Учитывая, что такие инструменты непрямого регулирования развития предпринимательства как учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, социально-деловые центры и другие объекты, относящиеся к организациям инфраструктуры, в редких случаях могут приносить прибыль и мало интересны частному капиталу, задачу создания базовых объектов инфраструктуры, способных оказывать комплексные и доступные услуги малому предпринимательству, должны решать городские власти. Очевидной поддержки администрации города требует реализация направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства по таким специализациям как управление предприятием, управление финансами, информационные технологии для малого предпринимательства и другим. Принимая во внимание высокий уровень компьютеризации в крупных городах, особую привлекательность с точки зрения экономии ресурсов и времени при организации процесса подготовки кадров могли бы занять дистанционные методы обучения, пользующиеся популярностью во многих экономически развитых странах мира и успешно реализуемые рядом высших учебных заведений Москвы.
В контексте косвенного воздействия на развитие предпринимательства было бы также целесообразно задействовать научный потенциал образовательных и исследовательских учреждений. Городские власти имеют возможность организовывать специальные
экономические и социологические обследования, решать методические задачи развития предпринимательства, проводить семинары, конференции, межрегиональные и международные мероприятиях по обмену мнениями и практическим опытом участников потребительского рынка.
Завершает цикл процесса регулирования 5 этап «Оценка адекватности результатов реализации программ приоритетным социально-экономическим стратегиям развития потребительского рынка». Мероприятия этапа проводятся параллельно реализации программ и представляют собой постоянный контроль в определенные сроки за результатами управляющих воздействий государственных и муниципальных органов власти на формирование торговли города, отвечающей установленным в программах количественным и качественным параметрам. При выявлении несоответствий информация поступает к разработчикам предыдущего этапа для необходимой корректировки содержания инструментов регулирования торгового предпринимательства.
Таким образом, модель регулирования торгового предпринимательства в крупных городах позволяет формализовать процесс, определить этапы, направления, приоритеты, время и необходимый для каждой конкретной программы инструментарий воздействия на субъекты рынка для эффективного решения социально-экономических проблем населения города.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕСУРСОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МАЛЫМ ИННОВАЦИОННЫМ КОМПАНИЯМ
Ягунов Д.А.
В статье обоснована классификация ресурсов, предоставляемых малым инновационным компаниям на основе обобщения и систематизации существующих теоретико-методологических принципов инновационной деятельности. Данная классификация используется для определения видов ресурсов, которые могут быть вовлечены в процесс обеспечения инновационной деятельности в ресурсном конвейере.
Ключевые слова: классификация ресурсы, инновационная деятельность, малые инновационный компании.
CLASSIFICATION OF KINDS OF THE RESOURCES GIVEN TO THE SMALL INNOVATIVE COMPANIES
Jagunov D.
In article classification of the resources given to the small innovative companies on the basis of generalization and ordering of existing teoretiko-methodological principles of innovative activity is proved. The given classification is used for definition of kinds of resources which can be involved in process of maintenance of innovative activity in the resource conveyor.
Keywords: classification resources, innovative activity, small innovative the companies.
В современной экономике деятельность малых инновационных компаний является одним из важнейших элементов, влияющих на развитие страны в целом. Повышение эффективности российской экономики, развитие ее инфраструктуры невозможно обеспечить без улучшения результатов деятельности в инновационной сфере. Технологический уровень оснащенности инновационной деятельности является основой для расчета эффективности. Отсутствие источников ресурсного обеспечения существенным образом затрудняет инновационную деятельность.
Масштабы экономической активности субъектов инновационной деятельности обеспечивают повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности производственного сектора, а также расширение сферы потребления благ населением страны. В настоящее время российские инновационные компании все чаще сталкиваются с конкуренцией не только между собой, но и со стороны иностранных компаний. В настоящее время венчурным фондам, работающим на российском рынке, целесообразно активно использовать накопленный опыт отечественных и иностранных институтов в сфере ресурсного обеспечения инновационных компаний.
Ресурсодателям необходимо применять наиболее эффективные методы и подходы к оценке инновационной деятельности. Увеличение объемов финансовых рынков в России сопровождалось ухудшением качества размещаемых ресурсов во всех отраслях. Для российских компаний данная проблема более значительна, так как показатели просроченной задолженности по предоставленным ресур-
сам существенно превышают уровень аналогичных показателей развитых стран. Основными причинами этого является отсутствие качественных механизмов размещения ресурсов и, в частности, использование малоэффективного инструментария для оценки ресурсных потребностей и возможностей малых инновационных компаний. Это свидетельствует об исключительной важности построения четкого и адекватного механизма предоставления и возврата ресурсов как для самих компаний, так и для национальной экономики в целом.
В современных условиях реализация инновационного проекта должна быть нацелена на удовлетворение конкретных рыночных потребностей. Специфика инновационного бизнеса такова, что главным фактором преуспевания инновационной компании на рынке являются постоянные нововведения. Для коммерческих организаций в настоящее время исключительно важным является применение инновационных и наиболее эффективных методов и подходов к размещению и привлечению ресурсов. Исследование и реализация наиболее оптимальных форм фондирования и размещения ресурсов, по нашему мнению, должны стимулировать привлечение средств на рынок инновационных разработок, а также сделать получение ресурсов более доступным для компаний Российской Федерации. Проблемы развития и обоснования оптимальных механизмов движения ресурсов нуждаются в серьезной научной разработке.
Актуальность научных исследований в сфере развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности связана с необхо-
Таблица 1. Классификация видов ресурсов, предоставляемых инновационным компаниям1
№ Признак классификации Описание разновидностей
1 По виду ресурсополучателя • Ресурсы для физических лиц • Ресурсы для индивидуальных предпринимателей • Ресурсы для коммерческой организации • Ресурсы для некоммерческой организации
2 По страновой принадлежности ресурсополучателя • Резидент • Нерезидент
3 По целевому назначению средств • Целевые ресурсы • Многоцелевые ресурсы
4 По сроку пользования • Краткосрочные • Среднесрочные • Долгосрочные
5 По порядку предоставления • Единовременное предоставление средств • Поэтапное предоставление средств
6 По форме предоставления • Предоставление реальных средств • Рефинансирование • Переоформление долга
7 По валюте предоставления • В национальной валюте • В иностранной валюте • Мультивалютные
8 По обеспеченности • Обеспеченные • Частично обеспеченные • Необеспеченные
9 По уровню риска • Высокорисковый • Среднерисковый • Низкорисковый
Таблица 2. Классификация видов ресурсов для использования в рамках ресурсного конвейера2
№ Признак классификации Описание разновидностей
1 По виду ресурсополучателя • Ресурсы для индивидуальных предпринимателей • Ресурсы для коммерческой организации
2 По страновой принадлежности ресурсополучателя • Резидент
3 По целевому назначению • Целевые
4 По сроку пользования • Среднесрочные • Долгосрочные
5 По порядку предоставления • Единовременное предоставление средств • Поэтапное предоставление средств
6 По форме предоставления • Предоставление реальных средств
7 По валюте предоставления • В национальной валюте • В иностранной валюте
8 По обеспеченности • Частично обеспеченные • Необеспеченные
9 По уровню риска • Высокорисковый • Среднерисковый • Низкорисковый
ресурсодателей и малых инновационных компаний. Данная классификация используется для определения видов ресурсов, которые могут быть вовлечены в процесс обеспечения инновационной деятельности в ресурсном конвейере. Использование классификационных положений может быть использовано как в целях создания системы оценки качества инновационных компаний, так и в целях создания новых инвестиционных технологий в области деятельности венчурных фондов. Классификация позволила автору исключить некоторые виды механизмов для использования сокращенной классификации в рамках ресурсного конвейера.
В связи с особенностями механизма ресурсного конвейера, в частности высокой скоростью обработки данных, низкой степенью вовлеченности сотрудников организации необходимо ограничить количество видов используемых ресурсов. Введение ограничений по количеству обрабатываемых ресурсов положительно отражается на эффективности модели, что доказано в исследовании.
1 Составлено автором
2 Составлено автором
димостью упрощения механизмов формирования ресурсной базы. Данное направление является не менее значимым и для венчурных фондов, извлекающих коммерческую выгоду из операций по размещению ресурсов. На выбор темы исследования повлияла практическая значимость и недостаточная разработанность вопросов использования современных механизмов по ресурсному обеспечению малых инновационных компаний.
Рассмотрены сущность и содержание категории инновационная деятельность, в результате чего предложена авторская классификация ресурсов (таблицы 1,2), предоставляемых малым инновационным компаниям для стратегической концентрации ресурсода-теля на приоритетных инструментах на основе обобщения и систематизации существующих теоретико-методологических принципов инновационной деятельности.
Основными признаками классификации являются: основные направления инновационной деятельности, модели взаимодействия
На протяжении последних лет все успешные компании идут к минимизации документооборота в своей деятельности и в частности при проведении сделок по размещению ресурсов. По нашему мнению, наиболее перспективной моделью размещения ресурсов, по нашему мнению, является «ресурсный конвейер», в рамках которого проводятся сделки по размещению ресурсов на идентичных условиях, параметры оценки финансового положения ресурсопо-лучателей стандартизированы, и минимизировано влияние человеческого фактора. Модель ресурсного конвейера также учитывает наиболее острые проблемы взаимоотношений между ресурсодате-лем и ресурсополучателем, в частности сроки рассмотрения заявок, а также большое количество необоснованных отказов в предоставлении ресурсов, таким образом, улучшая имидж компании-ре-сурсодателя и мотивируя ресурсополучателей.
Цели такого конвейера, как и на любом производстве, достаточно просты: увеличение объемов производства (то есть увеличение инвестиционного портфеля) и снижение издержек на единицу выпускаемой продукции (то есть на размещенные ресурсы). Ресурсный конвейер позволяет компаниям-ресурсодателям построить цепочку процессов управления сделками в соответствии с принятыми правилами, контролировать порядок и, самое главное, время обработки документов исполнителями.
Конкуренция и сильная зависимость спроса от макроэкономической конъюнктуры также усугубляют ситуацию, предъявляя к системе требования максимальной гибкости при полном сохранении контроля. При этом по нашему мнению, невозможно эффективное функционирование полностью автоматических систем принятия решений. Анализ положения компаний-ресурсополучателей является многофакторным, и многие нюансы просто невозможно прописать в программном обеспечении. По нашему мнению, наибольшую эффективность в области оценки финансового положения ресурсополучателей могут обеспечить автоматизированные системы, в которых окончательное решение принимает сотрудник компании-ресурсодателя. Исходя из терминологии «ресурсный конвейер», для безостановочной работы механизма необходим работник, обслуживающий его. В нашем случае речь идет об эксперте, вносящим какие-либо корректировки в процессе обработки данных и принимающем итоговое решение о целесообразности размещения ресурсов.
Автоматизированная инновационная система оценки должна
иметь функцию отказа в случаях несоответствия ресурсополучателя минимальным требованиям, оценки истории взаимодействия с данным контрагентом как плохой, нахождения контрагента в стоп-листах компании-ресурсодателя, расчета суммы инвестирования ниже минимально возможной. На каждую операцию в рамках ресурсного конвейера время строго регламентируется. Ускорение процесса принятия решений происходит за счет уменьшения функций сотрудников компании-ресурсодателя и снижения объемов ручной обработки. Иными словами формирование запросов в бюро кредитных историй, оценка финансового состояния ресурсополучателя, проверка по стоп-листам и некоторые другие функции должна производить автоматизированная система. Также большая часть функций в области предупреждения невозврата инвестиционных средств переносится на автоматизированную систему.
В рамках ресурсного конвейера решение проблемы сроков рассмотрения заявок на привлечение инвестиционных ресурсов обеспечивается за счет создания адаптивного перечня необходимых проверок ресурсополучателя и системы контроля времени исполнения обязанностей сотрудниками ресурсодателя. Автоматизированная система информирует сотрудников о приближении окончания срока очередного этапа или о приближении срока рассмотрения заявки.
Важным условием функционирования ресурсного конвейера в рамках процесса предоставления ресурсов является строгая временная регламентированность всех этапов обработки заявок. Использование такой модели, по нашему мнению, позволит снизить объем ручной обработки заявок и ускорить процесс их рассмотрения. Построение ресурсного конвейера возможно только на основе централизованной системы принятия решений, которая должна включать в себя процесс рассмотрения заявок, поступающих от всей филиальной сети компании-ресурсодателя. Это связано с тем, что для полноценного функционирования конвейера необходима поточность заявок на привлечение средств, которую невозможно обеспечить в рамках одного филиала компании-ресурсодателя.
Принципиальным отличием предлагаемого ресурсного конвейера от стандартного процесса размещения ресурсов является то, что компания-ресурсодатель изменяет процедуру размещения ресурсов и методику оценки финансового положения ресурсополучателя. Большинство процессов при организации размещения инвестиционных средств должны быть автоматизированы. Автоматизация
Отказ
Колл-центр
Предоставление
Сотрудник компании
Заключение договора
Рис. 2 Схема прохождения заявки на привлечение ресурсов через ресурсный конвейер3
3 Источник: составлено автором
данного процесса дает компаниям-ресурсодателям конкурентное преимущество, поскольку позволяет существенно повысить оперативность работы с контрагентами. При использовании ресурсного конвейера компания может снизить срок принятия решения до 3-5 дней и существенно ограничить пакет требуемых от ресурсополу-чателей документов.
В рамках ресурсного конвейера система автоматически делает запросы в бюро кредитных историй, Пенсионный фонд РФ, Единый государственный реестр юридических лиц и т.д. С помощью ответов из бюро кредитных историй оценивается платежная дисциплина ресурсополучателей, а также действующая финансовая нагрузка. Практическим результатом внедрения ресурсного конвейера является существенное снижение сроков рассмотрения заявки, а также установление строго формализованных причин, по которым принимается решение об отказе в предоставлении ресурсов. Автором разработан инструментарий интерактивной аналитической обработки данных для информационной системы в рамках ресурсного конвейера:
• анализ соответствия минимальных требований к ресурсопо-лучателям;
• расчет максимальной суммы инвестирования и предложение вариантов по увеличению или снижению срока размещения ресурсов;
• направление запросов и анализ отчетов из бюро кредитных историй;
• направление запросов и анализ отчетов из Пенсионного Фонда России;
• направление запросов и анализ отчетов из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
• направление запросов и анализ отчетов из Федеральной Миграционной Службы России;
• проверка по стоп-листам компании;
• определение перечня проверок для сотрудника, принимающего решение;
• контроль времени прохождения заявки через все этапы, а также информирование сотрудников о приближении окончания срока рассмотрения заявки.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА И ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА МАКРО- И МИКРО УРОВНЯХ
Ершов А.С., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Петров А.Ю., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье рассмотрена современная институциональная архитектура и обоснованы параметры функционирования инновационной
системы на макро- и микро уровнях.
Ключевые слова: инновации, система, инновационный продукт, параметры, показатели, фактор, инвестиции
INSTITUTIONAL ARCHITECTURE AND RATIONALE PARAMETERS OF THE INNOVATION SYSTEMS AT THE MACRO AND MICRO LEVEL
Ershov A., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE Petrov A., applicant, STANDARTINFORM, FSUE
The article reviews the institutional architecture and operating parameters justified the innovation system at the macro and micro levels.
Keywords: innovation system, innovative product, a couple of meters, indicators, factor, investment
Инновационный путь развития промышленного производства основан на том, что наукой установлены законы развития производства, которые характеризуются волнообразной динамикой смены технологических укладов. Российская промышленность пока не смогла занять в экономике страны место главного генератора технологических инноваций, поскольку отечественные предприятия имеют очень низкий уровень инновационной активности. Причиной такого положения является их ориентация на мелкосерийное производство и неприспособленность промышленных мощностей к массовому внедрению инноваций.
Одновременно российские инновации не вполне соответствуют потребностям российского рынка. Многие инновации слишком прогрессивны, пионерны, опережают текущие потребности. Однако из-за отсутствия спроса их конвейерная реализации оказывается неэффективной, что приводит к разрыву и нестыковке между производственной и инновационной сторонами деятельности российской промышленности. Поэтому массовое промышленное производство обслуживает экономические ниши с традиционными товарами с их низкой адаптацией к современным и перспективным условиям, а инновационный сектор формирует неиспользованные, «мертвые» залежи новых технологий и товаров. Именно длительное «тиражирование» технологий и продукции устаревших технологических укладов в российской экономике привело к глубокому экономическому кризису 90-х годов. А экономические и политические реформы, призванные создать объективные условия для ускоренного развития нового технологического уклада, не способствовали обновлению технологий производства.
Теоретической основой для постановки и решения задач системного анализа технологических укладов, управления инновационной
деятельностью по их смене средствами научно-технологической подготовки производства являются научные законы, закономерности и математические модели волновой динамики развития промышленного производства.
При этом активно обсуждаются проблемы перехода России к инновационному режиму развития на базе формирования целостной национальной инновационной системы, генеральной функцией которой является обеспечение развития экономики и общества в направлении повышения качества жизни населения и окружающей среды на основе интенсификации экономики при уменьшении доли ресурсно-сырьевого сектора и ресурсоемкости производства товаров и услуг.
Современную инновационную систему страны нельзя рассматривать, как обыкновенный классический институт через призму совокупности субъектов объединенных единимыми правилами игры (институциональной средой) и действующих на основании соглашений, объединяющих их в относительно устойчивые формирования (организации). Российскую инновационную систему целесообразно рассматривать как особый макро-институт с позиции набора исторически обусловленных правил и соглашений, формирующихся на основании взаимодействий, которые носят стохастический характер и касаются определенного способа обеспечения использования человеческого капитала (рис. 1)1 .
Эффективность функционирования данного макро- института определяется мерой соответствия решаемым проблемам общественного развития (обуславливается исторически складывающейся структурой инновационной системы и поведением участников инновационного процесса).
Вопрос о методах оценки параметров функционирования инно-
1 В. Г. Садков, П. Н. Машегов, Е. А. Збинякова. Общая архитектура инновационной системы и оценка параметров ее функционирования // Инновации. - 2007. - № 9 (107).