Научная статья на тему 'Классификация регионов по показателям развития рынка труда и занятости'

Классификация регионов по показателям развития рынка труда и занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1216
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / REGIONAL LABOR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / CLUSTER ANALYSIS / CLASSIFICATION OF REGIONS / VOLGA FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарычева Татьяна Владимировна

Предложена методика многомерной группировки регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, по показателям рынка труда, основанная на методах кластерного анализа. Проведенный анализ позволил разделить регионы на три кластера: регионы локомотивы роста, опорные регионы и отстающие регионы. Каждый кластер был проанализирован с позиции социально-экономического развития, на основании которого были предложены рекомендации по развитию территорий округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF REGIONS IN TERMS OF LABOR MARKET AND EMPLOYMENT

There proposed the method for multi-dimensional grouping of the regions in the Volga Federal District in terms of the labor market based on methods of cluster analysis. The analysis allowed to divide regions into three clusters: regions which are growth drivers, basic regions and lagging regions. Each cluster has been analyzed from the perspective of social and economic development, on the basis of which the recommendations have been proposed for development within the district.

Текст научной работы на тему «Классификация регионов по показателям развития рынка труда и занятости»

3) переориентация банкового сектора на азиатские финансовые рынки;

4) использование инновационных технологий, построение простой и надежной 1Т-инфраструктуры, создание геоинформационных систем с целью повышения эффективности функционирования кредитных организаций;

5) менее зависимая от внешних угроз банковская политика и создание собственной платежной системы национальной валютой;

6) качественный отбор эффективных банков.

Литература

1. Банка России: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru.

2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru.

САВДЕРОВА АЛИНА ФЕДОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (savderova@mail.ru).

SAVDEROVA ALINA - candidate of economics sciences, assistant professor of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 331.524 ББК (У)65.240

Т.В. САРЫЧЕВА

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

Ключевые слова: региональный рынок труда, занятость, безработица, кластерный анализ, классификация регионов, Приволжский федеральный округ.

Предложена методика многомерной группировки регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, по показателям рынка труда, основанная на методах кластерного анализа. Проведенный анализ позволил разделить регионы на три кластера: регионы - локомотивы роста, опорные регионы и отстающие регионы. Каждый кластер был проанализирован с позиции социально-экономического развития, на основании которого были предложены рекомендации по развитию территорий округа.

T. SARYCHEVA

CLASSIFICATION OF REGIONS IN TERMS OF LABOR MARKET AND EMPLOYMENT

Key words: regional labor market, employment, unemployment, cluster analysis, classification of regions, the Volga Federal District.

There proposed the method for multi-dimensional grouping of the regions in the Volga Federal District in terms of the labor market based on methods of cluster analysis. The analysis allowed to divide regions into three clusters: regions which are growth drivers, basic regions and lagging regions. Each cluster has been analyzed from the perspective of social and economic development, on the basis of which the recommendations have been proposed for development within the district.

Государственное регулирование экономики охватывает множество самых разных субъектов Российской Федерации, регионов и других территориальных социально-экономических систем. Учет этого разнообразия в практике планирования невозможен без выявления специфических черт каждого из объектов, рассмотрения их с точки зрения возможностей и задач планирования. Весьма важным становится выделение в основных видах территориальных субъектов тех или иных типов, которые обусловливают большую специфику соответствующих территориальных прогнозов и планов.

Одним из ключевых оснований разработки типологии регионов Приволжского федерального округа явилось положение о том, что некорректно ставить одинаковые цели развития для всех субъектов Приволжского федерального округа, так же как некорректно сравнивать абсолютно любые субъекты округа между собой по уровню и возможностям развития рынка труда и заня-

тости. Задача классификации регионов по уровню развития рынков труда и занятости также становится актуальной при формулировке приоритетов региональной политики государства: возникает необходимость очертить, а впоследствии - обосновать список территорий, становящихся объектами правительственной поддержки. Чем выше неоднородность округа в региональном плане, тем сложней его развитие, тем больше требований к региональной политике. Для развития российской экономики региональный фактор имеет огромное значение, так как наша страна имеет масштабы, сравнимые с континентами. При огромной зависимости роста экономики страны от внешних условий развития необходимо иметь базу для сравнительных оценок региональных рынков труда и динамики занятости [1].

Основная задача типологизации регионов Приволжского федерального округа определялась необходимостью разделения различных субъектов округа на однородные группы при проведении межрегиональных сопоставлений и исследовании экономических процессов на региональных рынках труда. Регионы Приволжского федерального округа были дифференцированы по показателям-индикаторам рынка труда: Уб, - уровень безработицы в /'-м регионе, %; Пб, - продолжительность безработицы в /'-м регионе, мес.; Уз, - уровень занятости в /'-м регионе, %; Уэа,- уровень экономической активности в /'-м регионе, %.

Ввиду того, что увеличение данных четырех показателей несет разную смысловую нагрузку, т.е. высокие показатели уровня и продолжительности безработицы негативно характеризуют рынок труда, и, наоборот, высокие показатели уровня занятости и экономической активности в регионе положительно влияют на развитие рыночных отношений, вместо значений индикаторов рынка труда были взяты их индексы, рассчитанные по следующим формулам:

- для показателей уровня и продолжительности безработицы использовались отношения

1Л Уб .. Пб .„.

ИУб , = , ИПб , = , (1)

' Уб, , Пб,

где Уб - среднее значение уровня безработицы в ПФО; Пб - среднее значение продолжительности безработицы в ПФО;

- для показателей занятости и экономической активности

Иу6 , = ^ , ИУэа, = ^, (2)

Уз, , Уэа,

где Уз - среднее значение уровня занятости в ПФО; Уэа - среднее значение уровня экономической активности в ПФО.

Типологизация регионов Приволжского федерального округа по индикаторам рынка труда проводилась с использованием метода кластерного анализа - метода Варда [3]. Для того, чтобы наиболее отдаленным друг от друга объектам придать большие веса, расстояние между кластерами рассчитывалось как квадрат евклидового расстояния [4]:

Г (X, у) = £ ( - у, )2. (3)

,=1

Проведенный анализ позволил разделить регионы Приволжского федерального округа на три кластера. Результаты кластеризации представлены на рис. 1.

1,4

1,2 1,0

о

го 0,8

а 0,6

5

0,4

ш

0,2

0,0

Рис. 1. Дендограмма многомерной дифференциации регионов ПФО по индикаторам рынка труда

Субъекты, входящие в один тип, с одной стороны, имели близкие значения индикаторов рынка труда (табл. 1), а с другой - общие тенденции социально-экономического развития. Статус кластера имеет важное значение для властей регионов, поскольку развивает и усиливает их экономику, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, создавая условия для успешного развития более отсталых территорий.

Таблица 1

Средние показатели индикаторов рынка труда

Наименование кластера Уровень безработицы, % Продолжительность безработицы, мес. Уровень занятости, % Уровень экономической активности, %

Регионы - локомотивы роста 5,2 7,3 89,1 68,8

Опорные регионы 5,7 7,8 91,7 68,4

Отстающие регионы 6,0 8,0 94,4 68,1

Первый кластер, состав которого определили Саратовская и Самарская области, Удмуртская, Чувашская Республики и Республики Татарстан и Баш-кортастан, отличался в 2012 г. самыми благоприятными условиями, складывающимися на региональных рынках труда. Достаточно высокий уровень экономической активности (68,8%) был обусловлен низким уровнем безработицы (5,2%) и короткими сроками поиска безработицы (7,3 мес.). Данную группу регионов можно назвать «Регионы - локомотивы роста», так как они удовлетворяют следующим условиям [2, 5]:

Во-первых, в данных регионах располагается большая часть всех предприятий Приволжского федерального округа, 56% которых являются коммерческими и направлены на получение прибыли. Оборот организаций субъектов данного кластера составляет 59,6% всего оборота денежных средств округа.

Во-вторых, данные регионы осуществляют значительный вклад в прирост ВРП Приволжского федерального округа, что в первую очередь связано с тем, что в число регионов-лидеров попали регионы, которые осуществляют добычу нефти и газа: Республики Татарстан и Башкортостан, Удмуртия. Это

очень сильно влияет на специфику бизнеса в этих регионах. На долю субъектов данной группы приходится 53% иностранных инвестиций (рис. 2).

140 130 120 110 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

125,52]- 123,26 122,95 122,38

-^ч^ 115,99

92 46\

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

¡213 Доля вклада регионов - локомотивов роста в формирование ВРП по ПФО, % Темп роста ВРП по ПФО,%

Рис. 2. Динамика ВРП по ПФО, 2006-2011 гг.

Анализ данных, представленных на рис. 2, наглядно доказывает, что в целом шесть регионов-лидеров производят почти 57% валового регионального продукта. Это указывает на то, что, к сожалению, в других регионах нашей страны институциональные механизмы не могут так же эффективно привлекать иностранные инвестиции.

В-третьих, регионы данной группы имеют высокий научно-технический потенциал. В этих регионах сосредоточены огромные интеллектуальные ресурсы, ведущие университеты и - одновременно - экспортные ресурсы и соответствующие финансовые ресурсы. В регионах данной группы в 2012 г. располагалось 56,8% предприятий округа, осуществляющих научные исследования и разработки. Именно в этих регионах за последний год подано и получено 62,6% всех патентов на изобретения от округа в целом и 62,0% патентов на полезные модели, позволяющие значительно увеличить производительность труда работников. При этом затраты на научные исследования и разработки составляют лишь 36,8% от внутренних затрат на данные виды деятельности всего Приволжского федерального округа. В среднем по кластеру 41,9% всех предприятий и организаций имеют веб-сайты, при окружном показателе 38,7%. Таким образом, регионы первого кластера в самой короткой перспективе могут стать центрами развития для соседних регионов, перспективы их развития в наибольшей степени поддаются предсказанию. Финансово-экономические центры не утеряют своё первенство вне зависимости от тенденций развития Приволжского федерального округа в целом; они останутся центрами принятия решений и пионерами внедрения и ретрансляции инноваций, постиндустриальными регионами округа. Сырьевые экспортоориентированные регионы благодаря уникальности своих ресурсов сохранят критически важное значение не только для Приволжского федерального округа, но и для российской экономики в целом.

В состав второго кластера вошли «Опорные регионы»: Нижегородская, Пензенская, Ульяновская и Кировская области, а также Пермский край и Республика Мордовия, где ситуация на рынке в 2012 г. труда достаточно благоприятная. Здесь при среднем для округа уровне занятости (91,7%), что в первую очередь связано со средней долей экономически активного населения -

%

всего 68,4%, уровень безработицы находился также на среднем уровне (5,7% в среднем по кластеру), при этом время, потраченное на поиск работы, в регионах данной группы достаточно высокое - 7,8 месяца [2, 5].

Экономическая активность населения в первую очередь зависит от возрастного состава и денежных доходов населения. Регионы второго кластера в 2012 г. характеризовались самой высокой долей численности пенсионеров. Так, на 1000 человек населения здесь в 2012 г. приходилось 305,9 пенсионера. В среднем по округу данный показатель не превышает 287,8, а в первом кластере - 277,6. Несмотря на то, что нагрузка незанятого населения на одного работника в регионах данной группы достаточно высокая, субъекты данного кластера отличались высокими уровнями реальных денежных доходов, составляющих в среднем 112,2%, и реально начисленной заработной платы - 127,5%. Положительный вклад в рост денежных доходов населения обеспечивается социальными трансфертами.

Данные регионы в 2012 г. характеризовались традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис, а именно недостаточное рыночное позиционирование. Только 36,5% предприятий и организаций имеют собственные веб-сайты. Анализ удельного веса организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе организаций показал, что по всем основным характеристикам, таким как использование персональных компьютеров и ЭВМ других типов, локальных и глобальных информационных систем, регионы второго кластера значительно отстают от окружных показателей (рис. 3).

120 100 80 ^ 60 40 20 0

Персональные ЭВМ других типов

компьютеры

94,8 96,8

72 1

17,5

15,2

Локальные Глобальные

информационные информационные сети сети

ПФО И Опорные регионы

Рис. 3. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций, %

Опорные регионы могут быть с наибольшим основанием названы собирательным портретом Приволжского федерального округа со всей её национальной спецификой и всеми трудностями. В будущем им, как и развитым регионам, в первую очередь необходимо повышать конкурентоспособность ведущих видов экономической деятельности.

В настоящее время регионы второго кластера выступают донорами ресурсов для столичных агломераций и нефтедобывающих округов и других территорий с более высоким уровнем развития: к большим зарплатам и большему разнообразию рабочих мест перемещается трудоспособное население, а столичные компании теснят местных конкурентов на региональных потребительских рынках, в финансовом секторе, в деловых услугах.

Опорным регионам следует ориентироваться на выполнение производственных функций, а также на привлечение внешних инвесторов. Создание условий для локализации на территории данных субъектов не только новых производств, но и фирм третичного сектора (финансовой отрасли, деловых услуг) также способно стать важным компонентом политики регионального развития.

Третий кластер, представленный Оренбургской областью и Республикой Марий Эл, характеризовался самым высоким уровнем безработицы, который в среднем по кластеру составил 6,0%, при среднем значении по Приволжскому федеральному округу в 5,5%. Несмотря на то, что в регионах данной группы уровень занятости населения, рассчитанный от экономически активного населения, был в 2012 г. самым высоким и составил 94,4%, уровень экономической активности населения здесь в исследуемый период времени был самый низкий - 68,1%. В связи с этим Республика Марий Эл и Оренбургская область были отнесены к «Отстающим регионам». В 2012 г. они характеризовались значительным экономическим спадом в основных видах экономической деятельности [2, 5].

В финансовом плане регионы третьего кластера дотационные, база для формирования местных бюджетов недостаточна. На территории депрессивных регионов отмечался низкий уровень жизни населения, устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров. Так, например, в Республике Марий Эл износ основных фондов в 2012 г. имел максимальное по округу значение 60,6%, что поставило ее на 80-е место по данному показателю среди всех субъектов Российской Федерации. На 80-м месте среди регионов России и на последнем месте среди регионов Приволжского федерального округа Республика Марий Эл находилась и по уровню среднедушевых доходов, которые в тот период составили 12 538 руб. при среднем показателе по округу 19 597 руб.

Необходимо отметить, что в отличие от Республики Марий Эл Оренбургская область находилась в гораздо более выгодном положении. Износ основных средств составил в 2012 г. 56,9% (9-е место среди регионов ПФО). По величине среднедушевых данный субъект занимал 5-ю позицию в округе (16 539 руб.). Критическая ситуация на рынке труда в области связана с ликвидацией крупных промышленных предприятий и отсутствием рабочих мест. Более 300 тыс. человек (30% от экономически активного населения) находятся в состоянии неформальной занятости (мелкий бизнес, ремесленничество, неоформленные подработки в строительстве, торговле, обслуживании населения). Наибольший удельный вес неформальной занятости приходится на сельское хозяйство (75%), торговлю и сферу бытовых услуг (61%), пищеперерабатывающую промышленность (40%), строительство (36%), транспорт и связь (34%) [5].

Выход депрессивных регионов на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Также эти регионы должны стать объектами целевой государственной поддержки .

Литература

1. Бережная И.В., Стефанюк О.Д. Типология регионов как основной аспект регионалистики // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 81-86.

2. Ермакова Н.А., Калоева А.Т. Типологии регионов для целей региональной политики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 65 с.

3. КузьминаА.С. Классификация регионов Дальневосточного федерального округа по уровню социально-экономического развития // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Социально-экономические науки. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 221-230.

4. Миркин Б.Г. Методы кластер-анализа для поддержки принятия решений: обзор: препринт WP7/2011/03. М.: ИД Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2011. 88 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САРЫЧЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной статистики и информатики, директор института экономики, управления и финансов, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (tvdolmatova@bk.ru).

SARYCHEVA TATIANA - candidate of economics sciences, assistant professor of Applied Statistics and Informatics Chair, director of Economics, Management and Finance Institute, Mari State University, Russia, Yashkar-Ola.

УДК 330.123.6:[352+354]:005.336.3 ББК У050.14-823.2

Д.В. СЕРГЕЕВ, Н.В. СЕРГЕЕВА

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, административные барьеры, корруп-циогенность.

Предложены результаты исследования качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике. Даны рекомендации по совершенствованию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

D. SERGEEV, N. SERGEEVA ASSESSMENT OF THE QUALITY AND AVAILABILITY OF NATIONAL AND MUNICIPAL SERVICES

Key words: public and municipal services, administrative barriers, corruption.

Offered the results of research of the quality and accessibility of provision of public and municipal services in the Chuvash Republic. Proposals wife recommendations to improve the process of providing public and municipal services.

Основная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления состоит в обеспечении предоставления государственных и муниципальных услуг, связанных с жизнедеятельностью населения1. Административные барьеры, возникающие при получении заявителем государственных и муниципальных услуг, сдерживают темпы экономического развития отдельно взятого региона и всей страны в целом2.

Для оперативного разрешения существующих структурных проблем и реформирования системы государственного и муниципального управления осуществляется ежегодный мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Оценка качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике была проведена по четырем критериям:

- качество предоставления государственных и муниципальных услуг;

- доступность предоставления государственных и муниципальных услуг;

- уровень административных барьеров государственных и муниципальных услуг;

- уровень коррупционности государственных и муниципальных услуг. Мониторинг качества и доступности предоставления государственных и

муниципальных услуг проводился среди респондентов из 26 муниципальных образований Чувашской Республики, в том числе в городах Чебоксары, Ново-чебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля.

1 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Фед. закон РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газета. 2010. № 5247, 30 июля.

2 О республиканской целевой программе «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике в 2011-2013 годах»: постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 17.06.2011 г. № 246 // Рос. газета. 2010. № 5515, 30 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.