Научная статья на тему 'Классификация рисков внешнеэкономической деятельности компании-производителя промышленной продукции'

Классификация рисков внешнеэкономической деятельности компании-производителя промышленной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация рисков внешнеэкономической деятельности компании-производителя промышленной продукции»

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

В.Ю. БУЙКИН,

МГТУ «Станкин»

В условиях глобализации мировой экономики увеличение объёмов ВВП в мировом масштабе напрямую зависит от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), причём не только на государственном макроуровне, но, что более важно, на уровне частного предпринимательства. Растущая конкуренция на внутренних рынках и чрезмерная насыщенность многих товарных групп толкают бизнесменов к исследованию международного рынка, на котором потребность в товарах велика, а высокая цена, особенно в некоторых регионах, - вопрос второстепенный [1]. Под ВЭД промышленного предприятия в данном случае будет пониматься одна из сфер экономической деятельности, связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, услуг и технологий, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с иностранными партнёрами проектов.

Отличие ВЭД предприятия от внутрихозяйственной деятельности заключается в том, что ВЭД осуществляется на валютной основе, регулируется специальными государственными мерами и т.д. ВЭД предприятия зависит от уровня развития и стабильности национальной экономики, системы мировых цен, а также правовой системы собственной страны и стран, в которых предприятие осуществляет ВЭД.

В этой связи для достижения компанией долгосрочного успеха крайне важное значение приобретают разработка и применение всеобъемлющей интегрированной системы управления рисками предприятия-участника ВЭД. Только эффективное управление всеми видами риска компании, при особом внимании к наиболее значимым, и создание корпоративной культуры риск-менеджмента помогут компании эффективно функционировать в условиях неопределённости рыночной среды.

ВЭД, как правило, осуществляется по двум основным направлениям: - внешнеторговая деятельность - деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, основанная на сравнительных преимуществах в производстве определенных благ, которыми обладают страны;

- прямое зарубежное инвестирование в создание или приобретение иностранных сырьевых ресурсов и компонент, производственных мощностей, торговых филиалов и др. Осуществляется путём интернационализации хозяйственной деятельности, а именно посредством инвестирования в права собственности на иностранные активы.

Каждое из данных направлений ВЭД отличается своим специфичным набором рисков, многообразие которых значительно превосходит рисковый спектр тех же организаций, но действующих исключительно на внутреннем рынке. Важнейшие из них необходимо уметь классифицировать и управлять ими для эффективного функционирования компании-производителя промышленной продукции. Приведем некоторые наиболее типичные риски ВЭД.

Риски внешнеторговой деятельности. Внешнеторговые сделки являются одними из наиболее сложных и трудных для исполнения торговых операций. Они связаны с максимальным объемом рисков различного вида как для покупателя, так и для продавца.

Законодательные риски - риски изменения государством законодательства, затрагивающего интересы участников международной торговли. Правительственные постановления, касающиеся международной торговли, могут стать серьезным препятствием для обеих сторон, а при незнании этих постановлений, оказаться значительным фактором риска [2].

Политические риски связаны с целым рядом форс-мажорных, политических и социальных событий: военными действиями, национализацией, конфискацией, введением ограничений, эмбарго и многое другое, т.е. непредсказуемыми последствиями политической линии, проводимой правительствами государств.

Правовые (юридические) риски - риски возникновения спорных ситуаций с последующим их разрешением в судебном порядке. В основном возникают вследствие неправильного или неквалифицированного составления и оформления контракта, неточностей и неверного толкования сторонами различных его пунктов, смыслового несоответствия различных языковых вариантов контракта и пр.

Сюда же относятся коллизии, возникающие вследствие различий в регламентации «Инкотермс» и местными законодательствами и торговыми обычаями. Не менее важны риски спорного толкования терминов и содержания сопроводительной документации, кодов Товарной номенклатуры ВЭД (ТН ВЭД), а также таможенных документов сотрудниками таможни и компании, занимающейся экспортно-импортными операциями.

Ценовые риски - риски изменения цены во времени.

Валютные риски - вероятность потерь и выигрышей, порождаемых изменениями курса валюты цены к валюте платежа в период между заключением контракта и проведением платежей по нему. Также здесь имеет ме-

сто риск всеобщего обесценивания валют по отношению к ценности товара.

Финансовые риски - риски, связанные с затруднениями привлечения заёмных средств на финансирование ВЭД. При размещении крупного иностранного заказа банк может отказаться выделить кредит на его осуществление, сочтя торгового партнёра ненадежным.

Риски неисполнения условий контракта - возникают в случае, когда поставщик или покупатель плохо исполняет или отказывается исполнять взятые на себя обязательства. В эту группу также следует отнести деби-торные риски - риски неплатежа. При внешнеторговых сделках особенно трудно правильно оценить платежеспособность и платежеготовность иностранного партнера [3].

Транспортные риски - вероятность наступления потерь, связанных с порчей или утратой грузов в результате их транспортировки.

Рыночные риски - риски изменения предпочтений потребителей, действий конкурентов, динамики стоимости ресурсов, конъюнктуры мирового и странового рынков, национальных особенностей и предпочтений и т.д.

Маркетинговые риски - вероятность несоответствия самого товара, а также методов его продвижения на рынок культуре, обычаям, нормам морали потребителей в государствах-потребителях. Неспособность обеспечить за рубежом надлежащий послепокупной сервис.

Личностные риски - вероятность влияния человеческого фактора на успешность внешнеторговых операций. В международной торговле факторы личностного характера, профессионализм и компетентность работников играет важную роль.

Зачастую при выходе на международный рынок в целях снижения внешнеторговых рисков, а также затрат на создание внешнеторгового аппарата предприятия прибегают к помощи фирм-посредников. В основном это дистрибьюторские фирмы, но есть и значительное число посредников других видов - торговых агентов, консигнаторов, комиссионеров и др. При этом необходимо учитывать дополнительные риски, связанные с привлечением подобных посредников: их возможную рыночную некомпетентность, низкокачественное послепокупное обслуживание, проводимые ценовую и маркетинговую политику, различные репутационные риски, способные неблагоприятно сказаться как на имидже товара в частности, так и на имидже всей компании в целом и т.д.

Риски прямого зарубежного инвестирования. Рисковый ландшафт предприятий, занимающихся подобным направлением деятельности весьма многообразен, а также значительно варьируется от фирмы к фирме в зависимости от их видов деятельности и форм собственности. В этом случае присутствуют практически все риски, свойственные хозяйственной деятельности предприятия на внутреннем рынке, но с несколько иной специ-

фикой и особенностями государства инвестирования. Остановимся на некоторых из рисков, наиболее типичных для большинства компаний, занимающихся данным видом ВЭД.

Законодательные риски - риски, связанные с изменением законодательной базы в стране инвестирования (антитрестовского, налогового, экологического, земельного и других законов), что может сказаться на деятельности компании.

Политические риски - риски общей политической нестабильности в стране, возникновение переворотов, гражданских войн и др.

Маркетинговые риски - риски низкой результативности или отрицательного влияния маркетинговой политики компании на объёмы продаж ввиду несоответствия страновым и культурологическим особенностям рынка.

Экономические риски - риски негативного влияния изменений в экономике страны на ожидаемую доходность инвестиций компании, оперирующей в этом государстве. Такие риски возникают вследствие значительных изменений фискальной и кредитно-денежной политики, спада местной и мировой экономики, неспособности государства выполнять свои долговые обязательства, и др.

Правовые риски - риски возникновения убытков в результате незнания или нарушения местных земельных законов, трудового и экологического законодательства и др.

Валютные риски - риски негативного воздействия колебаний валютного курса на денежные потоки, порождаемые производственной и сбытовой деятельностью компании.

Рыночные риски - риски, связанные с общим состоянием рынка, а также объёмами и динамикой рыночной конъюнктуры. Сюда можно отнести огромное множество факторов риска: размер и структуру рынка; наличие конкурентов и их ценовую политику, наличие у них развитой технологической базы; наличие барьеров входа; национальные особенности потребления, отношение к обновлению продукции, потребительскую активность и др.

Кадровые риски - очень важны при создании филиалов и дочерних предприятий за рубежом с последующем наймом местного населения. Риски низкой эффективности кадровой политики, возникновения конфликтных ситуаций внутри коллектива, а также между иностранными менеджерами и представителями коренного населения и др.

Демографические риски - риски, связанные с динамикой рождаемости, старения населения, ожидаемой продолжительностью жизни, миграцией и структурой населения, необходимостью нести дополнительные расходы на социальное страхование или пенсионное обеспечение бывших сотрудников фирмы и др.

Инфраструктурные риски - риски отрицательного эффекта отсутствия адекватной инфраструктуры на производственно-сбытовую деятельность компании.

Природно-экологические риски - вероятность негативного влияния сил природы на деятельность предприятия.

Риски местонахождения или соседства - риски негативного влияния нестабильной экономической или политической обстановки одной страны на другую, чаще всего расположенной по соседству.

Институциональные риски - обусловлены наличием во многих развивающихся странах широко распространённой системы коррупции и взяточничества.

Репутационные (имиджевые) риски - риски утраты веры потребителей в способность компании выполнять свои обязательства. Немаловажными факторами риска здесь являются отношение к компании со стороны местных масс-медиа, лобби и влияние со стороны заинтересованных групп отечественных производителей на правительство, законодателей и местное население. Велики риски дезинформации, «промывки мозгов», недобросовестной рекламы [4].

В заключение важно отметить, что наличие международных связей, основанных на взаимодействии с отдельными специалистами или целыми компаниями, способно оказать значительную поддержку предприятию-участнику ВЭД. Одним из необходимых условий выхода компании на мировой рынок является наличие партнёров в других странах, знакомых с особенностями работы различных бизнес-схем в этих государствах и способных обеспечить экономию усилий, времени и, что особенно важно, финансов [1].

Литература

1. Аллен К. МБА для «чайников»: Пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2006. 352 с.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 972 с.

3. Попов Д. Риск при внешнеторговых сделках. М.: С1е1а, 1993.

4. Управление рисками фирмы / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ю.Ю. Ека-ринославский, П.Н. Иванушко. М.: Финансы и статистика, 2006. 397 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.