Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК / ПРОГРАММНОЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ СРЕДСТВО / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИД)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коркишко Инна Вячеславовна, Третьякова Наталья Романовна, Коркишко Иван Васильевич

Научная статья написана в рамках исследования системы формирования заказа (технического задания) на программные учебно-тренировочные средства. В статье представлен краткий отчет с выводами по патентно-информационному поиску, а также предложена авторская классификация программных учебно-тренировочных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коркишко Инна Вячеславовна, Третьякова Наталья Романовна, Коркишко Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE TRAINING TOOLS CLASSIFICATION

The scientific article was written as part of the study of the order formation system (terms of reference) for software training aids. The article presents a brief report with conclusions on patent information search, as well as the author's classification of software training tools.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 303.732.4

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-5-125-126

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ

И.В. Коркишко, Н.Р. Третьякова, И.В. Коркишко

Научная статья написана в рамках исследования системы формирования заказа (технического задания) на программные учебно-тренировочные средства. В статье представлен краткий отчет с выводами по патентно-информационному поиску, а также предложена авторская классификация программных учебно-тренировочных средств.

Ключевые слова: патентно-информационный поиск, программное учебно-тренировочное средство, результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД).

Исследования вопроса технологии и качества формирования технического задания на программные учебно-тренировочные средства (далее - ПУТС) выявило необходимость системного анализа имеющихся технических решений разработки ПУТС. Техническое задание формируется на основании оценки имеющегося опыта разработки и прогнозирования качества будущего ПУТС. После утверждения технического задания оно становится регламентирующим документом процесса разработки ПУТС и его конечного вида, что позволяет сказать о переходе целеполагания в целесуществование.

Неоднократно исследователями было отмечено отсутствие единства в терминологии при создании учебно-тренировочных средств [1, 2], что существенно осложняет задачу разработки технических требований.

Авторами данного исследования предлагается классифицировать ПУТС для формирования единого представления о возможных вариантах структуры ПУТС. Для решения задачи классификации применялся метод патентно-информационного поиска и анализа открытых научных публикаций о проектировании учебно-тренировочных средств.

Разработанная общая классификация позволяет заказчикам быстрее выработать требования к разрабатываемому изделию (ПУТС) в техническом задании и, в целом, сократить время на их уточнение для разработчиков.

Для обоснования актуальности исследований в области разработки ПУТС и рассмотрения опыта проектирования был проведен патентно-информационный поиск и систематизация известных технических решений, релевантных ПУТС. Информационный поиск выполнялся по следующим отобранным ключевым общим, специальным и синонимичным терминам: учебно-тренировочное средство, тренажер, эмулятор.

Глубина патентного поиска определена в 22 года, что обусловлено необходимостью всестороннего изучения технического уровня отечественных разработок в области ПУТС. В ходе проведения поиска для последующего анализа было выбрано 44 патентных документа [3], представленные в табл. 1 и в табл. 2.

Таблица1

Патентная документация (изобретения)_

Патент, номер охранного документа Заявитель (патентообладатель) Название изобретения

1 2 3

№ 2 126 127 Военная академия бронетанковых войск Учебно-тренировочное средство

№ 2 130 158 Военная академия бронетанковых войск Учебно-тренировочное средство

№ 2 164 040 ЗАО «Центр совместных технологических разработок «ТЕХНО Р», 2-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ Тренажер для командного пункта с радиолокационной станцией

№ 2 224 566 Рогачев А.В. Спортивно-развлекательный комплекс для военной игры и способ её проведения (варианты)

№ 2 250 511 ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», Демченко Олег Федорович, Долженов Николай Николаевич, Попович Константин Федорович, Шюлин Владимир Петрович, Гуртовой Аркадий Иосифович, Сорокин Виктор Фомич, Кодола Валерий Григорьевич Учебно-тренировочный комплекс авиационный

№ 2 367 026 ООО «Центр тренажеростроения и подготовки персонала», Яи. Заявка № 2008104437 от 05.02.2008 Опубликовано 10.09.2009 Тренажер для обучения летчиков пилотированию ударного вертолета и применению авиационных средств поражения

№ 2 419 164 ЗАО «НИИ «Центрпрограммсистем» Тренажер для групповой подготовки операторов радиолокационных станций

№ 2 524 491 «Российская Федерация, от имени которой выступает» Государственная корпорация по атомной энергии [3] «Росатом», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» Учебно-тренировочный комплекс

Продолжение табл. 1

1 2 3

№ 2 544 861 ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» Тренажер для подготовки расчетов пунктов управления зенитных ракетно-пушечных комплексов [3]

№ 2 561 851 ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» Тренажер для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов

№ 2 592 026 АО «ЦКБ аппаратостроения» Способ создания комбинированной реальности при подготовке военнослужащих сухопутных войск и тренажер для его осуществления [3]

№ 2 596 518 ОАО «Рязанский Радиозавод» Программно-аппаратный тренажер аппаратуры внутренней связи коммутации управления [3]

№ 2 610 725 АО НПО «Русские базовые информационные технологии» Комплекс технических средств обучения для подготовки общевойсковых соединений в центре боевой подготовки [3]

№ 2 621 833 ОАО «Рязанский Радиозавод» Программно-аппаратный тренажер аппаратуры для шифрования телефонной информации

№ 2 630 770 ОАО «Рязанский Радиозавод» Типовой программно-аппаратный тренажер цифровых систем передачи

№ 2 634 658 «Российская Федерация, от имени которой выступает» [3] Мин-промторг РФ Компьютерный тренажер

№ 2 638 410 АО «ЦКБ аппаратостроения» Устройство для профессионального отбора и обучения операторов систем слежения

№ 2 641 612 АО «ЦКБ аппаратостроения» Тренажер-манипулятор для подготовки операторов комплексов вооружения

№ 2 648 543 АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» [3] Тренажер для подготовки боевых расчетов батарейных и полковых пунктов управления зенитных ракетно-пушечных комплексов

№ 2 659 869 ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» Автоматизированное рабочее место для обучения топопривязчика

№ 2 671 460 АО ЦКБ аппаратостроения «Тренажер для отработки навыков взаимодействия операторов средств ближнего боя» [3]

№ 2 678 882 ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ» Стенд имитации работы электрохимической защиты и способ обучения с применением стенда

№ 2 685 848 ФГКВОУВО «Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского» МО РФ Способ оценивания уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков на учебно-тренировочных комплексах

№ 2 691 882 Симонов Виталий Валерьевич, Кашарный Вячеслав Владимирович, Гомонай Михаил Васильевич, Садовщиков Александр Викторович, Кашарный Ярослав Вячеславович Мобильный автономный комплект технических средств для обучения

№ 2 741 157 АО «НПП «Калужский приборостроительный завод «Тайфун»» Учебно-тренировочный комплекс подвижного берегового ракетного комплекса

№ 2 773 419 АО «Тулаточмаш» Учебный имитатор боевого средства

Таблица 2

Патентная документация (полезные модели)_

Патент, номер охранного документа Заявитель (патентообладатель) Название полезной модели

1 2 3

№ 42 906 ОАО «ЦКБ аппаратостроения» Аппаратно-программный комплекс тренажера для подготовки операторов

№ 77 075 ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической тепловой энергии на атомных станциях» [3] Тренажер

№ 88 126 ФГУП «195 Центральный завод полигонного и учебного оборудования» МО РФ («195 ЦЗПУО» МО РФ) Модульный комплексный тренажер боевых машин

№ 95 157 ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) [3] «Мобильный учебный комплекс для обучения населения в области и защиты от чрезвычайных ситуаций» [3]

№ 108 683 «Российская Федерация, от имени которой выступает» [3] Мин-промторг РФ Комплекс подготовки операторов необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов

№ 111 331 Литвиненко Александр Александрович Комплексный тренажер экипажа учебно-тренировочного самолета

№ 111 703 Федеральное агентство воздушного транспорта ФГОУВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» [ 3 ] (МГТУГА) Тренажерный комплекс для обучения авиадиспетчеров диспетчерских пунктов руления, старта и посадки на реальном летном поле

№ 117 029 «Российская Федерация, от имени которой выступает» [3] Мин-промторг РФ Устройство для имитации визуальной обстановки АРМ оператора средств управления движением судна

№ 118 094 Негосударственное образовательное учреждение «Автошкола № 1» Комплексная интерактивная система обучения подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств

№ 119 500 ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» [3] Базовый комплекс учебно-тренировочных средств для подготовки экипажей подводных лодок

№ 119 501 ЗАО «Научно-технический центр «Альфа-М» Комплексный тренажер для подготовки летчиков морской авиации

№ 137 540 ОАО «Московское конструкторское бюро «Компас» [3] Испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельных вертолетов

№ 143 894 ОАО научно-внедренческое предприятие «ПРОТЕК» Тренажер для обучения оператора комплекса навигационной аппаратуры наземного мобильного средства «Ориентир»

№ 152 894 ОАО «Рязанский Радиозавод» [3] «Программно-аппаратный тренажер радиостанции Р-168-5 УН-2» [3]

Окончание табл. 2

1 2 3

№ 167 371 Привалов Александр Николаевич «Когнитивный адаптивный тренажер» [3]

№ 175 518 ОАО «Рязанский Радиозавод» [3] «Программно-аппаратный тренажер пульта управления радиорелейной станции Р-419МЦ1» [3]

№ 190 579 ФГКВОУВО «Михайловская военная артиллерийская академия» МО РФ Устройство для расчета оценивания эффективности учебно-тренировочных средств перспективных самоходно-артиллерийских орудий

№ 203 566 ФГКВОУВО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова Академия ВС РФ» «Мобильный тренажерный комплекс инженерно-дорожных подразделений» [3]

По результатам анализа актуальных патентных документов был установлен технический уровень разработок, определяющих научно-технический уровень в области создания ПУТС.

Одной из характеристик достигнутого уровня техники в области создания ПУТС является их разработка с применением средств вычислительной техники (далее - ВТ) и различных информационных технологий (далее - ИТ), способствующих приращению дополнительных функций учебно-тренировочных средств, а также способствующих повышению уровня технологизации процесса обучения.

Для выявления тенденций развития в области разработки ПУТС отобранные охранные документы был проведен анализ на принадлежность к различным областям техники. Установлено, что основные области, к которым относятся отобранные результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и описанные в них учебно-тренировочные средства, представлены: ПУТС военного, двойного и иного назначения.

При этом к ПУТС военного назначения относится 26 охранных документов, из которых 18 представлены изобретениями и восемь полезными моделями. ПУТС двойного и иного назначения соответствуют 18 технических решений: 10 - изобретения, восемь - полезные модели.

К иным областям применения, в частности относятся учебно-тренировочные средства, предназначенные для спортивно-развлекательных мероприятий, тренировки персонала атомных электростанций, а также обучения населения для защиты во время чрезвычайных ситуаций.

На рис. 1 представлено процентное соотношение охранных документов, в которых описаны ПУТС военного назначения, и всего количества отобранных РИД (рис. 1 (в)), количества изобретений (рис. 1 (а)) и количества полезных моделей (рис. 1 (б)).

По результатам анализа выявлено, что одной из тенденций развития ПУТС является их разработка для их использования в военных целях, и появление новых ПУТС неразрывно связано с появлением новых образцов военной техники.

Также отобранные технические решения были проанализированы с точки зрения особенностей их конструктивного исполнения. Анализ показал, что все описанные ПУТС делятся на две большие группы:

УТС, выполненные с применением средств ВТ и различных ИТ;

УТС, выполненные без применения средств ВТ.

Полезные модели

56%

а) от всех отобранных изобретений

б) от всех отобранных полезных моделей

РИД

Относится к другим областям техники

Относится к области военной техники

в) от всех отобранных РИД Рис. 1. Анализ количества РИД по областям техники

Результаты анализа приведены на рис. 2.

26

16 11

8 6 4

2 О

Всего С применяемы! средств Бя применения средств

ВТ ВТ

Рис. 2. Анализ особенностей УТС по конструктивному исполнению

Таким образом, из всех отобранных для анализа технических решений 86,4 % составляют те технические решения, в которых описаны УТС, включающие средства ВТ. Соответственно из количества всех отобранных изобретений 88,5 % содержат описание УТС, имеющих средства ВТ в своем составе. В отношении полезных моделей было выявлено, что 83 % от всех отобранных характеризуются наличием средств ВТ. На основании данных сведений резюмируем, что еще одной тенденцией развития области создания и повышения технического уровня УТС является применение средств ВТ в их составе.

Остальные ПУТС, приведенные в отобранных для анализа патентных документах, включают аппаратные части, которые полностью или частично имитируют реальные образцы техники без расширения функциональных возможностей применения. К ним относятся изобретения, имеющие номера патентов №2 26 127; №2 130 158; №2 224 566; а также полезные модели, имеющие номера патентов № 95 157; № 119 501; № 137 540. На основании выявленных тенденций патентования в исследуемой области техники, касающейся разработки УТС, становится возможным дать прогноз её развития.

В первую очередь необходимо отметить, что на основе тенденции создания ПУТС для освоения специальной техники в краткосрочной перспективе развитие данной области техники будет неразрывно связано с процессом дальнейшего создания новых образцов вооружения, способов планирования и ведения военных действий, а также нововведений в области военного образования, технологизацию обучения. В среднесрочной перспективе на основе выявленной тенденции использования в составе ПУТС средств ВТ и ИТ возможно спрогнозировать, что все большее количество технических решений в данной области в качестве технического результата будет реализовывать расширение функциональных возможностей применения ПУТС за счет использования указанных средств и технологий. Например, ПУТС будут представлять собой сложные технические объекты, реализующие помимо основной функции, функцию автоматизированного контроля и оценивания уровня подготовленности пользователей.

Для прогнозирования долгосрочной перспективы развития области создания ПУТС целесообразно выделить возможность разработки принципиально новых устройств или повышения технического уровня ПУТС на основе перспективных ИТ. В ходе настоящих патентных исследований были выявлены охранные документы, в которых, в частности, описаны ПУТС предполагающие использование технологий виртуальной реальности: патент на изобретение № 2 592 026 и патент на полезную модель № 111 703.

Также интерес представляют сведения о категории обладателей исключительных прав на РИД (патентообладателей), которые в подавляющем количестве случаев являются заявителями технических решений. Результаты анализа категорий обладателей исключительных прав на РИД, отобранных для изучения уровня техники в области ПУТС, приведены на рис. 3.

30 25 X о. о 15 вз Б 0« ъ 10 о * 5 О 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вв Шжт Шт-п

Предприятия промышленности Обра зовательные и научные организации Физические лица Российская Федерация

■ всего 28 10 4 5

я Изобретения 18 6 2 3

□ Полезные модели 10 4 2 2

Рис. 3. Анализ категорий обладателей исключительных прав на РИД

При анализе категорий обладателей исключительных прав учитывалась принадлежность охранных документов двум патентообладателям.

ЕЕ И

Относится к другим областям техники

I Относится к области военной техники

В ходе рассмотрения патентных документов было установлено, что всех обладателей исключительных прав на РИД можно классифицировать на следующие основные категории:

предприятия промышленности;

образовательные и научные организации;

физические лица;

Российская Федерация, от которой выступает определенное государственное ведомство или организация.

Таким образом, исследования позволили установить существующий технический уровень в области создания ПУТС путем анализа выявленных релевантных патентных и иных документов. Исследования определили наиболее значимые для разработки ПУТС технические решения, которые являются ориентирами уровня технического совершенства.

При разработке ПУТС требуется поиск новых технических решений, позволяющих имитировать реальные объекты-прообразы и реализовывать дополнительный функционал, необходимый для обучения.

Патентная активность предприятий промышленности, конструкторских бюро научно-производственных организаций указывает на то, что разработка ПУТС тесно связана с производством основного технического объекта, для обучения работе на котором предназначено ПУТС.

Значимость и прикладная перспективность выполняемых научных исследований подтверждены результатами выполненных исследований, демонстрирующих активность патентования в данной области техники.

Патентный поиск подтвердил разнообразие наименований учебно-тренировочных средств, как технических программных или программно-аппаратных информационных систем, используемых для обучения специалистов специальным профессиональным навыкам.

Исследование интеллектуальных результатов в области тренажеро-строения также позволил выявить ряд особенностей, используемых авторами для классификации:

1) наличие учебно-тренировочных средств с вычислительной техникой в составе и без нее;

2) наличие аппаратной составляющей в виде имитаторов (симуляторов) и без них;

3) наличие дополнительных функций в ПУТС, отличных от основного изделия, для которого изготавливается ПУТС и без них;

4) различие в комплексности подхода разработки ПУТС;

5) деление на две устойчивые группы разработчиков ПУТС: научно-образовательные организации и научно-производственные (промышленные) организации.

По иным информационным источникам выявлены дополнительные сведения об уровне исследуемой техники. Так в [4] указаны принципы создания ПУТС на основе опыта разработки тренажера для оператора оперативно-тактического ракетного комплекса. ПУТС применяется при теоретической и практической подготовке специалистов, действиям как в штатных, так и аварийных ситуациях.

В статье [5] на рассмотрение выносится вопрос внедрения новых информационных технологий в процесс обучения, в том числе, применение ПУТС, проводится анализ существующих виртуальных тренажеров и методов оценки обученности, описана авторская модель виртуального тренажера.

Статья [6] указывает на недостаточный учет накопленных знаний обучающимися при разработке и совершенствовании ПУТС, обнаруженный в ходе анализа современных ПУТС.

По мнению авторов, изложенному в статье [7] расширение номенклатуры и увеличение разнообразия используемых в войсках Военно-космических сил радиолокационных станций дальнего обнаружения является одной из причин недостаточно качественной подготовки военных специалистов и специалистов промышленности для обеспечения их эксплуатации. Существенно ускорить и одновременно повысить качество процесса обучения, особенно в части формирования практических навыков, позволит применение ПУТС. Наиболее важным фактором является унификация ПУТС для различных сфер применения и решаемых задач. Получаемые от предприятий промышленности программно-аппаратные средства и стенды увеличивают функциональность ПУТС при их использовании в военных учебных заведениях. Наличие в составе ПУТС программно-аппаратных средств расширяет возможности организации образовательного процесса путем увеличения объема учебно-методических материалов с учетом дифференцирования по специальностям и уровням обученности.

Опыт разработки ПУТС для Военно-морского флота описан в [8]. Появление высокоразвитого инструментального программного обеспечения и высокопроизводительных средств вычислительной техники, новейших средств воспроизведения и представления информации с цифровых носителей, а также технологий интерактивного взаимодействия помимо изменения требований к разработке ПУТС позволили открыть новые возможности в подготовке специалистов.

В монографии [9] представлены теоретические основы проектирования ПУТС. Проблемы разработки ПУТС рассматриваются с позиций теории систем, теории информации, теории управления, информатики, педагогики и педагогической психологии, системотехники и эргономики, кроме того, формулируются требования к дидактической эффективности ПУТС, моделируются процессы освоения техники и оценки результатов учебной деятельности в компьютерной предметно-ориентированной обучающей среде, оценивается эффективность процесса управления обучением.

В статье [10] обоснованы структура и состав электронного тренажера для подготовки пиротехников и саперов и проверки их знаний, навыков и умений.

Собственный опыт авторов данной статьи в разработке ПУТС и анализ публикаций позволяет сказать, что обычно промышленные предприятия занимаются разработкой ПУТС на ранних этапах жизненного цикла основного изделия-прототипа, т.е. на этапе разработки основного изделия или на этапе запуска в серию, поступления в эксплуатацию [11, С.13]. В таких случаях заказчик сразу включает в техническое задание требования на изготовление ПУТС. В данных ПУТС обычно слабо развита методическая поддержка образовательного процесса, например, отсутствует фонд оценочных средств результатов обученности обучающихся с применением ПУТС. Это объяснимо тем, что методика преподавания эксплуатации нового изделия еще не сформирована, опыт обучения отсутствует. В результате, такие ПУТС (изготовленные вместе с основным изделием) чаще имеют вид симулятора с определенными сценариями применения.

Образовательные организации занимаются разработкой ПУТС на этапе эксплуатации, когда преподавательский состав понимает необходимость автоматизации процесса обучения, его ускорения и уплотнения учебного материала, экономии ресурса штатного изделия-прототипа. На данном этапе уже есть опыт преподавания, но, как правило, отсутствуют или ограничены необходимые средства на промышленное изготовление имитаторов. При этом необходимо учесть, что именно точные имитаторы позволяет выработать требуемые сенсомоторные навыки у обучающихся. Без имитаторов это сделать невозможно.

ПО ур»ин|» 0брД»Оп,|

| Доподготовкэ

I Среднее I профессиональное| I Высшее I

1 профессиональное | дополнительное

_П« »иду ннтерфейс;

I* оволблымеми^

•3

Традиционный | (Иммерсианый) -

Открытая

Ч

Дополненная реальность

Глубокого погружен!

5 I

ия

Закрытая

I Локальные

I I (отдельные АРМ) |

~~I—| Сетевые |-&мД се»—

—| Отсутствует

Локальная сеть

С диагностикой состояния

Глобальная сеть

Н{

С взаимодействием! с обучающимися |

без взаимодействия! с обучающимися |

состапаяющс-А

Имитаторы (симуляторы)

Финыин» I риультлта | _

Без учета обученности

Учет обученности |

Отсутствует

В составе комплекса

Комплексный Единичный

Промышленные

Научно-образовательные

Единичный

Локализованые

Частично локализованные

\ Не локализованные

Рис. 4. Классификация ПУТС 130

Изучение рынка производителей ПУТС: ОАО «НИЦ СПб ЭТУ» [12], ООО «ЭСВО» [13], АО НИИ ТС «Синвент» [14], АО «ИТЦ «ДЖЭТ» [15], ЗАО «НПП ПТ «Океанос» [16], ООО НПП «Учтех-Профи» [17] и других; методом анализа официальных сайтов позволило сделать предварительный вывод о специализации производства ПУТС для конкретного вида техники - прототипа. Однако встречаются и производители - «полиглоты», владеющие научными знаниями и возможностями создания ПУТС для сложных технических систем - прототипов различных отраслей народного хозяйства. Такие производители, как правило, подчеркивают свои преимущества, а именно, выполнение заказов на экспорт. Этот факт свидетельствует о том, что ПУТС в таком случае должен быть адаптирован к другой языковой среде.

Используя выше полученные выводы и опыт классификации компьютерных средств обучения, представленные учеными Башмаковыми в труде «Разработка компьютерных учебников и обучающих систем» [18, С.27], авторы статьи получили следующую классификацию ПУТС, отображенную на рис. 4.

Данная классификация уточняет техническую сторону разработки ПУТС на современном этапе, позволяет точнее сформулировать технические требования в разрабатываемом техническом задании для создания ПУТС. Крупная структуризация будущего ПУТС позволяет понять отдельные требования к условиям разработки. Так техническое требование наличия имитаторов, связанное с отработкой сенсо-моторных навыков, свидетельствует о необходимости применения производственных мощностей для изготовления ПУТС. А требование разработки гибкой системы контроля в ПУТС, ставит задачу привлечения опытных преподавателей к формированию фонда оценочных средств: сценариев тренировки, критериев оценки качества выполнения заданий, образцов выполнения и т.п.

Выбор целесообразного варианта ПУТС с учетом классификации определяется экспертным методом по методике определения целесообразности разработки ПУТС. Данная методика является правилом выбора на основе рассмотрения преимуществ вариантов (прогнозных моделей) ПУТС и имеющихся условий для их разработки и эксплуатации.

Таким образом, исследование опыта разработки позволило осуществить классификацию ПУТС и сформулировать следующую задачу исследования: выработку методики определения целесообразности выбора из возможных вариантов разработки ПУТС с учетом имеющихся факторов воздействия.

Список литературы

1. Халин А.Ф. Концепция развития комплекса учебно-тренировочных средств для освоения вооружения военной и специальной техники / Программные продукты и системы. 2018. Т.31. №1. С.177-183.

2. Коркишко И.В., Третьякова Н.Р., Коркишко И.В. Научные разработки гибкой системы контроля обученности в комплексном учебно-тренировочном средстве / Вестник военного образования. 2021. № 5 (32). С. 38-43.

3. Изобретения и полезные модели // Федеральный институт промышленной собственности [Электронный ресурс] URL: https://www.fips.ru/to-applicants/inventions/ (дата обращения 23.03.2023).

4. Кашин В.М., Белов В.В., Власов Н.Н., Водиченков Д.А. Принципы построения учебно-тренировочных средств и опыт создания тренажера оперативно-тактического ракетного комплекса. / Вестник РГТУ. 2016. №57. С.94-104.

5. Афанасьев А. Н. Модель и метод разработки и анализа компьютерных тренажеров [Текст] / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт, Д.С. Канев // Автоматизация процессов управления. 2015. № 2. С. 64-71.

6. Боровиков И.Г., Вивчарь Р.М., Волков Н.А., Пачин А.В. Методика использования учебно-тренировочных средств подготовки технологического персонала / Современные наукоемкие технологии. 2019. № 3-1. С. 93-99.

7. Логовский А.С., Лепешкин С.А., Шульга И.Н., Богомаз Д.В. Концепция построения и применения автоматизированных учебно-тренировочных средств в учебном процессе для подготовки специалистов по эксплуатации РЛС дальнего обнаружения / Электроника. Радиотехника. Том 10 №4-2016 С.4-8

8. Базлов А.Ф., Рисунков В.Б., Соколов С.Н., Стрючков А.М. Опыт разработки учебно-тренировочных средств для военно-морского флота / Программные продукты и системы №1 (113), 2016. С. 27-31

9. А.Н. Печников, Шишков А.Н. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения Монография / СПб.: Изд-во ВВМ, 2014 г. 396 с.

10. П.А. Аляев, А.В. Седнев, В.А. Седнев Электронный тренажерный комплекс-имитатор для подготовки специалистов пиротехнических и инженерно-саперных подразделений / Военная безопасность России: взгляд в будущее М. 12.03.2019 № 3(59) 2021 392 с. С.10-16

11. ГОСТ 15.016-2016 Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению / М.: Стандартинформ. 2020. С. 27.

12. Официальный сайт научно-инженерного центра Санкт-Петербургского электротехнического университета [Электронный ресурс]. URL: http://rec-etu.com/index.php/rU/(дата обращения: 12.03.2023).

13. Официальный сайт ООО «ЭСВО» [Электронный ресурс]. URL: https://www.esvoavia.ru (дата обращения: 12.03.2023).

14. Официальный сайт научно-исследовательского института технических систем «Синвент>> [Электронный ресурс] URL: http://sinvent.ru (дата обращения: 12.03.2023).

15. Официальный сайт АО «ИТЦ «ДЖЭТ» [Электронный ресурс]. URL: https://get-sim.ru/about (дата обращения: 12.03.2023).

16. Официальный сайт ЗАО «НПП ПТ «Океанос» [Электронный ресурс]. URL: https://oceanos.ru (дата обращения: 12.03.2023).

17. Официальный сайт ООО НПП Учтех-Профи [Электронный ресурс]. URL: https://labstand.ru (дата обращения: 12.03.2023).

18. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «ФилинЪ», 2003. 616 с.

Коркишко Инна Вячеславовна, канд. экон. наук, научный сотрудник, inna.korkishko.68@mail.ru, Россия, Краснодар, Краснодарское высшее военное училище,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третьякова Наталья Романовна, канд. техн. наук, старший научный сотрудник, n3tjakova@yandex. ru, Россия, Краснодар, Краснодарское высшее военное училище,

Коркишко Иван Васильевич, аспирант, korkishkoiv@yandex.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный технологический университет

SOFTWARE TRAINING TOOLS CLASSIFICATION I.V. Korkishko, N.R. Tretyakova, I.V. Korkishko

The scientific article was written as part of the study of the order formation system (terms of reference) for software training aids. The article presents a brief report with conclusions on patent information search, as well as the author's classification of software training tools.

Key words: patent information search, software training tool, results of intellectual activity

Korkishko Inna Vyacheslavovna, candidate of economical science, scientific researcher, in-na.korkishko.68@mail.ru, Russia, Krasnodar, Krasnodar High Military School,

Tretiaykova Natalia Romanovna, candidate of technical science, senior scientific researcher, n3tjakova@yandex.ru, Russia, Krasnodar, Krasnodar High Military School,

Korkishko Ivan Vasilyevich, postgraduate, korkishkoiv@yandex.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State Technological University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.