Научная статья на тему 'Классификация сельхозпроизводителей России на основе анализа данных ВСХП 2006 г'

Классификация сельхозпроизводителей России на основе анализа данных ВСХП 2006 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация сельхозпроизводителей России на основе анализа данных ВСХП 2006 г»

ствие может быть осуществлено только при определенных стимулирующих спрос государственных методах регулирования агропродовольственного рынка. С 1930-х гг. у западных государств накопился большой опыт такого регулирования, характеризующийся широким использованием государственной политики поддерживаемых цен и доходов фермеров. Особенно актуален такой опыт для агропродовольственной экономики России, находящейся в условиях во многом аналогичных тем, которые были у индустриально развитых государств в 30-80-е гг. 20-го века

Положительные последствия такой политики заключаются в том, что она позволяет решить следующие задачи, которые оказался не в состоянии решить рыночный механизм: 1 Повысить уровень совокупного спроса на продукцию. 2. Уравновесить спрос и предложение в фазе кризиса не за счет сокращения предложения продукции, а путем повышения спроса (реализация принципа равновесия и стабильности). 3. Поддержать цены на сельскохозяйственную продукцию и доходы ее производителей (хотя бы частичная реализация принципа социальной справедливости).

С переходом к послекризисной фазе экономического цикла и полным насыщением внутренних потребностей в продовольствии на уровне рациональных норм потребления государственная политика стимулирования спроса и предложения может давать определенные сбои, которые, как показывает опыт западных государств, с вступлением в этап полного насыщения могут проявиться в следующих негативных последствиях: 1) появляется излишняя продукция; 2) увеличиваются расходы потребителей на покупку сельскохозяйственных продуктов по более высоким ценам; 3) увеличиваются налоги с населения для финансирования государственных закупок; 4) сдерживается рост эффективности сель-

скохозяйственного производства, так как высокие цены поощряют излишнее распределение ресурсов в сельское хозяйство и возможность функционирования производителей с высокими издержками производства; 5) проблема излишка продукции внутри страны обостряется из-за выгодности ввоза в страну продукции вследствие установления высоких поддерживаемых цен; 6) экспорт излишков продукции за границу при высоких ценах создает проблему ее сбыта и на мировых рынках; 7) программа дорогостоящая и требует все большего роста на нее бюджетных расходов.

В указанной ситуации возникнет потребность в выработке новых форм и методов регулирования баланса между производством и рынком, которые будут характеризоваться переходом от политики роста спроса и стимулирования роста предложения к политике сдерживания предложения и повышения эффективности, конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства. Особо актуальна в этих условиях будет политика ориентации на внешний спрос и поддержка экспорта продовольствия.

Источники

1. Аграрная экономика России: опыт количественного анализа. - М., 2004. - 539 с.

2. Гайсин РС. Теория эволюции конъюнктуры агропродовольственного рынка. - М., Изд-во РГАУ-МСХА, 2007. -150 с.

3. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1987. - 410 с.

4. Овчинников О. Г Государственное регулирование аграрного сектора США. - М.: ООО «ДеЛи», 1999. - 663 с.

5. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику / Перевод с англ. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - 431 с.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОССИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДАННЫХ ВСХП - 2006 г.

В.Я. Узун, д.э.н., проф., Засл. деятель науки РФ, рук. отд. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

В данной работе предпринята первая в России попытка проанализировать хозяйства всех категорий сельхозпроизводителей как единую совокупность. И анализ этот сделан с использованием не только натуральных, но и расчетных экономических показателей. Методика классификации предусматривает выделение групп и классов сельхозпроизводителей с использованием следующих показателей:

- сумма стандартизированной выручки на одно хозяйство (тыс. р.);

- условная площадь земли на одно хозяйство,

га;

- условное поголовье на одно хозяйство, голов;

- удельный вес отдельных подотраслей растениеводства и животноводства в стандартизированной выручке.

Площади посевов и посадок отдельных культур, а также площади сенокосов, пастбищ, залежей переводились в условные гектары. За один условный гектар принят один гектар посевов зерновых и зернобобовых культур, включая кукурузу. Посевы остальных культур переведены в условные гектары с использованием коэффициентов перевода, которые вычислены на основе средних затрат на 1 га в

сельхозорганизациях России в среднем за 2005-

2007 гг. (табл.1).

Поголовье скота и птицы переведено в условное. За одну условную голову принята одна молочная корова. Перевод остальных видов поголовья в условные головы осуществлялся по коэффициентам. Переводные коэффициенты рассчитаны на основе средних затрат на одну голову в сельхозорганизациях России в среднем за 2005—2007 гг. (табл. 2).

Стандартизированная выручка с 1 га условной площади и с одной условной головы скота рассчитывалась по каждому субъекту РФ. С этой целью были рассчитаны в среднем за 2005-2007 гг. площади посевов и посадок по каждой культуре, поголовье скота и птицы в сельхозорганизациях (по данным сводных годовых отчетов по субъектам РФ), затем определены условная площадь и условное поголовье с использованием вышеприведенных коэффициентов перевода, а также средняя за указанные годы выручка растениеводства и животноводства. С использованием этой информации рассчитаны по каждому субъекту РФ стандартизированная выручка растениеводства на один условный гектар и стандартизированная выручка животноводства на одну условную голову. Фрагмент расчета приведен в табл. 3.

Таблица 1 - Расчет коэффициентов перевода площади в условную

Показатель За- траты тыс. р./га Коэффициенты перевода в условную площадь Показатель Затраты тыс. р./га Коэффициенты перевода в условную площадь

Наименование культуры Наименование культуры

Зерновые и зернобобовые (озимые и яровые) без кукурузы 4619,8 1,000 Кукуруза на силос и зеленый корм 4548,5 0,985

озимые зерновые 6081,9 1,316 Силосные культуры 2588,6 0,560

яровые зерновые 3955,3 0,856 Сенокосы естественные и пастбища 648,9 0,140

зернобобовые 4506,8 0,976 Сенокосы улучшенные и пастбища 948,4 0,205

Кукуруза на зерно 8656,5 1,874 Прочие культуры 14474,2 3,133

Соя 5473,8 1,185 Семечковые (яблоня, груша, айва) 15282,5 3,308

Сахарная свекла (фабричная) 24414,9 5,285 Косточковые (слива, вишня, абрикос, персик и др.) 7707,2 1,668

Лен-долгунец (выращивание) 4626,8 1,002 Кустарниковые ягодники (малина, смородина, крыжовник, черноплодная рябина и др.) 6064,5 1,313

Табак 41477,6 8,978 Земляника 63925,7 13,837

Подсолнечник на зерно 4482,6 0,970 Орехоплодные (грецкий орех, фундук, миндаль, фисташки и др.) 5495,9 1,190

Картофель 56809,9 12,297 Цитрусовые культуры (лимон, мандарин, апельсин и др.) 73958,3 16,009

Овощи открытого грунта 63105,3 13,660 Субтропические (инжир, хурма, гранат, мушмула, маслины, фейхоа и др.) 10580,5 2,290

Овощи защищенного грунта 720,4 0,156 Виноградники 25637,8 5,550

Бахчевые продовольственные 5194,7 1,124 Плантации чая 12029,3 2,604

Кормовые корнеплоды и бахчи 10345,4 2,239 Хм ель 24204,6 5,239

Многолетние травы 1266,1 0,274 Прочие насаждения 5289,1 1,145

Однолетние травы 1911,3 0,414

Таблица 2 - Расчет коэффициентов перевода поголовья скота в условное

Наименование Затраты, тыс. р./гол Коэффициенты перевода в условные головы Наименование Затраты, тыс. р./гол Коэффициенты перевода в условные головы

Молочное направление Прочий молодняк птицы на выращивании 0,27 0,0131

основное стадо 20,90 1,0000 Яйца на инкубацию, тыс. шт. 0,01 0,0003

животные на выращивании и откорме 7,84 0,3750 Коневодство племенное

Мясное направление основное стадо 7,81 0,3737

основное стадо 3,96 0,1896 молодняк на выращивании 10,65 0,5097

животные на выращивании и откорме 4,79 0,2293 Молодняк рабочих лошадей на выращивании 5,10 0,2439

Свиноводство 5,41 0,2589 Пчеловодство - число семей в период медосбора 1,90 0,0907

Овцеводство без каракульского и смушкового и козоводство 0,61 0,0293 Звероводство 1,43 0,0684

Овцеводство каракульское и смушковое 0,48 0,0228 Кролиководство 0,67 0,0322

Птицеводство, тыс. гол. Шелководство

Куры взрослые 0,38 0,0180 Северное оленеводство 1,76 0,0840

Молодняк кур на выращивании 0,27 0,0129 Табунное коневодство 3,70 0,1768

Прочая птица взрослая 0,38 0,0183

Таблица 3 - Расчет коэффициентов выручки на 1 га условной площади и 1 условную голову скота (2005-2007 гг.)

Регион Стандартизированная выручка растениеводства на 1 усл. га, р. Стандартизированная выручка животноводства на усл. гол, р.

Центральный ФО 5,04 29,3

Белгородская область 6,35 35,8

Северо-Западный ФО 3,44 32,3

Ленинградская область 5,76 38,1

Южный ФО 6,06 23,3

Краснодарский край 8,65 27,7

Приволжский ФО 2,77 22,7

Нижегородская область 3,43 25,2

Уральский ФО 3,04 31,0

Курганская область 3,23 23,1

Сибирский ФО 2,38 24,4

Алтайский край 2,26 20,9

Дальневосточный ФО 2,12 27,3

Приморский край 2,87 30,8

Условная площадь, условное поголовье и стандартизированная выручка были рассчитаны по каждому хозяйству, входящему в генеральную совокупность ВСХП-2006, т.е. по 36,9 млн хозяйств, в т.ч. 59,2 тыс. СХО и подсобных хозяйств несельскохозяйственных

организаций, 285,1 тыс. КФХ и индивидуальных предпринимателей, 22,8 млн индивидуальных хозяйств населения, 13,8 млн хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения.

Хозяйства генеральной совокупности были сгруппированы по сумме стандартизированной выручки (18 групп). На основе анализа результатов группировки выделено 4 экономических класса хозяйств:

- заброшенные хозяйства. В него вошли хозяйства с нулевой стандартизированной выручкой (имеют земли сельскохозяйственного назначения, но не имеют ни посевов и посадок, ни скота и птицы);

- резидентские и рекреационные хозяйства (со стандартизированной выручкой до 10 тыс. р.);

- натуральные хозяйства (со стандартизированной выручкой 10-30 тыс. р.);

- товарные хозяйства (со стандартизированной выручкой более 30 тыс. р.).

Показатели указанных классов хозяйств приведены в табл. 4.

В класс заброшенных вошло 299 тыс. хозяйств, которые имеют землю, но переписчики найти их владельцев не смогли. Это прекратившие свою деятельность, но не ликвидированные хозяйства. За ними закреплено 38,2 млн га земли. Эта земля бесхозная. Особенно высок удельный вес заброшенных хозяйств среди СХО (13,1%) и КФХ (16,8%).

Таблица 4 - Основные показатели по классам сельхозп

эоизводмтелей

Группы хозяйств Заброшенные хозяйства Резидентские и рекреационные хозяйства Натуральные хозяйства Товарные хозяйства

Значение показате- ля в % к итогу по генеральной совокупности Значение показа- теля в % к итогу по генеральной совокупности Значение показате- ля в % к итогу по генеральной совокупности Значение показате- ля в % к итогу по генеральной совокупности

1. Численность хозяйств, тыс. 299 0,8 29144 78,9 3506 9,5 3978 10,8

в т.ч СХО и подсобные хозяйства 8 13,1 3 4,5 2 4,1 46 78,3

КФХ и ИП 48 16,8 104 36,6 25 8,9 107 37,7

ХН индивидуальные 218 1,0 15440 67,8 3317 14,6 3814 16,7

ХННО 25 0,2 13598 98,6 161 1,2 10 0,1

2. Стандартизованная выручка, млн р. 0 0,0 64106 5,9 62691 5,7 964993 88,4

в т.ч растениеводства 0 0,0 57539 12,3 31032 6,6 380584 81,1

животноводства 0 0,0 6567 1,1 31659 5,1 584409 93,9

Стандартизованная выручка на одно хозяйство, тыс. р. 0 2,2 17,9 242,6

3. Условная площадь, тыс. га 0 0,0 18990 15,1 7379 5,9 99112 79,0

| на одно хозяйство, га 0 0,65 2,1 24,9

4. Общая земельная площадь, тыс.га 38064 8,4 6736 1,5 3152 0,7 402714 89,4

| на одно хозяйство, га 127 0,23 0,9 101,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельскохозяйственные угодья, тыс.га 0 0,0 4227 2,5 2269 1,4 159360 96,1

| на одно хозяйство, га 0 0,15 0,65 40,1

в т.ч. пашня, тыс.га 0 0,0 1350 1,3 829 0,8 99871 97,9

| на одно хозяйство, га 0 0,05 0,24 25,1

5. Посевные площади, тыс. га 0 0,0 1284 1,7 704 0,9 72778 97,3

зерновые и зернобобовые, включая кукурузу 0 0,0 36 0,1 63 0,1 43548 99,8

технические 0 0,0 4 0,0 8 0,1 8800 99,9

картофель 0 0,0 860 40,6 406 19,1 854 40,3

овощи и бахчевые 0 0,0 240 32,3 112 15,0 391 52,6

кормовые 0 0,0 144 0,7 115 0,6 19185 98,7

6. Многолетние насаждения, тыс.га 0 0,0 231 36,0 44 6,8 368 57,2

7. Условное поголовье, тыс. гол 0 0,0 314 1,2 1638 6,3 24208 92,5

| на одно хозяйство 0 0,01 0,47 6,1 0,9

8. Поголовье скота и птицы, тыс. гол

КРС 0 0,0 57 0,2 1195 5,1 22257 94,7

Свиньи 0 0,0 147 0,9 1255 7,3 15692 91,8

Овцы и козы 0 0,0 901 4,0 1728 7,7 19849 88,3

Птица 0 0,0 22450 5,7 37238 9,5 331570 84,7

Резидентские и рекреационные хозяйства -это хозяйства, которые используются как место жительства или отдыха. В этот класс вошли 29,1 млн хозяйств (78,6% генеральной совокупности), в том числе 104 тыс. КФХ и индивидуальных предпринимателей (36,6% участвовавших в переписи), 15,4 млн ЛПХ и индивидуальных хозяйств населения (67,8%), 13,6 млн садоводов, огородников и дачников (98,6%). Сельскохозяйственная деятельность не играет какой-либо значительной роли в доходах этих семей. Средняя стандартизированная выручка на одно хозяйство составляет 2,2 тыс. р., выручка на одного члена семьи

- 68 р. в месяц. В доходах городской семьи (около половины хозяйств этого класса принадлежит горожанам) эта сумма в 2006 г. составляла 0,9% , в доходах сельской семьи - 1,5%. Даже эти показатели несколько завышены, так как не вся выручка является доходом. Из нее надо вычесть стоимость покупных ресурсов и услуг. Хозяйства этого класса практически не занимаются животноводством (на одно хозяйство приходится в среднем 0,01 условной головы скота).

Включение почти 99% генеральной совокупности садоводов, огородников и дачников в этот класс наглядно подтверждает, что в рыночных условиях они перестали быть сельхозпроизводителями.

Высокий удельный вес хозяйств этого класса среди владельцев ЛПХ свидетельствует о том, что облик российской деревни изменился. Две трети сельских семей перестали быть крестьянами, т.е. людьми, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью в своем хозяйстве.

Приусадебное хозяйство, которое было неотъемлемым атрибутом деревенской жизни в царской России и в советские времена, в рыночных условиях потеряло свою значимость для большинства сельских жителей.

Еще удивительнее, что более одной трети семей, зарегистрировавших в период реформ крестьянское (фермерское) хозяйство, используют его как место жительства или отдыха. Они не имеют ресурсов для сельскохозяйственного производства или не используют незначительные имеющиеся ресурсы.

Натуральные хозяйства. Они занимаются сельским хозяйством ради самообеспечения продуктами питания. В этот класс вошли 3,5 млн хозяйств (9,5% генеральной совокупности), в том числе 14,6% (3,3 млн) индивидуальных хозяйств населения, 1,2% (162 тыс.) хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения, 26 тыс. (8,9%) КФХ и индивидуальных предпринимателей.

О том, что хозяйства этого класса функционируют ради самообеспечения продовольствием, свидетельствует средняя стандартизированная выручка на одно хозяйство. Она составляет 17,9 тыс. р. в год или 552 р. на члена семьи в месяц (средняя численность семьи - 2,7 человек). Для сравнения: средняя стоимость потребленных натуральных продуктов питания собственного производства в сельских семьях в 2006 г. составляла 560 р. в месяц [1].

Таким образом, среднее хозяйство этой группы, производящее продукцию на 552 р., не является товарным, так как именно на такую сумму средняя сельская семья потребляет натуральные продукты питания собственного производства.

Сельскохозяйственная деятельность играет существенную роль в бюджете семей этого класса. Стоимость натуральных продуктов питания собственного производства в этой группе хозяйств составляет значительную долю в располагаемых ресурсах сельских домохозяйств - 12,3% (552/4495*100 (с

учетом затрат на покупные материальные ресурсы и услуги этот процент будет меньше).

Роль сельскохозяйственной деятельности для этого класса хозяйств не является решающей, вместе с тем ею нельзя пренебрегать во избежание резкого повышения доли сельских семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума.

Хозяйства этого класса мелкие, но все таки располагают определенным производственным потенциалом. Средняя площадь на одно хозяйство составляет 2,1 условных га. В среднем на одно хозяйство приходится 11,6 соток посадок картофеля, 3,2 сотки овощей и бахчевых культур, 1,2 сотки садов и ягодников, 0,5 условных голов скота и птицы. Стандартизированная выручка состоит из двух примерно равных долей - растениеводческой и животноводческой.

Товарные хозяйства. Они занимаются сельским хозяйством не только ради самообеспечения, но и для реализации продукции. В этот класс входят около 4 млн хозяйств (10,8% генеральной совокупности). Товарными являются 78,3% (46 тыс.) СХО и подсобных хозяйств, 37,7% (107 тыс.) фермеров и индивидуальных предпринимателей, 16,7% (3814 тыс.) индивидуальных хозяйств населения, менее

0,1% хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения.

В класс товарных вошли хозяйства 4-18 групп. Они очень сильно разнятся по сумме выручки на одно хозяйство (от 39 тыс. р. в 4-ой группе до 335 млн р. в 18-ой группе). В связи с этим они были разбиты на 4 подкласса (табл. 5).

- товарные подсобные крестьянские хозяйства;

- товарные фермерские хозяйства;

- крупные товарные хозяйства;

- очень крупные товарные хозяйства.

Товарные подсобные крестьянские хозяйства (4-9 группы, стандартизированная выручка от 30 до 300 тыс. р.). В этот подкласс включены хозяйства, которые от сельскохозяйственной деятельности получают меньше половины доходов семьи, т.е. сельскохозяйственная деятельность для них является подсобной. Основной доход такая семья получает из иных источников.

По данным Росстата располагаемые ресурсы в среднем на одного члена сельской семьи в 2006 г составляли 4495,2 р. в месяц. Годовой доход средней сельской семьи, состоящей из 2,7 человека, составлял 145,6 тыс. р. Сельскохозяйственная деятельность будет основной, если она будет давать семье более 73 тыс. р. в год (50 и более процентов).

В 9-ой группе хозяйств (со стандартизированной выручкой 220-300 тыс. р.) средняя выручка на хозяйство составляет 253,5 тыс. р. Доходность продаж сельскохозяйственной продукции в среднем за 2005-2007 гг. составляла 27,5%1. При такой доходности выручка в 253,5 тыс. р. обеспечивает семье доход около 70 тыс. р. Вполне очевидно, что доходность в предыдущих группах (4-8) будет еще ниже.

В этот подкласс вошли 3862 тыс. хозяйств (10,5% генеральной совокупности), в том числе 8,9 тыс. СХО (15,3%, по ресурсному потенциалу они соответствуют мелким семейным хозяйствам), 60,1 тыс. фермерских хозяйств (21,1%), 3783 тыс. индивидуальных хозяйств населения (16,6%), 9,8 тыс. садоводов, огородников и дачников (0,07%).

1 Расчет выполнен по данным сельскохозяйственных организаций. В среднем за указанные годы рентабельность составляла 12,5%, а доля оплаты труда в выручке - 15%.

Таблица 5 - Основные показатели подклассов товарных хозяйств (группы 4-18)

Группы хозяйств Подклассы товарных хозяйств

Подсобные хозяйства Товарные фермерские хозяйства Крупные товарные хозяйства Очень крупные товарные хозяйства

Значение показателя в % к итогу по генеральной совокупности Значение показателя в % к итогу по генеральной совокупности Значение показателя в % к итогу по генеральной совокупности Значение показателя в % к итогу по генеральной совокупности

1. Численность хозяйств, тыс. 3862 10,5 89 0,2 21 0,1 4,8 0,013

в т.ч. СХО и подсобные хозяйства 9 15,0 17 28,0 16 27,3 5 7,9

КФХ и ИП 60 21,1 42 14,8 5 1,8 0,1 0,03

ХН индивидуальные 3783 16,6 30 0,1 0,1 0,0004 0 0

ХННО 10 0,1 0,1 0,001 0 0 0 0

2. Стандартизованная выручка, млн р. 260331 23,8 72740 6,7 216751 19,9 415171 38,0

в т.ч растениеводства 46189 9,8 45312 9,7 124459 26,5 164624 35,1

животноводства 214142 34,4 27429 4,4 92292 14,8 250546 40,2

Стандартизованная выручка на одно хозяйство, тыс. р. 67,4 816,0 10171,8 87001,4

3. Условная площадь, тыс. га 12673 10,1 13659 10,9 36957 29,5 35823 28,5

| на одно хозяйство, га 3,3 153,2 1734,3 7506,9

4. Общая земельная площадь, тыс.га 17322 3,8 85542 19,0 164647 36,5 135203 30,0

| на одно хозяйство, га 4,5 959,5 7726,6 28332,6

Сельскохозяйственные угодья, тыс.га 9932 6,0 34533 20,8 70666 42,6 44230 26,7

| на одно хозяйство, га 2,6 387,4 3316,2 9268,5

в т.ч.пашня, тыс.га 3888 3,8 17503 17,2 45393 44,5 33086 32,4

I на одно хозяйство, га 1,0 196,3 2130,2 6933,4

5. Посевные площади, тыс. га 2479 3,3 9427 12,6 33386 44,7 27487 36,8

Зерновые и зернобобовые, включая кукурузу 1021 2,3 6233 14,3 19834 45,4 16459 37,7

Технические 217 2,5 1535 17,4 3785 43,0 3263 37,0

Картофель 625 29,5 63 3,0 92 4,3 74 3,5

Овощи и бахчевые 172 23,2 78 10,5 75 10,1 66 8,9

Кормовые 443 2,3 1518 7,8 9599 49,4 7625 39,2

6. Многолетние насаждения, тыс.га 89 13,9 58 9,0 136 21,2 84 13,1

7. Условное поголовье, гол 9715 37,1 1319 5,0 3990 15,3 9185 35,1

| на одно хозяйство 2,5 14,8 187,2 1 924,7

8.Поголовье скота и птицы, тыс. гол

КРС 9640 41,0 1259 5,4 5389 22,9 5969 25,4

Свиньи 6800 39,8 832 4,9 1306 7,6 6754 39,5

Овцы и козы 9119 40,6 6016 26,8 2825 12,6 1890 8,4

Птица 82854 21,2 2909 0,7 7461 1,9 238346 60,9

В среднем на одно подсобное хозяйство приходится 3,3 га условной площади (2,6 га сельхозугодий, 1 га пашни), 2,5 условной головы скота и птицы. Эти ресурсы позволяют получать хозяйству 67,4 тыс. р. стандартизированной выручки, из них 55,4 тыс. р. - продукция животноводства.

На хозяйства этого подкласса приходится 23,8% стандартизированной выручки генеральной совокупности (34,4% выручки животноводства).

Подкласс товарных фермерских хозяйств (10-13 группы, стандартизированная выручка от 300 тыс. до 3 млн р.). В этот подкласс включены хозяйства, которые от реализации продукции сельского хозяйства получают доходы, играющие главную роль в доходах семьи (если это семейное хозяйство) или обеспечивающее средний по народному хозяйству доход 3-5 работникам. В него вошли

89.1 тыс. хозяйств, в том числе 16,6 тыс. сельскохозяйственных организаций и подсобных хозяйств,

42.1 тыс. КФХ и индивидуальных предпринимателей и 30,4 тыс. индивидуальных хозяйств населения.

Средняя условная площадь на одно хозяйство - 153 га (387 га - сельхозугодий, 196 га пашни), площадь посевов зерновых и зернобобовых 70 га., условное поголовье скота и птицы - 14,8 голов.

Стандартизированная выручка на одно хозяйство - 816 тыс. р. Основная отрасль для этих хозяйств - растениеводство (62,3% выручки).

Подкласс крупных товарных хозяйств (группы 14-16, стандартизированная выручка от 3 до 30 млн р. на хозяйство). В этот подкласс вошли 21,3 тыс. хозяйств (0,1% генеральной совокупности). Это преимущественно сельхозорганизации (16,6 тыс.). Однако входят в этот подкласс также 5,1 тыс. КФХ. Хозяйств населения в этом подклассе практически нет. На долю хозяйств этого подкласса приходится около 20% стандартизированной выручки, в том числе 26,5% выручки растениеводства и 14,8 продукции животноводства, т.е. хозяйства данного подкласса, как и предыдущего специализируется на производстве продукции животноводства. Этот подкласс хозяйств несомненно является самым крупным ресурсопользователем: на его долю

приходиться 29,5% условной площади, 42,6% сельхозугодий, около 45% пашни, посевов всего и зерновых культур, почти половина посевов кормовых. Хозяйства этого подкласса характеризуются достаточно крупными размерами: средняя стандартизированная выручка - 10,2 млн р., условная площадь

- 1734 га, сельхозугодий - 3316 га, пашни - 2130 га, но используются они менее интенсивно, чем в предыдущих подклассах.

В среднем на одно хозяйство высевается около 1 тыс. га зерновых, 500 га кормовых, содержится 253 головы КРС. Основная отрасль - растениеводство.

Подкласс очень крупных товарных хозяйств (группы 17-18, стандартизированная выручка больше 30 млн р.). В этот подкласс включены 4772 хозяйства, т.е. чуть более 0,01% генеральной совокупности. Преобладают здесь сельхозорганизации (4689 хозяйств). В подкласс вошли только 83 КФХ. Несмотря на незначительный удельный вес в численности, хозяйства этого подкласса дают 38% стандартизированной выручки. В стандартизированной выручке преобладает продукция животноводства. Они дают 40,2% всей продукции животноводства генеральной совокупности. На хозяйства этого подкласса приходится 28,5% условной площади, 26,7 -сельхозугодий, 32,4% пашни, 36,8% посевной площади, 60% поголовья птицы,39,5% свиней.

В этот подкласс вошли крупнейшие хозяйства. Средняя стандартизированная выручка составляет 87 млн р., условная площадь - 7,5 тыс. га, площадь сельхозугодий - 9,3 тыс.га, пашни - 6,9 тыс. условное поголовье скота и птицы составляет 1925 голов на хозяйство.

В этот подкласс включена 18-ая группа хозяйств с выручкой более 150 млн р. О ней следует сказать отдельно. В этой группе 523 хозяйства, все они - это СХО, лишь одно крестьянское хозяйство. Сюда вошли в основном животноводческие комплексы и тепличные комбинаты. Они дают 16% стандартизированной выручки генеральной совокупности. Средняя выручка на хозяйство 335 млн р., условная площадь -14,5 га, условное поголовье - 8,6 тыс. голов.

Была проведена также классификация сельхозпроизводителей по ресурсным классам. Выделены классы:

- земледельческие хозяйства (используют земельные ресурсы, скота и птицы нет);

- животноводческие (основной ресурс животные, но имеют и земельные ресурсы, в основном для кормопроизводства);

- животноводческо-земледельческие хозяйства (основной ресурс - земля, но животные и птица тоже есть).

Хозяйства каждого из этих классов группировались по наличию основного ресурса (площади земли в условных гектарах или условного поголовья скота и птицы). На основе анализа данных по группам в каждом класса были выделены подклассы. Их характеристики приведены в научном отчете.

Проведена классификация товарных хозяйств по специализации. Выделены продуктовые подклассы хозяйств и дана их характеристика.

На основе проведенной классификации и анализа классов и подклассов сформулированы предложения по совершенствованию законодательства по регулированию развития сельского хозяйства, мероприятий государственной поддержки и системы статистического наблюдения за сельхозпроизводителями. Основными являются следующие предложения:

1. Уточнить понятие сельхозпроизводитель. Класс резидентских и рекреационных хозяйств исключить из категории «сельхозпроизводитель» в законодательстве и из системы статистического наблюдения за сельскохозяйственными производителями. Исключить из генеральной совокупности целесообразно практически все хозяйства населения, входящие в некоммерческие объединения, а также 2/3 ЛПХ и других индивидуальных хозяйств населения. За счет этого генеральная совокупность уменьшится в 5 раз, статистические наблюдение станут дешевле, качественнее, уменьшаться возможности для манипулирования статистическими данными по сельскому хозяйству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Земли, находящиеся собственности и пользовании этого класса хозяйств, целесообразно исключить из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и включить в категорию «земли поселений». Все садоводческие, огороднические и дачные объединения присоединить к существующим, расширяемым или вновь создаваемым сельским поселениям.

При выделении земель для домохозяйств, использующих ее как место жительства или отдыха, в качестве разрешенного вида использования указывать «индивидуальное жилищное строительство», а не «сельскохозяйственное производство». Новые земельные участки для этих целей необходимо выдавать в границах существующих, расширяемых или вновь создаваемых поселений.

2. Ввести в законодательство понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Законодательно определить количественные параметры, позволяющие выделить хозяйства, являющиеся товаропроизводителями. Предлагается считать товаропроизводителями хозяйства, имеющие ресурсы, позволяющие получить стандартизированную выручку не менее 30 тыс. р. Возможно установление границ в натуральных единицах: 2 га зерновых или эквивалентные площади посевов и посадок других культур; одна корова или эквивалентное поголовье других видов скота и птицы.

Органам власти субъектов РФ целесообразно предоставить право дифференциации стоимостных и натуральных показателей, позволяющих выделить класс «товарные хозяйства».

3. Исключить из российского законодательства понятия «личное подсобное хозяйство» и «хозяйство населения» как категории сельхозпроизводителей и сельхозтоваропроизводителей. Изменить определение понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство», включив в эту категорию все товарные хозяйства, независимо от категории: ЛПХ, КФХ, индивидуальные предприниматели, и хозяйства, являющиеся юридическими лицами, но попадающими, под определение «малые предприятия» (вариант -микропредприятия).

Для всех хозяйств, попадающих в категории КФХ, установить единые правила налогообложения, дающие возможность сельскохозяйственному товаропроизводителю выбирать варианты: ведение хозяйства без уплаты налогов (кроме земельного) и без права на господдержку, уплата налога путем приобретения патентов или использования упрощенной системы налогообложения.

4. Организовать статистическое наблюдение за сельскохозяйственными производителями и товаропроизводителями с учетом их отнесения к различным классам и подклассам. Составить реестры сельхозтоваропроизводителей по муниципалите-

там, субъектам РФ и в целом по России. Аграрную политику в первую очередь нацелить на хозяйства, вошедшие в реестры.

Каждому сельхозтоваропроизводителю выдать сертификат, обеспечивающий беспрепятственный доступ на все рынки, торгующие сельхозпродуктами.

5. Выделить классы сельхозтоваропроизводителей, которым будет оказываться гарантированная государственная поддержка на европейском уровне. Выбор должен быть осуществлен таким образом, чтобы стимулировать относительно крупное товарное производство и чтобы органы управления АПК могли справиться с выделением бюджетных средств каждому хозяйству и контролем за их использованием.

Этим требованиям отвечают следующие условия: оказание гарантированной государственной

поддержки хозяйствам, имеющим 5 и более условных голов скота или 10 условных гектар земли.

6. Налоговым органам и Роснедвижимости целесообразно составить реестр заброшенных хозяйств, за которыми закреплены крупные площади земли, и осуществить их ликвидацию в установленном законом порядке с передачей закрепленных за ним земель новым пользователям и собственникам.

Органам власти, осуществляющим контроль за использованием земли по целевому назначению, целесообразно провести инвентаризацию сенокосов, пастбищ и залежей в земледельческих хозяйствах, не имеющих скота и птицы, и их передачу новым пользователям и собственникам.

Источники

1. Социальное положение и уровень жизни сельского населения России. 2007: Стат. сб. /Росстат - М., 2007. -С. 239.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛАРУСИ

З.М. Ильина, д.э.н., проф., чл.-корр. НАН Беларуси, зав. отд. Института системных исследований в

АПК нАн Беларуси

Тенденции формирования мировых продовольственных ресурсов. Современное состояние мировой продовольственной безопасности на уровне необеспеченности определяют тенденции, определяемые системным кризисом производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сущность которых заключается в следующем:

- масштабы голода расширяются, количество голодающих растет, целые регионы находятся в состоянии острого дефицита продовольствия;

- продовольственную необеспеченность миллионов людей обуславливают именно высокие цены на продукты, ухудшая качество жизни;

- оперативные меры реагирования правительств (контроль цен, сокращение экспорта и др.), в долгосрочной перспективе оказываются неэффективными, отрицательно воздействуя на стабильность мировых цен;

- в долгосрочной перспективе высокие цены на продовольствие могли бы оказаться выгодными для сельского хозяйства в развивающихся странах, но только в случае повышения качества жизни.

Тенденции развития мирового рынка с учетом ограничивающих факторов, вызывающих глубинные процессы в экономике, не позволяют прогнозировать высокие темпы прироста продовольственных ресурсов. По расчетам специалистов ФАО в 2030 г. производство зерна составит 2149-2150 млн т, потребность

- 2675 млн т, использование морепродуктов - 100 млн т в год, потребность - 168 млн т.

Сокращается прирост продовольствия: до

1985 г. - 30 млн т в год, 1985-1995 гг. - 12 млн т, 2030 г.

- не более 9 млн т в год. Динамика спроса при этом прямо противоположна, поскольку население планеты в 2030 г составит примерно 8,9 млрд человек (ежегодный прирост - 90 млн чел.) при общей неравномерности распределения по регионам мира.

Положение с продовольственным обеспечением усугубляется еще и по причине стремления государств повысить качество питания, недоступного в настоящее время, примерно, каждому четвертому жителю планеты.

В Докладе о мировом развитии [4] Международного банка реконструкции и развития Всемирно-

го банка, указывается, что для решения проблемы продовольствия до 2030 г. следует увеличить производство зерна на 50% и мяса на 85%. При сложившихся темпах, обеспечить такой прирост ресурсов представляется довольно сложным.

Негативные тенденции их формирования оказывают депрессивное воздействие на мировой продовольственный рынок в целом, а также на рынки отдельных стран, независимо от их экономического состояния.

В первом квартале 2009 г. продовольственный кризис охватывал 32 страны: Африка - 20, Азия - 10, Латинская Америка и Карибский бассейн - 2. С ростом числа стран, переживающих продовольственный кризис, первопричины его появления усложняются: антропогенные бедствия усугубляются стихийными или антропогенные кризисы усиливаются стихийными бедствиями. До 1990-х гг. главной причиной продовольственной необеспеченности были стихийные бедствия, но в последнее десятилетие на первый план все больше выходят антропогенные кризисы (рис. 1).

В конце прошлого столетия пятнадцать стран ежегодно переживали продовольственный кризис, в текущем - число их возросло до двадцати пяти. В

2007 г. в кризисном положении с потребностью в экстренной помощи, оказались сорок семь стран (рекордное число за последние 25 лет).

Постоянное интенсивное воздействие высоких продовольственных цен приводит к ухудшению положения не только в странах, переживающих кризис, но и усугубляют ситуацию в благополучных государствах.

Динамика мировых цен. Индекс номинальных цен на продовольствие, составляемый ФАО, в период 2002-2008 гг. удвоился. В реальности рост цен был менее выраженным, но, тем не менее, довольно значительным. Индекс реальных цен на продовольствие начал повышаться в 2002 г. после четырех десятилетий преимущественно понижательных тенденций, особенно резко возрос в 2006-2007 гг. К середине

2008 г. реальные цены на продукты питания выросли на 64% по сравнению с уровнем 2002 г. (рис. 2). Такой значительный рост реальных цен на продукты питания происходил только после первого нефтяного кризиса в начале 70-х гг. прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.