Научная статья на тему 'Классификация заимствований чужого музыкального материала в симфониях Ф. Шуберта'

Классификация заимствований чужого музыкального материала в симфониях Ф. Шуберта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
461
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУБЕРТ / БЕТХОВЕН / МОЦАРТ / СИМФОНИИ / АЛЛЮЗИИ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щепатова Татьяна Михайловна

В статье отмечается, что в понимании современного ученого, занимающегося анализом культурных феноменов, любой текст является палимпсестом - рукописью, написанной поверх старой, счищенной с пергамента. Как показывает опыт, уничтожить прежнюю рукопись до конца невозможно, и ее фрагменты неизбежно просвечивают сквозь новые строки. «Палимпсестом» являются и симфонии Франца Шуберта. Их текст наполняют аллюзии на произведения Бетховена, Моцарта, Гайдна, Вебера и других композиторов. Классификация заимствований музыкального материала - интертекстуальных ссылок в тексте симфоний Шуберта, приведенная в данной статье, позволяет выдвинуть гипотезу об осознанном цитировании некоторых «чужих» тем Шубертом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация заимствований чужого музыкального материала в симфониях Ф. Шуберта»

УДК 78.02

Щепатова Татьяна Михайловна

соискатель. Российская академия музыки имени Гнесиных; педагог дополнительного образования. Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» shepatova-t@yandex.ru

Tatyana M. Schepatova

competitor. Gnessin Russian Academy of Music; additional education teacher. Center of creative development and musical and esthetic education of children and youth "Pleasure" shepatova-t@yandex.ru

Классификация Classification of

ЗАИМСТВОВАНИЙ ЧУЖОГО ALLUSIONS IN SHUBERT’S

МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА SYMFONIES

В СИМФОНИЯХ Ф. ШУБЕРТА

Аннотация. В статье отмечается, что в понимании современного ученого, занимающегося анализом культурных феноменов, любой текст является палимпсестом - рукописью, написанной поверх старой, счищенной с пергамента. Как показывает опыт, уничтожить прежнюю рукопись до конца невозможно, и ее фрагменты неизбежно просвечивают сквозь новые строки. «Палимпсестом» являются и симфонии Франца Шуберта. Их текст наполняют аллюзии на произведения Бетховена, Моцарта, Гайдна, Вебера и других композиторов. Классификация заимствований музыкального материала - интертекстуальных ссылок в тексте симфоний Шуберта, приведенная в данной статье, позволяет выдвинуть гипотезу об осознанном цитировании некоторых «чужих» тем Шубертом.

Ключевые слова: Шуберт, Бетховен, Моцарт, симфонии, аллюзии, влияние.

Annotation. In the understanding of the modem scientist who works with the analysis of the cultural phenomena, any text is a kind of palimpsest: it is similar to the manuscript written on the parchment over the old one that was cleared away beforehand. However, as experience shows, it is impossible to destroy the old manuscript completely, and its fragments always appear through the new lines. Franz Schubert's symphonies can be called «palimpsest» as well. This text is filled with allusions to the works of Beethoven, Mozart and other composers. This article holds the classification of allusions are found in Schubert's symphonies. The author proposes the hypothesis that some topics are cited consciously.

Keywords: Schubert, Beethoven, Mozart, symphonies, «anxiety of influence», allusion.

Многочисленные аллюзии на темы произведений других композиторов, обнаруживаемые в симфониях Ф. Шуберта, при интертекстуальном подходе к исследованию становятся непременным атрибутом текста; анализ этого важнейшего признака даст более глубокое понимание творчества первого музыканта-романтика. Целью данной статьи станет классификация обнаруженных в симфониях Ф. Шуберта заимствований чужого музыкального материала.

Приведем в виде таблицы наиболее значимые аллюзии. Мы пользуемся нумерацией, при которой «Неоконченная» окажется Симфонией № 7, а «Большая» симфония C-dur - № 8.

Анализ позволяет классифицировать содержащиеся в симфониях Ф. Шуберта аллюзии следующим образом. Выделяются две группы.

1. Аллюзии, чьи прототипы находятся в сфере фольклорной музыки; они констатируются в основном во II и III частях симфоний.

2. Аллюзии, прообразы которых отсылают к образцам авторской, профессиональной музыки композиторов - предшественников или современников Шуберта; наблюдаются во всех частях сонатно-симфонического цикла.

Вторая группа аллюзий неоднородна; подгруппы в ней образуются в зависимости от избранного критерия классификации. Если признаком демаркации является композиционный элемент в симфонии Шуберта, вызывающий аллюзию, последние могут быть разделены по соответствию двум основным типам:

1) тематические аллюзии (шубертовская тема вызывает ассоциации с конкретной темой определенного сочинения другого композитора);

2) структурные аллюзии (композиция, структура какого-либо эпизода симфонии ассоциируется с композиционными приемами, примененными другим композиторов в конкретном сочинении). Среди них укажем те, прототипы которых определены с высокой степенью вероятности:

238

Композитор Сочинение и тема-прототип Симфония Ф. Шуберта и тема, содержащая аллюзию

Л. ван Бетховен Симфония № 3 («Героическая») Финал, тема контрданса Симфония №1,1 часть, ПП

Увертюра «Творения Прометея», ГП Симфония № 2, 1 часть, ГП, СП

Симфония № 4, 1 часть, ГП

Квартет ор. 18 c-moll, I часть ГП

Увертюра «Кориолан», ГП Симфония №4, 1 часть, ГП

Симфония № 1, III часть, тема 1

Симфония № 6, III часть, тема 1

Симфония Ns 9, Финал, «тема радости»

Симфония C-dur («Большая»), Финал,начало разработки

В. А. Моцарт Симфония № 36, II часть, тема 1 Симфония № 1, II часть, тема 1

Симфония № 39, II часть, тема 1 Симфония № 2, I часть, тема вст.

Концерт для ф-но с орк. d-moll Симфония №4, I часть, ГП

К, В. Глюк Опера «Орфей». Ария Орфея Симфония № 4, I часть, ГП

Л. Керубини Опера «Медея», увертюра Симфония № 4,1 часть, ГП

Й. Гайдн Симфония Ne 100, I часть, ГП Симфония № 6, тема вст.

К. М. Вебер Опера «Волшебный стрелок», увертюра Симфония № 6, тема вст.

I Опера «Оберон», увертюра |

- Шуберт. Симфонии № 3. Финал / оперный стиль Россини; Бетховен. Симфония № 7;

- Шуберт. Симфония № 5 / Моцарт. Симфония № 40;

- Шуберт. «Большая» симфония C-dur / Бетховен. Симфония № 7.

Тематические аллюзии, в свою очередь, могут быть разделены по степени сходства шубертов-ской темы со своим прототипом.

1. Аллюзии-«цитаты», практически тождественные по оркестровке, гармоническому решению, темпу и интонационному строю конкретному прототипу. В этих случаях прообраз определяется с очень высокой вероятностью; при этом значение имеет и известность цитируемой темы или сочинения-прототипа. К этой группе мы относим следующие пары тем:

- Шуберт. Симфония № 1. I часть ПП / Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Финал. Тема контрданса.

- Шуберт. Симфония № 2. I часть. СП / Бетховен. Увертюра «Творения Прометея». ГП

- Шуберт. «Большая» симфония C-dur. Финал. Тема разработки / Бетховен. Симфония № 9. Финал. «Тема радости».

2. Аллюзии-ассоциации, отсылающие к нескольким прототипам (следовательно, точность определения прообраза невысока). Сюда могут быть отнесены все остальные рассмотренные нами тематические аллюзии. Характернейшим примером является главная партия шубертов-ской Симфонии № 4, отсылающая к значительному количеству прообразов.

Отдельно выделяются аллюзии-предвосхищения, вызывающие ассоциации (конечно, исключительно у потомков Шуберта) со стилистикой более поздней, чем та, что характеризует период создания произведения.

Рассмотрим, например, одну из самых ярких аллюзий-«цитат». Она возникает в Финале «Большой» симфонии C-dur: в начале разработки мы слышим бетховенскую «тему радости». Аллюзии-«цитаты» настолько явны, что можно выдвинуть гипотезу об осознанном цитировании. Наше мнение отчасти подтверждается и суждениями авторитетных музыковедов - все они называют Бетховена автором текста, с которым полемизирует Шуберт на страницах своего симфонического опуса. Наиболее близким прототипом для заимствования В. Д. Конен [3, с .200] и ПА. Вульфиус [1, с. 361] считают бетховенскую Симфонию №7, обосновывая это, в первую очередь, образным сходством. Однако исследователи признают большую вероятность того, что Финал «Большой» симфонии мог быть создан под впечатлением от Симфонии № 9 Бетховена. И. В. Лаврентьева, например, объясняет его «общностью духа двух финалов» [4, с. 111]. А Г. Гольдшмидт [2] прямо говорит о влиянии на «Большую» C-dur’Hyio симфонию бетховенской Девятой. Он приводит свидетельства того, что Шуберт присутствовал на ее премьере. Исследователь цитирует письмо композитора Купель-визеру, написанное весной 1824 года (первое исполнение Симфонии № 9 Бетховена, состоялось, как известно, 7 мая 1824 года): «Последняя венская новость: Бетховен дает концерт, в котором будет исполнена его новая симфония, три части новой мессы и новая увертюра» [2, с. 258]. Премьера прошла с большим успехом, впечатление, произведенное на публику новой симфонией, было очень велико; несомненно, что эта грандиозная симфония сильно впечатлила и Шуберта.

Представляется необходимым, в защиту нашей точки зрения, выделить в качестве критерия классификации аллюзий в шубертовских симфониях такой фактор, как степень известности и индивидуальной яркости предполагаемого прототипа. И если в отношении большинства тем, содержащих аллюзии, в особенности отсылающих сразу к нескольким прототипам, нельзя с полной уверенностью утверждать, что «чужой» материал был использован Шубертом созна-

239

тельно (тем более, когда и темы-аллюзии, и темы-прообразы основаны на общетипических классицистских композиционных элементах), включение Шубертом в свою музыку яркой, узнаваемой темы трудно расценить как случайное и неосознанное. Композиционные принципы Симфонии № 7 Бетховена, без сомнения, могли бы послужить Шуберту канвой для собственной фантазии при сочинении «Большой» симфонии C-dur, но тема, звучащая в разработке Финала, однозначно заимствована из Финала Симфонии № 9 - это «тема радости» с ее уникальными, всегда узнаваемыми признаками.

Вопрос значения аллюзий встает особенно остро при анализе аллюзий-«цитат». Симфонии Моцарта и Бетховена, указанные в качестве цитируемых образцов, были очень популярны в Вене во времена Шуберта и популярны сегодня настолько, чтобы стать теми «сильными» тек-

Литература:

1. Вупьфиус ПА. Франц Шуберт. М., 1983.

2. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. Жизненный путь. М., 1968.

3. Конен В.Д. Шуберт. М., 1953.

4. Лаврентьева И.Б. Симфонии Шуберта. Путеводитель. М., 1966.

стами, влияния которых невозможно избежать ни при сочинении музыки, ни при ее прослушивании и анализе. Темы из этих сочинений имеют яркую семантику и, будучи вкрапленными в иное произведение, оказывают большое влияние на его концепцию, подчас полностью подчиняя ее себе (как в случае с цитированием «темы радости» Бетховена в «Большой» симфонии C-dur Шуберта). Если рассматривать аллюзии-«цитаты» как проявления интертекстуальности, появляются богатые возможности для извлечения новых смыслов художественного целого, поскольку теория интертекстуальности дает выход в более широкий контекст — произведение оказывается в состоянии диалога со всей художественной культурой. Концепция конкретного опуса при таком подходе оказывается подчиненной тем универсальным смыслам, которые несет в себе заимствованный материал.

Literature:

1. Vulfius PA. Franz Schubert. M., 1983.

2. Goldschmidt G. Franz Schubert. The life way. M., 1968.

3. Konen V.D. Schubert. M., 1953.

4. Lavrent’eva I.B. Schubert's symphonies. Guide. M., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.