями смежных и совпадающих звеньев цепочки ценности). Кластер как система обладает особыми свойствами: привлекает покупателей, развивает предшествующие отрасли, снижает барьеры входа и выхода в отраслях кластера, сокращает время появления новых компаний. Компании развитого кластера обычно сильнее конкурентов вне его. Границы кластера по отношению к внешней среде подвижны и размыты, агенты свободны войти и выйти из кластера. Границы кластера шире, чем состав участвующих компаний. Взаимодействуя с внешней средой, кластер проявляет свойства инновационности, экспортирует продукты за пределы региона и выполняет роль точки роста для региональной экономики.

Список литературы

1. Петров А.П. Теоретико-методологические основы формирования социально-ориентированного кластера в регионе: дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2014. 420 с.

2. Костяев А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: Вопросы методологии и теории. СПб.: Изд-во

СПбГУЭФ, 2006. - 240 с. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Elibrary.ru // http://elibrary.ru/download/61629922.pdf (дата обращения 26.09.2015).

3. Бойцов А.С., Костяев А.И. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 10. С. 25-31.

4. Марков Л.С. Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленности региона (на примере кластеров высоких технологий г. Новосибирска): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2006. 24 с.

5. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода в экономике: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2014. 19 с.

6. Боуш Г.Д. Формирование и развитие промышленных кластеров: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2012. 42 с.

7. Куценко Е.С. О кластерах с высоты птичьего полета [Электронный ресурс] // http: //evg-ko.livejournal.com/17828.html (дата обращения 05.10.2014).

8. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: практика выявления // Обозревать-Observer.

2009. № 10. С. 109-126.

9. Костенко О.В. Кластерный подход к развитию экономики как результат эволюции экономических теорий [Электронный ресурс] // Экономика и социум, 2015. № 3 // http: //iupr. ru/domains_data/files/zumal_16/Kostenko%20O. V.-Statya-Zh-Ekonomika%20i%20socium-Evo-lyuciya%20klast.teorii.pdf (дата обращения 26.09.2015).

10. Костенко О.В. Определение понятия «кластер» с позиций системного подхода в экономике [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2015. № 9. С.165-168 // http:// aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-9.pdf (дата обращения 26.09.2015).

11. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.

12. Древинг С.Р. Кластер как организационно-экономическая форма межотраслевой народнохозяйственной системы (на материалах рыбопромышленного комплекса Камчатского края): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб.,

2010. 48 с.

Аграрная наука Евро-Северо-Востока, № 6 (49), 2015 г. Cluster as a control object and socio-economic systems

Kostenko O.V., PhD in economics, associate professor, vice-rector, head of cathedra

Vyatka State Agricultural Academy, Kirov, Russia North-East Regional Agrarian Scientific Center, Kirov, Russia

Experience in the use of the cluster approach has shown the importance of the scientific substantiation of formation and realization of cluster policy. The purpose of the work is to formulate of ideas about the cluster as a socio-economic system (elements, communications, external environment and border). The basic characteristics of cluster are the independence of its members, informal ties between them, territorial proximity, vertical and horizontal communication. The cluster is characterized by parameters depth and width. A typical composition of the cluster includes basic enterprises (including enterprises cluster core), research and educational institutions, and infrastructure of the cluster, the cluster manager, social and professional organizations (the role of communicators), authorities. "Critical Mass" (number of members) is required for cluster development. Basic communication and driving forces of the cluster is a competition (between the companies in the same level of the value chain), especially among producers of the final product of the cluster, and cooperation (between the companies related and overlapping links of the value chain). Cluster attracts buyers. It is developing inbound industry, reducing barriers to entry and exit in the industry cluster. It reduces the appearance of new companies. Companies in the cluster are stronger competitors outside the cluster. The boundaries of the cluster are mobile and blurred, agents are free to enter and exit from the cluster. The cluster exhibits the properties of innovation, exporting products outside the region and serves as a point of growth for the regional economy in the interaction with the environment.

Key words: cluster, the cluster mechanism of competition and cooperation, the cluster boundary, cluster interaction with the environment

References

1. Petrov A.P. Teoretiko-metodologicheskie os-novy formirovaniya sotsial'no-orientirovannogo klas-tera v regione: Diss. d-ra ekon. nauk. [Theoretical and methodological bases of formation of socially oriented cluster in the region: DSc Thesis in economics]. Ekaterinburg, 2014. 420 p.

2. Kostyaev A.I. Territorial'naya differentsi-atsiya sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva: Voprosy metodologii i teorii. [Territorial differentiation of agricultural production: the methodology and theory]. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2006. 240 p. [Electronic resource] Scientific electronic library Elibrary.ru. Available at: http://elibrary.ru/download/61629922.pdf (accessed 26.09.2015)

3. Boytsov A.S., Kostyaev A.I. K voprosu o teorii klasterov i klasternom podkhode [To a question about the theory of clusters and cluster approach]. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyva-yushchikhpredpriyatij. 2009. no. 10. pp. 25-31.

4. Markov L.S. Ekonomicheskie klastery kak forma funktsionirovaniya i razvitiya promyshlennosti regiona (na primere klasterov vysokikh tekhnologij g. Novosibirska): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. [Economic clusters as a form of functioning and development of industry in the region (on example of clusters of high-tech city of Novosibirsk): Authors's abstract of PhD thesis]. Novosibirsk, 2006. 24 p.

5. Markov L.S. Teoretiko-metodologicheskie os-novy klasternogo podkhoda v ekonomike: avtoref. dis. ... dokt. ekon. nauk. [Theoretical and metho-dological basis of cluster approach in the economy: Author's Abstract of DSc Thesis]. Novosibirsk, 2014. 19 p.

6. Boush G.D. Formirovanie i razvitie pro-myshlennykh klasterov: teoriya i metodologiya: avtoref. dis. . dokt. ekon. nauk. [The formation and development of industrial clusters: the theory and

methodology: Author's Abstract of DSc Thesis]. Sankt-Peterburg, 2012. 42 p.

7. Kutsenko E.S. O klasterakh s vysoty pti-ch'ego poleta. [Clusters with bird's-eye view]. [Electronic resource] Available at: http://evg-ko.live-journal.com/17828.html (accessed 05.10.2014).

8. Kutsenko E.S. Klastery v ekonomike: praktika vyyavleniya. [Clusters in the economy: the practice of identifying]. Obozrevat'-Observer. 2009. no. 10. pp. 109-126.

9. Kostenko O.V. Klasternyj podkhod k raz-vitiyu ekonomiki kak rezul'tat evolyutsii ekonomi-cheskikh teorij. [The cluster approach to economic development as a result of the evolution of economic theory]. Ekonomika i sotsium, 2015. no. 3. [Electronic resource] Available at: http://iupr.ru/domains_data/-files/zurnal_ 16/Kostenko%200.V. -Statya-Zh-Ekono -mika% 20i%20socium-Evolyuciya%20klast.teorii.pdf (accessed 26.09.2015).

10. Kostenko O.V. Opredelenie ponyatiya «klas-ter» spozitsiy sistemnogo podkhoda v ekonomike. [The definition of "cluster" with the system approach in economics]. Innovatsionnaya nauka. 2015. no. 9. pp. 165-168. [Electronic resource] Available at: http:// aeternaufa.ru/sbornik/IN-9.pdf (accessed 26.09.2015).

11. Porter M.E. Konkurentsiya: Per. s angl. [Competition: Per. from English]. Moscow: Izdatel'skiy dom «Vil'yams», 2005. 608 p.

12. Dreving S.R. Klaster kak organizatsionno-ekonomicheskaya forma mezhotraslevoj narodnokho-zyaystvennoj sistemy (na materialakh rybopromysh-lennogo kompleksa Kamchatskogo kraya): avtoref. dis. ... dokt. ekon. nauk. [Cluster as an organizational-economic form of inter-sectoral national economic system (on materials of the fishing industry of Kamchatka Territory): Author's Abstract of DSc Thesis]. Saint-Petersburg, 2010. 48 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.