Научная статья на тему 'Классификация предприятий по уровню инвестиционной привлекательности'

Классификация предприятий по уровню инвестиционной привлекательности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лацинников Владимир Александрович

Обосновывается необходимость разработки методики определения уровня инвестиционной привлекательности предприятий и рассматривается алгоритм их классификации с целью выявления инвестиционных предпочтений инвестораI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is motivated need of the development methods the determination level investment attractiveness enterprise and is considered algorithm their categorizations purpose for the reason revealing the investment preferences of the investor.

Текст научной работы на тему «Классификация предприятий по уровню инвестиционной привлекательности»

т ТТР т ОР

Ш+й)' Й(1+<!)' | £ ДИ ^ Зем

(5)

Критерий «рентабельность инвестиций» может быть использован при оценке проектов, преследующих прежде всего финансовые цели. Расчет данного критерия рекомендуется осуществлять по формуле

т ТТР ' ОР

ПО+ау ^ (6)

Зем '

Проект следует принимать, если РИ больше единицы. Чем выше значение показателя рента-

бельности инвестиций, тем выше экономическая эффективность оцениваемого проекта.

В качестве дополнительного критерия оценки проектов совершенствования системы внутрифирменного планирования рекомендуется рассчитывать дисконтированный срок окупаемости инвестиций.

Окончательный вывод о эффективности оцениваемого проекта следует делать с учетом значимости финансовых и нефинансовых критериев для основных участников проекта.

Изложенные в статье положения по оценке эффективности могут быть использованы коммерческими предприятиями и консалтинговыми фирмами с целью обоснования целесообразности осуществления проекта совершенствования внутрифирменного планирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477)

2. Хорошилова О.В. Оценка соответствия системы внутрифирменного планирования положени-

ям современных стандартов на системы менеджмента / ж. Организатор производства № 4 2007 г.

3. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета Развития РФ (утв. Постановлением правительства РФ от 22.11.97 № 1470)

Лацинников В.А.

Классификация предприятий по уровню инвестиционной привлекательности

В связи с ростом в последнее время объемов промышленного производства и объемов товарооборота в России (рис. 1) возрастает потребность в перевозках грузов этих предприятий и организаций.

Динамика объемов перевезенных грузов в России имеет устойчивую тенденцию к росту и в 2006 г. составила 3221 млн. т. (прирост за год составил

5,3%). Если рассматривать структуру объемов перевозок по видам (рис. 2), то видно, что за все годы наибольшую долю перевозок выполнял автомобильный транспорт (включая ведомственный). Поэтому повышение эффективности и стабильности работы предприятий автомобильного транспорта напрямую влияет на общеэкономическую ситуацию в стране в целом.

4-

Инновации и инвестиции

объем промышленной продукции оборот розничной торговли

1800(Ь г 10000000

16000 // 9000000

14000 // 8000000

12000 У/ 7000000

XX - 6000000

10000 /у'

5000000

8000 -

^^^ - 4000000

6000 3000000

4000 2000000

2000 0 .....^^....... 1000000 0

1970197519801985199019951996199719981999 2000 2001 2002 2003 20042005 2006

-■"оборот розничной торговли, млн. руб.

объем промышленной продукции, млн. руб.

Рис. 1 Динамика объемов промышленного производства и оборота розничной торговли в России [1]

¡■И

„ш.п.п.п.п.п.п.п.п.п.п.

1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 годы

□ железнодорожный транспорт ■ автомобильный (включая ведомственный) транспорт

□ внутренний водный транспорт ■ трубопроводный транспорт

Рис. 2 Структура объема перевезенных грузов транспортом общего пользования по видам транспорта в России [1]

Одной из важнейших характеристик стабильного роста любого предприятия является динамика инвестиционной привлекательности предприятий, от которой зависит уровень и качество принадлежащих предприятию активов, структура источников их финансирования, способность активов генерировать прибыльные продажи, обеспечивать качество и темпы роста прибыли, а также надлежащий уровень производственного и финансового риска.

На сегодняшний момент в России в целом проблема создания адекватной системы рейтинговых оценок инвестиционной привлекательности предприятий достаточно остро встает перед многими хозяйствующими субъектами (инвесторы, банки, органы власти и т. д.). Растущее разнообразие публикуемых рейтингов инвестиционной привлекательности предприятий в российской практике не облегчает выбор заинтересованного субъекта, так как официальные рейтинги инвестиционной привлека-

тельности предприятий зачастую составляются без учета прогноза финансового состояния, и фиксируют только текущее финансовое положение. [2]

Таким образом, необходимость разработки методики определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия обусловлена недостаточной распространенностью и невысокой практичностью существующих методик в условиях российской действительности и позволит решить следующие задачи:

— повысить информационную открытость, инвестиционную привлекательность автотранспортных предприятий региона;

— повысить эффективность управления со стороны руководителей предприятий и государственных органов власти;

— своевременно выявить негативные тенденции в финансовом положении отдельных предприятий региона в целом.

Один из современных подходов к построению рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий относится к разработке инструментальных методов, ориентированных на портфельные инвестиции. Другой подход включает методы, ориентированные на прямые инвестиции и основанные на фундаментальном анализе.

Существующие подходы к построению рейтинга инвестиционной привлекательности направлены на повышение точности рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности предприятия и основываются на методах технического анализа, фундаментального анализа, на выявлении эмпирических закономерностей, методах математической статистики, обработки больших массивов информации, нечеткой логики, нейросетевого моделирования и др.

В целом после изучения большинства существующих методик можно сказать, что на настоящий момент не существует методики классификации предприятий по уровню инвестиционной привлекательности, которая была бы достаточно легко реализуема широким кругом пользователей и учитывала важнейшие характеристики предприятия, прогноз его финансового состояния и отраслевую принадлежность.

Методика классификации предприятий по уровню инвестиционной привлекательности включает укрупнено следующие этапы:

1. Типологизация предприятий по сумме основных фондов.

2. Расчет уровня инвестиционной привлекательности предприятия в динамике.

3. Определение принадлежности предприятия к категории инвестиционного риска.

4. Выявление тенденций изменения инвестиционной привлекательности предприятия.

5. Ранжирование предприятий внутри первоначально выделенных секторов и выявление инвестиционных предпочтений инвестора.

Первый этап предлагаемой методики включает укрупненную разбивку предприятий на группы в зависимости от типа (например, для автотранспортных предприятий — грузовые, пассажирские и смешанные) и от суммы основных фондов, которыми оно располагает (разбиение на крупные, средние и мелкие).

В рамках второго этапа предлагается методика классификации предприятий по уровню инвестиционной привлекательности, включающая исследование и оценку следующих категорий: финансовое состояние; уровень долговой нагрузки; рыночные позиции; динамика развития; уровень менеджмента. Причем в методике предлагается учитывать, что состав показателей для расчета каждой категории инвестиционного потенциала АТП может изменяться.

Финансовое состояние АТП предлагается оценивать путем расчета следующих показателей: структура доходов и затрат; динамика прибыли; коэффициент финансовой независимости; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; рентабельность перевозок; коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности; соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; коэффициент реального имущества и др.

Уровень долговой нагрузки предлагается оценивать с помощью следующих показателей: уровень кредитоспособности; коэффициент покрытия обязательств собственными средствами; отношение объема долга к денежному потоку; доля заемных средств в структуре баланса; коэффициент текущей ликвидности; структура долговых обязательств; уровень налогового бремени; коэффициент просроченной задолженности и др.

Оценка рыночной позиции предприятия осуществляется с помощью следующих показателей: качество услуги; спрос на оказываемые услуги по перевозкам; доля предприятия на рынке; уровень конкуренции и др.

Динамика развития АТП характеризуется такими показателями, как темп роста расходов предприятия; темп роста доходов предприятия; динамика основных финансовых и производственных показателей и др.

Уровень менеджмента предлагается оценить с помощью следующих критериев: структура собственников; качество управленческого персонала; уровень его подготовки; уровень износа основных средств; частота выплачиваемых дивидендов; темп роста прибыли; выполнение миссии предприятия и др.

Уровень инвестиционной привлекательности предприятия укрупнено предлагается определять с помощью таблицы 1.

Таблица 1

Исходная таблица определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия

Наименование показателя Границы показателя Оценка показателя в баллах Вес показателя в долях Уровень показателя

Группы показателей Финансовое состояние АТП г п ¿и 2 = гп ' ¿п

Г12 ^12 Ъ = ГП ¿12

ГУ Ъ = ги

Суммарное значение группы Вес группы = к = (2 ги ■ ¿у-к,

Уровень долговой нагрузки Г 21 ¿21 2 = Г21 ' ¿21

Г 22 ¿22 2 = Г22 ' ¿22

2/ ¿2/ 2 = ГЪ ' ¿2/

Суммарное значение группы Вес группы = к2 = (2 г2; • ¿у • к2

Оценка рыночной позиции предприятия V 31 ¿31 2 = Г31 ' ¿31

Г32 ¿32 2 = Г32 ' ¿32

Г3( ¿з, 2 = г • 3/ 3/

Суммарное значение группы Вес группы = къ = (2 Г3; • ¿у • К3

Динамика развития АТП V ' 41 ¿41 2 = Г41 ' ¿41

V ' 42 ¿42 2 = Г42 ' ¿42

Г л 4/ 4/ 2 = гй. ■ ай. 41 41

Суммарное значение группы Вес группы = кА = (2 г4; • • к4

Уровень менеджмента Г ' 51 ¿51 2 = Г51 ' ¿51

Г52 ¿52 Е = Г52- ¿52

Г51 ¿5, 2 = г • а 51 51

Суммарное значение группы Вес группы = к5 = (2 г5. • ¿у • к5

Уровень инвестиционной привлекательности предприятия = 2 (2 г.. • а.) • к. 4 И 11/ 1

Следует сказать, что показатели, включенные в каждый из критериев оценки инвестиционной привлекательности имеют разные единицы изменения и для включения их в вышеприведенную формулу необходимо привести их в сопоставимый вид. Такую процедуру предлагается осуществлять с помощью экспертных методов, которые позволяют привести не только к единому измерителю, но и заключить полученные значения в диапазон от нуля до единицы.

Третьим этапом рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности является определение принадлежности предприятия к одной из категорий инвестиционных рисков.

Группа А — от 0,75 до 1,00. Риск вложений минимален. Состояние АТП стабильно в такой степени, что даже возможные изменения макроэкономической ситуации не повлияют на его платежеспособность, кредитоспособность, инвестиционную привлекательность. Вложенные инвестиционные ресурсы находятся в наибольшей безопасности и принесут ту прибыль, которая допускается существующими ставками.

Группа Б — от 0,5 до 0,75. Инвестиционный риск существует или может возникнуть. Состоя-

На четвертом этапе производится анализ существующей тенденции изменения уровня инвестиционной привлекательности анализируемых предприятий. В случае, если имеется устойчивая тенденция к снижения показателя, то такое пред-

ние АТП стабильно, краткосрочная платежеспособность вне опасности, но при изменении внешних экономических условий могут возникать риски, т.е. состояние зависит от внешних условий. Это могут быть изменения экономической конъюнктуры, состояния спроса и предложения, законодательства и других условий, на которые субъект не может оказывать влияния, но сам от них зависит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа В — от 0,25 до 0,5. Высокий уровень потери вложений. Вкладывать инвестиционные ресурсы опасно, риск потери существует или может усилиться. Состояние АТП недостаточно стабильно, краткосрочная платежеспособность вызывает сомнения, существует зависимость (в той или иной степени) от изменении внешних экономических условий.

Группа Г — от 0 до 0,25. Угрожающий уровень инвестиционного риска. Вкладывать сюда деньги было бы неразумно. Состояние АТП опасное, оно нестабильно, платежеспособность не обеспечена, риск потерь или задержек платежей в той или иной степени практически неизбежен.

Для удобства анализа уровня инвестиционной привлекательности в динамике авторами разработана следующая таблица 2.

приятие не учитывается на следующем этапе методики.

На пятом этапе осуществляется ранжирование предприятий внутри первоначально выделенных секторов и выявление инвестиционных предпочтений инвестора внутри каждой группы.

Таблица 2

Анализ динамики инвестиционной привлекательности предприятий

Группы предприятий (первый этап методики) Наименование предприятия Наименование показателя годы

Уровень инвестиционной привлекательности

Категория риска вложений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российский статистический ежегодник. 2. Щиборщ К.В. Оценка инвестиционной при-

2007: Стат. Сб. / Росстат. М.: 2007. 825 с. влекательности предприятий // Банковские Техно-

логии, № 4, 2000 (ноябрь).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.