Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

2124
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЗАЩИТЩЕННОСТЬ / УГРОЗА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КИБЕР-ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Е.О., Кузьмина И.В.

Необходимость обеспечения безопасности человека, общества и государства возникла с появлением каждого, из перечисленных институтов. Названные объекты являются одними из ключевых в системе правовой охраны. Вместе с тем, несмотря на длительность существования и огромную значимость, долгое время отсутствовала правовая терминология, способная обозначить основные категории рассматриваемых правовых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THREATS TO NATIONAL SECURITY: LEGAL ASPECT

The need to ensure the security of man, society and the state arose with the appearance of each of the listed institutions. These objects are among the key ones in the system of legal protection. At the same time, despite the duration of its existence and its enormous significance, for a long time there was no legal terminology capable of identifying the main categories of the legal institutions under consideration.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 342.5

КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Кузьмин Е.О. - главный эксперт МО ЭКЦ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москва, г. Москва, РФ evgen_2115 @mail. ru https: //orcid. org/ 0000-0002-6693-0249

Кузьмина И.В. - к.ю.н., доцент, ведущий специалист учебно-методического управления АНО ВО «Московский гуманитарный университет», г. Москва, РФ

irinaleg@mail.ru https://orcid.org/ 0000-0001-9149-3688

Аннотация: Необходимость обеспечения безопасности человека, общества и государства возникла с появлением каждого, из перечисленных институтов. Названные объекты являются одними из ключевых в системе правовой охраны. Вместе с тем, несмотря на длительность существования и огромную значимость, долгое время отсутствовала правовая терминология, способная обозначить основные категории рассматриваемых правовых институтов.

Ключевые слова: безопасность, классификация, защищенность, угроза, правоохранительные органы, кибер-преступления

CLASSIFICATION OF THREATS TO NATIONAL SECURITY:

LEGAL ASPECT

Kuzmin E.O. - chief expert ID FC DIA SEAD MD MIA RF in Moscow, Moscow, Russian Federation Kuzmina I.V. - PhD (Law), Associate Professor, leading specialist educational and methodical management ANO VO «Moscow University for the Humanities»

irinaleg@mail.ru https://orcid.org/ 0000-0001-9149-3688

Abstract: The need to ensure the security of man, society and the state arose with the appearance of each of the listed institutions. These objects are among the key ones in the system of legal protection. At the same time, despite the duration of its existence and its enormous significance, for a long time there

was no legal terminology capable of identifying the main categories of the legal institutions under consideration.

Keywords: security, classification, security, threat, law enforcement agencies, cyber crimes.

Вопросы обеспечения состояния защищенности занимают умы человечества с момента возникновения.

Согласно словарю Даля - защищать, значит охранять, оберегать, а безопасный - неопасный, не могущий причинить зла или вреда[7].

На протяжении всей своей жизни человек сталкивается со множеством угроз - стихийные бедствия, войны, болезни. Данное обстоятельство диктует необходимость обеспечения его безопасности. Данный вид безопасности является личным.

С того момента, как человек обзаводится семьей, его начинают волновать вопросы обеспечения состояния защищенности его близких. Данную безопасность представляется возможным назвать семейной. Семьи разрастаются и уже занимают не один дом, а определенную территорию. В большинстве случаев, люди заселяют территорию некоторыми группами (деревня, поселок, село, город, страна). Безопасность в данном случае можно обозначить как родовую.

Личности, физически и психически здоровой, как представляется очевидным, может угрожать только внешнее воздействие. Такое воздействие может быть умышленным (нападение другого человека), неосторожным (ударил сам себе молотком по пальцу) или же стихийным (стихийное бедствие: наводнение, ураган и пр.).

В семье и родовых общинах уже возможны не только внешние, но и внутренние угрозы.

По мере разрастания территории заселения, развития сознания, к человеку приходит осознание того обстоятельства, что вся ближайшая заселенная территория, а не только место жительства его и его семьи, может быть подвергнута угрозам различного характера, что нуждается в обеспечении состояния защищенности.

Первоначально вопросы безопасности исследовались только в контексте проблем обеспечения военной безопасности. Вместе с тем, с 1947 года (принятие двадцать шестого июля закона США «О национальной безопасности») данная терминология стала использоваться и применительно к вопросам политики, как внутренней, так и внешней. При этом, рассматривая современное состояние вопроса, важно подчеркнуть, что в настоящий момент национальная безопасность рассматривается далеко за рамками военной сферы - это и экономические, и информационные, и даже социальные аспекты.

Распространение института национальной безопасности и на иные, не только силовые сферы, вызвано активностью политической деятельности,

действиями политологов в том числе. При этом, прорастание обозначенного института во все сферы жизнедеятельности человечества связано с потребностью в защите национальных традиций, интересов, ценностей. Необходимостью сохранения национальной ментальности.

Безопасность, как основа состояния защищенности, является имманентно присущим свойством любой сложной системы.

Дефиниция рассматриваемого института сформулирована в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ[3] (далее - Стратегия). Правовой основной для этого стали федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»[1] и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[2].

Вместе с тем, ни один из перечисленных законодательных актов не раскрывает не только понятие национальной безопасности, но и общего понятия «безопасность». Указанная дефиниция содержится в Стратегии.

Согласно Стратегии, под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Исходя из нахождения источника воздействия, можно выделить угрозы национальной безопасности как внутренне, так и внешнее.

Безопасность на национальном уровне обеспечивает частные и публичные интересы. Первые - интересы непосредственного каждого субъекта (гражданина, организации): право на социальное обеспечение, наследование, жилище, свободу экономической деятельности и пр.. Вторые - государственные - суверенитет, независимость, целостность территории и пр.

Существуют следующие уровни осуществления национальной безопасности:

- федеральный;

- региональный (субъекта федерации);

- местный[2].

Небесспорным, но допустимым представляется возможным дополнить указанный перечень и индивидуальным (персональным, личным) уровнем - реализуемым непосредственно физическим лицом в пределах своих прав и обязанностей.

Разграничение национальной безопасности на указанные уровни представляется необходимым с целью создания соответствующей нормативной базы, учитывающей особенности и возможности каждого уровня исходя из его правового статуса, компетенции и полномочий.

Данное обстоятельство вызвано отсутствием в законодательстве понятия «регион»[4]. Что также требует скорейщего устранения. По сложившейся практике, как в научной литературе, так и в нормативных правовых актах, а, зачастую и в материалах правоприменительной практики, под регионом понимается территория субъекта федерации.

Представляется возможным сформулировать следующее понятие национальной безопасности, содержащееся в Стратегии, следующим образом - под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечиваемое на федеральном уровне, уровне субъектов Российской

Федерации и уровне муниципальных образований.

Приоритетными направлениями обеспечения безопасности на национальном уровне являются: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Как уже было отмечено выше, национальная безопасность может быть разделена, по степени воздействия, на внутреннюю, внешнюю и, с учетом современных реалий, на новый вид - кибер (информационную).

В данной связи особого изучения требует изучение такого способа совершения преступлений, как информационный. Необходимо подчеркнуть, что вопросы кибер-безопасности представляются крайне актуальными, в особенности в период активного использования дистанционных способов взаимодействия.

При этом, специалисты выделяют следующие тенденции угроз в рассматриваемой сфере:

- увеличение числа воздействий, следствием которых выступает несение значительных потерь;

- «усложнение» механизма воздействия;

- расширение круга объектов воздействия;

- учащение случая воздействия на органы государственной власти;

- зачастую наличие санкционирования со стороны государства в отношении воздействия на другие страны[5].

В 2013 году была размещена информация о новом направлении в области кибер-атак - хищении информации, составляющей государственную тайну (сеть «Красный Октябрь (Red October)» [7].

Также несколько лет назад публично было высказаны подозрения органами государственной власти Китая и США о создании оборудования с недокументированными возможностями, посредством которых из одного государства были атакованы сети другой страны. В данном контексте подозрения пали на товары, производимые компаниями Huawei и ZTE (со стороны Китая) и Cisco (США)[5].

В механизме обеспечения правопорядка основные функции возложены на правоохранительные структуры[6].

Представляется возможным провести следующую классификацию угроз национальной безопасности:

По форме воздействия:

- внутренние (возникают внутри государства);

- внешние (возникают посредством внешнего воздействия).

По способу воздействия:

- открытые - преступные действия очевидно приводят к угрозе национальной безопасности;

- скрытые - преступные действия тщательно скрываются;

- электронные (кибер) - преступные действия совершаются посредством использования электронных ресурсов.

По субъекту совершения:

- публичные - совершаются государствами, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

- частные - совершаются физическими и / или юридическими лицами, не являющимися публичными.

По субъекту воздействия:

- государство;

- человек;

- общество.

По объекту воздействия:

- основы конституционного строя, суверенитет, территория;

- жизнь, здоровье, имущественные/неимущественные блага человека и гражданина;

- медицина, образование, искусство, экология.

Угрозы кибербезопасности могут быть осуществлены посредствам внутреннего воздействия (внутри самого государства), так и внешнего (со стороны воздействия за пределами территории государства). При этом, как внешние, так и внутренние угрозы могут быть и явными (открытыми) и скрытыми.

Внешние угрозы, в большинстве случаев, исходят от зарубежных государств и правительственных организаций. Возможными примерами явных внешних угроз могут быть открытые кибер-атаки на информационные ресурсы государственных органов, объектов здравоохранения, образования, культуры, ко скрытым можно отнести непризнанные, либо явно не

очевидные действия, приведшие к сбою работы информационных ресурсов (например, вирусные программы, открытие якобы случайных файлов, которое приводит к сбою работы информационных ресурсов, утрате данных).

Принимая во внимание, что деятельность правоохранительных органов осуществляется по принципу предупреждение-пресечение-раскрытие преступлений, представляется, что, исходя из характера преступлений, посягающих на национальную безопасность посредством кибер-атак, предупреждение преступлений в данной сфере возможно двумя основными способами - установлением мер защиты, а также выявлением сообщений о готовящихся преступлениях. При этом, как представляется, исходя из компетенции и функций органов внутренних дел, Служб безопасности и внешней разведки, полномочия по выявлению готовящихся преступлений относятся именно к компетенции Служб безопасности и внешней разведки. Вопрос пресечения и раскрытия таковых преступлений видится возможным отнести к совместной компетенции, что, в свою очередь требует разработки четкого регламента взаимодействия данных структур.

Внутренние угрозы вызваны деятельностью внутри страны. Как представляется, они также могут быть явными и скрытыми. При этом, вопросы предупреждения, пресечения и раскрытия данных преступлений видится возможным отнести к полной компетенции органов внутренних дел.

Одновременно с этим, необходимо также и затронуть вопросы обеспечения национальной безопасности и в общем понимании внешней и внутренней. Преступления, посягающие на внутреннюю и внешнюю национальную безопасность также можно разделить на явные и скрытые. Примером явного внешнего посягательства могут выступать открытые военные действия, призывы к смене политического строя и / или руководства другого государства. Основными государственными органами, призванными обеспечивать безопасность в данном случае будут выступать Министерство обороны (от явной военной (силовой) угрозы) и Министерство иностранных дел на дипломатическом уровне защищая суверенитет и государственную целостность от попыток воздействия.

Весьма сложным представляется вопрос обеспечения национальной безопасности от скрытых внешних угроз. Возможны ситуации, когда внешнее воздействие носит не явный характер, а тайный, неочевидный, ввиду чего представляет наибольшую опасность. Такой вид угроз представляется одним из самых опасных, прежде всего, в виду того обстоятельства, что, в отличие от внутреннего воздействия, субъектом, осуществляющим воздействие, выступает целое государство, имеющие значительно большие ресурсы. Объектом воздействия могут выступать совершенно разрозненные цели - как овеществленные предметы материального мира (например, здание, стратегический объект), так и

отдельное направление деятельности государства - образование, наука, производство, культура, здравоохранение. Предупреждение таких преступлений, носящих международный характер, практически нереально и явно относится к компетенции Служб безопасности и внешней разведки. Пресечение и расследование не менее затруднительны...

Внутренние угрозы национальной безопасности также могут быть явными и скрытыми. Явные представлены очевидными преступлениями -призывами смены конституци онного строя, преступлениями в отношении конкретной личности. Вот эту категорию преступлений представляется весьма возможным минимизировать. Как было отмечено ранее, полное искоренение преступности в обозримом будущем представляется недостижимым, однако совершение очевидных преступление видится возможным сократить посредством мер убеждения и мотивации. В большинстве случаев, при условии обеспечения определенного уровня жизни, население не задумывается о политических преобразованиях своей страны. Кроме того, как свидетельствует и анализ развития зарубежных стран - уровень преступлений снижается в стране с высоким уровнем жизни. Вместе с тем, и ужесточение ответственности за совершаемые преступления и неотвратимость ее наступления также благотворно сказываются на данной сфере.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014, № 26 (часть I), ст. 3378.

3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2021, № 27 (ч. II). Ст. 5351.

4. Алханов Р.Ш. Правовые и организационные основы функционирования МВД по Чеченской Республике в системе обеспечения безопасности Северо-Кавказского региона: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. C. 38.

5. Безкоровайный М.М., Татузов А.Л. Кибербезопасность - подходы к определению понятия // Вопросы кибербезопасности 2014. № 1 (2). C.23-24.

6. Безруков А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 8. C. 30-34.

7. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. URL: https://www.slovardalja.net (дата обращения 1.06.2022).

8. Технология разоблачения Red October. Блог компании «Лаборатория Касперского». URL: http://habrahabr.ru/company/kaspersky/blog/169839/ (дата обращения 1.06.2022).

References

1. Federal'nyi zakon ot 28 dekabrya 2010 g. №2 390-FZ «O bezopasnosti», Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. N 1. St. 2.

2. Federal'nyi zakon ot 28 iyunya 2014 g. N 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii», Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014, № 26 (chast' I), st. 3378.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400 «O Strategii natsion-al'noi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii», Sobranie zakonodatel'stva RF, 2021, № 27 (ch. II). St. 5351.

4. Alkhanov R.Sh. Pravovye i organizatsionnye osnovy funktsion-irovaniya MVD po Chechenskoi Respublike v sisteme obespecheniya bezopasnosti Severo-Kavkazskogo regiona: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. S. 38.

5. Bezkorovainyi M.M., Tatuzov A.L. Kiberbezopasnost' - podkhody k opredeleniyu ponyatiya, Voprosy kiberbezopasnosti 2014. № 1 (2). S. 23-24.

6. Bezrukov A.V. Konstitutsionno-pravovye osnovy obespecheniya pravoporyadka organami vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, Administrativnoe pravo i protsess. 2017. № 8. S. 30-34.

7. Dal' V. Tolkovyi slovar' zhivogo russkogo yazyka. URL: https: www.slovardalja.net (date of application 1.06.2022).

8. Tekhnologiya razoblacheniya Red October. Blog kompanii «Labora-toriya Kasperskogo». URL: http: habrahabr.ru/company/kaspersky/blog/169839/ (date of application 1.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.