Научная статья на тему 'Классификация, условный формуляр и репрезентативность актовых источников средневековой Руси в вузовском курсе источниковедения'

Классификация, условный формуляр и репрезентативность актовых источников средневековой Руси в вузовском курсе источниковедения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2375
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Умбрашко К. Б.

В статье рассматриваются классификации и репрезентативность источников по истории средневековой Руси в курсе источниковедения. Автор приходит к выводу, что сохранившиеся архивы дают возможность изучать многие вопросы истории феодального землевладения с применением методов статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION, CONVENTIONAL SERVICE LIST AND REPRESENTATIVENESS OF STATEMENTS SOURCES OF MEDIEVAL RUSSIA IN HIGHER SCHOOL SOURCE-STUDY COURSE

The paper deals with classification and representativeness of the sources for the history of Middle-Ages Russia in the source-study course. The author comes to the conclusion that the survived archives allow to investigate many problems of the history of benefice using the methods of statistical analysis.

Текст научной работы на тему «Классификация, условный формуляр и репрезентативность актовых источников средневековой Руси в вузовском курсе источниковедения»

УДК 94(57)

К.Б. Умбрашко НГПУ, Новосибирск

КЛАССИФИКАЦИЯ, УСЛОВНЫЙ ФОРМУЛЯР И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ АКТОВЫХ ИСТОЧНИКОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

В статье рассматриваются классификации и репрезентативность источников по истории средневековой Руси в курсе источниковедения. Автор приходит к выводу, что сохранившиеся архивы дают возможность изучать многие вопросы истории феодального землевладения с применением методов статистического анализа.

K.B. Umbrashko

Novosibirsk State Pedagogical University

CLASSIFICATION, CONVENTIONAL SERVICE LIST AND REPRESENTATIVENESS OF STATEMENTS SOURCES OF MEDIEVAL RUSSIA IN HIGHER SCHOOL SOURCE-STUDY COURSE

The paper deals with classification and representativeness of the sources for the history of Middle-Ages Russia in the source-study course. The author comes to the conclusion that the survived archives allow to investigate many problems of the history of benefice using the methods of statistical analysis.

В Древнем Риме было известно существительное actus в значении «действие, акт (поступок)». Термин acta (мн. ч. от actum) обозначал различные постановления органов власти. В историографии Х1Х-ХХ вв. сложились два основных определения «акта»: 1) документы, имеющие признаки подлинности и современности событиям; 2) документы, содержание которых носит договорный, или сделочный характер. В современном вузовском курсе источниковедения под актами чаще всего подразумеваются документы, в которых в форме определенных юридических норм зафиксированы экономические или политические сделки, договоры.

Когда появились акты на Руси? Точную начальную грань определить трудно. Но, во всяком случае, от Х в., когда русское государство еще не оформилось, но уже контактировало с соседями, торговало с ними, воевало, сохранились договоры Руси с Византией. Их несколько (907, 911, 944, 971 гг.), и сохранились они в ПВЛ, куда, как считают исследователи, их мог включить преподобный Нестор, воспользовавшись оригиналами из великокняжеского архива. Стиль явно подтверждает, что это переводы с греческого, поскольку язык тяжелый, шероховатый, в некоторых местах невразумительный, непонятный. Наиболее архаичным по языку и зависимым от греческого оригинала является текст договора 911 г. От XI в. не сохранилось ни одного акта, ни в каком виде. От XII в. - сохранилось несколько актов, около восьми (по подсчетам В.А. Кучкина [1]), в т.ч. жалованная, данная. В XIII в. число актов растет, но незначительно, их

сохранилось около 15-ти. В XIV в. их число - 163. С XV вв. они становятся одним из главных видов источников при изучении этого периода. Поэтому необходимо встает проблема классификации актовых источников.

Но именно вопрос о разновидностях средневековых актовых источников часто вызывает затруднения даже у студентов гуманитарных факультетов вузов, поскольку представленные в учебной литературе классификации, как правило, слишком громоздки и невоспринимаемы. Нам представляется, что основные разновидности актового материала можно представить таким образом.

I. Договорные грамоты, широко распространившиеся в период феодальной раздробленности.

1. Договоры между отдельными землями внутри русского государства. На первом месте среди них стоят договоры Великого Новгорода с великими князьями тверскими, литовскими, московскими (именно в такой последовательности и по количеству, и по значению). Великий Новгород, как известно, не имел своей правящей династии и приглашал князей на княжение, заключая с ними договоры, где оговаривались права и обязанности князя. Из дошедших до нас самый ранний - договор с тверским князем Ярославом Ярославичем (1264 г.).

2. Договоры русских земель с зарубежными соседями: немецкими землями, ганзейскими городами, Ригой и так называемым Гоцким берегом -островом Готландом. Заключали их Псков, Смоленск, Новгород. Например, новгородских грамот такого рода ХП-Х^ вв. сохранилось 18. Половина от имени князя, половина от имени республиканских органов. Из них четыре грамоты - подлинники. Самый древний договор 1195 г. с Гоцким берегом.

II. Духовные грамоты великих и удельных князей. Это завещания, составлявшиеся сначала в княжеской среде, затем и светскими феодалами, купцами и т.д. Составлялись они иногда по нескольку раз в жизни: перед военными походами, во время болезни, перед поездкой в Орду и т.д., т.е. когда возникала угроза для жизни. Древнейшая, сохранившаяся в подлиннике, - духовная Ивана Калиты (ок. 1339 г.). В ней перечислены все города, села Московского княжества, а также дорогое имущество князя (золотые цепи, золотые пояса, золотые и серебряные блюда, чарки и другая посуда, ожерелья, монисты, кожуха, шапки, золотом шитые, собольи шубы и т.п.), которое делится между наследниками и княгиней с меньшими детьми.

III. Акты феодального землевладения.

1. Документы, оформлявшие право частной собственности на землю.

а) Купчие - оформляли покупку и продажу участков земли. Купчие свидетельствуют, что на Руси в доцарский период существовали разнообразные категории земельных собственников, поскольку каждый свободный человек мог приобретать землю в собственность и владеть ею на вотчинном праве. Это были: «своеземцы» - многочисленная категория мелких земельных собственников (от 50 до 500 десятин); «дети боярские» -будущие помещики, которых верстали в службу «по породе», а не «по прибору», как стрельцов, или казаков - из худородных людей. Землей могли

владеть также торговые мужики, ремесленники, бортники и даже великокняжеские крестьяне и холопы, отпущенные на свободу с землей.

б) Данные (вкладные) - оформляли передачу участков земли светским лицом духовному учреждению (монастырю, церкви, митрополичьей кафедре). Эти акты известны с XII в. (с грамоты Варлаама Хутынского новгородскому Спасо-Хутынскому монастырю на пергамене) до конца XVI в., когда земельные вклады в монастыри были сначала ограничены, а потом и вовсе запрещены.

в) Меновые - оформляли обмен земельными участками.

2. Правые грамоты - это приговор феодального суда, вручаемой стороне, выигравшей дело (земельную тяжбу). Появились в условиях, когда шел процесс распределения земель между различными категориями собственников. Это привело к многочисленным тяжбам и спорам из-за участков земли. Как правило, эти акты сопровождались однотипным судебным решением: «Я, судья, таких-то старцев оправдал, а ответчика такого-то обвинил и сию правую грамоту на него дал».

IV. Жалованные грамоты - исходили от верховной власти (князя, царя, императора) и закрепляли те или иные права феодальных собственников. Это очень распространенный вид актов, имеющий длительную историю (с XII по XVIII вв.).

1. Проезжие грамоты - оформляли право на беспошлинный проезд и провоз товара по определенной территории княжества. (Такие грамоты обычно получали крупные монастыри, которые вели оптовую торговлю).

2. Заповедные грамоты - налагали запрет на использование участков земли или воды, которые из объекта общего пользования превращались в чью-либо собственность. Такие грамоты могли запрещать, например, проезд по дороге, проходившей через митрополичье село; ловить рыбу в той части реки, которая передавалась монастырю; или рубить дрова, охотиться в части леса, превращавшемся в заповедный лес; или пропускать через свои вотчины княжеских гонцов и прочих администраторов князя, что было связано с обеспечением их ночлегом, питанием, подводами, кормами, проводниками и пр.

3. Тарханные грамоты (другое название - иммунитетные) - самый распространенный вид жалованных грамот. Они могли быть двух видов.

а) Налоговые - оформляли временное или полное, бессрочное освобождение от податей в великокняжескую казну. Во втором случае их называли обельными, от слова белый - как противоположном черному тяглу.

б) Судебные - предоставление независимости от суда и административной власти князя, его наместников, волостелей, дворских и посельских прикащиков.

V. Акты, фиксировавшие процесс утраты свободы населением и оформления феодальной зависимости.

1. Полные грамоты - оформляли права на полных (или обельных) холопов. Имели хождение с XIV до середины XVI в., когда полное холопство исчезает. Сохранилось около 100 полных грамот. По сути - это акты

самопродажи людей в холопство, у них самый короткий формуляр: «Я, такой -то, купил такого-то в полницу и своим детям и дал на нем 1,5 рубля». Послухи (свидетели) и писец.

2. Заемные и служилые кабалы - оформляли денежный заем под проценты, под залог недвижимости или под службу на кредитора. Имели хождение, наряду с полными, с XIV в., а к середине XVI в. вытесняют полные.

Такой нам видится наиболее удобная классификация средневековых актовых источников.

Другой вопрос, который часто вызывает затруднения у студентов, связан с формуляным анализом актовых источников. Дело в том, что характерной особенностью актов, унаследованной еще от римского права и сохранившейся в средневековой традиции, является то, что основные положения этих документов фиксировались в форме устойчивых юридических норм - клаузул. Комплекс клаузул, содержащихся в каждом акте, составляет его формуляр - устойчивую комбинацию статей-клаузул, переходящих из акта в акт и фиксирующих сделку [2]. Количество клаузул в разных видах актов варьируется в значительных пределах. Так, например, в договорных грамотах великих и удельных князей насчитывается более 15 клаузул; в жалованных грамотах - до 40; в данных - три - четыре.

Следует помнить, что исследователями выделяется несколько видов формуляров. Условный формуляр - более или менее общая схема построения актового источника, включающая все возможные варианты статей. Реальных актов, соответствующих условному формуляру, не существует. Абстрактный формуляр - более или менее общая схема построения документов, соответствующая какому-то одному виду актового материала. Он может сильно отличаться от условного, не иметь многих статей-клаузул. Конкретный формуляр - общая схема построения определенных небольших групп актов внутри одной разновидности. Индивидуальный формуляр -соответствует какому-то одному определенному акту [3].

Схема условного формуляра чаще всего вызывает вопросы. В учебных изданиях она слишком громоздка. Не смотря на то, что условный формуляр состоит из четырех основных частей (Начальный протокол, Текст, Конечный протокол, Удостоверительная часть), мы считаем возможным в вузовском курсе источниковедения ограничиться первыми тремя.

I. Начальный протокол.

1. !^оса^о (инвокация) - Богословие; обращение, посвящение Богу. Примеры: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; «Божией милостью и пречистой Его Богоматери...»; «Во имя святой и живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа» и т.д. С этого начинаются многие акты, особенно ранние.

2. МШиЫю (интитуляция) - обозначение лица, от которого исходит документ, как правило, сопровождающееся самоуничижительной формулой. Примеры: «Се аз грешный худый раб, божий человек Иван, пишу душевную

грамоту, идя в орду...»; «По благословению отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея Руси, се аз, грешный и худый раб Божий»; или расширенная интитуляция: «Благословение от владыки, поклон от посадника Михаила и от тысяцкого Кондрата и от всех соцких и от всех старейшин и от всего Новагорода...» - к князю Ярославу.

3. Inscriptio (инскрипция) - обозначение адресата. В предыдущей статье - «к князю Ярославу» или: «Приказываю моему сыну великому князю Василию Васильевичу...» и т.д.

4. Salutatio (салютация) - приветствие. В русских актах встречается редко.

II. Текст.

1. Arenga (аренга) - преамбула, повод, отсылка к инициатору дела или апелляция к какому-то установленному правилу, порядку, в соответствии с которым заключается акт. Примеры: «По отца своего грамоте великого князя»; «По великого князя слову»; «По великого князя грамоте»; «По благословению отца моего игумена...» и т.д.

Нередко аренга сливается с интитуляцией или инвокацией: «Во имя святой и живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа и по благословению отца нашего Ионы, митрополита Киевского».

В княжеских духовных грамотах XIV в. аренга дается в форме констатации возможной смерти (предстоящая смерть - повод): «Аже что Бог розгадает о моем животе» или «размыслит о моем животе». Или весьма пространно: «Яко постиже мя старость, впадах бо в частые и различные болезни, болезням на мя умножившимся ныне... и ничто же ми возвещающе разве смерть, и суд страшный спасов будущего».

2. Promulgatio (промульгация) - публичное объявление. Грамоты северо-восточной Руси, как правило, промульгации не имеют. Иногда она дается в форме констатации «здравого ума» и «твердой памяти».

3. Narratio (наррация) - изложение обстоятельств дела. Вводится в русские акты сравнительно поздно, уже со 2-й половины XV в. Обычно это пересказ челобитья (просьб) тех лиц или корпораций, которым или в интересах которых выдается документ.

4. Dispositio (диспозиция) - распоряжение, определение по существу дела. Нередко она состоит из ряда статей-клаузул: объект сделки, дарение, границы, условия.

5. Sanctio (санкция) - запрещение нарушения договора и угроза опалы, казни за нарушение прав. Примеры. «А буде впредь сельщики и деревенщики учнут жаловатися, то быти тебе от меня в продаже...»; «А кто изобидит дом святой Богородицы - или князь, или владыка, или волостель, или кто иный, тот даст ответ перед Богом святой госпожи Богородицы». Чаще короткое: «А кто ся ослушает ... быти в казни».

6. Corroboratio (корроборация) - сообщение о подписях и печатях составителей документа и послухов-свидетелей. Это удостоверительные знаки документа. «А на то послухи такие-то и грамоту писал такой-то».

В целом ряде грамот - купчих, закладных, меновых, данных - среди послухов обязаны были фигурировать родичи продавца или дарителя или их ближние соседи, что должно было гарантировать бесспорность границ владения. Родичи-послухи, подписывая грамоту, как бы выражали тем свое согласие на сделку и тем самым теряли право выкупа родовых вотчин (братья, дяди и т.д.). Такое право сохранялось до начала XIX в. С Судебника 1550 г. оно действовало в течение 40 лет, затем трех лет. Прямые наследники (дети, внуки) правом этим не могли пользоваться, ибо это считалось неуважением к воле и памяти родителя.

III. Конечный протокол (Эсхатохол).

1. Datum (датум) - место и время выдачи акта. Пример. «Писано на Москве, лета 7023, февраля 17 день».

2. Apprecatio (аппрекация) - заключение-благопожелание. В русских актах эта часть встречается редко, в основном - в западноевропейских.

Представляется, что Удостоверительная часть может быть проигнорирована, поскольку в русских актах встречается редко.

Наконец, третим спорным вопросом в вузовской практике преподавания источниковедения является вопрос о репрезентативности актовых источников.

Вопрос о репрезентативности актов - это вопрос о том, насколько сохранившиеся документы отражают основные черты всей совокупности реально существовавших, имевших место когда-то актов. Говоря другими словами - насколько они представительны, и какова возможность делать на их основании весомые исторические выводы? Может, сохранившаяся часть реально существовавших когда-то документов - это всего лишь мизер всей их генеральной совокупности и может быть использована лишь как иллюстративный материал?

Каков ответ на этот вопрос? Точного ответа дать нельзя (половина, четверть, десятая часть). Но вопрос о репрезентативности можно разделить на две части: о степени сохранности дошедших материалов; о случайности выборки.

Сохранившихся актов XII-XIV вв. лишь десятки. Это касается XIV вв., а от предшествующего периода остались буквально единицы.актов. От XV в. сохранилось 2048 актов. XVI в. сохранил для нас примерно 50 актов в год. Считается, что их могло быть в два раза больше. В XVII в. ежедневно из Печатного приказа выходило от 5 до 17 актов, т.е. около 4000 актов в год [4]. Таким образом, лишь с XVI-XVII вв. русские акты можно относить к массовым источникам.

Поэтому отечественная дипломатика сосредоточила внимание на происхождении актов в более широком историческом плане: причины и предпосылки появления каждого конкретного документа, выяснение того, в чьих интересах он составлялся и утверждался, какие цели преследовались заинтересованными сторонами и т.п. Кроме того, существует резкая разница между сохранностью документов светского и духовного землевладения.

Светские феодалы бережно хранили всю прежнюю документацию, передавая ее наследникам и заботясь о сохранности вплоть до XVII в., а затем большая часть ранних документов была уничтожена. С XVII в. главным документом на право владения земельной собственностью стали писцовые книги, книги поземельных обвальных описаний, периодически составлявшиеся центральными органами управления и хранившиеся в центре. Необходимость хранения прежних документов отпала.

Во время писцовых описаний были уточнены границы земельных владений, проведено межевание, и материальные стимулы к хранению старых документов отпали. Все очень быстро исчезло: и купчие, и меновые, и жалованные грамоты. По словам А.С. Пушкина, в XVIII в. «русский ветреный боярин считает грамоты царей за пыльный сбор календарей» [5]. Поэтому сохранились буквально считанные акты, касающиеся светского землевладения в XIV-XVI вв. Все, что мы имеем сегодня, извлечено из митрополичьего и монастырских архивов.

Монастыри интенсивно начали строиться с XIV в., большинство из них (а в XVI в. насчитывалось уже 400 монастырей) не были крупными собственниками земли. Но среди них выделяются могущественные монастыри-гиганты, такие как Троице-Сергиев (с середины XIV в.), Кирилло-Белозерский (с конца XIV в.), Иосифо-Волоколамский (с конца XIV в.), всего с два десятка, которые имели значительную земельную собственность. Это обусловило и создание архивов при них, которые довольно хорошо сохранились. Ценность этих архивов состоит еще и в том, что здесь хранились не только документы, относящиеся к деятельности самих монастырей-гигантов, но и документы большинства других, более мелких монастырей, которые в XV-XVII вв. постепенно становились приписными, т.е. попадали под патронат крупных монастырей, и архивы мелких монастырей пополняли архивы крупных [6]. Здесь сохранились не только собственно монастырские документы, но и акты, заключенные между светскими лицами или полученные ими от верховной власти. Хотя, на первый взгляд, они к монастырю отношения не имели, оказывается, что подавляющая их часть все же относится к землям, позднее попавшим временно или постоянно в собственность монастыря.

Что касается актов XVI в., то они, откладываясь в архивах, обязательно попадали в так называемые Копийные книги, составлявшиеся в монастырях вплоть до конца XVIII в. Каждый документ здесь переписывался, а для особо важных заводились отдельные Копийные книги, например для жалованных. Благодаря этим Копийным книгам, считается, что сохранилось не менее половины актов от XVI в., а для XVII в. этот показатель приближается к 80 %. Монастырские власти были заинтересованы в исчерпывающей полноте Копийных книг, ибо от тщательности их хранения зависело разрешение частых земельных споров и судебных дел.

Выборка сохранившихся актов. В целом, можно говорить об отсутствии тенденциозности и случайности выборки. Ведь от небрежного хранения, от пожаров, грызунов, сырости одинаково гибли и жалованные, и купчие, и

данные, и правые и прочие грамоты. Разве что жалованные, исходившие от великих князей и царей, хранились с большим почтением.

Но все же выборка была случайной не всегда, имеются исключения. Так, например, данные (вкладные) грамоты часто относятся лишь к тем светским феодалам, чье политическое положение в силу каких-то причин оказывалось неустойчивым, вынуждало их дарить или продавать за условную плату свои вотчины в монастыри, часто пряча их там от какой-либо опасности. Если этого не учитывать и не привлекать других источников, то может возникнуть иллюзия повсеместного разорения светских феодалов. Не случайна выборка закладных и служилых кабальных грамот. Они сохранялись в монастырских архивах лишь в том случае, если заложенная собственность оставалась у монастыря или работа в монастыре за проценты должника становилась пожизненной. Но можно предположить, что были и случаи уплаты в срок занятых денег, когда кабала уничтожалась или возвращалась. Столь же не случаен подбор правых грамот, ибо они вручались стороне, выигравшей дело. Значит, документов, фиксировавших проигранные тяжбы, в архивах монастырей нет. Но, очевидно, таковые все же были.

С учетом всех этих обстоятельств можно сделать вывод о том, что сохранившийся в монастырских архивах комплекс документов дает возможность изучать многие вопросы истории феодального землевладения с применением в ряде случаев методов статистического анализа.

Что касается актов светского землевладения, то их нельзя использовать для общих статистических выкладок. По ним нельзя, например, реконструировать географическое размещение большинства вотчин светских феодалов, тут большее значение имеют писцовые книги XVII в., в которых содержится указание не только настоящих, но и прежних владельцев.

Тем не менее, акты - один из важных и достаточно репрезентативных видов источников для изучения социально-экономической, политической, бытовой, духовной истории русского государства, хотя степень репрезентативности определяется, как правило, относительно изучаемой проблемы.

Но сказанное не означает, что в акте нет элемента субъективизма. Есть. Не все так было в жизни, как это отражено в акте. Дело в том, что акт фиксирует лишь саму сделку, т.е. момент, ограниченный локально и во времени, и не фиксирует того, что предшествовало сделке и что за ней последовало. Купчая, например, вроде бы внешне закрепляет сделку добровольного характера, но подчас эта добровольность мнимая, а на деле сделка совершается по нужде, из-за долга, не уплаченного в срок покупателю или каким-то третьим лицам, рассчитаться с которыми обязывался продавец. Дарение также не всегда могло быть добровольным, а из желания сохранить землю на время от какой-либо опасности, с расчетом на возможность воспользоваться потом правом родового выкупа.

Сегодня изучение актов идет по линиям текстологического, историкоюридического, историко-географического, историко-политического, историко-экономического анализа [7].

Текстологический анализ - это способ установления новых элементов в актовом формуляре; источников источника, в том числе и несохранившихся, с их приблизительной датировкой (как при реконструкции летописных сводов); тенденциозных отступлений от нового формуляра к старому; взаимосвязи формуляров разных княжеских канцелярий. Текстология, таким образом, позволяет проследить развитие текста актов определенной разновидности и соотношение этого развития с эволюцией смежных формуляров, установить степень новизны формуляра каждого конкретного акта.

Историко-юридический анализ сводится к сопоставлению акта с источниками тех разновидностей, которые в ином свете и разрезе представляют нормы права, зафиксированные в акте (другие разновидности актов, законы, указы и т.п.). Сравнение известий источников разного происхождения помогает уяснению существа юридической нормы.

При историко-географическом анализе производится идентификация фигурирующих в акте объектов с известными географическими пунктами, когда это возможно, и установление их места на карте.

Цель историко-политического анализа - выяснить основные черты и движущие силы политической борьбы в том центре, где был выдан акт, и в том районе, где находился объект действия юридических норм акта, роль контрагентов в этой борьбе. Для осуществления историко-политического исследования широко используются источники неактового характера, раскрывающие перипетии политической борьбы, семейные и служебные связи ее участников и т.д. (летописи, разряды, родословцы и др.).

Историко-экономический анализ предполагает сравнение данных акта с данными источников, характеризующих экономическую конъюнктуру в районе действия норм акта (писцовые, приходо-расходные книги, памятники материальной культуры и т.п.).

Определение степени достоверности информации акта - самый сложный этап анализа, поскольку работа исследователя сводится, по сути, к культурологическому истолкованию, всестороннему сопоставлению данных акта с известными реалиями прошлого. Осмысление всего комплекса показаний и умолчаний акта или группы актов, проверенных по другим источникам, составляет содержание источниковедческого синтеза, устанавливающего конкретные причины и поводы возникновения изучаемого источника.

Такими мы увидели сложности изучения актовых источников средневековой Руси в современном вузе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кучкин В.А. Судебник 1497 г. и договорные грамоты московских князей XIV-XV веков // Отечественная история. 2000. № 1. С. 102.

2. Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника: Акты X-XVI вв. М., 1996.

3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000. С. 257.

4. См.: Актовое источниковедение. М., 1979.

5. Пушкин А.С. Золотой том. Собрание сочинений. М., 2007. С. 802.

6. Источниковедение отечественной истории, 1984. М., 1986.

7. См.: Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика. М., 2004.

© К.Б. Умбрашко, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.