Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Часть 1'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая безопасность / правовые средства / природоохранная деятельность / экологическое нормирование / природоохранные требования / Ecological security / legal instruments / environmental protection / ecological regulation / conservational requirements

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна

Вопросы обеспечения экологической безопасности на современном этапе являются достаточно значимыми, что подтверждается непрекращающимися спорами в научной литературе о соотношении понятий «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности». В законодательной дефиниции «охрана окружающей среды» указаны три направления природоохранной деятельности: 1) сохранение и восстановление природной среды; 2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; 3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий. В результате интерпретации понятия «экологическая безопасность» приходим к выводу о том, что сама дефиниция определяет цель и задачи третьего направления природоохранной деятельности. В статье представлена классификация правовых средств природоохранной деятельности, выделены специальные и общие юридические средства. Специальные правовые средства обеспечения экологической безопасности представлены двумя группами: меры предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и меры ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of legal instruments aimed to ensure ecological security in the system of environmental protection

Issues of ensuring ecological security at the present stage are rather significant, as evidenced by ongoing disputes in scientific literature on the relationship of the terms “ecological security" and “ensuring of ecological security", “ecological security" and “ensuring of ecological security". The legal definition of the term “environmental protection" lists three areas of conservational activity: 1) conservation and rehabilitation of the environment; 2) rational use and restoration of natural resources; 3) prevention of the negative impact of economic and other activity on the environment, and impact management. As a result of interpreting the term “ecological security" we arrive to the conclusion that the definition itself identifies the purpose and the objectives of the third area of conservational activity. The article presents a classification of legal instruments of environmental protection, special and universal legal instruments are highlighted. Special legal instruments of ensuring environmental security are presented in two groups: measures of prevention of the negative impact on the environment, and measures of managing the consequences of the negative impact on the environment.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Часть 1»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_157 УДК 349

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Часть 1* Classification of legal instruments aimed to ensure ecological security in the system of environmental protection

ЯКОВЛЕВА Татьяна Афанасьевна,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона юридического факультета Северо-Восточного федерального университета. 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

Yakovleva Tatyana Afanasyevna,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Chair of Arctic Law and Law of the Countries of the Asia-Pacific Region Faculty of Law of the North-Eastern Federal University. 677007, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. E-mail: tanyakovleva@mail.ru

Краткая аннотация. Вопросы обеспечения экологической безопасности на современном этапе являются достаточно значимыми, что подтверждается непрекращающимися спорами в научной литературе о соотношении понятий «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности». В законодательной дефиниции «охрана окружающей среды» указаны три направления природоохранной деятельности: 1) сохранение и восстановление природной среды; 2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; 3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий. В результате интерпретации понятия «экологическая безопасность» приходим к выводу о том, что сама дефиниция определяет цель и задачи третьего направления природоохранной деятельности. В статье представлена классификация правовых средств природоохранной деятельности, выделены специальные и общие юридические средства. Специальные правовые средства обеспечения экологической безопасности представлены двумя группами: меры предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и меры ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.

Abstract. Issues of ensuring ecological security at the present stage are rather significant, as evidenced by ongoing disputes in scientific literature on the relationship of the terms "ecological security" and "ensuring of ecological security", "ecological security" and "ensuring of ecological security". The legal definition of the term "environmental protection" lists three areas of conservational activity: 1) conservation and rehabilitation of the environment; 2) rational use and restoration of natural resources; 3) prevention of the negative impact of economic and other activity on the environment, and impact management. As a result of interpreting the term "ecological security" we arrive to the conclusion that the definition itself identifies the purpose and the objectives of the third area of conservational activity. The article presents a classification of legal instruments of environmental protection, special and universal legal instruments are highlighted. Special legal instruments of ensuring environmental security are presented in two groups: measures of prevention of the negative impact on the environment, and measures of managing the consequences of the negative impact on the environment.

Ключевые слова: экологическая безопасность, правовые средства, природоохранная деятельность, экологическое нормирование, природоохранные требования.

Keywords: Ecological security, legal instruments, environmental protection, ecological regulation, conservational requirements.

Для цитирования: Яковлева Т.А. Классификация правовых средств обеспечения экологической безопасности в системе природоохранной деятельности. Часть 1 // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 157-160. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_157.

For citation: Yakovleva T.A. Classification of legal instruments aimed to ensure ecological security in the system of environmental protection // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 157-160. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_157.

Статья поступила в редакцию: 13.10.2023

Для любого научного исследования важным является анализ доктринальных подходов к определению той или иной правовой категории. Для нашего исследования необходимо определить содержание, соотношение понятий «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности», их взаимосвязь в системе природоохранной деятельности. В юриспруденции правовые дефиниции рассматриваются как «семантическое ядро, благодаря которому функционирует правовая норма», как «нормативные правовые предписания особого типа, характеризующиеся набором содержательных, формальных и функциональных черт» [1, с. 66]. При этом все они взаимосвязаны между собой и образуют систему понятийного аппарата права [2, с. 38].

Законодательная дефиниция «экологическая безопасность» как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, закреплена в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об охране окружающей среды». Д.С. Валиева акцентирует внимание на том, что «в сформулированном определении из всех элементов, составляющих содержание окружающей среды, законодатель в качестве объекта экологической безопасности выделил только природную среду», и считает необходимым указать «и иные компоненты окружающей среды» [3, с. 87]. Согласно законодательной дефиниции окружающая среда состоит из природной среды и антропогенных объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей. Нормы экологического права не действуют в пределах антропогенных объектов, поэтому предметом экологической безопасности обозначено состояние природной среды.

" Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 21-510-22001 «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в Арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика» (ФДНЧ_а).

На отсутствие единого взгляда на правовую природу понятия «экологическая безопасность» указывает Н.А. Кравченко и считает, что «законодатель зачастую не разграничивает категории «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды», замещая одни обеспечительные меры другими, и используя одну категорию, как неотъемлемую часть другой» [4, с. 457]. С.А. Боголюбов указывает, что «до сих пор остаются неясными различия между природопользованием и охраной окружающей среды, с одной стороны, и экологической безопасностью, с другой» [5, с. 158].

В.К. Быковский, поддерживая позицию М.М. Бринчука, предлагает рассматривать экологическую безопасность как деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, отвечающую интересам сохранения благоприятной окружающей среды, а также по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц [6, с. 93]. В толковых словарях значение слова «безопасность» раскрывается как «положение, при котором не угрожает опасности чему-нибудь, кому-нибудь» [7, с. 186]; «положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения», «не угрожающий опасностью», «быть в безопасности» [8, с. 19]. Следовательно, как справедливо сказано Б.В. Агафоновым и Д.А. Игнатьевым, понятие «экологическая безопасность» не может совпадать с понятием «охрана окружающей среды» [9, с. 225].

Согласно законодательной дефиниции, охрана окружающей среды представляет деятельность субъектов права, направленную на: 1) сохранение и восстановление природной среды; 2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; 3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий. Эти три направления природоохранной деятельности объединяет одна цель - сохранение природной среды, качество которой обеспечивает благоприятную окружающую среду. Третье направление природоохранной деятельности предопределяет состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Следовательно, экологическая безопасность - одна из задач (целей) природоохранной деятельности.

Во многих исследованиях авторы интерпретируют понятие «экологическая безопасность» в рамках функционального подхода (ее обеспечения). По мнению Е.А. Суховой, «на практике ввиду нечеткости формулировки оно (понятие «экологическая безопасность») вызвало различное толкование, в связи с чем подвергается обоснованной критике и не способствует развитию правового обеспечения этой сферы» [10, с. 176, 181].

По мнению Р.М. Ахмедова, Ю.А. Ивановой, Р.Н. Мородумова, «обеспечение экологической безопасности должно стать самоцелью в текущей деятельности государственной власти» [11, с. 110]. Более точно определено Н.А. Кравченко - «в законодательной дефиниции отражена цель и содержание государственной политики в области охраны окружающей среды» [4, с. 456].

Как справедливо считает В.К. Быковский, «в науке возникла потребность проанализировать соотношение понятий «обеспечение экологической безопасности» и «экологическая безопасность», и приходит к выводу, что понятие обеспечения экологической безопасности близко по содержанию к понятию охраны окружающей среды [6, с. 93].

Есть ли необходимость в выделении отношений по обеспечению экологической безопасности? М.М. Бринчук утверждает, что «нет оснований для выделения таких отношений, как отдельной группы, регулируемых экологическим правом, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды» [12, с. 22; 4, с. 445].

С такой позицией трудно согласиться по следующим основаниям. Как было сказано выше, анализ правовых институтов ФЗ «Об охране окружающей среды», показывает, что предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация его последствий, является одним из направлений природоохранной деятельности (охраны окружающей среды). Следовательно, законодательная дефиниция «экологическая безопасность» определяет цель и задачи одного из направлений природоохранной деятельности субъектов права.

Как отмечает И.А. Чеботарева, понятие «правовое обеспечение» широко употребляется в правовой науке и чаще всего его используют, «не предпринимая попыток дать четкое определение, т.е. как понятие не нуждающееся в этом»; «лишь некоторые авторы считают необходимым раскрыть содержание термина...», «общим для всех является увязка правового обеспечения с правовым воздействием» [13, с. 121]. Аналогичное мнение высказано А.Н. Арзамаскиным: термин «правовое обеспечение» достаточно распространен на практике, «однако в теории права он до сих пор не получил должного отражения». Им предложено рассматривать «правовое обеспечение» как «научно обоснованную, последовательную систему правовых и иных средств, при помощи которых гражданское общество и государство осуществляет воздействие на общественные отношения, исходя из очередности задач, возникающих перед обществом и целей, которые они преследуют» [14, с. 49-50].

Г.С. Беляева, Р.Р. Палеха, Н.У. Ярычев, рассматривая подходы теоретиков права о понятии и содержании правового воздействия, приходят к выводу, что на сегодняшний день присутствует понимание правового воздействия через процесс влияния права и правовых средств на общественные отношения, сознание, поведение людей [15, с. 57].

Следует согласиться с позицией И.А. Чеботаревой, которая, анализируя теоретические подходы в современной юридической науке, выводит общие моменты понятия «правовое обеспечение»: 1) это юридическая деятельность, 2) имеет целенаправленный и правомерный характер, 3) требует соблюдения определенного порядка, 4) осуществляется только компетентными институционными образованиями [13, с. 122].

В результате сравнительно-сопоставительного анализа законодательных дефиниций «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность» нами выделены следующие задачи природоохранной деятельности: 1) сохранение и восстановление природной среды, 2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, 3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельно-

сти на природную среду и ликвидация его последствий (экологическая безопасность) (таблица 1).

Под негативным воздействием на окружающую среду законодатель понимает воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно законодательной дефиниции, экологический риск - это вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации как техногенного, так и природного характера могут быть вызваны хозяйственной и иной деятельностью человека. Предотвращение экологических рисков -гарантирует состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (минимизация экологических рисков) - одна из задач обеспечения экологической безопасности, а ликвидация последствий негативного воздействия на природную среду (НВОС) - следующая (таблица 1).

Таблица 1. Задачи природоохранной деятельности

Экологическая безопасность наряду с общественной, пожарной, биологической, промышленной, радиационной и другими видами безопасности обеспечивает благоприятную окружающую среду. Обеспечение экологической безопасности можно рассматривать как процесс, гарантирующий эффективное выполнение задачи в области охраны окружающей в целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (минимизации экологических рисков), ликвидации их последствий посредством системы правовых и иных средств, предусмотренных законодательством.

В правовой науке до сих пор отсутствует единство в понимании содержания и перечня правовых средств. Как отмечает А.В. Мильков, проблема определения понятия «правовые средства» стоит достаточно остро, поскольку нередко его употребление произвольно, не подкреплено соответствующим анализом и не дает четкого представления о его смысловых границах [16, с. 113]. На сегодняшний день в доктрине права остаются актуальными понятия, представленные С.С. Алексеевым, Б.И. Пугинским.

С.С. Алексеев рассматривал правовые средства «как объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу», «функциональные инструменты юридического воздействия на общественные отношения, закрепленные и регламентированные в правовых институтах». При помощи системы правовых средств осуществляется правовое регулирование «реально выражающих саму материю писанного права как нормативного институционального образования - регулятора» и «обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения», «фрагменты правовой действительности, рассматриваемые под углом зрения их функций, их роли как инструментов юридического воздействия» [17, с. 223].

Б.И. Пугинский под правовыми средствами понимал «сочетание (комбинацию) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению этих целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества» [18, с. 87].

С.Ю. Филиппова определяет правовые средства как «инструменты, предназначенные, пригодные и достаточные для достижения правовой цели» [19]. В доктрине права система правовых средств является ключевым элементом для определения таких категорий как «правовое регулирование», «механизм права» [17, 20].

С.С. Алексеев считал, что «вопрос правовых средств не столько вопрос их обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе - их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач» [17, с. 223].

Все рассмотренные выше подходы и понятия правовых средств объединяет достижение определенного результата, достижение целей и задач права. Следовательно, система правовых средств - это комплекс целенаправленных правовых мер, система юридически значимых действий, совершаемых субъектами, регламентированные законодательством и влекущие за собой определенные правовые последствия для решения конкретной задачи.

Библиография:

1. Вопленко Н. Н., Давыдова М. Л. Правовые дефиниции в современном российском законодательстве // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Право. 2001. № 1. С. 64-71.

2. Абрамова А. И. Правовые понятия в общем цикле развития российского законодательства // Журнал российского права. 2017. № 11. С. 34-42.

3. Валиева Д.С. Понятие экологической безопасности и проблемы его формализации в Российском законодательстве // Вестник Поволжского института управления. 2009. № 1. С. 83-90.

4. Кравченко Н.А. Экологическая безопасность: проблемы правовой интерпретации // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. Т. 6 (72). № 1. С. 453-464.

5. Боголюбов С.А. Стратегия и тактика законотворчества при реализации современной экологической политики России // Юридическая техника. 2015. № 9. С.

155-163.

6. Быковский В.К. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 2 (7). С. 90-98.

7. Толковый словарь по охране природы. М., 1995. С. 186.

8. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М.: Рус.яз., 2001. 882 с.

9. Агафонов Б.В., Игнатьев Д.А. Особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 5 (90). С. 221-235. DOI: 10.17803/1994-1471-2018.90.5-2210235.

10. Сухова Е.А. Содержание и структура понятия обеспечения экологической безопасности // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 2 (16). С. 175-181. DOI: 10.19073/2658-7602-2019-2-16-175-181.

11. Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А., Мородумов Р.Н. К вопросу об экологической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4. С 108-110. DOI: 10.24411/2414-3995-2019-10224.

12. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологической безопасности // Государство и право. 1998. № 9. С. 21-29.

13. Чеботарева И.А. «Правовая инфраструктура» и «правовое обеспечение» как юридические категории // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. № 4. С. 121-125.

14. Арзамаскин А.Н. Определение понятия «правовое обеспечение»: постановка проблемы // Наука и школа. 2016. № 6. С. 47-51.

15. Беляева Г.С., Палеха Р.Р., Ярычев Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи // Право и государство: теория и практика. 2020. № 4 (184). С. 55-57.

16. Мильков А.В. К определению понятия «правовые средства» // Бизнес в законе. 2009. № 1. С.113-115.

17. Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1995. 320 с.

18. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юридическая литература, 1984. 224 с.

19. Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М., 2011 // СПС «КонсультантПлюс».

20. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004., 245 с.

References:

1. Voplenko N. N., Davydova M. L. Legal definitions in modern Russian legislation // Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. I. Lo-bachevsky. Ser.: Pravo. 2001. No. 1. pp. 64-71.

2. Abramova A. I. Legal concepts in the general cycle of development of Russian legislation // Journal of Russian Law. 2017. No. 11. pp. 34-42.

3. Valieva D.S. The concept of environmental safety and the problems of its formalization in Russian legislation // Bulletin of the Volga Region Institute of Management. 2009. No. 1. pp. 83-90.

4. Kravchenko N.A. Environmental safety: problems of legal interpretation // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2020. Vol. 6 (72). No. 1. pp. 453-464.

5. Bogolyubov S.A. Strategy and tactics of lawmaking in the implementation of modern environmental policy of Russia // Legal technique. 2015. No. 9. pp. 155-163.

6. Bykovsky V.K. Environmental safety in the national security system of the Russian Federation // International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. 2016. No. 2 (7). pp. 90-98.

7. Explanatory dictionary on nature protection. M., 1995. p. 186.

8. Lopatin V.V., Lopatina L.E. Russian explanatory dictionary. M.: Rus.yaz., 2001. 882 p

9. Agafonov B.V., Ignatiev D.A. Features of the conceptual apparatus of environmental protection and environmental safety in use subsurface resources in the legislation of the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2018. No. 5 (90). pp. 221-235. Doi: 10.17803/1994-1471-2018.90.5-2210235.

10. Sukhova E.A. The content and structure of the concept of environmental safety // Siberian Law Review. 2019. No. 2 (16). pp. 175-181. DOI: 10.19073/2658-76022019-2-16-175-181.

11. Akhmedov R.M., Ivanova Yu.A., Morodumov R.N. On the issue of environmental safety // Bulletin of Economic Security. 2019. No. 4. From 108-110. DOI: 10.24411/2414-3995-2019-10224.

12. Brinchuk M.M. On the conceptual apparatus of environmental safety // State and law. 1998. No. 9. pp. 21 -29.

13. Chebotareva I.A. "Legal infrastructure" and "legal support" as legal categories // Bulletin of the Khakass State University named after N.F. Katanov. 2013. No. 4. pp.

121-125.

14. Arzamaskin A.N. Definition of the concept of "legal support": statement of the problem // Science and school. 2016. No. 6. pp. 47-51.

15. Belyaeva G.S., Palekh R.R., Yarychev N.U. Legal impact and legal regulation: dialectics of interrelation // Law and the State: theory and practice. 2020. No. 4 (184).

pp. 55-57.

16. Milkov A.V. On the definition of the concept of "legal means" // Business in law. 2009. No. 1. pp.113-115.

17. Alekseev S.S. Theory of law. M.: Publishing House BECK, 1995. 320 p.

18. Puginsky B.I. Civil law means in economic relations. M.: Legal literature, 1984. 224 p.

19. Filippova S.Yu. Private legal means of organizing and achieving legal goals. M., 2011 // SPS "ConsultantPlus".

20. Theory of State and law: course of lectures / edited by N.I. Matuzov, A.V. Malko. M., 2004., 245 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.