Научная статья на тему 'Классификация тестов, норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов как предпосылка научного обоснования компонентов обеспечения для них доступности Центров тестирования ВФСК ГТО'

Классификация тестов, норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов как предпосылка научного обоснования компонентов обеспечения для них доступности Центров тестирования ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2862
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ТЕСТЫ / НОРМЫ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ИНВАЛИДОВ / ДОСТУПНОСТЬ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ (ЦТ) ВФСК ГТО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евсеев Сергей Петрович, Евсеева Ольга Эдуардовна, Аксенов Андрей Владимирович

В качестве предпосылки для обоснования необходимых компонентов и условий, обеспечивающих доступность для инвалидов Центров тестирования ВФСК ГТО, рассматривается классификация контрольных упражнений (тестов), норм и способов их измерения, способов оценки уровня физической подготовленности инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евсеев Сергей Петрович, Евсеева Ольга Эдуардовна, Аксенов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of tests, standards and methods of estimation of physical preparedness of the disabled as prerequisites of scientific substantiation of components of provision for their availability of centers of testing of All-Russian Sports Complex Ready for labor and Defense

As a prerequisite for justifying the necessary components and conditions ensuring accessibility for the disabled to the VFSK GTO Testing Centers, the classification of control exercises (tests), norms and methods for their measurement, and methods for assessing the level of physical preparedness of the disabled are considered.

Текст научной работы на тему «Классификация тестов, норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов как предпосылка научного обоснования компонентов обеспечения для них доступности Центров тестирования ВФСК ГТО»

2. Бурдуковская, Е.А. Социокультурные факторы личностного становления в вузе / Е.А. Бурдуковская // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С.112-115.

3. Васильева, В.Д. Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста / В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева // Высшее образование в России. -2011. - № 6. - С. 113-117.

4. Крылова, Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. - М. : "Иннова-тор", вып.4. 1996. - С. 132-152.

5. Шарухин, А.П. Введение в общую педагогику / А.П. Шарухин, Э.Х. Карсанов. - СПб. : СПВИ ВНГ РФ, 2017. - 300 с.

REFERENCES

6. Boritko N.M. (2017), "The ontological understanding of modern education", Internet-journal "Eydos", available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. (accessed: 16.06.2017)

7. Burdukovskaya Ye.A. (2013), "Sociocultural factors of personal formation in higher education institution", Theory and practice of social development, No. 4, pp. 112-115.

8. Vasilyeva, V.D. and Petruneva, R.M. (2011), "The sociocultural environment of higher education institution - a condition of formation of professional culture of the expert", Higher education in Russia, No. 6, pp. 113-117.

9. Krylova N.B. (1996), "Introduction to the range of cultural education issues", New values of education: cultural and multicultural environment of schools, Innovator, Moscow, Issue.4, pp.132-152.

10. Sharukhin, A.P. and Karsanov, E.Kh. (2017), Introduction to General pedagogy, publishing SPVI VNG RF, St. Petersburg

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.07.2017

УДК 796.01

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ, НОРМ И СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИНВАЛИДОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ НИХ ДОСТУПНОСТИ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ВФСК ГТО

Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой, Ольга Эдуардовна Евсеева, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института АФК Андрей Владимирович Аксенов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В качестве предпосылки для обоснования необходимых компонентов и условий, обеспечивающих доступность для инвалидов Центров тестирования ВФСК ГТО, рассматривается классификация контрольных упражнений (тестов), норм и способов их измерения, способов оценки уровня физической подготовленности инвалидов.

Ключевые слова: классификация, тесты, нормы и способы оценки, физическая подготовленность инвалидов, доступность Центров тестирования (ЦТ) ВФСК ГТО.

CLASSIFICATION OF TESTS, STANDARDS AND METHODS OF ESTIMATION OF

PHYSICAL PREPAREDNESS OF THE DISABLED AS PREREQUISITES OF SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF COMPONENTS OF PROVISION FOR THEIR

AVAILABILITY OF CENTERS OF TESTING OF ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX READY FOR LABOR AND DEFENSE Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, department chairman, Olga Eduardovna Evseeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Director of Institute of adaptive physical education, Andrey Vladimirovich Aksenov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chairman,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

As a prerequisite for justifying the necessary components and conditions ensuring accessibility for the disabled to the VFSK GTO Testing Centers, the classification of control exercises (tests), norms and methods for their measurement, and methods for assessing the level of physical preparedness of the disabled are considered.

Keywords: classification, tests, norms and methods of assessment, physical preparedness of disabled people, availability of Testing Centers (CTs) of the All-Russian sports complex Ready for labor and defense.

Доступность для инвалидов Центров тестирования при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» необходимо рассматривать в двух направлениях: во-первых, как доступность для инвалидов всей инфраструктуры любого спортивного объекта (пандусы, места общего пользования, спортивные снаряды и приспособления для тестирования здоровых лиц - перекладин, мест для прыжков и т.п.); во-вторых, как доступность для инвалидов тестов, норм и способов оценки их физической подготовленности, не используемых со здоровыми лицами, и разработанных специально для данной категории граждан.

В данной статье рассматриваются компоненты, условия, факторы, относящиеся ко второму направлению обеспечения доступности для инвалидов ЦТ ВФСК ГТО.

В соответствии с обоснованными ранее принципами по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) «Готов к труду и обороне» (ГТО) (С.П. Евсеев, В.А. Таймазов, О.Э. Евсеева, 2016), стратегией тестирования (М.В. Томилова, С.П. Евсеев, В.Н. Малиц, О.Э. Евсеева,2016), все контрольные упражнения (тесты) разделены на шесть групп, исходя из классификационного признака - возможность оценки того или иного физического качества, включенного во ВФСК ГТО для здоровых граждан. Таким образом, все контрольные упражнения (тесты), используемые во ВФСК ГТО для инвалидов, разделяются на следующие шесть групп (классов):

1) для оценки скоростных возможностей;

2) для оценки выносливости;

3) для оценки силы;

4) для оценки гибкости;

5) для оценки скоростно-силовых возможностей;

6) для оценки координационных способностей.

Вторым классификационным признаком, в соответствии с которым разделяются контрольные упражнения (тесты) для инвалидов, является способ измерение достижений человека, выполняющего тест. В соответствии с этим основанием деления тесты для инвалидов разделяются на четыре группы (класса):

- изменяется время выполнения задания (например, бег на заданную дистанцию, смешанное передвижение или скандинавская ходьба на заданное расстояние и т.п.);

- измеряется расстояние, которое необходимо преодолеть испытуемому без учета времени (например, преодолеть заданную дистанцию в плавании, преодолеть заданную дистанцию с помощью скандинавской ходьбы, выполнить наклон на определенный уровень и т.п.);

- измеряется величина силы (например, при использовании кистевого динамометра);

- измеряется количество повторений заданного упражнения (теста) как с ограничением, так и без ограничения времени его выполнения (например, количество подтягиваний из виса на высокой перекладине, количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа на полу и т.п.).

Примечательно, что при тестировании здоровых лиц величина силы используется только для дифференциации силы тяжести спортивного снаряда - при метаниях, при использовании гири для рывка.

Третьим классификационным признаком, позволяющим разделить контрольные упражнения (тесты) для инвалидов на две группы (класса), является использование для выполнения упражнений тех или иных технических средств (первая группа) или их отсутствие (вторая группа).

Вторую группу тестов используют инвалиды с сохранными телесными характеристиками - слепые, глухие, лица с интеллектуальными нарушениями, а также инвалиды с ПОДА при выполнении плавательных упражнений, где технические средства запрещены.

Первая группа контрольных упражнений (тестов) используется лицами с поражением опорно-двигательного аппарата и лицами со сложными нарушениями развития (со сложными дефектами).

В свою очередь первая группа тестов, в зависимости от назначения технических средств, их роли в выполнении задания, так же подразделяется на три подгруппы:

- технические средства, дополняющие недостающие части конечностей и позволяющие выполнить те же упражнения, которые выполняют здоровые лица - ходьбу, бег, прыжки, бег на лыжах и т.п. (это специальные спортивные протезы нижних и (или) верхних конечностей);

- технические средства, обеспечивающие инвалиду возможность перемещения своего тела или спортивного снаряда в пространстве за счет использования новых двигательных действий, не применяемых во ВФСК ГТО здоровыми лицами, но позволяющих производить оценку того или иного его физического качества (спортивные коляски, санки для лыжных гонок, специальные устройства для фиксации человека с ПОДА при выполнении им метаний спортивного снаряда и т.п.);

- технические средства, позволяющие оценивать уровень развития тех или иных физических качеств инвалида, но без существенного его перемещения или перемещения спортивного снаряда в пространстве (велоэргометры, тредбаны, гребные тренажеры «концепт», тензоплатформы и т.п.).

Технические средства второй и третьей подгрупп в настоящее время очень редко применяются во ВФСК ГТО инвалидов по причине их недоступности, их отсутствия в Центрах тестирования ВФСК ГТО. Оснащением ими Центров тестирования требует значительных финансовых затрат, целесообразность которых еще предстоит определить и, в случае необходимости, рассчитать.

Важным классификационным признаком разделения норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов на две крупные группы является использование абсолютных (первая группа) или относительных (вторая группа) показателей оценки эффективности действий тестируемого.

Абсолютные показатели, характеризующие три уровня трудности тестов, соответствующие золотому, серебренному и бронзовому знаку отличия, выражаемые в единицах измерения времени или пространства, а также в количестве повторений контрольных

упражнений как с заданным (фиксированным) времени их исполнения, так без временных ограничений, представлены во ВФСК ГТО для здоровых лиц.

Исторически данные абсолютные показатели контрольных упражнений (тестов) отображали требования трудовой и, особенно, военной деятельности - бег на время на заданную дистанцию, метание гранаты (сегодня спортивного снаряда) на точность и дальность, стрельба, туристический поход и др.

В настоящее время и трудовая, и военная деятельность существенно изменились и по сути лишь идеологически находят свое отображение во ВФСК ГТО.

Проведенные масштабные исследования по оценки актуального уровня физической подготовленности населения нашей страны различных возрастных групп привело к выводу о целесообразности снижения применявшихся ранее требований к уровню физической подготовленности граждан всех возрастных групп (А.А. Уваров, 2014).

Представление абсолютных показателей тестов, позволяющих претендовать на золотой, серебренный или бронзовый знак отличия - является, безусловно, хорошим стимулом, мотиватором физического совершенствования граждан.

Использование абсолютных показателей нормативов вполне уместно и у инвалидов. Однако это касается только тех инвалидов, которые имеют сохранные телесные характеристики (сохранные структуру и функции опорно-двигательного аппарата). Речь идет о лицах с поражением сенсорных систем (зрения, слуха) и интеллекта. Нормативы, соответствующие золотому, серебренному, бронзовому знаку отличия и представленные в единицах измерения времени (секунды, минуты, часы), пространства (сантиметры, метры, километры), выраженные количеством повторений упражнений, выполняемых за фиксированный промежуток времени и без временных ограничений, с использованием спортивного снаряда определенного веса или только веса собственного тела - демонстрируют реальный уровень физической подготовленности инвалида определенной нозологической группы и дают представление о возможностях лиц с таким же заболеванием в определенный возрастной период. Это позволяет сформировать мотивацию своего физического совершенствования без скидок на статус инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нормативы учитывают особенности именно той группы инвалидов, к которой относится конкретный индивид. Становится очевидной и справедливой установка - «Хочешь быть значкистом ВФСК ГТО - трудись».

Однако значительно более сложным является вопрос об использовании абсолютных показателей нормативов (тестов) для оценки уровня физической подготовленности инвалидов с ПОДА и со сложными нарушениями развития (со сложными дефектами).

К сожалению, использование таких показателей может привести к негативным реакциям инвалидов, поскольку может продемонстрировать очевидную бесперспективность достижения конкретных абсолютных показателей не из-за недостаточной активности и трудолюбия инвалидов, а из-за сложности дефекта, не поддающегося коррекции в процессе тренировки (например, ампутации или врожденные недоразвития конечностей, травмы позвоночника и повреждения спинного мозга, нарушения центральных механизмов управления двигательными действиями и др.).

Неоднократные попытки разработать абсолютные показатели нормативов для ВФСК ГТО для инвалидов с ПОДА всегда наталкивались на следующие, непреодолимые, по крайней мере, в ближайшие 10-15 лет, трудности. Рассмотрим их.

Во-первых, практически полное отсутствие информации об уровне физической подготовленности (уровне развития основных шести физических качеств) инвалидов с ПОДА, не занимающихся адаптивным спортом. Вся имеющаяся информация о данной категории инвалидов касается их спортивных достижений в рамках Паралимпийского движения (протоколы международных и национальных соревнований; Единая всероссийская спортивная классификация - ЕВСК; Федеральный стандарт спортивной подготовки - ФССП - по виду спорта - спорт лиц с ПОДА и др.).

Во-вторых, особенности классификации спортсменов в Паралимпийском движении, где каждый спортсмен отнесен к конкретному спортивно функциональному классу по каждой спортивной дисциплине спорта лиц с ПОДА. Например, только в легкой атлетике лица с ПОДА распределяются на 16 классов для беговых дистанций, на 22 класса для прыжковых дисциплин и метаний. При этом остается большое количество инвалидов, которые в силу специфики своих поражений не могут участвовать в соревнованиях по паралимпийской легкой атлетике, поскольку не попадают ни в один из выделенных классов.

Следует иметь в виду, что спортсмен, пройдя процедуру спортивно-функциональной классификации, например, по беговой дисциплине легкой атлетики, для выполнения нормативов по лыжной подготовке должен пройти новую процедуру спортивно-функциональной классификации и получить новый класс, по плаванию - пройти еще одну процедуру спортивно-функциональной классификации (для каждого способа плавания - свою) и получить еще один новый класс или несколько классов, если планирует использовать разные способы плавания (вольный стиль, на спине, брасс, баттерфляй) и так далее.

В-третьих, особенность ВФСК ГТО, представляющего собой многоборье, включающее в себя различные виды спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, стрельба и др.)

Данная особенность ВФСК ГТО при использовании подхода, применяемого в Па-ралимпийских видах спорта, требует осуществления процедуры спортивно-функциональной классификации для одного человека, желающего выполнять нормативы комплекса ГТО, для каждого испытания, представляющего конкретный вид спорта.

Не случайно в программе Паралимпийских игр, в Единой всероссийской спортивной классификации, в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта -спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата - нет ни одной спортивной дисциплины, представляющей собой многоборье. Даже в виде спорта легкая атлетика для лиц с ПОДА нет дисциплины, представляющей собой многоборье. А ВФСК ГТО является многоборьем.

В-четвертых, использование опыта проведения соревнований по паралимпийским видам спорта, нормативов, апробированных в спорте лиц с ПОДА, требует оснащения Центров тестирования ВФСК ГТО соответствующей спортивной техникой, спортивными снарядами для инвалидов, которые в очень ограниченном количестве производятся в нашей стране, а для спортсменов сборной команды страны, как правило, приобретаются за рубежом.

Таковы объективные трудности использования абсолютных показателей нормативов ВФСК ГТО для лиц с ПОДА и со сложными нарушениями развития.

Более того, применение в настоящее время абсолютных показателей для оценки уровня физической подготовленности таких инвалидов при выполнении ими нормативов ВФСК ГТО непременно приведет для многих из них к несправедливым нормативам, а также к незаслуженному отстранению их от возможности испытать себя, посоревноваться с собой. А это есть не что иное, как нарушение их прав, необеспечение для них равных возможностей в данном виде деятельности, доступной другим инвалидам.

Такой вывод, безусловно, справедлив для сегодняшней ситуации, однако он не отрицает возможности накопления соответствующих эмпирических данных и разработки абсолютных показателей нормативов для выполнения тестов ВФСК ГТО для данной категории инвалидов в будущем.

Продолжая данную мысль, будет уместным отметить, что в этом году Институт адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург приступил к разработке новой научной темы - исследование эволюции двигательной функции человека с инвалидностью в процессе занятий адаптивной физической культурой и выполне-

ния нормативов ГТО для инвалидов, в том числе и с ПОДА. В этой связи вернемся к способам оценки физической подготовленности инвалидов второй группы, где используются относительные показатели, показатели, оценивающие индивидуальную динамику развития каждого из шести физических качеств, рассматриваемых во ВФСК ГТО как для здоровых граждан, так и лиц с инвалидностью, но по нормативам, доступным для каждого конкретного инвалида, независимо от тяжести поражения.

Относительные показатели физической подготовленности инвалидов с ПОДА, со сложными нарушениями развития (со сложными дефектами) в зависимости от способов оценки их физической подготовленности разделяются на две подгруппы:

- показатели, характеризующие изменение (улучшение или ухудшение) результатов тестирования конкретного физического качества, без определения количественной меры (величины) этого изменения;

- показатели, характеризующие изменение (улучшение или ухудшение) результатов тестирования конкретного физического качества, достигающие заданной величины, выраженной, например, в процентах или долях.

В перспективе вторая подгруппа относительных показателей индивидуальной динамики развития того или иного физического качества может использоваться для сопоставления с аналогичными показателями здоровых лиц в тот или иной возрастной период.

Это становится возможным только в случае наличия данных о возрастной динамике развития конкретного физического качества лиц с ПОДА, особенно по таким видам дефектов как травмы позвоночника и поражения спинного мозга, нарушение центральных механизмов управления двигательной деятельности и др. Однако сегодня таких данных нет.

Таким образом, в настоящее время единственными приемлемыми относительными показателями являются показатели первой подгруппы, характеризующие положительную динамику развития конкретного физического качества в период, когда оно развивается (ориентировочно I-VI ступени ВФСК ГТО), и стабилизацию и плавное снижение индивидуальных результатов в период, когда уровень развития этого качества сохраняется и уменьшается (ориентировочно VII-XI ступени ВФСК ГТО). Причем данные относительные показатели индивидуальной динамики развития физических качеств человека с инвалидностью в связи с поражением структуры и функций опорно-двигательного аппарата можно вводить в качестве государственных требований к уровню их развития уже сегодня. Более того это делать целесообразно, поскольку с момента введения этих требований начинается этап планомерного накопления эмпирических данных об уровне физической подготовленности инвалидов с ПОДА любой тяжести, что, по существу, знаменует собой начало серии новых фундаментальных исследований по уже упомянутой проблеме - эволюция двигательной функции человека с инвалидностью.

В качестве уровня трудности выполнения нормативов на золотой, серебренный, и бронзовый знаки отличия предлагается следующий подход, который, по существу, формирует государственные требования к уровню физической подготовленности инвалидов данной нозологии.

На этапе развития основных физических качеств человека - ориентировочно с I по VI ступени включительно уровень трудности нормативов на золотой знак отличия будет соответствовать демонстрации инвалидом положительной динамики развития пяти физических качеств из шести, на серебреный знак - четырех из шести и на бронзовый -трех из шести физических качеств и, соответственно, четырех, трех и двух при измерении пяти физических качеств.

На этапе сохранения и уменьшения уровня развития основных физических качеств ориентировочно с VII по XI ступени уровень трудности нормативов на золотой знак отличия будет соответствовать: при тестировании пяти качеств - сохранения уровня развития (отсутствие отрицательной динамики) у четырех из пяти качеств, при тестировании

четырех качеств - у трех из четырех; соответственно на серебреный знак: сохранения уровня развития у трех из пяти, и у двух из четырех, на бронзовый знак: у двух из пяти и у одного из четырех (таблица 1).

Таблица 1 - Количество испытаний (тестов) с положительной динамикой регистрируемых показателей для получения знака отличия (I -VI ступени) и со стабилизацией регистрируем^_

Необходимое количество испытаний (тестов) на различных ступенях ВФСК ГТО

Наименование знака 6 5 4

отличия Количество испытаний (тестов) с положительной динамикой или со стабилизацией

регистрируемых показателей

Золотой 5 4 3

Серебряный 4 3 2

Бронзовый 3 2 1

Для получения данных о динамике развития физических качеств после первого тестирования (на любой ступени) необходимо повторное тестирование с интервалом не менее шести месяцев после первого испытания.

При наличии того или иного знака отличия результаты тестирования при достижении очередной ступени (возрастной группы) сравниваются с результатами собственного последнего тестирования при условии сохранения теста (контрольного упражнения).

Рассмотрим проблему оценки индивидуальной динамики измеряемых показателей в связи с выделенными ранее способами измерения достижений человека, выполняющего тест.

1.Измеряется время выполнения задания.

В этом случае, при сохранении самого двигательного действия (например, бег, бег в одной и той же коляске, бег с использованием того же протеза, бег на лыжах, плавание и т.п.), но с изменением дистанции (например, 10, 15, 30, 60, 100 м при выполнении испытания (теста) для оценки скоростных возможностей; 100, 200, 400, 800 м, 1 и 2 км -выносливости). Для оценки индивидуальной динамики можно использовать величину средней скорости пробегания дистанции (С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Е.Б. Ладыгина, Н.Н. Аксенова, 2016; С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова, А.В. Шевцов, А.В. Аксенов, 2016).

При изменении двигательного действия при тестировании на следующий ступени, например, вместо бега для оценки выносливости исполнять бег на лыжах, то в этом случае обязательно должно быть проведено два тестирования: исходное и последующее с интервалом между ними не менее шести месяцев.

2.Измеряется расстояние.

При измерении индивидуального достижения преодолеваемым расстоянием сохраняется тот же подход - должно использоваться одно и то же двигательное действие, например, бег, скандинавская ходьба, перемещение, бег на лыжах и т.п. А если при переходе со ступени на ступень изменяется двигательное действие - должно быть проведено два тестирования.

При измерении индивидуального достижения преодолеваемым расстоянием следует строго выполнять следующее правило. Преодоленное расстояние засчитывается только в том случае, когда ходьба, бег, смешанное передвижение, бег на лыжах и т.п. выполняются без остановок перемещения на отдых. В случае такой остановки процесс измерения расстояния завершается - фиксируется то расстояние, которое достиг тестируемый до остановки.

3.Измеряется величина силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью кистевого динамометра измеряется сила кисти левой и правой руки (регистрируется лучшая из трех попыток, выполненная тестируемым каждой рукой), которые затем суммируются. Оценка индивидуальной динамики данного показателя осуществляется по сумме показателей левой и правой рук.

4.Измеряется количество повторений заданного упражнения (теста).

В этом способе оценки индивидуальных достижений лиц с ПОДА и со сложными нарушениями развития очень важным требованием к тестируемому является правильность техники выполнения задания - подтягивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, приседания, поднимание туловища из положения лежа на спине, жим штанги, бросок теннисного мяча в цель, «дартс», «кольцеброс» и т.п.

При оценке уровня развития некоторых физических качеств с использованием количества повторений заданного упражнения необходимо учитывать следующие рекомендации.

При оценке силы с помощью жима штанги при выполнении упражнений более десяти раз целесообразно увеличить вес штанги.

При повторении 100% попадания в заданную цель при оценке координационных способностей на двух возрастных группах, целесообразно увеличить расстояние между тестируемым и «мишенью».

В обоих этих случаях будет необходимо провести повторные тестирования не менее чем через шесть месяцев после первых испытаний.

При этом в качестве девиза работы по подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО для инвалидов с ПОДА, со сложными нарушениями развития (со сложными дефектами) может быть один из следующих: «Соревнуйся с собой!», «Победи себя!», «Стань лучше!».

В заключение классификации норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов с ПОДА, со сложными нарушениями развития (со сложными дефектами), отметим, что в перспективе по мере накопления эмпирических данных возможно рассматривать целесообразность перехода на абсолютные показатели оценки уровня физической подготовленности инвалидов данных нозологических групп.

В завершении статьи выделим в качестве главной проблемы обеспечение доступности Центров тестирования ВФСК ГТО для инвалидов проблему принятия относительных показателей оценки уровня физической подготовленности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, с другими сложными нарушениями развития (со сложными дефектами), поскольку в этом случае оснащение Центров специальными техническими средствами становится менее актуальным и может быть проведено в отдаленной перспективе.

ВЫВОДЫ

1. В ближайшей перспективе (0,5-1 год) Центры тестирования ВФСК ГТО при их использовании должны быть дополнительно оснащены следующим спортивным оборудованием и инвентарем:

- перекладина с регулируемой высотой (1 шт.);

- гимнастическая стенка (1 шт.);

- штанга (1 комплект);

- ручной динамометр (2шт.);

- медицинбол - 1 кг (5 шт.);

- гимнастическая палка (веревка) - 1,5м - с сантиметровой разметкой (2 шт.);

- тонкий шнур - 1,5 м - с сантиметровой разметкой для измерения прыжка в высоту с места;

- комплект для игры «Дартс» (2 комплекта);

- футбольный мяч (5 шт.);

- веревка - 1 м - для связи незрячего спортсмена с сопровождающим (лидером);

- палки для скандинавской ходьбы (10 комплектов);

- озвученные мишени (2 шт.);

- веревка с сантиметровой лентой и грузом 50 грамм («отвес»);

- «кольцеброс» (2 комплекта);

- черный скотч - для разметки на стене квадрата 1,5м х 1,5м

- комплект для игры «Бочча».

2. В отдаленной перспективе (2-5 лет) Центры тестирования ВФСК ГТО при их использовании инвалидами должны быть дополнительно оснащены следующим спортивным оборудованием и инвентарем:

- кресло-коляска для бега (4 шт.);

- санки для лыжного спорта (4 шт.);

- кресло для метаний лиц с ПОДА (1 комплект);

- ходунки (4 шт.);

- велоэргометр (1 шт.);

- тредбан со страховочным поясом;

- гребной тренажер «концепт»;

- тензоплатформа.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного контракта от 14 апреля 2017 года № 105, заключенного между НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург и Министерством спорта Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, С.П. Основные принципы по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С.П. Евсеев, В.А. Тайма-зов, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65). - С. 6-8.

2. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Е.Б. Ладыгина, Н.Н. Аксенова // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65). - С. 28-30.

3. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова, А.В. Шевцов, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. -2016. - № 1 (65). - С. 25-27.

4. Определение и оценка силы и гибкости инвалидов / О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Н.В. Никифорова, В.И. Ивлев // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65). - С. 28-30.

5. К вопросу о выборе стратегии тестирования уровня физической подготовленности инвалидов при выполнении ими нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / М.В. Томилова, С.П. Евсеев, В.Н. Малиц, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65). - С. 2-5.

6. Уваров, В. А. Научные и организационно-методические основы экспериментального внедрения комплекса ГТО / В.А. Уваров // Сборник докладов Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава», Чебоксары, 9-11 октября 2014 г. - М. : ООО «СпортАкадемРе-клама», 2014. - С. 111-118.

REFERENCES

1. Evseev, S.P., Taymazov, V.A. and Evseeva, O.E. (2016), "Basic principles for establishment of the state requirements to the level of physical fitness of disabled people at implementation of standards of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)", Adaptive physical culture, No. 1 (65), pp. 6-8.

2. Evseev, S.P., Evseeva, O.E., Chernaya, A.I., Ladygina, E.B. and Aksenova, N.N. (2016), "Definition and assessment of high-speed opportunities of disabled people", Adaptive physical culture, No. 1 (65), pp. 28-30.

3. Evseev, S.P., Evseeva, O.E., Vishnyakova, Yu.Yu., Shevtsov, A.V. and Aksenov, A.V. (2016), "Definition and assessment of endurance of disabled people", Adaptive physical culture, No. 1 (65), pp. 25-27.

4. Evseeva, O.E., Chernaya, A.I., Nikiforova, N.V. and Ivlev, V.I. (2016), "Definition and assessment of force and flexibility of disabled people", Adaptive physical culture, No. 1 (65), pp. 28-30.

5. Tomilova, M.V., Evseev, S.P., Malits, V.N. and Evseeva, O.E. (2016), "To the question of choice of strategy of testing of level of physical fitness of disabled people at implementation of standards of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)", Adaptive physical culture, No. 1 (65), pp. 2-5.

6. Uvarov, V.A. (2014), "Scientific and organizational and methodical bases of experimental introduction of the GTO complex", the Collection of reports of the International sports forum "Russia - the Sports Power", Cheboksary, on October 9-11, 2014, LLC Sportakademreklama, Moscow, pp. 111-118.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.07.2017

УДК 796.01

ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Ольга Эдуардовна Евсеева, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института АФК,

Андрей Александрович Грачиков, доктор педагогических наук, доцент, Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент

РАО, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрен опыт работы по индивидуальной программе реабилитации и абилита-ции инвалидов и детей-инвалидов в области физической культуры и спорта Нижегородской области и Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Ключевые слова: индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

ON THE EXPERIENCE OF WORK ON INDIVIDUAL PROGRAM OF REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED PEOPLE AND CHILDREN IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Olga Eduardovna Evseeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Director of Institute of adaptive physical education, Andrey Alexandrovich Grachikov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article analyzes the experience of work under the individual program of rehabilitation and habilitation of the disabled people and disabled children in the field of physical culture and sports of the Nizhny Novgorod region and the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra.

Keywords: individual program of rehabilitation and habilitation of disabled people, sports and recreational activities, and sports.

В настоящее время реабилитационный, социализирующий и воспитательный потенциал адаптивной физической культуры и адаптивного спорта признается не только специалистами в сфере физической культуры и спорта, но и образования, социальной защиты и здравоохранения (С.П. Евсеев, 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.