Научная статья на тему 'Классификация проблем современных промышленных предприятий по ресурсному признаку'

Классификация проблем современных промышленных предприятий по ресурсному признаку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ / RECOURSES OF INDUSTRIAL ENTERPRISE / CLASSIFICATION OF PROBLEMS / COMPETITIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушмелева Галина Владимировна

Цель: классифицирование проблем промышленных предприятий по ресурсному признаку для повышения эффективности управления. Метод или методология проведения работы: теоретические, обобщения, сравнения. Результаты: разработаны теоретические и практические положения адаптивного управления промышленных предприятий. Область применения результатов: моделирование адаптивного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION PROBLEMS OF THE MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISES ON RESOURCE GROUNDS

Purpose: classification problems of the industrial enterprises on resource grounds for increase of a management efficiency. Methodology: theoretical, generalization, compare. Results: were used in development of theoretical provisions of adaptive management of the industrial enterprises. Practical implications: classification of problems of industrial enterprises were used for developing scientific and mathematical recommendations for management of industrial enterprises based on management analysis which was used in the system of adaptive management.

Текст научной работы на тему «Классификация проблем современных промышленных предприятий по ресурсному признаку»

инновационная политика и экономика

(innovation policy and economics)

Б01: 10.12731/2070-7568-2014-3-3 УДК 65.012.12

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО РЕСУРСНОМУ ПРИЗНАКУ

Бушмелева Г.В.

Цель: классифицирование проблем промышленных предприятий по ресурсному признаку для повышения эффективности управления.

Метод или методология проведения работы: теоретические, обобщения, сравнения.

Результаты: разработаны теоретические и практические положения адаптивного управления промышленных предприятий.

Область применения результатов: моделирование адаптивного управления.

Ключевые слова: предприятие, промышленное предприятие, ресурсы управления, факторы управления, потенциал управления.

CLASSIFICATION PROBLEMS OF THE MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISES ON RESOURCE GROUNDS

Bushmeleva G.V.

Purpose: classification problems of the industrial enterprises on resource grounds for increase of a management efficiency.

Methodology: theoretical, generalization, compare.

Results: were used in development of theoretical provisions of adaptive management of the industrial enterprises.

Practical implications: classification of problems of industrial enterprises were used for developing scientific and mathematical recommendations for management of industrial enterprises based on management analysis which was used in the system of adaptive management.

Keywords: industrial enterprise, recourses of industrial enterprise, classification of problems, competitive potential.

Промышленность России является наиболее проблемной частью экономики по причине низкой эффективности, недостаточной конкурентоспособности продукции как на внутреннем российском, так и на мировых рынках. Поэтому необходимо исследовать проблемы промышленных предприятий, так как промышленность любой страны представлена множеством промышленных предприятий. Трансформационные процессы в эконо-

мике России повлияли на изменение и понятие «промышленное предприятие».

Современное промышленное предприятие - это хозяйствующий субъект, самостоятельный экономически и юридически, любой организационно-правовой формы с соответствующей имущественной, производственной, организационной, технической, информационной, социальной структурой, позволяющей ему быть конкурентоспособным, производящим и реализующим промышленную продукцию.

Но для роста конкурентоспособности промышленных предприятий России необходимо сбалансировано решать проблемы управления, поэтому возникает необходимость в разработке научно-практических рекомендаций по изучению проблем на основе управленческого анализа. Сущность которого в том, что каждая проблема идентифицируется с точки зрения ресурсов управления и обоснование ее решения заключается в выборе объекта мониторинга. Управление промышленным предприятием по содержанию представляет собой процесс воздействия на значение управленческих показателей, оценивающий ресурс, который является объектом мониторинга. Обязательной характеристикой такого воздействия должна быть целенаправленность, т.е. управление должно ориентироваться на достижение определенных значений управленческих показателей.

Для дальнейшего рассмотрения видится, что следует уточнить и расширить понятие «ресурсы управления промышленным предприятием».

В.Л. Семиков понимает под ресурсами «важнейшую часть внутренней среды любой организации. Они представляют со-

бой средства, запасы, возможности, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее целей» [14, с. 214]. Л.В. Канторович отождествляет термин ресурсы с факторами производства, означающими наличные ресурсы [19].

Согласно современному экономическому словарю: основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании [12], поэтому целесообразно уточнить понятие «конкурентный потенциал».

Потенциал — имеющийся в наличии источник, способный осуществлять определенное действие или используемый для достижения определенных целей [20]. Сторонники ресурсного подхода, такие как Д. Аакер, Г. Хамел, В. Катькало определили потенциал фирмы [2, 1, 9]. Потенциал фирмы - величина, до которой компания может увеличить и удерживать определенное время спрос на реализуемые компанией товары или услуги [10].

Наиболее полно, проблема структуры конкурентной среды поднята в трудах российского ученого Г.Л. Азоева: «Конкурентная среда предприятия, что не случайно, часто отождествляется с его маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между производителем (продавцом) и потребителем продукции». Маркетинговая среда, будучи изменчивой, глубоко затрагивает деятельность предприятия, в т. ч. его взаимодействие с конкурентами [3].

Согласно определениям конкурентной среды и потенциала фирмы целесообразно уточнить понятие конкурентный потенциал.

О.Б. Столяров определяет «конкурентный потенциал» как совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, что дает им превосходство перед конкурентами [15]. Г.В. Бережнов рассматривает его как способности к выработке и использованию ресурсов деятельности [5].

Из вышесказанного следует, что под ресурсами управления промышленными предприятиями следует понимать конкурентный потенциал управления, предназначенный для достижения целей предприятия, зависящий от факторов внутренней и конкурентной среды. Элементами ресурса управления промышленными предприятиями, рассматриваемыми как конкурентный потенциал управления являются производственный, маркетинговый, финансовый, кадровый, инновационный, инвестиционный, материальный, логистической, информационный и др.

Однако проблема ресурсов и ресурсообеспечения на промышленном предприятии недостаточно изучена, во многом представления о ресурсах остались с прежних времен и не учитывают особенности рыночных условий, при этом данная проблема нуждается как в теоретическом изучении, так и в практическом анализе. Изучение ресурсов, их состава, возможностей использования для эффективного функционирования организации в конкурентной среде является важной теоретической и прикладной задачей [13].

Согласно определению ресурсов промышленного предприятия целесообразно определить состав и характеристики ресурсов промышленного предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Состав и характеристика ресурсов промышленного предприятия

Вид ресурса Характеристика ресурсов

Маркетинговый Совокупность средств и возможностей предприятия в реализации маркетинговой деятельности [11].

Кадровый Люди с их знаниями и умениями, которые образуют производственные силы человека. Управление персоналом связано с разработкой и реализацией кадровой политики.

Финансовый Выручка и доходы необходимые для осуществления финансовой деятельности.

Материальный Материально-производственные запасы и услуги, которые составляют материальные ресурсы промышленного предприятия.

Информационный Совокупность знаний о состоянии промышленного предприятия, используемые для производства и оценки ситуации.

Инвестиционный Долгосрочные вложения капитала в объекты деятельности с целью получения дохода (прибыли).

Инновационный Организованная совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны, воспроизводство существующей научно-технической и технологической базы и возможность осуществления инновационной деятельности, а также возможность расширенного воспроизводства НИС и ее инфраструктуры [4].

Производственный Совокупность видов товаров или услуг, используемых в процессе производства или оказания услуг.

Окончание таблицы 1

Логистический

Совокупность материально-технического обеспечения, необходимого для снабжения всех видов деятельности и контроля за ними, связанными с закупкой ресурсов и доставкой готовой продукции.

Таким образом, каждый ресурс управления представляет собой совокупность средств, возможностей, т.е. конкурентный потенциал для управления отдельными видами деятельности внутри предприятия.

Для использования на практике для структуризации информации при постановке задач автоматизации управленческих систем возникла необходимость в классификации проблем управления.

Источником исследования проблем управления российскими промышленными предприятиями являются труды многих ученых и практиков (табл. 2).

Все вышеперечисленные проблемы предприятий могут быть разделены на типы в зависимости от классификационного признака: имущественный; финансовый; организационный; технологический; информационный; социальный; маркетинговый; инновационный; инвестиционный; кадровый; влияние внешней среды; логистический; согласование интересов и т.д.

Все проблемы можно объединить в одну большую, характерную для многих промышленных предприятий управленческую проблему, связанную с неэффективным управлением.

Таблица 2

Классификация проблем управления, возникающих на промышленных предприятиях по видам ресурсов

Автор Проблемы Классификационный признак

В.А. Ириков Переход на новые технологические уклады [16]. Инновационный; Технологический.

Р.Л. Дафт Большие налоги; Нехватку собственных финансовых средств на развитие; Инфляция; Отсутствие надежных правовых гарантий, нестабильность законодательства; Проблемы со сбытом продукции [7]. Финансовый; Маркетинговый; Логистический; Влияние внешней среды.

В.А. Дудко Х.Й. Фоль- мут Запаздывание реакции на ключевые события или игнорирование серии мелких [8]; сложность управляемых объектов; нехватка времени на поиск лучших решений. неопределенность будущего; старение информации [18]. Производственный; Организационный; Информационный; Влияние внешней среды.

И. Гурков, Е. Аврамов, В. Тубалов Передача инноваций и общее поддержание уровня качества по всей технологической и сбытовой цепочке; старение основных фондов; повышение временного горизонта управления [6]. Инновационный; Имущественный; Организационный.

Одной из причин его неэффективности является отсутствие единого информационного пространства, объединяющего информационные ресурсы и предоставляющего доступ к ним максимального количества специалистов. Из-за отсутствия информации менеджеры не учитывают влияния факторов конкурентной и внутренней среды, отсутствует стратегия развития промышленного предприятии, снижаются объемы производства при наличии спроса, эффективно не работают службы маркетинга, логистики и инноваций, не ведется управленческий учет, нет мотивации к изменениям у работников предприятия и т.д.

Все это отрицательно сказывается на качестве управления и, как следствие, на эффективности функционирования всего предприятия. Более того, обсуждение проблем эффективного управления в конкурентной среде приобретает масштабный характер, так как большое количество практиков и ученых решают комплекс разноплановых проблем.

Анализ проблем, возникающих в управлении промышленными предприятиями, выполненный на основе теоретических источников, позволил классифицировать их в зависимости от ресурсного признака: имущественного, финансового, организационного, технического, технологического, информационного, социального, маркетингового, инновационного, инвестиционного, кадрового, логистического, согласования интересов и т.д., что позволило разработать научно-практические рекомендации по проблемам управления промышленными предприятиями на основе управленческого анализа. Материалы исследования использованы в разработке теоретических и практических положений

адаптивного управления, в частности при постановке задач автоматизации управленческой системы промышленного предприятия.

Список литературы

1. Hame G., Prahalad C.K. Competing for the Future: Breakthrough Strategies for Seizing Control of Your Industry and Creating Markets of Tomorrow. - Boston: Harvard Business School Press, 1994. Р. 197-220.

2. Аакер Д.А. Маркетинговые исследования / Д. Аакер, В. Ку-мар, Дж. Дэй; [Пер. с англ. А. Шалек]. 7-е изд. - М.[и др.]: Питер, 2004. 840 с.

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», Б. г. (1996). 207 с.

4. Бендиков М.А. Методологические основы исследования механизма инновационного развития в современной экономике. / М.А. Бендиков, Е.Ю. Хрусталев. // Менеджмент в России и за рубежом, 2007, №2. С. 3-14.

5. Бережнов Г.В. Конкурентный потенциал предприятия. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2007. 288 с.

6. Гурков И. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий / И. Гурков, Е. Аврамова, В. Тубалов. // Вопросы экономики. 2000. № 7. С. 71-86.

7. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. -Москва: «Питер», 2000. 829 с.

8. Дудко В.А., Кузьбожев Э.Н. Динамическое моделирование финансового управления предприятием // Телекоммуникации. 2004. № 5. С. 38-42.

9. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: [монография] / В.С. Катькало; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Высш. шк. менеджмента. 2-е изд. - Санкт-Петербург: Высш. шк. менеджмента: Изд. дом Санкт-Петербургского ун-та, 2008. 546 с.

10. Митина И.Е. Бизнес = Business: Слов. англ. идиом / И.Е. Митина. - СПб.: Каро, 2001. 157 с.

11. Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 5. С. 31-41.

12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

13. Саликов Ю.А. Менеджмент: учебное пособие / Ю.А. Сали-ков. - Воронеж: ВГТА, 2008. 240 с.

14. Семиков В.Л. Теория организации. - М.: Тот, 2002. 236 с.

15. Столяров О.Б. Содержание и условия реализации конкурентоспособности в современной российской экономике // Современная экономика. Межвузовский сборник. Приложение к журналу «Экономические науки». - Москва-Казань: Казан. гос.ун-т. 2006. №6. С. 8-16.

16. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное / Под ред. академика АЕН РФ Ирикова В.А. - М.: МФТИ, 1996. 232 с.

17. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: учеб. Пособие / Н.Н. Тренев. -М.: ПРИОР, 2000. 238 с.

18. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я / Пер. с нем. // Фольмут Х.Й. Под ред. с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2002. 288 с.

19. Экономика и оптимизация / Л. Канторович, В. Лассманн, Х. Шилар и др.; отв. ред. В.Л. Макаров; АН СССР, Центр. экон.-мат. ин-т. - М.: Наука, 1990. 247 с.

20. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика», Ин-т экономики РАН; [Александрова Е.И. и др.]; гл. ред. Л.И. Абалкин и др. - М.: Экономика, 1999. 1054 с.

References

1. Hame G., Prahalad C.K. Competing for the Future: Breakthrough Strategies for Seizing Control of Your Industry and Creating Markets of Tomorrow. - Boston: Harvard Business School Press, 1994. Р. 197-220.

2. D. Aaker, V. Kumar, Dzh. Djej Marketingovye issledovanija [Marketing research]. - Piter, 2004. 840 p.

3. Azoev G.L. Konkurencija: analiz, strategija i praktika [Competition: analysis, strategy and practice]. - M.: AOZT «Centr jekonomiki i marketinga», B. g. (1996). 207 p.

4. Bendikov M.A., Hrustalev E.Ju. Metodologicheskie osnovy issledovanija mehanizma innovacionnogo razvitija v sovremennoj jekonomike [Methodological foundations of the study of the

mechanism of innovative development in the modern economy]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2007, 2. Pp. 3-14.

5. Berezhnov G.V. Konkurentnyj potencial predprijatija [The competitive potential of the enterprise]. - M.: Izdatel'stvo «Kreativnaja jekonomika», 2007. 288 p.

6. Gurkov I., Avramova E., Tubalov V. Questions of economy. 2000. № 7. P. 71-86.

7. Daft R.L.Menedzhment [Management]. - Moscow: «Piter», 2000. 829 p.

8. Dudko V.A., Kuzbozhev Je.N. Dinamicheskoe modelirovanie finansovogo upravlenija predprijatiem [Dynamic modeling of enterprise financial management]. Telekommunikacii. 2004. № 5. Pp. 38-42.

9. Kat'kalo V.S. Jevoljucija teorii strategicheskogo upravlenija [Evolution of strategic management theories]; Sankt-Peterburgskij gos. un-t, Vyssh. shk. menedzhmenta. - Sankt-Peterburg: Vyssh. shk. menedzhmenta: Izd. dom Sankt-Peterburgskogo un-ta, 2008. 546 p.

10. Mitina I.E. Biznes = Business. SPb.: Karo, 2001. 157 p.

11. Popov E.V. Potencial marketinga predprijatija [The potential of the enterprise marketing]. Marketing v Rossii i za rubezhom. 1999. № 5. Pp. 31-41.

12. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj jekonomicheskij slovar' [Modern economic dictionary]. - M.: INFRA-M, 2007. 495 p.

13. Salikov Ju.A. Menedzhment [Management]. - Voronezh: VGTA, 2008. 240 p.

14. Semikov V.L. Teorija organizacii [Organization theory]. - M.: Tot, 2002. 236 p.

15. Stoljarov O.B. Soderzhanie i uslovija realizacii konkurento-sposobnosti v sovremennoj rossijskoj jekonomike [The content and conditions of implementation of the competitiveness in the modern Russian economy]. Sovremennaja jekonomika. Mezh-vuzovskij sbornik. Prilozhenie k zhurnalu «Jekonomicheskie nauki». - Moskva-Kazan': Kazan.gos.un-t. 2006. №6. Pp. 8-16.

16. Tehnologija i opyt vyvoda predprijatija iz kriticheskogo i ban-krotnogo sostojanija v konkurentosposobnoe [Technology and experience in the conclusion of the enterprise from crisis and the bankruptcy to the state of the competitive] / Ed. Irikov V.A. - M.: MFTI, 1996. 232 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Trenev N.N. Predprijatie i ego struktura: Diagnostika. Upravlenie. Ozdorovlenie [The company and its structure: the Diagnosis. Management. Recovery]. - M.: PRIOR, 2000. 238 p.

18. Fol'mut H.J. Instrumenty kontrollinga ot A do Ja [Tools of controlling from A to Z]. - M.: Finansy i statistika, 2002. 288 p.

19. Makarov V.L., Hrustoliubova N.E., Jakovenko E.G. Spravochnik jeconomicheskogo instrumentarija [Handbook of economic instruments]. - M.: ZAO «Izdatel'stvo Jeconomika», 2003. 515 p.

20. Aleksandrova E.I. et al. Jekonomicheskaja jenciklopedija [Economic encyclopedia]. - M.: Jekonomika, 1999. 1054 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бушмелева Галина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и

анализ хозяйственной деятельности Ижевский государственный технический университет имениМ.Т. Калашникова ул. Студенческая, 7, Ижевск, 426069, Россия e-mail: bushm@list.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Bushmeleva Galina Vladimirovna, Candidate of economic Sciences, Professor of the Department accounting and analysis of economic activities

Izhevsk State economic University namedM.T. Kalashnikov 7, Studencheskaya street, Izhevsk, 426069, Russia e-mail: bushm@list.ru

Рецензент:

Дедов Л.А., д.э.н., профессор Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.