Литература
1. Хородов В.С., Игонин А.Г. Технологии распределённого проектирования. // Вестник УлГТУ, 2014. -№1. -С. 55-59.
2. Мутовкина Н.Ю., Кузнецов В.Н., Клюшин А.Ю., Палюх Б.В. Нечёткие методы согласованного управления в многоагентных системах // Вестник ТГТУ, Том 19. - №4.
3. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: Философия, психология, информатика. - М.: УРСС, 2002.
4. Ивченко В.Г. Применение языка VHDL при проектировании специальных СБИС. Т.: ТГРУ, 2000. -С. 1-15, 45-47.
5. Holvoet T., Valckenaers P. Exploiting the Environment for Coordinating Agent Intentions. // Environments for Multi-Agent Systems III. Lecture Notes in Computer Science, 2007. pp. 51-66.
УДК 004.891
КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ, НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Болдырев Владислав Вячеславович, студент, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Россия, Комсомольск-на-Амуре, [email protected]
Горькавый Михаил Александрович, канд. техн., наук, доцент, Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет, Россия, Комсомольск-на-Амуре, [email protected]
Введение
Энергоэффективность и энергосбережение - это одно из приоритетных направлений развития и науки РФ. Большинство решений в этой области связанно с созданием программно-технических комплексов, предназначенных для управления энергией с целью поддержания её бережливого потребления.
Любая подобная разработка является сложной системой, включающей множество взаимосвязанных процессов. В настоящее время основными механизмами данных систем являются люди и программно-технические средства, где люди преимущественно выступают в качестве субъектов управления. Но при этом большинство отклонений в работе этих систем возникает по причине наличия у субъекта управления такой особенности, как человеческий фактор.
В предыдущих работах авторов [1],[2] было предложено разработать интеллектуальную систему энергосбережения, особенностью, которой является минимизация негативного воздействия человеческого фактора на управление энергетическими ресурсами. Однако эффективность работы такой системы будет недостаточной, если не обеспечить взаимодействие между программно-техническими средствами и ЛИР.
В настоящей статье представлена диаграмма классов интеллектуальной системы энергосбережения и методы воздействия на субъекты управления с применением программно-технических средств системы.
1. Атрибуты и диаграмма классов субъектов управления
Прежде чем определить методы воздействия, необходимо сформировать набор атрибутов субъекта управления, которые позволят ему адекватно реагировать на поступающие воздействие от системы. В таблице 1 приведены атрибуты субъектов управления.
Интеллектуальная система энергосбережения предполагает минимизацию человеческого фактора не путем уменьшения присутствия ЛПР в управлении, а путем воздействия системы на него. Т.е. субъектом управления может являться как одно ЛИР, так и
23
несколько, без увеличения риска возникновения ошибок, связанных с человеческим фактором; напротив, коллективное решение с большей вероятностью будет эффективным.
Атрибуты, приведенные в таблице, будут учитываться системой при формировании рекомендаций для субъектов управления, но для того, чтобы это реализовать, необходимо классифицировать субъекты управления и присвоить к каждому из классов определенный вид воздействий.
Таблица 1. Атрибуты субъектов управления
Субъект управления Способ принятия решения Атрибуты
ЛПР Единолично Набор компетенций
Вид деятельности
Состояние здоровья (уровень зрения)
Набор знаний
Коллективно Численность
Групповые нормы
Групповые санкции
На рисунке 1 представлена диаграмма классов субъектов управления системой энергосбережения аудитории университета, в которой проводятся лекции, практические занятия с использованием ПК, лабораторные работы, защиты с использованием мультимедийного оборудования, а также осуществляется уборка помещения.
Рис. 1 - Диаграмма классов
При создании рисунка использовалась общепринятая система обозначений (UML стандарт).
На рисунке отображены основные классы субъектов управления системы энергосбережения:
24
Системный администратор - осуществляет мониторинг работы системы и задает базовые параметры, к которым относятся требования к освещенности рабочих мест;
Преподаватель - оперативно регулирует мощность искусственных источников света в случае поступления сообщения от системы;
Студент (студенты) - оперативно регулирует мощность искусственных источников света в случае поступления сообщения от системы и\или требования преподавателя;
Уборщик помещения - оперативно регулирует мощность искусственных источников света в случае появления звукового сигнала.
Рис. 2 - верхний уровень процессной модели функционирования “ИСЭ”
Диаграмма выше отображает структуру управляющих воздействий на ЛПР, участвующих в осуществлении корректирующих действий, необходимых для эффективного функционирования системы энергоменеджмента. Далее на рисунке 2 приведен верхний уровень процессной модели функционирования интеллектуальной системы энергоменеджмента (система обозначений соответствует стандарту IDF0).
Представленная диаграмма не является универсальной, но отображает принцип взаимодействия ЛПР и программно- технического комплекса, через генерирование комплексом сообщений различного содержания и их передачу в рамках процесса «Организация взаимодействия программно-технических средств и персонала».
Информация, которую необходимо донести до субъекта управления для эффективного функционирования системы, подается в виде текстового сообщения или звукового сигнала. Звуковой сигнал является наименее информативным сообщением и предназначен для одной цели - указать на необходимость отключения искусственного источника питания. Данный вид сигнала наиболее прост в понимании и поэтому направлен преимущественно на субъекты управления с наименьшим количеством атрибутов. В представленном примере уборщик помещения имеет наименьшее количество атрибутов, поскольку уборка относится к категории работ 1а и имеет наименьшее количество требований к освещенности рабочей поверхности. Кроме того, понимание звукового сигнала не требует специальных компетенций и знаний и поэтому может использоваться в качестве воздействия на наиболее неквалифицированный персонал.
Рекомендации в виде тестовых сообщений, в свою очередь, могут быть двух видов:
1. Текстовое сообщение с планом действий по выполнению рекомендаций без использования специальных терминов, изложенное на максимально доступном естественном языке, - позволяет оперативно устранить причину отклонения энергопотребления от нормы
25
ЛПР или группе ЛПР, имеющих общие технические знания.
В примере к данному классу субъектов управления относятся студенты технического университета, обладающие набором знаний, позволяющих выполнить рекомендации.
2. Текстовое сообщение с обоснованием эффективности предложенных вариантов устранения отклонения, построенное на использовании специальных технических терминов, - позволяет выявить и устранить причину возникновения отклонений.
В примере к данному классу относится преподаватель - ЛПР, обладающее набором знаний и компетенций, позволяющих ему адекватно воспринять полученную от системы информацию и исправить ошибки в энергопотреблении.
Данные, полученные от измерительных приборов и обработанные системой, необходимы системному администратору для поддержания эффективности работы системы. Предоставляются оператору в виде развернутых отчетов.
Сообщения, генерируемые системой для каждого из классов, формируются с учетом их атрибутов. Наиболее важными являются набор знаний и компетенций, но также важно учитывать состояние здоровья субъектов управления, т.к. без учета этого атрибута возможно снижение его работоспособности.
Заключение
Унифицированная диаграмма классов для систем энергетического менеджмента позволяет установить виды взаимодействия между программно-техническим обеспечением и ЛПР. Где ЛПР - это субъект управления, т.е. часть системы энергетического менеджмента. Поэтому эффективное функционирование данной системы возможно только при наличии обратной связи от объекта (программно-техническое обеспечение) к субъекту управления (ЛПР) в виде названых выше сигналов.
Литература
1. Иванов С.А., Разработка интеллектуальной системы энергоменеджмента на основе объектноориентированного подхода/ С.А.Иванов, Л.А. Вяль, М.А. Горькавый// Объектные системы 2013: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Россия, Ростов-на-Дону 10-12 мая 2013 г., С. 45-50.
2. Болдырев, В.В. Концепция интеллектуального алгоритма автоматизированной системы энергопотребления/ В.В. Болдырев, М.А. Горькавый // Технические и математические науки: актуальные проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 14.11.2013г., С. 19 -24.
3. Буч, Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++ / Г. Буч; пер. с англ. И. Романовского; под ред. Ф. Андреева - М.: Невский Диалект, 2000. -359 с.
УДК 004.4'236
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА ВСТРОЕННОГО ОБЪЕКТНООРИЕНТИРОВАННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО МЕХАНИЗМА КОНСТРУИРОВАНИЯ СТРАНИЦ САЙТА НА ОСНОВЕ МАТРИЧНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОБЪЕКТНОРЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ
Микляев Иван Александрович, к.ф.-м. н., доцент, Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, Россия, Северодвинск, [email protected] Юрецкий Алексей Павлович, студент, Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, Россия, Северодвинск, [email protected]
Введение
26