Научная статья на тему 'Классификация стилей поэтов в пространстве формальных признаков (на материале лирики В. Линдзи, Э. Лоуэлл, Э. Робинсона и Р. Фроста)'

Классификация стилей поэтов в пространстве формальных признаков (на материале лирики В. Линдзи, Э. Лоуэлл, Э. Робинсона и Р. Фроста) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
504
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ / ФОРМАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МАРКЕРЫ СТИЛЯ / STYLE / CLASSIFICATION / DISCRIMINATE ANALYSIS / FORMAL CHARACTERISTICS / STYLE MARKERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева Елена Александровна

В статье производится классификация стилей четырех известных американских поэтов второй половины XIX первой половины XX в. Использование математического метода многомерного дискриминантного анализа позволило нам установить дискриминантную модель, служащую для различения стилей авторов, а также выявить степень сходства и различия их стилей по формальным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF POETS' STYLES IN FORMAL FEATURES AREA (ON MATERIAL OF LYRICS OF V. LINDSEY, E. LOWELL, E. ROBINSON AND R. FROST)

In the article the four styles of famous American poets of second half of 19 first half 20 centuries are classified. The use of mathematical method of multidimensional discriminate analysis allowed to state discriminate model serving for distinction of authors' styles and also it allowed to elicit the level of similarity and difference of their styles according to formal features.

Текст научной работы на тему «Классификация стилей поэтов в пространстве формальных признаков (на материале лирики В. Линдзи, Э. Лоуэлл, Э. Робинсона и Р. Фроста)»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 81'42

КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПОЭТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ФОРМАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ (на материале лирики В. Линдзи, Э. Лоуэлл, Э. Робинсона и Р. Фроста)

© Елена Александровна Николаева

Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия, ассистент кафедры иностранных языков, e-mail: olga_niksm@mail.ru

В статье производится классификация стилей четырех известных американских поэтов второй половины XIX - первой половины XX в. Использование математического метода многомерного дискриминантного анализа позволило нам установить дискриминантную модель, служащую для различения стилей авторов, а также выявить степень сходства и различия их стилей по формальным признакам.

Ключевые слова: стиль; классификация; дискриминантный анализ; формальные характеристики; маркеры стиля.

Определение количественных параметров, которые могли бы с высокой степенью надежности диагностировать отнесенность произведений к творчеству того или иного автора, является одной из наиболее актуальных и важных задач в современной стиле-метрии. Вопросы формирования признакового пространства входят в более общую проблему описания и классификации стилей авторов. На материале стихотворных текстов поиск дифференцирующих стили признаков осложняется тем, что стилистические особенности в значительной степени определяются не только авторскими предпочтениями, но также и теми достаточно жесткими ограничениями, которые накладываются на отбор языковых средств структурой стихотворного текста. В первую очередь, «сопротивление материала» увеличивается в силу наличия такого формального «фильтра» на отбор лексических и синтаксических единиц, как ритмический параметр [1]. Помимо ритма имеется целый ряд других важных особенностей стихотворного текста, которые необходимо учитывать при анализе авторской речи [2].

Перед нашим исследованием была поставлена цель провести анализ ряда стихотворных текстов американских авторов конца XIX - первой половины XX в. и выявить признаки, которые были бы релевантны для стихотворных текстов, с одной стороны, и

диагностически значимы для дифференциации стиля автора - с другой. В случае нахождения таких характеристик ставилась задача определить степень сходства и различия между стилями поэтов.

Такой подход на материале русской поэзии был реализован В.С. Баевским в ряде его исследований, в которых он предложил схему признаков и провел дифференциацию стилей, а также на базе изменений стиля осуществил периодизацию творчества Пушкина, Гумилева, Пастернака, а также 20 советских поэтов периода «оттепели» 60-х гг. XX в. [3].

На материале американской поэзии этот подход был применен В.С. Андреевым, который определил маркеры индивидуального стиля американских поэтов-романтиков, основателей американского романтизма, Г. Лонгфелло, Э. По, У. Брайента и Р. Эмерсона, установил степень сходства и различия стиля с этими поэтами ряда других американских авторов (Дж. Уиттьера, Э. Дикинсон) и выявил основные характеристики, определяющие единство стиля авторов на протяжении их жизни, и признаки, отражающие вариативность стиля на разных этапах творчества [4, 5]. В этой работе мы используем ценный опыт указанных выше исследований, строя анализ на базе разноуровневых лин-

гвистических признаков, отражающих языковые особенности индивидуального стиля.

В качестве материала исследования были взяты лирические произведения Эдвина Робинсона, Эми Лоуэлл, Вэчела Линдзи и Роберта Фроста. Все стихотворения написаны ямбом и не превышают по объему 60 строк.

Общий объем по авторам составил:

1) Робинсон - 29 произведений, 610 строк;

2) Лоуэлл - 21 произведение, 595 строк;

3) Линдзи - 44 произведений, 607 строк;

4) Фрост - 33 произведения, 609 строк.

Для исследования был привлечен ряд

параметров, отражающих ритмические, синтаксические (включая стихотворный синтаксис), морфологические (частеречные), фонетические признаки [3-7]. Эта признаковая модель была получена в результате ряда исследований и обладает большой дискриминантной силой, позволяя разграничивать с достаточно высокой степенью точности стили многих авторов [5, 7].

Каждый текст был описан указанным набором признаков, полученные данные составили электронную базу, строками которой являются произведения авторов, а столбцами -признаки. Следует отметить, что количественные данные по каждому произведению были нормированы путем их деления на число строк в этом произведении.

Вслед за работами В.С. Андреева [4, 5, 8] в нашем исследовании мы применили дискриминантный анализ, позволяющий сопоставить естественные классы объектов (группы текстов исследуемых авторов) в многомерном признаковом пространстве, выявить дифференциальные признаки и сопоставить их вклад в разграничение стилей авторов.

В результате проведенного анализа были выявлены характеристики, которые дифференцируют стили авторов, составляя «дискриминантную модель».

Среди признаков, вошедших в дискриминантную модель для 4 поэтов, можно выделить следующие относительно более релевантные характеристики: количество сложносочиненных предложений, количество придаточных в сложноподчиненных предложениях, количество синтаксических переносов и разрывов строки, количество слогов у слов в инициальной сильной позиции, пропуск ударения в инициальной и финальной

сильных позициях, количество существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий в первой сильной позиции, количество существительных в последней сильной позиции, количество слов в функции подлежащего в последней сильной позиции в стихе, а также частичная инверсия. Под сильной позицией понимается место в стихотворной строке, на которое должно падать метрическое ударение.

Степень успешности дифференциации стилей четырех авторов была проверена путем проведения апостериорной классификации текстов указанных поэтов [9]. Эта процедура заключается в автоматическом разбиении всех привлеченных к исследованию произведений, число которых составляет 127 текстов, на четыре группы на основе исключительно выделенных дифференциальных признаков и без учета реального авторства произведений. Процент совпадения полученной группировки с реальным составом классов показывает успешность проведенного анализа.

Таблица 1

Проверка эффективности дискриминантной модели

Правильная группировка, % Полученная группировка

Робинсон Линдзи Лоуэлл Линдзи н о о роФ

Робинсон 89,66 26 0 0 3

Лоуэлл 80,95 2 17 0 2

Линдзи 93,18 0 0 41 3

Фрост 81,82 0 1 5 27

Итого 87,40 28 18 46 35

Результаты проведенной проверки отражены в табл. 1. Как следует из этой таблицы, автоматическое разбиение текстов на четыре класса в 111 случаях правильно отнесло тексты к «своим» авторам, и только в 16 случаях авторство было установлено ошибочно.

Вероятность случайного совпадения автоматической и естественной группировки всех текстов по четырем классам составляет всего 25 %, в связи с чем полученный результат, более чем в три раза превышающий случайную возможность правильного решения, может рассматриваться как весьма хороший [9]. Он свидетельствует о несомнен-

ной классификационной ценности полученной дискриминантной модели.

Наиболее хорошо различимыми в выбранном признаковом пространстве являются стили Робинсона и Линдзи. Для первого из них точность отнесения собственных текстов превышает 93 %, для второго - 89 %. Классы текстов двух остальных поэтов оказались несколько более диффузными - 4 текста Лоуэлл и 6 у Фроста в ходе автоматической классификации были отнесены к другим авторам.

Интересно отметить, что в то время как три текста Робинсона оказались сходными с текстами Фроста, ни один из текстов последнего не был в свою очередь отнесен к классу Робинсона. Наибольшее количество случаев неправильной классификации у трех авторов -Робинсона, Лоуэлл и Линдзи (8 из 11) - имеет место по отношению к классу Фроста, который играет роль объединяющего их творчество «эталона». При этом тексты Робинсона и Линдзи оказываются во всех остальных случаях отнесенными к своим классам, что говорит о выраженном различии их стиля между собой.

Рассмотрим теперь, какие признаковые парадигмы дифференцируют классы текстов различных авторов. В ходе дискриминантного анализа были рассчитаны линейные функции, которые позволяют определить вклад признаков в дифференциацию классов. В ходе нашего анализа для четырех классов были получены три функции, две наиболее значимые из которых обеспечивают максимальную дискриминацию стилей и будут рассмотрены ниже.

Первая функция отделяет класс Линдзи от остальных, особенно противопоставляя его классу Робинсона, вторая функция выделяет класс Лоуэлл, отграничивая его от всех остальных.

Стиль Фроста по первой функции оказывается в некоторой степени сходным со стилем Линдзи, а по второй - со стилем Робинсона.

Дискриминантные функции также позволяют судить о наиболее важных чертах стиля, отличающих каждого поэта от других. Это делается на основании анализа коэффициента корреляции признаков с дискриминантными функциями [9].

Для выделения стиля Линдзи достаточно важной оказалась его тенденция к использованию существительных в начале и конце строки. Следующие тексты могут служить типичным примером творчества поэта:

His set of solemn greybeards Nodded and argued much Of arc and circumference,

Diameter and such.

(«Euclid»)

The comrade white, immortal,

<...>

the citizen, the sage of mind («The Moon is a Painter»)

У Робинсона в качестве дифференциальных можно назвать такие характерные черты, как использование значительного числа сложных предложений - сложносочиненных и сложноподчиненных с большим числом придаточных.

The master-songs are ended, and the man That sang them is a name.

<... >

But we, who are too blind To read what we have written, or what faith Has written for us, do not understand («Walt Whitman»)

Для стиля Лоуэлл особое значение имеет синтаксический перенос, когда синтаксическая структура не совпадает со строкой и переносится на другую строку стихотворения. Еще одним дифференциальным признаком стиля поэтессы является частичная инверсия. Использование этих выразительных средств у Лоуэлл наиболее характерно при описании одиночества в различных жизненных ситуациях. Так, в приводимом ниже примере творчество поэта рассматривается как работа звонаря, окруженного безлюдной пустошью, в которой раздается только голос его колокола.

The rope I pull is stiff and cold,

My straining ears detect no sound Except a sigh, as round and round The wind rocks through the timbers old.

(«To Elizabeth Ward Perkins»)

Таким образом, в целом можно заключить, что проведенный многомерный анализ позволил осуществить классификацию стилей четырех видных американских поэтов.

Точность классификации приближается к 90 %, что является хорошим показателем и говорит о релевантности полученных выводов. Установлено, что стили этих авторов дифференцированы по широкому спектру формальных характеристик, включая как структурные особенности стихотворной строки, так и лингвистические параметры, не связанные непосредственно со способом организации стихотворного текста. При этом особо важную роль играют синтаксические и частеречные характеристики дискриминантной модели.

Наибольшее различие наблюдается между стилями Робинсона и Линдзи, наименьшее -между стилями Линдзи и Фроста. Стиль последнего является для остальных поэтов некоторым эталоном, «усредненным центром», в связи с чем они в большом числе случаев совпадают с его творческими особенностями по ряду параметров.

1. Гаспаров М.Л. Лингвистика стиха // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика. М., 1996. С. 5-17.

2. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965. С. 21-194.

3. Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. М., 2001.

4. Андреев В.С. Основные тенденции развития идиостиля Генри У. Лонгфелло // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 8 (64). С. 182-186.

5. Андреев В. С. Классификация стихотворных текстов методом дискриминантного анализа (на материале лирики американских поэтов-романтиков) // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1. Филология. Мн., 2002. № 10. С. 141-146.

6. Баевский В.С. Пастернак - лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.

7. Андреев В.С. Классификация стихотворных текстов Уитьера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2007. № 7 (28). С. 24-35.

8. Поддубный В.В., Кравцова А.С. Дискриминантный анализ стилей текстовых произведений // Русский язык: Исторические судьбы и современность: 4 Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. М., 2010. С. 527-528.

9. Клеша У. Р. Дискриминантный анализ // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., 1989. С. 78-138.

Поступила в редакцию 13.07.2010 г.

UDC 81'42

CLASSIFICATION OF POETS’ STYLES IN FORMAL FEATURES AREA (ON MATERIAL OF LYRICS OF V. LINDSEY, E. LOWELL, E. ROBINSON AND R. FROST)

Elena Aleksandrovna Nikolayeva, Smolensk State University, Smolensk, Russia, Assistant of Foreign Languages Department, e-mail: olga_niksm@mail.ru

In the article the four styles of famous American poets of second half of 19 - first half 20 centuries are classified. The use of mathematical method of multidimensional discriminate analysis allowed to state discriminate model serving for distinction of authors’ styles and also it allowed to elicit the level of similarity and difference of their styles according to formal features.

Key words: style; classification; discriminate analysis; formal characteristics; style markers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.